Что означает халяль и харам? что имеют в виду мусульмане, когда говорят «халяльная еда»?

Последствия и осложнения

Осложнения зависят от того, какого именно витамина не хватает в организме.

  • При хроническом авитаминозе А может пострадать зрение – оно снижается, развиваются болезни глаз.
  • Авитаминоз С приводит к развитию иммунных нарушений. Есть риск развития цинги.
  • Авитаминоз Д ведет к рахиту, заболеваниям зубов, переломам. При тяжелых формах его дефицита может развиваться сахарный диабет, гипертония.
  • Кроме того, в качестве осложнений авитаминоза могут развиваться заболевания органов ЖКТ, ухудшение состояния кожи, частые инфекционные заболевания.

Значение фикха

Право, которое согласовано с шариатом, называется фикхом. Оно появилось, когда были первые халифы, и происходит от четырех школ толкований шариата. Помимо этого, особенности шариата и его право не являлось неизменным даже в пределах одного государства. Тюрьмы, например, зародились в Халифате при халифе Омаре, а раньше их не было (даже когда правили Абу-Бекре и Мухаммеде). Это значит, что шариат непоколебим, а его право (полный список преступлений и уровень наказания за них) может меняться в силу факторов, связанных со страной, государством или эпохой.

Что означает халяль и харам? что имеют в виду мусульмане, когда говорят "халяльная еда"?

Аллах не признает заблуждений, поэтому понятие преступления представлено, как дело человеческое. Бог может указать только лишь некоторые ориентиры, следовательно, жить по шариату в том или ином государстве совсем не значит, что оно возвращается к средневековым истокам, в ходе которых проводились следствия и различные наказания. Исламское право, к примеру, является историей, однако высказывания Аллаха никак не могут быть искажены.

При этом вовсе не нужно отказываться от каких-либо современных медицинских и разных криминологических экспериментов и подобных экспертиз, а историческое исламское право не имеет таких преступлений. Процесс установления шариата — значит, согласование действующего сегодня права с его правилами.

Отгадайте загадку:

Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6? Показать ответ>>

Какой камень нельзя найти в море? Показать ответ>>

Какой конь не ест овса? Показать ответ>>

Харам в пище

Согласно Корану и Сунне, разрешенным считается только «зибх» — животное, убитое с произнесением имени Аллаха над ним. Главным условием ритуала является то, что нервная система должна остаться целой, а перерезать нужно яремную вену и сонную артерию одним движением острого ножа. Вследствие этого должно вытечь максимальное количество крови.

Словами, которые нужно произносить, являются «Аллаху акбар» и «Бисмилляхи». К морепродуктам это не относится.

Как харам в пище определяются следующие категории.

Во-первых, все животные, которые умерли любой смертью, кроме как были убиты на охоте или зарезаны в имя Аллаха.

Во-вторых, это не может быть не жвачное животное или то, у которого не раздвоено копыто.

Таким образом, свинина не проходит по предыдущему параметру полностью.

Если животное задушили, его задрал хищник или пронзил рогами другой зверь, то мясо его является запретным.

Спиртные напитки являются только запрещенными и ни под каким предлогом их употребление не позволяется.

Из этого правила есть только одно исключение. Ему можно не следовать, если мусульманин умирает с голода. Давайте дальше разберемся в отличии понятий «халяль» и «харам» в исламе.

Что означает халяль и харам? что имеют в виду мусульмане, когда говорят "халяльная еда"?

В Иудаизме

Хе́рем (ивр. ‏חרם‏‎) — высшая мера осуждения в еврейской общине. Как правило, заключается в полном исключении порицаемого еврея из общины. В более старом понимании слово значит «запрет» на что-либо по причине драгоценности, священности, или причине порочности, зла.

Слово «херем» в Торе означает предмет (включая человека), запретный для использования или даже прикосновения.

В Библии указываются две причины подобного запрета:

  • вещь или человек отвратительны перед лицом Бога, то есть в высшей степени неугодны Богу («отрицательный херем»)
  • вещь посвящена Богу и потому не может быть использована людьми («положительный херем»).

Условно говоря, херему подлежало либо «слишком плохое» (проклятое), либо «слишком хорошее» (священное). В частности, под херем попадали предметы, посвящённые Богу частными лицами и помещённые в храмовую сокровищницу, причём такие предметы не могли быть ни выкуплены назад посвятителем, ни проданы администрацией Храма.

В дальнейшем, однако, наибольшее распространение получило понятие «отрицательного херема».

Под херем попадали евреи, отступившие от культа Единого Бога. Их надлежало уничтожать, причём вместе со скотом и имуществом. Всё это — убитый скот и вещи — подлежало сожжению.

Также, согласно Торе, под херем попали все коренные народы, населявшие территорию Ханаана до еврейского вторжения и не признавшие над собой власть евреев. Эти народы должны были быть полностью уничтожены, включая всё их имущество (кроме предметов из металла, которые были переданы для богослужения). Более подробное описание этих событий содержится в книге Иисуса Навина.

Шариатское право

Шариатское право представляет собой систему общественных предписаний, которая предусматривает определенное наказание после их нарушения. Как правило, нет общества, которое может обойтись без права, так как никто не хочет быть бесправным человеком. При этом даже криминальные сообщества создали определенные всем известные понятия, с помощью которых они регулируются.

Европейские права основаны на общественном договоре, однако это довольно непрочное основание. Такие понятия, как ислам, шариат известны всему миру. По мнению социологов, миллионы людей руководствуются низменными интересами, а с точки зрения политологии, современные технологии могут заставить толпу думать, как небольшие заинтересованные группы. Мусульманский же народ не может считать европейское право полностью легитимным.

Что означает халяль и харам? что имеют в виду мусульмане, когда говорят "халяльная еда"?

Истинно правильным и законным в глазах мусульманина может быть исключительно согласованное с предписаниями шариата право (шариатское). Религия мусульман утверждает, что для того чтобы сохранить справедливость, необходимо иметь наказание, которое было бы равно преступлению. Следует еще более внимательно рассматривать критерии и виды различных преступлений.

Для ограничения произвольности толкований по Корану мусульманский народ опирается на Сунну (сумма достоверных хадисов пророка Мухаммеда). Эти хадисы являются комментариями и в отличие от Корана считаются не божьими словами, а действиями людей, которыми руководил Аллах. При этом хадисы не могут существовать отдельно от Корана.

Харам в пище

Согласно Корану и Сунне, разрешенным считается только «зибх» — животное, убитое с произнесением имени Аллаха над ним. Главным условием ритуала является то, что нервная система должна остаться целой, а перерезать нужно яремную вену и сонную артерию одним движением острого ножа. Вследствие этого должно вытечь максимальное количество крови.

Словами, которые нужно произносить, являются «Аллаху акбар» и «Бисмилляхи». К морепродуктам это не относится.

Как харам в пище определяются следующие категории.

Во-первых, все животные, которые умерли любой смертью, кроме как были убиты на охоте или зарезаны в имя Аллаха.

Во-вторых, это не может быть не жвачное животное или то, у которого не раздвоено копыто.

Таким образом, свинина не проходит по предыдущему параметру полностью.

Если животное задушили, его задрал хищник или пронзил рогами другой зверь, то мясо его является запретным.

Спиртные напитки являются только запрещенными и ни под каким предлогом их употребление не позволяется.

Из этого правила есть только одно исключение. Ему можно не следовать, если мусульманин умирает с голода. Давайте дальше разберемся в отличии понятий «халяль» и «харам» в исламе.

Что означает халяль и харам? что имеют в виду мусульмане, когда говорят "халяльная еда"?

Убийство

По поводу этого понятия есть несколько важных пунктов в шариате. Коран разрешает только несколько моментов, когда подобное действие оправдывается.

Первое – самозащита

Не важно, кто нападающий (мусульманин или гяур), спасение собственной жизни не запрещено. Считается, что после смерти каждый предстанет перед Аллахом, поэтому солгавший о мотивах происшествия будет обвинен сразу в двух грехах

Второе – забой животных в пищу. При этом обязательно должно быть произнесено имя Аллаха.

Третье – работа палача на казни.

Во всех остальных случаях убийство – это харам. Ислам также запрещает принуждение «людей Писания» к смене веры. То есть евреи и христиане должны сами принять правильную религию, иначе они не спасутся. А на принуждавшем их будет лежать клеймо грешника.

Что означает халяль и харам? что имеют в виду мусульмане, когда говорят "халяльная еда"?

Формы запрета в Коране

Запреты Всевышнего Аллаха можно подразделить на несколько форм.

  • Это может быть прямое повеление в Коране, и в таком случае в тексте аята в категоричной форме передан запрет с употреблением слова «харам».
  • Еще одна форма запрета – это те случаи, когда что-то, что раньше было разрешенным, позже стало относиться к категории запретного.
  • Когда в тексте аята запрет указывается и используется для этого форма повелительного наклонения, то это еще одна форма запрета.
  • Это может быть запрет, о котором сказано в выражениях, в котором содержится суровое предупреждение.

Харам в исламе также может подразделяться на несколько видов. Запрет основывается на той опасности или вреде, которые может причинить действие или вещь, и по этому принципу и подразделяется харам. Харамлизатихиподразумеваетдействия, которыеВсевышнимАллахомиПророкомМухаммадомﷺ былизапрещеныизначально, ипризапретенебылиуказаныниусловия, нивремя. К таким запретам, как гласят Коран и Сунна, относится прелюбодеяние, браки с родственниками, употребление в пищу падали, а также кражи. Такие запреты были введены в исламе для того, чтобы сохранить пять основ жизни человека – имущества, религии, жизни, разума и продолжения человеческого рода. Эти действия считаются незаконными, но каких-либо юридических узаконенных последствий они не несут. Например, блуд не может стать поводом для установления кровного родства или права на наследство.

Харам лигайрихи предполагает дозволенные действия, которые стали запретными по каким-то определенным обстоятельствам. Примером такого может являться аурат мусульманки – такой запрет был введен с той целью, чтобы возможность смотреть на открытые части тела женщины не привела к прелюбодеянию. Но этот запрет снимается для мужа после того, как между супругами заключается брак.

Харам и убийство

Убийство также является харамом, за исключением случаев, когда смерть причинена:

  • человеку, который напал на мусульманина с целью убить его (независимо от того, является ли напавший мусульманином или нет);
  • при осуществлении палачом своих обязанностей;
  • воину-неверному в бою с ним во время Джихада.

В настоящее время в исламском мире нет единого мнения относительно газавата и харамности нападения. Более либеральные богословы, как правило, американские, европейские и принадлежащие тем арабским религиозным общинам, которые лояльны Западу, утверждают, что газават необходимо вести лишь в ответ на нападение неверных и что нападение мусульман первыми на неверных является харамным действием. В то же время наиболее радикальные мусульманские богословы считают, что священная война — газават должна идти до последнего неверного и нападение на неверных и обращение их в ислам насильно не является харамным действием. Как правило, исламские организации, к которым принадлежат последние, объявлены в Европе и Америке террористическими, а более либеральные богословы считают призывающих к нападениям на неверных отступниками, которые вредят исламу.

Следует отметить, что христиане и иудеи, в отличие от последователей других религиозных учений и атеистов, не считаются в исламе неверными, а называются «людьми Писания», и насильное обращение их в ислам является харамом; однако среди радикальных исламских богословов находятся и те, кто игнорирует это положение.

Харамом является и убийство животных со злыми намерениями, либо без всякой цели. При этом умерщвление для приготовления пищи животных, разрешённых к употреблению в пищу, а также уничтожение животных, наносящих людям вред, харамом не считается.

Виды харама

Любому человеку, которому стала интересна восточная культура, рано или поздно встретится термин «харам». Значение и толкование слова мы разобрали выше. Теперь стоит поговорить об его богословском понимании.

Запрещенные действия в исламе делятся на две прямо противоположных категории.

Первая – зульми – это недозволенные поступки, наносящие зло постороннему человеку.

Вторая – гайри зульми – действия, причиняющие вред самому человеку лично.

К первым относятся следующие проступки: кража, грабеж, нанесение ранений и вреда любому живому существу, убийство человека, если вы не защищаетесь, любое другое убийство без цели. Сюда же входят обман, хранение краденого, ростовщичество, азартные игры, слежка, клевета, неуважение к родителям и родственникам, измена, вход без разрешения в чужой дом или вторжение в личную жизнь.

Что означает халяль и харам? что имеют в виду мусульмане, когда говорят "халяльная еда"?

Эти и многие другие действия относятся к зульми харам.

Что это дает на выходе? При достаточно суровых наказаниях в шариате (например, за кражу отрубают кисть руки) большинство строго придерживается подобных предписаний.

Ко второй категории в основном относится неверие, создание кумиров, гордыня, зависть, превознесение мирских благ над духовными и прочее.

Запреты Сынам Израиля

(2:85) Но впоследствии именно вы стали убивать друг друга и изгонять некоторых из вас из жилищ, поддерживая одних против других в грехе и во вражде. А если они приходят к вам пленными, то вы выкупаете их. А ведь вам было запрещено (араб. مُحَرَّمٌ, мухаррамун) изгонять их. Неужели вы уверуете в часть Писания, и отвергните другую часть? Воздаянием тому из вас, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут возвращены к еще более (ужасным) мучениям. И Бог не небрежет тем, что вы совершаете.

Запретная пища для Сынов Израиля

Необходимо отметить, что с точки зрения Корана, единственным источником разрешенной и запрещенной пищи для Сынов Израиля и Иудеев, являлась и является Тора. Аят (3:93), является ярким тому доказательством:

(3:93) Любая пища была дозволена Сынам Израиля, кроме той, которую Израиль запретил (араб. حَرَّمَ, харрама) самому себе, до ниспослания Торы. Скажи: «Предъявите Тору, и прочтите ее, если вы (говорите) правду».

(16:118) А тем, которые (зовутся) иудеями, Мы запретили (араб. حَرَّمْنَا, харрамна) то, о чем Мы рассказали тебе прежде. Мы не были несправедливы к ним, однако же, они (сами) были несправедливы (по отношению) к себе.

Запрет — как воздаяние

(6:146) Иудеям Мы запретили (араб. حَرَّمْنَا, харрамна) всех (животных) с когтями. Мы запретили (араб. حَرَّمْنَا, харрамна) им сало коров и овец, кроме того, что находится на спинном хребте и внутренностях или находящаяся в костях. Так Мы наказали их за их бесчинства. Воистину, Мы правдивы.

Танах о свинье

(Танах, Левит 11:2-8) «Cкажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас».

(Танах, Второзаконие 14:3-8) «Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь».

Бог в Коране уже определил, что запретно, а что дозволено

(5:87) О те, которые доверились! Не запрещайте (араб. تُحَرِّمُوا, тухарриму) блага, которые Бог сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Бог не любит преступников.

(6:138) На основании своих предположений они говорят: «Эта скотина и эти посевы запретны (араб. хиджрун). Питаться ими может только тот, кому мы позволим». На одной скотине они запрещают (араб. حُرِّمَتْ, хурримат) спину (ездить верхом и возить грузы), а над другой скотиной они не поминают имени Бога, возводя на Него навет. Он воздаст им за то, что они измышляют!

(6:139) Они говорят: «То, что находится в утробах этой скотины, дозволено нашим мужчинам и запрещено (араб. مُحَرَّمٌ, мухаррамун) нашим женам». Если же он рождается мертвым, то все они получают право на него. Бог воздаст им за то, что они приписывали, ведь Он — Мудрый, Знающий.

(6:140) Понесли урон те, которые убивали своих детей по глупости, без всякого знания, и запрещали (араб. حَرَّمُوا, харраму) то, чем наделял их Бог, возводя навет на Бога. Они впали в заблуждение и не последовали прямым путем.

(6:148) Скажут те, которые приобщают сотоварищей (Богу): «Если бы Бог пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей, и не запрещали (араб. حَرَّمْنَا, харрамна) бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям, и измышляете».

(6:150) Скажи: «Приведите ваших свидетелей, которые засвидетельствуют, что Бог запретил (араб. حَرَّمَ, харрама) это». Если даже они станут свидетельствовать, ты не свидетельствуй вместе с ними и не потакай желаниям тех, которые считали ложью Наши знамения, и которые не доверяют (концепту) Предельной Реальности, (определяя) справедливость (наряду) со своим Господом.

(6:151) Скажи: «Придите, и я прочту (араб. أَتْلُ, атлю) то, что запретил (араб. حَرَّمَ, харрама) вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям. И не убивайте своих детей (*), опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. И не приближайтесь к мерзким поступкам, явным или скрытым. Не убивайте душу, которую Бог запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Бог, — быть может, вы уразумеете.

(7:31-32) О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждом месте поклонения. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует. Скажи: «Кто запретил (араб. حَرَّمَ, харрама) украшения Бога, которые Он вывел для Своих слуг, а также прекрасный удел?». Скажи: «В мирской жизни они (предназначены) для тех, кто доверился, а в День воскресения (они будут предназначены) исключительно (для них)». Так Мы разъясняем аяты для людей знающих.

(7:33) Скажи: «Мой Господь запретил (араб. حَرَّمَ, харрама) (совершать) мерзкие (поступки), как явные из них, так и скрытые, (совершать) грехи, завидовать бездумно , приобщать Богу сотоварищей, в пользу которых Он не ниспослал никакого довода, и наговаривать на Бога то, чего вы не знаете».

(16:116) Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено, а то — запретно (араб. حَرَامٌ, харамун), и не возводите навет на Бога. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Бога.

(66:1) О Пророк! Почему ты запрещаешь (араб. تُحَرِّمُ, тухарриму) себе то, что разрешил тебе Бог, стремясь угодить своим супругам? Бог — прощающий, милосердный.

Обзор

Действия, которые являются харамом, так или иначе приводят к причинению вреда и, следовательно, считаются грехом, если их совершают мусульманин .

В стихе 2: 219 Корана, где слово «польза» противопоставляется «греху», разъясняется, что харам является вредным. Фактически, все становится значимым с их противоположностью; например, если нет холода, мы никогда не поймем, что такое тепло. Итак, грех — это то, что причиняет нам боль. Когда Бог говорит «Не делай этого», он имеет в виду «не причиняй себе вреда». Исламский принцип, связанный с харамом, заключается в том, что если что-то запрещено или запрещено, то все, что к этому ведет, также считается харамом . Аналогичный принцип заключается в том, что грех харам не ограничивается лицом, которое занимается запрещенной деятельностью, но грех также распространяется на других, которые поддерживают человека в этой деятельности, будь то материальная или моральная поддержка.

Пять категорий الأحكام الخمسة , al-ʾAḥkām al-amsa или иерархия действий от разрешенных к запрещенным:

  1. واجب / فرض ( farḍ / wājib ) — «Обязательный» / «долг»
  2. مستحب ( mustaḥabb ) — Рекомендуется, «желательно»
  3. مباح ( мубы ) — нейтральные, «допустимые»
  4. مكروه ( макрух ) — не нравится, «разочарованный»
  5. حرام ( arām ) — греховный, «запрещено»

Два типа харама:

  1. الحرام لذاته ( al-arām li-ātihi

    Прелюбодеяние , убийство, воровство

    ) — Запрещено из-за своей сущности и вреда, который он причиняет человеку

  2. الحرام لغيره ( al-arām li-ayrihi ) — Запрещено из-за внешних причин, которые не являются принципиально вредными, но связаны с чем-то, что запрещено

    • Богатство, нажитое неправедным путем, через грех. Примеры включают деньги, заработанные обманом, кражей, коррупцией, убийством и процентами, или любыми способами, которые наносят вред другому человеку. Также сделка или распродажа во время пятничной молитвы салят аль-джумуа . В исламе запрещено мусульманину извлекать выгоду из таких действий харама. Любой верующий, который извлекает выгоду из богатства, полученного через харам, или живет за счет него, — грешник .
    • Молитва в незаконно взятом доме.

Религиозный термин харам , основанный на Коране , применяется к:

  • Такие действия, как проклятия, блуд, убийство и неуважение к своим родителям.
  • Политика, такая как риба (ростовщичество, проценты).
  • Определенная еда и напитки, например свинина и алкоголь.
  • Некоторые халальные предметы, продукты питания или действия, которые обычно являются халяльными, но при определенных условиях становятся харамом. Например, халяльная еда и напитки в полдень во время Рамадана, корова или другое халяльное животное, которое не убивают по исламскому закону и во имя Аллаха (Бога).
  • Определенное бездействие, например, отказ от намаза .

Виды макруха

Макрух принято подразделять на два вида – тот, который близко к хараму, или макрух-тахриман, а также макрух-танзихан, который подразумевает какие-то нежелательные действия, которые ближе к мубаху. Если человек намеренно совершает макрух-тахриман, то он совершает грех, а если совершает макрух-танзихан, то грехом это считаться не будет. Кто не признает положений хадиса из категории макрух-тахриман, не считается вероотступником, согласно мнению богословов ханафитского мазхаба.

Разница между макрух-тахриманом и макрух-танзиханом также заключается в том, что макрух-тахриман имеет доказательства в каком-то из исламских первоисточников.

Макрух-тахриман

Под категорию харама ханафитский мазхаб относит такие вещи или деяния, на запретность которых напрямую указывает Коран, сунна-мутаватир или сунна-машхур. Если же о запрете какого-либо деяния говорится в единичных хадисах-ахад, то такие запретные деяния относят под категорию «макрух». Совершить макрух-тахриман значит совершить грех, и если мусульманин воздержится от совершения такого действия, это будет его богоугодным деянием. Один из явных примеров макрух-тахримана – это если мужчина носит шелковую одежду либо вкушает питье или пищу из посуды из золота.

Макрух-танзихан

Более легким видом макруха является макрух-танзихан, за который не накажут человека, если он будет совершен, но если мусульманин воздержится от совершения этого греха, то это будет его богоугодным деянием. В первоисточниках Ислама довольно редко упоминается такой вид макруха, и его можно отнести к таким повелениям сунны-ахад, в которых не предоставляются категоричные запреты. Примером такого может стать хадис, где говорится: «Тот, кто съел лук или чеснок, пусть не приходит в мечеть, а сидит у себя дома». Есть суннитские мазхабы, которые относят макрух-тахриман к категории харама, то есть запретного, и лишь те из деяний, на которые не существует категорического запрета, указанного в Сунне или Коране, считают макрухом.

Многие ученые-правоведы, к которым не относятся ханафиты, допускают харамность на основе «предположительного довода» (далиль занни), то есть в хадисах от единичных передатчиков «хабару вахид», а ханафиты же относят к макрух-тахриман такие деяния, которые в хадисах категории «хабару вахид» указываются в категоричной форме. Ханафиты считают, что макрух-танзихан – это такие деяния, которые не столь категорично указываются.

Запретная пища

(6:119) Почему вы не должны есть из того, над чем произнесено имя Бога, в то время как Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено (араб. حَرَّمَ, харрама), если только вы не принуждены к этому? Воистину, многие вводят других в заблуждение своими собственными желаниями, без всякого знания. Воистину, твоему Господу лучше знать преступников.

(6:145) Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным (араб. مُحَرَّمًا, мухарраман) употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Бога». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то ведь Бог — Прощающий, Милосердный.

(22:30) Так вот! Тот кто (придает) значимость запретам (араб. حُرُمَاتِ, хурумати) Бога, то это лучше для него перед своим Господом. И вам дозволена скотина, кроме той, о (которой) вам читается. сторонитесь же скверны кумиров, и сторонитесь уклончивых речей.

Запретное мясо

(2:173) Он запретил вам лишь мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что посвящено (кому-либо) помимо Бога. Если же кто-либо принужден (пойти на это), не домогаясь (запретного) и не проявляя враждебности, то нет на нем греха. Воистину, Бог — прощающий, милосердный.

(5:3) Вам запрещены мертвечина, кровь, и мясо свиньи и то, что посвящено (кому-либо) помимо Бога, или было задушено, или забито (до смерти), или (подохло) при падении, или заколото рогами, или то, что растерзано хищником, если только вы (не успеете) зарезать его, и то, что зарезано на жертвенниках, а также поделенное гаданием. Все это (является) нечестием. Сегодня, те кто отверг, отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас полностью (сформировал) для вас вашу религию, довел (до конца) Мою милость к вам, и одобрил для вас (в качестве) религии Покорность. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Бог — прощающий, милосердный.

(6:145) Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Бога». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то ведь Бог — прощающий, милосердный.

(16:114-115) Питайтесь дозволенным и благим из того, что Бог дал вам в удел, и будьте благодарны за милости Бога, если вы служите Ему. Он запретил (араб. حَرَّمَ, харрама) вам мертвечину, кровь, мясо свиньи, а также то, что не заколото во имя Бога. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного, и не преступая пределы необходимого, то ведь Бог — прощающий, милосердный.

Запретное сало

(6:146) А тем, которые (зовутся) иудеями, Мы запретили всех (животных) с когтями. Мы запретили им сало коров и овец, кроме того, что находится на спинном хребте и внутренностях или находящаяся в костях. Так Мы наказали их за их бесчинства. Воистину, Мы правдивы.