История возникновения
Слово «хождение» попало в русский язык ещё из старославянского – первого письменного языка на Руси. Об этом говорит чередование –ж- и –жд- в корне (русское слово «хожу»). А поскольку произошли заимствования из церковных книг – первой известной литературы Руси, — то стилистически они соотносятся с классом высокой лексики.
Примером слова с яркой стилистической окраской может послужить старославянское «млеко», которое можно встретить скорее в духовной литературе, чем в обычной жизни. Русское «молоко», наоборот, распространилось в разговорной речи и после реформ русского языка утвердилось в литературном его варианте.
Иная ситуация произошла с рассматриваемым в статье словом. «Что такое хождение» — это вопрос не только для толкового, но и для словаря литературоведческих понятий.
Значение слова в современном русском языке
Лексическое значение слова «хождение» в общем смысле, как и любого слова в русском языке, отображено в его корне. В данном случае это корень ход- с чередованием согласных звуков (хож- / хожд-). Такое разнообразие вариантов корня однокоренных слов обусловлено историческими причинами: какие-то слова существовали и в дописьменный период, то есть собственно в русском языке, а какие-то пришли из старославянского.
Если выстроить словообразовательное гнездо слова «хождение», то производящей основой будет корень слова «ходить», а лексическим значением – действие или лицо, отображающее смысловую нагрузку данного глагола. Таким образом, определение слова «хождение» в современном языке: это имя существительное, обозначающее процесс от глагола «ходить».
Поскольку произошло слово из языка церковно-славянских книг, то имело оно религиозную окраску, как и однокоренное слово «ходок». Ходоки – это те, кто совершали хождение, то есть путешествие пешком. Какие же могли быть первые хождения людей, в основном привязанных к ежедневному труду на земле? Самые распространенные «бродяги» — ищущие истины, то есть паломники. Тем самым, первоначальное значение рассматриваемого слова связано с поиском духовного знания, прозрения, посредством долгой ходьбы по незнакомым землям.
Однако существует и иное значение слова «хождение» в древнерусской литературе, как разделе литературоведческих дисциплин.
Памятники древнерусской литературы
Наиболее известное и старейшее из дошедших литературных произведений путевого характера — это “Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли”, относящееся, как и «Повесть временных лет», к XII веку. Произведение посвящено нелёгкому путешествию русского игумена по территории ново образовавшегося Иерусалимского государства (Палестина) в период крестовых войн
Также автор описывает встречи с местным королём, удостоившим игумена своим вниманием
Понять, что такое хождение можно и по таким памятникам древнерусской и средневековой литературы, как “Хождение в Царьград” Добрыни Ядрейковича, “Хождения” Трифона Коробейникова, купца Василия Познякова или монахов Ионы Маленького и Арсения Суханова.
Лучшим образцом хождений признано произведение XV века — “Хождение за три моря” Афанасия Никитина. Оно повествует о путешествии тверского купца в Индию, однако лишено, в отличие от предшествующих образцов жанра, религиозной направленности. Это, пожалуй, одно из известнейших примеров данного жанра средневековой литературы, отвечающее на вопрос, что такое хождение в литературоведении.
Жанровое своеобразие хождений Древней Руси
«Хождение» или «хождения» — это эпический жанр литературы Древней Руси, который описывает путешествия. Большую заслугу внёс в исследование данных произведений, с точки зрения литературоведения, Николай Иванович Прокофьев, советский медиевист. Он же классифицировал хождения по типам, в зависимости от их смысловой нагрузки. Всего их пять: путники, скаски, документально-художественные произведения очеркового характера, статейные списки и легендарные рассказы.
Первая группа (путники) представляет собой краткие путеводители с практическими советами о том, как добраться до какого-либо места. Статейные списки носят деловой характер, поскольку описывают заграничные поездки послов по дипломатическим миссиям. Легендарные или вымышленные рассказы — это произведения публицистического жанра, которые могли содержать в себе пересказы сюжетов Писания и апокрифических рассказов.
Группа хождений, имеющая простонародное название «скаски», представляет собой рассказы русских людей, посетивших иные страны, или чужестранцев, приехавших на Русь. Такие истории записывались за рассказчиком, устно их воспроизводящим. Личные впечатления рассказчика отображают суть пятой группы хождений, документально-художественных произведений. Они наиболее интересны с точки зрения литературоведения, поскольку в большей мере, чем остальные виды хождений, отвечают требованиям художественной выразительности.