Духовой деревянный инструмент флейта пана

У других народов

Духовые инструменты были распространены повсеместно. В Китае существовала поперечная флейта ди, которая изготавливалась не только из традиционных тростника и бамбука, но иногда даже из камня, в основном нефрита.

Есть поперечная флейта и в Ирландии, она носит соответствующее название – ирландская флейта — и в основном представлена в «простой системе», когда отверстия (всего их шесть) не закрыты клапанами.

В Латинской Америке распространена продольная флейта кена, в большинстве случаев имеющая строй G (соль).

Русские деревянные духовые флейты представлены свирелью, которая может быть одноствольной и двуствольной, сопелью и ее разновидностью из Курской области – пыжаткой.

Более простым инструментом является окарина. Она изготавливалась в основном из глины и играла большую роль в музыке Древнего Китая и некоторых других культур. Самые древние экземпляры окарины, найденные археологами, имеют возраст в 12000 лет.

Развитие флейтовой школы в России

Ранний период

Первыми профессиональными флейтистами в России были в основном приглашенные музыканты иностранного происхождения, многие из которых оставались в России до конца жизни. Так при дворе Екатерины II с 1792 по 1798 год служил известный слепой флейтист и композитор Фридрих Дюлон. Впоследствии солистами Императорского театра в Санкт-Петербурге были знаменитые немецкие и итальянские флейтисты — Генрих Зусман (с 1822 по 1838 гг.), Эрнст Вильгельм Хайнемайер (с 1847 по 1859 гг.), Чезаре Чиарди (с 1855 г.). С 1831 года в Санкт-Петербурге обосновался профессор Парижской консерватории Жозеф Гийу. Есть и ранние упоминания о русских флейтистах — так с 1827 г. по 1850 г. солистом Большого театра в Москве был Дмитрий Папков — крепостной, получивший вольную.

Вторая половина XIX века

Первым профессором Санкт-Петербургской консерватории (год основания — ) по классу флейты стал знаменитый итальянский флейтист и композитор Чезаре Чиарди, a Московской консерватории (год основания — ) — немецкий флейтист и композитор Фердинанд Бюхнер. Оба профессора преподавали на флейтах простых венских систем.

С 1877 года класс Чезаре Чиарди перенял немецкий флейтист и солист Императорских театров Карл Ватерстраат, ученики которого — первые известные русские профессиональные флейтисты Федор Степанов и Александр Семёнов — играли на флейтах системы Бёма. С 1882 года класс Бюхнера в Московской консерватории перешёл к немецкому флейтисту, солисту Большого театра Вильгельму Кречману, который также ввел обучение на флейте системы Бёма. Кречман воспитал первую плеяду крупных российских флейтистов, таких как В. Леонов, В. Цыбин, Н. Бакалейников, Ф. Левин, А. Стучевский, В. И. Глинский-Сафронов, Г. Я. Мадатов и другие.

Особо нужно отметить солистов Императорских театров того времени — известного немецкого флейтиста Карла Венера (с 1867 по 1884 гг.) и известного итальянского флейтиста и композитора Эрнесто Келера (с 1871 по 1907 гг.). С 1878 по 1880 год в оркестре Санкт-Петербургской королевской капеллы работал один из самых известных флейтистов XIX века Карл Иоахим Андерсен.

С гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские флейтисты — в 1880-x годах объездил всю Россию с концертами чешский флейтист-виртуоз Адольф Тершак, в 1887 и 1889 гг. посетил Москву и Санкт-Петербург известнейший французский флейтист Поль Таффанель.

XX век

Первым русским профессором Санкт-Петербургской консерватории стал в 1905 году солист Императорских театров Федор Степанов. В первой половине XX века солистами Императорских театров Санкт-Петербурга одновременно с отечественными исполнителями работали немцы Макс Берг и Карл Шваб, а также чех Юлиус Федерганс. После смерти Степанова в 1914 году его класс перешёл к флейтисту и композитору Владимиру Цыбину, внёсшему огромный вклад в развитие отечественного флейтового исполнительства в России. Владимира Цыбина по праву можно считать основателем русской флейтовой школы.

Педагогическое дело Цыбина продолжили его ученики, профессора Московской консерватории — Николай Платонов и Юлий Ягудин. В Санкт-Петербургской консерватории в начале XX века преподавал П. Я. Федотов и Роберт Ламберт, а позже ученики последнего — Борис Тризно и Иосиф Янус.

В 1950-х годах известные советские флейтисты Александр Корнеев, Валентин Зверев завоевали крупные международные премии.

В 1960-х годах значительный вклад в развитие отечественной школы игры на флейте внесли профессор Ленинградской консерватории, ученик Бориса Тризно, Глеб Никитин и профессор Московской консерватории, ученик Николая Платонова, Юрий Должиков.

Среди солистов крупных оркестров в Москве и Ленинграде в 1960—1970-x годах — Альберт Гофман, Александр Голышев, Альберт Рацбаум, Эдуард Щербачёв, Александра Вавилина и другие, а позже и более молодое поколение — Сергей Бубнов, Марина Ворожцова, Михаил Каширский и другие.

В настоящее время профессорами и доцентами Московской консерватории являются Александр Голышев, Олег Худяков, Ольга Ивушейкова, Леонид Лебедев; Санкт-Петербургской консерватории — Валентин Черенков, Александра Вавилина, Ольга Чернядьева. Более 50 российских молодых флейтистов, среди которых Денис Лупачёв, Николай Попов, Николай Мохов, Василий Большеротов, Ирина Алексеева, Алёна Ломова, Ян Старков, Денис Буряков, Александра Грот, Григорий Мордашов и другие, также получили или в данный момент продолжают образование за рубежом.

История

Китайские женщины, играющие на флейтах, из римейка ночных пира Хань Сицай , созданного династией Сун XII века , первоначально Гу Хунчжуна (X век)

Самая старая из когда-либо обнаруженных флейт может быть фрагментом бедренной кости молодого пещерного медведя с двумя-четырьмя отверстиями, найденным в Дивье-Бабе в Словении и датированным примерно 43000 лет назад. Однако это оспаривается. В 2008 году в пещере Холе Фелс недалеко от Ульма , Германия, была обнаружена еще одна флейта, датируемая не менее 35000 лет назад . Флейта с пятью отверстиями имеет V-образный мундштук и сделана из кости крыла стервятника . Исследователи, участвовавшие в открытии, официально опубликовали свои выводы в журнале Nature в августе 2009 года. Открытие также было старейшей подтвержденной находкой любого музыкального инструмента в истории, пока повторное изучение флейт, найденных в пещере Гейссенклёстерле, не показало, что они были еще старше. возраст от 42000 до 43000 лет.

Флейта, одна из нескольких найденных, была найдена в пещере Холе Фелс рядом с Венерой Холе Фелс и недалеко от старейшей известной человеческой резьбы. Объявив об открытии, ученые предположили, что «находки демонстрируют наличие устоявшейся музыкальной традиции в то время, когда современные люди колонизировали Европу». Ученые также предположили, что открытие флейты может помочь объяснить «вероятную поведенческую и когнитивную пропасть между» неандертальцами и ранним современным человеком .

Флейта с тремя отверстиями длиной 18,7 см, сделанная из бивня мамонта (из пещеры Гейссенклёстерле , недалеко от Ульма, на юге Германии, Швабский Альб и датированная 30 000–37 000 лет назад) была обнаружена в 2004 году, а две флейты сделаны из лебедя. кости, выкопанные десятью годами ранее (из той же пещеры в Германии, датируемые примерно 36 000 лет назад), являются одними из самых старых известных музыкальных инструментов.

Панфлейтисты. Кантигас-де-Санта-Мария , середина 13 века, Испания

Статуя Кришны, играющего на флейте

Играбельный 9000-летний Гуди (буквально «костяная флейта») был извлечен из гробницы в Цзяху вместе с 29 умершими близнецами, сделанными из костей крыльев журавлей с красной короной с пятью-восемью отверстиями в каждом, в Центральном Китае. провинция Хэнань. Самая ранняя сохранившаяся китайская поперечная флейта — это флейта ци ( 篪 ), обнаруженная в гробнице маркиза И Цзэна на территории Суйчжоу , провинция Хубэй , Китай . Он датируется 433 г. до н.э., времен более поздней династии Чжоу . Он сделан из лакированного бамбука с закрытыми концами и имеет пять упоров, которые расположены сбоку от флейты, а не наверху. Флейты Чи упоминаются в Ши Цзин , составленном и отредактированном Конфуцием , согласно традиции.

Самое раннее письменное упоминание о флейте — это клинопись на шумерском языке, датированная ок. 2600–2700 гг. До н. Э. Флейты также упоминаются в недавно переведенной табличке эпоса о Гильгамеше , эпической поэмы, развитие которой охватило период примерно 2100–600 гг. До н. Э. Кроме того, набор клинописных табличек, известный как « музыкальные тексты », содержит точные инструкции по настройке семи гамм струнного инструмента (предположительно, вавилонской лиры ). Одна из этих гамм называется эмбубум , что на аккадском языке означает « флейта

Библия в Бытии 4:21 цитирует Джубала как «отца всех тех, кто играет в угаб и киннор ». Некоторые полагают, что первый еврейский термин относится к какому-то духовому инструменту или духовым инструментам в целом, последний — к струнному инструменту или струнным инструментам в целом. Таким образом, Джубал считается в иудео-христианской традиции изобретателем флейты (слово, используемое в некоторых переводах этого библейского отрывка). В другом месте Библии флейта упоминается как « чалил » (от корня слова «полый»), в частности, в 1 Царств 10: 5, 1 Царств 1:40, Исаии 5:12 и 30:29, и Иеремия 48:36. Археологические раскопки на Святой Земле обнаружили флейты как из бронзового века (ок. 4000-1200 до н.э.), так и из железного века (1200-586 до н.э.), последняя эпоха «свидетельствует о создании Израильского царства и его разделении. на два царства Израиля и Иудеи «.

Некоторые ранние флейты были сделаны из большеберцовых костей (кости голени). Флейта также всегда была неотъемлемой частью индийской культуры и мифологии, а крестовая флейта, по некоторым сведениям, возникла в Индии, поскольку в индийской литературе с 1500 г. до н.э. имеются неопределенные ссылки на крест-флейту.

Виды флейт

Как правило, народные разновидности флейт были продольными, то есть при игре располагались вертикально. Чаще всего присутствовал и свисток (отсюда название семейства свистковых). Сюда можно включить ирландские вистлы, славянские сопилки, свирели и окарины. Все они имеют свои особенности, однако самой сложной по технике исполнения является блокфлейта. Она отличается большим, по сравнению с остальными, диапазоном, и не привязана к определенной тональности (например, вистлы могут играть только в одной тональности, и музыкантам приходится менять несколько вистлов от песни к песне).

Духовой деревянный инструмент флейта пана

Блокфлейта обладает семью отверстиями с передней стороны и одним с задней. В свою очередь существуют и разновидности блокфлейт, связанные с диапазоном: бас, тенор, альт, сопрано и сопранино. Техника игры в них идентична, разнится только строй и увеличивается размер инструмента с понижением диапазона. Вплоть до 18 века блофклейта использовалась в оркестре, но была вытеснена поперечной флейтой, обладающей громким ярким звуком и большим диапазоном.

Звучание

По способу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам. Флейтист выдувает струю воздуха на переднюю кромку амбушюрного отверстия. Поток воздуха из губ музыканта пересекает открытое амбушюрное отверстие и ударяется о внешнюю его кромку. Таким образом струя воздуха разделяется примерно пополам: внутрь инструмента и наружу. Часть воздуха, попавшая внутрь инструмента, создаёт звуковую волну (волну сжатия) внутри флейты, распространяется до открытого клапана и частично возвращается назад, вызывая резонанс трубки. Часть воздуха, попавшая наружу инструмента, вызывает лёгкие призвуки типа шума ветра, которые при правильной постановке слышны лишь самому исполнителю, но становятся неразличимы на расстоянии нескольких метров. Высота звука меняется с помощью изменения скорости и направления подачи воздуха опорой (мышцами брюшного пресса) и губами, а также аппликатурой.

В силу акустических особенностей флейта имеет тенденцию понижать строй при игре на piano (особенно в нижнем регистре) и повышать строй при игре на forte (особенно в верхнем регистре). На интонацию имеет влияние и температура помещения — более низкая температура понижает строй инструмента, более высокая, соответственно, повышает.

Настраивают инструмент с помощью выдвижения головки из тела инструмента (чем сильнее выдвинуть головку, тем длиннее и, соответственно, ниже становится строй инструмента). Этот способ настройки имеет свои недостатки по сравнению со струнными или клавишными инструментами — при выдвижении головки расстраиваются отношения между отверстиями инструмента и октавы перестают строить между собой. При выдвижении головки больше чем на сантиметр (что понижает строй инструмент почти на полутон) звук флейты меняет тембр и становится похожим на звук деревянных барочных инструментов.

Использование в музыке

Духовой деревянный инструмент флейта панаВ классической музыке чаще всего используется флейта. Что это за инструмент, знали многие известные композиторы. Сергей Прокофьев в своей симфонической сказке «Петя и волк» отдал флейте партию птички. Именно этот герой, по мнению композитора, наиболее подходит по звучанию инструмента. Римский-Корсаков прописал партии для этого инструмента в опере «Снегурочка». Там пассажи флейты использовались для передачи морозного настроения. В его же опере «Сказка о царе Салтане» используется флейта-пикколо, которая играет партию белки, грызущей золотые орехи.

Современными музыкантами также используется флейта. Что такое она представляет собой, чаще всего знают рок-музыканты. Некоторое время флейтист Ян Николенко выступал с группой «Би-2». Владимир Кузьмин, которого можно отнести к мультиинструментальным музыкантам, часто использует в своих концертах флейту. Он самостоятельно пишет музыку и отдает сольные партии флейте. Фолк-группа «Мельница» также имеет в своем составе флейтиста – Сергея Заславского.

Техника игры

Флейта — один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из группы духовых. В её исполнении типичны гаммообразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых. Хорошо звучат трели на протяжении всего диапазона (за исключением нескольких трелей на самых низких звуках)

Слабым местом инструмента является его сравнительно небольшой диапазон в динамике — разница между piano и forte в первой и второй октавах составляет около 25 dB, в верхнем регистре не более 10 dB. Этот недостаток флейтисты компенсируют меняя окраски тембра, а также другими средствами музыкальной выразительности.

Диапазон инструмента делится на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижнем регистре сравнительно легко играть piano и legato, но forte и staccato требует зрелого мастерства. Средний регистр наименее богат обертонами, часто звучит тускло, поэтому мало применяется для мелодий кантиленного характера. В верхнем регистре легко играть на forte, владение piano в третьей октаве требует нескольких лет обучения на инструменте. Начиная с до-диез четвёртой октавы тихое извлечение звуков становится невозможным.

Окраска тембра и красота звука на флейте зависит от многих факторов в постановке и мастерстве исполнителя — важную роль играет открытое горло, достаточно открытое отверстие головки инструмента (обычно на 2/3), правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха с помощью «опоры» (совокупность мышц брюшного пресса, части межрёберных мышц и части мышц спины, влияющих на работу диафрагмы).

Флейте доступен широкий спектр приёмов игры. Повсеместно используется двойное (слоги ту-ку) и тройное (слоги ту-ку-ту ту-ку-ту) staccato. Начиная с конца XIX — начала XX веков для особых эффектов используется приём frullato — игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде «трр» с помощью кончика языка или горла. Впервые техника frullato была использована Рихардом Штраусом в симфонической поэме «Дон Кихот» (—).
В XX веке было изобретено множество дополнительных техник и приёмов:

  • Мультифоники — извлечение двух и более звуков одновременно с помощью специальной аппликатуры. Существуют специальные таблицы мультифоников в помощь композиторам и исполнителям, например в книгах Пьер Ива Арто или Роберта Дика.
  • Whistle tones — напоминает тихий свист. Извлекается при полностью расслабленном амбушюре и направлении струи поверх того места, где обычно находится желаемый звук.
  • «Танграм» — короткий звук, напоминающий хлопок. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами с помощью быстрого движения языка. Звучит на большую септиму ниже аппликатуры, которую применяет исполнитель.
  • «Jet whistle» — звучащая струя воздуха (без звука), быстро меняющая высоту сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от указания композитора. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами, при сильном выдохе и произношении слога похожего на «фюить».

Существуют и другие приёмы современных техник — стук клапанами, игра одним шипом без звука, пение одновременно с извлечением звука и другие.

Развитие

Духовой деревянный инструмент флейта пана
Иллюстрация западной классической флейты 1911 года

Partita для флейты соло (BWV 1013) от Иоганна Себастьяна Баха осуществляется на современной флейте Скотт Гофф

1. Аллеманда

2. Курант

3. Сарабанда

4. Бурре

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

В девятнадцатом веке Теобальд Бём начал делать флейты. К флейте были добавлены ключи и изменен конус, чтобы усилить ее нижний регистр.

С появлением возможности записывать звук (начиная с 1890-х годов) флейты начали восстанавливать популярность, невиданную со времен классической эпохи. Запись музыки для флейты становилась все более распространенной, и профессиональные флейтисты тратили много времени на запись музыки. ХХ век принес первые записи музыки барокко на современных флейтах.

Флейта Бема

Размеры и система клавиш современной западной концертной флейты и ее близких родственников почти полностью созданы великим флейтистом, композитором, акустиком и серебряным делом Теобальдом Боем, который запатентовал свою систему в 1847 году. Незначительные дополнения и вариации на своей системе клавиш являются обычными, но акустическая структура трубки остается почти такой же, как и он. Основными нововведениями стали переход на металл вместо дерева, большое прямое отверстие для трубки, «параболическое» коническое отверстие под головку, очень большие отверстия для звука, закрытые клавишами, и связанная система клавиш, которая несколько упростила аппликатуру. Наиболее существенные отклонения от оригинального описания Boehm являются универсальным устранением «костыль» для левой руки и почти универсальное принятие механизма ключа большого пальца Briccialdi и закрытый стоя G ♯ ключ над дополнительным G ♯ тон отверстием. Ключевая система Бема , с небольшими вариациями, по-прежнему считается самой эффективной системой среди всех современных деревянных духовых инструментов, позволяя обученным инструменталистам играть легко, с необычайной скоростью и блеском во всех тональностях. Современная флейта имеет три октавы плюс C 7 –C ♯ 7 –D 7 в четвертой октаве. Многие современные композиторы использовали высокий D ♯ 7 ; в то время как такие крайности обычно не используются, современная флейта может выполнять с точностью до F ♯ 7 в своей четвертой октаве.

Варианты 19 века

Флейты Мейера и Джорджи

Деревянная строительная флейта HF Meyer с ранним ключом в футляре

Карло Томмазо Джорджи и его флейта Джорджи. На флейте дуть кончик.

Георгий флейта

Флейта Мейера была популярной флейтой в середине 19 века. Включая и заимствованные из инструментов, построенных Х. Ф. Мейером с 1850 до конца 1890-х годов, он мог иметь до 12 клавиш и был построен с соединениями головы либо из слоновой кости с металлической подкладкой, либо из дерева. Окончательная форма представляла собой комбинацию традиционной флейты с клавишами и венской флейты и стала наиболее распространенной в Европе и Америке . Эта форма имела 12 ключей, корпус из дерева, головной шарнир из металла и слоновой кости и был распространен в конце века.

Совершенно на противоположном конце спектра, с точки зрения сложности ключевой системы, разработанной Бемом, была флейта Джорджи , усовершенствованная форма древней флейты с отверстиями. Запатентованная в 1897 году флейта Giorgi была спроектирована без каких-либо механических клавиш, хотя патент позволяет добавлять клавиши в качестве опций. Георгий позволил исполнителю играть одинаково верно во всех музыкальных тональностях, как это делает система Бема. Флейты Георгия теперь являются раритетом, находятся в музеях и частных коллекциях. Принципы, лежащие в основе обоих паттернов флейты, практически идентичны, с тональными отверстиями, расположенными в соответствии с требованиями для создания полностью хроматической гаммы. Игрок, открывая и закрывая отверстия, регулирует эффективную длину трубы и, таким образом, частоту колебаний, которая определяет слышимую высоту звука.

Модифицированные конструкции флейты Бёма

В 1950-х Альберт Купер модифицировал флейту Бема, чтобы облегчить исполнение современной музыки. Флейта была настроена на A440, а в было вырезано по-новому, чтобы изменить тембр . Эти флейты стали наиболее часто используемыми профессионалами и любителями.

В 1980-х годах Йохан Брёггер модифицировал флейту Бёма, исправив две основные проблемы, существовавшие почти 150 лет: несоответствие между некоторыми клавишами и проблемы между клавишами G и B ♭ . В результате были невращающиеся валы, которые давали более тихий звук и меньшее трение о движущиеся части. Также доработки позволили индивидуально отрегулировать пружины и усилить канавку. Brögger флейта производится только по Братьями Brannen и Миядзава флейт .

Конструкция

Духовой деревянный инструмент флейта пана
Флейта, не в линию, с закрытыми клапанами, без ми-механики, колено «До».

Флейта с резонаторами

Флейта в разобранном виде

Поперечная флейта представляет собой продолговатую цилиндрическую трубку с системой клапанов, закрытую с одного конца, около которого находится специальное боковое отверстие для прикладывания губ и вдувания воздуха. Современная флейта делится на три части: головку, тело и колено.

Головка

Губки на головке флейты

Колено флейты (до)

У большой флейты головка прямая, но существуют и загнутые головки — на детских инструментах, а также на альтовых и басовых флейтах, чтобы инструмент было удобнее держать. Головка может быть сделана из различных материалов и их комбинаций — никеля, дерева, серебра, золота, платины. Головка современной флейты, в отличие от тела инструмента, имеет не цилиндрическую, а коническо-параболическую форму. В левом конце внутри головки находится пробка, положение которой влияет на общий строй инструмента и должно регулярно проверяться (обычно с помощью обратного конца палочки для протирки инструмента — шомпола). Форма отверстия головки, форма и загиб губок имеют большое влияние на звук всего инструмента. Часто исполнители используют головки другого производителя, нежели основной производитель инструмента. Некоторые флейтовые производители — как Lafin или Faulisi — специализируются исключительно на изготовлении головок.

Тело флейты

Конструкция клапанного механизма флейты может быть двух типов: «inline» («в линию») — когда все клапаны образуют одну линию, и «offset» — когда клапан соль выступает. Также существует два типа клапанов — закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись. Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.

Колено

На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си — си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок «гизмо», который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы.

Ми-механика

Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Ми-механика была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить звукоизвлечение и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы. Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет легко извлекать этот звук и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики — пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений). На флейтах немецкой системы ми-механика не требуется функционально (парные клапаны соль разделены изначально).

Духовой деревянный инструмент флейта пана
Современная флейта системы Бёма с закрытыми клапанами не в линию, с ми-механикой и до-коленом

Популярные темы сообщений

  • Кутузов

    Всем известно по просмотренным фильмам время 1812 года, когда император Наполеон вторгся во владения России со своей армией. Так как мощь врага была сильна, то и наступление разворачивалось быстро.

  • Бег

    Наверное, нет такого человека, который бы не знал, что такое бег и не использовал его в своей повседневной жизни. Кроме этого он еще является и самым древним. Конечно, еще существует и акробатический бег, вот только это не все виды бега, а только те,

  • Теорема Пифагора

    С малых лет Пифагор Самосский был одаренным ребенком. Еще до рождения самого великого ученого, Пифия предсказала отцу Пифагора, рождение ребенка, который принесет миру огромную, несоизмеримую пользу. Согласно сведениям историков,

Как изготавливают

Процесс создания инструмента достаточно трудоемкий и требует высокого уровня мастерства: подбираются трубки определенного диаметра, четко вымеривается их длина (для того чтобы инструмент имел правильную темперацию — настроенность). Затем производят наружную и внутреннюю шлифовку, склеивают и закрепляют на специальном кронштейне, который может быть ровным или дугообразным (румынский «най»), последний шаг в изготовлении – покрытие лаком.

Если изменить угол наклона отверстия во время исполнения, можно повышать или понижать звуки на интервалы меньше полутона, что придает инструменту дополнительные хроматические возможности, особый колорит, и является незаменимым при исполнении различной восточной народной музыки. Так же данный инструмент позволяет исполнять многие музыкальные приемы и штрихи, такие как глиссандо, арпеджио, стаккато, легато и т. д.

К флейте Пана обращались и великие мировые классики. «Первооткрывателем» которой стал Моцарт, использовавший инструмент в своей опере «Волшебная флейта». Ее звучание можно услышать в опере-балете Римского-Корсакова «Млада».

Панфлейта, благодаря своему неповторимо мягкому, бархатному и необычному «песочному» звуку, уже многие столетия является одним из популярнейших инструментов во всем мире, звучание которого любят и узнают даже те, кто не особо интересуется музыкальным искусством.

Особенности строения

Специально для обучения детей созданы поперечные флейты с изогнутой головкой: U-образной или каплеобразной. Оба варианта конструкции делают инструмент более компактным, что дает возможность без труда играть на них маленьким музыкантам, чьи руки еще не достаточно длинные, чтобы управиться с прямой флейтой.

Еще одна особенность конструкции, часто рекомендуемая для начинающих, — расположение клапанов флейты не в линию. На таких инструментах два клапана (соль и ближайший к нему справа) смещены относительно расположения остальных. Такая конструкция рекомендуется для всех начинающих музыкантов без исключения, особенно если флейта снабжена клапанами с резонаторами (см. ниже). Смещение двух клапанов облегчает извлечение ноты соль и потому пользуется популярностью у флейтистов, хотя расположение клапанов в линию считается более элегантным решением.

Среди ученических флейт можно встретить инструменты с закрытыми клапанами (клапаны цельные, без резонаторов).  На первых парах на них проще учиться. Некоторые преподаватели рекомендуют, однако, сразу покупать флейту с резонаторами, но в комплекте со специальными затычками. При необходимости клапаны можно закрыть, но с первых уроков ученик будет привыкать к правильной постановке рук.

Акустика

Флейта издает звук, когда поток воздуха, направленный через отверстие в инструменте, создает вибрацию воздуха в отверстии. Воздушный поток создает Бернулли или сифон. Это возбуждает воздух, содержащийся в обычно цилиндрической резонансной полости внутри флейты. Флейтист изменяет высоту звука, производимого открытием и закрытием отверстий в корпусе инструмента, тем самым изменяя эффективную длину резонатора и соответствующую ему резонансную частоту . Изменяя давление воздуха, флейтист может также изменять высоту звука, заставляя воздух в канавке резонировать на гармонической, а не на основной частоте, не открывая и не закрывая какие-либо отверстия.

Геометрия сочленения головы кажется особенно важной для акустических характеристик и звука, но среди производителей нет четкого консенсуса относительно конкретной формы. Акустический импеданс амбушюры оказывается наиболее важным параметром

Критические переменные, влияющие на этот акустический импеданс, включают: длину дымохода (отверстие между губной пластиной и головной трубой), диаметр дымохода, а также радиусы или кривизну концов дымохода, а также любые конструктивные ограничения в «горловине» инструмента, такие как в японской флейте Нохкан .

Исследование, в котором профессиональным флейтистам завязывали глаза, не обнаружило существенных различий между флейтами, сделанными из разных металлов. В двух разных сериях слепого прослушивания ни одна флейта не была правильно идентифицирована при первом прослушивании, а во втором — только серебряная флейта. Исследование пришло к выводу, что «не было доказательств того, что материал стены оказывает какое-либо заметное влияние на цвет звука или динамический диапазон».