Что такое император? значение слова император и его определение

Жизнеописание

Был сыном государя Воподо (Кэйтая) от его первой жены, названной «первой младшей супругой», — дочери Вопари-но мурадзи Кусака по имени Мэноко-пимэ (другое имя Сикобу). Клан Вопари-но мурадзи (совр.-яп. Овари) вёл своё происхождение от По-но Акари-но микото (совр.-яп. Хо-но Ака-ри-но микото) — брата Пико-поподэми-но микото (совр.-яп. Хико-хохо-дэми-но микото), который был дедом Дзимму и предком императорского рода. То есть данный клан был одного корня с царствующим родом Японии.

По источникам, после смерти государя Воподо (Кэйтая) с 531 до 534 года на троне не было правителя

Естественно, этот период междуцарствия 531—534 годов привлек внимание исследователей. М. В. Воробьев полагает, что после смерти Кэйтая в 531 году стараниями клана Сога сын Кэйтая от его главной жены (государыни) Тасирага-но микото (дочери Нинкэна) по имени принц Амэ-куни Осипаруки Пиронипа (будущий император Киммэй) был выдвинут на престол, но он остался не признанным кланом Опотомо (совр.-яп

Ōтомо).

При вступлении на трон (в 1-й день, 1-го месяца 534 года) резиденция государя Анкана была перенесена во дворец Канапаси местности Магари области Ямато. Поэтому его дворцовое имя, то есть данное по местонахождению дворца было Магари-но Канапаси Опоэ, то есть «принц — старший брат из дворца Канапаси в местности Магари (в области Ямато)». Из четырёх лет (531—535) Анкан фактически правил два последних, что нашло отражение в традиционной хронологии, где ему отводятся только 534—535 годы. Существование одновременно двух правителей, каждый из которых имел своих сторонников, по мнению М. В. Воробьева, можно объяснить отсутствием письменных правовых норм о престолонаследии, что давало многим представителям рода правителей претендовать на престол. Главной женой (государыней) была назначена дочь государя Окэ (Нинкэна) по имени Касуга-но Ямада (принцесса крови Ямада-но Аками). Одна из младших жён была из рода Мононобэ-но опо-мурази. Клан Ōтомо (др.-яп. Опотомо) продолжал удерживать власть в государстве — Ōтомо-но Канамура оставался первым человеком при правителе. Ни одна из жён государя не родила детей — видимо, он был бесплоден.

На престол был возведён император Сэнка.

В фэнтези[править]

В фэнтези есть две тенденции по отношению к императорам. Первая — «Королевства — хорошо, а империи — плохо»: император или сам Темный властелин, либо один из его приспешников, а государством хороших, даже если оно тянет на империю, правит не император, а король. Иногда хорошими парнями используется старый англо-кельтский титул «Верховный король» (High King), который означает короля, якобы главного среди других, а на деле только главноуговаривающего.

Вторая тенденция в фэнтези — империя хорошая, охватывает собой большую часть известного мира, император — положительный персонаж и одно из главных действующих лиц (The Elder Scrolls, Алмазный меч, деревянный меч).

Возможен, впрочем, и промежуточный вариант (особенно в низком фэнтези), где империя — не хорошая и не плохая (ее законы суровы и отнюдь не всегда справедливы, но в то же время обеспечивают какой-никакой порядок), сам император в сюжете практически не фигурирует («до бога высоко, до царя далеко»), а имперский сеттинг нужен главным образом для того, чтобы герои могли путешествовать по обширным территориям без необходимости через каждую сотню миль учить новый язык и менять деньги.

Жизнеописание

До своего восшествия на престол его личным именем было Садами. Император Уда был третьим сыном императора Коко. Его матерью была вдовствующая императрица Ханси, дочь принца Накано (который был сыном императора Камму). У императора Уда было пять супруг и 20 детей. Среди них были принц Ацуми и принц Ацудзанэ(897—966).

В древней Японии было четыре благородных клана. Одним из этих кланов был клан Минамото, также известный как Гэндзи. Некоторые из внуков императора Уда принадлежали к этому клану. Минамото являлась самой распространённой фамилией экс-императоров. Для того чтобы отличить потомков императора Уда от других ветвей клана Минамото или Гэндзи их стали называть Уда Гэндзи. Некоторые из клана Уда Гэндзи переехали в провинцию Оми и стали известны как клан Сасаки или Оми Гэндзи.

Среди Уда Гэндзи, Минамото-но Масанобу, сын принца Ацудзанэ занимал пост садайдзина (левого министра). Одна из дочерей Масанобу, Минамото-но Ринси вышла замуж за Фудзивара-но Митинага и от этого брака родились три императрицы и два регента. Четвёртый сын Масанобу, Сукеёси стал основателем клана Сасаки.

Отец Садами, император Коко понизил своих сыновей в звании для уменьшения государственных расходов и их политического влияния. Затем Садами была дана фамилия Минамото и он стал именоваться Минамото-но Садами. Позднее, в 887, когда императору Коко было необходимо назначить своего наследника, при поддержки кампаку Фудзивара-но Мотоцунэ, Садами вновь присвоили титул императорского принца. После смерти своего отца в сентябре того же года Садами взошёл на престол под именем императора Уда.

17 сентября 887 г. Уда был объявлен императором Японии.

4 января 888 г. Фудзивара-но Мотоцунэ спрашивает у императора Уда разрешение уйти в отставку, но император ответил: «Из-за моей юности, я ещё не способен управлять государством и если вы перестанете давать мне ваши мудрые советы, я буду вынужден отречься от престола и удалиться в монастырь». Таким образом Мотоцунэ продолжал выступать в должности регента кампаку нового императора.

В 888 г. было закончено строительство нового буддийского монастыря Нинна-дзи и ученик Кукая стал настоятелем этого монастыря.

В 889 г. бывший император Ёдзэй стал вновь подвергаться психическим заболеваниям. Он становился всё более яростным. Верхом на лошади, он мог направиться в толпу и давить копытами людей.

Во время своего правления Уда пытался восстановить реальную императорскую власть и ограничить влияние клана регентов Фудзивара. В скором времени после смерти Фудзивара-но Мотоцунэ, Уда назначил Сугавара-но Митидзанэ на должность правого министра. Это очень обеспокоило род Фудзивара. Между тем всё больше чиновников не из рода Фудзивара стали занимать высокие посты при дворе, одними из этих чиновников стал род Минамото и Сугавара-но Митидзанэ.

Император Уда во время своего правления пытался вернуться к политике по системе кодекса рицурё. Во время его правления возрос интерес к конфуцианству и китайской культуре. В июле 896 г. Уда послал Сугавара-но Митидзанэ пересмотреть обвинения для заключённых и обеспечить всеобщую амнистию для неправомерно обвинённых в соответствии с китайской практикой. Император Уда также издал закон, укрепляющий права крестьян на владения землёй и защищающий их от посягательств со стороны могущественных семей и монастырей.

В 897 г. император Уда отрёкся от престола в пользу своего старшего сына принца Ацухито, который позже станет императором Дайго. Уда оставил своему сыну завещание, в котором были написаны общие заповеди. Документ хвалил Фудзивара-но Токихира как советника, но предостерегал юного Дайго от распутства Токихиры. Сугавара-но Митидзанэ прославлялся как хороший наставник императора Уда. Оба этих чиновника были назначены императором Уда ухаживать за юным императором Дайго, пока тот не достигнет зрелости.

Три года спустя, в 900 году Уда стал буддийским монахом в возрасте 34 лет. Основав храм Нинна-дзи, Уда сделал его своим новым домом после своего отречения. Его буддийским именем было Конго Каку. Уда умер в 931 г. в возрасте 65 лет.

Семейное древо

Замечание: титул мико или о: дзи (яп. 皇子) носили сыновья государя, принцы или князья; титул химэ-мико, кодзё: или одзё: (яп. 皇女) — носили княгини / принцессы.

(27) Император Анкан Исихимэ-но-химэмико
(28) Император Сэнка Уэуэгури-одзи Тоити-о Тадзихико-о Тадзихи-но Сима
(29) Император Киммэй (30) Император Бидацу Осисака-но Хикохито-но Оэ-но Мико (34) Император Дзёмэй
Касуга-но Мико Тину-но Окими (35) Императрица Когёку(37) Императрица Саймэй
Ова-но Мико (36) Император Котоку Арима-но Мико
Нанива-но Мико Омата-но Окими Курикума-но Окими Мино-о Татибана-но Мороэ
(31) Император Ёмэй Принц Сётоку Ямасиро-но Оэ
(33) Императрица Суйко Кумэ-но Мико
(32) Император Сусюн Тайма-но Мико
Анахобэ-но Хасихито-но-химэ-мико Экури-но Мико

Священная Римская империя[править]

На западе титул «император» восстановил Карл Великий, который был провозглашен римским императором (imperator augustus) в 800 г. Это событие относится к предыстории Священной Римской империи. Интересно, что Карл не думал об отделении Рима от Константинополя: до 800-го года законной наследницей Римской империи была Византия, восстановленная Карлом империя была продолжением древней Римской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в г. Константина VI, а не преемником Ромула Августула. Однако, чреда византийских императоров продолжилась в Византии (см. Императоры Византии).

Германские короли, завоевавшие Северную Италию, носили титулы императоров Священной Римской империи первоначально только тогда, когда короновались в Риме (начиная с Отона I в г.). При Оттоне положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Он — imperator terrenus, то есть наместник Бога на земле в делах светских, и «patronus», то есть защитник церкви; его власть во всём соответствует власти папы, отношения между ними аналогичны отношениям между душой и телом.

Император Священной Римской империи считал себя представителем всех христиан. Он — «глава христианского миpa», «светский глава верных» и т.п. Однако, Византия не признавала императором «грубого франка» Оттона.

Значительной силы достигла империя при Генрихе III (—) франконском, воспользовавшемся моментом, когда ещё не успела окрепнуть папская власть. Он был полным господином Италии, свободно распоряжался судьбой папского престола.

Блестящими представителями идеи императорской власти были во второй половине XII и первой половине XIII в. Гогенштауфены. Между ними первое место принадлежит Фридриху I (—), в лице которого императорская власть выступила против папы с теоретическими доводами. К названию «Римская империя» Фридрих I присоединил эпитет «Священная», не прибавлявший ничего нового к действительной власти императора, но указывавший на божественное её происхождение.

«Как на небе, — говорил имп. Фридрих I, — только один Бог, так и на земле только один папа и один император». Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывают на стремление придать императорской власти божественный характер.

После Фридриха III ни один император не был коронован в Риме. К XIV в. Священной Римской империей была, в сущности, немецкая империя. Власть императора признавалась только в Германии, да и то лишь теоретически, так как в действительности она перешла в руки феодалов. От пышного титула императора священной римской империи оставалось только одно название: князья расхитили все земли и разделили между собой атрибуты императорской власти, оставив императору почётные права и считая его своим ленным господином. Императоры этой эпохи закладывают короны, города, живут на чужой счёт, переносят всякое унижение перед папой, но продолжают называть себя наследниками цезарей, главами христианства и властелинами мира.

В XVIII в. существование империи было почти забыто: остались только громкие титулы. Последним императором Священной Римской империи был Франц II (—). В это время судьбами Европы распоряжался Наполеон, который считал себя истинным преемником Карла Великого и увлекался идеей «всемирной монархии»; в марте г. он короновался в Милане железной короной. 6 августа после подписания Пресбургского мира Франц II отрекся от сана императора.

Императоры Российского государства

В 18 веке о том, что такое император, вспомнили в Российском государстве. Этот титул приняли русские цари в 1721 году. Соответствующий Указ был провозглашен Сенатом и Синодом в честь Ништадтского мира. В указе царя Петра I просили принять новый титул и называться отныне «императором Великим и Отцом Отечества». Документ был согласован и принят сразу двумя важнейшими органами управления России: Сенат рассматривал светские дела, а Синод занимался духовной стороной бытия. Таким образом подчеркивалось, что власть императора и светская, и духовная.

Постепенно новый титул приняли все известные королевские дома Европы. Первыми так чествовать русских государей стали в Пруссии, Нидерландах и Швеции. Звание императора сопровождало каждого российского монарха вплоть до самой их смерти. Последние носители российского императорского титула были расстреляны в 1918 году.

Литература

  • Бикс Г. Хирохито и создание современной Японии. — М.: АСТ, 2002. (Серия: Историческая библиотека).
  • Сигрейв С., Сигрейв П. Династия Ямато. — М.: АСТ, 2002. (Серия: Историческая библиотека).
  • Bix, Herbert P. Hirohito and the Making of Modern Japan. — HarperCollins, 2000. (based on books from pro-communistic publishers such as Aoki Shoten or Otsuki Shoten)
  • Wetzler, Peter Hirohito and War: Imperial Tradition and Military Decision Making in Prewar Japan. — University of Hawaii Press, 1998.
  • Hoyt, Edwin P. Hirohito: The Emperor and the Man. — Praeger Publishers, 1992.
  • Kawahara, Toshiaki Hirohito and His Times: A Japanese Perspective. — Kodansha International, 1997. (Japanese standard image)
  • Mosley, Leonard Hirohito, Emperor of Japan. (Basic journal)

Политика

Первоначальная поддержка буддизма императорской семьей, начиная с Принца Сётоку (574—622), привела к широкой политизированности духовенства, наряду с ростом интриг и коррупции. Перенос столицы в 784 году из Нары в Нагаокакё был предпринят с целью отдалить церковь от вмешательства в государственные дела — основные буддийские храмы и их руководители остались в Наре. Более того, в ряде указов, издаваемых с 771 года, прослеживается неуклонный курс государства на ограничение численности буддийских монахов и возведение родовых храмов.

Однако перенос столицы оказался провальным проектом. За ним последовал ряд природных катастроф, включая потоп, от которого пострадало полгорода. В 785 году главный архитектор новой столицы и императорский фаворит Фудзивара-но Танэцугу был убит.

Между тем, вооруженные силы Камму не смогли разбить силы племён эмиси и были оттеснены обратно, что привело к восстанию и поражению армии в 789 году. В том же 789 году случилась сильная засуха, приведшая к голоду — улицы столицы были переполнены больными и ослабевшими от голода; люди уклонялись от воинской и трудовой повинностей. Многие переодевались в буддийских монахов с той же целью.

В 794 году Камму снова неожиданно переносит столицу в Хэйан-кё. Строительство города началось годом ранее, но перемены всё равно оказались слишком резкими, что привело к ещё бо́льшим беспорядкам среди населения.

С политической точки зрения Камму укрепил свою власть, внеся изменения в программу образования. Учение Конфуция по-прежнему давало разумное обоснование императорской власти. В 784 году Камму вводит изучение нового курса, основанного на Чуньцю (кит. 春秋, пиньинь: chūnqiū, буквально: «Вёсны и осени»), дополненных важными комментариями, согласно которым император как «Сын Неба» должен распространить свою власть также и на варварские земли. С 798 года эти комментарии становятся обязательными для прочтения в образовательных учреждениях.

Камму также отправил монахов Сайтё и Кукая в Китай. По возвращении оттуда они основали, соответственно, японские школы буддизма Тэндай и Сингон-сю.

Вторая мировая война

После окончания Второй мировой войны многие считали Хирохито лично ответственным за её развязывание, в то время как другие, включая американскую оккупационную администрацию, настаивали на том, что император был только формальным главой государства, а фактически вся власть находилась у военных. Многие люди в Китае, на Тайване, в Корее и в Юго-Восточной Азии видели в Хирохито «азиатского Гитлера» и настаивали на том, чтобы он был наказан как военный преступник.

Вплоть до самого начала войны Хирохито действовал строго в соответствии с протоколом, оставаясь на расстоянии от реального принятия решений[источник не указан 944 дня]. 4 сентября 1941 года японский кабинет министров встретился для того, чтобы обсудить военные планы, подготовленные императорским генштабом, и постановил:

Император Японии Хирохито в военном мундире.

«Цели», о которых шла речь, были ясно определены: невмешательство в войну в Китае и в планы по вводу войск в бывшие французские колонии в Индокитае, неувеличение американских и британских военных сил в этом регионе, снятие экономической блокады с Японии.

5 сентября премьер-министр Фумимаро Коноэ утвердил черновик императорского указа, за день до начала императорского совещания, на котором этот указ должен был быть формально разработан. В тот же вечер состоялось личная встреча с императором, на которой присутствовали Коноэ, начальник штаба военно-морских сил адмирал Осами Нагано и начальник штаба армии генерал Хадзимэ Сугияма. Хирохито спросил, реально ли победить западные державы в прямом конфликте; Сугияма ответил положительно, и император его отругал:

Адмирал Нагано, чрезвычайно опытный бывший военно-морской министр, позднее рассказывал: «Я никогда не видел, чтобы император делал выговор в таком тоне, его лицо покраснело и он почти кричал».

Хирохито был глубоко озабочен решением поместить подготовку к войне впереди дипломатических усилий в тексте указа, и на следующий день, в нарушение старинного протокола, задал прямой вопрос об этом главам армии и военно-морских сил. Коноэ быстро вмешался и убедил Хирохито пригласить их на приватную конференцию, на которой император настаивал, чтобы мирные усилия продолжались до последней возможности.

Тем не менее, все участники императорского совещания были едины в том, что война предпочтительнее дипломатии. Барон Ёсимити Хара, президент Императорского совета и представитель императора, провел личный опрос участников конференции, и получил в ответ либо мнение о том, что война является единственным спасением в данной ситуации, либо молчание.

В этот момент император удивил всех присутствующих, обратившись к ним и тем сломав традицию императорского молчания, приведя своих советников в изумление. Император Хирохито настаивал на необходимости мирного разрешения международных проблем, выразив сожаление неспособностью своих министров ответить на вопросы барона Хара и процитировав стихотворение, написанное его дедом, императором Мэйдзи, которое, как он сказал, он перечитывает «снова и снова». В аллегорических строках говорилось об опасениях автора, что неистовый шторм и бушующие волны нарушат тишину и покой моря. Каждый живущий на берегах этого моря стал братом автора, его покой — это покой других.

Когда шок прошёл, министры поспешили заверить императора в их глубоком желании предпринять все возможные мирные средства[источник не указан 944 дня]. Однако подготовка к войне продолжалась без малейших изменений, и через несколько недель произошла смена кабинета министров, Коноэ ушёл в отставку, на его место пришёл генерал Хидэки Тодзё. 8 декабря (7 декабря на Гавайях) 1941 года внезапной атакой сотен самолетов на американский флот в гавани Перл-Харбор японские силы начали военные действия. Одновременно началось вторжение в Юго-Восточную Азию.

После того, как нация вступила в войну, император Хирохито отбросил свои сомнения и действовал как патриот, остро заинтересованный в военной победе и в улучшении морали в армии. Война для Японии началась успешно. В первые 6 месяцев войны все сражения в войне заканчивались победами Японии. Только с течением времени император и японская нация начали осознавать, что ситуация становится угрожающей.

Великий крестовый поход

Император разработал план спасения человечества: объединить разрозненные миры людей, рассеянные по галактике и изолированные друг от друга в Эру Раздора. В первые годы Великого крестового похода Повелитель Человечества был на переднем рубеже битв, ведя в бой своих генетически усиленных солдат. С повторным открытием миров и включением их в Империум, он нашёл потерянных примархов, чьи генетические образцы были использованы для стабилизации процесса создания космодесантников.

После триумфа на Улланоре Император вернулся в подземные лаборатории на Терре, чтобы продолжить работу над секретными проектами, включая составление карты Паутины, вход в которую он нашёл (или создал) в своём Дворце. Он оставил своих верных сыновей, примархов, продолжать Великий крестовый поход, даровав лучшему из них, Хорусу, титул Воителя. Император намеренно не объяснил никому, даже Хорусу, чем он собирается заняться после возвращения на Терру; это посеяло первые семена непонимания, которые позднее привели к Ереси Хоруса и последовавшим тёмным временам.

Литература

  • Некрасов Г. А. Международное признание российского великодержавия в XVIII в. // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. Сб. статей, посвященный Льву Владимировичу Черепнину. М.: Наука, 1972. С. 381—388;
  • Флоровский А. В. Страница истории русско-австрийских отношений XVIII в. // Там же. С. 389—397;
  • Агеева О. Г. Титул императора Петра I и понятие «империя» в России в первой четверти XVIII в. // Межславянские взаимоотношения и связи. М., 1999. С. 5-8;
  • Царь и царство в русском общественном сознании. Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып.2. / Отв. ред. А. А. Горский. М.: ИРИ РАН, 1999. 179 с.
  • Глинский Б. Б. К вопросу о титуле «самодержец» (Из истории кодификации Основных законов в 1906 г.) // Исторический вестник. 1913. Февраль.
  • Бахтурина А. Ю. Взгляды российской бюрократии на проблему самодержавной государственной власти в начале XX века // Государственные институты России: прошлое и настоящее. М., 1996.

Россия[править]

Российские правители носили титул императора с по март 1917 года. Принят Петром I 22.10.1721 (по просьбе Сената после победы в Северной войне 1700‒21, во время торжеств по случаю празднования заключения мира со Швецией). Российское государство объявлено империей. До этого императорский титул существовал в Европе только у главы Священной Римской империи. Со времени Петра I всех его преемников на русском престоле именовали императорами, хотя по традиции по-прежнему использовался и царский титул.

И. обладал верховной самодержавной властью (с 1906 — законодательной властью вместе с Государственной думой и Государственным советом), официально титуловался «Ваше императорское величество» (в сокращенной форме — «Государь»). Титул И. существовал до ликвидации монархии в результате Февральской революции 1917.

Что такое император? значение слова император и его определение
Илья Галкин. Николай II (1898 год) ГИМ. Холст, масло.

Титул российского императора к 1917 г.:
«Божией поспешествующей милостью Мы, N, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса-Таврического, Государь Псковский, и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский, и иных; Государь и Великий Князь Новгорода Низовской земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский, и всей Северной страны Повелитель и Государь Иверских, Карталинских, Грузинских и Кабардинских земель, и Армянских Областей; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая и прочая и прочая.»
Оригинал включен в Полное Собрание законов Российской Империи. Собрание Второе, том III, стр. 331. № 1897, 1828, Марта 25 (Публикован Сенатом 9 Апреля).

Последний российский император — Николай II.