Особенности исполнения
Церковные произведения вобрали строгость и аскетизм раннего христианства. Изначально католические хоралы исполнялись исключительно монахами. Позднее песнопения стали доступны и обычным прихожанам.
Несмотря на одноголосное изложение, церковные песни часто исполняются хором. Есть два основных вида воспроизведения:
- респонсорное — чередование сольного и хорового пения;
- антифонное — попеременное звучание двух групп исполнителей.
В богослужениях применяются оба вида. Кроме того, григорианский хорал, как символ средневековья, стал основой для развития музыкальных церковных традиций. Он послужил определенным тематическим каркасом для создания многих полифонических произведений, которые впоследствии обогатили католические службы.
Значение слова Хорал по словарю Брокгауза и Ефрона:
Хорал (от греч. χορός. называется также cantus firmus — лат., corale или canto fermo — ит., plain-chant — фр.) — церковная мелодия с текстом, которая поется в медленном темпе всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. X. ведет свое начало от первых времен христианства. Более точные сведения о нем относятся к середине четвертого столетия, к временам Илария, епископа в Пуатье. Амвросий Медиоланский ввел в хоральное пение четыре автентических лада, папа Григорий четыре плагиальных лада (см. Церковные лады). X., принятый в лютеранской церкви, получил большую ритмичность. в нем широко развились формы предложения, периода, коленных складов. Лютеранская церковная мелодия написана, как и католический X., в строгом стиле, т. е. в состав ее входят лишь интервалы диатонической гаммы. исключены хроматические полутоны, движение на увеличенные и уменьшенные интервалы, скачки на большую сексту, септимы и октаву. В аккомпанементе сопровождающие голоса не могут идти на вышеупомянутые запрещенные интервалы. Хоральная мелодия преимущественно пишется половинными нотами, в двух- или трехдольном размере, гораздо реже — четвертями. Форма Х. — период, двух- или трехколенный склад. Хоральная мелодия делится на части (предложения), называемые строфами. Каждая строфа мелодии имеет в конце фермату, обозначающую место каденции. Строгий характер мелодии требует соответствующего сопровождения. Прежде мелодия или cantus firmus помещалась в среднем голосе, позднее перенесена в верхний. Модулируют в сопровождении X. в лады, наиболее сродные с главным. Гармонизация X. должна иметь консонируюший диатонический характер. В сопровождении X. допускаются консонирующие мажорные и минорные трезвучия, не обращенные или в первом обращении. Из диссонирующих аккордов допускается только секстаккорд уменьшенного трезвучия. Септима доминантаккорда допускается только в виде проходящей ноты. Каждая нота хоральной мелодии должна считаться гармонической: ее нельзя принимать за задержание, проходящую вспомогательную, прикрашивающую или предъем. В сопровождающих голосах допускаются проходящие ноты, но только диатонические. Допускаются также приготовленные задержания с разрешением вниз. X. пишется четырехголосно. Во время богослужения четырехголосный X. исполняется на органе, а приход поет только мелодию. В ораториях весь X. исполняется хором. X., в котором сопровождения изобилуют проходящими нотами, задержаниями и вообще мелодической фигурацией с фигурой, проводимой имитативно по всем сопровождающим голосам, называется фигурованным X. В таком X. допускается перед X. прелюдия, между строфами — интермедии, а по окончании хоральной мелодии — постлюдия в аккомпанементе. Хоральной музыкой принято преимущественно называть ту, которая противоположна фигуральной, т. е. ту, в которой движение сопровождающих голосов не изобилует мелодической разработкой. Н. Соловьев.
История и возникновение термина
В раннехристианских литературных источниках григорианский хорал определялся как певческий стиль римского происхождения и назывался cantus romanus или cantilena romana. Впоследствии этот канонизированный свод мелодических напевов получил широкое распространение не только на территории Рима, но и далеко за его пределами.
Название хорала происходит от имени Григория I Великого (540-604 гг. н. э.) Но термин принят спустя 300 лет после его смерти. Также Григорию Великому нередко приписывается авторство песнопений. Однако это неверно. Безусловно, он внес значительный вклад в развитие музыкальных католических традиций, но не сочинял произведения самостоятельно. Его роль заключалась исключительно в отборе и редактировании напевов, которые впоследствии стали фундаментом. Папа Григорий Великий, который также известен под именем Двоеслов, утвердил основную структуру, систематизировал проведение католических богослужений, упорядочил по датам церковного года христианские мелодии и тексты для духовного чтения.
Принято считать, что григорианский хорал – музыкальный символ Средневековья. Однако корни этой традиции уходят значительно дальше – еще ко временам поздней Античности. Именно тогда на Ближнем Востоке начали образовываться первые христианские общины. Предпосылкой для создания и распространения этого жанра послужило желание папской власти упорядочить музыкальную сторону богослужения.
Знаменитые распевы
Многие европейские и русские композиторы использовали григорианские хоралы в качестве основной темы для своих произведений. Одним из самых известных считается Dies Irae, что в переводе значит «День гнева». Автор хорала неизвестен, но первые упоминания датируются серединой XIII века. Тема этого песнопения послужила основой для импровизационной разработки произведений таких композиторов как Верди, Моцарт, Рахманинов, Брамс, Берлиоз, Лист и многих других.
Еще один знаменитый григорианский хорал — Ave Maria. Традиционное католическое богослужение включало несколько вариантов распева этого текста. Одно из самых известных в дальнейшем использовалось многими композиторами, в том числе Бахом, Шубертом и Верди.
По мнению преподавателя григорианики в Эссенском университете искусств Штефана Клекнера это направление нельзя назвать устаревшим. Строгие католические песнопения обладают простотой и красотой, что позволяет «очистить слух». На вопрос «Почему григорианский хорал приобрел такую популярность?» профессионал отвечает, что для многих такие мелодии стали неким успокоительным средством. Благодаря чему католические распевы можно смело назвать музыкой будущего.
Развитие нотной записи
Несмотря на эволюцию нотного письма, григорианский хорал по сей день записывается по тому принципу, которым руководствовался Гвидо Аретинский в XI столетии — на четырех строчках. Учитывая небольшой диапазон песнопений, в пятой строчке нотоносца не было необходимости. Примечательно то, что при записи обозначается лишь приблизительное местоположение звука, а точная длительность не указана вовсе. Ключ показывает начальную ступень, которая служит отправной точкой для дальнейшего пения.
Однако такой способ изложения появился не сразу. Поначалу церковные произведения записывались без нот в тонариях и градуалах, которые представляли собой памятки для исполнителей и сборники гимнов. В X веке появляется невменная нотация — фиксирование музыки при помощи специальных обозначений, подставляемых в тексте. В XII столетии получает широкое распространение более совершенная нотация — квадратно-линейная. В ней появляется отображение ритмического рисунка, а направление мелодического движения становится более определенным. Теперь исполнители точно понимали, сколько нужно выдерживать очередную ноту.
Популярность григорианского пения и Умберто Эко
Любопытно, что григорианское пение, на протяжении долгого времени исполнявшееся только в стенах церквей, именно в ХХ столетии стало пользоваться популярностью у широкого круга слушателей. Казалось бы, в прошлом веке на пьедестал была воздвигнута незамысловатая поп-музыка, но это только на первый взгляд…
Повсеместное увлечение григорианикой стартовало приблизительно 30 лет назад. Это может показаться странным, но начало ему положило кино, а точнее – экранизация произведения Умберто Эко под названием «Имя розы». Она пришлась по вкусу многим любителям хороших фильмов. Композитор по имени Джеймс Хорнор и постановщик Жан-Жак Ано в качестве саундтрека картины о загадочных событиях в старинном монастыре использовали только григорианское пение, причем не испортили его чрезмерной обработкой. Некоторые режиссеры взяли на заметку этот удачный ход, и вскоре Питер Джексон включил в свой фильм «Властелин колец» аналогичные хоралы, то же самое сделал и Джордж Лукас в ленте «Звездные войны». Может быть, отчасти поэтому данные картины стали культовыми. Григорианский хорал и обеспечил успех этим фильмам.
Выходцы из монастырей
А в следующем десятилетии появилось большое количество хоров, вышедших из монастырей, а также церквей. Некоторые из них стали относить к популярной музыке. Пример, который первым приходит в голову – это группа монахов-цистерцианцев, вышедших из монастыря, названного в честь Святого Креста Господня, что находится в Вене. Они прославились в 2008 году. Корреспонденты писали, что это типичная «бой-группа», которая отличается от других подобных коллективов только тем, что ее участники одеты в рясы. Через пару лет такую же популярность завоевали монахи-бенедиктинцы, проживавшие в Авиньоне.
Термин
В Германии (а оттуда и в России) словосочетание «протестантский хорал» часто заменяют одним словом «хорал», если из контекста ясно, что речь идет о церковной музыке протестантов. Именно в таком смысле понимается «хорал» в музыкальных терминах «хоральная обработка» (нем. Choralbearbeitung) и «хоральная прелюдия» (нем. Choralvorspiel) — подразумевается многоголосная обработка (одноголосной) церковной песни протестантов для органа и других клавишных инструментов — импровизационного характера, часто полифонического склада.
Словом «хорал» (нем. Choral, итал. Corale) немецкие композиторы эпохи барокко (более всех известны хоралы в кантатах и ораториях И.С.Баха) обозначали многоголосные обработки (одноголосных) церковных песен в моноритмической (т.е. нота-против-ноты) фактуре. Отсюда саму моноритмическую фактуру гомофонного склада часто называют «хоральной». Гармонизация заданной мелодии в хоральной фактуре (на жаргоне — «столбами») — обязательное упражнение в профессиональном образовании музыкантов вплоть до наших дней.
Словосочетание «протестантский хорал» в России зачастую используют как синоним лютеранского хорала.
Источники
- Чеонг, Вай-Линг (2010). «Plainchants как цветное время в Couleurs de la Cité Céleste Мессиана ». Темп . 64 (254 (октябрь)): 20–37.
- Дингл, Кристофер (1995). «Очарование и простота: последние работы Мессиана». Темп (192 (апрель)): 2–7.
- Флорос, Константин (1981). «Zu Mahlers Fünfter Symphonie». Густав Малер: Симфония № 5 (аннотации) (на немецком языке). Чикагский симфонический оркестр — Клаудио Аббадо . Гамбург: Полидор / Deutsche Grammophon . С. 1–3. 427 254-2.
- Хартен, Уве. 1996. Антон Брукнер. Эйн Хандбух . Зальбург: Residenz Verlag.
ISBN 3-7017-1030-9 . - Парри, Хьюберт ; Мартино, Рассел (1900). «Хорал» . В Гроуве, Джордж ; Фуллер Мейтленд, Джон Александр (ред.). Словарь музыки и музыкантов . Лондон: Макмиллан. п. 351, и Приложение, стр. 588–590.
- Перри, Джеффри (1993–1994). «Реквием к Реквиему»: На песни Стравинского » Реквием «. Симпозиум музыки колледжа . 33–34: 237–56.
- Роман, Золтан (1981). «Малер: Симфония № 5». Густав Малер: Симфония №5 (ноты на вкладыше). Чикагский симфонический оркестр — Клаудио Аббадо . Гамбург: Полидор / Deutsche Grammophon . С. 4–5. 427 254-2.
- Сати, Эрик (15 мая 1914 г.). «Префас» и «Хоровой инопланетянин». Спорт и дивертисменты . (автограф композитора)
- Шлеттерер, Ганс Михаэль (1886). «Николай, Отто» . Allgemeine Deutsche Biographie . XXIII . Historische Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften . С. 598–607.
- Смит, Дэвид Х .; Траут, Дон (2011). «Эскизы Стравинского для Большого хорала». Intégral . 25 : 89–120.
- Сомфаи, Ласло (1972). « Симфонии духовых инструментов (1920): наблюдения над органической конструкцией Стравинского». Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae . 14 : 355–83.
- Штраус, Джозеф Н. (1997). «Бэббит и Стравинский при серийном« режиме ». Перспективы новой музыки . 35 (2 (Лето)): 17–32.
- Зан, Йоханнес (1889–1893). Die Melodien der deutschen evangelischen Kirchenlieder . I – VI . Гютерсло: Бертельсманн .
- ван Звол, Корнелис. 2012. Антон Брукнер 1824–1896: Leven en werken . Бюссюм: ТО.
ISBN 978-90-6868-590-9 .
Музыкальные особенности григорианики
Классическое пение в этом жанре подразумевает близкое к разговорной речи одноголосие с элементами речитатива. Со временем стиль немного менялся под влиянием ладов народной музыки. Отдельные исполнители вносили собственные интонационные обороты и мелодические украшения, обогащая классическую структуру церковных гимнов.
Основу католического напева составляет текст молитвы или хвалебного текста. Музыка опирается исключительно на слова богослужения. Однако есть некоторые особенности. По типу мелодического изложения григорианские хоралы можно разделить на несколько групп:
- силлабические — каждый слог сопоставляется с музыкальным тоном, что позволяет добиться четкости восприятия речитатива;
- невматические — возможны распевы одного слога на две или три ноты; это помогает достигнуть легкости и непринужденности;
- мелизматические — особый тип исполнения, в котором допускается импровизация, а количество распеваемых нот на каждый слог не ограничивается какими-либо правилами.
Послушайте и сравните григорианские хоралы:
Песнопение «Alleluia. Magnus Dominus» относится к мелизматическому типу изложения мелодики.
Это произведение отличается импровизационностью и относительной свободной в сравнении с более ранними аскетичными творениями католических монахов.
А теперь представлен невматический тип мелодического исполнения. Это офферторий «Populum humilem».
Он отличается легкостью восприятия текста и строгостью.
Однако разграничения по стилям весьма условны. Каждый отрывок можно охарактеризовать, опираясь лишь на преобладание определенного сопоставления нот и слогов. Разделение мелодических отрезков строго соответствует границам смысловых отрывков текста.
Типы
Мелодии хора часто имеют тактовую форму , то есть состоящую из повторяющейся первой фразы, называемой штолленом , и заключительной второй фразы. Гармонизация такой хоральной мелодии может повторять одну и ту же гармонизацию для обоих пассов штоллена или может представлять собой вариантную гармонизацию во втором проходе первой фразы мелодии.
Вокал
Часть песни
Гимналы:
- Мелодия в партии тенора, настройки от трех до пяти, например, Eyn geystlich Gesangk Buchleyn (Walter 1524)
- Настройки от четырех до шести партий с тщательным басовым аккомпанементом, например, Neu Leipziger Gesangbuch (Vopelius 1682)
Сборники, например , четырехчастные хоральные издания Баха.
Colla parte сопровождение, например заключительные хоралы бах-кантат.
Продуманные хоровые настройки
Хоральная фантазия , например, вступительная часть Страстей по Матфею (на английском языке скорее называется Хор, чем Хорал)
Монодик с инструментальным сопровождением
Голос и континуо, например Schemellis Gesangbuch (1736) — на немецком языке
скорее называется Lied
Инструментальная
В инструментальной хоральной постановке, а также в эмуляции четырехголосной омофонии, существуют подходы типа хоральной фантазии.
Первоначально Choralbearbeitung , т. Е. Установка уже существующей хоральной мелодии.
Орган
Хоральные прелюдии, например, Erster Theil etlicher Choräle ( Pachelbel ), Clavier-Übung III (Bach)
Не основано на ранее существовавших песнях для гимнов, например на хоралах Trois Сезара Франка.
Другой
Хоралы для фортепиано соло включены, например, в « Прелюдию, хорал и фугу» Франка (1884), « Спорт и дивертисменты» Сати (1914 г., опубликовано около 1923 г. ) и « Контраппунтистическую фантазию» Бузони (несколько версий, начало 1910-х годов). Эта последняя композиция присутствует и в переложении композитора для двух фортепиано (начало 1920-х).