Что такое фельетон

Типология фельетона

– Прозаический фельетон выступает в роли единого рассказа о конкретном отрицательном случае или о «персонаже» события; проблема выявляется на последовательном изображении действительности или на противоречии явлений. Такой жанр может являться целенаправленным (указывается определенная точка действия и фамилии сопричастных) и абстрактным (писатель показывает несуразность или абсурд какого-либо обстоятельства).

Что такое фельетон

– Публицистический фельетон часто изображен в телевидении саркастическим монологом — примечанием писателя, и выступает в роли своеобразного отзыва на определенное явление или обстоятельство.

Почему фельетоны все еще актуальны?

Да и не только указанные выше писатели смеялись на бумаге. К фельетону обращались многие, кто не хотел мириться с грубостью, обывательщиной и дикими нравами. Можно вспомнить сатирические рассказы А.Чехова, М.Булгакова.

Тот, кто хоть раз читал фельетоны советских писателей в наше время, наверное, поневоле сопоставил проблемы общества того времени и проблемы сегодняшнего дня. Конечно, те же пороки и культура, а точнее, бескультурье, не искоренились в душе человека. Поэтому жанр фельетона актуален и сейчас, и будет актуален в будущем, пока человек не перевоспитает себя. Впрочем, в большей степени это относится к молодому поколению. Именно молодёжи свойственно отбирать и впитывать в себя лучшее или худшее, что она видит вокруг себя. Тем самым она закладывает новый фундамент общества, которое будет в дальнейшем строиться на воспитанных в себе качествах. Плохие эти качества будут или хорошие – зависит от неё, от молодёжи. Цель же фельетона указать на ошибки и дать понять, что нужно как-то бороться с ними. Будет понимание – будут и попытки искоренения. Таково высокое значение и роль фельетона в литературе.

Особенности жанра

Фельетон предназначен произвести на человека художественно-экспрессивное влияние

На первых порах он был злободневен и неформален, из этого следует превалирование критики и трактовки острого сообщения, уморительная (язвительная) тенденция в ее подаче, «второй план», увеличивающий изображаемое до масштабов социально важного события, и, безусловно, искусное обладание автором всеми приемами слога и речи, выражающееся в необычном стиле примера фельетона

Важнейшими условиями анализа считаются его острота, определяемость персонажей и явлений. Для писателя характерно: искренность формулирования своего взгляда на объект, построение с применением средств акцентировки, преувеличения, абстракции и стандартизации первоначальных фактов.

Что такое фельетон

Функции речи

В фельетоне осуществляются все главные функции речи:

  • уведомительная (сообщает о ситуациях, жизненных случаях, на основании которых и базируется фельетонный рассказ);
  • эстетичная (выражает действительность с художественной точки зрения и пытается проявить поэтически-экспрессивное действие посредством речи);
  • образная (писатель формулирует свой взгляд на происходящее);
  • образовательная;
  • развлекательная.

Одна из составляющих жанра – это образ фельетониста. Он может быть идентичен образу повествователя или основательно разниться. Однако зачастую автор словно возносится над описываемым, видя события существенно обширнее и совершеннее, чем даже читатель.

Что такое фельетон

Примером фельетона может быть одно или множество обстоятельств, заключающих в преувеличенном виде особенности, характерные для действий того класса, к которому они имеют отношение. Это фундаментальные точки классификации сатиры.

Термин фельетон

Термин фельетон возник в начале XIX века. В во Франции издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетон

Очень часто фельетон выполнял просто занимательную роль и с помощью стилевого оживления привлекал внимание читателя к данному номеру газеты или журнала. Возникла эта рубрика как явление демократизации прессы: после Великой французской революции надо было завоевывать аудиторию, привлекать её на свою сторону

Первые фельетоны «Журналь де Деба» содержали в себе репертуар театров, стихотворные загадки, шарады, ребусы, стихи и объявления. Таким образом, традиционная версия, вошедшая во всеобщее употребление, относится не к самому жанру фельетон, а к истории газетной рубрики «Фельетон». Это были литературные мелочи развлекательного, подчёркнуто неполитического, неофициального характера.

Убедительно и аргументировано предположение Заславского, что во Франции фельетон возник в эпоху французской революции, хотя сам термин «фельетон» тогда ещё отсутствовал и особого подвала в газетах заведено тоже не было. Далее Заславский указывает на первые образцы революционных фельетонов, в задачи которых входило привлекать народ к революции.

Фельетоны в России

Со временем и в России появились фельетоны – это были произведения низкого уровня. В самом начале они воспринимались с негативом, сравнивались с желтой прессой и некачественными дешёвыми изданиями. К 20-м годам XIX века отношение к ним стало меняться. Так, появились фельетоны Барона Брамбеуса с критическими высказываниями о бездарной и пошлой литературе.

Острыми заметками отличились Александр Пушкин, Добролюбов, Бестужев, Салтыков-Щедрин, Панаев, Некрасов. Жанр постепенно приобретал популярность. Фельетоны размещались в журнале «Крокодил», «Искра», «Будильник». Особую идейность и остроту они приобрели во время революции.

В начале XX века с этим жанром работали Дорошевич, Яблоновский. Борис Егоров и Семен Нариньяни даже выпустили отдельные книжные издания. В «Новом сатириконе» Маяковский опубликовал свои фельетоны-гимны («Гимн взятке», «Гимн ученому и др.).

Примеры

В Советском Союзе жанр фельетона был довольно-таки популярен, поэтому многие книги даже были экранизированы, став основой для множества легендарных юмористических кинолент. А в данной подборке я перечислю лишь самых известных фельетонистов и кратко изложу суть их работ, которые принесли им славу.

М. Зощенко, «Нервные люди»

Такое «оружие» использовал Зощенко, например, в своём фельетоне «Нервные люди». Смешно рассказывая о грустном, автор описывает одну из проблем своей эпохи – «квартирный вопрос». Дело состоит вот в чём: в московской коммунальной квартире произошла драка между двумя сожительницами. Одна женщина, Щипцова, без спросу взяла у другой, Кобылиной, ёжик, чтобы почистить примус. Щипцова возмутилась, и таким образом женщины поссорились. Что характерно для фельетона, — автор повествует о незначительном, вроде бы, событии, но при этом использует градацию. Создаётся комический эффект: «Стали они между собой разговаривать», «шум у них поднялся, грохот, треск». Вот так, поговорили. Случай, казалось бы, пустяковый. Но Зощенко, с помощью просторечий, вульгаризмов и своего необыкновенного стиля речи сумел показать, что каждая мелочь может вызвать у «нервных людей» бурю эмоций, результатом которых могут быть жуткие конфликты.

Поэтому рассказ «Нервные люди» является ярким примером жанра фельетона. Он вызывает у читателя смех, и в то же время грустную улыбку.

Ильф и Петров, «Молодые дамы»

В один ряд с М.Зощенко можно смело поставить творчество знаменитых И.Ильфа и Е.Петрова. На многие общественные проблемы сатирики смотрели с точки зрения простого человека. Мещанство, равнодушие к людям в многообразных их проявлениях одинаково волнуют веселящих читателя авторов. Один из них – И.Ильф – беспощадно (впрочем, как это и принято в фельетоне) высмеивает мещанский быт во многих своих рассказах. В фельетоне «Молодые дамы», например. Кстати, образ, возникший здесь, заметно перекликается с образом Эллочки-людоедки из знаменитого романа «Двенадцать стульев». Обе героини пытаются копировать светскую жизнь. Автор рассказа «Молодые дамы» вырисовывает тип мещанки, посмеивается над преклонением перед всем иностранным, стремлением к «элегантному обмундированию», над умственной и духовной бедностью.

Давая оценку человеческой личности, Ильф и Петров обращали, прежде всего, внимание на гуманность и заботу о ближнем. Отсутствие же этих качеств вызывало и вызывает горькую усмешку

Журнал «Крокодил»

Данное издание являлось центральным карикатурным советским журналом. Тираж его достигал шести с половиной миллионов экземпляров. В нем обличались не только людские изъяны, но и промышленные несовершенства, и даже недостатки в управлении.

Пародия журнала все время «стреляла» в мишень. «Крокодил» считался злободневным изданием в течение всей своей жизни, а отдельные его «осмеяния» актуальны и в наше время.

Что такое фельетон

В журнале тонко обличалась идеология Запада, стратегия и дипломатия. И ныне ее сатира на подобную тематику крайне остра и метка.

Однако значительнее всего карикатуры были обращены внутрь Советского Союза. Весьма неплохо осуществлялся труд писателей-сатириков касательно бесчинств в организациях.

Журнал «Крокодил» осмеивал не только неурядицы на производстве, но и обнаруживал негативные качества людей – алкоголизм, халатность, лень, клептоманию, наплевательство.

Крайне верно фельетонисты журнала отмечали положение общества и власти.

Свою карикатуру известный журнал адресовал как на «отдельно рассматриваемый предмет», так и на ситуацию в целом. Чего стоят его школьные сатиры, метко отображающие пороки определенных нынешних учеников и современного образования.

Что такое фельетон

В России

В России роман-фельетон возник в 1840-х и имел популярность до конца XIX века. Яркими представителями жанра, впервые опубликованными в России, следует считать романы Ф. В. Булгарина «Петербургские нетайны (небывальщина вроде правды, из записок петербургского старожила)» (1843) и «Счастье лучше богатырства» (в соавторстве с Н. А. Полевым, 1845) и «Петербург днём и ночью» Е. П. Ковалевского (1845). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечал, что Н.Д.Ахшарумов «стремился доставить читателю интересное и занимательное чтение, и потому отличаются фантастичностью сюжета, живостью рассказа и необычайными положениями героев».

Наиболее значительным произведением Крестовского В.М. считается роман «Петербургские трущобы», написанный под влиянием и при поддержке Н. Г. Помяловского. Роман публиковался в журнале «Отечественные записки» (—).

Владимир Познер отмечает, что романы Достоевского в культурном отношении восходят к романам-фельетонам типа Э. Сю и т. п. Эту связь полезно иметь в виду, развивая идеи данной рубрики, посвященной народной литературе, ибо она доказывает, что определенные культурные течения (нравственные мотивы и интересы, идеологии и т. д.) могут иметь двоякое выражение чисто механическое, ограничивающееся сенсационной интригой (Сю и другие), и «лирическое» (Бальзак, Достоевский, отчасти В. Гюго). В 1864 году в журнале «Эпоха» Н. Н. Страховым было напечатано письмо критика А. А. Григорьева к М. М. Достоевскому, в котором Григорьев упрекал последнего в том, что он не сумел удержать брата «от фельетонной деятельности» и загонял «как почтовую лошадь». В связи с этим Ф. М. Достоевский был вынужден выступить со специальным опровержением обвинений Григорьева по адресу своего старшего брата. Согласившись с определением Григорьева, назвавшего «Униженные и оскорбленные» «фельетонным романом», Достоевский возложил вину на свой обычный способ писания: «Если я написал фельетонный роман (в чем сознаюсь совершенно), то виноват в этом я и один только я. Так я писал и всю мою жизнь, так написал все, что издано мною, кроме повести „Бедные люди» и некоторых глав из „Мертвого дома». Достоевский ценил произведения Сулье и Сю за содержащиеся в них яркие реалистические картины жизни общества и за их авантюрную занимательность. Он писал, что не только о Бальзаке и Гюго, но и о создателях французского романа-фельетона 40-х годов «наша критика начиная с сороковых годов» отзывалась слишком «свысока». Но вместе с тем так же, как Белинскому, «Граф Монте-Кристо» представляется Достоевскому не романом, но «сказкой», а Сю он считал писателем «недалеким» и относил к числу тех французских писателей-«декораторов», которые «мажут, а не пишут» (Письма, I, 75, 78). «У нас почти нет повести, которая бы не составлялась на более или менее подробном изучении жизни; в иностранной же, особенно во французской литературе, еще сплошь да рядом пишутся романы без малейшего признака наблюдательности, в прежнем романтическом вкусе. Дюма и Феваль у нас невозможны», — писал в 1864 году журнал Достоевского «Эпоха».

Э. Сю в «Парижских тайнах» (или его последователь в русской литературе 60-х годов В. Крестовский в «Петербургских трущобах», 1864—1867) стремился чисто внешним путем сочетать в своих романах бытовые зарисовки из жизни городского «дна» с искусственно сочиненной романистом авантюрной фабулой. Достоевский же для своих романов стремился извлечь из гущи современной ему общественной жизни такие сюжеты, которые позволяли бы романисту выразить свое понимание самого существа современной ему исторической действительности.

Роман «Двенадцать стульев»  Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году был опубликован в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1—7), а их же «Золотой телёнок» был опубликован в журнале «30 дней» (1931, № 1—7, 9—12). С мая 1931 года «Золотой телёнок» печатался в парижском журнале в эмиграции «Сатириконъ», которые являются большими фельетонами, или, даже, романами в фельетонах.

История жанра фельетон

Истоки жанра фельетон уходят в XVIII век. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона .

Жанр фельетон в русской литературе впервые возникает в 1820 году в журнале «Вестник Европы»:

Иногда фельетон выступал в роли так называемой газетной беллетристики, где художественная манера не всегда достигала высоты подлинного эстетического уровня. Как это ни покажется ныне странным, фельетон когда-то имел вполне позитивную направленность. Сатирическую окраску он приобрёл в новейшее время. Более близок к изначальному смыслу роман-фельетон.

Принято выделять два основных вида фельетона, различающихся типом повествования:

  1. беллетризованный (конкретно-изобразительный);
  2. аналитический (обобщающе-характеризующий).

Фельетоны Зощенко

Тематика остроумных сатир и фельетонов Зощенко сходятся. Он бойко осуждал бюрократизм, невежество, нахальность, беззаконие властных лиц, халатность, бытовые непорядки и т. д. Все данные проблемы отражают тему безразличия к людям, что определяет Зощенко как гуманиста.

Он заостряет внимание на вежливом отношении к человеку. Подобный разбор важных тем сквозь призму человечности выделял публицистику Зощенко от трудов других карикатуристов, и делало его сообщения в прессе и видимыми, и действенными

Однако его сатира делается более спокойной. С чем это связано? Зощенко уже не использует сказовый стиль, зато усиливается оттенок дидактики, морального наставления в заключение фельетона.

История жанра фельетон

Истоки жанра фельетон уходят в XVIII век. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона .

Жанр фельетон в русской литературе впервые возникает в 1820 году в журнале «Вестник Европы»:

Иногда фельетон выступал в роли так называемой газетной беллетристики, где художественная манера не всегда достигала высоты подлинного эстетического уровня. Как это ни покажется ныне странным, фельетон когда-то имел вполне позитивную направленность. Сатирическую окраску он приобрёл в новейшее время. Более близок к изначальному смыслу роман-фельетон.

Принято выделять два основных вида фельетона, различающихся типом повествования:

  1. беллетризованный (конкретно-изобразительный);
  2. аналитический (обобщающе-характеризующий).

Интересные факты

  • Зафиксировано, что «между 1840 и 1850 гг. женщины собирались в комнате консьержки, а мужчины в кафе, чтобы вместе читать роман-фельетон».
  • После романа Сю выходит масса разных «тайн» (марсельские, австрийские, петербургские и т.п.). Белинский называет «Парижские тайны» европейской Шахеризадой. Говорит, что «в целом роман нелепый, его злодеи смешны и посредственны в сравнении с диккенскими».

В статье Ж. А. Росни «Литературный меркантилизм», опубликованной в «Нувель Литерер» от 4 октября 1930 года, говорится, что В. Гюго написал «Отверженных» под влиянием «Парижских тайн» Эжена Сю и того успеха, который имел этот роман, успеха настолько огромного, что даже спустя сорок лет он повергал в изумление издателя. Во время печатания романа Э.Сю в «Constitutionel» число подписчиков поднялось с 3000 до 40000, в читальнях выстраивались очереди, не знающим грамоты читали вслух портье и соседи.

Термин фельетон

Термин фельетон возник в начале XIX века. В во Франции издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетон

Очень часто фельетон выполнял просто занимательную роль и с помощью стилевого оживления привлекал внимание читателя к данному номеру газеты или журнала. Возникла эта рубрика как явление демократизации прессы: после Великой французской революции надо было завоевывать аудиторию, привлекать её на свою сторону

Первые фельетоны «Журналь де Деба» содержали в себе репертуар театров, стихотворные загадки, шарады, ребусы, стихи и объявления. Таким образом, традиционная версия, вошедшая во всеобщее употребление, относится не к самому жанру фельетон, а к истории газетной рубрики «Фельетон». Это были литературные мелочи развлекательного, подчёркнуто неполитического, неофициального характера.

Убедительно и аргументировано предположение Заславского, что во Франции фельетон возник в эпоху французской революции, хотя сам термин «фельетон» тогда ещё отсутствовал и особого подвала в газетах заведено тоже не было. Далее Заславский указывает на первые образцы революционных фельетонов, в задачи которых входило привлекать народ к революции.

В Англии

Жанровая форма романа-фельетона широко использовалась Ч.Диккенсом. Сочетая прерывистость фельетонной формы с романом как «длящейся историей», Ч.Диккенс эксплуатировал читательскую потребность в продолжение действия. Писатель продумывал построение своего нарратива и старался, чтобы каждый месячный «фельетон», являясь частью целого, был в то же самое время и самостоятельным фрагментом романа, что облегчало его восприятие читателями. А чтобы интерес читателей поддерживался от выпуска к выпуску, Ч.Диккенс использовал главный прием этой жанровой формы — каждый из «фельетонов» должен был прерываться на «интересном месте». В романе «Жизнь и приключения Николаса Никльби» несколько параллельно развивающихся и перекрещивающихся сюжетных линий укладываются в рамки глав и месячных выпусков, с помощью которых Ч.Диккенс структурирует содержание своей книги. Кроме того, закономерности романов-фельетонов приводила к тому, что писатель внимательно отслеживал количество проданных экземпляров журналов и отзывы читателей. В зависимости от них автор развивал сюжет, вводил новых персонажей. Диккенс очень умело пользовался этой системой, вводя в сюжет  своих любимых комических персонажей или добавляя мелодраматичности в свои сюжеты.

Признаки

Читая фельетоны, всегда смеёшься. Однако при всей юмористичности изложения, при всей забавности и виртуозности сюжетов, произведения не дают повода для веселья. И в самом деле, серьёзные злободневные темы умело скрываются за усмешками и улыбками писателя. И что самое интересное, прочитывая рассказы, написанные в прошлом столетии, мы и сейчас переживаем по поводу тех же вопросов, какие ставит своей задачей высмеять автор. То же падение нравов, та же уголовщина, те же общественные пороки. Выходит, фельетон – жанр в своём роде вечный. Всё, над чем смеётся писатель, не исчезает и не уменьшается. По поводу таких же вопросов выпускаются могучие сатирические стрелы в надежде пронзить человеческое сознание.

Возникновение понятия

Понятие «фельетон» зародилось во Франции в XIX веке и относилось к журналистике. С французского языка оно переводится как «лист», ведь именно с листа и началась история этого термина. В 1800 году газета под названием «Журналь де Деба» (Journal des débats) стала дополнять стандартные выпуски небольшими вкладышами, которые впоследствии назвали фельетонами.

Что такое фельетон

Главной темой газеты была политика. Она открылась в начале Французской революции и публиковала государственные отчеты, решения, распоряжения, заявления депутатов и другие новости в этом русле. Добавочные вкладыши, наоборот, были чисты от политики. Они писались живым стилем и носили неофициальный оттенок.

Газетные фельетоны – это был способ развлечь публику, а заодно и привлечь её внимание к изданию. На вкладышах размещались объявления, загадки, стихи, рецензии на книги и театральные постановки, шарады, головоломки и ребусы

Во Франции

Начало жанру положили произведения «Графиня Солсбери» А. Дюма (1836), «Старая дева» О. де Бальзака (1836), «Мемуары дьявола» Фредерика Сулье (). («Старая дева» по мнению большинства литературоведов, произведение, в котором был впервые опробован новый способ публикации, но которое еще не было собственно романом-фельетоном).

В -х появились «Парижские тайны» и «Вечный жид» Э. Сю, «Лондонские тайны» и «Полночная расписка» Поля Феваля, «Три мушкетёра» и «Граф Монте-Кристо» А.Дюма, в этой форме печатался роман Анри Мюрже Сцены из жизни богемы (с 1845); в 1850-х и позднее так публиковались разбойничьи саги Понсона дю Террай. В году «Капитан Поль» (роман с захватывающей интригой, написанный в подражание «Пирату» Фенимора Купера) за три недели принес «Ле Сьекль» больше пяти тысяч новых подписчиков. После этого Дюма стал кумиром всех директоров.

«La Presse» Э. Жирардена, «Le Siècle» А. Дютака, «Le Journal des Débats» и многие другие быстро поняли всю выгоду данных публикаций, влиявших на рост тиража. Все они с 1836-1837 годов имели свои романы-фельетоны. Писатели так же видели выгоду в данном предприятии. Но в некоторой степени литература стала страдать от давления, оказываемого редакторами газет на их произведения. Так, например, Э. Жирарден отказался печатать «Торпеду» О. Бальзака, посоветовав ему выбрать «другой сюжет, который понравиться всем и может быть даже станет полной противоположностью предыдущих». Наибольшую популярность газетам приносили романы Ж. Санд, Э. Сю, А. Дюма-отца, Фредерика Сулье, Жюля Сандо. По мере публикации романа-фельетона в периодике, автор уже составлял отдельные тома из напечатанных глав, а издатели выпускали их в свет. Таким образом, читательское восприятие книги в то время отличалось от нынешнего, когда книгу читают сразу целиком. В последней трети XIX века этот жанр усилиями Понсон дю Терайля, Поля Феваля, Э. Габорио, П. Суверстра и др. стал излюбленной формой развлекательной, массовой литературы. Так, Габорио в своих романах «Досье № 113», «Преступление в Орсивале», «Господин Лекок» делает попытку, заимствуя некоторые приемы и методы романа-фельетона, положить в основу сюжета «детективную» историю, так родился французский детективный роман. В начале XX века роман-фельетон во Франции отделяется от детективного романа, спускается в более низкий разряд дешевой лубочной литературы, а собственно детектив отныне именуется «полицейским романом». Роман-фельетон в свою очередь попытался использовать детективный сюжет и приемы, приспособив их для авантюрно-приключенческих серий. Образцом такого рода продукции может служить серия «Фантомас», созданная в 1911–1913 годах Пьером Сувестром и Марселем Аллэном, повествующая о поединке таинственного и неуловимого Фантомаса с ограниченным комиссаром Жювом.

Термин фельетон

Термин фельетон возник в начале XIX века. В во Франции издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетон

Очень часто фельетон выполнял просто занимательную роль и с помощью стилевого оживления привлекал внимание читателя к данному номеру газеты или журнала. Возникла эта рубрика как явление демократизации прессы: после Великой французской революции надо было завоевывать аудиторию, привлекать её на свою сторону

Первые фельетоны «Журналь де Деба» содержали в себе репертуар театров, стихотворные загадки, шарады, ребусы, стихи и объявления. Таким образом, традиционная версия, вошедшая во всеобщее употребление, относится не к самому жанру фельетон, а к истории газетной рубрики «Фельетон». Это были литературные мелочи развлекательного, подчёркнуто неполитического, неофициального характера.

Убедительно и аргументировано предположение Заславского, что во Франции фельетон возник в эпоху французской революции, хотя сам термин «фельетон» тогда ещё отсутствовал и особого подвала в газетах заведено тоже не было. Далее Заславский указывает на первые образцы революционных фельетонов, в задачи которых входило привлекать народ к революции.

Литература

  • Заборов П.Р. Русская критика конца 60-х—начала 70-х годов XIX века и французский демократический роман. В кн.: Проблемы реализма русской литературы XIX века. Изд. АН СССР, М,—Л., 1961, стр. 368—378.
  • Камардина, Ю.С. Поэтика композиции романа Ч. Диккенса «Николас Никльби» / Ю.С. Камардина // Актуальные проблемы науки и образования: сб. науч. ст. — Балашов: Николаев, 2010. — С. 76-79.
  • Уилсон, Э. Мир Чарльза Диккенса : пер.с англ. / Э. Уилсон. – М.: Прогресс, 1975.
  • Le roman-feuilleton/ Pierre Abraham, ed. Paris: Éditions Denoël, 1974
  • Thoveron G. Deux siècles de paralittératures: lecture, sociologie, histoire. Liège: Editions du CEFAL, 1996.
  • La querelle du roman-feuilleton: littérature, presse et politique, un débat précurseur (1836—1848)/ Lise Dumasy, ed. Grenoble: ELLUG-Université Stendhal, 1999
  • Aubry D. Du roman-feuilleton à la série télévisuelle: pour une rhétorique du genre et de la sérialité. Bern; New York: P.Lang, 2006
Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Развитие жанра

Несмотря на то что термин «фельетон» возник после Французской революции, считается, что сам жанр зародился на век раньше. Его основателями являются Дени Дидро и Вольтер – авторы сатирических произведений, критикующих религию и политику.

Фельетоны во французских газетах быстро перешли к подобному тону. Появившись в качестве шарад и рецензий, они быстро развились в отдельный литературно-публицистический жанр, близкий по духу Вольтеру и Дидро.

Что такое фельетон

Сперва в газетных вкладышах начали появляться отрывки литературных произведений, например «Трёх мушкетёров» А. Дюма. Отсюда берет свое начало новый жанр — роман-фельетон. Он относился к беллетристике и ориентировался на массового читателя, не имея особой эстетичности и художественности.

Одновременно с этим европейские поэты и публицисты способствуют становлению политического фельетона. Он характеризуется яркой иронией и даже сатирой на тему политики и социальных проблем. Жанр укрепился благодаря Виктору Рошфору-Люсе, Генриху Гейне, Георгу Верте, Людвигу Бёрне и т. д.

Термин фельетон

Термин фельетон возник в начале XIX века. В во Франции издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетон

Очень часто фельетон выполнял просто занимательную роль и с помощью стилевого оживления привлекал внимание читателя к данному номеру газеты или журнала. Возникла эта рубрика как явление демократизации прессы: после Великой французской революции надо было завоевывать аудиторию, привлекать её на свою сторону

Первые фельетоны «Журналь де Деба» содержали в себе репертуар театров, стихотворные загадки, шарады, ребусы, стихи и объявления. Таким образом, традиционная версия, вошедшая во всеобщее употребление, относится не к самому жанру фельетон, а к истории газетной рубрики «Фельетон». Это были литературные мелочи развлекательного, подчёркнуто неполитического, неофициального характера.

Убедительно и аргументировано предположение Заславского, что во Франции фельетон возник в эпоху французской революции, хотя сам термин «фельетон» тогда ещё отсутствовал и особого подвала в газетах заведено тоже не было. Далее Заславский указывает на первые образцы революционных фельетонов, в задачи которых входило привлекать народ к революции.

Характеристика

Названия глав в романе-фельетоне не резюмируют действие и не столько объясняют его смысл, сколько подогревают интерес, названная и выделенная глава может не иметь единства, а не названный эпизод может быть автономным рассказом внутри основного повествования.  Сочетая прерывистость фельетонной формы с романом как «длящейся историей», писатели эксплуатируют читательскую потребность в продолжении действия. Т.е. чтобы роман стал «фельетоном», недостаточно просто разделить повествование на фрагменты и отдать в печать, требуется определенная нарративная стратегия, создающая определенный ритм повествования и ритм романной интриги. По мнению Ж.-К. Азумея, одного из авторов статьи «фельетон» в Международном словаре литературных терминов, для романа-фельетона прежде всего важен тип рассказывания, а не предмет рассказа, соглашение читателя с повествованием – часть внутренней организации произведения, а не тип референции.

Не менее важно для определения специфики этого жанра взаимоотношение повествователя с читателем, которое устанавливается внутри романного текста. Современная теория литературы предлагает достаточно большой выбор терминов «для обозначения читателя как конструкта эстетического объекта», в данном случае – литературного произведения: «абстрактный читатель» (Я.Линтвельт), «образцовый читатель» (У.Эко), «имплицитный читатель» (В.Изер), «концептуальный, феноменологический читатель» (А.Компаньон), всякий раз отмечая его несовпадение, но и определенное созвучие с читателем «эмпирическим», «реальным», «историческим».   Форма романа-фельетона требовала от автора общедоступности, способности заинтересовать и держать в напряжении широкую демократическую читательскую аудиторию, создавать сильные и запоминающиеся характеры и ситуации; она вызывала необходимость в быстрой и динамичной фабуле, неожиданных перипетиях и поворотах в развитии действия

Современники не всегда замечают второсортность некоторых из этих литературных явлений, как то и случилось в некотором роде с Э. Сю, который поначалу читался всеми социальными группами и «волновал» даже представителей «высокой культуры» и только потом скатился в «писатели, читаемые одним лишь народом».   

История жанра фельетон

Истоки жанра фельетон уходят в XVIII век. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона .

Жанр фельетон в русской литературе впервые возникает в 1820 году в журнале «Вестник Европы»:

Иногда фельетон выступал в роли так называемой газетной беллетристики, где художественная манера не всегда достигала высоты подлинного эстетического уровня. Как это ни покажется ныне странным, фельетон когда-то имел вполне позитивную направленность. Сатирическую окраску он приобрёл в новейшее время. Более близок к изначальному смыслу роман-фельетон.

Принято выделять два основных вида фельетона, различающихся типом повествования:

  1. беллетризованный (конкретно-изобразительный);
  2. аналитический (обобщающе-характеризующий).