Гитарные стили
Разнообразие гитарных стилей поражает. Баррэ, свип, слайд, теппинг, легато – немногие из них. Мастера советуют начинать с классических стилей, переходить на более сложные, когда рука поставлена, имеются отработанные навыки.
При Баррэ фиксируется большая часть струн. Различают большое (только большим) и малое (все пальцы задействованы).
Теппинг – легкие удары по струнам, задействуют одну или обе руки.
Легато – извлечение звука левой кистью, вторая не участвует. Легато бывает нисходящее, восходящее, смешанное.
Слайд – особое приспособление для игры, отсюда и название. Одевается на палец, движения скользящие, не задевающие.
Свип – движения немного смещаются, комбинируясь с проигрываемым ладом. Звучание – быстрое, резкое, «размазанное». Часто используется виртуозными исполнителями.
Обучение мастерству игры на гитаре может занять продолжительное время. Упорство, старание, терпеливость, тщательный разбор техники – главные союзники. Следует внимательно смотреть за профессиональной игрой, слушать и разбирать песни самостоятельно. Наградой станет удовольствие от процесса, прекрасный звук.
Преимущества и недостатки фингерстайл
Техника фингерпикинг имеет школы, профессионалов, кумиров, поклонников. Часто новички, впервые взявшие гитару, стремятся начинать с техники перебора фингерстайл. Подобная методика обладает плюсами, минусами. К однозначным плюсам относят неповторимое звучание. Создается ощущение одновременного звучания нескольких (иногда разных) инструментов. Стиль дает полную свободу в самовыражении. Играть можно чем угодно.
С противоположного взгляда, добиться полноценного виртуозного звучания не так просто. Требуется отработка определенных приемов. Нельзя просто взять посторонний предмет (смычок, к примеру) и назваться фингерпикинг-гитаристом. Сложность постановки пальцев – басы и мелодия исполняются отдельными струнами, смешивать нельзя. Учиться автономному движению пальцами одной руки бывает непросто. Классические приемы (pinch, pluck, глушение) требуют сложной подготовки.
Как играть: базовые примеры
Начало заключается в перенастройке гитары. Музыкальный строй – Open D Minor. Профессионалы считают его наиболее приемлемым. Настроить инструмент можно на слух (требуется практика) либо при помощи специального приспособления – тюнера.
Начинают обучение фингерстайлу с простых примеров. Базовый ритм сочетает кик и снэйр. Профессионалы советуют считать вслух, удары рассчитаны на определенный такт.
После освоения базового приема можно усложнить задачу – добавить два последовательных кика. Вместо счета цифр (если он не помогает), можно произносить следующее – пум, па, пум-пум. Используя такой прием, будет проще сохранить ритм. Актуально для обучающихся фингерстайл-гитаристов с нуля.
Затем вводят хай-хэт. Получается следующий ряд – кик, хай-хэт, снэйр, хай-хэт; кик, кик, снэйр, хай-хэт. В этом примере начинают работу обе руки.
Освоение начальных приемов займет время, особенно у тех, кто раньше не играл на гитаре вовсе. Освоить стиль игры можно, главное – не останавливаться.
Основные понятия и приемы игры фингерстайлом
Обобщая приемы, можно обозначить три основных направления игры фингерстайлом:
- фингерпиккинг (fingerpicking) – классическая техника (большой палец – бас, три – ноты);
- трэвиспиккинг (travispicking) – используются стальные струны, на высоких (G, B, E) проигрываются аккорды;
- перкуссия (percussive fingerstyle) – простукивание корпуса, грифа, других элементов гитары, прием добавляет эффектности.
Разбор интересующих композиций делают поэтапно. Способы извлечения звука имеют определенные названия.
Kick – звучание низкое, глухое, извлекается ударом запястья. В нотных листах (табе) изображается крестиком в кружке.
Snare – громкое, хлесткое звучание от ударов пальцем по корпусу. Обозначение – половина ноты.
Hi-hat – струны коротким ударом прижимаются к грифу, обозначение – крестик.
Каподастр – специальный зажим для струн. Способен изменять тональность. Считается необходимым для фингерстайл-гитариста.
Фингерстайл – метод игры на гитаре
Фингерстайл на гитаре – техника игры пальцами, «фингер» значит «палец». Большой палец отвечает за звучание басов, другие наигрывают мелодию. В основном методика используется на акустическом инструменте. Одновременно ведется несколько партий – бас, соло, ритм. Другое название – фингерпикинг. Исполнение позволяет создать ощущение игры на нескольких гитарах через одну.
Характерно применение для разных музыкальных стилей. Например, кантри, блюграсс. В основном на струны воздействуют ногтями, иногда используют медиаторы, в форме когтей – фингерпики.
Главное отличие методики – раскрывается больший потенциал акустической гитары. Приемы дают одновременно мелодию аккомпанемента, основной линии. Извлечение звукового ряда производится разными способами – тэппинг, слэп, флажолет, пиццикато, другими. Перкуссионные движения фингерстайла извлекают множество звуков инструмента, называемые «мертвыми нотами» (удар по материалу корпуса, струнам, свистящие – проведение пальцами, рукой по струне).
Например, известный Энди Макки выбрал перкуссию, тэппинг. Сергио Альматура, Джонни Гринвуд – смычок виолончели.
Одна сторона направления – фингерстайл дает выбор, полет фантазии, неограниченные средства выражения. Другая – большое количество приемов делает методику одной из наиболее сложных к изучению, повторению. Новичкам может показаться неповторимой.
Техника
Что такое фингерстайл на гитаре – это сочетание автономных «отчеканенных» движений. Невозможно обеспечить правильное звучание без отработки техники.
В набор необходимых навыков включены:
- посадка;
- освоение инструмента, положений рук;
- отработка приемов.
Положение тела во время игры на гитаре необходимо отрабатывать. Многие начинающие гитаристы относятся к освоению посадки недостаточно серьезно. Результат – появляются боли в мышцах спины, рук, длительные занятии невозможны. Акустическая легче электрогитары, поэтому ремень обычно не требуется
При наличии ремня важно корректно подогнать длину. Нельзя допускать слишком низкого положения – руки быстро будут уставать, увеличится нагрузка на спину
Играть в положении сидя удобнее – нет сильной нагрузки на позвоночник. Лучше оставить ноги не скрещенными, спина прямая (избегать опоры на инструмент). Гитару располагают на правом бедре, гриф смотрит на левую сторону. Для левшей – обратная позиция. Правильное расположение – задняя стенка гитары упирается в солнечное сплетение, гриф располагается максимально параллельно полу.
Настрой звучания струн – необходимый этап. Проводят на слух или с использованием профессионального приспособления – тюнера. Ненастроенный инструмент звучит неприятно, сыграть выбранную композицию станет невозможно. Подобрать даже простую мелодию на «сбитом» инструменте будет непросто.
Положение рук следует отрабатывать до уровня бессознательных движений. Реал фингерстайл содержит ряд непреложных правил:
- Для правой руки. Бас – большой палец, струны E, A, D (низкие). Мелодия, ноты — безымянный, средний, указательный (мизинец не задействуется), струны G, B, E (верхние). Следует научиться работать пальцами автономно, независимо. В противном случае правильной техники звучания не добиться. Потребуется время, усилия, терпение.
- Для левой руки. Большой палец на середине грифа. Ладонь отстранена. На некоторых аккордах требуется зажатие большим пальцем шестой струны – исключение из правила. Остальные – перебирают по струнам, кончиками под 90° к поверхности.
Отрабатываются движения по отдельности, постепенно соединяя басы, мелодию. Виртуозность исполнения, высота мастерства достигается путем постоянной практики. Для обучения фингерстайлу струны годятся обычные.