Экспрессионизм

Происхождение термина

В широком смысле к экспрессионизму могут быть отнесены произведения, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.

В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний — при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко.

Полагают, что сам термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матейчеком в 1910 году в противоположность термину «импрессионизм»:

Обращение немецких писателей и художников начала XX века к хаосу чувств происходило в контексте переоткрытия «дионисийского», иррационального начала искусства, о котором писал Ницше в трактате «Рождение трагедии» (1871).

Особенности неоэкспрессионизма

Неоэкспрессионизм — смелое искусство, вернувшее в живопись эмоциональность, пронзительность и яркие, насыщенные краски. В нем использованы мотивы, заимствованные из многих художественных стилей и эпох:

  • маньеризма;
  • фовизма;
  • кубизма;
  • экспрессионизма;
  • сюрреализма;
  • поп-арта.

Полотна посвящались актуальным темам, интересовавшим общество.

Экспрессионизм

В роли инструментов выражения выступали не только линии и формы, но и цвета, фактуры — словом, все то, что было отвергнуто предшествующими художественными движениями. Зачастую применялись такие оригинальные материалы, как солома или разбитая посуда.

Экспрессионизм

Картины неоэкспрессионистов обладали общими чертами. Среди них:

  • отказ от традиционных стандартов композиции;
  • амбивалентный эмоциональный тон;
  • экстатичность трактовки образов;
  • отсутствие графической идеализации;
  • использование броских цветовых сочетаний;
  • ироничные формы выражения, стирающие границы между потреблением, китчем и истинным искусством;
  • напряженное и вместе с тем игривое представление объектов в примитивистской манере, передающей чувство внутреннего беспокойства, отчуждения и двусмысленности.

Экспрессионизм

Неоэкспрессионисты жаждали перемен, новаторов объединял дерзкий и, следовательно, довольно спорный взгляд на искусство, выходящий за рамки традиций академизма

Созданные ими образы притягивали внимание, находя отклик в душе зрителя. Язык этой живописи не требовал перевода

Экспрессионизм

Мэтры импрессионизма и их стиль

Клод Моне, с легкой руки критика ставший родоначальником импрессионизма, был вовсе не одинок в стремлении запечатлеть изменчивость мира и случайные неповторимые моменты. Первая выставка 1874 года содержала 165 полотен 15 разных авторов.

Хотя преимущественно художники-импрессионисты писали пейзажи, их увлекали и другие сюжеты. Например, Эдгар Дега знаменит своими изображениями балерин, прачек, женщин и детей, скачек.

Эдгар Дега  Слева «Звезда» 1877 Музей д’Орсе, ПарижСправа «Причесывающаяся женщина» 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Английский художник Альфред Сислей стал одним из самых популярных пейзажистов в конце XIX века, он работал в основном в окрестностях Парижа. Кстати, большинство живописцев предпочитали пленэр, то есть работу на открытом воздухе. Ведь так появлялось намного больше возможностей ловить впечатления.

Сислей всегда писал в простой цветовой гамме, но его мерцающие краски создавали впечатление дематериализации предметов.

Альфред Сислей Слева «The Bridge at Moret» , 1893 Музей d’Orsay, ПарижСправа «Les Berges de l’Oise» 1877  Национальная галерея искусства, Вашингтон

Это интересно

Вибрирующие, подрагивающие мазки — удивительная находка Эжена Делакруа, придающая картинам эффект подвижности и неистовства. В картинах импрессионистов вы редко встретите черный цвет, темные оттенки создают смешением нескольких красок. А яркие и сочные тени изысканных тонов стали визитной карточкой стиля.

Также у истоков импрессионизма в художественном искусстве стояли Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. В один ряд с французскими мэтрами ставят и Константина Коровина, интуитивно создававшего живость в статической картинке.

Константин Коровин. Слева Париж. 1933  Справа Париж. Улица Венеция. 1927

Произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью и стремлением «увидеть мгновение», наполнены чувственной красотой мира. При этом в них же нет попытки копировать образы из окружающего мира. Параллельно возникший импрессионизм в литературе формировался по сходным правилам: видеть, чувствовать, выражать чувства.

Кстати в истории искусства немало примеров, где казалось бы и места такому «искусству»  не должно быть… Но ведь именно смельчакам и первооткрывателям арт- индустрии мы благодарны за то, что  в мире появляются новые стили и направления в искусстве! Вот пример одного такого открятия, сделанное Энди Уорхолом в поп-арте 

Собственно, именно потому импрессионизм в живописи и стал столь популярен: на картинах люди не просто видят объекты и явления, но чувствуют то, что испытывал художник при их написании — волнение, спокойствие, восторг, умиление, испуг…

А испытав такие эмоции, само полотно невозможно не полюбить или по крайней мере не запомнить. И если для вас главное в картине — чувства и впечатления, а точность и проработка деталей второстепенны — поздравлю, вы стали поклонником импрессионизма!

Дорогие друзья! Вы уже знакомы с написанием живописных картин в смешанной технике? Это своего рода тоже импрессионизм, (эмоции на холсте) с использованием разных красок и материалов на полотне.  В одной работе есть прекрасная возможность создать интересную картину акрилом или маслом, с дополнением позолоты. Ведь всем известно, что мир изобразительного искусства без границ, вы с этим согласны? заказать видео курсы можно на отдельной странице

Видео урок: как нарисовать пейзаж, находясь под впечатлением

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статейв паутине интернета,сохраните ее в закладках.Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Экспрессионизм в литературе: примеры, признаки, представители

Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. Например, в Польше в творчестве Мичинского, в Чехословакии в блистательной прозе Чапека, в Украине в репертуаре Стефаника это течение было реализовано с той или иной примесью национального колорита. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. В произведении, полном антропологического пессимизма, автор не столько рассказывает историю, сколько дает волю своему мрачному мироощущению, рисует образами Босха, где каждый герой – не свершившаяся тризна по душе и оттого совершенное чудовище.

Состояния навязчивой клаустрофобии, интерес к фантастическим сновидениям, описания галлюцинаций – все эти признаки отличают пражскую школу экспрессионистов — Франца Кафку, Густава Мейринка, Лео Перуца и других писателей. В этой связи интересны анализ новеллы «Превращение» и анализ романа «Процесс», относящихся к творчеству Кафки.

К поэтам-экспрессионистам принадлежат, например, Георг Тракля, Франц Верфель и Эрнст Штадлер, образность которых бесподобно выражает психические и душевные расстройства человека.

Экспрессионизм

Подробности
Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности
Опубликовано 22.08.2015 17:28
Просмотров: 7301

Экспрессионисты стремятся к предельной выразительности эмоций в своих произведениях. В переводе с латинского expressio обозначает «выражение», «выразительность».

Но этой характеристики недостаточно, чтобы понять суть экспрессионизма, т.к. выражение чувств – прерогатива не только экспрессионизма, но и других художественных течений: сентиментализма, романтизма, фовизма, постимпрессионизма и др. Экспрессионисты хотели не только изображать жизнь, но и выражать её, творчески воздействовать на неё. Экспрессионизм – выражение наполняющего душу, захватывающего целиком чувства человека в самый высший момент его переживания. Но самое главное, что отличает экспрессионистов от художников других направлений, – это стремление к выражению внутренней сущности явлений. Такая творческая установка изначально обречена на субъективизм и предельную гиперболизацию. Но, выражая чувства, экспрессионизм стремится к очистительному огню всеобъемлющей и всечеловеческой любви.Хочется привести в связи с этим строки поэта С. Надсона, которые были написаны в 1882 г. и которые выражают сущность экспрессионизма.

Верь в великую силу любви!..Свято верь в ее крест побеждающий,В ее свет, лучезарно спасающийМир, погрязший в грязи и крови,Верь в великую силу любви!

Экспрессионизм в искусстве.

В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычной силой, мощью и энергией в работе с различными материалами и техникой, а также яркими, резко контрастирующими друг с другом цветами, использованием грубой, шероховатой поверхности, искажением естественных форм и пропорций предметов и человеческих фигур. До 20 в. художники не стремились специально работать в такой манере, но тем не менее значительное число произведений прошлого могут быть названы экспрессионистическими. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т.ч. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки, или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы, и т.п.

В 20 в. художники, особенно немецкие, сознательно стремились передавать при помощи искусства свои чувства и ощущения. На них оказали глубокое влияние произведения примитивного и средневекового искусства, африканская пластика, а также в высшей степени эмоциональная живопись голландского художника Винсента ван Гога и его норвежского современника Эдварда Мунка. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т.е. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи.

Позднее, в 1911–1914, в Мюнхене существовала группа «Синий всадник» («Blauer Reiter»). В 1912 вышел альманах «Синий всадник». Члены группы – Василий Кандинский, Франц Марк, Пауль Клее, Лионель Файнингер (1871–1956) и др. – оказали значительное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма. Программные позиции членов объединения были основаны на мистических установках: «внутренние закономерности» и трансцендентные сущности природы художники пытались выразить с помощью отвлеченной красочной гармонии и структурных принципов формообразования.

Среди других выдающихся экспрессионистов – Оскар Кокошка, Макс Бекманн (1884–1950), Жорж Руо и Хаим Сутин. Это направление развивалось также в искусстве Норвегии (Эдвард Мунк), Бельгии (Констан Пермеке), Голландии (Ян Слёйтерс).

В Америке эскпрессионизм возник в конце 1940-х. Несмотря на то, что представители абстрактного экспрессионизма, такие, как Клиффорд Стилл (1904–1980), Джексон Поллок и Ханс Хофманн, совершенно отказались от изобразительного, их приемы работы в технике живописи создают ощущение такой личностной эмоциональности и энергии, что это оправдывает их причисление к экспрессионизму.

Понятию экспрессионизм нередко придается более широкий смысл, им обозначают различные явления в изобразительном искусстве, выражающие тревожное, болезненное мироощущение, присущее различным историческим периодам.

К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Некоторые из работ позднего периода творчества Микеланджело, с искаженными пропорциями и участками необработанного камня, могут быть названы экспрессионистическими. Французский скульптор 19 в. Огюст Роден также деформировал некоторые черты лица или тела модели, свободно обращался с материалом, передавая плоть или складки ткани, и часто отдельные части фигур в его работах выступали из блока необработанного камня. Среди скульпторов 20 в., работавших в экспрессионистической манере, – Эрнст Барлах, использовавший грубо высеченные фигуры с массивными драпировками, и Альберто Джакометти, известный своими непомерно вытянутыми фигурами, оставляющими ощущение одиночества, даже когда они составляют скульптурную группу.

В архитектуре влияние экспрессионизма выразилось в использовании криволинейных, неправильных форм, нетрадиционных углов и драматического освещения. В отличие от живописцев и скульпторов, архитекторы-экспрессионисты интересовались созданием формальных эффектов больше, чем выражением своего личного индивидуального мировоззрения.

ЭкспрессионизмЭкспрессионизмЭкспрессионизм

Экспрессионизм в архитектуре

Основная статья: Экспрессионизм (архитектура)

В конце 1910-х и начале 1920-х гг. архитекторы северогерманской кирпичной и Амстердамской групп использовали для самовыражения новые технические возможности, которые им предоставляли такие материалы, как усовершенствованный кирпич, сталь и стекло. Архитектурные формы уподоблялись объектам неживой природы; в отдельных биоморфных конструкциях той эпохи видят зародыш архитектурной бионики.

Ввиду тяжелого финансового состояния послевоенной Германии самые смелые проекты экспрессионистских сооружений, впрочем, остались невоплощёнными. Вместо строительства реальных зданий архитекторам приходилось довольствоваться разработкой временных павильонов для выставок, а также декораций театральных и кинематографических постановок.

Век экспрессионизма в Германии и сопредельных странах был краток. После 1925 г. ведущие архитекторы, включая В. Гропиуса и Э. Мендельсона, начинают отказываться от всяких декоративных элементов и рационализировать архитектурное пространство в русле «новой вещественности» (см. Баухаус).

Экспрессионистское направление в архитектуре возрождается в послевоенный период под названием структурного экспрессионизма. Грандиозные объекты неоэкспрессионистской архитектуры разбросаны по всему миру — от Нью-Йорка (TWA Flight Center в аэропорту им. Кеннеди, арх. Эро Сааринен) до Австралии (Сиднейский оперный театр, арх. Йорн Утзон).

Экспрессионизм в театре и танце: примеры, признаки, представители

Главным образом, это драматургия А. Стриндберга и Ф. Ведекинда. Тонкости психологизма Росина и юмористическая правда жизни Мольера уступают подмостки схематическим и обобщенным фигурам-символам (Сын и Отец, к примеру). Главному герою в условиях всеобщей слепоты удается прозреть и не везет восстать против этого, чем обусловлена неминуемая трагическая развязка.

Новая драма нашла своего зрителя не только в Германии, но и в США (под чутким руководством Юджина О’Нила) и России (все тот же Леонид Андреев), где Мейерхольд обучал артистов изображать душевные состояния резкими движениями и порывистыми жестами (это методика получила название «биомеханика»).

Экспрессионизм

Балет «Весна священная»

Визуализация души через пластику обрела форму экспрессионистского танца  Мэри Вигман и Пины Бауш. Взрывная эстетика экспрессионизма просочилась в строгий классический балет в исполнении Вацлава Нижинского в постановке «Весна священная» в 1913 году. Нововведение проникло в консервативную культуру ценой грандиозного скандала.

Экспрессионизм в театре и танце

Основная статья: Экспрессионизм (театр)

Экспрессионистская постановка в США 1930-х годов

Экспрессионистская драма возникла с опорой на наследие А. Стриндберга и Ф. Ведекинда. Психологизм драматургов предыдущего поколения, как правило, отрицается. Вместо индивидуальностей в пьесах экспрессионистов действуют обобщённые фигуры-символы (например, Мужчина и Женщина). Главный герой зачастую испытывает духовное прозрение и восстаёт против фигуры отца.

К примеру, в пьесе Кокошки «Убийца» (поставлена в 1909) упор сделан не на окружающем мире, а на психическом состоянии индивида, который изливает свою душу в длинных монологах. Его сложные для понимания речи выявляют душевный диссонанс и неспособность найти общий язык со старшими.

Помимо немецкоязычных стран, экспрессионистские драмы были популярны также в США (Юджин О’Нил) и России (пьесы Л. Андреева), где Мейерхольд учил актёров передавать эмоциональные состояния с помощью своего тела — резких движений и характерных жестов (биомеханика).

Той же цели передачи острых эмоциональных состояний танцора через его пластику служит экспрессионистский танец модерн Мэри Вигман (1886—1973) и Пины Бауш (1940—2009). Мир балета с эстетикой экспрессионизма познакомил Вацлав Нижинский; его постановка балета «Весна священная» (1913) обернулась одним из самых грандиозных скандалов в истории сценического искусства.

Экспрессионизм в литературе

Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Но отдельные писатели-экспрессионисты работали и в других европейских странах: в России – Л. Андреев, Е. Замятин, в Чехословакии – К. Чапек, в Польше – Т. Мичинский и др.Произведения раннего экспрессионизма испытывали влияние французского и немецкого символизма, в особенности Артюра Рембо и Шарля Бодлера. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм

Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения».Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны

В стихотворениях «Война» и «Грядет большое умиранье…» позже многие увидели предсказания будущей европейской войны.

В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Стихотворное наследие Тракля невелико по объёму, но оно оказало значительное влияние на развитие немецкоязычной поэзии. Трагическое мироощущение, символическая усложнённость образов, эмоциональная насыщенность позволяют причислить Тракля к экспрессионистам, хотя сам он формально не принадлежал ни к одной поэтической группировке.Временем расцвета литературного экспрессионизма считаются 1914-1924 гг. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др.). Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления.Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Кафка и Г. Майринк). В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского.Л. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма.

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919)

Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Недовольство его героев окружающим миром и порядками выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.Литературный язык Андреева также полон экспрессии, символичен.

Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

Экспрессионизм в музыке

Основная статья: Экспрессионизм (музыка)

Чаще всего о музыкальном экспрессионизме говорят применительно к композиторам Новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским — идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Музыка экспрессионистов воплотила в себе трагическое видение мира, порождённое столкновением высоких духовных устремлений с реалиями мировых войн. Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших композиторов современности, как, например, А. Шнитке.

Экспрессионизм в театре и танце

Основная статья: Экспрессионизм (театр)

Экспрессионистская постановка в США 1930-х годов

Экспрессионистская драма возникла с опорой на наследие А. Стриндберга и Ф. Ведекинда. Психологизм драматургов предыдущего поколения, как правило, отрицается. Вместо индивидуальностей в пьесах экспрессионистов действуют обобщённые фигуры-символы (например, Мужчина и Женщина). Главный герой зачастую испытывает духовное прозрение и восстаёт против фигуры отца.

К примеру, в пьесе Кокошки «Убийца» (поставлена в 1909) упор сделан не на окружающем мире, а на психическом состоянии индивида, который изливает свою душу в длинных монологах. Его сложные для понимания речи выявляют душевный диссонанс и неспособность найти общий язык со старшими.

Помимо немецкоязычных стран, экспрессионистские драмы были популярны также в США (Юджин О’Нил) и России (пьесы Л. Андреева), где Мейерхольд учил актёров передавать эмоциональные состояния с помощью своего тела — резких движений и характерных жестов (биомеханика).

Той же цели передачи острых эмоциональных состояний танцора через его пластику служит экспрессионистский танец модерн Мэри Вигман (1886—1973) и Пины Бауш (1940—2009). Мир балета с эстетикой экспрессионизма познакомил Вацлав Нижинский; его постановка балета «Весна священная» (1913) обернулась одним из самых грандиозных скандалов в истории сценического искусства.

Отличительные черты экспрессионизма

Опытный знаток искусства без труда определит работу экспрессиониста по характерным особенностям:

  • сознательному искажению на картине пропорций предметов и людей для художественного усиления впечатления на зрителя;
  • упрощению рисунка, отказу автора от тщательной прорисовки мельчайших деталей;
  • господству характерных острых контуров предметов в композиции;
  • глубокой эмоциональной составляющей творческого замысла с обилием ярких чувств: ужаса, страха, негодования или восторга;
  • торжеству ярких цветовых решений и предельно резких контрастов.

Экспрессионизм

Во многих картинах также отчетливо виден пессимизм автора, неуверенность в завтрашнем дне и отсутствие малейшей надежды на изменение ситуации к лучшему.