Музыкальная импровизация

Музыкальная импровизация – что это?

Простыми словами это умение называют так – способность создавать музыку в реальном времени без нот, то есть из собственных мыслей. Импровизацию в музыке называют еще одним из самых загадочных умений, ведь далеко не каждому дано из нескольких знакомых аккордов сваять неожиданную мелодию, но при этом не лишенную смысла и логически законченную. Итак, импровизация в музыке – это моментальное создание произведения без подготовки с одновременным его исполнением.

Уроки импровизации в музыке – достаточно сложное занятие. Однако если есть желание стать импровизатором, стоит все же взять уроки по сольфеджио. Эти занятия помогут развить слух и художественное восприятие, а также укрепить техническую подготовленность. С этими умениями сиюминутное создание музыки обретет совсем иные формы.

Иметь музыкальный слух недостаточно. Как минимум, надо уметь играть на музыкальном инструменте. Конечно, сначала импровизация не будет получаться. Но со временем при усердной работе результат будет положительным. Главное – не пренебрегать изучением основных концептов в музыке и новых техник.

Интуитивная

Анализируя исторический путь развития явления импровизации в искусстве, можно выделить две большие его формы: интуитивную и свободную. Размеремся сначала с первым понятием.

В 1968 году появилось понятие интуитивной музыки. Оно было введено немецким композитором К. Штокхаузеном. Он намеренно не употреблял слово «импровизация», так как прием этот подразумевает соблюдение определенных правил ритмической, стилевой организации. Однако определение все же закрепилось в искусстве позже.

Что такое импровизация интуитивная? Она подразумевает спонтанное звуковое воплощение какой-либо идеи, выраженной прежде словами, графикой или пластикой. В интуитивной музыке главным является медитационный аспект. Так, создаваемая мелодия приобретает духовно-эзотерическое понимание. То есть ее целью является влияние на тело и разум человека, установка тесной связи с определенными явлениями, идеями.

Яркими примерами интуитивной импровизации являются циклы К. Штокхаузена «Из семи дней» и «Из грядущих времен», медитационная музыка.

Музыкальная импровизация

Что такое импровизация?

С латинского «improvisus» — акт неожиданного, сиюминутного, непредвиденного творения. Это может быть что угодно – и картина, написанная в одномоментном порыве, и доклад со сцены, произносимый без предварительной подготовки. В музыке импровизация проявляется следующим образом: если вы умеете наиграть мелодию, услышанную только что, — то вы уже импровизатор.

Акт неожиданного творения классифицируют на:

  • музыкальную импровизацию – умение создавать мелодию без нот;
  • танцевальную – движения, выполняемые без подготовки;
  • экспромт (литературную) – способность сочинять стихи, баллады и другие сюжеты, как говорится, на ходу;
  • театральную – мастерство, где автор играет свою роль, поддерживая сюжет, без заданного сценария, но с учетом происходящей обстановки.

Каждая из импровизаций очень интересна и имеет множество своих течений и видов. Однако остановимся на музыкальной импровизации и ее характеристике.

История

Еще в древние времена встречались люди, которые без сценариев и подготовки могли создавать увлекательные инсценировки и игры для забавы зрителя. Ярким подтверждением этому могут быть скоморохи, мимы, фокусники, акыны, рапсоды, кобзари и ярмарочные актеры. Все их движения, слова и сюжеты создавались в ходе выступления. Разумеется, все это бытовало на любительском уровне. Передавая творения импровизации друг другу, народы мира выработали собственные интонации, напевы, пластические, образные средства. Вопрос же о том, что такое импровизация в профессиональном искусстве, возник намного позже. Особый способ творчества затронул лишь исполнительские виды в нем: поэзию, пение, танцы, музыку, театр. Что касается архитектуры, живописи, то данный прием столкнулся с рядом трудностей. А посему проявился только в карикатурах и шаржах – рисунках, создающихся «на скорую руку».

Современность

Джаз

Импровизация — это один из базовых элементов, который отделяет джаз от других видов музыки. Объединяя моменты импровизации, которые происходят в живом исполнении и не понимаются исполнителем, слушателем и физическим пространством, где и проходит выступление. Даже если импровизация тоже нашла отражение вне джаза, то может быть, что никакая другая музыка не полагается столько на искусство «сочинения в данный момент», требуя, чтобы каждый музыкант поднимется до определенного уровня творчества, что может поставить исполнителя к связям с его сознанием или сознанием слушателей, а также с сознанием даже целых государств. Использование импровизированных джазовых записей в образовательных целях также широко известны. Они предлагают четкое значение в качестве документирования выступлений, несмотря на их предполагаемые ими ограничения. С этими доступность поколений джазовых музыкантов не способны впутать стили и влияния в их исполнении в новых импровизациях. Много различных гамм и ладов можно использовать в импровизации. Они часто не записаны в процесс, но они помогают музыкантам практиковаться в джазе.

Есть общее представление о том, что солист в джазе не может выразить себя таким образом: как только гармония двигается, он выбирает ноты из каждого аккорда, из которых он создает мелодию. Он волен приукрасить её посредством прохождения и по соседним тонам, что он может добавлять и для расширения аккорда, но во все времена хороший импровизатор должен следить за изменениями гармонии... , джазовый музыкант действительно имеет несколько путей: он может обыграть аккорд точно, он может "держать" развитие соло и просто подготовить почву в гармонии, или он может подстроить собственный голос под ведущие, которые могут пересекаться в некоторых точках с аккордами, когда ритм-секция играет.

Тренинг по импровизации от Павла Воли

Если же хотите прокачать себя в импровизации на 100 %, то вам поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”

Для меня такой человек – Павел Воля. По данным Forbes, он за 2019 год заработал более 2 млн $ на юморе, импровизации и харизме.

Обучение состоит из 42 видеоуроков, каждый из которых разбит на 2 части: практическую и теоритеческую. После каждого урока вам нужно будет выполнить задание, чтобы закрепить материал.

Вместе с основной программой каждый день будет проходить 15-минутная импров-физкультура.

После выполнения задания вы присылаете видеоотчет, и кураторы дают вам обратную связь. Все кураторы, с которыми вы будете общаться, вместе с Павлом работают над созданием шоу «Импровизация».

Обучение стоит 12 000 руб.

Если в течение 2 недель вы решите, что курс не подошел, организаторы вернут деньги.

После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Обговорите с ней условия оплаты.

Определение

Кто умеет хорошо импровизировать, не будет тупить и блеять, соображая что сказать.

Импровизация в музыке тоже важна и ценна. Музыканту задают тональность и характер мелодии, а он уже сочиняет свои мотивы, соблюдая знаки и мажор-минор. Кстати, импровизирующий музыкант на фортепиано и других инструментах ценится на вес золота, ведь не каждый может самостоятельно и “в попад” создавать красивые мелодии. Это утонченное творчество.

Определение импровизации вам много информации не даст, ведь вам важны не красиво сложенные слова в словаре, а как научиться импровизировать в жизни, не правда ли? Но мы еще немного задержимся на теории.

Мнение современников

Теодор Адорно

Ближе к концу раздела эстетической теории под названием «искусство красоты» (в английском издании), Теодор Адорно также включил краткое рассуждение на эстетическую ценность импровизации. Утверждая, что произведение искусства должно быть построено по принципу «вещь-характер», с помощью которого и должны быть в них духовные перерывы в содержании, Адорно также отмечает, что «вещь-характер» как самостоятельное свойство, пока отсутствует. Можно предположить, что Адорно имел в виду классическую импровизацию, а не джаз, которому он устроил разнос. Он назвал джаз, например, антитезой Бетховена. Так он «отправил» его на продолжительную обработку, по сути, это был традиционный джаз, на который он смотрел через призмы и жаргон подлинности.

Гленн Гульд

Импровизация может быть использована, чтобы получить что-то новое из прошлого материала, который становится устаревшим через свои ограниченные понятия, тональности, формы и вариации. Хотя его понимание современной музыки было самым необычным, Глен Гульд, кажется, придерживался таких взглядов, с какими он явно считал, что музыкальная история — конечное исследование форм и тональных понятий.

В танце

Нетрудно догадаться, что такое импровизация в танце. Она получила довольно широкое распространение

Важно отметить, что сольная хореография в этом ключе используется гораздо чаще парной. Так как последняя требует не только чувство ритма, пластику и опыт от партнеров, но и взаимопонимание, «чувствование» друг друга

Парная форма импровизации получила определение контактной. Она возникла в конце XX века. Автором ее считается Стивен Пэкстон. Контактная импровизация является особой формой танца, называемой перфомансом. Как правило, она реализуется дуэтом, либо соло с использованием пола, стены, стульев или других предметов. Может происходить под музыку или в тишине. Иногда этот прием включает контакт со зрителями и приобретает формат социального танца. Такая форма, в свою очередь, определяется как джем. В Торонто (Канада) уже более 30 лет еженедельно проводятся такие мероприятия.

Музыкальная импровизация

В музыке

Многограннее импровизация представлена в музыке. Она считается древним типом музицирования, когда сочинение музыки (без нотной фиксации) происходит одновременно с ее исполнением. Великолепными музыкальными экспромтами славились Моцарт, Бетховен, Паганини, Шопен. Однако они были лишь одними из мастеров, освоивших этот прием. Что такое импровизация в музыке, знали уже в древности. Она господствовала в фольклоре европейских народов, сопровождала обрядовые игры и танцы.

Импровизация использовалась и на заре профессиональной музыки, когда запись еще была неполной, приблизительной. Тогда этот прием характеризовался канонизированным набором ритмико-мелодических элементов, благодаря варьированию которых и создавалась новая мелодия.

В эпоху Ренессанса импровизация бытовала в традициях виртуозных фантазий (свободных творческих композиций), использовалась на инструментальных концертах и в хоральных обработках органистов.

С зарождением кинематографа прием импровизации использовали в качестве сопровождения «немых» фильмов. Она не имела нотной фиксации, а ее ритм и мелодика зависели от сюжетов на экране. Так каждая эпоха находила новые грани, жанры, формы творческого произвольного выражения, которые образовали отдельное явление в искусстве – экспромт.

Музыкальная импровизация

А что такое импровизация в современной музыке? Этот прием стал опорным принципом в авангарде, позже в неоавангарде (конец XX века). Подтверждают это вновь ставшие актуальными жанры фантазии и прелюдии. Импровизация широко используется современными композиторами. Она даже является отдельным предметом во многих музыкальных учреждениях.

Методы импровизации

Чтобы научиться импровизировать на фортепиано, к примеру, следует воспользоваться такими методами:

  1. Базовый: изучить все ноты, получить базовые и основные знания музыки, разобраться в ладах и тональностях, предварительно изучив множество мелодий, изучить простые аккорды из 3 звуков.
  2. По тональности: выбрав разную тональность, музыкант одной рукой наигрывает одну мелодию, а другой – другую. В процессе игры тональность нужно менять – так придет быстрое понимание самого процесса, усовершенствуется умение игры на инструменте, увеличится техничность композиции.
  3. Игра в одном аккорде. Смысл игры схож с предыдущим пунктом. Только вместо тональности акцент делается на аккорде, который меняется в зависимости от такта.

Если говорить о видах музыкальной импровизации, то здесь определяют два вида – игра по слуху и аккордовая последовательность. В первом случае воспроизведение мелодии происходит без всяких подсказок, нот. Музыкант на слух определяет, как нужно играть мелодию, и воспроизводит ее на своем инструменте.

Аккордовая последовательность не предусматривает наличие нот на нотном стане – там есть лишь такты и аккорды, по которым музыкант создает мелодию. При этом тональность совсем не имеет значения. Главное, чтобы эта последовательность была гармоничной. Только тогда музыкант создаст красивую музыку. Если же в треке будут «проскакивать» несозвучные ноты, то исполнение можно будет назвать провальным.

Бывают случаи, где несозвучие нот запланировано – обычно такое встречается в джазовой музыке, где встречаются сразу несколько разных гармоний. Но это незначительное отклонение от гармонии должно выгодно влиять на мелодию, а не портить ее.

Мнение современников

Теодор Адорно

Ближе к концу раздела эстетической теории под названием «искусство красоты» (в английском издании), Теодор Адорно также включил краткое рассуждение на эстетическую ценность импровизации. Утверждая, что произведение искусства должно быть построено по принципу «вещь-характер», с помощью которого и должны быть в них духовные перерывы в содержании, Адорно также отмечает, что «вещь-характер» как самостоятельное свойство, пока отсутствует. Можно предположить, что Адорно имел в виду классическую импровизацию, а не джаз, которому он устроил разнос. Он назвал джаз, например, антитезой Бетховена. Так он «отправил» его на продолжительную обработку, по сути, это был традиционный джаз, на который он смотрел через призмы и жаргон подлинности.

Гленн Гульд

Импровизация может быть использована, чтобы получить что-то новое из прошлого материала, который становится устаревшим через свои ограниченные понятия, тональности, формы и вариации. Хотя его понимание современной музыки было самым необычным, Глен Гульд, кажется, придерживался таких взглядов, с какими он явно считал, что музыкальная история — конечное исследование форм и тональных понятий.

О музыкальной импровизации

Возвращаясь к импровизации музыкальной, хочется рассказать об интересной статье Максима Серебренникова «Об импровизации фуги в эпоху барокко», написанную на материале немецких источников. Оказывается, для органистов эпохи барокко умение импровизировать фугу являлось обязательным навыком, поскольку фугированное изложение музыкального материала было предусмотрено самим ходом церковной службы.

Многие музыканты того времени держали свои знания об искусстве импровизации в секрете. Поэтому специалистам и сегодня приходится собирать сведения о технике импровизации фуги буквально по крупицам. Тем не менее, некоторые секреты барочных мастеров импровизации ученым уже удалось раскрыть.

Так, например, выяснилось, что к началу XVIII века обучение фуге в традиции, к которой принадлежал и И.С. Бах, опиралось на практику генерал-баса, а не на контрапунктические трактаты, так что подход к ней был как к импровизационному жанру.

Великий музыкант, композитор Иоганн Себастьян Бах.

Выявленные за последнее десятилетие в большом количестве образцы так называемых генерал-бас-фуг, не оставляют никаких сомнений в том, что импровизация фуги в эпоху барокко — как и импровизация гомофонных форм — опиралась непосредственно на практику игры по цифрованному басу.

То, что подавляющее большинство импровизируемых фуг в эпоху барокко являлось генерал-бас-фугами, имеет логичное объяснение и с точки зрения психологии. Инвариант полифонической фактуры «правильной» фуги — это координация нескольких самостоятельных одновременно звучащих мелодических линий, каждая из которых требует, как правило, дифференцированного внимания.

Фактура генерал-бас-фуги напротив, преимущественно двупланова, то есть отчетливо подразделяется на ведущий голос и комплекс аккомпанирующих голосов. Следовательно, импровизация «правильной» многоголосной фуги требует распределения внимания на три канала и более, тогда как исполнение многоголосной генерал-бас-фуги — всего на два.

Практика показывает, что внимание даже хорошо подготовленного музыканта способно контролировать
два (максимум три) одновременно протекающих информационных потока. Таким образом, по объективным психофизиологическим причинам импровизация генерал-бас-фуги доступна основной массе музыкантов, а «правильной» многоголосной фуги — лишь единицам

Знакомясь с текстом статьи Максима Серебренникова, нетрудно увидеть аналогию между импровизацией фуги и джазовой импровизацией, которая тоже имеет гомофонную природу и осуществляется на последовательности аккордов, записанных буквенно-цифровым или цифровым способом.

На фоне полученных сведений становятся более понятными, оттенки термина «вариация». Теперь можно с уверенностью сказать, что если в произведении варьируются совместно фактура, тональность, мелодия и гармония, то эта вариация сочинена заранее. Если варьируется лишь мелодия, то вполне возможно, что она импровизируется, создается в процессе исполнения.

Неподготовленных импровизаций не бывает

В заключение это статьи, следует признать, что любая импровизация в той или иной степени подготовлена вне зависимости от того, осознают это импровизаторы, слушатели, зрители или нет. Не является здесь исключением и импровизация музыкальная. По мнению современных теоретиков, она основана на следующих трех постулатах:

  • импровизация основана на памяти, т.е. на предыдущем опыте;
  • импровизатор не создает материю, а составляет ее из готовых блоков;
  • импровизатор всегда опирается на модель.

Теперь становится понятно, что искусство импровизации, как и творчество, вообще, подобно корпускулярно-волновой теории света имеет двойственную природу. Импровизация предстает перед нами то результатом кропотливого труда, то творческого вдохновения. Что говорить, самим импровизаторам иногда неведомы источники их гениальных творений. Но они знают наверняка, что без необходимых способностей, грамотной и трудоемкой подготовки появление их шедевров на свет было бы невозможным.

Мифы об импровизации

В своей статье Александр Гиршон упоминает о мифе абсолютной спонтанности импровизации. Зеркальным отражением этого мифа является другой миф об импровизации, бытующий в Сети, который говорит, что хорошая импровизация – это подготовленная импровизация. Как мы видим и здесь выведены те же две крайности импровизации – подготовленная и спонтанная.

В невозможности определения доли подготовленного и спонтанного и заключается магия искусства импровизации. Подобно фокуснику в цирке, артист выходит на сцену, исполняет импровизацию, а восхищенный слушатель верит в сиюминутность и гениальность происходящего. Он не знает, а порой и не хочет знать, какое соотношение труда и гения вложено в это исполнение. Слушатель не может, а порой и не желает, различить реального и идеального. В ситуациях подобной этой, по мнению Эрнста Кассирера автора символической теории мифа, и рождаются недостоверные истории, вымыслы, которые мы называем мифами.

Убежден, что для, действующего импровизатора подобных мифов не существует, а есть лишь профессиональная реальность. Они годами, а то и десятилетиями в изнурительных многочасовых занятиях отрабатывает свои исполнительское мастерство для того, чтобы восхищать поклонников своими импровизациями. Пусть эти мифы существуют для слушателей и зрителей.

Для артиста же импровизация – это трудовые будни. Лишь после тяжелой сосредоточенной подготовки – теоретической, слуховой и технической, доведя свои знания, умения и навыки до уровня подсознания он сможет изведать легкость своего сиюминутного сочинения, ощутить некую спонтанность и даже где-то почувствовать себя «богом» импровизации.

Джазовая

В XX веке огромную популярность приобрел джаз. А импровизация стала одним из его базовых элементов. Никакой другой стиль музыки сегодня, пожалуй, не зависит так от этого музыкального приема. Джазовая импровизация предполагает использование многих гамм и падов, вариация которых документируется лишь с целью избежать повторений и влияния иных стилей.

Такой прием не предполагает заучивание аккордов, нот, репетиции и канонизированные формы, жанры. Он является свободным творческим потоком в гармоничном единстве вокального и музыкального исполнения. На сленге музыкантов джаз и импровизация нередко выступают синонимами.

Однако не стоит переоценивать этот прием. Существует несколько стилевых направлений джаза. Например, фри-джаз использует так называемую тотальную импровизацию, а в прогрессив-джазе этот прием сведен к минимуму.

Музыкальная импровизация

Можно ли научиться импровизации в музыке?

Конечно, ведь импровизировать может каждый, если серьезно отнестись к этому занятию. Одно из главных условий – иметь желание учиться музыке, а также найти толкового наставника. Но, как известно, услуги репетитора в наше время стоят недешево. А это может позволить себе не каждый. Что же тогда делать? Отказаться от мечты? Нет, ни в коем случае! Сегодня эта проблема решается легко с курсом «Импровизировать может каждый».

Чем этот курс хорош? Создатель обучающего пособия Джеми Эберсольд более 40 лет занимается созданием музыки джазового направления. В его арсенале множество книг и практических пособий, которые помогли не одной сотне музыкантов научиться импровизационному искусству. Изучая этот курс, вы уже через неделю познаете азы музыки. Далее вы станете понимать, как сочетать ноты правильно и как объединять их в одну мелодическую линию. Вы поймете главное – саму суть импровизации.

Согласно отзывам музыкантов, которые стали счастливыми обладателями этого видео-курса, они вполне довольны этим приобретением. В «Импровизировать может каждый» все предельно понятно и просто для тех, кто хоть немного играет на музыкальных инструментах, и для тех, кто впервые решился научиться игре. Не стоит тратить время на размышления – воплощайте свою мечту уже сейчас!

← Семиструнная гитара, основные аккорды, Ноты на Семиструнной гитареКакая песня играла на радио →

comments powered by HyperComments

Что такое импровизация и вариация

Есть интересное высказывание российского клавесиниста, органиста, музыковеда, искусствоведа, заслуженного артиста России Александра Евгеньевича Майкапара:

Мне показалось, что в этом высказывании между терминами «вариация» и «импровизация» обнаруживается некая неуловимая, противоречивая связь. Чтобы разобраться в этом, освежим в памяти значения музыкальных терминов «вариация» и «импровизация».

Вариация – это изложение темы с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии.

Импровизация — сочинение произведения в процессе его исполнения.

Попробую раскрыть смысл этих терминов шире. Вариации не сочиняются на ходу, а пишутся заранее. Вариация – это записанное в нотах или в памяти исполнителя, изменение средств музыкальной выразительности: фактуры, тональности, мелодии, гармонии, которые могут варьироваться, как поодиночке, так и совместно в различных сочетаниях.

Импровизация в блюзе и джазе – это, в основном, создание сольной мелодической и/или ритмической линии. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Очень важным в блюзовой/джазовой импровизации является сохранение особенностей стиля исполняемого произведения.

Существует термин — антипод стильной импровизации – это свободная импровизация, которая исполняется без каких-либо изначально заданных правил, то есть, без ограничений какими-либо жанровыми, стилистическими, гармоническими, мелодическими, ритмическими и прочими рамками.

Приведенное выше высказывание А.Е. Майкапара приоткрывает нам суть творчества вообще и музыкального в частности, которое выступает перед нами, то, как процесс изменения (вариации), то, как процесс создания нового (импровизации). Градации между двумя этими полюсами часто не уловимы, как для слушателя, так и для исполнителя.

Свободная

Что такое импровизация свободная? В классическом определении это музыкальный экспромт, который не ограничен какими-либо идеями или стилистическими, жанровыми и ритмико-мелодическими правилами. В качестве альтернативного, более точного определения английским гитаристом Дереком Бейли был предложен термин неидиоматической импровизации.

Яркими представителями такого вида экспромтов являются британский саксофонист Эван Паркер, американский композитор, мульти-инструменталист Нед Ротенберг, джазовый контрабасист Барр Филлипс и российский пианист-импровизатор Роман Столяр.

Современность

Джаз

Импровизация — это один из базовых элементов, который отделяет джаз от других видов музыки. Объединяя моменты импровизации, которые происходят в живом исполнении и не понимаются исполнителем, слушателем и физическим пространством, где и проходит выступление. Даже если импровизация тоже нашла отражение вне джаза, то может быть, что никакая другая музыка не полагается столько на искусство «сочинения в данный момент», требуя, чтобы каждый музыкант поднимется до определённого уровня творчества, что может поставить исполнителя к связям с его сознанием или сознанием слушателей, а также с сознанием даже целых государств. Использование импровизированных джазовых записей в образовательных целях также широко известны. Они предлагают четкое значение в качестве документирования выступлений, несмотря на их предполагаемые ими ограничения. С этими доступность поколений джазовых музыкантов не способны впутать стили и влияния в их исполнении в новых импровизациях. Много различных гамм и ладов можно использовать в импровизации. Они часто не записаны в процесс, но они помогают музыкантам практиковаться в джазе.

Мнение современников

Ближе к концу раздела эстетической теории под названием «искусство красоты» (в английском издании), Теодор Адорно также включил краткое рассуждение на эстетическую ценность импровизации. Утверждая, что произведение искусства должно быть построено по принципу «вещь-характер», с помощью которого и должны быть в них духовные перерывы в содержании, Адорно также отмечает, что «вещь-характер» как самостоятельное свойство, пока отсутствует. Можно предположить, что Адорно имел в виду классическую импровизацию, а не джаз, которому он устроил разнос. Он назвал джаз, например, антитезой Бетховена. Так он «отправил» его на продолжительную обработку, по сути, это был традиционный джаз, на который он смотрел через призмы и жаргон подлинности.

По мнению Гленна Гульда, импровизация может быть использована, чтобы получить что-то новое из прошлого материала, который становится устаревшим через свои ограниченные понятия, тональности, формы и вариации. Хотя понимание Гульдом современной музыки было необычным, тем не менее он явно считал, что музыкальная история — конечное исследование форм и тональных понятий.

Зачем уметь импровизировать?

Уже общеизвестный факт о том, что понятие импровизации состоит из таланта и труда. Своими словами, человек, не обладающий творческим мышлением и не желающий развиваться, импровизировать не может. Он может болтать, нажимать клавиши на пианино, но остроумно шутить или играть красиво он не сможет.

Зачем нужно импровизировать? Во-первых, это развивает. Развитие – это всегда плюс. Без развития человек деградирует

Кстати, импровизация также развивает память и внимание

Во-вторых, вы упражняетесь в развитии речи, если это сценическое искусство. Когда человек импровизирует, он показывает свой уровень развития и свои возможности.

В-третьих, вы показываете окружающим, как талантливы и гениальны

Но помните, чтобы уверенно импровизировать, важно сначала “пуд соли съесть” в своем ремесле. Если это танец, то вы показываете свои плавные движения, перекаты, прыжки и все, чему до этого научились

Если импровизируете на гитаре, показываете технику пальцев. Заодно и с волнением на сцене справляетесь.

В ораторском искусстве примеры импровизации можно посмотреть в юмористических шоу, где есть задания на групповую импровизацию или монолог. В этом жанре нужно уметь грамотно и красиво выражать свои мысли. Отличную инструкцию, как быстро это сделать, читайте тут.

Подводим итоги. Импровизация нужна и важна даже в обычной жизни, так как помогает:

  • упорядочить свои мысли;
  • развиваться в общении;
  • развивать память;
  • упорно трудиться.

Как научиться импровизировать: 6 приемов

Если в музыке, народном искусстве или танце вариативность допускается на основе профессиональных или узко направленных знаний и умений, то в разговоре научиться импровизировать может каждый. Начнем с того, что для блестящей импровизации на сцене или в компании вам потребуется уверенность в том, что вы интересны окружающим и умеете общаться.

Вам нужно запомнить одну истину: как бы хорошо вы ни готовились к выступлению, все равно найдется какой-нибудь выскочка, который скажет всего одно слово, и выступление уйдет под откос. Для этого как-раз и необходимо уметь смешно шутить и импровизировать. Итак, вот основные советы, как развивать умение выкручиваться в речевом творчестве.

Внимание зрителей

С первого вашего шага на сцене зрители уже в предвкушении шуток или суперрассказа. Но это завороженное молчание длится недолго – буквально до нескольких ваших реплик. Поэтому ваша задача не разочаровать зрителя или собеседника, или девушку на свидании

Ловите секреты, как надолго завладеть вниманием:

  • в шуточном разговоре или монологе речь должна быть живой, а не монотонной;
  • используйте эмоциональные контрасты;
  • высказывайтесь непринужденно, ни одна мышца на вашем лице не должна указывать на волнение, какие бы испытания или задания ни были;
  • фразы должны быть емкими и интересными, можно и “переливать из пустого в порожнее”, но это должно быть ненавязчиво, каждое предложение со своим отдельным смыслом.

Расположение публики

Если вы расположили к себе слушающих, то есть вызвали положительные эмоции, считайте, ваша речь удалась. Как расположить:

  1. Юмором. Тонкий и добрый юмор всегда в цене, как его развивать, читайте здесь.
  2. Единством. Найдите общий интерес со зрителем. Например, можете рассказать смешную историю из своей жизни по теме монолога, или высказать свое мнение, которого придерживается большинство слушающих.
  3. Профессионализм. Мастер слова всегда найдет что сказать и как словесно обыграть ситуацию.

Музыкальная импровизацияИмпровизация на сцене

Используйте ассоциации

Если так случилось, что вас отвлекли, или вы забыли подготовленные фразы, опирайтесь на ассоциации. Например, вы говорите о высоких ценах и забыли, что дальше нужно сказать. Начните новое предложение с истории из жизни, когда вам – студенту не хватило денег на проезд, и развивайте эту тему, пока нужные мысли не придут.

Тренировать ассоциативное мышление можно в повседневной жизни: играйте с друзьями, с чем у вас ассоциируется тот или иной предмет, человек. Еще можно говорить предложения по последнему слову предыдущего или слова по последней букве. Также хорошо развивает самостоятельный подбор ассоциаций на одно слово.

Ставьте вопросы

Этот прием поможет вам сообразить, как дальше на сцене продолжить свой монолог. Аудитория “съедает” то, что ей дают. Вы уведете ее за собой риторическими вопросами. Они предполагают паузы, выкрикивания ответов, реакцию вашу и зала, но вы взамен получаете драгоценное время на структурирование мыслей. Помните: вы обязаны не растеряться при форс-мажорах, а выкрутиться из любой ситуации.

Прием изменения темы

Если вы чувствуете, что зашли в речи не туда, и надо бы вернуться к истокам, используйте прием изменения темы по последнему слову, так никто не поймет, что вы вернулись обратно или начали говорить о другом. А к последнему слову можно применять уже описанные приемы, чтобы развить новую тему. Используйте синонимы, рассуждайте, задавайте вопросы. Так вы останетесь интересным.

Вживайтесь в роль

Люди перестают интересоваться теми, кто импровизирует в своей роли. Только великие юмористы по типу Задорнова, могут себе позволить такую роскошь. Часто интерес вызывает такой комплекс: сценическая роль, тема, смена приемов для удержания внимания. Поэтому не бойтесь быть смешным, не выходите из роли своего персонажа.

Феномен и ноумен импровизации

При написании данной статьи мне все время хотелось использовать словосочетание «феномен импровизации». В попытке уточнить значение термина «феномен», я обнаружил статью из словаря терминов и понятий по обществознанию А.М. Лопухова, в которой содержались два следующих определения.

Феномен – это результат воздействия предмета на органы чувств, внешнее проявление какой-то вещи, ошибочно принимаемое за ее сущность.

Ноумен – это скрытая сущность предмета или явления, постигаемая в процессе его глубокого изучения, осмысления, умозрительного созерцания.

Из этих определения можно заключить, что перед слушателями, которые испытывают музыкальное воздействие на свои органы чувств, импровизация предстает феноменом. А для импровизаторов ноуменом, который они постигают в процессе теоретической, слуховой и технической подготовки. И здесь обнаруживается дихотомия, которая прослеживается на всем протяжении этой публикации. Теперь можно с уверенностью утверждать, что мифы об импровизации существуют для непосвященных, а посвященные знают, что к чему.

Ингмар Бергман, режиссёр театра и кино, сценарист, писатель

Ваши комментарии, отзывы и помогут сделать этот сайт лучше. )