Храм

Примечания

  1. Spencer 1984, p. 22, 44; Snape 1996, p. 9
  2. Templum // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  3. Храм древнегреческий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Пантеон, храмы // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  5. Храм // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

Храмы Древнего Египта

Луксорский храм, Египет

Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы, совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса. Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат — божественного порядка вселенной. Обеспечение жильём и забота о богах входили в обязанности фараона, который собирал большие ресурсы для строительства и обслуживания храмов. В случае необходимости, фараон передавал большинство своих ритуальных обязанностей жрецам. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях и им было запрещено входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, которые приходили туда чтобы помолиться, совершали подношения и пытались получить пророческие указания от бога обитавшего там.

Одним из наиболее важных мест храма было святилище, в котором обычно находились культовые изображения и статуи богов. Помещения расположенные снаружи храма с течением времени росли и всё более усложнялись, поэтому храм превратился из небольшого святилища в конце Додинастического периода в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве (ок. 1550—1070 годы до н. э.). Эти сооружения являются примером крупнейших и наиболее устойчивых сооружений древнеегипетской архитектуры. Каждый элемент и деталь храма выполнены в соответствии с религиозной символикой египтян. Конструкция храма включала в себя ряд закрытых залов и открытых площадок. У входа располагались массивные пилоны, которые были выравнены вдоль пути, по которому проходили праздничные процессии. За стенами храма располагались ограждения и ряд дополнительных зданий.

Из чего состоит храм

Современные храмы строятся обычно в нескольких формах:

  • в виде креста;
  • в виде корабля (символизируя лодку спасения или ковчег Ноя);
  • форма круга (символизирует вечность);
  • как восьмиконечная звезда (символ путеводной звезды).

Наверху всегда бывает купол – символ Неба. Его венчает крест. В некоторых храмах не один, а несколько куполов:

  • 2 купола означают Божественную и человеческую природу Христа.
  • 3 купола – в честь Пресвятой Троицы.
  • 5 куполов – в честь Господа и четырех евангелистов.
  • 7 куполов – в честь Таинств и Вселенских соборов.
  • 9 куполов – по числу Ангельских чинов.
  • 13 куполов – в честь двенадцати апостолов и Христа.

Над входом обычно стоит колокольня.

Внешнее устройство православного храма:

Храм состоит из трех частей:

  1. Притвор. Здесь стоят готовящиеся к Таинству Крещения, а также кающиеся грешники.
  2. Средняя часть. Здесь стоят и молятся верные христиане.
  3. Алтарь. Олицетворяет Небо, здесь молятся священнослужители перед Престолом.

Внутреннее устройство православного храма:

В притворе также находится церковная лавка. В ней покупают свечи, подают записки и т.д.

Перед притвором находится паперть. На ней обычно располагаются нищие.

Алтарь расположен всегда на востоке, символизируя Христа, Солнце правды. Если в храме не один, а несколько алтарей, то один из них бывает главным. Остальные алтари называются приделами. Они бывают в честь святых или праздника.

Алтарь – самая главная часть храма. Само слово переводится — «возвышенный жертвенник». В нем находится престол, на котором происходит Таинство Евхаристии. Дотрагиваться до него могут только священнослужители. Место, находящееся позади престола носит название «горнее».

Алтарь отделяется от основной части иконостасом. Он имеет специальный порядок расположения икон. В нем находится три двери: царские врата и две диаконские. Царскими вратами входят только священнослужители. Через диаконские двери совершаются входы на Богослужениях.

Возвышенное место перед иконостасом называется солеей. На ней стоит хор. Посередине его, напротив царских врат находится амвон. На него можно ступать только священнослужителям. С него говорятся проповеди и причащают христиан. С него диакон читает ектении и Евангелие. На солее находятся также хоругви.

Также в храме есть канун, где ставят свечи за упокой и кладут принос. Около него служат панихиды и литии. В храме находится множество икон, перед которыми горят лампады.

Устройство православного храма

Языческие капища

Как выглядел языческий храм? Что такое капище? Вопросы это на самом деле не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Сведений о таких постройках на Руси практически не сохранилось. Дело в том, что летописцами у нас в стране были в основном христианские монахи. Вряд ли бы они стали расхваливать красоту языческих храмов. Однако, судя по обнаруженным под Киевом остаткам древнего сооружения, рядом с которым нашли многочисленные кости животных, языческий храм представлял собой в разрезе эллипс с прямоугольными пристройками, ориентированными по сторонам света.

Храм

Судя по сохранившимся записям иностранных путешественников, стены языческих капищ были рублеными. Снаружи они украшались резными раскрашенными изображениями богов и богинь, а также животных и людей. Центром языческого храма был жертвенник. Располагался он в передней части помещения. Потолка над ним не было. В задней части стояли изображения богов. Причем не только добрых, но и тех, которых боялись. Окон в капище не предусматривалось. Поэтому внутри всегда царил полумрак. Кровля языческого храма выполнялась из гонта. Присутствовала и вторая крыша, на высоте примерно в треть стен. Служила она, скорее всего, для защиты от дождя пришедших в храм простых людей. Дело в том, что доступ внутрь языческого капища имели только жрецы.

Итак, мы рассмотрели, каково значение слова храм в язычестве. Это место проведения тайных обрядов и жертвоприношений. Ни одной такой постройки до наших дней не сохранилось. Можно, конечно, думать, что у славян до христианства храмов не было вообще, и ритуалы свои они проводили прямо под открытым небом. Однако свидетельства иностранных путешественников все же говорят об обратном.

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Храм Соломона в западной культуре

Сэр Исаак Ньютон

Чертёж Иерусалимского храма, выполненный Исааком Ньютоном

Сэр Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира. По его словам, «Храм Соломона самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию». В своём труде Ньютон посвящает большую главу (гл. I) описанию устройства Храма Соломона.

Храм Соломона был для него чертежом Вселенной, носителем всех тайн мира, и он верил, что законы природы и Божественная Истина закодированы в его строении и в пропорциях между различными его частями и, изучая размеры Храма, можно их расшифровать. Ньютон посвятил вычислению устройства Иерусалимского храма все последние годы своей жизни.

В масонстве

План масонской ложи и расположение в ней колонн Б и Я

Строение Иерусалимского храма оказало значительное влияние на идеи масонства (братства «вольных каменщиков»). Храм является центральным символом масонства. По словам Энциклопедии масонства (издания 1906 года), «Каждая ложа есть символ иудейского храма».

Ритуал посвящения

Согласно масонской легенде, возникновение масонства восходит к временам царя Соломона, который «есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена существовало много философов в Иудее». Они соединились и «представили философическое дело под видом сооружения Храма Соломонова: эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма».

Соломон поручил зодчему из Тира Хираму Абиффу руководство сооружением храма в Иерусалиме. Хирам разделил рабочих на три класса, что, по мнению масонов, послужило прообразом степеней масонства и особого символического языка масонства.

Среди прочего, большое значение в учении масонства придаётся колоннам Храма Соломона, которые носили название Боаз и Яхин.

Литература

  • Низаметдинова, Р. Р. Идея космоса в архитектуре Древнего Востока: храм как модель вселенной // Восток. Афро-Азиатские общества, 2011, № 1, 117—123.
  • Али-заде А. А. Масджид : [] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  • — статья из Большой советской энциклопедии
  • Власов В. Г. // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2006. — Т. V: Л — М.. — 768 с: ил. + вкл с.
  • Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие.. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 402 с. — ISBN 5-7638-0575-5.

Православные христианские храмы

В христианстве, и в частности в православии, храм называют церковью. Подобные культовые сооружения возводятся по определенным правилам. Как известно, православие пришло на Русь из Византии, преемницы Великой Римской империи. Первые русские храмы древние зодчие строили, взяв за образец византийские и греческие церкви. Основными отличительными особенностями православных храмов являлись тогда и являются сейчас следующие композиционные решения:

  1. Пространство любой церкви разделено на три основные части – собственно храм, алтарь и притвор.
  2. Любая церковь симметрична относительно оси.
  3. В своей центральной части православный храм имеет кубическую форму.
  4. Венчают церковь полукруглые луковичные купола.
  5. В интерьере и экстерьере широко используются арки.
  6. Стены часто украшены нишами.
  7. Узкие длинные окна.
  8. Скромный строгий экстерьер и богатый пышный интерьер.

Построенные сразу после крещения христианские храмы на Руси отличались поистине огромными размерами. В качестве примера можно привести Собор Св. Софии и в Киеве первый русский храм. Что такое собор? Это та же церковь, но более богатая и монументальная. Такой храм обычно считался главным в каком-либо районе. Позднее русские зодчие начали возводить церкви гораздо меньших размеров.

Храм

Кто может построить часовню и почему не построить тогда храм?

Построить часовню может, по сути, любой — человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее.

А причин, почему не построили храм, может быть несколько:

  1. понимают, что не смогут по всем правилам освятить алтарь
  2. понимают, что не смогут гарантировать регулярные богослужения или они будут неуместны.
  3. для данного места храм будет слишком большим сооружением.

Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти?

Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого — причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это — тысячелетняя и неукоснительная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена (исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как — литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант).

Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и — просто богобоязненность и уважение к традициям.

Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться богослужения, и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить Литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту?

Храм

Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом.

Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью — это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена.

Вот в таких случаях строятся часовни.

Храм

Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва

Храм, церковь, собор, часовня – чем отличаются и разница понятий по-православному

5 основных моментов чем отличается храм от церкви — тонкости разных понятий:

  1. Понятие «храм» понимается как специальная площадь, где идут богослужения.
  2. Слово «церковь» располагает более обширным значением, подразумевающим не просто помещение, но и окружение, причастное к этому.
  3. Отличие в том, что в основе храма у христиан выделяется алтарь и жертвенник.
  4. К христианским храмам относится абсолютно любая церковь.
  5. В крупном населенном пункте имеется центральная церковь, именуемая собором.

Самым первым христианам приходилось ходить в иудейские священные строения.

Но определенное Таинство Евхаристии, включающее пробу традиционных яств всех Святых, окропление непременно вина и хлеба (во имя воссоединения с Богом), еще Иисус Христос по заповедям велел совершать на самой Тайной Вечере.

Эти действа последователи Христа могли первоначально проводить в собственных домах, однако, с началом преследований всех христиан, им пришлось переместиться в катакомбы.

Миланский эдикт, наконец, заключили в 313-ом году двумя императорами. С того момента существующие религии во всем Римском государстве полностью сравнялись в правах, включая христианство. Так было прекращено долгое преследование христиан, и язычество перестало играть главную роль в официальной религии. Начинается эпоха строительства буквально везде христианских сооружений.

Храм

Возникновению слова «храм» способствовало старославянское «хоромы» (или «храмины»). Означало оно величественное, торжественное помещение. В сегодняшние дни помещения, где осуществляются церковные Таинства и богослужения, называются храмами. Службу несет целый штат из священников, и при имении дополнительных престолов разрешено много раз в течение суток читать литургию.

Архитектурные находки позволяют храминам обладать несколькими куполами. Следовательно, такое же количество приделов, которые пристраиваются тоже к храму, поэтому располагает любой из них своим алтарем.

Церковь

Термин «церковь» звучит в переводе как «дом Бога», и означает кроме этого, еще всех избранных, самых достойных людей.

Это дает объяснение, почему церковью называют еще и определенную группу верующих одновременно во всех странах, а не ограниченно только здание. Церковью называется также и христианский храм. К его основным частям относится алтарь.

Внутри – престол и трапеза. Таинство причастия с бескровным жертвоприношением проводится на престоле.

Вас также заинтересует  Топ 10 самых высоких и больших зданий в мире

Получается, что вместе они относятся к религиозным великим архитектурным сооружениям.

Собор

Образованию понятия «собор» предшествовало с одним корнем существительное «собрание», имеющее сразу несколько значений:

  1. Съезды или собрания среди высшего духовенства.
  2. Соборы святых – календарные обязательные праздники православных.

Обычно, собор отличается великолепием строения и размахом, грандиозностью главного храма во всем населенном пункте. Но не всегда эти правила строго и четко придерживаются обозначенных рамок.

Примером может послужить Санкт-Петербург, где имеется три прекрасных собора, как Казанский, Исаакиевский и Смольный (кроме нескольких соборов, расположенных в местных монастырях). Как и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре находятся 2 изумительных собора: Троицкий и Успенский.

Каждый всегда имеет несколько своих алтарей (приделов), где службу несут разные священники. В соборе в штате числится настоятель и еще 12 священнослужителей, по аналогии с Иисусом Христом и 12 его апостолами.

Единожды и окончательно даётся храму почитаемый статус собора.

https://youtube.com/watch?v=J3gxFbUuT3E

Службу несет там высшее духовенство:

  • Епископ.
  • Архиепископ.
  • Митрополит.
  • Патриарх.

В тех случаях, когда собор располагает кафедрой правящего архиерея, то он будет называться кафедральным.

Часовня

Церковные службы могут быть краткими и называться также коротко – «часы».  От слова «час» и произошло название часовен, которые возводятся всегда в честь важных значимых событий.

Представляет собой часовня совсем небольшое сооружение. В них принято читать Часы, каноны, акафисты или иные молитвословия.

В часовенке нет постоянного настоятеля, Литургию здесь никогда не служат, и алтаря тоже нет.

Значение понятий церкви и храма и в чем их разница, можно подробнее узнать из видео-ролика.

Чем отличается храм от церкви

Само слово «церковь» в переводе означает дом Бога, а также избранных или отобранных из общего числа. Именно поэтому, церковью называют не только само здание, но и группу верующих людей по всему миру. Так христианский храм также называют церковью. Одной из самых главных частей храма считают алтарь. Там находится трапеза и престол – это помещение для молящихся. На престоле проводят таинство причастия и бескровного жертвоприношения.

Собором же в свою очередь зачастую именуют главную церковь монастыря или города. Но бывает такое, что каждая местность имеет свои традиции и таких соборов может быть несколько. Там, где размещается кафедра правящего епископа, называется кафедральной церковью.

Собор

Слово «собор» произошло от однокоренного слова «собрание». Это слово тоже имеет несколько значений. Собором назывались собрания (съезды) высшего духовенства, а также в православном календаре отмечаются праздники – Соборы святых.

Обычно собор как сооружение отличает масштабность и великолепие постройки, это центральный храм в городе или монастыре. В соборе всегда несколько приделов (алтарей), служат в них несколько священников, иногда в штате собора бывает 12 священников и настоятель (подобно Иисусу Христу и 12 апостолам).

Статус собора присваивается храму раз и навсегда.

В соборе служит высшее духовенство — то есть архиереи (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ). Если в соборе находится кафедра правящего архиерея, то такой собор называется кафедральным.

Часовня

Часовня обычно возводится в честь какого-то события. Этимология слова происходит от «час», «часы» (Часы — это краткие церковные службы). Часовня это небольшое сооружение для чтения Часов, а также канонов, акафистов и других молитвословий. В часовне нет алтаря, там не служат Литургию, и нет настоятеля.

Неважно, где ты находишься на службе: в величественном соборе или в скромной деревенской церкви, главное — причастность к Церкви Христовой, наша горячая молитва и приобщение к Таинствам

Примечания

  1. Spencer 1984, p. 22, 44; Snape 1996, p. 9
  2. Templum // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  3. Храм древнегреческий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Пантеон, храмы // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  5. Храм // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

Литература

  • Низаметдинова, Р. Р. Идея космоса в архитектуре Древнего Востока: храм как модель вселенной // Восток. Афро-Азиатские общества, 2011, № 1, 117—123.
  • Али-заде А. А. Масджид : [] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  • — статья из Большой советской энциклопедии
  • Власов В. Г. // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2006. — Т. V: Л — М.. — 768 с: ил. + вкл с.
  • Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие.. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 402 с. — ISBN 5-7638-0575-5.

Похожие термины:

  • прямоугольное культовое сооружение с двумя колоннами в торце со стороны входа, образующими паперть.

  • (Покровский собор, что на рву) в Москве на Красной площади — выдающийся памятник русского шатрового зодчества. Построен в 1555—1561 гг. Бармой и Постником (по другой версии — одно и то же лицо) в ознаме

  • один из старейших, роскошных и наиболее почитаемых христианских храмов Константинополя, находившийся на одноименной северо-западной окраине города, недалеко от городской стены и конца бухты Зол

  • 1. Один из двенадцати (двунадесятых) христианских праздников. Трехлетнюю Деву Марию родители ввели в Иерусалимский храм и посвятили Ее жизнь Богу. Событие стало исполнением обещания, данного Ее ро

  • в Москве, построен в 1649-52. Его основной объем увенчан тремя шатрами, шатром завершается и боковой придел, и еще один шатер несет колокольня. Комплекс храма завершается живописной группой из пяти не

  • Духовный храм, построение которого является целью жизни масона.

  • . Скиния, походный храм иудеев до времен Соломона, была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синай (см. Исх. 25, 9-10), поэтому и храм иерусалимский в главных своих частях был похож на скинию. Зда

  • тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии. Купол или барабан опирается на 4 столба в центре здания, расчленяющие внутреннее пространство храм.

  • (греч. под открытым небом), античный храм, не имевший в середине перекрытия из-за своих огромных размеров. Целла такого храма представляла собой открытый двор (например, Дидимейон).

  • в Иерусалиме был впервые сооружен на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа по инициативе матери императора Константина I Елены. После принятия христианства она совершила паломни

  • построен в 1837-83 на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту К. А. Тона (1832) как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Сооруженное в т. н. русско-византийском стиле, грандиозное п

  • в Москве, построек в 1837-1883 гг. на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту К. А. Тона (1832) как храм-памятник, посвященный Отечественной воине 1812 года. Сооруженное в так называемом русско-виза

  • строился в течение семи лет (с 961 г. до н.э.) царем Соломоном на месте, где Давид принес жертву Господу после переписи народа. Это было обширное помещение с маленькими окнами и железными решетками , об

  • построен в 1647-50 на средства купцов Скрипиных. Поднятый на подклетном этаже пятиглавый кубический храм с папертью с северной и западной сторон и высокими крыльцами сочетается в живописной и свобод

  • в Ярославле, построен в 1649-54. Пятиглавый куб сочетается с симметричными шатровыми приделами у восточных углов. Поодаль от храма, контрастируя с его сдержанностью, вздымается стройный восьмигранны

  • Храм Зоровавелев показался тщеславному Ироду Великому слишком незначительным и он решил перестроить его, придав ему большие размеры. Он начал эту работу на 18 году своего царствования, приблизите

  • древнейший рим. храм на Капитолии, в к-ром почиталась Капитолийская триада. По преданию, начал строиться Тарквинием Приском, освящен в 509 до н.э., сохранялся до 6 в. н.э. К. х. был разделен на 3 целлы (при

  • выдающ. произв. визант. архитектуры. Сооружен в 532 — 537 Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Представл. собой трехнефную купольную базилику (длина 77 м.). Возвед. на парусах купол (диаметр 31,4 м) объед.

  • тип византийского храма, появившийся уже в V веке и получивший свое название за характерную форму плана в виде равноконечного греческого креста. Восточная оконечность креста, обычно заканчивалас

  • основной тип восточнохристианского храма, сложившийся в Византии и унаследованный архитектурой Древней Руси. Представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся ру

Существуют ещё часовни, колокольни, трапезные и др.

Есть ещё несколько слов, о значении которых часто спрашивают, когда речь заходит о храмах и церквях. Не все эти явления должны находиться в одном списке. Но раз возникает такой вопрос, нужно дать пояснение.

Часовня — это храм в миниатюре. Здесь может быть колокольня, кресты, купола, иконы. Но в ней не совершают литургии. Нельзя, потому что нет престола. То есть это неполноценный храм, но тоже культовое строение.

Часовню могут возвести на памятном месте. Скажем, если там погиб какой-то выдающийся человек, либо случилась крупная катастрофа, а может, наоборот, совершилось нечто чудесное.

Часовня Казанской иконы Божьей Матери (г.Иркутск)

Часто часовне регулярного штата, отсутствует ограда, а сами строения возводят возле кладбищ.

Теоретически каждая часовня может стать полноценным храмом, если в ней сделать придел и алтарь. Маленькие храмы иногда называют «храм-часовня».

Часовня может стать храмом, если в ней сделать алтарь с приделом

Колокольня — высокая башня с колоколом. Может быть зданием, стоящим отдельно. Но не обязательно.

Колокольня Казанского мужского монастыря (Тамбов)

Звонница — строение с колоколами. Тоже может стоять отдельно, а может выступать частью другого сооружения. В отличие от колокольни не является башней.

Звонница Ростовского кремля

Трапезная — помещение для приёма пищи. Может быть отдельным зданием на территории храма или монастыря.

Трапезная Саввино-Сторожевского монастыря

Монастырь — здание или архитектурный комплекс, на территории которого проживают монахи (или монахини). На его территории может быть и собор, и церкви, и колокольни, и трапезные. А ещё обязательно есть кельи для проживания, возможны и другие сооружения. Обитель — это синоним монастыря. Лавра — название самых крупных, старых и влиятельных монастырей.

Свято-Боголюбский женский монастырь

Храмы Древнего Египта

Основная статья: Храмы Древнего Египта

Луксорский храм, Египет

Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы, совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса. Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат — божественного порядка вселенной. Обеспечение жильём и забота о богах входили в обязанности фараона, который собирал большие ресурсы для строительства и обслуживания храмов. В случае необходимости, фараон передавал большинство своих ритуальных обязанностей жрецам. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях и им было запрещено входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, которые приходили туда чтобы помолиться, совершали подношения и пытались получить пророческие указания от бога обитавшего там.

Одним из наиболее важных мест храма было святилище, в котором обычно находились культовые изображения и статуи богов. Помещения расположенные снаружи храма с течением времени росли и всё более усложнялись, поэтому храм превратился из небольшого святилища в конце Додинастического периода в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве (ок. 1550—1070 годы до н. э.). Эти сооружения являются примером крупнейших и наиболее устойчивых сооружений древнеегипетской архитектуры. Каждый элемент и деталь храма выполнены в соответствии с религиозной символикой египтян. Конструкция храма включала в себя ряд закрытых залов и открытых площадок. У входа располагались массивные пилоны, которые были выравнены вдоль пути, по которому проходили праздничные процессии. За стенами храма располагались ограждения и ряд дополнительных зданий.

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Фото: serafim.kz

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», — говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.