Что такое хованщина?

Записи

Год В ролях: (Иван Хованский, Андрей Хованский, Василий Голицын, Шакловитый, Досифей, Марфа) Дирижер и оркестр Версия метка
1946 г. Борис Фрейдков, Иван Нечаев, Владимир Ульянов, Иван Чачков, Марк Рейзен , София Преображенская Борис Хайкин Кировский оркестр и хор Римский-Корсаков 1882 LP: Мелодия, Кат .: D 011 089/94; Компакт-диск: Naxos, Cat: 8.111124-26
1951 г. Алексей Кривченя , Алексей Большаков, Никандр Ханаев , Алексей Иванов, Марк Рейзен, Мария Максакова Оркестр и хор
Большого театра Василия Небольсина
Римский-Корсаков 1882 Мелодия Кат: D 1712-19; Кот Данте : LYS 504-506
1954 г. Никола Цвеич, Александр Маринкович, Драго Старц, Душан Попович, Мирослав Чангалович , Мила Бугаринович Крешимир Баранович Белградский национальный оперный оркестр и хор Римский-Корсаков 1882 Decca Cat: LXT 5045-5048
1971 г. Димитар Петков, Любомир Бодуров, Любен Михайлов, Стоян Попов, Никола Гюзелев , Александрина Мильчева Атанас Маргаритов Софийская национальная опера Хор Святослава Обретенова Римский-Корсаков 1882 Балкантонский кот: BOA 1439-42; Кот Каприччио : 10 789-91
1973 Алексей Кривченя, Владислав Пявко, Алексей Масленников, Виктор Нечипайло, Александр Огнивцев , Ирина Архипова Борис Хайкин Оркестр и хор Большого театра Римский-Корсаков 1882 Мелодия Кат: Ц 10 05109-16; Le Chant du Monde Cat: LDC 278 1024-1026.
1986 г. Николай Гяуров , Здравко Гаджев, Калуди Калудов, Стоян Попов, Никола Гуселев , Александрина Мильчева Эмиль Чакаров Оркестр и хор Софийской национальной оперы Шостакович 1959 г. Sony Cat: S3K 45831
1988 г. Артур Эйзен, Владимир Щербаков, Евгений Райков, Юрий Григорьев, Евгений Нестеренко , Елена Образцова Марк Эрмлер Оркестр и хор Большого театра Римский-Корсаков 1882 Мелодия Кат: A10 00445 006
1989 г. Оге Хаугланд , Владимир Атлантов , Владимир Попов, Анатолий Котчерга , Паата Бурчуладзе , Марьяна Липовшек Клаудио Аббадо Оркестр Венской государственной оперы словацкий филармонический хор Wiener Sangerknaben (Запись сделана на выступления в Венской государственной опере, сентябрь) Шостакович 1959 (заключительный хор Стравинского 1913) Компакт-диск: Deutsche Grammophon, Cat: 429 758-2
1991 г. Булат Минжилкиев, Владимир Галузин , Алексей Стеблянко, Валерий Алексеев, Николай Охотников, Ольга Бородина Валерий Гергиев Оркестр и хор
имени Кирова
Шостакович 1959 (без его дополнений к актам 2 и 5) Компакт-диск: Philips, Cat: 432 147-2 DVD: Immortal, Cat: IMM 950014

Видео
Public Media, Inc. опубликовала перформанс на видео под управлением Клаудио Аббадо , где Николай Гяуров в роли Ивана Хованского, Анатолий Котчерга в роли Шакловиты, Паата Бурчуладзе в роли Досифея, Людмила Семчук в роли Марфы и Хайнц Зедник в роли писца ( ISBN  0-7800 -0051-Х ). Он использует оркестровку Шостаковича, но с недавно сочиненным окончанием второго акта (основанного на гадании Марфы) и финалом Стравинского в пятом акте.

Оперы. Все пересказы

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Постановки оперы

При жизни Мусоргского опера не исполнялась. Первые постановки:

  • в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. А. Кононова, 9 февраля 1886 года, дирижировал Э. Ю. Гольдштейн.
  • в Киеве: Антреприза И. Я. Сетова, в помещении Городского театра, 26 октября 1892 года.
  • в Москве: Русская частная опера С. И. Мамонтова, в помещении театра Г. Г. Солодовникова, 12 ноября 1897 года. Дирижёр Е. Д. Эспозито, Досифей — Ф. И. Шаляпин, художники А. М. Васнецов, К. А. Коровин и С. В. Малютин.

Автопортрет Ф. Шаляпина в роли Досифея, сделанный на стене гримуборной артиста в Мариинском театре (1911)

  • 20 ноября 1912 г. — опера была поставлена в Мариинском театре.
  • 1912 г. — опера была поставлена в Большом театре. Партию Досифея исполнял Ф. Шаляпин, партию Марфы — Е. Збруева.

Впервые за границей опера была поставлена в 1913 г., в Театре Елисейских Полей (Париж), в редакции И.Ф. Стравинского и М. Равеля. Вслед за этим началась всемирная слава оперы, входящей ныне в репертуар крупнейших театров мира: Барселона (1923), Франкфурт-на-Майне (1924), Милан (1926), Дрезден (1927), США (1931), Берлин (1958), Лондон, Белград и др.

Наиболее значительные постановки советского времени:

  • Москва, Большой театр СССР, 1950 г. Режиссёр-постановщик Леонид Баратов, художник-постановщик Фёдор Федоровский, дирижёр-постановщик Николай Голованов (редакция Римского-Корсакова). 1950 году создателям спектакля была вручена Сталинская премия первой степени. Была в репертуаре театра до 2005 года.
  • Ленинград, Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, 1960 г. (Режиссёр-постановщик Леонид Баратов, художник-постановщик Фёдор Федоровский, дирижёр-постановщик Борис Хайкин) Возобновлена в 2000 году.

Крупнейшие исполнители: А. Пирогов, М. Рейзен, А. Огнивцев, И. Петров, Н. Обухова, С. Преображенская, М. Максакова, В. Давыдова, Б. Штоколов и др.

  • 1999 г. — Саратовский театр оперы и балета. Дирижёр — Юрий Кочнев. Исполнители: Князь Хованский — Владимир Верин, Андрей Хованский — Владимир Щербаков, князь Голицын — Юрий Муллаев, Досифей — Николай Брятко, Марфа — Елена Манистина, Шакловитый — Юрий Нечаев, Подьячий — Нурлан Бекмухамбетов.
  • 2014 г. — Венская государственная опера. Дирижёр — Семен Бычков. Режиссёр — Лев Додин. Художник — Александр Боровский. Иван Хованский — Дмитрий Белосельский, Андрей Хованский — Кристофер Вентрис, Князь Голицин — Герберт Липперт, Шакловитый — Евгений Никитин, Досифей — Аин Ангер, Марфа — Елена Максимова, Подьячий — Норберт Эрнст.

Историческая основа сюжета

Хованщина — события 1682 г., короткий период всевластия в Москве князя Ивана Хованского, назначенного царевной Софьей после стрелецкого бунта начальником стрелецкого приказа. Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. было отмечено активизацией старообрядцев, надеявшихся при помощи Хованского одолеть официальную церковь, поддерживаемую Софьей, и вернуть Русь к «старой вере». Кульминацией стал диспут о вере в Грановитой палате Московского кремля (5 июля 1682 г.), который свёлся к взаимным обвинениям сторон в ереси и невежестве. Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый.

Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. 7 августа 1689 год Софья велела Шакловитому снарядить побольше стрельцов в Кремль, будто бы для сопровождения её в Донской монастырь на богомолье. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. 8 августа сюда пришли «потешные» полки с артиллерией. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалась законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь, а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён.

История создания и варианты оркестровки

М. П. Мусоргский

«Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её (с перерывами) до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия (рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…») и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился. Бо́льшая часть музыки, которая была записана композитором в виде клавира, не была оркестрована. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» и песня Марфы (оба фрагмента из 3-го действия).

Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков, предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г.

В 1931 г. опера была оркестрована Борисом Владимировичем Асафьевым

В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом (1932) сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и редактор-аранжировщик Д. Д. Шостакович). В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском (Мариинском) театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году.

Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И. Ф. Стравинский, совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. Дягилева. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении (в отдельных случаях — реконструкции) и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Клавир заключительного хора И. Ф. Стравинского, прежде считавшийся утерянным, сохранился в архиве дирижёра Г. В. Фурмана и был обнаружен его наследниками в 1994 году

Действие пятое

Опера Мусоргского «Хованщина». Краткое содержание V д.

Медленно входит Досифей. Он очень задумчивый. Его одолевает чувство скорби за обреченность раскольников. Он не желает сдаваться врагам и призывает всех сгореть за веру на костре.Марфа спасла Андрея от петровцев в тот раз. Но сейчас их смерть неизбежна. Она говорит ему готовиться к ней. Марфа разжигает костер от своей свечи.Что такое хованщина?

Она полна решимости и не боится умирать за веру. На поляне появляются гвардейцы Петра, они видят пламя. В костре сгорает Марфа, Андрей, Досифей и другие раскольники. Пришлый народ смотрит на костер и скорбит о Руси.

Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. Исследователи сравнивают это музыкальное произведение с огромной фреской. Композитору удалось показать катастрофу происходящего через гротеск, символику и иррациональность. Здесь нет главных героев. Ни один из них не показывается долгое время. Здесь важна целостность, общая идея.

Характеристика четвертого действия

Краткое содержание оперы «Хованщина». 1 картина IV д.

Хоромы князя Ивана Хованского. Богатая трапезная палата. Князь за обеденным столом. Крестьянки развлекают его песнями и плясками.

Что такое хованщина?

Перед этим Голицын предупреждал Ивана о предстоящей опасности. Но тот не поверил ему. Хованский велит подать ему разные кушанья и приказывает девушкам плясать.Появляется Шакловитый и сообщает о том, что Софья зовет его на тайный совет. Князь сначала не хочет идти. Он обижен на царевну. Но все-таки велит принести ему одежду. Когда Иван Хованский выходит, наемник Шакловитого убивает его. Он произносит страшный крик и замертво падает. Крестьянки разбегаются. Шакловитый заливается смехом.

Краткое содержание оперы «Хованщина». 2 картина IV д.

Место действия – площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Рейтеры везут в ссылку Голицына. Появляется Марфа. Досифей просит ее принять обратно Андрея. Она соглашается. Андрей Хованский у Марфы спрашивает про Эмму, не верит в происходящее. Когда он видит своими глазами стрельцов, тогда понимает, что ошибался. Он умоляет спасти его. Преображенский полк Петра направляется к Кремлю.

Говорильня

И вот теперь мы переходим к самой сердцевине второго акта оперы, к её «центру тяжести». Я имею в виду «тайную сходку оппозиции». В сущности, эпизод наикомичнейший, на грани абсурда. Три человека, которые относятся друг к другу с плохо скрываемым презрением, делят шкуру неубитого медведя.

Первым приходит князь Иван Хованский. Я думаю, те читатели, которые взяли на себя труд послушать отрывки, уже оценили мастерство Алексея Масленникова в роли князя Голицына. Слушать же сцену, которую ведут вместе Масленников и Кривченя — это просто праздник какой-то.

Конфликт разгорается сразу же. С банального приглашения присесть. Хованский начинает куражиться: мол, не знает, куда ему садиться. Тех, кто не вполне понимает подоплёку этого конфликта, я адресую прямо здесь же, на «Инфобуме», к колонкам Шакипеша: там подробно рассказывается о таком явлении, как местничество и местнические книги, в которых было прописано, в какой очерёдности бояре должны сидеть за столом и занимать государственные должности.

С этим пережитком пришлось бороться долго: местничество то упраздняли, то вводили снова, но окончательно его отменил и сжёг местнические книги царь Фёдор Алексеевич — умерший в молодом возрасте предшественник Петра и очень, судя по всему, неглупый парень. Насколько ему в этом вопросе помогал князь Голицын, я, если честно, не знаю. По версии Мусоргского — был чуть ли не главным инициатором.

В разгар княжеской перебранки появляется Досифей. Идиотизм переходит в следующую фазу. Голицын — единственный, кто пытается хоть как-то повернуть беседу в деловое русло. Напрасный труд: его визитёры существуют «каждый на своей волне».

Оба пекутся о «старине», но понимают её по-разному. Досифей — как «старую веру», а Хованскому не терпится поскорее вернуть «боярские места». За окном в это время проходит шествие раскольников, и Досифей страшно воодушевляется.

— заявляет он. «Делать», по мнению Досифея, — это петь «по-старокнижному». Досифей с энтузиазмом присоединяется к своим подопечным и, вместо того чтобы продолжать совещание, начинает выкрикивать непривычные для современного уха слова: «посрамихом», «препрехом» и — мне особенно нравится — «соблюдохом». Такая вот картина маслом.

На этом, однако, «совещание» (вы уже видите, что без кавычек это слово здесь неуместно) не заканчивается. В кабинет врывается Марфа и «просвещённый» князь Голицын, только что с брезгливой усмешкой наблюдавший за раскольниками, с криком «Оборотень!» бросается под стол. (Или на стол, или в шкаф — в зависимости от изобретательности режиссёра).

Марфа рассказывает собравшимся, как её едва не задушил холоп Голицына, но выручили вовремя подоспевшие петровцы

Обратите внимание на то, какая тема появляется в оркестре во время упоминания о петровцах. Но и это ещё не всё

Пришедший Шакловитый сообщает новость:

Немая сцена — не хуже, чем в «Ревизоре». А из оркестровой ямы неудержимо льётся мелодия «Рассвета на Москве-реке» — как будто мощная струя свежей воды вымывает изо всех углов и закоулков притаившуюся затхлую грязь.

Антон Гопко, ЕЖЕ

Что такое хованщина?

Боярин Шакловитый

Самый непонятный персонаж «Хованщины». Интриган и провокатор. В реальной истории помог царевне Софье подавить стрельцов в 1682 г. Но в опере, где, пусть и за сценой, уже вовсю действует молодой Пётр, роль Шакловитого и мотивация его поступков становятся туманными.

Характер загадочный. Не женат.

Шакловитый — единственный персонаж «Хованщины», удостоенный настоящей, полноценной арии. Эта ария заставляет многих задаваться вопросом: почему Мусоргский вложил такое проникновенное высказывание, полное любви к родине, в уста циничного политикана.

В советском фильме-опере «Хованщина» арию у Шакловитого вообще отобрали, передали безымянному «человеку из народа». На самом же деле никакой загадки здесь нет. Вот, послушайте внимательно арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо»:

Ария красивейшая, но не стоит идеализировать того, кто её поёт. Такой набор клише можно было бы вложить в уста практически любого россиянина. Недаром мелодия арии напоминает застольную народную песню, немного заунывную. Посетовать на «злую долю» Руси, приплести врагов, внешних и внутренних, которые, по обыкновению, не дремлют, потом пожаловаться на тяжёлую отечественную историю (как будто история других стран — сплошной диснейленд), потом помолиться — куда ж без этого? — и попросить об «избраннике, той бы спас, вознёс злосчастную Русь страдалицу», о «сильной руке», в общем.

Для полной аутентичности следовало бы запить всё это рюмкой «Путинки» и плюхнуться мордой в салат. В том, что эту арию поёт именно Шакловитый, нет ну ничего невероятного. Подобные высказывания ещё никому не мешали писать доносы и убивать из-за угла. Даже напротив.

Виктор Нечипайло, которого вы только что слышали, на мой взгляд, верно почувствовал характер этой арии: исполняет её без какой-либо аффектации, однообразно, именно как народную песню, а не как что-то глубоко личное и наболевшее.

Досифей

В миру князь Мышецкий. Глава раскольников. В опере — образ собирательный, созданный Мусоргским на основе изучения старообрядческой литературы. В личных бумагах композитор иногда называет этого персонажа Аввакумом.

Характер одержимый. Не женат.

Фигура трагическая, выписана с большой симпатией. На сцене изображается обычно этаким благообразным старцем, что не вполне верно, ибо начисто лишает образ комизма, который у Мусоргского тоже присутствует.

Самого лучшего, нетрафаретного, Досифея мне довелось увидеть в великолепном спектакле Большого театра, поставленном в 1995 г. Борисом Покровским по редакции Шостаковича. Пел замечательный бас Вячеслав Почапский, и его Досифей был необыкновенно убедителен: юркий, с мелкими, суетливыми движениями, насквозь поражённый вирусом религиозного фанатизма.

В предлагаемых вашему вниманию отрывках партию Досифея поёт Александр Огнивцев — один из лучших советских исполнителей этой партии. Огнивцев был внешне похож на Шаляпина и даже играл в связи с этим его роль в каком-то фильме, но, судя по воспоминаниям, сам был артистом несколько иного рода: скорее певцом, чем поющим актёром.

Его мощный, громогласный бас тоже мало походил по тембру на лёгкий и подвижный шаляпинский голос. Тем не менее, для этой партии (одной из коронных в репертуаре Шаляпина) Огнивцев нашёл свои, иные краски и даже, будучи ещё совсем молодым, успел получить за создание образа Досифея Сталинскую премию.

Стрельцы

Орки. Гоблины. Бандерлоги. Иначе говоря, «силовики». Под предлогом «наведения порядка» терроризируют всю Москву. Прекрасная иллюстрация того, как государство, опирающееся на силовые структуры, попадает в рабскую от них зависимость, из которой может вырваться только с помощью других, «ещё более силовых», структур.

Опера начинается изображением будней стрельцов. Один из них, Кузька, дрыхнет на своём посту, сквозь дремоту напевая одуряющую своей бессмысленностью быдлопесню «Подойду, подойду под Ивангород», а другие в это время обсуждают вчерашний рабочий день: кому «грудь раздвоили каменьем вострым», а кого «по членам разобрали».

Характер дикий. Многие женаты.

В поисках первого смысла

Когда-то давно, когда КВН ещё можно было смотреть, мне запомнилась оттуда одна сценка. Некий «поэт» читает невероятно заумное стихотворение, а между двумя восторженными слушательницами происходит следующий диалог. «Ищи второй смысл». — Да я второй-то нашла, первый вот найти не могу!

«Хованщина» задаёт своим зрителям и слушателям множество вопросов. Например, почему Эмма, пока Андрей и Марфа заняты поножовщиной, не даст дёру? Чего она ждёт, ведь до этого она что есть мочи улепётывала от Андрея с его притязаниями?!

Мне понятно, зачем Мусоргский написал это именно так. Чтобы лютеранку Эмму спас потом предводитель раскольников Досифей, и чтобы её отвела домой раскольница Марфа. Таким образом нам показывают, как новое спасается через старое или, быть может, как старая, патриархальная Русь спасает Европу. Да, но это второй смысл. А мне, как человеку грубому и примитивному, подавай первый.

С первым дело обстоит сложнее. Разумеется, опытный режиссёр без труда сможет «удержать» артистку на сцене столько времени, сколько потребуется. Для этого можно придумать тысячу уловок. Но я говорю не о придумывании, а о разгадывании, что, по-моему, намного интереснее.

Возможно, я недостаточно думал, или просто чего-то не понимаю, но, на мой взгляд, у многих загадок «Хованщины» с точки зрения бытового, повседневного здравого смысла разгадок просто нет.

Почему Андрей Хованский убил родителей Эммы и изгнал её жениха, хотя любому ясно, что жениха надо было «мочить» в первую очередь? Вероятно, Мусоргскому это было нужно для того, чтобы Эмма смогла потом воссоединиться с женихом и показать Андрею кукиш из-за границы. Но вряд ли персонажи могут руководствоваться теми же мотивами, что и автор.

Или вот ещё. Вопрос на засыпку, который меня взаправду беспокоит. Для чего в конце второго акта Марфа возвращается в кабинет князя Голицына? Ведь Голицын приказал её убить, и Марфа об этом знает. Так зачем же она пришла? Неужто чтобы переубедить его? Да и как она вообще попала в этот дом и в этот кабинет, ещё и во время тайного совещания? Кто её пустил?

Ведь из либретто нам известно, что мнительный князь окружил себя усиленной охраной. Но «как» — это вопрос всё же второстепенный. При достаточно сильной мотивации пролезть можно куда угодно. А вот какова мотивация героини? У кого-нибудь есть здравые идеи?

Моя версия такова. Марфа пришла, чтобы рассказать публике о том, как её, Марфу, спасли петровцы. Чтобы от самого этого слова «петровцы» все присутствующие в кабинете подскочили, как ошпаренные. Петровцы спасают Марфу, а новая Россия спасает старую. Всё это глубоко символично… Второй смысл вижу, первый вот найти не могу!

Я взял из «Хованщины» наобум несколько непонятностей, коих там десятки, если не сотни. Всё это приводит меня к следующему выводу. «Хованщина» — произведение символистское. А Мусоргский, который умер в 1881 г., оказался в самом авангарде русской культуры, хотя сам себя символистом и не называл.

Ведь что такое символизм? Это не просто использование символов. Символы присутствуют в искусстве с тех самых пор, как существует искусство. Символизм как художественное направление отличается тем, что ставит логику символа на первое место, превыше любой другой логики. В том числе логики бытового психологизма.

Получается, что «Хованщина» — это первая символистская опера, заслуживающая называться символистской даже больше, чем «формально» более соответствующие такому определению оперные опусы Дебюсси или Прокофьева.