Реабилитация учения
Британский эволюционный биолог Ричард Докинз заявил в своей газетной статье в 2006 году, что евгеника — наука будущего. Он также заявил, что из-за того, что науку в своих интересах использовали нацистские лидеры, на ней лежит тень, препятствовавшая на протяжении нескольких десятилетий проведению объективных исследований в этой области.
Исследователь добавил, что, по его мнению, подобный подход мало чем отличается от селекции в сельском хозяйстве. Разумеется, в своем оправдании евгенического подхода ученый основывается на том, что со времен Третьего Рейха этика науки не стояла на месте и сможет дать ответ на многие сложные вопросы и помочь найти решение в неоднозначных ситуациях.
Однако подход Докинза существенно отличается от его предшественников. Он не столько предлагает влиять на результат беременности и заниматься искусственным отбором, сколько настаивает на том, что евгеника поможет человеку больше узнать о самом себе. Например, после прохождения генетических тестов родители не станут тратить время на обучение ребенка музыке, если тесты не покажут соответствующих способностей. Предполагается, что подобные тесты помогут улучшить достижения в спорте, если люди будут знать свои сильные и слабые стороны. По мнению Докинза, решением многих проблем современного мира может стать генетика и евгеника.
Что такое дискриминация, предлагает вспомнить Международный комитет по биоэтике, члены которого считают, что такой подход открывает дорогу дискриминации и стигматизации и ставит под сомнение идею всеобщего равенства людей.
Несмотря на то что современные сторонники евгеники всячески избегают сравнения с практиками двадцатого века, используя слова «репродуктивная генетика» и «зародышевый выбор», фактически все эти исследования являются частью селекции человека.
Одна из наиболее распространенных сегодня медицинских процедур — пренатальный скрининг — тоже может рассматриваться как форма реализации евгенического подхода. С медицинской точки зрения, такой скрининг может предупредить рождение ребенка с серьезными генетическими отклонениями и наследственными заболеваниями.
Вернувшаяся евгеника
Что такое евгенические принципы, становится понятно, если взглянуть на проблему ретроспективно. В первую очередь стоит разобраться со значением самого слова. В переводе с древнегреческого слово переводится примерно как «благороднорожденный». Так зародилось учение евгеника. Что такое искусственный отбор, стало понятно в 1883 году, когда ученый Ф. Гальтон опубликовал свой фундаментальный труд «Исследование человеческих способностей и их развитие».
Главной опорой ученых-евгеников была идеология генетической детерминированности. Суть учения Гальтона сводилась к тому, что ни воспитание, ни образование не влияют радикальным образом на манеру поведения, но ведущую роль имеет наследственность, которая определяет, в том числе и социальное поведение.
С публикации этой книги началось победное шествие евгеники по университетам Европы. Новая наука заслужила себе место в академической среде.
Конвенция о биомедицине и правах человека[править]
Страны — члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых и не только стран), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека года.
Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица.
Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.
Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит:
- В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов.
- Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.
Существующие международные документы, по данной теме:
Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, ЮНЕСКО, 1997
- Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, ) и дополнительные протоколы к ней: о запрете клонирования человека, о трансплантологии и биомедицинских исследованиях.
- Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, ЮНЕСКО,
- Декларация о клонировании человека, ООН,
- Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации ( года, с последней редакцией года) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».
Неизбежная евгеника
Тем не менее технологии уже позволяют контролировать или, по крайней мере, расшифровывать наследственную информацию, а в будущем станут точнее и дешевле. Оттого специалисты по биоэтике рассуждают о новой евгенике — либеральной. Называется она так потому, что касается благополучия отдельных людей, а не общества и государства в целом. В ее основе — личная свобода выбора родителей в согласии с их ценностями и представлениями о лучшей жизни. То есть законы не указывают, что хорошо, а что плохо, и не обязывают пару вообще что-то предпринимать.
На первый взгляд, в такой евгенике нет ничего дурного, но возникают трудные вопросы. Вот некоторые из них.
Родители обязаны менять гены ребенка ради его будущего или только могут это делать, а могут и оставить все как есть?
Можно ли менять гены эмбриона, если получить его согласие в принципе невозможно?
Что допустимо: предотвращать болезни или также улучшать признаки? Где проходит граница между лечением и улучшением? Все ли, что кажется улучшением, на самом деле таково? К примеру, самые умные люди — самые счастливые?
Пусть государство не диктует, что хорошо, а что плохо, но в культуре все же существуют устойчивые предрассудки. Если позволить родителям выбирать, не попросят ли они высокого белого гетеросексуального мальчика, ведь у него будет больше шансов преуспеть в жизни? Иными словами, доступное редактирование генома может укрепить расизм, сексизм, гомофобию и другие предубеждения.
Генные технологии сложнее и дороже, чем прививка от полиомиелита, поэтому еще долго будут доступны только избранным. Вдруг социальное и экономическое неравенство укоренится в биологии человека?
Не изменимся ли мы со временем настолько, что перестанем быть людьми?
Исторический аспект
Древний мир и средние века
Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности; и не только скотоводам.
Так, в Авесте приводится диалог с иранским Ноем: «Так сказал Ахура-Мазда Йиме: «И ты сделай Вар (глинобитную крепость) размером в бег (мера длины) на все четыре стороны и принеси туда… семя всех самцов и самок, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех родов скота, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех растений, которые на этой земле высочайшие и благовоннейшие… Пусть там не будет ни горбатых спереди, ни горбатых сзади, ни увечных, ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни порочных, ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокажённых, чья плоть выброшена, ни с другими пороками, которые служат отметинами Анхра-Манью, наложенными на смертных».
В VI в до н. э. древнегреческий поэт Феогнид писал: «Мы ищем быков, ослов и жеребцов хороших статей и верим в то, что от хорошего будет хорошее. И вместе с тем хороший человек не остерегается брака с порочной дочерью порочного родителя… Так не удивляйся ухудшению стати нашего народа из-за того, что хорошее смешивается с низменным».
Плутарх утверждал, что в Спарте детей, признанных неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, живьём сбрасывали в пропасть. Долгое время историческая наука принимала на веру это утверждение, но никаких доказательств тому, кроме свидетельств Плутарха, найдено не было. В 2007 году греческие археологи опровергли этот миф.
Платон в своем труде «Государство» писал, что не следует растить детей с дефектами или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин, с тем чтобы они оставляли высококачественное потомство.
Схожие идеи выдвигал и Аристотель, считавший, что государство должно всячески способствовать увеличению количества индивидов, относимых к высшим типам.
Существование подобных концепций в эпоху Возрождения подтверждается строкой Шекспира в «Буре» (акт IV, сцена I), следующим образом описывающей Калибана: «Дьявол, прирожденный дьявол, на чью природу воспитание никак не может повлиять.» (A devil, a born devil, on whose nature Nurture can never stick). С тех пор в англоязычном мире дискуссия о роли наследственности и социальных факторов в формировании личности получила символическое обозначение Nature versus Nurture.
У народов Крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых как не способных выжить в суровых условиях тундры.
Классовое разделение британского общества на основе наследственности по Гальтону
Рождение понятия «евгеника»
Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1863 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», ).
В 1883 году Гальтон ввёл понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных (см. Селекция), а также по охране и улучшению наследственности человека.
В этот же период были сформированы основные идеи социального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1907 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы». В том же году им было основано Общество евгенического образования, ставшее первым в мире евгеническим обществом.
Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».
Первоначально перед евгеникой ставились гуманные цели (борьба с наследственными заболеваниями, общее увеличение интеллектуального потенциала человечества и т. п.). Евгеника была поддержана современными Гальтону научными кругами и стала академической дисциплиной, преподававшейся во многих колледжах и университетах.
Мозг преступников, университетская библиотека штата Пенсильвания, 1920-е годы
Советская евгеника: секс отдельно, дети отдельно
Советскую Россию мода на евгенику тоже не обошла: в 1920 году в Москве открылось Русское евгеническое общество. Его создатель — профессор Николай Кольцов, легендарный биолог, основатель Института экспериментальной биологии, один из пионеров русской генетики. Свои взгляды на вопрос он изложил в статье «Улучшение человеческой породы»:
Кольцов добавлял, что это, пожалуй, единственный путь как-то облагородить человеческую природу: к идеалистическим идеям улучшить человека через повышение его культурного уровня он относился довольно скептически. (Конечно, такие взгляды шли вразрез с теорией исторического материализма и ее главным принципом «бытие определяет сознание» — что вскоре станет лишним поводом для разгрома советской генетики, а с ней за компанию и евгеники.)
Правда, Кольцов признавал, что на практике реализовать «антропотехнию» проблематично:
Зато проект такой реализации вскоре предложил другой советский генетик, Александр Серебровский. В статье «Антропогенетика и евгеника в социалистическом обществе» (1929) он критиковал евгенические идеи западных коллег за излишнюю мягкость:
В советском же государстве зачатие должно происходить только в результате искусственного осеменения спермой лучших производителей. При этом Серебровский не отрицал любви, сексуального влечения и прочих иррациональных проявлений человеческой природы: просто, писал он, всё это должно быть отделено от деторождения. Пусть влюбленные сколько угодно занимаются сексом в свое удовольствие, это их личное дело; а вот дети — дело общественное, и тут нельзя полагаться на случай.
Технологии, резонно замечал Серебровский, уже есть и многократно опробованы в животноводстве. Всего-то и надо — разрушить в мужчинах дурацкое буржуазное желание воспитывать только своих детей, а в женщинах — мещанский предрассудок «рожать от любимого человека»:
По меркам 1920-х идея не выглядела слишком радикально. Так, еще за три года до статьи Серебровского популярный поэт и драматург С. Третьяков опубликовал пьесу «Хочу ребенка» с очень «евгеническим» сюжетом (ее собирался ставить Мейерхольд, но процесс затянулся, а потом и евгеника, и сам Мейерхольд оказались в опале).
Происхождение понятия евгеники
Хотя практика уже существует, термин «евгеника», греческое слово «родившийся», был создан англичанином Фрэнсисом Гальтоном в 1883 году.
Фрэнсис Гальтон
Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина, был ученым, который увлекался вопросами, связанными с биологическим наследованием. Он считал, что если бы можно было количественно определить наследственность, можно было бы производить лучших людей.
Концепция евгеники человека оказала большое влияние в Соединенных Штатах. После промышленной революции многие крестьяне мигрировали в города в поисках работы и, следовательно, лучшей жизни.
В этот период Соединенные Штаты впервые столкнулись с проблемой социального распределения.
Помимо миграции крестьян, еще одним поразительным фактом стало прибытие многих иммигрантов, особенно из Европы.
Концепция Гальтона, на самом деле, была направлена на манипулирование генетикой человека для улучшения будущих поколений.
Тем не менее, евгеника в конечном итоге взяла на себя другие нити в Соединенных Штатах, и считается, что они не только позволяют воспроизводить гениев (цель Гальтона), но и предотвращают людей, считающихся неполноценными и недостойными в передаче своей наследственности, для размножения себя.
Затем приходит то, что было названо негативной евгеникой .
Узнайте больше о наследственности.
Культиваторы генов
В Германии «Семья Калликак» впервые вышла еще в 1914 году. Как указывает в своей книге Карл Циммер, Адольф Гитлер прочитал ее спустя десять лет, пока сидел в тюрьме. К власти Гитлер пришел в январе 1933 года, а уже в июле в Германии был принят закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями. Среди прочего в список попали шизофрения, наследственные слепота и глухота, хорея Гентингтона, заячья губа.
Закон позволял стерилизовать больных людей, чтобы те не произвели такое же потомство. Решение принимал судья и два медика. Слабоумие выявляли с помощью тестов наподобие тех, что использовались в Америке. Через полтора года еще один новый закон обязал немцев предоставлять справки о состоянии здоровья перед вступлением в брак.
В книге The Nazi Doctors Роберт Джей Лифтон пишет, что врачам в Третьем рейхе так объясняли их миссию: они должны заботиться о том, чтобы люди осознавали весь свой расовый потенциал, не просто лечить больных, а взращивать гены, поддерживать чистоту крови и проповедовать законы природы.
Самой милосердной терапией для неизлечимых и безумных считалось умерщвление, поэтому стерилизация была только первым шагом. Дальше нацисты стали убивать «дефективных» детей в больницах, потом — взрослых. В основном расправлялись с пациентами психиатрических лечебниц, часть из которых переделали в центры для проведения эвтаназии.
Одна такая лечебница располагалась в замке Графенек. Переоборудованной она была открыта с января по декабрь 1940 года, после чего программу пришлось свернуть из-за возмущения немцев. Но убийства не прекратились. Наоборот, нацисты уничтожали все больше людей: больных, преступников, гомосексуалов, евреев, цыган и других неарийцев — просто делали это тайком и в основном на оккупированных территориях.
Истребление людей остановили только советские и союзнические войска под конец Второй мировой войны. Но они не победили евгенические идеи.
В популярной культуре
- Биопанк — направление в научной фантастике
- Роман «Город Солнца» (1602) Томмазо Кампанеллы
- Повесть «Собачье сердце» (1925) Михаила Булгакова
- Роман «О дивный новый мир» (1932) О. Хаксли
- Роман «Там, за гранью» (1942) Роберт Хайнлайн
- Роман «Достаточно времени для любви или жизни Лазаруса Лонга» (1973) Роберт Хайнлайн
- Повести «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Волны гасят ветер» (1984) А. и Б. Стругацких
- Бене Джессерит — организация во вселенной Дюны (с 1965) Фрэнка Герберта
Квизац Хадерах — мужчина, способный заглядывать в генетическую память предков
- Роман «Схизматрица» (1985) Брюса Стерлинга; Шейперы — антагонисты Механистов (киборгов)
- Цивилизация цикла «Сага о Форкосиганах» (с 1987) Лоис Макмастер Буджолд
- Цикл книг «Хроники полукровок» (известный также как «Эльфийская дилогия»; с 1991) Андрэ Нортон
- Роман «Выбраковка» (1999) Олега Дивова
- Роман «Геном» (1999) Сергея Лукьяненко
- Роман «Девочка в стекле» (2005) Джеффри Форда
- Роман «Из Нового Света» (2008) Юсукэ Киси
- Роман — компьютерная игра «Квест» (2009) Б. Акунина
- Вселенная BattleTech (с 1984)
- «Тран. Создатель чудовищ» Джордж Роберт Кинг
- «Новый Вавилон» — социальная фантастика Игоря Миста
- Джэффри Сэкетт, «Клеймо оборотня»
- Сериал «Доктор Кто» (1963..1989)
- 4 сезон, 4 и 5 серии (План сонтаранцев; Отравленное небо)
- 4 сезон, 6 серия (Дочь Доктора)
- 4 сезон, 12 и 13 серии (Украденная Земля; Конец Путешествия)
- специальные рождественский (25 декабря 2009) и новогодний (1 января 2010) выпуски (Конец Времени)
- 6 сезон, 5 и 6 серии (Мятежная плоть; Почти люди)
- Звёздный путь: оригинальный сериал; Сезон 1. Серия 22 (1967)
- Сериал «Секретные материалы
1 сезон, 11 серия (Ева)
» (1993..2002)
- Фильм «Гаттака» (1997)
- Аниме-сериал Звёздный герб (Seikai no Monshou, Seikai no Senki) (1999)
- Фильм «Багровые реки» (2000)
- Сериал CSI: Место преступления — Лас-Вегас (с 2000)
- Сериал «Темный ангел» (2000—2002)
- Фильм Бессмертные: Война миров; корпорация «Евгеника» (2004)
- Фильм «Остров» Майкла Бея (2005)
- Фильм «Идиократия» (2006)
- Фильм «Новый человек» (2007) Клауса Хярё
- Сериал «Расследование Мёрдока» 3 сезон 8 серия «Будущее не совершенно» (2010)
- Фильм «Химера» режиссёра Винченцо Натали (2010)
- Роман «Проект Феникс» Франк Тилье
- Фильм Стартрек: Возмездие (2013)
- Фильм Столетний старик, который вылез в окно и исчез (2013)
- Сериал «Больница Никербокер» (2015)
- Сериал «Черное Зеркало» (2011) 3 сезон 5 серия «Люди против огня»
- Компьютерная игра «STASIS» (2015)
- Компьютерная игра «CAYNE» (2017)
- Компьютерная игра «Fallout 4» (2015)
- Сериал «Sпарта» (2018)
- Сериал «Тёмное дитя» (Orphan Black) (2013)
- Фильм «Дитя робота» (I Am Mother) (2019)
Основные понятия
Что такое евгеника? Можно ли назвать это направление научным, и есть ли у него будущее? Об этом до сих пор ведутся споры. Кто-то называет евгенику псевдонаукой, кто-то – наукой будущего. Для многих деятелей, занимающихся вопросами улучшения генотипа, грань между научными исследованиями и расизмом является слишком тонкой. В этом учении пересекаются этические и социальные нормы, поэтому воспринимать его только как науку нельзя.
Термином «евгеника» обозначают научную деятельность, направленную на сохранение и улучшение наследственных характеристик человеческого организма. Слово это греческого происхождения и дословно обозначает «хороший род». Таким образом, евгеника – это наука, изучающая влияние различных окружающих и наследственных факторов на врожденные качества человека. Цель деятельности – определить негативные показатели и свести их присутствие к минимуму.
Многие ученые в разное время стремились отделить внешние факторы от генетических. Однако, как показали исследования, это невозможно. Эти факторы взаимодействуют между собой. Так, например, климатические условия формируют такие свойства организма, как пигментация кожи, а социум, в котором обитает человек, оказывает значительное влияние на его психику в целом.
Евгения и гигиенизм
Евгеника состояла из ряда мер, направленных на улучшение генетического качества населения.
Основная цель состояла в том, чтобы гарантировать, что люди, считающиеся «ограниченными» (такие как люди с ограниченными возможностями, наследственные проблемы со здоровьем, заразные заболевания и другие расы, кроме белой расы), не воспроизводят, чтобы гарантировать, что население было сформировано из людей, считающихся превосходящими, более умными и с физическими характеристиками, которые считались «желательными».
С учетом этой цели были приняты некоторые меры, такие как стерилизация лиц, считающихся «ограниченными», потому что гигиенисты считали, что они не достойны передачи наследственности, браков между белыми людьми и людьми других рас и т. Д.
Гигиена, в свою очередь, была направлена на улучшение здоровья населения посредством мер, которые защищали изменения в социальных моделях и определенное поведение самых бедных слоев населения.
Появление гигиенизма произошло после размышлений врачей и санитариев о постоянной проблеме эпидемических вспышек таких заболеваний, как туберкулез и желтая лихорадка.
Некоторые из мер, защищаемых гигиенизмом, были:
- Водоподготовка.
- Заземление луж.
- Размещение кладбищ и бойни в отдаленных районах города.
- Регулирование минимальной высоты потолков в жилых помещениях для обеспечения достаточной вентиляции.
- Рекомендации по периодической уборке жилья.
- Создание социальных служб, ориентирующихся на жилищные условия.
Точка соприкосновения евгеники и гигиены
Как меры, принятые евгенистами, так и гигиенистами, в конечном итоге породили большую волну предрассудков и сегрегации по отношению к определенной части населения.
С евгеникой чернокожие, иммигранты, гомосексуалисты и люди с серьезными проблемами со здоровьем стали считаться неполноценными.
Гигиена, с другой стороны, принесла большие предубеждения против более бедного населения, потому что большие эпидемии, которые опустошали население, были приписаны их плохим условиям жизни.
Разница между евгеникой и гигиеной
Несмотря на то, что в качестве общей точки зрения существуют предубеждения, возникающие в отношении части населения, евгеника и гигиена имеют в качестве основного различия меры, используемые каждым для достижения своих соответствующих целей. Считается, что в некотором роде оба искали сохранение привилегированных слоев общества.
В то время как евгеника обосновывала свои основы, основываясь на генетическом охвате (наследственность хорошей генетики гарантировала бы существование / сохранение расы, считающейся превосходящей), гигиенизм основывал свои меры на здоровье (изменение социальных привычек и гигиены, главным образом слоев). беднее улучшит здоровье).
Популярность и сомнительная репутация
В первые десятилетия XX века она приобрела такую популярность, что некоторые государства стали задумываться о применении на практике ее основных положений. Так состоялся союз Германской нацистской науки и евгеники. Именно при нацистском режиме получили наиболее ужасное распространение такие меры, как принудительная стерилизация, эксперименты над живыми людьми и уничтожение целых групп населения, признанных правительством нежелательными.
Однако евгенические законы применялись и далеко за пределами нацистской Германии. Например, в США в некоторых штатах беднякам и людям с низким IQ предлагали вознаграждение за прохождение добровольной стерилизации. Предполагалось, что люди с нежелательными качествами могут испортить генофонд самим фактом рождения детей.
В первую очередь евгеника — это наука, изучающая искусственный отбор, главным объектом которого становится человек. Существуют два способа осуществлять контроль над таким отбором: так называемая позитивная евгеника концентрируется на стимулировании браков, в результате которых рождаются дети с востребованными чертами; негативная генетика основана на исключении рождения детей с дефектами развития или чертами, нежелательными для общества. С развитием диагностических медицинских технологий в арсенале евгеники оказались такие способы контроля рождаемости, как генетические тесты и УЗИ-диагностика.
Наследственность.
Что касается первой проблемы, то генетика учит нас, что наследственность определяется генами. Эти наследственные единицы в одинаковом числе присутствуют в обеих половых клетках (яйцеклетке и сперматозоиде), которые объединяются при оплодотворении. Таким образом, наследственность формируется двумя родителями. Существенно, что каждому гену, унаследованному от матери, соответствует аналогичный ген, унаследованный от отца. В таких парах гены не всегда одинаковы, так как в результате редких, но необратимых изменений, называемых мутациями, возникают их новые варианты. Когда парные гены различаются (состояние, обозначаемое как гетерозиготное), один из них, называемый доминантным, оказывает решающее воздействие на определяемый признак; проявление второго гена – рецессивного – будет скрыто, хотя он без изменений передается из поколения в поколение. Человек с парой генов (Вв), одним для карих глаз (В), другим для голубых (в), будет кареглазым, а присутствие гена, обусловливающего голубые глаза, останется совершенно незаметным. Голубоглазый человек должен унаследовать два гена голубых глаз, по одному от каждого родителя. (Наличие одинаковых парных генов обозначается как гомозиготность.) Доминирование осуществляется не всегда, и в некоторых случаях можно наблюдать проявление обоих генов, действующих совместно. Например, пара генов, один из которых определяет группу крови А, а другой группу В, совместно дают группу крови АВ. Тем не менее каждый индивид обладает, по-видимому, многими рецессивными генами, однако в большинстве своем они находятся в гетерозиготном состоянии и потому не проявляются. Значение такого положения для евгеники совершенно ясно: существенная часть генов любого человека, и соответственно всей популяции, скрыта, и в отношении их евгенические меры должны предприниматься вслепую.
Многие признаки, в частности интеллект, определяются не двумя генами, а особой комбинацией доминантных генов (из разных пар), возможно, вместе с некоторыми гомозиготными рецессивными генами. Эти комбинации очень редко наследуются целиком и в неизменном виде по той причине, что индивид наследует не все гены от одного родителя, а только половину от каждого, точнее по одному гену из каждой пары генов родителя. Выбор определенного гена из каждой пары случаен. Гены, локализованные в различных хромосомных парах, отбираются по воле случая и, даже находясь в одной паре хромосом, могут быть частично рекомбинированы. Поэтому чем большее число генов определяет данный признак, тем меньше вероятность передачи их конкретной комбинации в неизменном виде следующему поколению. Почти все комбинации распадаются в процессе созревания половых клеток, и при объединении яйцеклетки и сперматозоида формируются новые сочетания. Данная пересортировка и рекомбинация генов имеют совершенно особое значение для евгеники, так как бульшая часть социально значимых характеристик человека зависит от многих генов, комбинации которых не могут быть сохранены независимо от того, хороши они или плохи. Более того, определенный ген, дающий в большинстве сочетаний неблагоприятный эффект, в каком-то одном сочетании может быть благоприятным, и наоборот. Очень редко мы можем оценить полное действие гена; судить о нем приходится по итоговому результату взаимодействия генов.