Единорог

В еврейской культуре

Поединок льва и единорога — частый образ в росписи синагог.

В одном из мидрашей рассказывается о том как царь Давид был свидетелем поединка льва и единорога. Давид пас овец и, приняв единорога за гору взобрался к нему на спину. Единорог встал и пастух оказался на небе. По просьбе Давида Бог послал льва, который принудил единорога пасть ниц, после чего пастух спустился на землю.

Также лев является символом колена Иегуды, а единорог символом колена Эфраима. Колено Иегуды возглавляло Южное Израильское царство, а колено Эфраима — Северное Израильское царство. Эти царства враждовали между собой. После того, как десять колен Северного царства были угнаны, они считаются потерянными и будут найдены только с приходом мессии. Поединок льва и единорога в росписях напоминает, что с приходом мессии должны объединиться ранее враждовавшие Северное и Южное царство, символами которых являются эти животные.

С начала XVIII века лев с единорогом начали изображаться на еврейских надгробиях.

Описание существа

Родиной животных разные источники называли Индию, Китай, Африку.

Древнегреческий географ и путешественник Мегасфен подробно описал не только внешний вид, но и повадки единорогов.

Картазоны с мягкой жёлтой шерстью, кабаньим хвостиком и очень острым рогом — обладатели сильных ног и пронзительного голоса. Они ведут себя агрессивно по отношению к сородичам, а к самкам ласков лишь в период спаривания. К другим животным относятся вполне дружелюбно. ​​‌‌​​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌‌

Порошку из рога (или аликорна) приписывали магическую силу, считали отличным афродизиаком и панацеей от многих болезней: эпилепсии, лихорадки, артрита. Но прежде всего настоящий рог, измельчённый или целый, считался сильнейшим противоядием. Сосуд, сделанный из такого материала, вспенивал отравленную жидкость и обезвреживал её.

Значение образа в разных культурах:

  • Индийцы наделяли его способностью влиять на баланс души и духовную силу.
  • Христиане видели в нём смирение, сострадание и любовь.
  • Для жителей средневековой Европы настоящий единорог был одновременно воплощением света и дьявольских сил.

Россия

На золотых российских монетах изображался начиная со времён великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием, таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного: Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича. Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного, носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем. Единорог также изображён на спинке трона Грозного царя, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых, Бонч-Бруевичей, Веригиных, Кудрявцевых, Остафьевых, Романовских, Стрекаловых, Тургеневых, Шуваловых, как щитодержатель включён в гербы Болтиных, Ермоловых, Козловских, Салтыковых, Лорис-Меликовых.

Кроме того присутствует на гербах городов: Лысьва (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштутис и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия), изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд.

Неординарные единороги[править]

Кадр из «Храброго портняжки».

Некоторые произведения отходят от классического мифа единорога. Единороги могут причудливо окрашены, крылаты или, наоборот, придерживаться самых первых, носорогоподобных описаний существа. Иногда единороги (персонажи или весь вид) изображаются маленькими, размером с небольшую собаку.

Один из видов неординарности — приверженность злу. Как правило, злые единороги чёрного цвета и плотоядны. В «Приключениях Гаррета» Глена Кука единороги — стайные хищники достаточно разумные, чтобы разводить собственных охотничьих собак. Плотоядные единороги есть в романах Таморы Пирс о мире Торталл и «Хрониках Кенцирата» Патриции Ходжелл. В книге «Rampant» Дианы Петерфройнд единороги холоднокровные убийцы с отравляющим рогом, которых могут побеждать только девственницы из рода Александра Великого (в том числе главная героиня).

В четвёртой части мультфильма «Алиса в Зазеркалье» единорог имел полоски как у зебры и был довольно мужественный антропоморф. Он хотел драться со львом за корону белого короля.

В 2017 году вышел мультсериал «Юникитти!» (Unikitty!) про четвероногую розовую кошку-единорога, принцессу Юникитти. Это спинофф фильмов «Лего. Фильм» (2014), где где в дубляже она под именем Кисонька правит тайной небесной локацией Cloud Cuckoo Land. В сериале она правит Unikingdom. Озвучивает Тара Стронг.

В 2019 году вышел мультсериал «Радужно-бабочково-единорожная кошка» (Rainbow Butterfly Unicorn Kitty) про антропоморфную кошку по имени Фелисити (Felicity). Розовая с оттенками радуги кошечка с крыльями бабочки и рогом единорога.

Рог единорога

Но почему кому-то может понадобиться ловить или даже убивать единорога? Конечно же, чтобы получить его рог. На протяжении многих веков он оставался очень ценным трофеем, поскольку люди верили, что этот рог обладает множеством магических способностей (большинство из них тематически связано с его чистотой), таких как очищение рек и озер и нейтрализация яда. Последнее качество очень ценилось у правителей, которые каждую минуту боялись, что их могут отравить соперники или наследники.

Единорог

В своей книге «Единорог» (1980 года) Нэнси Хэтэуэй рассказывает историю о том, как король Англии Джеймс I определил подлинность рога этого мифического существа, который он купил: «Джеймс вызвал своего любимого слугу и поручил ему выпить яд, в который был добавлен рог единорога. Слуга не смог отказаться, но, сделав это, он очень быстро умер».

Единорог

Исторические упоминания в летописях

Однорогое существо впервые было упомянуто в начале IV в. до н. э. В летописях нет однозначной информации о том, существовали ли единороги в нашем мире. Однако ученые того времени часто описывали рогатое создание, которое обитало на Дальнем Востоке.

Греческий ученый Ктесий Книдский в своей книге «Индика» рассказывает об однорогом существе, которое обитает в Индии. Внешний вид единорога имел такие черты:

  1. Белая шерсть на теле, красный окрас головы и голубой цвет глаз.
  2. Конституцией тело напоминало ослиное, однако по параметрам животное превосходило коня.
  3. Длина костяного нароста на лбу составляла 35 см.

В переводе церковнослужителя Фотия в IX в., мифические создания населяли тропические леса Востока. Их рога местные жители использовали в качестве емкостей для питья алкогольных напитков.

Согласно индийской вере, вино из таких чаш излечивало людей от паралича и мышечных судорог.

В летописи «Животная история» путешественника Элиана подтверждение о существовании однорогих созданий сделал странник Мегасфен. Он детально описал экзотических животных:

  1. По размеру единороги соответствовали взрослому коню.
  2. Шерсть животных была светлой. Грива и хвост обладали золотым цветом.
  3. Коленные суставы копытного не выделялись, формой ног животные напоминали бегемотов.
  4. Ослиный хвост.
  5. Черный рог, который растет между надбровными дугами.

Это животное называлось Картазон. Согласно легендам индусов, характер этих существ был мягким, они не нападали на представителей фауны. Однако картазоны часто сражались друг с другом за территории.

Взрослого единорога было невозможно поймать, однако охотники все же могли заарканить детенышей. Их приводили царям и стравливали между собой на потеху публике. Обитали эти животные в Гималаях и в индийских джунглях.

В александрийском мифологическом сборнике «Физиолог» единорог упоминается, как христианское животное. Большую часть характеристики существа занимает детальное описание ловли однорогих созданий.

Внешность этих животных значительно изменилась по сравнению с индийскими единорогами:

  1. Копытные сохранили белый оттенок шерсти, однако конституция их тел стала значительно меньше. Внешне единороги соответствовали молочным козлятам, и от людей их спасала только скорость.
  2. Короткая грива имела золотистый цвет. Копыта на ногах были раздвоенными.
  3. Создание обладало огромной физической силой. Своим рогом это животное могло распороть живот любому крупному хищнику.

В христианских писаниях однорогое существо употребляет в пищу молоко девственниц. Место обитания единорогов – редкие леса, в которых текут ручьи. Вода, в которой искупалось это животное, считается целебной.

В еврейских поверьях единорог отождествляется с Иисусом Христом. Это создание позволит коснуться себя только непорочной деве.

Единорог

Несмотря на эти источники, неоспоримых доказательств того, существуют ли единороги в нашем мире, нет.

Единороги когда-то действительно существовали в нашем мире. Но выглядели они совсем не так, как мы думаем. Обнаруженный след вымершего животного эласмотерия (вид носорога, который существовал в ледниковый период) пролил свет на существование единорога. Эласмотерий отчасти напоминал лошадь с очень длинным рогом во лбу. Человеческое воображение способно на многое и благодаря именно ему родилась легенда о фантастическом существе с радужной гривой.

Василиски и драконы


Василиск на гербе дома Висконти

Все правильно: в библейских текстах действительно фигурирует эта мифическая, казалось бы, змея, способная убивать взглядом (как вариант – еще ядом и запахом). О василиске речь идет в псалме 90 («на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» – 1.13), в Книге пророка Исаии, во Второзаконии. В библейских текстах василиск – существо довольно неприятное, связанное в первую очередь с опасностями и бедами. Он упоминается наряду с аспидом, поэтому если бы василиск существовал в действительности, его бы, наверное, следовало отнести к семейству аспидов, ядовитых змей, к которым принадлежит и кобра.


Змея во многих культурах – особенный персонаж мифологии, ее истинное имя табуировано, отсюда, возможно, и появление ряда змееподобных персонажей

О василиске повествует греческая мифология: эта змея, небольшая по длине, предполагается возникшей из капли крови убитой Горгоны Медузы, которая тоже обладала чудодейственными способностями в смысле взгляда. Вслед за греками в существование василиска поверили и римляне, а египтяне считали, что эта змея вдобавок ко всему бессмертна. Миф благополучно пережил Средневековье, дополнившее истории о василиске: якобы он вылупляется из яйца, снесенного петухом. У славян, кстати, василиск сам похож на петуха – с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы и клювом орла, покрытый черной чешуей, с красной короной на голове.Корона тут не случайна, само название «василиск» образовано от греческого «царь». Это, кстати, дало возможность предложить кандидатов из реального животного мира, которые могли бы стать прообразом для этой библейской змеи. Одна из них – рогатая гадюка, на голове которой имеются наросты, отдаленно напоминающие корону.


Антихрист на левиафане

Из близких по духу «родственников» василиска, упоминаемых в Библии, стоит назвать дракона – почти три десятка раз его имя встречается в Священном Писании. Дракон – тоже змей, он олицетворяет зло, коварство, разрушения. Вообще змей, василиск, дракон – все это довольно близко к понятию, которое прямо не упоминается в Библии: это «тот, кого нельзя называть» в обличье гада, пресмыкающегося – что и воспроизвела в современной литературе английская писательница.Из той же «породы» библейских животных – левиафан, о котором идет речь в Книге Иова, Книга Псалмов и Книге пророка Исаии, как морское чудовище и «змей изгибающийся». Кстати, левиафан, по ветхозаветным текстам – существо без пары, поскольку ее наличие создало бы еще большую опасность для человечества и для мира.

Всего лишь миф

Вера в единорогов ослабела в эпоху Просвещения (примерно в 1700-х годах), когда все больше и больше людей начали изучать наш мир, но мифическое животное так и не было найдено. Упоминание Шекспира о единорогах в «Буре» («Теперь я верю, что есть единороги») саркастично. Оно отражает неохотное признание многих людей, что единороги существуют только в рассказах и сказках.

Таким образом, мифический единорог – это только легенда, хотя, конечно же, существуют однорогие животные. Вы ошиблись, если сразу же подумали о носороге. У него нет настоящего рога. На самом деле его формирует та же ткань, что и шерсть, однако она растет вместе, приобретая форму рога. Также существуют морские однорогие животные, к примеру нарвал – средних размеров кит, чей бивень напоминает рог. Когда-то его даже называли «морским единорогом».

Символ чистоты

Единороги тесно связаны с символикой. Их часто изображаются белыми, чтобы подчеркнуть их чистоту. Хотя единороги, безусловно, положительные герои всех мифов и легенд, однако они описываются самовлюбленными и тщеславными. Считалось, что эти существа тратят многие часы, любуясь собой в серебристых зеркалах. Также легенды предполагают, что единороги являются сильными и дикими существами, способными препятствовать всем жестоким попыткам захватить их. Приручить или захватить единорога можно только хитростью, но для этого вам понадобится установить ловушку или же заручиться помощью невинной девушки.

Единорог

Что нужно сделать, чтобы поймать единорога? Во-первых, найдите лес, в котором он может жить. Затем найдите место, где могла бы сидеть девушка (для этого подойдет упавшее дерево, к примеру), и попросите ее вести себя тихо. Говорят, что единороги появляются только в присутствии невинной девушки, чем могут воспользоваться охотники, чтобы захватить или убить мистическое животное.

Единорог

Примечания

  1. «Чтения общества истории и древностей», 1847 г., № 3 (сообщения Маржерета, смесь); «Собрание грамот и договоров», т. III., стр. 63-65, 98; «Дополнения к Актам Историческим», т. IV, стр. 31, т. VI, стр. 323
  2. ↑ Ю. В. Арсеньев Геральдика — лекции, гл. «Описание главнейших типов искусственных фигур» 1908. (с. 193)
  3. Стивен Слейтер «Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия» (2-е издание), — М, «Эксмо», 2008, стр. 91. ISBN 978-5-699-17805-6
  4. Köhne v. В. Das Kaiserlich Russische Reichs-Wappen. Reiter und Doppel-Adler (Hierzu zwei Tafeln). Berlin, 1882, S. 4. Эта статья с небольшими сокращениями и без рисунков была помещена в газете St. Petersburger Zeitung, № 143, 146, 148, 149, 152, в мае и июне 1882 г.
  5. Известия Всесоюзного географического общества, Том 77, Выпуски 1-2, — М: Изд-ие Общества, 1945, С. 75

Выпуск и распространение на территории СCCP и России

В 1983 году мультфильм был выпущен на видеокассетах компанией «PolyGram Video», в США в то же время — «CBS/Fox Video».
В СССР мультфильм распространялся на «пиратских» видеокассетах, предположительно, в авторском одноголосом переводе «Крёстного Отца» Леонида Володарского. В России, в середине 90-х распространенные копии данного мультфильма ходили в виде «пиратских» видеокассет VHS и CD видеодисков Laserdisc в одноголосых переводах Максима Ошуркова, Юрия Сербина и Сергея Визгунова. В конце 90-х мультфильм был выпущен с русским дубляжем студии «Ракурс», по заказу компании «Екатеринбург Арт» на VHS, в коллекции «EA Family Entertainment». Лицензионные видеокассеты VHS производились со звуком Hi-Fi Stereo. В России в 2003 году мультфильм был выпущен на DVD в переводе Юрия Живова с оригинальной звуковой дорожкой, в формате Dolby Digital 2.0, с оригинальной англоязычной видеопродукцией и плюс бонус — трейлер мультфильма. В этом же году компания «Twister» выпустила мультфильм на лицензионных DVD с многоголосым закадровым переводом, с русским меню и субтитрами, в двух системах PAL и NTSC.

В геральдике

Лев и единорог на знамени Ермака, бывшем с ним при покорении Сибири (1581—1582 гг.)

Единорог — геральдический символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости. Он изображается как конь с длинным витым рогом, раздвоенными копытами, львиным хвостом, иногда — с козлиной бородкой

Если единорог имел корону, то не на голове, а на шее, в виде ошейника.
В геральдических книгах единорог уподоблен отважному солдату, «который скорее готов погибнуть, чем живым попасть в руки врага». Существовало и иное метафорическое истолкование единорога на гербе средневекового рыцаря: «от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога»

Это и прообраз монашеской жизни, стремления к уединению. Связь символики единорога с Девой Марией и Иисусом Христом высоко ценилась, из-за чего некоторые средневековые авторы высказывали мнение, что единорог не должен быть запятнан помещением его изображения на щит или нашлемник. Однако к XVI столетию фигура геральдического единорога обрела популярность в родовых гербах. Иногда гербовой знак единорога власти даровали мастеру или торговой компании за высочайшее качество товара. Единорог называется прислонившимся (accule), когда он стоит прямо с поднятыми передними ногами, и в оборонительном положении (en defense), когда хочет как бы защититься своим рогом. В других видах встречался редко.

Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии, грифа Галлии, единорога Азии и льва Иллирии

На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием, таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного: Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича. Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного, носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем; историк Татищев считал, что единорог был на личном гербе Ивана Грозного. Единорог также изображен на спинке трона царя Ивана Грозного, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых, Бонч-Бруевичей, Веригиных, Кудрявцевых, Мансуровых, Остафьевых, Романовских, Стрекаловых, Тургеневых, Шеншиных, Шуваловых как щитодержатель включён в гербы Болтиных, Ермоловых, Козловских, Салтыковых, Лорис-Меликовых.

На полной версии герба Красноярска единорог является один из двух (наряду с конём) щитодержателей, а на гербах городов: Лысьва, (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштынец и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия) является центральной фигурой на щите. Также, единорог изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд.

Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады.

На гербе Казахстана изображён тулпар, легендарное существо, совмещающее рог единорога и крылья Пегаса.

Сегодня также встречается в названиях и на логотипах некоторых общественных организаций.

Примечания

  1. ↑ Приключения Алисы в стране чудес. Сквозь зеркало, и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. // Перевод и послесловие Н. М. Демуровой; стихи в переводах С. Я. Маршака и Д. Г. Орловской. София: издательство литературы на иностранных языках, 1967.
  2. ↑ I. Opie and P. Opie, The Oxford Dictionary of Nursery Rhymes (Oxford University Press, 1951, 2nd edn., 1997), pp. 442-3.
  3. Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая — Стр. 552. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая — 1947
  4. Герменевтика древнерусской литературы, том 1 — Стр. 24 Анатолий Сергеевич Демин, Мариям Айвазян, Институт мировой литературы имени А. М. Горького, Литературный институт имени А. М. Горького — 1989
  5. Л. В. Беловинский. Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIII-начало XX в
  6. Труды Историко-архивного института, том 34 — Стр. 67 Историко-архивный институт (Москва, Россия), Российский государственный гуманитарный университет — 2000
  7. Печатный двор // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  8. Пинежская книжно-рукописная традиция 16.-начала 20. вв Авторы: А. А. Савельев, Н. В. Савельева, Институт русской литературы (Пушкинский дом)
  9. Герменевтика древнерусской литературы, том 1. Авторы: Анатолий Сергеевич Демин,Мариям Айвазян,Институт мировой литературы имени А. М. Горького,Литературный институт имени А. М. Горького

Единорог в Канаде?

Преимущественно любые упоминания о единорогах связаны с Китаем, Индией и Африкой, а также с доверчивой средневековой Европой, которой была свойственна вера в фей, гоблинов и драконов. Что же общего имеют Канада и единорог? Символ какой страны выглядит как конь с одним рогом на лбу? Он и сейчас расположен на гербах Англии и Шотландии, и с этим тоже связаны свои легенды.

Единорог

Что же касается Северной Америки, то здесь действительно во времена динозавров проживали непропорциональные рогатые существа, способные проткнуть своим рогом несколько других крупных животных. К ним относят подотряд Ceratopsia (центрозавры). Эти существа внешне напоминали гигантских носорогов, которые были невероятно импульсивными и жестокими и принадлежали к меловому периоду. Как известно, более шестидесяти трех миллионов лет отделяют последних динозавров от первобытного человека. Тем не менее ранние ископаемые находки очень помогли в подпитке идеи о том, что такие большие сказочные существа, как драконы и единороги, когда-то бродили по земле.

Единорог

В природе есть только два животных, которые обладают одним рогом, носорог и нарвал. Бивень последнего может достигать 3 метров. Это был действительно мифический морской конь с рогом. Обитая в арктических морях, в том числе северных водах Канады, нарвал присутствует в ряде канадских гербов. Животные, в том числе быки, олени, львы, грифоны, единороги — сильные, быстрые и часто свирепые, являются обычной практикой в геральдике.

Особенности[править]

Рогправить

Рог — одна из определяющих черт единорога. Существ, представляющих из себя лошадь с рогом (например, покемона рапидаш), сравнивают с единорогом даже в отсутствие других черт. Рог единорога чаще всего изображается витым (с спиральным рельефом, завивающейся вокруг центральной оси) и прямым либо немного изогнутым. В современных изображениях длина рога обычно сопоставима с длиной морды, но в исторических она могла превышать её в два раза и более. Также в исторических изображениях рог мог быть не перпендикулярен лбу, а под острым углом к морде, близко к направлению взгляда.

Рог представляет из себя и инструмент, и оружие, и средоточие силы. Единорог может пронзить рогом, особенно встав на дыбы или разогнавшись. Иногда рог также способен поражать лучом света, ослепляя или обжигая противника. Вместе с этим именно рог обычно используется для других способностей единорога: исцеление, очищение, снятие оков. Как правило, при сверхъестественном применении рог ярко светится.

В некоторых произведениях рог отделяется от единорога, когда тот превращается в человека. Он может принять вид оружия (обычно меча), музыкального инструмента или остаться таким, как есть. Потеряв рог, единорог скорее всего не сможет вернуть свой облик. Другие единороги периодически сбрасывают рога так же, как это делают олени. Рог является предметом охоты на единорогов, и если его удаление связано с вредом или смертью существа, он является одновременно воплощением чистоты и греха. Например, так обстоят дела во вселенной «Гарри Поттера».

Сила жизниправить

Первое описание единорога связывает его с лечением и защитой от ядов. Этот образ усиливается в XV веке, когда единорога ассоциируют с воскрешением Христа, целомудрием и чистотой. В современных произведениях единороги чаще всего обладают какой-либо способностью исцеления и защиты. Например:

  • В стратегии «Warlords Battlecry 3» единорог может восстанавливать здоровье, лечить яды и болезни на всех окружающих существах.
  • В стратегии «Heroes of Might and Magic» нахождение рядом с единорогом защищает от магии (третья и пятая части серии).
  • В ролевой игре «Dungeons & Dragons» третьей редакции единорог обладает способностями «малое лечение», «среднее лечение» и «нейтрализация ядов».

Единорогов часто ассоциируют с природой. Такие единороги могут говорить с животными, и само их присутствие может улучшать экологию местности. Иногда можно определить место обитания единорога по тому, что растения в нём особо зелены, животные водятся в обилии и не попадаются охотникам, а природные бедствия обходят этот участок стороной. Единорог может влиять на природу явно, прикосновением рога ускоряя рост растений, исцеляя недуги, освобождая зверей из клеток.

В некоторых произведениях единороги могут видеть душу существ (зрительно или прикосновением рога), а также обладают особым преимуществом в сражениях со злом.

Неуловимостьправить

Единорог долгое время считался реально существующим животным, и его поиски продолжались даже в XIX веке. Неуловимость стала частью его мифа. Её объясняли по-разному: редкостью, свирепостью, хитростью… В современных произведениях единорогов иногда наделяют особыми способностями, помогающими оставаться неуловимым. Это может быть невидимость (возможно, только в лесу), телепортация или тот факт, что любые замки, решётки и оковы открываются и пропускают единорога.

В Средние века был популярен мотив охоты на единорогов. Самым надёжным способом считалось укрощение девственницей. Например, так этот метод описал Леонардо да Винчи: «Хотя и будучи буйным созданием без всякой меры, единорог забывает о своей дикости и свирепости во имя сильной любви к благочестивым девам; отбросив страх, он сам приближается к сидящей даме и засыпает у неё на коленях, тогда охотники беспрепятственно ловят его». Считалось, что укрощённый таким образом единорог остаётся счастлив и спокоен даже в плену. Другой метод описан в книге «Последний единорог» (от лица единорога) и, вероятно, заимствован из способа охоты на кицунэ: «Раньше на меня охотились с колоколами и знамёнами. Тогда люди знали, что меня можно поймать, лишь сделав охоту настолько удивительной, чтобы я от любопытства подошла поближе. Но даже тогда меня ни разу не поймали».

Одна из форм укрощения — верховая езда. В Средние века считали, что только девственница может оседлать единорога, а остальных зверь скидывает. В современной культуре единороги часто встречаются в качестве ездовых существ, но и тогда обычно указывается их свободоволие: единорог соглашается везти только того, кого считает другом или (как правило, в стратегиях) с кем у народа единорогов союз.