Сюрреализм в живописи: топ-5 художников

Рене Магритт «Вероломство образов»

Сюрреализм в живописи: топ-5 художников «Это не трубка», 1928, Рене Магритт. Находится в музее Лос Анджелеса LACMA

Картина «Вероломство образов», написанная во второй половине 1920-х годов, изображает курительную трубку, кажущуюся чересчур реальной — тонкие линии изгиба, блики и тени. Вероятно, произведение не вызвало бы бурного обсуждения в художественном мире, если бы не одна деталь: выведенная словно детским аккуратным почерком надпись «Ceci n’est pas une pipe», что в переводе с французского означает «Это не трубка».

В этом весь : наше видение (в данном случае воплощенное на холсте) и реальный объект не тождественны. Как можно быть уверенным, что мы видим действительно то, что видим? Вспомните, как однажды ошиблись, приняв в темноте предмет за то, чем он не является — вдруг мы допускаем эту оплошность постоянно?

В 1966 году Магритт создаёт работу под названием «Две загадки», где вновь фигурирует курительная трубка. Художник предлагает развитие своих ранних идей: если мы не уверены, что наше восприятие соответствует действительности, то как мы можем подтвердить истинность этого суждения, не попадая в свою же ловушку?

Сюрреализм в живописи: топ-5 художников «Две тайны», 1966, Рене Магритт. Находится в частной коллекции

Подобная концепция оказала влияние на дальнейшее развитие искусства и литературы. Например, известный философ Мишель Фуко написал эссе «Это не трубка», где подробно анализировал и дополнял идеи Магритта. Более того, формулировка «Это не…» была взята на вооружение маркетологами. Самой оригинальной является рекламная кампания страховой фирмы Allianz, где на плакатах с изображениями курительной трубки, молотка, и банановой кожуры, соответственно, находятся надписи «Это не трубка — Это загрязнитель бронхов», «Это не молоток — Это вечный расплющиватель пальцев», «Это не кожура банана — Это злостный вредитель спине».

Сюрреализм в живописи: топ-5 художников Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не банановая кожура»Сюрреализм в живописи: топ-5 художников Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не молоток»Сюрреализм в живописи: топ-5 художников Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не черепица»

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль сегодня, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить сегодня, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире сегодня, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др сегодня, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи сегодня, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме сегодня, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала сегодня, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи

История сюрреализма

Сюрреализм как художественное направление сформировался во Франции к началу 1920-х годов. Основателем и теоретиком сюрреализма был Андре Бретон, французский писатель и поэт. Но сам термин «сюрреалистический» впервые появился в 1917 г. в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера.Однако основателем сюрреализма считают нидерландского художника, крупнейшего мастера Северного Возрождения, одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства – Иеронима Босха (1450-1516).Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предпринимались множественные попытки объяснить его значение, дать ему толкование. Многие считают Босха сюрреалистом XV в., извлекавшим свои образы из глубин подсознания.

И. Босх. Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»Сальвадор Дали́ считал себя наследником Босха.Сюрреализм сложился под влиянием теории психоанализа Фрейда, хотя не все сюрреалисты увлекались психоанализом. Главной целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Свобода и иррациональность – важнейшие ценности сюрреализма.Часто сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они использовали автоматическое письмо – самопроизвольный процесс, являющийся результатом бессознательной деятельности пишущего, который при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса. Автоматическое письмо использовалось психологами-фрейдистами и их последователями как метод психо- и самоанализа. Теоретики такого метода утверждали, что автоматическое письмо даёт исследователю представление о глубинных проблемах психики пишущего. Автоматическое письмо, наряду с автоматическим рисунком, автоматическим музицированием стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма.Зародившись во Франции (в Париже), сюрреализм с 1920 по 60-е годы распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии, а в 80-х годах добрался и до Австралии.Первый Манифест сюрреализма в 1924 г. создал Андре Бретон.Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом фьюмаж. Сутью этой техники является получение изображения при помощи копоти свечи или керосиновой лампы. Фьюмаж впоследствии использовал и Сальвадор Дали в качестве основы, покрываемой затем красками.

В. Паален «Запретная страна» (1936-1937)

В. Паален «Планетарное лицо» (1947). Музей модерн (Сан-Франциско)

«Трасса 60» (2002)

Фильм вышел давно, уже лет 15 минуло с тех пор. Но в пространстве культуры время уже не имеет такого значения. Самое интересное остается, а проходное пропадает и выпадает из человеческого обихода и исчезает из памяти. Но «Трассу 60» продолжают смотреть. И не в последнюю очередь потому, что к фильму применимо прилагательное «сюрреалистичный». Это станет очевидно, если обратиться к материалу вновь, или же в первый раз насладиться кинокартиной.

И даже главный герой, Нил Оливер, произносит слово «сюр», когда проходит собеседование при приеме на «работу». А это явная отсылка к нашей сегодняшней теме. И тут нужно вернуться к тому, что «сюрреализм», как понятие и определенное ощущение от бытия, фактически не имеет аналогов. Да, люди говорят «сюр», когда им становится очевидна абсурдность существования, но все же философский абсурдизм (А. Камю, Л. Шестов) или литературный (Д. Хармс) имеет мало общего с подлинным сюрреализмом.

Что стоит добавить? Словосочетание «сюрреалистичное впечатление» ближе, скорее, к магическому ощущению. Но здесь нет никаких канонов. Теперь читатель знает историю движения и его основные идеи и может сам прекрасно понять, что такое сюрреализм. Подлинное освоение некоторых знаний дается не так-то просто, потому что они сложны сами по себе.

Сюрреализм в живописи: топ-5 художников

Макс Эрнст «Слон Целебеса»

Сюрреализм в живописи: топ-5 художников «Слон Целебеса», 1921, Макс Эрнст. Находится в Современной галерее Тейт

«Слон Целебеса» — первое масштабное произведение Макса Эрнста, ставшее одним из ключевых для сюрреализма. Созданная после Первой мировой войны работа стремится выразить весь ужас милитаризма. Сам художник писал: «1 августа 1914 года Макс Эрнст умер. Он воскрес 11 ноября 1918 года молодым человеком, который стремился обнаружить мифы своего времени». Вероятно, здесь он пытается разрушить веру в человеческую рациональность — как можно полагаться на разум, если он привёл к войне?

Целебес — остров в Индонезии (сейчас Сулавеси), который своими очертаниями напоминает слона. Эрнст также говорил, что название ему навеяла неприличная считалка немецких школьников, где есть фраза «слон с Целебеса, похожий на беса».

Эрнст рассказывал, что композиция картины пришла ему в голову, когда он увидел в антропологическом журнале фотографию большой корзины для зерна, используемой племенами в Южном Судане. Это объясняет и ритуальные столбы, изображённые на картине. Возможно, художник хотел сказать, что божества, перед которыми благоговели и которым поклонялись люди на заре человечества, никуда не ушли, а лишь переродились в другие, милитаристско-технические, формы.

Механический слон, вызывающий в памяти образы танка, противогаза, печи, кажется огромным по сравнению со светлой женской фигурой на первом плане, которая словно зовёт его за собой неестественно повёрнутой рукой. У женщины нет головы — означает ли это, что творение может погубить своего же творца?

Читайте материалы о других художниках, работавших в стиле магического реализма, на Losko. Например, об  и его архитектуре одиночества или  и его картинах-загадках.

Сюрреализм – это…

Занимательное и смелое движение начала 20-х годов 20-го века. Основателем считается Андре Бретон (1896-1966). Именно из-под его пера в 1924 году вышел первый манифест сюрреализма. Основное понятие учения – «сюрреальность», то есть, если переводить буквально с французского, «сверх- и надреальность». Деятели движения хотели омолодить старушку-действительность, насытив ее новыми смыслами. Главный принцип направления – это смешение действительности реальной и сновидческой. Две противоположные сущности соединялись в причудливых коллажах совсем так, как это бывает обычно во сне, либо перемещением нехудожественных, обыденных предметов в художественную среду, таким образом творилось искусство. Это технология называется заграничным словосочетанием ready-made.

Неудивительно, что представители движения хотели свободы и революции, но прежде всего — перестройки сознания, справедливо полагая именно ее началом всех перемен. Какой смысл помещать человека в новые условия бытия, если он еще ментально к этому не готов? Правильно, никакого! Для того чтобы полнее понимать, что означает сюрреалистичный, необходимо глубже проникнуть в идеи самого движения. Рассмотрим последние хотя бы немного.

Сюрреализм в живописи: топ-5 художников

№1. Сюрреализм развился из движения Дада, которое возникло в первой мировой войне.

Дада или Дадаизм был художественным движением в Европе, которое развивалось как реакция на Первую мировую войну. Он был запущен в 1916 году в Цюрихе несколькими поэтами и художниками, включая Хьюго Болла, Тристана Цара и Жана Арпа. Дадаисты полагали, что чрезмерная рациональная мысль и капиталистические ценности принесли войну миру. Они отвергли логику, разум и эстетику современного капиталистического общества. Вместо этого выразили глупость, иррациональность и антибуржуазные протесты в своих произведениях. Вскоре после войны многие участники движения Дада начали экспериментировать с тем, что сейчас известно как сюрреалистический автоматизм, художественный метод, при котором художник подавляет сознательный контроль и допускает спонтанность, позволяя бессознательному разуму оказывать большее влияние. Эти художники считали, что автоматизм — лучшая тактика изменений в обществе.

Сюрреализм в живописи: топ-5 художниковКартина в стиле дадаизм

Сюрреализм в живописи

Сюрреализм в живописи: топ-5 художниковПольский художник и фотограф Здзислав Бексиньский (Zdzisław Beksiński)

В искусстве автор-сюрреалист описывает свои собственные мысли без какой-либо остановки или структуры, это называется автоматическим письмом. Сопоставление форм в сюрреалистической картине обычно показывает образы, которые соединяют «трудно уместные вместе» предметы.

Однако, даже если они и могут быть «трудно уместные вместе», сюрреалист пытается установить связь между предметами сюрреализма, используя своё бессознательное и создавая эти ассоциации с этими сопоставлениями.

Ключевой характеристикой сюрреализма является то, что художник полагается на своё бессознательное. А реальность и сознание объединяются с этим состоянием сознания, когда бессознательное находит способ выразить реальность и передать её на полотна, которые эти художники создают.

Художники-сюрреалисты:

  • Сальвадор Дали;
  • Жоан Миро;
  • Леонора Каррингтон;
  • Ив Танги́ (Рэмон Жорж Ив Танги);
  • Рене Магритт.

История сюрреализма

Сюрреализм появился во Франции в 1920-ые годы. Он пришел на смену нескольким направлениям, одно из которых – дадаизм. Дадисты постоянно бросали вызов обществу – придумывали арт-объекты из мусора, рисовали на заборах, создавали картины необычным способом. Например, краску на холст они наносили не кистями, а буквально бросали ее, чтобы получать яркие брызги разных цветов.

Дадаизм отвергал все принятые правила, вместо системы в творчестве появляется хаос. На смену разрушительному течению приходит сюрреализм. Хотя у двух направлений есть общие черты, но цели разные. Сюрреалист – это созидатель. Предшественниками французского сюрреализма считают также фюмизм, изощренно высмеивающий действительность, и кубизм, от которого сюрреалисты переняли необычный способ показывать трехмерные изображения.

Значение слова «сюрреализм» можно найти в литературной и художественных энциклопедиях, а также в философских словарях. Оно происходит от французского «surrealisme», что дословно переводится как «сверхреализм». Понятие введено драматургом Гийомом Аполлинером – первое упоминание встречается в одной из его работ начала 20 века.

Родоначальниками течения считаются Андре Бретон, Филипп Супо и Луи Араго. В мае 1920 вышла в свет книга «Магнитные поля», в которой можно познакомиться с одной из главных художественных идей сюрреализма – автоматизмом.

Сюрреализм в живописи: топ-5 художников

На фото Андре Бретон

Андре Массон делал необычные «автоматические» рисунки – он долго водил по листу карандашом или ручкой, пока на бумаге не начинали проступать образы, в которых можно было угадать очертания привычных предметов.

Сюрреализм в фотографии

Если забыть о том, что фотография должна изображает реальность, перед нами появится совершенно другое психологическое, философское и художественное «поле».

Сюрреализм в живописи: топ-5 художниковФотограф Нико Глассман

Сюрреалистические фотографии описывают по-разному: странными, необычными, нереальными, своеобразными, нелогичными, иррациональными, галлюцинаторными, удивительными, поразительными, дезориентирующими, расстраивающими, похожими на сны, даже беспокоящими и анархистскими.

Они стирают границы между реальностью и фантазией, показывают вещи, которые невозможны в обычной жизни. Они вызывают яркость воображения, что ведёт к интерпретациям мира, выходящим за пределы нашего обычного восприятия.

Сама приставка из французского «sur» кричит о реальности за пределом, выше и больше, чем знакомая нам реальность.

Фотографы сюрреалисты:

  • Ман Рэй (1890–1976; художник, фотограф и кинорежиссёр);
  • Морис Табар (1897–1984);
  • Ханс Беллмер (1902–1975; график, скульптор, фотограф, иллюстратор, писатель);
  • Дора Маар (1907–1997; художница, фотограф);
  • Эрик Йоханссон (родился в 1985 г.).

Узнайте, что такое Абстракция, Культура и Искусство.

Что такое сюрреализм?

Сюрреализм дословно обозначает «совмещение сна и реальности». Направление искусства, ставящее своей целью возвышение духа и отделение его от материального.

Сюрреалисты творили, не обращая внимания на привычную и традиционную эстетику. Часто в этом им помогали гипноз, алкоголь и различные наркотические вещества. Причудливое и несоответствующее принятым в обществе стандартам — основная движущая сила сюрреалистического искусства.

История сюрреализма

Данное направление зародилось во Франции в 1920 гг. под влиянием теории австрийского психоаналитика З. Фрейда и оказало огромное влияние на всю современную западную культуру.

Предшественником сюрреализма являлся дадаизм. Сторонники движения смотрели на искусство как на развлечение для низших сословий. Часто проводили акции, целью которых было шокировать публику или создавали работы из найденного под ногами мусора, малевали на заборах каракули, выкрикивали нечленораздельные слова и звуки. Дадаисты первыми придумали рисовать картины, бросая на холст краски.

В качестве источника своего вдохновения сюрреалисты использовали энергию своего подсознания. В соответствии с теорией психоанализа, сильнее всего, такая энергия проявляется в различных пограничных состояниях разума, таких как, например, нездоровый бред, погружение в гипнотический сон. Образы, создаваемые в таких состояниях сознанием тонких творческих натур, часто носили абсурдные, фантасмагоричные и парадоксальные черты. Что и переносилось позже на холсты, бумагу и кинопленку.

В сюрреализме выделяются два наиболее полно характеризующих его направления:

  • первое проявилось как эксперимент над самим процессом создания традиционных произведений искусства. Изменение уже привычных образов путем внесения в них элементов произвольной формы и абстракций;
  • второе направление представляет собой непосредственный перенос на полотно картин, рожденных подсознанием. Данное направление характеризуется наибольшим отрывом от реальности.

Несмотря на то, что сюрреалистическая живопись стремится к максимальному удалению от материальной составляющей, работы художников-сюрреалистов по-прежнему подчинены законам классической академической живописи. Перспектива, передача света и тени — все это соседствует с фантастическими абстракциями.

Основная идея сюрреализма — это идея бунтарства. Идея того, что материальный мир — это только малая ограниченная часть реальности, доступной человеку через подсознание. Внутренний мир, напротив, границ не имеет. Именно поэтому характерными для стиля являются парадоксы в сочетании форм и цветов, аллюзии и визуальный обман. Именно здесь можно видеть растекающиеся камни и невозможной формы животных, словно выпавших из сна.

Сюрреализм прекратил существование во второй половине ХХ века. Он оказал громадное влияние на все авангардное искусство последующих десятилетий. Первым открыл для живописи мир подсознательного и породил целую плеяду выдающихся деятелей искусства. Его влияние видно в современном кинематографе, фотографии, живописи, архитектуре и литературе.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм — это я!»

 Ярчайшим представителем направления сюрреалистической живописи является, несомненно, испанский художник Сальвадор Дали. Мало кто знает, что Дали был не только художником, но и скульптором, писателем и режиссером. Однако наибольшую известность он обрел именно как живописец.

Дали был очень неординарной личностью даже для своих коллег по цеху. Дали был большим приверженцем теории сна. Он садился за холст после пробуждения, пока сознание еще не освободилось от образов, навеянных сновидениями. Иногда он просыпался и работал ночью. Фактически, его метод соответствовал одному из приемов Фрейда: записывать мысли сразу же после пробуждения. Только вместо записи слов Дали зарисовывал образы.

Дали не признавал в своем творчестве ни политики, ни эстетики. Только чистое творчество и чистый сюрреализм

Так или иначе, он прикоснулся своим гением ко всему, что было важно для его современников: «Загадка желания», «Лицо войны», «Расщепление атома» и «Загадка Гитлера». Обо всем он смог высказаться парадоксально и шокирующе

С помощью идей сюрреализма он смог довести восприятие окружающего до крайности. Все творчество художника было похоже на безумный эксперимент с европейскими ценностями начала ХХ века. Многие из них не выдержали проверки временем, а работы Дали живут до сих пор.

Рене Магритт

Еще один из известнейших авторов, работавших в стиле сюрреализм, — бельгийский художник Рене Магритт. Он достиг такой популярности благодаря своеобразному подходу к стилю: сюрреализм, в котором Магритт писал картины, называют парадоксальным. Изображения, прекрасные в своей ясности и простоте, в то же время провоцируют тревожные мысли; это только на первый взгляд кажется, будто они ничего под собой не скрывают.

Магритт обладал талантом увидеть простую, обыденную вещь и придать ее образу нечто таинственное и мифическое. Он терпеть не мог психоанализ в живописи, его работы можно назвать скорее философско-поэтическими. Художник стремился избегать отвлекающих факторов, используемых в большей части современной живописи, и придерживался изобразительной техники, которая четко определяла содержание его картин.

Сюрреализм в живописи: топ-5 художников

Ключевым элементом творчества Магритта можно назвать мужчин в котелках, которые очень часто появляются на его картинах. Их часто интерпретируют как автопортреты художника, хотя их можно рассматривать и как банальные источники его вдохновения, которые, как известно, находятся вокруг нас в самых обыденных мелочах.

«Влюбленные» (1928)

На этом популярном произведении живописи в стиле сюрреализм изображена целующаяся пара, лица которой полностью обернуты белой тканью. Магритт довольно часто оставлял комментарии к своим работам, однако эта осталась без авторского объяснения. Отсюда и происходит множество самых разных интерпретаций, которые выдвигают арт-критики и поклонники художника.

Сюрреализм в живописи: топ-5 художников

Распространенные версии — «Любовь слепа», «От любви теряют голову», которые, однако, кажутся слишком банальными. Специалисты считают, что это попытка двух людей победить отчуждение, которое они чувствуют по отношению друг к другу, но им не удается это сделать даже в момент близости. Существует и версия о том, будто все люди — загадки друг для друга, даже влюбленные.

«Сын человеческий» (1964)

На этой картине изображен мужчина, одетый в пальто и шляпу; за его спиной мы видим каменную стену, которая обрывается и открывает вид на синее небо, облака и бескрайнее море. Лицо мужчины закрывает словно бы зависшее в воздухе зеленое яблоко.

Сюрреализм в живописи: топ-5 художников

Исходя из названия произведения живописи, «Сын человеческий», можно сделать предположение о ее значении: несмотря на то, что на ней изображен современный деловой человек, он все равно остается сыном Божьим и, подобно Адаму, способен поддаваться земным искушениям, которые и символизирует яблоко, подобно плоду с древа познания.

Литература

  • Антология французского сюрреализма. 20-е годы / Сост., комм. и пер. С. Исаева и Е. Гальцовой. — М.: ГИТИС, 1994.
  • Гальцова Е. Д. Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. — М.: РГГУ, 2012.
  • Гальцова Е. Д. Творчество Андре Бретона как энциклопедия сюрреализма. — М.: ИМЛИ РАН, 2019.
  • Пикон Г. Сюрреализм. — Bookking International, Editions D’Art Albert Skira S.A., 1995.
  • Пинковский В. И. Поэзия Робера Десноса. — Магадан: ИП Кацубина Т. В., 2014.
  • Пинковский В. И. Поэзия французского сюрреализма: проблема жанра. — Магадан: Кордис, 2007.
  • Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. — М.: Новое литературное обозрение, 2002.
  • Энциклопедический словарь сюрреализма / Сост. Т. В. Балашова, Е. Д. Гальцова. — М.: ИМЛИ РАН, 2007.
  • Brodskaia N.V. Surrealismus. — New York: Parkstone Press International, 2009. — 255 стр. (На нём., англ. и фр. языках.)
  • Сюрреализм. Воззвания и трактаты международного движения с 1920-х годов до наших дней / Сост. и предисл. Ги Жирара; пер. под ред. С. Дубина. М.: Гилея, 2018
  • Андреев Л. Г. Сюрреализм. — М., Высшая школа, 1972. — 231 с.
  • Сюрреализм / Гальцова Е. Д., Степанова П. М. и др. // Социальное партнёрство — Телевидение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 525—527. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2.