Что такое индуизм

4. Средневековая литература индуизма

4.1. Вайшнавская гимны «Дивья-прабандха»

«Дивья-прабандха» представляет собой сборник из 4000 стихов, составленное в V — VIII веках двенадцатью Альваро. В известной на сегодняшний день форме «Дивья-прабандха» была составлена ​​Натхамуни в IX — X веках. Натхамуни собрал разрозненные отрывки произведения воедино и создал из них антологию. Эти гимны Альваро, в которых воспевается слава Вишну в различных его формах и ипостасях, широко используются вайшнавы в современном индуизме. Альваро воспевали эти гимны в различных святых местах, которые известны как дивья-Дешам.

В Южной Индии, особенно в Тамил Наду, «Дивья-прабандха» по значимости приравнивается к Веда и поэтому называется Дравиды-веда

Во многих храмах, таких как Шрирангам, повторение и воспевание «Дивья-прабандха» является важной частью ежедневного ритуала. Наиболее значимыми среди 4000 стихов признаются 1100, которые известны как «Тира-Ваймора»

Они были составлены Наммальваром с Тирукуругура.

4.2. Шиваистськи гимны «Теварам»

«Теварам» это сборник гимнов Шива-бхакти, составленных в VI — VIII веках тамильском языке тремя шиваистськимы авторами. Считается, что гимны «Теварам» вдохновили движение бхакти по всей Индии.

4.3. Другие принадлежности

К другим известным текстам индуизма относятся писания, принадлежащие к школе бхакти-йоги (любви и преданности Богу), такие как «Рамачаритаманаса» авторства Тулсидаса, «Гитаговинда» Джаядева (лирическая поэма о любовных лилахы Кришны и его возлюбленной Радха), комментарии Шанкар и др. Ачарьив — девять книг Рамануджи чарьи, включая «Шри-бхашья», комментарии Мадхвы чарьи и «Дэви-махатмья» (прославление Дэви, Верховной Богини-матери в Шактизми, которая проявляется в разных ипостасях, таких как Шакти, Дурга, Парвати и др.).

Основные положения религии

Все индуисты независимо от течений признают авторитет Вед, которые именуются словом шрути (услышанное). Всего существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. На основе четырех вед, был написан вторая часть священного канона индуистов, которая носит название смрити. К смрити относят: Дхармашастры, Ихтихасы (среди которых две важнейшие Махабхарата и Рамаяна), Пураны, Веданга и Агамы. Разные течения индуизма, считают не все тексты смрити священными.

Однако подавляющее большинство индуистов верит, что все живые существа, или, по крайней мере, человек наделен духовной сущностью (дживой) душой, которая связана с богом-создателем (большинство индуистов считают, что богом творцом был Вишну). После смерти человека, душа может переселиться в тело иного человека, или в тело животного, или даже в неживую материю. Таким образом, круговорот переселения душ из одного в тела в другое индуисты именуют сансарой.

Освободить душу из кольца сансары возможно вследствие духовного перерождения, просветления, которая носит разные названия (чаще всего мокша, или нирвана). Добиться благоприятного перевоплощения, или нирваны, возможно через очищения кармы. Карма – это совокупность всех действий человека: умственных, физических и вербальных.

Стоит отметить, что индуизм считается религией с самым большим количеством богов, минимум существует три тысячи богов. Три тысячи лет назад главнейшими богами в Индии считались Индра и Брахма, но с начала Средневековья, статус ведущих богов индуизма захватили Вишну и Шива.

Что такое индуизм

Смартизм

Основная статья: Смартизм

«Ом»

Последователи смартизма имеют полную свободу выбора в отношении того, какому деве или форме Бога им поклоняться. Характерной чертой смартизма является поклонение пяти богам (панча-упасана) или панча-девата как личностным формам безличного Абсолюта, Брахмана. Смарты принимают и поклоняются шести проявлениям Бога:

  • Ганеша
  • Шива
  • Шакти
  • Вишну
  • Сурья
  • Сканда

Какой из форм Бога поклоняться — личный выбор каждого последователя смартизма, ибо все различные проявления Бога рассматриваются как совершенно одинаковые. Традиция смарты представляет собой либеральное и эклектическое направление индуизма.

Именно смартизм до конца XX века являлся преобладающей формой индуизма на Западе — верования смарты включают в себя адвайту, и первым индусом, который вложил заметный вклад в проповедь индуизма на Западе, был последователь адвайты Свами Вивекананда. Только во второй половине XX века, такие гуру как Бхактиведанта Свами Прабхупада, и другие, принесли на Запад также и вайшнавизм. В отличие от традиций смарты и адвайты, вайшнавизм и шиваизм следуют концепции Единого Бога — либо панентеистического монотеизма, либо панентеистического монизма.

Священные тексты

Издревле литературные писания, имевшие значение святыни, имели стихотворную форму и передавались из уст в уста, поскольку так легче было запомнить их содержание. Тексты священных писаний записывались на санскрите. Как правило, их разделяют на 2 таких вида: Шрути и Смрити.

Шрути

Принято считать, что Шрути — это откровения бога, переданные через святых мудрецов, дословно переводится как «услышанное». Шрути называют четыре самых главных «Веды»:

  • «Ригведа» — самое древнее известное ведийское писание;
  • «Самаведа»;
  • «Яджурведа»;
  • «Атхарваведа».

Что такое индуизм В свою очередь, каждая книга священного писания разделяется на 4 части:

  • «Самхиты» — мантры со священным содержанием, составляющие основу каждой «Веды»;
  • «Брахманы»;
  • «Араньяки»;
  • «Упанишады».

Смрити

Это вид священных писаний, к которому относят эпические поэмы индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата»

Согласно исследованиям ученых, в «Махабхарата» содержится суть всех «Вед», переданная в виде философских наставлений Кришну воину Арждуне, являвшемуся принцем, перед началом важной битвы. «Рамаяна» рассказывает историю Рамы и плена его жены Ситу

В виде аллегорического повествования с философским смыслом поданы темы человеческого существования и дхармы. К Смрити еще относят «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные наставления последователям индуизма.

Вселенная и наивысшая реальность.

Священные книги индуистов содержат несколько разных описаний происхождения и устройства Вселенной. Согласно одной теории, в начале бог-демиург Брахма образовал мир из первичной материи. Согласно другой, мир явился готовым из золотого зародыша. Согласно третьей, все в мире создано из сущности универсального духа, Брахмана. В физическом плане Вселенная имеет форму яйца и делится на 14 регионов, где Земля – седьмая сверху.

Вселенная существует в циклическом времени. Всякое событие уже некогда происходило, повторится оно и в будущем. Эта теория касается не только череды перевоплощений отдельного человека, но также истории общества, жизни богов и эволюции всего космоса.

Наименьшей единицей индуистского космического цикла является юга, или мировой век. Существуют четыре юги, каждая из которых короче предыдущей, что соответствует убыванию дхармы морального порядка во Вселенной. Крита юга, эра совершенства, длится 1 728 000 лет; трета юга, в которой дхармауменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти предыдущей – 1 296 000 лет; двапара юга, где от дхармы остается только половина, длится 864 000 лет; последняя эра, кали юга, в которой только четверть начальной дхармы, продолжается 432 000 лет. Нынешняя эра – кали юга – началась в пятницу 18 февраля 3102 до н. э. Завершение кали юги ознаменуется распадом социальных классов, прекращением богопочитания, распространением неуважительного отношения к священному писанию, мудрецам и моральным принципам. Когда эти явления возобладают, настанет конец юги, сопровождаемый наводнением, пожаром и войной, вслед за чем начнется новый цикл из четырех юг, именуемый махаюга, или великая юга, который продлится следующие 4 320 000 лет.

Тысяча махаюг, т.е. 4 320 000 000 лет, составляют одну кальпу – один день в жизни бога Брахмы. В конце каждого такого дня вся материя вселенной поглощается универсальным духом, и в течение ночи Брахмы, которая длится также одну кальпу, материя существует только в потенции, как возможность своего восстановления. На заре каждого дня Брахма является из лотоса, растущего из пупа бога Вишну, и материя формируется вновь. Мы живем в первый день 51 года Брахмы. Его год состоит из 360 подобных дней и ночей, живет же Брахма 100 лет. После этого вселенная полностью распадается, совершенно утрачивает существование и остается в таком состоянии на протяжении следующего столетия Брахмы. Затем Брахма возрождается, и начинается цикл протяжением в 311 040 000 000 000 лет.

В этом постоянно эволюционирующем, вечно повторяющем себя индуистском космосе имеется лишь одна постоянная сущность, Брахман, универсальный дух, заполняющий пространство и время. Все другие сущности, такие как материя и ум, суть эманации Брахмана, а потому представляют собой майю, или иллюзию. Брахман есть абсолют – неделимый, не подверженный изменениям, безличностный, не имеющий пола, возвышающийся над понятиями добра и зла. В силу всеобъемлющей и всепроникающей природы Брахмана атман, мировая душа, рассматривается как неотделимая частица Брахмана. Более того, Брахман и есть атман, и только завеса майи, иллюзорного мира чувственных восприятий, мешает человеку понять это тождество.

Вишну

чаще всего предстает в роли Охранителя, в отличие от Творца – Брахмы и от разрушителя Шивы. По верованиям своих почитателей, вайшнавов, Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы. Изображения Вишну обыкновенно темно-синего цвета, он четверорук и в каждой из рук держит по символу: морскую раковину, диск, булаву, лотос. Иногда Вишну изображают возлежащим на кольцах огромного многоглавого змея, Ананты, вместе со своей супругой Лакшми, богиней процветания, сидящей у его ног, а из пупа Вишну произрастает лотос с Брахмой. В других случаях Вишну изображают верхом на Гаруде – птице, которая служит ему средством передвижения. Аватары Вишну – это Рыба, Черепаха, Вепрь, Человеколев, Карлик, Рама с топором, Рама, Кришна, Будда и Калкин (последний еще не явился). Включение Будды в число аватар Вишну типично для индуизма с его тенденцией к ассимиляции всех религий: иногда индуисты добавляют к списку аватар Христа.

Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии, являются Рама и Кришна. Царский сын Рама, герой Рамаяны, является воплощением образа совершенного правителя, а его супруга Сита – идеальная индуистская жена. Кришне, предмету любви и почитания бхактов, поклоняются как шаловливому ребенку, наделенному, однако, огромной силой, как темнокожему любовнику, который играет на флейте, вступает в любовные игры с пастушками, самую любимую из которых зовут Радха, а также как зрелому герою эпоса Махабхарата и вероучителю из Бхагавадгиты.

Как появилось название «хинди»

В персидском языке санскритское название реки Инд, было переделано в название Хинду. Персы стали именовать жителей Индии словом – «хинди». Это слово заимствовали различные тюркские, арабские и монгольские завоеватели. В период правления великих моголов в XVI-XVIII веках весь Индийский субконтинент завоеватели стали именовать «Хиндустаном», как сочетанием слов «Инд» и «страна».

Это слово так прочно вошло в лексикон жителей Индии, что впоследствии весь индийский полуостров получил название Индостан. А жители Индии, исповедующие индуизм, или считающие себя потомками ариев, даже в наше время, продолжают именовать себя «Хинду», или «Хинди».

Кстати, с географической точки зрения, русское слово «Индостан», как изменённое со слова «Хиндустан» для обозначения всего индийского полуострова является устаревшим, хоть продолжает широко использоваться в литературе. В мировой географической науке набирает всё большей популярности словосочетание Индийский субконтинент, куда относят: Шри-Ланку, Непал, Бутан, Пакистан, Бангладеш и собственно Индию.

СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Индуистские священные тексты делят на две основные категории: шрути, или тексты божественного откровения, и смрити, традиционные книги известных авторов. Вся литература шрути написана на санскрите, языке Древней Индии, литература смрити использует как санскрит, так и региональные языки.

Важнейшим текстами шрути являются веды («знание»), сложившиеся в период между 1500 и 900 до н.э. В Ригведе, первой из четырех книг, содержатся гимны, обращенные к богам, почитавшимся в то время в Индии. В других ведах содержатся различные обрядовые формулы, заклинания, заклятия и песнопения. Между 800 и 600 до н.э. была создана серия прозаических истолкований четырех вед, известных под названием брахманы. В них подробно рассматриваются все детали сложных обрядов жертвоприношения, на которых строился культ ведийских богов. Приблизительно в 600 до н.э. появились новые комментарии, получившие название араньяки, в которых исследуется символический смысл брахманистских ритуалов, и приоритетным становится скорее акцент на понимание сути ритуала, нежели на его точное исполнение. В течение долгого времени, охватывающего период до создания позднейших брахман и значительно позже создания последних араньяк, писалась серия трудов, называемых упанишадами. В них выделены концепции, которые по сей день являются главенствующими в индуизме: вездесущность Брахмана, единство Брахмана и атмана, кармы и переселения душ и высвобождения из череды рождений. Весь этот корпус – веды, брахманы, араньяки и упанишады – считается священным. Во многих регионах Индии священные тексты рассматриваются как исключительная привилегия брахманов, представители же низших каст не имеют права даже смотреть на эти книги.

В отличие от литературы шрути, тексты смрити может читать всякий. Большая их часть представляет собой либо сутры – лаконичные афоризмы, предназначенные для запоминания, либо шастры – трактаты на различные темы. Концепции жизни индуиста: артха, кама и дхарма представлены Артхашастрой Каутильи, трактатом о долге правителя и о проявлении власти, Камасутрой Ватсайяны, трактатом по эротологии, и многочисленными Дхармашастрами – кодексами законов и правилами морали, приписываемыми Ману, Баудхайяне, Яджнавалкье и другим персонажам.

Наиболее популярными произведениями литературы смрити являются эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Обе складывались на протяжении долгого времени и представляют собой сочетание фольклорных легенд и философских рассуждений. В Махабхарате рассказывается история династической борьбы и великой войны. В Махабхарату включена Бхагавадгита (Песнь бога), или Гита, как ее часто называют, – одно из самых важных произведений индуизма, изложенная как проповедь Кришны, в которой излагаются основные положения трех путей к спасению: джняна, карма и бхакти. Рамаяна повествует о приключениях Рамы и его супруги Ситы. Эта эпическая поэма чрезвычайно динамична – здесь и похищение Ситы демоном, и полное драматизма описание спасения ее Рамой и Хануманом, обезьяноголовым богом. Это произведение заключает в себе великий нравственный смысл и пользуется широкой популярностью в индийских деревнях. Эпизоды из Рамаяны – весьма популярные сюжеты театральных и танцевальных постановок.

Кроме того, литература индуизма включает в себя пураны («рассказы о былом»), сборники легенд со множеством религиозных наставлений, книги о божественном. К этой категории можно отнести две знаменитые книги вайшнавов: Бхагавата пурану, в которой рассказывается о жизни и учении Кришны, и бенгальскую Гитаговинду, повествующую о любви Кришны к Радхе. См. также БХАГАВАДГИТА; ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Индийцы не индусы

Однако до сих пор в России существует путаница между определением индийцы и индусы. В период владычества Британской империи англичане, всех жителей Индии называли «Индусами», подразумевая в первую очередь религиозную принадлежность индийцев к религии индуизму (на 2010 год в Индии исповедует индуизм порядка 83% населения). Но слово «Индус» в XІX веке плотно вошло в лексикон европейских языков, именно в обозначении коренного жителя Индии, а не последователя индуизма.

Однако, в самой Индии проживает большое количество последователей различных религий: буддистов, джайнистов, сикхов, мусульман, христиан и получаться, что именуя всех индийцев названием «Индус», мы автоматически называем последователями индуизма, даже христиан и мусульман Индостана. Правильное название жителей Индии – «индийцы», мужчины – «индиец» и женщины «индианка», хоть часто используется ошибочная форма «индийка».

Официальное название для всех последователей индуизма – «индуист». Однако сами индийцы редко себя при разговоре используют эти официальные термины. Турист на простой вопрос к индийцу: «Кто ты? Может услышать: « Я сикх, … бенгали, … тамили», и самое распространённое слово – «хинди».

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУИЗМА

Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений.

За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь.

Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.

Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.

Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.

Как появилось название Индия?

Греки, бегло ознакомившись с проблемой названия завоёванных земель, быстро нашли решение, использовав проверенный географический подход к названию новых стран. В этом европейским завоевателям помогла самая крупная река северо-запада Индостана – Инд. На санскрите эту великую реку называли – «Синдху» греки, подстраивая это название под свой язык, отбросили первое согласное и немного переделали окончание.

В итоге получилось новое слово – «Индос». Так захваченные земли, расположенные по берегам реки Индии греки стали называть Индией. Самих индийцев греки стали именовали «Индои» «Люди Инда», а также использовали разговорные варианты: «Инды» «Инди».

В латинском переводе греческого слова «Индос» звучит, как «Indus» «Индус», именно латинская форма греческого названия страны, прочно вошла во многие европейские языки и стала впоследствии причиной большой путаницы с названиями народов и стран. Можно отметить, что сочетание латинского слова «Индус» и греческого «Несос» (острова) дали рождение слово «Индонезия». Так в наше время именуется крупнейшее островное государство в мире.

Происхождение индуизма

Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов. Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.

Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга. Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек. Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.

С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или джайнизм. Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.

Что такое индуизм

Шакти

представляют женское божественное начало, кроме того, так называют супруг богов Вишну и Шивы. Для поклоняющихся Шакти (их называют шактами) эти богини представляют активную силу своих супругов. Особенно часто объектом почитания становится Шива-Шакти, супруга Шивы. Она имеет много форм: как Парвати, Ума или Аннапурна она – красивая женщина, однако может иметь облик яростный и устрашающий, когда предстает в образе Дурги, Кали, Чанди или Чамунди. Дурга, воительница со свирепым лицом, верхом на льве, держит в сотне своих рук всевозможное смертоносное оружие. Кали, угольно-черная великанша с высунутым кроваво-красным языком, носит на шее гирлянду из человеческих черепов, а в руке держит окровавленный меч. Кали ассоциируется с болезнями, смертью и гибелью, но в то же время охраняет тех, кто в нее верует. Богослужение Кали включает принесение в жертву животных, она часто почитается как Матри – Мать мира. В некоторых шактистских культах почитание Кали принимает «экстремистский» характер. Секты, именуемые тантрическими (Тантры – их священные тексты), в своих обрядах посвящения нарушают ортодоксальные запреты, такие, как мясоедение и потребление алкоголя или запрет на половую распущенность. Тантрики отдают предпочтение магическим ритуалам, повторению мистических заклинаний (мантр), считая их наилучшим путем к спасению.

Индуизм в Энциклопедическом словаре:

Индуизм — религия, одна из наиболее крупных по числу последователейрелигий мира (ок. 95% всех индуистов — в Индии). Сформировалась в 1-м тыс.н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма ипроцесса дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма -учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии сзаконом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение,определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или ихвоплощений, и соблюдением кастовых бытовых правил (см. Касты). Культовыеобряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священныхместах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки(Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление обуниверсальности и всеобщности верховного божества, что особенно проявилосьв учении бхакти. Современный индуизм существует в виде 2 течений:вишнуизма и шиваизма.

Другие боги.

В индуизме существует и целый ряд других богов, которым поклоняются в особых случаях или с особыми целями. Самый популярный из них – Ганеша, слоноголовый сын Шивы, которого следует умилостивить перед началом любого практического дела. Другой сын Шивы – Сканда или Картикейя, который пользуется особой популярностью в южной Индии. Многие почитают Ханумана с обезьяньей головой, который описан в Рамаяне как верный союзник Рамы. Повсеместно распространено умилостивление Ситалы – богини черной оспы

Хотя Брахма в мифологии занимает важное место демиурга, ему не принято поклоняться. Зато всеобщей любовью пользуется Сарасвати, его супруга, в качестве богини музыки, изящных искусств и знания

Помимо этого, существует великое множество второстепенных местных богов. Крестьянин-индуист наделяет богами все холмы и речки вокруг своей деревни. Деревенский горшечник к тому же поклоняется богу гончарного круга, а пахарь – богу сохи.

Этимология слова индуизм

Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду» — персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд. В арабском языке термин «аль-хинд» до сих пор обозначает жителей современной Индии. В конце XVIII века англичане называли «индусами» жителей северо-западной Индии. Позже слово «индус» стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, джайном, сикхом или христианином. Под ним стали понимать широкий спектр религиозных взглядов и практик. Сам термин «индуизм» появился около 1830 года в результате добавления к слову «Hindu» суффикса «изм» с целью обозначения культуры и религии варны брахманов. Впоследствии это понятие было принято индийцами в ходе их борьбы за независимость.

Хотя термин «индус» в современном его значении возник в XIX веке, он также встречается в санскритских и бенгальских текстах XVI — XVIII веков (например, в кришнаитском тексте «Чайтанья-чаритамрита»). В текстах традиции бенгальского вайшнавизма термин «индус» применяется вместе с термином дхарма. Понятие «дхарма индусов» использовалось для обозначения обрядовой практики «индусов» и с целью её противопоставления религии «иноземцев».

25 стран с самым большим количеством индуистов

Top 25
Страна Индуисты % индуистов Страна % индуистов Индуисты
1 Индия 885,816,798 80 % Индия 80 % 885,816,798
2 Непал 21,919,825 81 % Непал 81 % 21,919,825
3 Индонезия 16,938,171 7 % Маврикий 52 % 615,301
4 Бангладеш 15,473,362 10.5 % Гайана 35 % 267,849
5 Пакистан 3,026,600 1.02 % Суринам 27 % 118,298
6 Фиджи 294,882 0.6 % Тринидад и Тобаго 22.5 % 244,944
7 Филиппины 1,757,150 2 % Шри-Ланка 15 % 3,009,806
8 Малайзия 1,509,047 6.3 % Бангладеш 10.5 % 15,473,362
9 США 1,478,670 0.5 % Бахрейн 7.7 % 53,002
10 Великобритания 906,621 1.5 % Объединённые Арабские Эмираты 7.5 % 192,240
11 Оман 182,689 5.7 % Малайзия 6.3 % 1,509,047
12 Маврикий 615,301 50 % Сингапур 4 % 177,028
13 Бутан 44,645 2 % Пакистан 1.85 % 3,026,600
14 ЮАР 532,129 1.2 % Бутан 2 % 44,645
15 Кения 338,295 1 % Филиппины 2 % 1,757,150
16 Канада 328,050 1 % Кувейт 2 % 46,712
17 Фиджи 294,806 33 % Гренада 2 % 1,790
18 Гайана 267,849 35 % Индонезия 1.81 % 4,379,727
19 Саудовская Аравия 264,175 1 % Великобритания 1.5 % 906,621
20 Тринидад и Тобаго 244,944 22.5 % Южная Африка 1.2 % 532,129
21 Уганда 218,155 0.8 % Ямайка 1.2 % 32,781
22 Мьянма 214,547 0.5 % Новая Зеландия 1.01 % 40,758
23 Объединенные Арабские Эмираты 192,240 7.5 % Кения 1 % 338,295
24 Сингапур 177,028 4 % Канада 1 % 328,050
25 Нидерланды 164,074 1 % Саудовская Аравия 1 % 264,175

Мокша.

Индуисты видят будущее своих душ только в повышении статуса их последующих воплощений, однако чрезвычайно влиятельная прослойка представителей «философского индуизма» рассматривает будущее в контексте мокши – полного освобождения души от череды перевоплощений. Согласно их воззрениям, душа прикована к вечно вращающемуся колесу реинкарнации, которое приводится в движение законом кармы.

В разные периоды своей истории философский индуизм предлагал различные методы достижения мокши. Все они рассматриваются как равноценные пути (марги) к спасению, однако наибольшее распространение и санкционирование священными текстами получили три из них.

Путь деяний (карма-марга) есть самый простой, он ближе всего к доктрине дхармы. Карма-марга ведет к спасению через поступки и деяния, соответствующие положению, которое человек занимает в жизни. Но все поступки должны совершаться бескорыстно, без стремления к удовлетворению личных желаний. Такая жизнь ведет к отрешению от собственного «Я» и к единению с Брахманом.

Путь любви (бхакти-марга) приводит к спасению через безграничную преданность богу. В качестве объекта этой преданности часто выступает бог Вишну или Кришна – одно из его воплощений. Беспредельная преданность сближает верующего с Брахманом (манифестацией которого является бог), она позволяет человеку прозревать единство всего сущего в Брахмане.

Путь знания (джняна-марга) – самый утонченный и трудный путь к спасению. Он требует непосредственного прозревания наивысшей истины Вселенной – единства Брахмана и атмана. Прозрение может наступить после долгого периода духовного и физического воздержания, предполагающего отказ от всех земных привязанностей и долгих аскетических и медитативных упражнений.

Важное место среди таких упражнений занимает йога. Санскритское слово «йога» означает связь, соединение или дисциплину

Цель занимающегося йогой – он именуется йогин – достижение состояния самадхи, или растворения личности в Брахмане как способа его постижения. Подготовка йогина, как правило, ведется под строгим наблюдением гуру, духовного учителя, и включает в себя неукоснительное соблюдение предписанных добродетелей, таких как ненасилие, правдивость, целомудрие, а также обучение контролю над телом, умению выключать чувственные восприятия, достигать предельной ментальной сосредоточенности и медитировать. Способность управлять собственным телом – важный элемент йоги; тренированный йогин способен выдерживать труднейшие позы, регулировать дыхание и даже останавливать сердце. Основная форма йоги, предусматривающая эти методики, известна под названием раджа-йоги (царской йоги)

В числе других вариантов можно упомянуть хатха-йогу, в которой большое внимание уделяется физическим упражнениям, и кундалини-йогу – йогу эроса

По регионам

Индуизм в Африке
Регион Население Индуисты % индуистов в регионе % от общего числа индуистов в мире
Центральная Африка 83,121,055 0 % 0 %
Восточная Африка 193,741,900 667,694 0.345 % 0.071 %
Северная Африка 202,151,323 5,765 0.003 % 0.001 %
Южная Африка 137,092,019 1,269,844 0.926 % 0.135 %
Западная Африка 268,997,245 70,402 0.026 % 0.007 %
Всего 885,103,542 2,013,705 0,228 % 0,213 %
Индуизм в Азии
Регион Население Индуисты % индуистов % от общего числа индуистов в мире
Центральная Азия 92,019,166 149,644 0.163 % 0.016 %
Восточная Азия 1,527,960,261 130,631 0.009 % 0.014 %
Ближний Восток 274,775,527 792,872 0.289 % 0.084 %
Южная Азия 1,437,326,682 929,515,433 64.67 % 98.475 %
Юго-Восточная Азия 571,337,070 6,386,614 1.118 % 0.677 %
Всего 3,903,418,706 936,975,194 24,004 % 99,266 %
Индуизм в Европе
Регион Население Индуисты % индуистов % от общего числа индуистов в мире
Балканы 65,407,609 0 % 0 %
Центральная Европа 74,510,241 163 0 % 0 %
Восточная Европа 212,821,296 717,101 0.337 % 0.076 %
Западная Европа 375,832,557 1,306,052 0.348 % 0.138 %
Всего 728,571,703 2,023,316 0,278 % 0,214 %
Индуизм в Северной и Южной Америке
Регион Население Индуисты % индуистов % от общего числа индуистов в мире
Карибы 24,898,266 279,515 1.123 % 0.030 %
Центральная Америка 41,135,205 5,833 0.014 % 0.006 %
Северная Америка 446,088,748 1,806,720 0.405 % 0.191 %
Южная Америка 371,075,531 389,869 0.105 % 0.041 %
Всего 883,197,750 2,481,937 0,281 % 0,263 %
Индуизм в Океании
Регион Население Индуисты % индуистов % от общего числа индуистов в мире
Океания 30,564,520 411,907 1.348 % 0.044 %