История
Карта золотой лихорадки на реке Клондайк
Первые контакты с европейцами в лице русских пушных промысловиков у хан произошли в начале XIX века. Александр Хантер Мюррей (англ.) писал:
Хан разделены на четыре группы, самая верхняя из них — Прэуци- Кутчин (Prawtsee-Kootchin — народ Развилки). Они населяют большое пространство страны, от истоков Поркупайна и Пилс Ривер до истока Реки Горцев (River of the Mountain Men); они часто посещают русских на побережье, но также часто торгуют с индейцами — посредниками. |
Затем к 1847 году своё влияние на север распространяла Гудзонская торговая компания, с которой хан вступали также в торговые отношения. После продажи Аляски произошёл в 1882 году несчастный случай, осложнивший отношения местных индейцев и административным управлением в районе Клондайка. Возмущённые быстрым притоком торговцев и старателей в связи с открытием тлинкитами прохода через перевал Чилкут, индейцы Tro-chu-tin разграбили склады форта. Среди добычи оказался мышьяк, которым отравились две пожилые женщины племени, а одна девочка ослепла. Вернувшийся руководитель форта устроил пир, задобрил индейцев подарками, извинился и выставил туземцам счёт за украденное. Те заплатили, но потребовали компенсацию за причинение вреда здоровью ребёнка в размере 10 шкур (около 6 долларов).
Во время золотой лихорадки на Клондайке хан Канады оказались в эпицентре событий. Некоторые представители народа нанимались проводниками, охотниками прибывшим золотодобыдчикам, но в целом племена страдали от болезней, насилия и алкоголизма.
Вождь Исаак (ум. 1933) возле Доусона, ок. 1898 год
В 1902 году канадские власти устроили в трёх милях от Доусона резервацию Мусхайд. В 1950-х многие хан переселились в город, поэтому резервация сегодня используется как место летнего отдыха и проведения церемониальных действий.
Внешность
Хан представлен как высокий мужчина, который физически является самым крупным из Джинчурики, будучи на голову выше Киллера Би. Он тяжело бронирован, одевая на себя так называемую Джоки но Йорои с трубой на спине, которая испускает пар. У него светло-коричневые глаза. Его броня проходит до носовой части его лица, практически закрывая его. Под броней, покрывающей нижнюю половину его лица, Хан носит белую ткань, которая окружает его голову по бокам, сзади, а также верхнюю часть головы. Помимо своей красной брони, он носит красную касу (коническую соломенную шляпу), состоящую, по-видимому, из того же материала, что и броня, поверх белой ткани. На лбу традиционно располагается протектор с символом его родной деревни, вшитый в чёрную повязку. Хан носит чёрные перчатки и серо-чёрное ги без рукавов. Кроме того, поверх брони, на шее расположено кольцо бронзового цвета. Кроме того, броня, покрывающая его руки и торс, плакирована.
Прочее
- В связи с предотвращением предательства Джинчурики, каждый Каге должен был выбирать Джинчурики из своей семьи. Таким образом, Хан может быть причислен к роду одного из Тсучикаге.
- В манге Хан, возможно, был одним из Джинчурики, которые были захвачены Акацки до начала второй части сериала, и которые по словам Дейдары питали отвращение к человечеству, поскольку ими пренебрегали и ненавидели в родной деревне, из-за чего никто не пришел им на помощь, когда их захватили в плен.
Примечания
- Джин но Шо, страница 147
- Кай но Шо, страница 98
- Глава 564, страница 15-16
- Глава 266, страница 16
|
---|
|
---|
|
Ниби Нии Югито † |
|
Йонби Роши † |
Гоби Хан † |
Рокуби Утаката † |
Нанаби Фу † |
|
|
Ханы Золотой Орды
Пока главный монгольский хан правил обширной империей в столице Каракоруме, в областях каждый удельный правитель стремился по тому же принципу обустроить свою территорию: определить границы, создать столицу и навести порядок. Под последним понималась не только своевременная уплата дани и рекрутской повинности, но и вполне обыденные вещи. Например, налаживание торговли и обеспечение безопасности, а также почтовой связи на всей подвластной территории.
Улус Джучи первого сына Чингисхана лишь 42 года находился в составе Монгольской империи. Начиная с 1266 года эта область превратилась в отдельное государство – Золотую Орду, занимавшую обширную территорию в 6 млн квадратных километров. Фактически вся Средняя Азия от Центральной Сибири до Черного моря и от Поволжья до территорий современного Казахстана.
Первым золотоордынским ханом стал Бату, или Батый, который отмечен тем, что полностью подчинил себе Древнюю Русь. Фактически Орда жила за счет русского населения. И не просто жила, а росла и процветала. К 1342 году, то есть спустя 76 лет от своего «рождения», Золотая Орда достигла наивысшего величия. Период расцвета пришелся на правление хана Узбека – праправнука Бату-хана. Именно в это время государство, наконец, приобретает свою столицу под названием Сарай аль-Джедид – «Новый дворец», а официальной религией Орды становится ислам.
История происхождения имени Хан
Имя Хан восходит к тюркскому нарицательному существительному «хаган», «хакан», «каган» – «властитель», «монарх». Этим словом обозначали титулы тюрки и монголы. Изначально титул «хан» носили вожди кочевых племен Афганистана и Ирана. В Монголии XIII-XIV вв. хан – правитель области (улуса), а при хорезмшахах и сельджукидах – князь. После распада Монгольской империи титул «хан» стал высшим титулом государя. В Великой Османской империи это титул султана. Слово «хан» также использовалось как военное звание в Иране.
Со временем слово «хан» перешло в разряд личных имен. Очень часто оно используется как составная часть сложного имени: Алихан, Назирхан, Абухан, Самирхан. Но может выступать и как самостоятельное мужское имя, которым нарекают ребенка с пожеланием богатства и славы.
По другой версии, имя Хан имеет немецкое происхождение и образовано от названия города Хан в Вестфалии. Возможно, оно обозначало выходца из этого населенного пункта.
Военный лидер
В 1734 году, после смерти Самеке хана, следующим ханом становится Абилмамбет, военным лидером — Абылай.
В 1740 году Абилмамбет-хан, Абылай и около 120 султанов и видных глав родов прибыли в Оренбург и заключили договор о покровительстве Российской империи над Средним жузом. В 1764 году в ставке Абылай-хана имелось представительство губернатора Оренбурга генерал-поручика А. П. Лочинова, известное как посольство Арапова, целью работы которого был сбор информации о внешнеполитическом курсе Абылая и установление военных и торговых отношений между Россией и Казахским ханством.
В 1742 году Абылай, пытавшийся при очередном вторжении джунгар организовать им сопротивление на реке Ишим, потерпел поражение и был захвачен в плен. За год до этого Абылай, командуя отрядом казахского ополчения, нанёс поражение джунгарскому отряду. По легенде, он убил на поединке знатного нойона, родственника Галдан-Цэрэна. За время пленения Абылай успел выучить монгольский и, возможно, маньчжурский язык; был частым гостем у хунтайши Галдан-Цэрэна.
В плену Абылай подружился с впоследствии легендарным ойратским нойоном Амурсаной. И лишь весной 1743 года его обменяли. Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года. В числе прочих султанов Абылай стремился сблизиться с джунгарским домом. В письме, адресованном вдовствующей калмыцкой ханше Дарма-Бале, он писал (русская транскрипция):
Я, Аблай-салтан, желаю вам здравствовать, все подданные наши вам кланяются. Объявляю вам о себе, что я от Галдан-Череневых рук в добром здравии и с честью освободился и в дом приехал. Меня Галдан-Черень имеет за сына, а племянник ваш Септень имеет за брата меньшего. И я вам нарекаюсь братом меньшим. |
Бюст Аблай-хана в Боровом
Изображение Абылай-хана на денежных знаках
Изображение Абылай-хана на почтовой марке Казахстана
В 1744 году Абилмамбет-хан переместил ханскую ставку в город Туркестан. После смерти хунтайджи Галдан-Цэрэна в 1746 году, империя Цин, захватив Джунгарию, вторглась далее в улусы Среднего жуза. Аблай вначале оказывал поддержку мятежному Амурсане против империи Цин, однако вскоре вынужден был заключить с Китаем военный союз против Джунгарии. По мнению русского историка А. Левшина, Абылай старался поддерживать междоусобия в Джунгарском ханстве, что позволяло ему вмешиваться в его дела, оказывая военную помощь то одному, то другому деятелю.
После ослабления джунгаров их лидер, опытный военачальник Лама Доржи, был убит, а его союзник, глава Улы жуза Толе би объявил о своем нейтралитете в конфликте джунгаров и казахов. По-видимому многочисленные столкновения казахов с джунгарами в Жетысу в народной памяти слились в одну битву Ойрантобе шайкасы: после убийства Лама Дорджи в начале 1753 года в Согетинской долине казахи под руководством Раимбека разгромили джунгарские силы и развили успех, пройдя до притока Текеса реки Сумбе. После этого в течение нескольких лет под контроль Абылая попала значительная часть земель Жетысу.
В 1756 году султаны и хан Среднего жуза были вынуждены признать над собой маньчжурское господство. Абылай, однако, не прерывал связей с Российской империей, проводя знаменитую политику «между львом и драконом». Абылай хан как выдающий дипломат имел посольские связи с Цинской империи.
Вполне понятна его дипломатическая миссия в Пекин в 1759 году, куда он поехал лично с сыном Абулмамбета Абульфеизом и вступил в подданство китайского императора как «ван» — вассальный князь, фактически сохраняющий полную самостоятельность, но уплачивающий оговоренную дань.
В 1759 году Абылай послал в Петербург своего родственника Жолбарыса в знак подтверждения российского протектората. В 1762 году, после явки к нему китайских послов, Абылай был вынужден послать сына аманатом (заложником) в Пекин и оттуда получил примирительные дары, а также право для казахов завести меновые дворы в Чугучаке и Кульдже.
Как Темучин стал Чингисханом
После разгрома меркитов Тоорил-хан вернулся домой, а Темучин и Джамуха разделили власть в общем улусе. В своих племенах Темучин стремился устроить новый порядок и покончить с обычаями бандитизма, грабежей, конокрадства и предательства. Он ввел новые законы, по которым за эти преступления предусматривалась смертная казнь.
Однажды Тайчар – младший брат Джамухи – угнал лошадей у подданных Темучина, за что был схвачен и по новому закону казнен. Разгневанный Джамуха потребовал выдать убийц своего брата, но Темучин, признававший верховенство закона, отказал в этом. Старые друзья стали врагами, а в монгольских степях началась долгая и кровопролитная борьба за власть над всеми племенами. Джамуха собрал три тумена (30 000 воинов) и разбил врага в битве у гор Гулегу.
Потерпев поражение, Темучин стал искать нового союзника и обрел его в 1196 году. Он стал вассалом Тоорил-хана, именуемого теперь на китайский лад Ван-ханом. В 1199 году хан призвал Темучина на войну против слабеющих найманов. В процессе битвы тумены Ван-хана оказались отрезаны и почти полностью уничтожены, самого хана ждала верная гибель, но Темучин как нельзя кстати прислал необходимую помощь, за что Ван-хан завещал ему свой улус после смерти.
Совместно с Ван-ханом Темучин в 1200 году выступил против тайджиутов и меркитов. Он был ранен в бою стрелой, но остался жив. Ночью после битвы большинство тайджиутов скрылось, а среди оставшихся обнаружился тот самый меткий лучник, что ранил Темучина. Стрелок нисколько не боялся в этом признаться, и восхищенный его мужеством Темучин принял лучника в свое войско под новым именем – Джэбэ (стрела). Впоследствии Джэбэ стал одним из самых прославленных командиров в армии Чингисхана.
В 1201 году против набирающего силу Темучина сложилась мощная коалиция племен ойратов, татар, тайджиутов и меркитов, которые объявили себя вассалами Джамухи. В 1202 году Темучин выступил против татар и разбил их. Под предлогом мести за смерть своего отца он приказал истребить их всех, кроме детей ростом ниже тележного колеса (по монгольским обычаям малых детей было запрещено убивать).
Вскоре Ван-хан, давний покровитель и союзник Темучина, под давлением своего сына, лишившегося права наследовать титул, перешел на сторону Джамухи. Весной 1203 года Темучин и Ван-хан сошлись в битве при Харахалджит-Элетах.
Итогом битвы фактически была ничья, но Темучин, изначально имевший гораздо меньшее по численности войско, понес в ней серьезные потери, лишившие его перспектив для дальнейших крупных сражений. Монголы были вынуждены отступать, теряя людей из-за голода, болезней и дезертирства.
Но в это же время сложилась коалиция против Ван-хана, в которую вошел и сам Джамуха. Ван-хан нанес упреждающий удар и разбил врагов, после чего начал пировать в честь победы. Узнав, что враг потерял бдительность, Темучин с оставшимися силами нанес Ван-хану неожиданный и стремительный удар, полностью разгромив неприятеля. Сам Ван-хан бежал, но вскоре попал в руки найманов и был убит. Так закончилась жизнь могущественного Ван-хана и подвластного ему кереитского царства.
Джамуха, лишившись союзников, примкнул со своим войском к найманам. В 1204 году Темучин собрал армию из 45 000 всадников, двинулся на найманов и одолел их. Кучлук, сын найманского хана, сумел бежать к меркитам и заручиться их поддержкой, однако Темучин разбил и меркитов в 1205 году. Кучлук вновь смог сбежать, на этот раз далеко на запад – в государство Каракиданей, где заключил удачный брак с дочерью местного гурхана, а позже и сам стал правителем.
С этого момента Джамуха был обречен – уже были покорены или истреблены все потенциальные союзники. Свои же соратники пленили Джамуху и отвезли к Темучину, надеясь на достойную награду. Но Темучин ненавидел предательство, и, согласно его законам, оно каралось смертью – именно такую награду и получили изменники.
Самому Джамухе была предложена жизнь и восстановление старой дружбы, но тот отказался и выбрал казнь через перелом хребта (у монголов – способ благородной казни для знатных особ).
А у Темучина тем временем больше не осталось в Великой степи врагов, которых он еще не победил. Весной 1206 года на курултае (всенародный съезд знати для принятия важнейших решений) Темучин принял новое имя Чингиз («Повелитель бескрайнего») и титул Великого Хана. С того момента мы знаем его под именем Чингисхан.
С каким процессом, событием связано слово хан
Крым для России сакральное место. И не потому, что, якобы, крещение Руси началось в Херсонесе. Это враки. Реальная история Крыма ещё более значима для каждого русского человека, чем выдуманная. Моё «русского» в равной степени относится и к татарину, и представителю иного народа. Все мы один народ. Ещё расскажу о Крыме в своём блоге.
Пока лишь расставлю вешки для будущего рассказа. В 1152 году в Крыму в гроте монастыря на мысе Фиолент родился Исус Христос. Его настоящее имя Андроник Комнин. А Исус Христос – это титул: мессия крестоносец.
Крым – это родная вотчина отца Исуса, севастократора Византии Исаака Комнина. Его мать новгородская княжна Мария Богородица. Мария Богородица – это тоже не имя, а титул: госпожа Богородица. Настоящее имя матери Исуса Ирина или Православна.
Она, после распятия Исуса, бежит из Византии, где произошли все библейские события, и спасается в Крыму. Она была богумилкой, принявшей христианство. От неё из Крыма и пойдёт православие на Русь.
Способности и техники
- Основная статья: Техники Хана
Хан и его Биджу Кокуо
Хан был сильным шиноби, достаточно, чтобы быть возрождённым Якуши Кабуто. После возрождения и в качестве одного из Пейн Рикудо Учиха Обито, Хан получил Шаринган и Риннеган. Сочетание способности восприятия и предугадывающих способностей первого со способностью коллективного зрения второго позволило Хану использовать свои атаки более точно и скоординированно, а также более эффективно реагировать на атаки противника, как индивидуально, так и в сочетании с остальными Джинчурики.
Физическая сила и Сейшитсухенка
Хан усиливает свои физические атаки с помощью Футтона
Боевой стиль Хана, по-видимому, базируется на Тайдзюцу. Он носит особую паровую броню с трубой на спине, в которой хранится большое количество пара, заимствованного от Футтона Кокуо, который проявляется при комбинировании чакры Катона и Суитона. Благодаря этому, чакра Хана закипает до крайне высокой температуры. Путём регулирования количества и давления пара, Хан может значительно увеличивать свою физическую силу и силу его Тайдзюцу. Одного удара, усиленного паром, было достаточно, чтобы отбросить противника на большое расстояние. Когда его обычные атаки недостаточно сильны, он использует пар, чтобы усилить их, заставая своих противников врасплох. Это было видно, когда Хан отбросил Наруто в его Кьюби Чакра Модо в сторону Киллера Би с такой силой, что оба отлетели на довольно большое расстояние.
Преобразование Джинчурики
Хан во второй версии покрова
Будучи Джинчурики Кокуо, Хан обладал огромным количеством чакры и выносливости благодаря своему Биджу. Неизвестно, умел ли он хорошо контролировать своего Биджу, однако он мог сформировать по меньшей мере один хвост из чакры после своего возрождения. В дальнейшем, после нападения и иммобилизации со стороны Суми Буншина Би, Хан трансформируется во вторую версию покрова, чтобы избежать запечатывания. Кроме того, он был в состоянии полностью превратиться в Кокуо, в форме которого Хан продемонстрировал огромную таранную силу, использовав свои рога, чтобы сильно ранить Хачиби и Би, а также отбросить их на большое расстояние. Как и большинство Джинчурики, находясь во второй версии покрова Хан может создавать конечности из чакры.
Имя собственное
Имя – неотъемлемая часть личности: важно понимать, что значит то или другое прозвище, его историю происхождения. В давние времена люди думали, что любое слово заряжено энергией и силой, а имя человека – магической силой
Наверное, это было обусловлено тем фактором, что его каждый слышит по десятку раз на дню, следовательно, значение, вкладываемое в это слово, оказывает и огромное влияние в поведенческом смысле, настроении и увлечениях. Грубо говоря: «как судно назовут, так и поплывет!».
В старину верили: имя может повлиять на будущность, воздействуя на судьбу. Поэтому родители и давали детям «охранные» имена. К примеру, Хан – имело ритуальное значение и давалось мальчикам с пожеланиями богатства и власти. Характерно, что оно, как правило, давалось ребенку в качестве второго. Таким образом, оно входило в состав довольно широкого круга мужских имен, состоящих из нескольких слов, мусульманского происхождения. Придавало им «префикс»: «самый лучший, первый, главный».
Учеными-лингвистами замечено, что со временем у многих народностей различные слова, что означали титулы или звания, становятся собственными именами, которые даются уже представителям разных сословий. Таким образом, и значение слова «хан» перестало быть, так сказать, «государственным», а превратилось в «личное». И сегодня имя Хан встречается у многих народов – казахов и татар, узбеков и таджиков, азербайджанцев.
Описание
Численность представителей народа хан в окрестностях форта Релайанс в 1887 году составляла 70 человек из 12 семейств.
Хан, как и многие атапаски Скалистых Гор, имели двуклановую социальную структуру. Речные хан селились в полуземлянках с покрытой мхом крышей, отдалённые от рек племена — в кожаных палатках. Удили рыбу (июнь-сентябрь), охотились на оленя, из кожи которого шили одежду и мокасины. Передвигались на каноэ, зимой — на снегоступах и санках. Среди принятых табу существовал запрет на употребление мяса собак, волков, ворона, а выдру, лису, рысь, росомаху ели при крайней необходимости.
Среди игр хан распространены: борьба, перетягивание каната, бег на скорость, хоккей, обруч-на-шесте (англ. hoop-and-pole), кидание палки, подобие волейбола.
Брак детей устраивали родители задолго до их совершеннолетия. Возраст брачующихся варьировался от 16 до 20 лет, иногда достигал 25. Среди богатых индейцев практиковалось многожёнство и многомужество.
Похоронный ритуал сопровождался плачем и ритуальными танцами. Покойного кремировали и складывали прах в деревянную коробку. Прах вождя порой оставляли в полом бревне, устанавливавшемся на возвышенности. Глава семьи после похорон не употреблял в пищу свежего мяса. Вдовым супругам запрещалось несколько лет вступать в повторный брак.
Этимология
Происхождение термина является спорным и неизвестным, возможно, это заимствованное слово из языка руанруан . Согласно Вовину (2007, 2010), этот термин происходит от qaγan (что означает « император» или «верховный правитель») и позже использовался в нескольких языках, особенно в тюркском и монгольском.
Тюркская и Para-Mongolic происхождение было предложено ряд ученых , включая Рамстедт , Сиратори, Sinor и Doerfer , и , как сообщается , первый используется Xianbei .
По словам Вовина, слово * qa-qan «великий-кан» (* qa- для «великий» или «высший») имеет неалтайское происхождение, но вместо этого связано с енисейским * qεʔ «большой» или «великий». По словам Вовина, происхождение самого хана сложнее. Он говорит, что происхождение слова qan не найдено ни в одном реконструированном протоязыке и широко использовалось тюркскими, монгольскими, китайскими и корейскими народами с вариациями от kan, qan, han и hwan. Возможно, существует связь с енисейскими словами * qij или * qaj, означающими «правитель».
Это может быть невозможно доказать окончательное происхождение названия, но Vovin говорит: «Таким образом, представляется вполне вероятным , что основной источник как qaγan и ханы может быть прослежен назад к Сюн-ну и енисейскому».
Значение и характеристика имени Хан
В детстве Хан проказник и непоседа, родители не знают с ним покоя. Он легко находит контакт с окружающими, его девиз: хочу все знать. Хан коммуникабелен и интеллектуален, он может болтать без умолку, но при этом не разменивается по пустякам. Хан серьезно увлекается спортом, но он горяч и нетерпелив, поэтому часто бросает начатое дело на середине. Это же правило распространяется и на учебу, как бы Хан не старался, его выдержки не хватает, чтобы хорошо и быстро сделать домашнее задание, подготовится к экзаменам.
Хан очень любит путешествовать, расширять кругозор, пробовать различные экзотические блюда, покупать интересные национальные наряды. В его шкафу можно найти коллекцию шляп или платков, привезенных из разных уголков мира.
Работа для Хана – источник дохода. Если денег не достаточно или работа слишком сложная и отнимает львиную долю времени и сил, Хан без колебаний сменит ее. Он может легко попасться на удочку мошенников в поиске легкого заработка. Но этот опыт не остановит Хана, и он будет продолжать искать новые возможности быстро разбогатеть. Хану подойдут творческие профессии: фотограф, диктор, журналист, дизайнер. Он может стать неплохим поваром или агентом по недвижимости. Главное, общение с людьми, творческая свобода и отсутствие жесткого графика.
Хан удивительно хороший рассказчик. Этим он покоряет женские сердца. В жены Хан выберет девушку, которая восхищается его рассказами и разделяет убеждения. В семейной жизни он не притязателен. Хан не ревнив, легко переносит отсутствие обеда или ужина, для него это лишний повод сходить в ресторан. Порядок в доме и чинные мероприятия с гостями его также не интересуют. Это очень легкий обаятельный мужчина жизнь с которым похожа на праздник.
Происхождение, детство и взросление Чингисхана
Темучин родился в 1155 (по другим источникам – в 1162 или 1167) году в долине Делюн-Болдок (предположительно на территории современной России, в 8 километрах к северу от монгольской границы). Отцом Темучина был Есугэй – представитель знатного рода Борджигин и правитель многих монгольских племен.
Мать Темучина – Оэлун, которую Есугэй похитил у соседнего племени меркитов, согласно распространенному степному обычаю. Свое нетипичное для монголов имя Темучин получил в честь татарского вождя Тэмуджина-Угэ, который был побежден и убит Есугэем. Отец Темучина уважал поверженного врага и верил, что вместе с именем к новорожденному мальчику перейдут его сила и храбрость.
В возрасте девяти лет Темучин вместе с отцом отправился в земли их давнего друга – Дэй-Сечена, предводителя племени унгиратов, где был помолвлен с Бортэ, дочерью вождя. По тогдашним обычаям Темучин остался жить у родителей своей невесты, а его отец отправился домой один.
Согласно Сокровенному сказанию, на обратном пути Есугэй, утомленный жаждой, попросил воды у группы татар. Те напоили его, ибо закон гостеприимства в степи был важнее кровной мести. Однако когда Есугэй вернулся домой, он тяжело заболел (по легенде – из-за отравленной воды) и через три дня умер. С этого момента в детстве Темучина начались тяжелые времена.
Новым правителем на месте Есугэя стал его родственник – Таргутай, который опасался мести меркитов за похищение Оэлун, матери Темучина. Новый вождь принял решение забрать весь скот и изгнать вдов и детей Есугэя из племени, дабы отвести от себя гнев мстительных соседей. После этого Темучин вместе с семьей провел несколько лет в степи на грани голодной смерти.
Однако Таргутай опасался, что Темучин, повзрослев, захочет отомстить за такое гнусное предательство, поэтому решил пленить последнего. Темучина схватили и надели на него деревянную колодку с прорезями для головы и рук – с такой колодкой человек не мог самостоятельно ни пить, ни есть, а мог надеяться только на сердобольность прохожих. С колодкой на плечах Темучин прожил до своего пятнадцатилетия.
Но однажды ночью он все-таки сбежал и укрылся под водой в ближайшем озере. Начались поиски, и Темучина, сидящего в воде, заметил батрак по имени Сорган-Шира, но не выдал его, сделав для остальных вид, что там беглеца нет. После окончания поисков Темучин вылез из воды и пришел в дом к батраку, надеясь на дальнейшую помощь в побеге.
Сорган-Шира боялся гнева Таргутая, поэтому он отказал беглецу и хотел прогнать его, однако за Темучина вступились сыновья Соргана и уговорили отца дать ему лошадь и оружие. Годы спустя Темучин даровал этой семье привилегированное положение в своем государстве.
Вернувшись в степь к своей семье, Темучин все еще стеснялся ехать к своей невесте Бортэ, ведь он был теперь нищим (на самом деле Бортэ долгие годы преданно ждала жениха). Он стал заниматься скотоводством и мелкой торговлей, постепенно развивая хозяйство и полюбив мирную жизнь. Однажды неизвестные воры угнали у него всех лошадей, что стало тяжелым ударом для его дела.
Отправившись на поиски, Темучин повстречал парня по имени Боорчу, который бескорыстно согласился помочь. Вместе они смогли выследить и убить конокрадов, вернуть лошадей и взять богатую добычу. Так Темучин обрел первого настоящего друга, который и в дальнейшем был его ближайшим соратником в государственных делах.
Затем Темучин смог наконец приехать к своему тестю Дэй-Сечену и жениться на красавице Бортэ. С этого момента слава Темучина шла по степи впереди него: сын знаменитого воина, переживший вместе с семьей голодные годы в изоляции, сбежавший из плена гнусного тирана, смог все преодолеть и взял в жены дочь благородного хана.
Но дальнейшая судьба будущего Чингисхана вовсе не была простой и безоблачной. Меркиты, все еще желающие мести за похищение Оэлун (а по обычаям великой степи после смерти Есугэя ответственность за его поступки нес старший сын – Темучин), напали на становище Борджигинов и похитили Бортэ. По законам степи конфликт был исчерпан, но Темучин решил во что бы то ни стало вернуть любимую.
В поисках военной поддержки он обратился за помощью к старому другу своего отца Тоорил-хану и к своему знатному другу детства Джамухе. Будучи к тому моменту уже прославленным героем, он получил желаемую поддержку, открыв в себе навыки дипломата. Вместе с союзными войсками Темучин наголову разгромил меркитов недалеко от реки Селенги, обнаружив и качества полководца.
Значение слова Хань по словарю Брокгауза и Ефрона:
Хань — название китайских династий: старшей Цянь-хань (206 г. до Р. Х. — 25 г. по Р. Х.. столица — Чан-ань) и младшей Хоу-хань или Дун-хань (25—220 гг. по Р. Х.. столица — Ло-ян). Старшая династия имела 15 государей, младшая — 13. Время правления этих династий составляет блестящий период истории Китая в отношении образованности, высшего дела, торговли и искусств. При них была предпринята редакция классических конфуцианских книг, установлена существующая доныне система экзаменов, выработано уголовное уложение, послужившее образцом для уложений позднейших династий. начаты многие общественные сооружения, особенно мосты и дороги. Благодаря удачным войнам власть ханьских императоров распространилась на громаднейшую территорию, почти достигнув Каспийского моря. Тогда начались торговые сношения с Римской империей (см. Китай).
Избрание ханов в Казахском ханстве
Избрание хана в независимом Казахском ханстве
Весть о предстоящих выборах хана (хан сайлау) заранее объявлялась жасауылами (см. Есаул) всем родам казахов. По этому случаю, женщины и дети надевали свои лучшие наряды. Мужчины приезжали на маслихат во всеоружии. Без него они не имели права голоса и могли быть притеснены более молодыми и сильными воинами.
Собрание открывала молитва ходжи, затем слово предоставлялось уважаемому аксакалу. Перед народом выступали кандидаты в ханы. Они произносили речь о своих заслугах, и праве на ханский титул. Затем произносили речь их сторонники. Каждый мог выступить перед народом. Народ выражал волю возгласами одобрения или неприятия.
После того как определялся хан, выступали его сторонники, произносилась хвалебная речь, где наряду с заслугами говорили и о его недостатках.
На пятницу назначался ритуал «поднятия хана» (хан Көтеру). На верхушке холма застилали белую кошму. Два уважаемых человека сажали хана на неё лицом в сторону Мекки. Затем, четверо из числа наиболее уважаемых султанов, биев, баев и батыров три раза поднимали хана на кошме над головой. Хан объявлялся официально избранным. За этим, следовало поздравления хана и повторное его поднятие над головой уже соратниками, претендентами и аксакалами.
С хана снимали верхнюю одежду и разрубали её на мелкие кусочки, их уносили с собой как реликвию. Взамен его одевали в новые сшитые специально для него белые халат и колпак. Скот избранного хана делили между собой все присутствовавшие на избрании, для того, чтобы поделиться с теми, кто не смог присутствовать. Этот обычай назывался «ханские гостинцы» (хан сарқыт, ср. обычай «потлач» у североамериканских индейцев). Он символизировал, что хан не имеет своего имущества. Его богатство — богатство его подданных.
Если хан не оправдывал надежд и угнетал своих подданных, решением маслихата его низлагали. У хана отбирали всё имущество. Он не имел права сопротивляться, если хан или султан сопротивлялся и при этом пострадали люди, он обязан был выплатить выкуп. А если пострадали толенгуты хана, выкуп не платили. Этот обычай назывался «грабёж хана» (хан талау). Хан талау применялся и к баям. Первый и единственный хан, к которому он применялся — Тахир-хан.
Другие ханы
Два хана в туркменских костюмах, одна из 274 старинных фотографий . Бруклинский музей .
Благородные и почетные звания
В имперской Персии Хан (женская форма Ханум в Персии) был титулом дворянина, более высоким, чем Бег (или бей ), и обычно использовался после имени. При дворе Каджаров приоритетность для лиц, не принадлежащих к династии, была в основном разделена на восемь классов, каждый из которых получал почетный титул, четвертым из которых был Хан, или в этом контексте синоним Амир, предоставляемый командующим вооруженными силами, провинциальным вожди племен; в порядке убывания. В соседней Османской Турции, а затем и в Турецкой Республике, термин Ханум был и до сих пор пишется как на турецком / османско-турецком языке. Османский титул Hanımefendi ( буквальный перевод; леди хозяина ) также является производным от этого.
Титулы Хан и Хан Бахадур (от алтайского корня багатур ), относящиеся к тюркскому батыру или батуру и монгольскому baatar («храбрый, герой»); также были дарованы в феодальной Индии моголами , которые, хотя мусульмане были тюркского происхождения, мусульманам, а иногда и индуистам, а позже — британским владычеством , как честь, сродни чинам знати, часто за верность короне. Хан Сахиб был другим почетным титулом.
В главном индийском мусульманском штате Хайдарабад Хан был самым низким из аристократических титулов, которыми правящий Низам даровал мусульманским вассалам, ранжировавшимся под Хан Бахадур , Наваб (одноименный с титулом высокого мусульманского правителя), Джанг, Даула , Мулк , Умара , Джа . Эквивалентом для судов индуистских вассалов был Рай . В Свате , пакистанском пограничном государстве, это был титул светской элиты, которая вместе с муллами (мусульманскими священнослужителями) приступила к избранию нового Амир-и-Шарият в 1914 году. Кажется неясным, известны ли серии титулов из Бенгальский султанат просто почитают или, возможно, относятся к военной иерархии.
Другое использование
Как и во многих названиях, значение этого термина распространилось на юг в страны Южной и Центральной Азии , где он стал общей фамилией.
Хан и его женские формы встречаются во многих личных именах, как правило, без какого-либо дворянского политического значения, хотя он также остается общей частью благородных имен. В частности, в Южной Азии он стал частью многих южноазиатских мусульманских имен, особенно когда заявляется о происхождении пуштунов (также известных как патаны ). Он также используется многими мусульманскими раджпутов из Индии и Пакистана , награжденных эту фамилию по тюркским Моголов за их храбрость.