Хадисы

Классификация хадисов

  • Сахи́х — так хадисоведы называют хадис, цепочка которого не оборвана, передатчики от первого до последнего отличаются беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет отклонений (шазз) и недостатков (илля).
  • Ха́сан — хадис, степень которого чуть ниже уровня хадисов сахих, но все его передатчики заслуживают доверия и его иснад не содержит отклонений и недостатков.
  • Даи́ф — хадис, который не удовлетворяет условиям приемлемости и не может быть зачислен в категорию хасан или сахих.
  • Мауду́ — подложный хадис, который является измышленной ложью на Мухаммада. Такой хадис по единодушному мнению мусульманских учёных запрещено передавать другим, если только целью не является разъянение его ложности.
  • Ахад — хадис, в котором в одном из звеньев цепочки количество передатчиков не достигает таватура. Это достоверные (сахих) хадисы, только переданные по одной цепочке (иснад) передачи.
  • Мутаватир — ‘то хадисы, переданные большим количеством передатчиков, что полностью исключает вступление в сговор с целью фальсификации. Условие хадиса мутаватир: 1. В отношении минимального количества передатчиков, необходимого для «вознесения» хадиса в степень мутаватир, среди учёных есть разногласия; 2. Не должно вызывать сомнений, что они не могли сговориться между собой с целью фальсификации. Существуют и другие условия, которым должен удовлетворять хадис мутаватир.

Хадис аль-Кудси (араб. аль-Ахадись аль-‘Кудсийа) отличаются от иных Хадисов тем, что в них передаются непосредственно распоряжения и рекомендации Бога от первого лица в словесном изложении Мухаммеда. Согласно аль-Кари, их можно читать без ритуального омовения, и они не используются в молитвах. Традиционно, для сборников отбирается 40 Хадисов аль-Кудси. Отличие хадисов кудси от аятов Корана: 1. Коран как по форме, так и по смыслу восходит к Аллаху, а хадис кудси — по смыслу к Аллаху, а по форме от пророка Мухаммада; 2. Чтение Корана есть поклонение Аллаху, а чтение хадисов кудси поклонением не является. Имеются и другие, малые и большие, отличия Священного Корана от хадисов кудси.

Сборники хадисов

В первые века распространения ислама все религиозные знания, в том числе Коран и хадисы, распространялись устным путём — от сподвижника, который пересказывал слова пророка Мухаммада или повествовал об его действиях, к ученику, который запоминал всё это и, в свою очередь, передавал эти знания своим ученикам

Однако, когда сподвижники по мере распространения религии ислама стали разъезжаться по разным концам халифата и в связи с общим уменьшением их количества, большое внимание стало уделяться записи хадисов и их сохранению в письменной форме. Известный своей приверженностью к сунне и набожностью халиф Умар ибн Абдул-Азиз писал жителям Медины: Ищите хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и записывайте их, ибо, поистине, боюсь я, что исчезнет знание и уйдут знающие.

Классификация сборников

Первым сборником хадисов, в котором хадисы классифицированы согласно различным разделам фикха, стал сборник имама Малика ибн Анаса аль-Муватта́. Первым же, кто начал классифицировать хадисы по именам их передатчиков стал Абу Давуд ат-Таялиси. Впоследствии мусульманскими учёными были составлены множество сборников хадисов, которые можно разделить на следующие виды:

  • Джа́ми — например, «Джами’ ас-Сахих» Мухаммада аль-Бухари, в котором собраны хадисы по разным отраслям шариатского знания, в том числе по акыде, установлениям шариата, этике и тафсиру.
  • Му́снад — например, «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, в котором хадисы классифицированы согласно именам передатчиков хадисов.
  • Му́джам — так называют те сборники, в котором хадисы собраны согласно именам своих шейхов, чаще всего в алфавитном порядке. Например, «Му’джам аль-кабир», «Му’джам аль-аусат» и др.
  • И́ляль — сборники, в которых собраны хадисы имеющие различные недостатки. Например, «Китаб аль-’Иляль» ад-Даракутни и Абу Хатима.
  • Атра́ф — так называются те сборники, в которых сначала приводятся части отдельных хадисов, которые служат указанием на всё остальное, и приводится их цепочки передатчиков. Например, «Тухфат аль-ашраф би-ма’рифат аль-атраф» .
  • Муста́драк — так именуются те своды хадисов, которые служат дополнением к другим сборникам и отвечают требованиям их составителей. Например, «аль-Мустадрак аля ас-Сахихайн» аль-Хакима ан-Найсабури.
Суннитские сборники

«Муснад» Ахмада ибн Ханбаля

Первым сборником хадисов была книга Муватта имама Малика ибн Анаса, жившего во втором веке хиджры. В третьем веке хиджры стали появляться такие сборники достоверных хадисов имамов аль-Бухари (194—256 гг. после хиджры), Муслима (202—261 гг. после хиджры), Абу Дауда (202—275 гг. после хиджры), Ат-Тирмизи (умер в 279 году после хиджры), Ан-Насайи (215—303 гг. после хиджры), Ибн Маджи (209—273 гг. после хиджры) и других. Наиболее авторитетными суннитскими сборниками хадисов являются:

  • «аль-Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари (араб. صحيح البخاري‎)
  • «аль-Джами’ ас-Сахих» имама Муслима (араб. صحيح مسلم‎)
  • «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда (араб. سنن أبي داود‎)
  • «аль-Джами’ аль-Кабир» имама ат-Тирмизи (араб. جامع الترمذي‎)
  • «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама ан-Наса’и (араб. سنن النسائي‎)
  • «Китаб ас-Сунан» имама Ибн Маджа (араб. سنن ابن ماجه‎)
  • «ас-Сунан аль-Кубра» имама аль-Бейхаки
  • «аль-Муснад» имама Ахмада
Шиитские сборники
  • «аль-Кафи» аль-Кулайни
  • «Тахзиб аль-ахкам» шейха Туси
  • «аль-Истибсар» шейха Туси
  • «Ман ла йахдуруху-ль-факих» шейха ас-Садука
  • «аль-Амали» шейха Муфида
  • «Бихар аль-анвар» Маджлиси
  • «Васаил аш-шиа» Хурра Амели
  • «аль-Мустадрак» Мухадиса Нури
Ибадитские сборники

«Муснад» Раби бин Хабиба

Исследования и аутентификация

По словам Бернарда Льюиса, «в первые века ислама не могло быть лучшего способа продвигать дело, мнение или фракцию, чем цитировать соответствующее действие или высказывание Пророка». Чтобы бороться с этими подделками, была разработана сложная наука изучения хадисов для проверки достоверности хадисов, известная как илм аль-джарх или илм аль-дирайах.

В исследованиях хадисов используется ряд методов оценки, разработанных ранними мусульманскими учеными для определения достоверности сообщений, приписываемых Мухаммеду. Это достигается

  • отдельные рассказчики, участвовавшие в его передаче,
  • масштаб трансляции отчета,
  • анализируя текст отчета, и
  • маршруты, по которым был передан отчет.

На основе этих критериев были разработаны различные классификации хадисов. Самым ранним всесторонним трудом по изучению хадисов был Аль-Мухаддис аль-Фасиль» Абу Мухаммада аль- Рамахурмузи , в то время как другим значительным трудом был « Мэрифат улум аль-хадис» аль-Хакима аль-Найсабури . Улум ал-хадис Ибн аль-Салаха считается стандартным классическим справочником по изучению хадисов. Некоторые школы методологии хадисов применяют до шестнадцати отдельных тестов.

Биографическая оценка

Биографический анализ ( ‘илм аль-риджал , букв. «Наука о людях», также «наука Асма аль-Риджаль» или «илм аль-джару ва аль-таадил» («наука дискредитации и аккредитации»), в котором подробно рассказывается о передатчик изучается. Это включает анализ даты и места рождения; семейных связей; учителей и учеников; религиозности; морального поведения; литературной продукции; их путешествий; а также даты их смерти. Основываясь на этих критериях, надежность ( thiqāt ) передатчика. Также определяется, действительно ли человек смог передать отчет, что определяется его современностью и географической близостью к другим передатчикам в цепочке. Примеры биографических словарей включают: Абд аль-Гани ал- Магдиси ‘ы Аль-Камаль фи Асма аль-риджал , Ибн Хаджар аль-Аскаляни в Тахзиб аль-Тахзиб и аль-Захаби «ы Tadhkirat аль-huffaz .

Масштаб передачи

Хадисы по важным вопросам должны были пройти через несколько независимых цепочек, это было известно как шкала передачи. Сообщения, прошедшие через множество надежных передатчиков во многих иснадах, вплоть до их сбора и транскрипции, известны как . Эти отчеты считаются наиболее авторитетными, поскольку они проходят по такому множеству разных маршрутов, что сговор между всеми передатчиками становится невозможным. Отчеты, не соответствующие этому стандарту, называются и бывают нескольких разных типов.

Анализируем текст

Согласно Мухаммаду Шафи, хадисы, иснад которых был тщательно изучен, затем должны проверяться их текст или матн на предмет

противоречие Корана
противоречие надежному хадису
иметь смысл, быть логичным
отчет о важности человека (или отдельных лиц), который передается только через их сторонников или семью и не подтверждается сообщениями из других независимых каналов.

Однако Джозеф Шахт заявляет, что «вся техническая критика традиций … в основном основана на критике иснадов», которые он (и другие) считает неэффективными в устранении ложных хадисов.

Терминология: допустимые и недопустимые хадисы

После оценки хадис можно разделить на категории. Две категории:

  • aīḥ (звук, подлинный),
  • (слабый);

Другие классификации включают:

  • (хороший), который относится к отчету ханид , который в противном случаестрадает незначительным недостатком, или к слабому отчету, усиленному многочисленными другими подтверждающими сообщениями;
  • (сфабриковано),
  • (осужденный), который является отчетом, который отклоняется из-за наличия ненадежного передатчика, противоречащего другому более надежному рассказчику.

Оба Сахих и Hasan отчеты считаются приемлемыми для использования в мусульманско — правовой дискурс.

Шахада как символ веры

Первое и самое важное положение символа веры ислама, один из пяти столпов ислама — шахада, поскольку в ней содержится два самых первых догмата ислама – таухид, то есть догмат о Единственности Всевышнего Аллаха, а также догмат о пророческой миссии Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ. Изначально шахада была молитвенным и различительным возгласом, который отличал первых мусульман от многобожников язычников, а также представителей другой веры

Изначально шахада была молитвенным и различительным возгласом, который отличал первых мусульман от многобожников язычников, а также представителей другой веры.

Шахада на государственных символах

На флагах некоторых стран и территорий можно увидеть свидетельство веры. Символ шахады использовался с восемнадцатого века последователями имама Абд аль-Ваххаба, с 1902 года к этому флагу был добавлен еще и меч по приказу основателя Саудовской Аравии Аль-Сауда.

Хадисы

Шахаду также использовали представители движения Талибан с 1997 года по 2001 год на флаге афганского Исламского Эмирата. Представители группировки Хамас использовали текст свидетельства на зеленом фоне с 2000 года. В Афганистане по проекту афганской Конституции используется флаг, на котором изображается текст свидетельства, нанесенный белым шрифтом на красном фоне.

Хадисы ан-Навави

Здесь Вы можете слушать и скачать достоверные хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ по книге имама Ан-Навави. Это сорок хадисов пророка Мухаммада ﷺ, которые собрал в едином сборнике имам Ан-Навави

Это известный ученый исламской уммы (общины), который избрал эти хадисы по принципу их важности. На данные хадисы есть множество толкований

Мы выбрали для данного курса одно из них.

Имам Ан-Навави собрал в своем сборнике хадисы не на одну тему, не раскрывающую одну из сторон ислама, а, наоборот, он собрал те хадисы, которые раскрывают все стороны ислама. Обучающийся по данному курсу в итоге получает полную и правильную картину всей этой религии. Каждый из сорока хадисов представляет собой одну из великих основ ислама. Ученые так и называли эти хадисы. Какой-то хадис называли стержнем ислама в целом, а какой-то его половиной и т.д. Список хадисов представлен ниже. Данные хадисы доступны для изучения в бесплатной онлайн-школе Академии Медина.

— Дела (оцениваются) только по намерениям.

— Ислам, вера и чистосердечие.

— Столпы имана и ихсана.

— Столпы ислама.

— Стадии творения человек, связь души и тела, предопределение.

— Объявление недействительными неподобающих вещей и нововведений.

— Дозволенное и запретное.

— Религия есть проявление искренности.

— Придерживаться легкого и не создавать затруднений.

— Принято может быть только благое и дозволенное.

— Придерживаться уверенности и удаляться от сомнительного.

— Заниматься тем, что приносит пользу.

— Братство по вере.

— Отношение к соседям и гостям, лучше молчать, чем говорить непристойное.

— Не гневайся и ты будешь в Раю, гнев и его последствия, как с ним бороться.

— Необходимо все делать хорошо.

— Богобоязненность и благонравие.

История

Использование хадисов началось ещё при жизни пророка Мухаммеда. Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков — иснад, то есть перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису — тем достовернее он считался. Однако наличие непрерывного иснада являлось необходимым, но не достаточным условием определения достоверности хадиса. После составления цепочки мухаддисы также проверяли биографии самих передатчиков. Если имелись сведения, что передатчик страдал плохой памятью, был психически неуравновешенным или просто слыл нечестным человеком — он считался слабым передатчиком и переданный им хадис не мог быть принят как достоверный. По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные.

Нужно заметить, что хадисы не являются просто преданиями. Мухаммед говорил, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в огне. Эти слова влияли на богобоязненных сподвижников. Суть хадисов заключается в том, что они раскрывают более подробно предписание, которые содержатся в Коране. Например, в Коране говорится, что нужно совершать намаз. Хадисы же рассказывают, как именно нужно это делать. Например, один из сподвижников пророка Мухаммеда Абу Хурайра рассказал 5354 хадиса.

Наиболее авторитетным мухаддисом, с точки зрения суннитских богословов, считается имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810—870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов, из которых лишь 7400 включил в свой сборник «аль-Джами’ ас-Сахих», то есть чуть больше 1 %. Остальные хадисы аль-Бухари счёл недостоверными или слабыми. Одним из самых объёмных сборников является «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, который содержит 40 тысяч хадисов (всего Ибн Ханбал обработал около 1 миллиона хадисов).

Необходимо отметить, что сборники хадисов не являются в полном смысле этого слова биографиями пророка Мухаммеда — это лишь собрание рассказов о пророке со слов его современников, включая его проповеди, описание поступков и т. п. Наиболее ранняя полноценная биография пророка Мухаммеда, сохранившееся до наших дней — это книга Ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммеда рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба» датируется VIII веком (вторым веком по хиджре).

Произнесение шахады как часть принятия ислама

По исламу, именно после того, как человек произнес шахаду с искренностью в сердце в Божественном Присутствии, он становится мусульманином. С этого момента человек должен соблюдать постановления и правила шариата и Сунны Пророка Аллаха Мохаммеда ﷺ, если он с ними знаком, а если не знает их, то должен следовать принципам мира и рациональности, а также начать изучение Ислама и его основ и обязанностей мусульманина.

Если же ислам принимает христианин, то некоторые европейские мечети рекомендуют в момент произнесения шахады также произнести свидетельство о пророческой миссии Иисуса.

Как принять ислам?

Для того, чтобы человеку принять ислам, ему необходимо произнести с убежденностью в сердце слова шахады. Наличие свидетелей не является условием, хотя желательно, чтобы при принятии ислама присутствовали мусульмане, которые могли бы засвидетельствовать перед другими мусульманами о новом брате или сестре по вере, а также поздравить новообращенного мусульманина, дать ему советы относительно религии и дальнейших шагов и поддержать его на пути новой веры.

Послушать как читать шахаду правильно можно ниже, в транскрипции на русский язык она звучит так: «ашхаду алля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадар расулю Ллах» (не будет ошибкой сказать «…Мухаммадун расулюЛлах)

Также в шахаду добавляют слово «абдуху», что переводится как «Его раб», то есть «Раб Аллаха», тогда текст шахады звучит так: «Ашхаду алля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулху» / «Я свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник».

Какие женщины окажутся в раю

Говоря о том, как следует жить и как следует строить свою жизнь женщине мусульманке, Посланник Аллаха ﷺ сказал, что войдет в Рай та женщина, которой был доволен муж – об этом рассказано хадисе Умм Саляма, который был передан ат-Тирмизи.

В хадисе от Абу Умамы переданном в сборнике Ахмада, ибн Маджа и аль Байхаки рассказывается о женщине, которая пришла к Посланнику Аллаха ﷺ со своим сыном, и Пророк Мухаммед ﷺ сообщил ей, что женщины беременные, рожающие, и милосердные к детям, обязательно попадут в Рай, если будут выполнять молитвы и подчиняться мужу.

Целомудренная и покорная

Есть также хадис, в котором затрагивается тема женщин, который был рассказан Абдур-Рахманом ибн Ауфом, передан имамом Ахмадом. В этом хадисе приводятся слова Посланника Мухаммада ﷺ о том, что женщине следует обязательно выполнять пять молитв, в месяц Рамадан соблюдать пост, отдавать милостыню, хранить себя саму от чужих мужчин, а своему мужу быть покорной (в том, что разрешено Шариатом), такой будет сказано в вечном мире: «Войди в Рай через ту дверь, через которую хочешь сама!».

О том, какие права и какие обязанности существуют у женщин по отношению к их супругам, говорила и Аиша, которая однажды произнесла, обратившись к женщинам, такие слова: «О, женщины, если бы знали вы обязанности ваши перед мужьями, то каждая из вас будучи сама в пыли, прежде всего, убирала бы пыль с лица своего мужа» (передано ибн Абу Шейбой в «Мусаннафе»).

Воспитывающая детей после смерти мужа

ХадисыО том какой образ жизни должна вести жена, после смерти своего супруга, передается в хадисе Ауфа ибн Малика в сборнике Абу Дауда. Посланник Аллаха ﷺ говорил, что красивая женщина, у которой происхождение из хорошей семьи, и которая после того, как муж ее покинет этот мир, не станет снова выходить замуж, украшать себя и не будет предаваться развлечением, а займется воспитанием своих детей до тех пор, пока дети не станут совершеннолетними, или до своей смерти, — такая женщина будет в Раю на одной степени с самим Пророком Мухаммадом ﷺ. 

«Я первый, кому откроются двери Рая, но опередит меня женщина, и я спрошу у нее: «Кто ты?» И она ответит: «Я женщина, которая сидела со своими детьми, оставшимися без отца» (передано от Абу Я‘ля со слов Абу Хурайры).

Заботливая и щедрая

Об одном случае, связанном с женщинами, рассказала Аиша. По ее словам, ее однажды посетила с двумя дочерьми очень бедная женщина: она держала своих дочерей на руках и просила еды. Аиша каждой из них дала по финику, но, когда женщина попыталась съесть свой финик, ее дети попросили у нее этот финик, и тогда мать разделила финик на две половины и дала своим дочкам. Аиша была восхищена таким ее поступком и сообщила об этом Пророку Мохаммеду ﷺ, и Посланник Аллаха ﷺ сказал на это, что Всевышний Аллах освободит такую женщину от Ада и введет ее в Рай. Хадис передан имамом Муслимом.

Стремящаяся к знаниям

В одном из хадисов от Муслима со слов Айши сказано: «Лучшими женщинами являются женщины ансаров, потому что стеснительны они, и эта стеснительность не помешала им требовать Знания в религии».

Умершая во время беременности

По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, в числе шахидов будет та женщина, которая умрёт во время беременности, то есть она будет приравнена к тем, кто пал смертью на пути Аллаха. Об этом сказано в хадисе от Убада ибн ас-Самита.

Хадисы и Коран

Важность хадисов, дополняющих Коран

Среди аятов, приведенных в качестве доказательства того, что Коран призывает мусульман «воздерживаться от того, что запрещал, подчиняться ему и принимать его решения» в дополнение к повиновению Корану, следующие:

  • «И все, что Посланник (Мухаммад (SAW)) дает вам, берите это, и все, что он запрещает вам, воздерживайтесь (от этого) и бойтесь Аллаха. Поистине, Аллах суров в наказании»
  • «Скажи:« Повинуйся Аллаху и повинуйся Посланнику, но если ты отвернешься, он (Посланник Мухаммад (SAW) ») несет ответственность только за возложенную на него обязанность (то есть передать Послание Аллаха), а ты — за это возложенное на тебя. Если вы послушаетесь его, вы получите верное руководство. Обязанность Посланников — только ясно передать (послание) (т.е. проповедовать простым способом) »
  • «Мы не послали Посланника, но чтобы нам повиновались с позволения Аллаха»
  • «Но нет, клянусь твоим Господом, у них не может быть Веры, пока они не сделают тебя (о Мухаммад (САВ)) судьей во всех спорах между ними, и не найдут в себе сопротивления твоим решениям и не примут (их) с полной покорностью. «.

Хадисная литература, используемая сегодня, основана на устных сообщениях, распространенных после смерти Мухаммеда . В отличие от Корана, хадисы не записывались сразу при жизни Мухаммеда или сразу после его смерти. Хадисы оценивались и собирались в большие коллекции в течение 8-го и 9-го веков, через поколения после смерти Мухаммеда , после окончания эры халифата Рашидун , более чем в 1000 км (620 миль) от того места, где жил Мухаммед.

«Во много тысяч раз» более многочисленные, чем аяты Корана, хадисы описываются как напоминающие слои, окружающие «ядро» исламской веры (Коран). Хорошо известные, широко распространенные хадисы составляют узкий внутренний слой, а хадисы становятся менее надежными и приемлемыми, поскольку каждый слой выходит наружу.

Отчеты о поведении Мухаммеда (а иногда и его товарищей), собранные составителями хадисов, включают детали ритуальной религиозной практики, такие как пять салатов (обязательных исламских молитв), которые не встречаются в Коране, но также и повседневное поведение, такое как манеры за столом, одежда и т. Д. поза. Мусульмане также считают хадисы важными инструментами для понимания вещей, упомянутых в Коране, но не объясненных, как источник тафсира (комментариев, написанных к Корану).

Некоторые важные элементы, которые сегодня считаются неотъемлемой частью исламской практики и веры, не упоминаются в Коране, но сообщаются в хадисах. Поэтому мусульмане обычно утверждают, что хадисы являются необходимым требованием для истинной и надлежащей практики ислама, поскольку они дают мусульманам тонкие детали исламской практики и веры в тех областях, о которых Коран молчит. Примером могут служить обязательные молитвы, которые предписываются Кораном, но объясняются в хадисах.

Подробная информация о предписанных движений и слов молитвы (известный как Ракат «s ) и сколько раз они должны быть выполнены, можно найти в хадисах. Однако хадисы различаются по этим деталям и , следовательно , намаз выполняются по- разному разными hadithist исламских сект. Коранисты, напротив, считают, что если Коран молчит по какому-то вопросу, то это потому, что Бог не считал его детали важными; и что некоторые хадисы противоречат Корану, что свидетельствует о том, что некоторые хадисы являются источником искажения, а не дополнением к Корану. (Коранистов значительно меньше числа суннитов, шиитов и других мусульман, которые следуют сунне.)

Хадисы о семье и родственных связях

Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророк ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи» (Бухари)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи)

***

«Кто верит в Аллаха и Судный День пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками» (Аль-Бухари)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, обращаясь к верующим: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз» (Ат-Тирмизи). Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей»

***

Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллах, что один человек пришел к Пророку ﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния» (Ат-Тирмизи, Хаким)

***

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)

***

От Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет» (Бухари, Муслим)

***

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар)

***

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере» (Аль-Бухари)

***

«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай» (хадис от Жубайр бин Мутим)

***

Асвад, да будет доволен им Аллах, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллах, о том, чем занимался Пророк ﷺ, находясь дома. Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть» (Аль-Бухари)

***

«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Воистину, деяния сынов Адама предстают (перед Аллахом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы» (Ахмад)

***

«Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим)