Значение слова Иконостас по словарю Брокгауза и Ефрона:
Иконостас (греч.) — более или менее сплошная, от сев. стены храма до южн., стена, которой отделяется алтарь от средней части в првсл. храме, и на которой устанавливаются в определенном порядке иконы. В этой стене три двери ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — «врата царские» (см.). влево от них — северные врата или двери, вправо — южные врата, прежде называвшиеся также дьяконскими. Средние двери называются святыми, и не имеющим священного сана вход через них недозволен. И. бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов. В нижнем ряду: на царских вратах находятся обыкновенно иконы Благовещения Пресвятой Деве архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов. направо от царских врат — икона Спасителя, по левую их сторону — икона Божьей Матери с младенцем на руках. на сев. дверях — чаще архангелы Гавриил и Михаил, иногда — пророки, св. диаконы или святители. Затем вправо от южн. дверей и влево от дверей сев. ставятся иконы наиболее чтимых святых, например святого, которому посвящен храм, или других, по усмотрению храмоздателей. Над первым нижним рядом икон в И. помещаются. непосредственно над царскими вратами — икона тайной вечери И. Христа, и по ту или другую сторону ее иконы главных праздников — событий из жизни И. Христа и Пресвятой Девы. В третьем ряду И. ставятся: над иконою тайной вечери — икона И. Христа в царском или архиерейском облачении, с предстоящими в молитве пред ним Богоматерью и Иоанном Предтечей (она называется деисусом, см.). по ту и другую сторону этой иконы — иконы св. апостолов. B четвертом ряду И. ставятся иконы ветхозаветных праведников — пророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх И. увенчивается изображением распятия И. Христа. Впрочем, такое устройство И. не всегда имеется в церквах. В древней Руси в церквах этот тип И. был господствующим, но по нужде число ярусов или рядов И. может быть уменьшено до одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами. Устройство И. в виде сплошной стены — относительно позднего происхождения. в первые века церкви алтарь был весь видим присутствующим в храме и от средины церкви алтарь отделялся лишь решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны по возможности во всем храме, Царские врата часто устраиваются решетчатыми, а весь И. редко доходит до потолка. обыкновенно сверху И. в приходских церквах большого размера оставляется более или менее открытое пространство. Н. Б.
Домашний и походный
Иконостас можно увидеть и в обычном доме православного христианина — красный угол, который отведен под святые образа.
Домашний иконостас
В нем также должны соблюдаться определенные правила размещения. Сегодня для этого используют специальные подставки из дерева или полочки, на которых размещают иконы.
В Древней Руси были распространены походные иконостасы — миниатюрные подставки под иконы, которые складывались и были сделаны специально облегченными, чтобы их удобно было транспортировать на далекие расстояния. Обычно их брали с собой в далекие походы, на войну или в торговое путешествие, чтобы была возможность молиться перед иконами.
Устройство храма: иконостас
История собора
Этот собор был построен при правлении князя Андрея Боголюбского в середине XII века, и для совершения этого дела во Владимир были приглашены самые искусные мастера со всей земли русской и романского Запада. Его строили для хранения иконы Владимирской Божией Матери – покровительницы Руси. Предполагается, что эта икона была написана еще при жизни Самой Богородицы евангелистом Лукой. Потом в 450 году она попала в Константинополь и там пробыла до XII века, а затем была передана в дар Юрию Долгорукому – отцу Андрея Боголюбского. Потом она много раз спасала русские княжеские города от разорений и войн.
Символика
Построение и структура иконостаса регулируются церковными традициями, но при этом их архитектура, стиль и вид могут различаться. При этом все равно прослеживается определенная символика:
- Распятие — это символ смерти Христа, благодаря которой человек имеет вечную жизнь. Оно всегда располагается на вершине перегородки, венчая всю историю взаимоотношений человека и Бога.
- Каждый чин — это определенный этап в истории Церкви, начиная с сотворения мира и заканчивая Небесным Царством.
- Центральная икона в ярусе является определяющей тематику, именно по ней можно понять, какой это чин.
- В центре каждого чина находятся образы Иисуса Христа и Святой Троицы — именно Господь является центром Вселенной и человеческой жизни. Поэтому в любом иконостасе прослеживается четкое расположение этих образов один под другим сверху вниз.
- Тематика образов Богородицы на каждом ярусе соответствуют общей теме, так на Деисусе это «Заступница», молящая о милости для грешников, а на Пророческом — это «Знамение», подтверждающее все пророчества о пришествии Мессии.
При этом стиль иконостаса в целом, а также стиль икон и их наполнение могут существенно отличаться от храма к храму. Так, изображение Тайной Вечери могут заменить «Воскресением Христовым», а образа праздников — картинами из цикла «Страсти Христовы».
Как устроен иконостас в православном храме
Иконостас имеет строгую каноничность — нельзя нарушать порядок расположения икон на нем, но при этом стиль сооружения не имеет строгих рамок, поэтому существует достаточно много видов алтарных преград.
Нижний ряд
Здесь центральное место занимают Царские врата — двери, которые ведут в алтарную часть (расположены напротив Престола) и символизируют собой двери в Рай. На створках дверей, обращенных к залу, находятся иконы «Благовещения» и четырех евангелистов. Над вратами — «Тайная вечеря», а слева и справа по краям чина — дьяконские двери, через которые в зал проходят все священнослужители.
В первом ярусе иконостаса посредине находятся Царские врата
Главным изображением нижнего ряда является образ Христа и Богородицы, они располагаются справа и слева от Царских врат соответственно. После них установлены местные иконы — изображения святых, в честь которых назван храм или которые тут особо почитаются.
Второй ряд
Этот чин содержит меньшие по размеру иконы, чем первый, но их больше в целом. Главная тема ряда — второе пришествие Иисуса Христа на землю, поэтому его называют Деисусом. Главный образ чина — это изображение Спасителя на престоле, а в целом собрание подчинены одной тематике — моление Христу о милости.
Деисусный второй ряд символизирует моление Церкви ко Христу
По правую и левую сторону от главной картины располагаются изображения Иоанна Крестителя и Богородицы «Заступница».
Третий ряд
Третий ярус или Праздничный собирает все образа, которые изображают двунадесятые праздники — великие события, произошедшие в жизни Христа и Девы Марии. Изредка его называют Историческим, поскольку он рассказывает краткую историю Евангелия, показывая людям самые значимые события: Рождество, Крещение, Благовещение и пр.
Третий ряд знакомит призожан с событиями Евангельской истории
Четвертый ряд
На четвертом ярусе располагаются пророки, поэтому он и называется пророческим. Главная его цель — познакомить и ввести людей в историю ветхозаветной Церкви. Поэтому тут представлены все те Божьи люди, которые пророчествовали о пришествии и смерти Иисуса. Кроме них, ярус содержит картину Богородицы «Знамение».
В четвертом ряду изображены пророки, возвещавшие о грядущих событиях
Пятый ряд
Праотеческий чин в центре содержит образ Святой Троицы, показывая, что во главе всего стоит Господь и Он изначально был еще до создания Вселенной. В обе стороны от Святой Троицы располагаются образа праведников Ветхого Завета: праотца Авраама, Исаака и Иакова. Четкого правила, кто именно должен быть представлен на иконах нет — это определяет тот, кто заказывает всю перегородку.
Верх иконостаса увенчивается изображением распятия
Что такое иконостас?
Алтарь отделяется от остального храма иконостасом. Разбираясь с вопросом, что такое иконостас, нужно отметить, что он представляет собой специальную отделяющую перегородку, с размещенными на ней иконами с ликами святых. Иконостас как бы соединяет мир небесный с миром земным. Если алтарь – мир горний, то иконостас – мир земной.
Русский православный иконостас содержит пять высоких рядов. Самый первый ряд называется праотеческим, он самый верхний, на нем изображены праотцы Святой Церкви от первого человека Адама до ветхозаветного пророка Моисея. В центре ряда всегда устанавливается образ «Ветхозаветной Троицы».
А второй ряд имеет название пророческий, поэтому здесь изображаются пророки, которые возвещали о Богородице и о рождении Иисуса Христа. В центре находится икона «Знамение».
Деисусным называется третий ряд иконостаса и обозначает моление всей Церкви Христу. В самом центре его помещается икона «Спас в силах», на которой изображен Христос, восседающий как грозный Судия всего созданного им мира. Слева от него находится Пресвятая Богородица, а справа — Иоанн Предтеча.
В четвертом праздничном ряду рассказаны события Нового Завета, берущие начало с рождества Самой Богородицы.
И самый нижний, пятый, ряд иконостаса называется «местный ряд», по центру его находятся Царские врата, над которыми обязательно помещается икона «Тайная вечеря», и на самих вратах — икона «Благовещение» (где Архангел Гавриил сообщает благую весть Святой Деве), а по обе стороны от врат — иконы Спасителя и Богородицы.
Еще нужно обратить внимание на то, что по обе стороны от Царских врат находятся одностворчатые небольшие двери, они называются дьяконскими. Если храм небольшой, то эта дверь может делаться только с одной стороны
Молитвы перед домашним иконостасом
Молитва Смоленской иконе Божией Матери
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4:К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.
Кондак, глас 6:Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Изготовление иконостасов:
Иконостас состоит из одного или нескольких рядов икон, которые расположены в определенном порядке. Иконостас символизирует границу между «горним» и «дольним» мирами, подчеркивает значение алтаря храма. Состав русского иконостаса следующий. Самый верхний ряд — иконы праотцов от Адама до Моисея. Второй ряд сверху — иконы святых, стоящих под законом Моисеевым, от Моисея до Христа. Этот ряд называется пророческим и изображает в основном царей и пророков Ветхого Завета. Третий ряд сверху — праздничный — изображает земную жизнь Богородицы и Спасителя, иконы двунадесятых праздников. Четвертый ряд сверху — деисусный (деисусный чин, деисис). Пятый ряд, нижний — местный ряд. Выделяются следующие основные типы иконостасов: тябловый иконостас, барочный иконостас, мраморный или каменный иконостас. Изготовление иконостасов любой сложности и типа — основной профиль мастерской Посад Изограф.
Иконостас на заказ – это очень ответственно, потому что производство иконостаса должны осуществлять мастера, посвященные во все тонкости этой работы. Заказывать иконостас следует там, где уверен в правильности его изготовления. Проектирование иконостаса важный этап его создания и производства. Подготовка проекта обязательно согласовывается с заказчиком. Мы учитываем архитектуру храма для максимального стилистического соответствия. В мастерских «Посад-Изограф» Вам подберут уникальное решение иконостаса на основе византийской и русской традиций. Сюда входят орнаменты тябловых и барочных иконостасов XV-XVIII веков, взятых как с оригиналов, так и специально разработанных.
>Изготовление иконостасов
Иконы и интерьер
Не всегда получается подобрать все иконы в одном стиле
И это не так уж важно, ведь что такое иконостас в доме? Это место, где можно оставить всякие беспокойные мысли, чтобы помолиться, т. е
пообщаться с богом.
Нужно помнить, что молимся мы не иконам. Они помогают сосредоточиться на размышлении о Царствии Божием, дисциплинировать мысли, чтобы они не рассеивались во время молитвы, образы святых напоминают об их праведной жизни.
Если средства позволяют, то можно оформить красивый угловой иконостас в соответствии с интерьером квартиры, с резьбой по дереву, заказать иконы у иконописцев.
Настоящее чудо в том, что можно помолиться, открыть свои печали, поблагодарить бога, попросить молитвенной помощи у святых.
А если нет денег для приобретения специальной мебели, то сделайте иконостас своими руками с любовью. Прекрасен он не материальной красотой.
Место в доме, посвященное богу, где молятся и благодарят, наполняется благодатью и светом, который украшает и освящает все вокруг.
Как выглядит иконостас сегодня?
Что такое иконостас в современной церкви? Вся алтарная стена заполнена иконами в несколько рядов, при их выборе и расположении соблюдаются некоторые обязательные традиции.
Врата в центре иконостаса называют царскими, на них изображают Благовещение Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Их открывают только в определенные моменты богослужения, в святую седмицу. Проход священников через царские врата символизирует присутствие Бога в храме, который благословляет присутствующих.
Слева и справа находятся дьяконские двери с иконами архангелов Михаила и Гавриила, через которые заходят церковнослужители и священники.
Справа от входа находится икона спасителя Иисуса Христа, рядом с ней – икона святого или праздника, соответствующая посвящению храма. Например, если вы зайдете в Покровский храм, это будет икона Покрова Пресвятой Богородицы, а если в храм преподобного Серафима – икона этого святого.
Второй ряд называется «Деисус», что означает моление, прошение.
На нем традиционно справа расположены иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы справа, а слева — Иоанна Предтечи. В этом же ряду находятся изображения двенадцати апостолов.
Символическое значение имеет расположенная над царскими вратами икона Тайной Вечери, первой литургии, на которой Иисус Христос посвятил апостолов в таинство святой евхаристии.
На третьем ярусе размещают иконы двунадесятых праздников, то есть тех, которые связаны с основными событиями в жизни Христа и Богородицы.
В больших храмах есть четвертый ряд с иконами святых пророков, пятый ряд посвящен памяти праотцов Адама и Евы, Авраама, Исаака, известных нам из Ветхого Завета. На самом верхнем ряду мы увидим изображение Пресвятой Троицы, венчает иконостас символ искупления – крест.
Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме
«Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:
1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.
2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.
3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.
4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке
5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.
6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.
7. Иконы нужны не для антуража. Если вы не планируете молиться перед иконами, не стоит их вешать в доме. Лучше сначала стать христианином, воцерковиться и лишь тогда повесить икону для регулярной перед ней молитвы.
8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.
9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.
10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.
Иконостас
Вопрос о том, что такое иконостас, можно продолжить интересным фактом о самых первых сведениях отделения алтаря от всего остального пространства в храме завесой или преградой, которые относятся к IV веку. Тогда еще в византийских храмах эти алтарные преграды были совсем невысокими и делались из парапета, каменной балки (темплона) и колонок. В центре ставился крест, а по сторонам алтаря находились иконы Христа и Богоматери. Через время на темплон стали ставить иконы, или взамен на нем вырезались рельефные изображения. Крест заменили на икону Христа, а потом — Деисисом (по-другому Деисусом, молением) – композицией из трех икон: в центре — Христос Вседержитель, а к нему обращены с молитвой с левой стороны Богородица, а с правой — Иоанн Креститель. Иногда по обе стороны Деисиса добавлялись праздничные иконы или отдельные иконы святых.
Преимущества наших изделий
Вошедший человек, сначала крестился и отвешивал поклон иконе, а потом раздевался или здоровался с хозяевами, если это посетитель. Место, выбирали на восточной стороне или, хотя бы, по направлению к храму. Если в доме нет подходящего угла, тогда прямую полку вешали на стену с тем же ориентиром. При большем количестве икон вешали двухъярусные и трехъярусные полки. Получался домашний иконостас.
Часто на нижнюю полку клали Евангелие или другие божественные книги. Под иконы постилали салфетку, часто кружевную или вышитую. Возрождались традиции изготовления полок для икон, причем и с достаточно сложным художественным оформлением. В настоящее время можно найти в продаже любую полку, как по форме, так и по размеру и цвету. Такой большой ассортимент позволяет составлять целые композиции.
Полки отличаются ярусностью: одно-, двух- и т.д.
Например, телевизор совсем не годится в «соседи» с Божьим местом. Также не уместны рядом фарфоровые безделушки, подарочные сувениры в виде чашечек, кувшинчиков и т.п.
Если в квартире несколько комнат, то хорошо было бы поместить в других комнатах по полочке, хоть с одной иконой, особенно в детской, спальне. Существует огромное количество икон Пресвятой Богородице. Икона является проводником между нашим миром и Богом. Она имеет очень древнюю историю, хотя было время, когда производство икон было под запретом.
При желании клиента, возможен подбор цветов и конфигураций, добавление или отнимание ярусов, внесение поправок в размеры и форму изделий. Изготовление полки под иконы это сложный технологический процесс, состоящий из нескольких этапов. Заказала Семистрельную икону Божией Матери — осталась довольной, ОЧЕНЬ красивая икона. Огромное спасибо мастерам, за такие бесценные произведения искусства.
Определение слова «Иконостас» по БСЭ:
Иконостас (от Икона и греч. stбsis — место стояния)перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме (высокий И.) известен с начала 15 в. (И. Благовещенского собора в Московском Кремле, 1405, с иконами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Прохора с Городца). Строгая религиозная иерархия сюжетов (внизу — «местные» иконы, над ними рядами — «деисусный чин», «праздники», «пророки»),подчёркнутая высотой рядов и пропорциями отдельных икон, их ритмическим и цветовым строем, а также симметричность их расположения определяют общую композицию И., в которой живопись и позолоченная резьба деревянного архитектурного обрамления (особенно пышная в 17 в.) образуют художественное единство (см. Синтез искусств). Некоторые И. 18 — начала 19 вв., решенные в виде триумфальных арок с деревянными статуями, воспринимаются как торжественный вход в алтарь.Лит.: Древнерусское искусство, М., 1970, с. 29-72. Лазарев В.Н., Русская средневековая живопись, М., 1970, с. 128-39.Иконостас Петропавловского собора в Ленинграде. Дерево. 1722-27. По рисунку И. П. Зарудного резьбу выполняли Т. Иванов и И. Телега.
История собора
Этот собор был построен при правлении князя Андрея Боголюбского в середине XII века, и для совершения этого дела во Владимир были приглашены самые искусные мастера со всей земли русской и романского Запада. Его строили для хранения иконы Владимирской Божией Матери – покровительницы Руси. Предполагается, что эта икона была написана еще при жизни Самой Богородицы евангелистом Лукой. Потом в 450 году она попала в Константинополь и там пробыла до XII века, а затем была передана в дар Юрию Долгорукому – отцу Андрея Боголюбского. Потом она много раз спасала русские княжеские города от разорений и войн.
В каком порядке расположить иконы
- Над всеми иконами находится православный Крест.
- Центральное место в иконостасе занимает икона Спасителя (поясное изображение).
- Над этой иконой размещают образ Святой Троицы.
- Справа от иконы Спасителя ставят икону Божией Матери. Чаще всего в домашнем иконостасе можно увидеть икону Богородицы «Умиление» и «Одигитрия».
- Образы Святых размещают по бокам от икон Спасителя и Богородицы. Можно расположить их и выше.
- В русском православии особо почитают святителя Николая Чудотворца. Его икону можно увидеть в любом домашнем иконостасе. Часто встречаются иконы пророка Илии, первоцерковных апостолов Петра и Павла, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика и целителя Пантелеймона.
- Хорошо, если в доме есть образы святых Евангелистов, Святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила, а также иконы церковных праздников.
- Выбор икон может быть индивидуальным, в домашнем иконостасе часто размещают святых покровителей семьи, имена которых носят домашние.
С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой.
Как расположить иконы дома?
Оформляя домашний иконостас, нужно разместить главные иконы на уровне глаз. Это образы Спасителя и Пресвятой Богородицы.
При создании иконостаса своим руками на почетное место также часто устанавливаются венчальные иконы. Над ними можно поместить изображение Святой Троицы.
Рядом располагают иконы любимых святых, почти в каждом иконостасе можно встретить образ Николая Чудотворца, блаженной Матроны, преподобного Серафима, Георгия Победоносца, ангелов и архангелов, архистратига Михаила, Гавриила, несущего исцеления, ангела-хранителя.
Каждому при крещении дается имя святого, иконку которого тоже желательно иметь в своем домашнем иконостасе.
Иконостас
Вопрос о том, что такое иконостас, можно продолжить интересным фактом о самых первых сведениях отделения алтаря от всего остального пространства в храме завесой или преградой, которые относятся к IV веку. Тогда еще в византийских храмах эти алтарные преграды были совсем невысокими и делались из парапета, каменной балки (темплона) и колонок. В центре ставился крест, а по сторонам алтаря находились иконы Христа и Богоматери. Через время на темплон стали ставить иконы, или взамен на нем вырезались рельефные изображения. Крест заменили на икону Христа, а потом — Деисисом (по-другому Деисусом, молением) – композицией из трех икон: в центре — Христос Вседержитель, а к нему обращены с молитвой с левой стороны Богородица, а с правой — Иоанн Креститель. Иногда по обе стороны Деисиса добавлялись праздничные иконы или отдельные иконы святых.
Успенский собор во Владимире: фото и описание
Вообще стиль, форма и высота иконостаса зависят от изучения архитектуры и истории храма, в котором он будет возведен. И он должен масштабироваться в соответствии с пропорциями самого храма, которые в древности проектировали архитекторы. Конструкции иконостасов и состав в нем икон множество раз изменялись.
Успенский собор во Владимире (фото которого представлено выше) обладает первым иконостасом с фрагментами, сохранившимися до наших дней. Он датируется 1408 годом, это работа Андрея Рублева и его современника монаха Даниила Черного. Когда-то очень давно он состоял из высоких четырех ярусов, Деисусный чин среди которых был выполнен более крупно и выдвигался из общего плана, это показывало его особую роль. Иконостас в храме не закрывал подкупольные столбы, благодаря им он делился на части. В дальнейшем Владимирский иконостас стал образцом для иконостасов Московского Кремлевского Успенского собора (1481 г.) и Успенского собора в Кирилло-Белозерском монастыре (1497 г.).