Этнос

Виды этносов

Этносы в исторической ретроспективе разделяют на несколько видов, которые эволюционируют в более масштабные общности или остаются в первозданном виде в условиях изоляции.

  1. Род.Первый вид этноса, относящийся к родовому строю и состоящий из кровных родственников, селившихся вместе.
  2. Племя.Формируется в эпоху первобытно-общинного строя на основе нескольких родов, имеющих общие корни, но живущих по соседству.

    *Старейшина африканского племени дассанеч, фото Брента Стиртона

  3. Народность.Чаще всего, говоря об этносе, подразумевают именно народность. Это объединение людей, формирующееся длительное время и охватывающее племена не только по родственной, но и по территориальной близости. Обычно народность размывает родо-племенную структуру, хотя и не везде.

    Отличительные признаки народности как вида этноса:

    1. общая территория;
    2. единый язык;
    3. экономические связи;
    4. характерная культура.

    В XXI веке народности интегрированы в более крупный этнос – нацию, влияние которой существенно – это и территориальная размытость, когда люди переселяются со своих исторических мест обитания, и двуязычие, когда язык народности не совпадает с заглавным языком нации.

    И все же в отличие от племен и родов народность не расплавляется без остатка в общем котле, хотя многие такие общности в истории подвергались настоящему истреблению.

    На заре становления Соединенных Штатов Америки была истреблена большая часть коренного населения – этот факт знают даже дети, но позорные страницы были и в истории России.

    В XVII веке во времена освоения Сибири безжалостно уничтожались местные племена, среди них полностью стерта с лица земли народность амурских дауров, которая оказывала сопротивление вторжению в свой уклад жизни российских захватчиков.

    *Дауры

    И это далеко не единичный случай. Бесконечная бойня на Кавказе, Великое переселение народов в XX веке – черные страницы нашей страны в истории межэтнических отношений.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы, которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

  1. Этнос как форма существования человека, его культуры и осознания себя. При этом обязательно учитывается воздействие природных факторов. Примером может служить концепция, разработанная Л.Н. Гумилёвым.
  2. Этнос как историко-социальная система, которая подразумевает зарождение, развитие и переформирование структуры. В этом случае расселение этноса далеко не всегда совпадает с официально признанными границами государства. Существуют отдельные этнические диаспоры на территории других государств.

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени. Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка. Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

ЭтносЭтнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость.

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений, которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

ЭтносНаследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием. Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Коренные народы

Россия также является домом для особой категории меньшинств, то есть коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, которые ведут очень традиционный образ жизни, часто в опасной климатической среде, при этом адаптируясь к современному миру. После распада Советского Союза в России был принят закон о защите прав коренных малочисленных народов Севера.

Гил-Роблес отметил соглашения между представителями коренных народов и нефтяными компаниями, которые должны компенсировать потенциальный ущерб местам обитания людей из-за разведки нефти. Как отметил в 2007 году Комитет министров Совета Европы, несмотря на некоторые инициативы в области развития, на социально-экономическое положение коренных малочисленных народов повлияли недавние законодательные поправки на федеральном уровне, отменяющие некоторые позитивные меры в отношении их доступа к земле и другие природные ресурсы.

Этническая группа — это…

Какое же значение этого термина? И каковы его особенности и отличительные черты?

Этническая группа — это устойчивая общность людей, которая сформировалась на определенной территории и имеет свои отличительные характеристики. О признаках такой группы речь пойдет немного позже.

Этнос

В науке данный термин очень часто отождествляют с такими понятиями, как «этничность», «этническая идентичность», «нация». А вот в правовой сфере он и вовсе отсутствует — там он часто заменяется терминами «народ» и «национальное меньшинство». Отсутствие четких определений всех этих понятий является серьезной научной проблемой. Многие ученые полагают, что за каждым из них скрывается свой конкретный феномен, поэтому отождествлять их нельзя. В определении понятия «этническая группа» советские исследователи часто злоупотребляли категориями социологии, а западные — психологии.

Западные ученые выделяют две очень важные черты этнических групп:

  • во-первых, они не имеют своей собственной государственности;
  • во-вторых, имея свою историю, этнические группы не являются активными и важными историческими субъектами.

Деление

Современная наука выделяет и признает несколько категорий разделения людей, в зависимости от величины их группы и некоторых других черт:

  • род;
  • племя;
  • народность;
  • нация.

Эта классификация в первую очередь отражает развитие с исторической точки зрения, когда люди переходили от примитивных форм объединения к более сложным. Если же рассматривать таксономию, получается несколько иная картина:

  • семья;
  • этнические группы, или субэтносы;
  • этносы;
  • макрообъединения.

Этнос

Эта классификация более сложна и менее однозначна для обывателя. Неспециалисту вряд ли очевидно, чем этнос отличается от этнической группы. Кроме того, немалую путаницу вносит и то, что на протяжении длительного времени отечественная наука использовала собственные термины, классификации и подходы, резко отличавшиеся от общемировых. Сейчас происходит постепенная унификация, но до полного согласования пока далеко. Если говорить проще, этнические группы условно равняются национальностям, хотя последние обладают некоторыми особенными чертами. Поэтому говорить о полной тождественности этих понятий нельзя. Однако в литературе уже некоторое время просматривается тенденция к употреблению термина «национально-этнические группы», который, во-первых, может объединить две вышеупомянутые классификации, а во-вторых, снять лишние вопросы относительно семантики.

Этнос

Этничность

Этничность можно представить как форму общественной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти. При этом присутствуют ассоциации себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.

Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе, географическом происхождении, хозяйственной специализации, религии, языке и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.).

Этнография

Люди не могут жить поодиночке — это стало ясно давно. Именно поэтому издавна они начали формировать различные группы, которые в той или иной форме дошли и до современности. Сейчас их называют этническими общностями. Люди в них могут иметь собственный язык и культуру, и это нельзя игнорировать, пытаясь ими управлять. Именно поэтому социология, помимо всего прочего, включает в себя совершенно отдельное направление, изучающее группы людей не с точки зрения их поведения, а в разрезе их принадлежности к определенной группе по этническому признаку.

На самом деле этнография тесно связана в первую очередь с историческими науками, но имеет точки соприкосновения также и с лингвистикой, антропологией, психологией и даже философией. Ее можно назвать относительно молодой дисциплиной, ведь она зародилась лишь в XVIII-XIX веках, а до этого лишь предпринимались первые попытки изучать чужестранцев, но никакой системы в этом не было. Так что, невзирая на то, что великие географические открытия дали европейцам шанс подробно изучить и описать людей, совершенно не похожих на них, они воспользовались им далеко не сразу.

В США антропология и этнография зачастую представляются одним научным направлением, а в Старом Свете они традиционно разграничиваются. Сложно сказать, что является правильным: дробление или, наоборот, более общий взгляд.

Этнос

Этничность

Этничность можно представить как форму общественной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти. При этом присутствуют ассоциации себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.

Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе, географическом происхождении, хозяйственной специализации, религии, языке и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.).

Этнические и межэтнические общности

Этническая общность

Этни́ческая о́бщность — устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным мощным историческим периодам (племя, народность, нация), так и по таксонометрическому уровню (метаэтническая общность, этнос, субэтнос, этническая группа). Основным типом этнических общностей считается этнос, более дробные общности называются элементарными или микроэтническими, а общности, объединяющие несколько этносов — макроэтническими. Термины «этническая общность» и «народ» очень близки в этнографическом смысле.

Этнические общности

В советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином.
Эта иерархия такова:

  • элементарные этнические единицы (микроэтнические единицы). К этому уровню, главным образом, относится семья — элементарная общественная ячейка, которой принадлежит немалая роль в воспроизводстве этноса. Так же к этому уровню можно причислить человека (этнофора) как непосредственного носителя этнических свойств.
  • субэтнические подразделения и этнографические группы. Субэтносы занимают промежуточное положение между консорциями и конвиксиями с одной стороны и этносами с другой.
  • основное этническое подразделение. Это и есть собственно «этнос».
  • макроэтнические общности или метаэтнические общности — образования, охватывающие несколько этносов, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем включаемые в неё этносы. Выделяются следующие макроэтнические общности: метаэтнополитические, метаэтнолингвистические, метаэтноконфессиональные, метаэтнохозяйственные и т. д.

Этнографические общности

В отличие от этнических общностей, принадлежность к этнографической общности людьми не осознаётся, и, следовательно, такие общности не имеют самоназваний, а выделяются в результате научных исследований.

  • этнографическая группа
  • историко-этнографическая область

Этнос и нация

Между понятиями «этнос» и «нация» часто ставится знак равенства. В отечественной литературе, посвящённой этому вопросу, обычно уточняли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности.

Тем не менее, некоторые исследователи чётко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.).

В энциклопедии «Народы мира» описывается неоднозначность термина «нация», и резюмируется: «Разнобой в употреблении слова „нация“ повсеместный. На уровне обыденного разговора это не страшно, ведь по смыслу понятно, о чём речь. Но в научном тексте такой разнобой недопустим.»

Этногенез

Основная статья: Этногенез

Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации всё большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима.

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. п.

К этническим группам относятся… Задания из ЕГЭ с правильными ответами

Знать определение этноса и его признаки необходимо, чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию. Разберем примеры вопросов из тестов прошлых лет.

Найдите в приведенном ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.1) семья2) племя3) народность4) община5) государствоПравильный ответ: 23

Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны.1) Разновидностью этноса является народность.2) Появление наций предшествовало возникновению государства.3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.4) Различают этническое и гражданское понимание нации.5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.Правильный ответ: 145Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Этнической общностью называют сложившуюся в определенном государстве демографическую группу.2) Видами этнических общностей являются племя, народность, нация.3) К числу признаков этноса относят язык, общую историческую память, обычаи и традиции.4) При формировании этноса значительную роль играет общность территории и общий язык.5) Члены любой этнической общности обладают сходными политическими воззрениями и толерантным отношением к культуре других этносов.Правильный ответ: 23

Литература

В Викисловаре есть статья «этнос»

  • Арутюнов С. А. // Народы мира. Энциклопедия. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  • Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса.. — 3-е изд., испр.. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 440 с. — ISBN 978-5-397-00836-5.
  • Гумилёв Л. Н. Этнос и ландшафт. // «Известив ВГО», Т. 100, 1968. — № 3. — С. 193-202.
  • Гумилёв Л. Н. Этно-ландшафтные регионы Евразии за исторический период. // «Доклады на ежегодных чтениях памяти Л. С. Берга», ХIII-XIV. — Л., 1968, стр.118-134.
  • Гумилёв Л. Н. Этногенез в аспекте географии. (Ландшафт и этнос: IХ). // «Вестник ЛГУ». — 1970. — № 12. — Вып. 2. — С.88-93.
  • Гумилёв Л. Н. Этногенез и этносфера // Природа. — 1970. — № 1-2.
  • Гумилёв Л. Н. Этнос — состояние или процесс? (Ландшафт и этнос: ХI). // Вестник ЛГУ. — 1971. — № 12. — Вып. 2. — С. 86-95.
  • Гумилёв Л. Н. Этногенез — природный процесс. // Природа. — 1971. — № 2.
  • Лурье С. В. Историческая этнология. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 448 с. — ISBN 5-7567-0205-7.
  • Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 320. — ISBN 5-7695-1530-9.
  • Элез А. Й. Критика этнологии. — М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2001. — 304 с. — ISBN 5-7846-0063-X.
  • Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. — Волгоград: Перемена, 2002.

Из чего состоит этнос?

Этнос

Ну а теперь давайте более широко рассмотрим, что же может включать в себя этнос как понятие динамическое, но при этом эталонное.

  • Единство расы. Этот фактор имеет отношение скорее к первобытным этносам, которые действительно формировались из одной расы людей, проживавших в конкретном районе мира. Ныне же формирование нации происходит за счет ассимиляции, поэтому сейчас сложно найти чистокровных представителей той или иной национальности. В целом понятие народности – это объединение людей, которые проживают в одной стране, говорят на одном языке и придерживаются единых религиозных взглядов.
  • Язык – крайне важная составляющая. Как правило, язык включает в себя множество диалектов, которые могут характеризовать представителей одного и того же народа, проживающих в различных регионах одной страны.
  • Религия – один из мощнейших факторов, который объединяет людей и формирует этнические отношения между ними.
  • Этноним – это название народа, которое было придумано им самим и признано всеми остальными общинами. Бывает, что самоназвание и наименование этноса в остальном мире не совпадают.
  • Самосознание. Это, пожалуй, определение, которое не подлежит дополнительным объяснениям. Люди осознают себя частью этноса, в котором они родились и проживают и самоидентифицируются в обществе, где существует наряду с ними множество иных народностей.
  • История – основа основ. Все этносы существуют именно за счет своей истории, на протяжении которой происходило их становление, развитие и эволюция. Наш-то, русский народ точно знает, что государство без истории существовать просто не может, и эта пословица или народная истина приравнивается к научному определению.

Нация — это высшая форма этноса

В качестве высшей формы существования этноса нации начали складываться во времена образования централизованных государств.

  1. Строго обозначенная территория с государственными границами, которые складывались разными путями – естественными и насильственными.
  2. Единый язык, на котором говорит большинство. Языковая проблема остро встает в межэтнических конфликтах, в спокойном режиме несколько языков могут мирно сосуществовать в пределах одной нации.*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окнеНапример, в Финляндии два государственных языка — финский и шведский, в Канаде – английский и французский, а в Швейцарии их вообще четыре – немецкий, французский, итальянский и ретророманский.
  3. Экономика стала фактором для формирования наций, но сейчас она все больше становится интернациональной.
  4. Национальный характер проявляется в ведении быта, культуре, искусстве, в восприятии мира и отношении к нему. Яркая поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» как раз про это.

  5. Национальное самосознание определяет принадлежность человека к той или иной нации. В основном такая самоидентификация начинает складываться с детского возраста. С рождения мы впитываем традиции, культуру, язык своей нации, со временем появляется понимание, где свои, а где чужие.

Язык и культура

Хотя конституция России признает русский язык официальным языком, отдельные республики могут объявить один или несколько официальных языков. У большинства предметов минимум два — русский и язык «одноименной» национальности. В большинстве субъектов страны существует оживленная сцена на языках меньшинств: более 1350 газет и журналов, 300 телеканалов и 250 радиостанций на более чем 50 языках меньшинств. Более того, новое законодательство разрешает использование языков меньшинств в федеральном радио- и телевещании.

В 2007 году насчитывалось 6260 школ, в которых преподавалось в общей сложности 38 языков меньшинств, и более 75 языков меньшинств преподавались в качестве дисциплины в 10 404 школах. Министры Совета Европы отметили усилия по улучшению предложения учебников и учителей языков меньшинств, а также большую доступность обучения языкам меньшинств. Однако, как отметили министры, остаются недостатки в доступе к образованию лиц, принадлежащих к определенным меньшинствам.

Существует более 2000 общественных объединений национальных меньшинств и 560 национально-культурных автономий, однако Комитет министров отметил, что во многих регионах объем государственной поддержки для сохранения и развития культур меньшинств все еще недостаточен. Между «одноименными» этносами и народностями, не имеющими своей национальной территории, существенная разница, поскольку ресурсы последних относительно ограничены.

Заключение

Этносы наполняют мир разнообразием характеров, культуры, менталитета, но в то же время на протяжении многих веков этническое разделение провоцирует жестокие войны, геноциды, чудовищные истребления «чужаков».

Пожалуй, самое печальное во всей этой истории с этносами, когда начинают уничтожать и ненавидеть друг друга братские, близкие по происхождению, культуре, традициям народы. На этом же часто играют внешние силы, вбивающие клин между «соседями» (например, такими вещами очень любят занимать англосаксы).

Вражда, посеянная неумной политикой или внешним влиянием, быстро разводит еще вчера живущих бок о бок людей по разные стороны баррикад, а восстановление отношений затягивается на бесконечно долгие годы. Абхазы и грузины, индусы и пакистанцы, русские и украинцы – ставки этнических конфликтов слишком высоки и в современном мире.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий