Что такое эпатажность?

Примеры эпатажа

В искусстве

Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить её от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это ещё куда ни шло, будущее-то всё равно заказано? А нам всё это ни к чему! Мы молоды, сильны, живём в полную силу, мы футуристы!»

Сальвадор Дали

Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с лёгкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы всё оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».

Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.

Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретённую им классификацию «разновидностей пуков».

Термин

Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. épatage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку». Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. épater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку »). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. épater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.

Эпатаж как PR-ход

Мало что так легко приковывает внимание к персоне или продукту, как грамотно продуманный эпатаж. К этому инструменту постоянно прибегают маркетологи во время рекламных кампаний, специалисты по связям с общественностью

Без эпатажных поступков либо провокационных высказываний сегодня не обходится ни один крупный общественный деятель или бизнесмен.

В политике

Дональд Трамп и Владимир Жириновский используют эпатажную политическую стратегию. Их публичные заявления почти всегда вызывают неоднозначную реакцию и волну критики от общественности.

В шоу-бизнесе

Среди звезд немало эпатажных фигур, которые привлекают внимание скандальными выходками и экстравагантными нарядами. Мадонна, Леди Гага, Майкл Джексон и многие другие вызывают восторг или осуждение публики не только творчеством

В рекламе

Расистские или националистические образы, двусмысленные слоганы отлично повышают узнаваемость марки или бренда. Эти приемы черного пиара встречаются в рекламных роликах Тинькофф, Бургер Кинг, многих известных производителей одежды. Социальная реклама нередко содержит элементы эпатажа.

Как эпатировал Максим Волошин

«Волошин расхаживал длиннющей рубахе, которая выглядела, как древнегреческий хитон (см. кто такой Архонт), с сандалиями на ногах и сверкая голыми икрами.Поговаривали, что поначалу это был его полный комплект одежды, однако вскорости к нему из маленькой деревеньки Коктебель заявились проживавшие там болгары и потребовали от него одеть под рубаху штаны.Дескать они не выносят, чтобы люди в подобном одеянии расхаживали на глазах их дочерей и жён.Этот человек считал себя весьма оригинальным и пытался изо всех сил поддерживать своё реноме.— Женская привлекательность есть не что иное, как накожная болезнь.— Наша собственность по сути является тем, что мы отдаём.Что мы не желаем отдавать, то нашим не является, это мы ему принадлежим.То есть это не мы владеем этой вещью, а она нами.— Заплата отлично сочетается с одеждой, хотя она должна контрастировать по цвету, например оранжевая на синей одежде или зелёная на красной.— Я отрицаю любую общественную деятельность.Поскольку от неё бывает только один вред…Почему решили ликвидировать безграмотность? Ведь уже появилось радио, а его могут использовать и совсем безграмотные люди.» (Вересаев воспоминания)Что такое эпатаж видео

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
  • Категория: Слова

Что значит эпатажная

Примеры

Эпатажные выходки и творения используют множество современных деятелей искусства и просто творческих людей. К примеру, модельеры изготавливают для показов коллекции одежды, которые часто вызывают по большому счету возмущение и негативную реакцию большинства обычных людей. Это купальники из абсолютно прозрачных материалов, мужские костюмы, чей фасон и элементы одежды подчеркнуто женственные, или же иные атрибуты стиля, которые абсолютно нефункциональны в повседневной жизни.

Если рассматривать примеры шоу-бизнеса, то, наверное, наиболее эпатажной его представительницей можно назвать певицу Леди Гагу. Она постоянно шокирует поклонников своими нарядами, к примеру, платьями из сырого мяса или же иными нарядами несочетаемых цветов и фасонов.

Что такое эпатажность?

Также эпатажными выходками отличался знаменитый Сальвадор Дали, — он часто любил гулять по улицам Парижа со своим ручным муравьедом. Согласитесь, довольно необычный выбор домашнего питомца.

Что такое эпатажность?

Что такое эпатаж?

Слово «эпатаж» было заимствовано из французского языка «epatage», что можно перевести, как «подножка». Однако по другой версии слово эпатаж произошло от другого французского слова «e’pater», что означает: «приводить в изумление», «ошеломлять», «шокировать внешностью» и «поступками», «необычными высказываниями» (см. что значит слово креативность)

Буквальный перевод этого слова — «лишить ноги», «отколоть ножку у рюмки», это можно понять, как перевернуть всё с ног на голову, выбить землю из под ног.То есть говоря простыми словами, всё то, что выходит за рамки приличий и норм, устоявшихся представлений людей о негласных правилах поведения в обществе, творчестве, искусстве, в области моды, музыке, живописи.Эпатировать окружающих — это значить привлечь к себе внимание.В русской разговорной речи данное слово стали использовать в середине 19 века

Проявления эпатажа в искусстве и творчестве

Особенно ярко такой стиль поведения выражается в стилях модерн, авангард или постмодерн. Эти направления искусства ставят своей целью создать новое через демонстративное разрушение прежнего. Большинство художников шокирует публику своими творческими работами.

Нередко общество называет их произведения свидетельством деградации искусства.

Литература

Яркими талантливыми эпатажниками признаны американские авторы Чарльз Буковски и Генри Миллер. Они шокировали публику поступками, а в романах описывали собственную жизнь. В некоторых европейских странах отдельные произведения этих писателей запрещены.

Изобразительное искусство

Работы сюрреалиста Сальвадора Дали полны неожиданных сцен, но признание ему принесло не только творчество. Гениальный или безумный испанец сделал произведением искусства и эпатажа личную жизнь.

Художник знаменит шокирующими выставками, необычными повседневными костюмами, публичной демонстрацией нестандартных любовных предпочтений.

Музыка

Всемирно известного британского композитора Дэвида Боуи называют «хамелеоном рок-музыки». Этот титул обеспечен пятидесятилетием успешных творческих экспериментов. Артист играет со стилями, собственной внешностью, сексуальной ориентацией. Боуи называют одним из самых влиятельных музыкантов ХХ столетия, новатором большинства современных направлений рок-музыки.

Необычные концертные или повседневные костюмы принесли Боуи едва ли не большую известность, чем платиновые альбомы.

Театр и кино

Датский кинорежиссер Ларс фон Триер снимает шокирующие фильмы со сценами насилия. Его частная жизнь не менее неординарна: алкоголизм, неоднозначные заявления на публичных мероприятиях, провоцирующие широкий общественный резонанс. Эпатажность Триера, не столь вызывающая в личной жизни, проявляется во всех его работах.

Фильмы режиссера регулярно получают почетные премии, а актеры главных ролей становятся звездами.

Мода

В области высокой моды через незаурядность пытается пробиться едва ли не каждый дизайнер. Гениальными мастерами эпатажности, взорвавшими существующие каноны и создавшими принципиально новые тенденции, остаются Джон Гальяно и Вивьен Вествуд. Их современные последователи, такие как Александр Маккуин, используют эпатажные приемы более прямолинейно. Пример его вызывающего поведения – прилюдное снятие штанов на финальном выходе одного из показов.

Примечания

  1. 1 2 Власов В. Г. Авангардизм. Модернизм. Пост-модернизм: Терминологический словарь / В. Г. Власов, Н. Ю. Лукина. — СПб., 2005. — С. 309
  2. 1 2 Le Français moderne. Т. XXIV. L.L.d’Artrey, 1956. С. 49.
  3. Lucien Rigaud. Dictionnaire d’argot moderne. P. Ollendorff, 1881. С. 152. La prétention des artistes en 1830 était d’épater les bourgeois.
  4. 1 2 Рогалева Е. А. Эпатаж в XX веке: теория игры в анализе эпатажа // Вестник Самарского государственного университета. Социология. — 2001. — № 3. — С. 37-39.
  5. Шапир М. И. Что такое авангард? // Даугава. — 1990. — № 10. — С. 3-6.
  6. 1 2 И. К. Вовчаренко. Эпатаж как эстетическая характеристика авангарда. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, № 2.
  7. Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.
  8. Альбер Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.
  9. Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
  10. «Евросеть» заплатит за эпатаж. // РБК, 02.04.2007.

В повседневной жизни

К эпатажу сегодня прибегают люди всех наций и возрастов. Немалое влияние на развитие этой тенденции оказывают социальные сети, где каждый становится творцом собственного образа. Аккаунты наполнены снимками в ярких нарядах с несочетаемым по возрасту макияжем.

Оригинальным внешним видом повседневный эпатаж не ограничивается: экстравагантные вызывающие поступки и провоцирующее поведение снимается на видео и загружается на сервер.

Внешний вид и прическа

Инструментов для эпатирования масса. Женщины красят волосы в кислотные цвета, некоторые заплетают афроамериканские косички (дреды), выбривают виски. Пирсинг, татуировки по всему телу, обтягивающая кожаная одежда давно перестали быть выбором только представителей молодежных субкультур.

Стиль поведения

Эпатажная личность стремится быть всегда на виду, привлекая внимание. Один из инструментов достижения цели – провоцирующее эмоциональную реакцию поведение

Поступки таких людей находятся на грани допустимого или за ней.

Намеренное нарушение установленных правил поведения в общественных местах – самый простой пример эпатирования окружающих в повседневной жизни.

Роль в искусстве

Что такое эпатажность?

Изначально понятие эпатажа зародилось в художественной среде, но если говорить о причинах его появления в современном искусстве, то исследователи затрудняются объяснить этот факт. Но все же наиболее популярен эпатаж стал во времена широкого развития модернизма. А вообще, среди искусствоведов принято считать, что классическим проявлениям различных областей искусства эпатаж не свойственен. Однако, по мнению других, это направление зародилось еще в античные времена. Так что теперь нам известен смысл такого направления, как эпатаж, значение слова и его происхождение.

Некоторые деятели искусства считают, что эпатаж стал неотъемлемой частью современного искусства, поскольку главная его цель — это поразить, взбудоражить зрителей. И в таком случае его ценность прямо пропорциональна силе реакции. Проще говоря, если эпатажная выходка, картина, инсталляция или нечто иное вызвало бурную реакцию (в идеале – скандал), то автор достиг своей цели.

По другому мнению, эпатаж – это отражение психологического состояния творца. Некое проявление девиантного поведения в силу потери самоопределения, и одновременно поиск новой формы идентификации. В таком случае считается, что эпатажные выходки и творчество — это способ использования нестандартного поведения специально для творчества, поиска новых направлений и самовыражения.

Наиболее ярко эпатаж стал проявляться во времена расцвета модернизма, чей смысл заключался в отрицании множества устоявшихся канонов и традиций.

С тем, что это такое, мы разобрались, теперь же рассмотрим несколько примеров этого явления.

Критика

Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:

«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „чёрным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».

> См. также

  • Девиантное поведение
  • Гротеск
  • Кубизм
  • Футуризм
  • Дадаизм
  • Сюрреализм
  • Флешмоб

Роль эпатажа в искусстве

Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен, хотя, по мнению некоторых учёных, само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.

Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира, «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный
случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко:

Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям

Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например,
Е. А. Рогалева рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределённого и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создаёт порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение……скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение».

Альбер Камю считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».

И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики».

Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, Александр Флакер использует два термина, «эстетическая
провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажа, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».