Содержание науки
Функциональная стилистика раскрывается в ряде понятий:
- Функциональный стиль. Это система характерных признаков, которые отличают каждую разновидность речи.
- Факторы, образующие стиль. Они связаны со сферой общения вне лингвистики и лингвистического типа.
- Черта стиля. Это качество, характерный признак, по которому отличается каждая речевая разновидность.
- Языковые особенности. Это фразеологизмы и лексические обороты, морфемы, словообразовательные, синтаксические единицы, которые воплощают главную идею и черты.
- Стилистический анализ. Это вершина лингвистического исследования, при проведении которого опираются на выявление функций всех единиц разных уровней.
Это основные понятия, в которых раскрывается функциональная стилистика. Они рассматриваются еще в школьной практике.
Публицистический стиль
Сфера использования данного жанра — информационные и воздейственные тексты. Их можно встретить в новостных статьях, плакатах, объявлениях и т. п. Целью подобного материала является привлечь общественный интерес на что-либо (товар, акция, происшествие и т. п.).
Благодаря публицистическим текстам формируется общественное мнение и производится различное воздействие на человека, внушение правоты действий обвиняемого и т. п.
Лексическими особенностями публицистического стиля являются использование:
- малого количества слов негативного характера (отвратительный, омерзительный и т. п.);
- общественно-политической терминологии и лексики (общество, приватизация, свобода действий и т. п.);
- речевых штампов, которые придают тексту официальный стиль (на нынешнем этапе, в промежуток с … по). Они предают событию определенные рамки времени.
- мотивирующих слов и фраз «во благо будущего», «умри, но не предавай Родину» и т. д.
К морфологическим особенностям относят применение:
- сложных слов и сокращений (ООН, ОАО, СНГ, высокоэффективное);
- суффиксов и приставок -ультра, -щина, -ичать. Они предают слову эмоциональную экспрессивность (важничать, лютовщина, ультра-мощность);
- личных местоимений 1 и 2 лица (я, ты, мы, вы);
- единственного числа в значении множественного (вишня — смолистое дерево).
Синтаксические характеристики, в тексте используются предложения:
- восклицательные, однородные;
- с риторическими вопросами, вводные слова;
- с обратным порядком частей речи;
- односоставные;
- ясные и эмоционально усиленные.
Для того, чтобы читателя заинтересовать публицистический текст имеет хорошую эмоциональную окраску, чтобы играть на чувствах читателя. Наиболее явный пример — информация о болезни ребенка с просьбой отправить деньги на лечение.
Существует четыре подстиля публицистического жанра, разделенного по более конкретной цели использования информации:
- агитационный;
- политико-идеологический;
- газетно-публицистический;
- массово-политический.
Агитационный подстиль активно применялся во времена Великой отечественной войны (1941-1945 год). Он имел патриотический характер и мотивационный текст. Для усиленного эмоционального воздействия дополнительно оснащался фотографией или рисунком.
Разговорно-бытовой
Как понятно из названия, этот стиль речи применяется в повседневном общении. В отличие от жаргонизмов и диалектов, он основывается на литературной лексике. Его сфера – ситуации, где нет четких официальных отношений между участниками. В повседневной жизни используют в основном нейтральные слова и выражения (например, «синий», «лошадь», «налево»). Но можно употреблять слова с разговорной окраской («раздевалка», «недосуг»).
Внутри разговорного выделяют три подвида: обиходно-бытовой, обиходно-деловой, и эпистолярный. К последнему относится частная переписка. Разговорно-деловой – вариант общения в официальной обстановке. Разговорный и официально-деловой стили языка (урок или лекция может служить еще одним примером) в определенном смысле делят данный подвид между собой, так как его можно отнести и туда, и туда.
Неформальное общение допускает фамильярные, ласкательные и сниженные выражения, а также слова с оценочными суффиксами (например, «домище», «зайчик», «бахвалиться»). Разговорно-бытовой стиль может быть очень ярким и образным за счет употребления фразеологизмов и слов с эмоционально-экспрессивным оттенком («бить баклуши», «близехонько», «детина», «благоверный», «юбчонка»).
Широко применяются различные сокращения – «неуд», «неотложка», «сгущенка». Разговорный язык проще, чем книжный – неуместно использование причастий и деепричастий, сложных многосоставных предложений. В целом этот стиль соответствует литературному, но в то же время имеет и свои особенности.
Составляющие официально-делового стиля
В общей категории выделяют несколько подстилей:
- Законодательный. Используется в устной и письменной форме, в законах, нормативных актах, постановлениях, указаниях, разъяснительных письмах, рекомендациях, а также в инструкциях, постатейных и оперативных комментариях. В устной форме звучит во время парламентских прений и апелляций.
- Юрисдикционный – существует в устной и письменной формах, используется для обвинительных заключений, приговоров, постановлений об аресте, судебных решений, кассационных жалоб, процессуальных актов. Помимо этого, его можно услышать во время судебных прений, бесед на приеме граждан и т. д.
- Административный – в письменной форме реализовывается в приказах, уставах, решениях, контрактах, трудовых и страховых договорах, служебных письмах, различных петициях, телеграммах, завещаниях, докладных записках, автобиографиях, отчетах, квитанциях, товаросопроводительной документации. Устная форма административного подстиля – распоряжения, аукционы, коммерческие переговоры, речи на приемах, торгах, совещаниях и т. д.
- Дипломатический. Этот жанр в письменном виде можно встретить в виде договоров, конвенций, соглашений, пактов, протоколов, личных нот. Устная форма – коммюнике, меморандумы, совместные заявления.
В официально-деловом стиле активно используются устойчивые словосочетания, сложные союзы и отглагольные существительные:
- исходя из…
- в соответствии с…
- на основании…
- за счет…
- в силу…
- ввиду…
Только научный и официально-деловой стили языка имеют четкие формы и структуру. В данном случае это заявление, резюме, докладная записка, удостоверение личности, брачное свидетельство и другие.
Для стиля характерен нейтральный тон повествования, прямой порядок слов, сложные предложения, лаконичность, сжатость, отсутствие индивидуальности. Широко используется специальная терминология, аббревиатуры, специальная лексика и фразеология. Еще одна яркая черта – клише.
Художественный стиль
Художественный стиль используется в художественной литературе . Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
Жанры — эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Функциональный стиль речи» в других словарях:
функциональный тип речи
— См.: функциональный стиль …
Функциональный тип речи
— См.: Функциональный стиль …
Функциональный стиль, или функциональная разновидность языка, функциональный тип речи
— – это исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая специфическим характером (своей речевой системностью – см.), сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, это… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
функциональный стиль
— (функциональная разновидность языка, функциональный тип речи) Исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая речевой системностью, специфическим характером, сложившимся в результате реализации особых принципов… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Функциональный стиль
— (функциональная разновидность языка, функциональный тип речи) Исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая речевой системностью, специфическим характером, сложившимся в результате реализации особых… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Функциональный стиль
— Разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной сфере общественно речевой практики людей. Выделение функционального стиля основывается на учете цели высказывания, которая понимается в социолингвистике как неосознанное … Словарь социолингвистических терминов
Функциональный стиль
— Функциональный стиль разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере. Наличие Ф. с.… … Лингвистический энциклопедический словарь
функциональный стиль
— и. Разновидность литературного языка, обусловленная различием функций, выполняемых языком в определенной сфере общения. Понятие ф. с. является центральным, базовым при дифференциальном делении литературного языка, своего рода точкой отсчета для … Учебный словарь стилистических терминов
Функциональный стиль
— основная категория функциональной стилистики, изучающей системные отношения языковых средств в процессе их функционирования в зависимости от сфер, условий и целей общения, а также соответствующие условия выбора языковых единиц и их организацию в… … Педагогическое речеведение
функциональный стиль
— по М.Н. Кожиной. Своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
Книги
Функциональный стиль речи , Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.
High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Функциональные стили речи — исторически сложившаяся…
Художественный стиль
Художественный
стиль используется при создании
художественной литературы. С его помощью
автор воздействует на читателя, управляет
его чувствами. В художественном стиле
присущее богатство лексики, образность
и эмоциональность. Возможно также
смешивание всех других стилей.
Художественный стиль выполняет
эстетическую функцию, в этом состоит
его главное отличие от разговорного и
публицистического стилей.
3.
Особенности
художественного стиля
Художественный
стиль речи, как функциональный стиль
находит применение в художественной
литературе, которая выполняет
образно-познавательную и идейно-эстетическую
функцию. Что бы понять особенности
художественного способа познания
действительности, определяющего
специфику художественной речи, надо
сравнить его с научным способом познания,
определяющем характерные черты научной
речи.
Художественной
литературе присуще конкретно-образное
представление жизни в отличие от
абстрагированного, объективного,
логико-понятийного отражения
действительности в научной речи. Для
художественного произведения характерны
восприятие посредством чувств и
перевоссоздание действительности,
автор стремится передать прежде всего
свой личный опыт, своё понимание или
осмысление того или иного явления. Но
в художественном тексте мы видим не
только мир писателя, но и писателя в
этом мире: его предпочтения, осуждения,
восхищение, неприятие и тому подобное.
С этим связана эмоциональность и
экспрессивность, метафоричность,
содержательная многоплановость
художественного стиля речи.
Основой
художественного стиля речи является
литературный русский язык. Слово в этом
функциональном стиле выполняет
номинативно-изобразительную фунцию. В
число слов, составляющих основу этого
стиля, прежде всего входят образные
средства русского литературного языка,
а также слова, реализующие в контексте
своё значение. Это слова широкой сферы
употребления. Узкоспециальные слова
используются в незначтельной степени,
только для создания художественной
достоверности при описании определённых
сторон жизни.
В
художественном стиле речи широко
используется речевая многозначность
слова, что открывает в нём дополнительные
смыслы и смысловые оттенки, а так же
синонимия на всех языковых уровнях,
благодаря чему появляется возможность
подчеркнуть тончайшие оттенки значений.
Это объясняется тем, что автор стремится
к использованию всех богатств языка, к
созданию своего неповторимого языка и
стиля, к яркому, выразительному, образному
тексту. Автор использует не только
лексику кодифицироваанного литературного
языка, но и разнообразные изобразительные
средства из разговорной речи и просторечья.
На
первый план в художественном тексте
выходит эмоциональность и экспрессивность
изображения. Многие слова, которые в
научной речи выступают как чётко
определённые абстрактные понятия, в
газетно-публицистической речи — как
социально-обобщённые понятия, в
художественной речи несут
конкретно-чувственные представления.
Таким образом, стили функционально
дополняют друг друга. Например,
прилагательное свинцовыйв научной
речи реализует своё прямое значение
(свинцовая руда, свинцовая пуля), а в
художественной — образует экспрессивную
метафору (свинцовые тучи, свинцовая
ноц, свинцовые волны). Поэтому в
художественной речи важную роль играют
словосочетания, которые создают некое
образное представление.
Для
художественной речи, особенно поэтической,
характерна инверсия, т.е. изменение
обычного порядка слов в предложении с
целью усилить смысловую значимость
какого-либо слова, или придать всей
фразе особую стилистическую окраску.
Примером инверсии может служить известная
строка из стихотворения А.Ахматовой
«Всё мне видится Павловск холмистый…»
Варианты авторского порядка слов —
разнообразны, подчинены общему замыслу.
Но все эти отклонения в тексте служат
закону художественной необходимости.
Функциональные стили речи в русском языке: особенности
В процессе развития языка происходит процесс распределения его коммуникационных единиц согласно сфере, где они чаще всего применяются. Так возникают стили речи.
Так, в разговорной речи люди могут использовать сленг, короткие и неполные предложения, содержание которых понятно из контекста или обстоятельств, при которых происходит коммуникация. В разговоре речь эмоционально окрашена. В ней могут использоваться просторечные слова, диалектизмы и пр.
Фото: medium.com: UGC
Эти языковые средства никогда не появятся в, например, научном или официально-деловом стиле, как и наоборот. Было бы смешно, если бы молодой человек, объясняясь в любви, использовал бюрократические штампы, а исследователь, вместо терминологии, использовал красочные метафоры, чтобы описать феномен деления ядра.
Стили речи в русском языке строго дифференцированы. Каждый из них решает четко очерченные коммуникативные задачи, используется в определенной среде, имеет своего адресата. Согласно этим требованиям, подбирается лексика, используются определенные грамматические и синтаксические единицы и формы.
Фактически стиль речи — это набор коммуникативных единиц, строго регламентированный целями общения. С их помощью могут создаваться:
- законы и инструкции;
- поэмы и романы;
- энциклопедии и словари;
- статьи в СМИ, интервью, реклама.
Один из них (разговорный) используют в устной речи для решения бытовых вопросов.
В каждом из этих стилей реализуется определенная функция языка:
- познавательная (гносеологическая);
- информационная;
- эстетическая;
- описательная.
Фото: kuroku77777.blogspot.com: UGC
Стили речи легко распознать. Главное — знать их особенности:
Художественный стиль — стиль литературы (романов и повестей, поэтических произведений, драматургии).
Он отличается эмоциональностью и выразительностью. Главная задача — создать художественный образ, вызвать эстетическое переживание. Поэтому в художественном стиле используется как общепринятая лексика (зафиксированная в словарях), так и маркированная (варваризмы, диалектизмы, жаргонизмы и арго, сленг). Здесь встречается и научный термин, и разговорные формы речи.
Публицистический стиль — стиль общественной информационной системы — СМИ.
Главная задача языковых средств, которые используются в этом стиле, — проинформировать о каком-то событии, воздействовать на сознание читателя или слушателя, формировать общественное мнение, побуждать человека и общество к действиям.
Средства, которые использует публицистика, отличаются синтетичностью: для реализации определенных задач и в зависимости от жанра журналисты могут оперировать научными терминами и художественными метафорами, канцелярскими штампами и разговорными формами.
Научный стиль — стиль учебников, монографий, научных статей.
Его средства отличаются рационализмом, логикой, четкостью, строгостью и регламентированностью значений. В научном стиле преобладают термины.
Официально-деловой стиль — стиль бюрократии: законодательных актов, дипломатической переписки, делопроизводства.
Его средства используют как в устной, так и письменной речи. Здесь царствуют речевые клише и канцелярские штампы. Все слова используются в прямом значении.
Разговорный стиль — стиль живого устного общения.
Такая форма общения в основном диалогическая. Она отличается непосредственностью и импровизацией. Поэтому для этого стиля характерны паузы, повторные вопросы, короткие эмоционально окрашенные предложения. Используются специфические грамматические формы: конденсаты (например, подсобка в значении ‘подсобная комната’) синонимы-дублеты (например, мореход — ‘мореплаватель’).
Каждый стиль речи русского языка применяется в определенной области. Они отличаются темами, которые раскрывают, жанрами, фразеологией, грамматическими и синтаксическими формами.
Официально-деловой тип речи
Рассматривая стилистику ресурсов и функциональную стилистику, стоит сказать несколько слов об официально-деловой речи. Она применяется в области правовых, производственных или прочих служебных отношений. Основные черты этого стиля следующие:
- точность, которая не приемлет другого толкования;
- отсутствие личных суждений;
- стереотипность, обусловленность стандартами, которые применяются при построении текста;
- характер речи, предписывающий или вменяющий в обязанность.
Этому стилю, как и научной речи, присуща точность. Это проявляется в применении специальной терминологии. Если же лексика нетерминологическая, то ей присуща однозначность.
Типичной, ключевой особенностью этого стиля является ограниченность синонимических замен. Одни и те же слова повторяются, при этом являясь преимущественно терминами.
Неличный характер суждений выражается в том, что глаголы и личные местоимения первого и второго лица отсутствуют. Формы же третьего лица применяются в лично-неопределенным значением.
Описание или повествование практически отсутствуют в деловой документации. Тексты полностью лишены эмоциональной окраски, экспрессивности. В таких текстах полностью отсутствуют изобразительные средства. Функциональная стилистика русского языка при употреблении делового стиля изучается студентами практически всех специальностей. Даже при официальных заявлениях применяется именно деловая речь. Поэтому работающие люди обязательно применяют эту стилистику.
Отличительные черты
Стили различаются по степени:
- эмоциональной окраски;
- образности.
Такие свойства не характерны официально-деловому и научному стилям. Однако, отдельные черты есть в языке дипломатов или сочинениях по научной тематике. Остальные стили намного чаще применяют эти свойства. Художественная речь больше состоит из образов и эмоций. В публицистике их тоже применяют, но иначе. Расположена к этому и разговорная речь, с большей долей эмоциональности.
Каждый из стилей одновременно:
- индивидуален;
- имеет штампы стандартизации.
К примеру, у приветствия и прощания есть соответствующая форма, хоть и в нескольких вариантах. Правила речи прослеживаются во всех стилях. Благодаря этим правилам, становится легче пользоваться языком.
Научный и деловой индивидуальны в малой степени. А вот художественная речь самая богатая в этом плане. Стандартизированная таблица и обилие штампов, которыми наделен официально-деловой стиль, здесь неуместны.
Вслед за ней следует публицистика, где уживается система личностного самовыражения со стандартными фразами. Разговорный уровень занимает отдельное место. Как показали исследования, многое из того, что произносится на бытовом уровне, автоматизировано. Таким образом, эта речь отличается высокой степенью регламентированности, за счет чего общение становится непринужденным.
Функциональная стилистика характеризуется еще одной чертой — нормой. Существуют следующие нормы:
- языковые;
- стилевые.
Первые одинаковы для всех. Зато вторые отличаются. Канцеляризмы естественны для официально-делового стиля, но их использование в других видах считается неуместным. Стилевые характеристики применяются в жанрах. Они сохраняются, имеют различную речевую структуру.
Рассмотрим функциональные стили современного русского литературного языка по отдельности.
Научный стиль
Сфера
общественной деятельности, в которой
функционирует научный
стиль
это наука.
Ведущее положение в научном стиле
занимает монологическая речь. Этот
функциональный стиль обладает большим
разнообразием речевых жанров, основными
из которых являются: научная
монография и научная статья,
диссертационные
работы, научно-учебная
проза
(учебники, учебные и методические пособия
и так далее), научно-техническая
документация
(разного рода инструкции, правила техники
безопасности и так далее), аннотации,
рефераты, научные доклады, лекции,
научные
дискуссии,
а также жанры научно-популярной
литературы.
Научный
стиль реализуется преимущественно в
письменной форме речи. Однако, с развитием
средств массовой коммуникации, с ростом
значимости науки в современном обществе,
увеличением числа различного рода
научных контактов, таких, как конференции,
симпозиумы, научные семинары, возрастает
роль устной научной речи.
Основными
чертами научного стиля и в письменной,
и в устной форме являются точность,
абстрактность, логичность и объективность
изложения. Именно они организуют в
систему все языковые средства, формирующие
этот функциональный стиль, и определяют
выбор лексики в произведениях научного
стиля. Для этого функционального стиля
характерно использование специальной
научной и терминологической лексики,
причем, в последнее время здесь все
больше места занимает международная
терминология (сегодня это особенно
заметно в экономической речи, например:
«менеджер, «менеджмент», «квотирование»,
«риэлтер» и так далее).
Особенностью
использования лексики в научном стиле
является то, что многозначные лексически
нейтральные слова употребляются не во
всех своих значениях, а только, как
правило, в одном. Например, глагол
«считать», имеющий четыре значения, в
научном стиле реализует преимущественно
значение: «делать какое-нибудь заключение
о ком-нибудь или о чем-нибудь», «признавать»,
«полагать».
В
научной речи по сравнению с другими
стилями наблюдается более широкое
использование абстрактной лексики по
сравнению с конкретной. Лексический
состав научного стиля характеризуется
относительной однородностью и
замкнутостью, что выражается, в частности,
в меньшем использовании синонимов.
Объем текста в научном стиле увеличивается
не столько за счет употребления различных
слов, сколько за счет многократного
повторения одних и тех же.
В
научном функциональном стиле отсутствует
лексика с разговорной и разговорно-просторечной
окраской. Этому стилю в меньшей степени,
чем публицистическому или художественному,
свойственна оценочность
Оценки
используются, чтобы выразить точку
зрения автора, сделать ее более понятной
и доступной, пояснить мысль, привлечь
внимание и в, основном, имеют рациональный,
а не эмоционально-экспрессивный характер
Научная
речь отличается точностью и логичностью
мысли, ее последовательным представлением
и объективностью изложения. В текстах
научного стиля приводятся строгие
определения рассматриваемых понятий
и явлений, каждое предложение или
высказывание логически соединено с
предшествующей и последующей информацией.
Тексты
научного стиля могут содержать не только
языковую информацию, но и различные
формулы, символы, таблицы, графики и так
далее. Практически любой научный текст
может содержать графическую информацию
(это одна из черт научного стиля).
Рассуждение
Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.
Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.
Рассуждения в художественных текстах
В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:
Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
Структура текста- рассуждения:
- тезис – предмет рассуждения, основное положение;
- доказательства – аргументы за и против;
- вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.
Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.
Синтаксическая специфика
Как мы могли уже убедиться, художественный текст может различаться по цели высказывания. Для сравнения: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Или: «И вон она понеслась, понеслась, понеслась!..» «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» (Н.В. Гоголь). Соответственно, художественный текст может включать в себя все виды предложений относительно цели высказывания. Также нет ограничений по интонации, наличию главных и второстепенных членов и т.д. Напротив, чем сложнее структура предложений художественного текста, чем больше она изобилует различными дополнениями, средствами выразительности и прочими изысками, чем более эмоциональным становится восприятие его читателем, тем глубже передается основной замысел автора.