Дыба

Немецкий вариант

Дыба

Немецким палачам так же приглянулась пытка дыбой. Наибольшую известность получила конструкция, которую применяли в городе Нюрнберге. Она была усовершенствована по сравнению с ранними вариантами.

Описание:

  • дыба сделана из дерева;
  • имела длину десять футов;
  • с одной стороны была приспособлена мощная лебедка;
  • лебедку вращали рычаги
  • мог применяться «заяц с шипами».

Перед пыткой жертву раздевали догола, укладывали лицом вниз, руки крепили к перекладине, ноги привязывали к лебедке. Палачи начинали крутить лебедку в полной тишине. Вскоре тело жертвы растягивалось, и тишину прерывал стон. С растягиванием первых сухожилий жертва начинала кричать. После этого палачи вращали лебедку медленно, поскольку малейшее движение приносило нестерпимую боль. Чиновник время от времени прекращал процедуру, задавая свои вопросы. Не получив на них ответ он продолжал пытку.

Если чиновник не получал ответа, по телу жертвы прокатывали цилиндр с дюймовыми шипами. Чтобы убить человека, палач мог поместить «зайца с шипами» под живот и продолжать крутить лебедку, пока тело не разорвется от проколов.

Дыба

Для причинения еще больших мучений человека на дыбе пытали водой, затягивали на его теле шнур, который натягивали так, что он глубоко впивался в тело. Иногда человек признавался во всем только от вида конструкции.

Известные люди, которые «познакомились» с дыбой

Дыба как орудие для наказания применялась чаще на рабах и преступниках. Через пытки прошло множество людей, о большей части которых ничего не известно.

Список известных жертв дыбы:

  • Святая Джульетта – о женщине известно, что она была христианкой. За это ее вместе с ребенком привели к Александру, который правил городом Таре. Она призналась ему, что состоит в секте христиан и а это была приговорена к пытке. В конце истязаний ей вылили на ноги горячую смолу и изуродовали плоть железными крюками. В конце жертву лишили головы. Ребенка женщины правитель убил за то, что тот все время повторял, что он христианин. Он расшиб мальчику голову о каменный пол. Через время Джульетту назвали святой.
  • Ян Саркандера – был католическим священником, провозглашен мучеником. Жил в шестнадцатом-семнадцатом веке. Его обвинили в лояльности к Польше и подвергли пыткам. Он должен был нарушить тайну исповеди, но не сделал этого и умер в заточении в 1620 году.
  • Вильям Лигтоу – был арестован в Малаге за шпионаж в 1620 году. Он был протестантом и отказался перейти в католицизм. Он прошел пытки инквизиции и остался жив. На то время разрешалось использовать истязания, если вина арестанта была доказана на половину. При этом нельзя было применять один и тот же способ для одного человека, поэтому мучение растягивали на продолжительное время. Для начала человека запугивали информацией о предстоящем допросе, затем показывали инвентарь. Если человек не хотел сознаваться его начинали готовить к допросу. Пытка дыбой продолжалась в течение многих часов. У жертвы рвались сухожилия, ломались кости, конечности выпадали из суставов. Лигтоу провел в тюрьме несколько месяцев, его одиннадцать раз подвергали пыткам. Спасся он благодаря слуге, который рассказал о пленном английскому послу.
  • Гай Фокс – английский дворянин, который стал католиком. Жил в конце шестандацотого-начале семнадцатого века. Известен участием в заговоре против Якова Первого 1605 года. Из-за продолжительных пыток на дыбе он выдал своих собратьев. Мужчин приговорили к повешению с последующим потрошением и четвертованием. Фокс смог спрыгнуть с эшафота так, чтобы сломать себе шею и не допустить продолжения казни.

Дыба

Благодаря спавшимся узникам и их свидетельства миру стало известно о методах испанской инквизиции не только по отношению к своим подданным, но и к гостям. Многие допросы представители инквизиции записывали самостоятельно. Они доказывают о бесчеловечности со стороны некоторых служителей церкви. Не менее жестокими были и правители, которые ради своих интересов готовы были подвергнуть дыбе даже своих близких людей.

Как обращаться с лошадью, которая встала на свечу?

Если всадник на лошади, а она встала на дыбы, то её необходимо заставить опуститься на все ноги

И неважно, по какой причине это произошло. Если лошадь под вами уже встала на дыбы, необходимо сделать следующее:

  • Для этого послабляют повод до провисания, но ни в коем случае не бросают!
  • Тяжесть своего тела нужно перевести вперёд, таким образом конь вынужден будет опуститься. Ни в коем случае нельзя откидываться назад! Так можно перекинуть и лошадь на спину, и самому упасть, повредив себе позвоночник. Если падения не избежать, нужно постараться оттолкнуться от лошади так, чтобы упасть подальше от неё. Иначе она может при падении повредить наездника.
  • Возможно, рядом есть резкие раздражители, тогда необходимо немедленно отъехать в сторону.
  • Когда лошадь станет на все ноги, её необходимо энергично послать вперёд. Работа поводом должна быть смягчена.

Если имеет место неповиновение лошади, и она хочет повернуть в другом направлении, то необходимо резко практически лечь на её шею и не дать ей повернуть голову. Для этого нужно чуть набрать наружный повод, ровно так, чтобы не дать ей сделать поворот головой

Действовать надо осторожно, не перетягивая поводья

Важно знать, что если она повернётся, то может резко понести галопом

Испанская пытка водой

Для того, чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки, обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу.

Дыба
Пытка водой. (pinterest.com)

Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таком способом, суд принимал, как добровольные и данные подсудимым без применения пыток. Чаще всего эти пытка применялась испанской инквизицией дабы выбить признания из еретиков и ведьм.

Наказание

Был и другой вид наказания – на столбе. Обвиняемого подвешивали на столб с вывернутыми руками за спиной, а к ногам привязывали груз. При таком способе наказания у несчастного выходили из суставов руки. Подвешенного человека били кнутом, могли поджигать огнём, ломать рёбра. Не было разницы между мужским и женским полом, кроме рёбер. Их женщинам не ломали. В основном в Российской империи дыба – это орудие наказания воров.

Но этот вид наказания применялся не всегда и не везде. К примеру, в договоре между Ригой и Смоленском, датируемом XIII веком, говорилось о том, чтобы русинов отдавать на поруки или сажать в железо, а не в дыбу. А вот Псковская судная грамота говорила, что дыба – это наказание для тех, кто влезет в судебню или ударит придверника.

Расспрос под дыбой «по-русски»

По описанию Григория Котошихина (написал сочинение по истории России) в семнадцатом веке наказание применялось для воров.

С человека снимали рубаху, руки связывали сзади на кистях, ноги скрепляли ремнем. Конструкция напоминала виселицу. На нее подвешивали жертву. Один палач наступал на ремень, а второй поднимал человека, так что тот оставался висеть на дыбе с вывихнутыми руками.

Наказание иногда дополнялось ударами кнутом по спине. На месте каждого удара оставался глубокий след. Удары наносились с промежутками во времени, чтобы продлить пытку как можно дольше. При необходимости жертву приводили в чувство. Если виновник не признавался, его подвешивали еще раз и пытали повторно, но уже с применением огня. Палач раскаливал железные клещи и ломал ребра. Также разжигали костер под жертвой и привязывали к его ногам бревно. Пыткам подвергались не только мужчины, но и женщины.

Распространение в Европе

Дыба

Дыба как орудие пыток очень быстро распространилась по всей Европе. Существовало два основных вида описываемого инструмента:

  • Ложе – конструкция состояла из досок и валиков. На валики наматывались веревки, которые удерживали человека за запястья и лодыжки. Валики вращались и натягивали веревки в противоположных направлениях. Тело жертвы тянулась, причиняя сильную боль.
  • Подвешивание – конструкция состояла из двух столбов, соединенных перекладиной. Человеку связывали за спиной руки и подвешивали на веревке. К ногам могли дополнительно подвесить груз. Руки жертвы выворачивались, выходили из суставов. Жертва висела на сломанных руках долгое время.

Оба варианта применялись в разных странах до семнадцатого, местами восемнадцатого века.

Шири (верблюжья шапочка)

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны (союз кочевых тюркоязычных народов) забирали к себе в рабство. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях.

Дыба
Шири. (pinterest.com)

Как это работает?
1. Сначала рабам наголо обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень.
2. Экзекуторы забивали верблюда и освежовывали его тушу, первым долгом, отделяляя ее наиболее тяжелую, плотную выйную часть.
3. Поделив на куски, ее тут же в парном виде натягивали на обритые головы пленных. Эти куски словно пластырь облепляли головы рабов. Это и означало надеть шири.
4. После надевания шири шею обреченного заковывали в специальную деревянную колоду, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы никто не услышал их душераздирающие крики, и бросали там в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи.
5. Пытка длилась 5 суток.
6. В живых оставались единицы, а остальные погибали не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове сыромятной верблюжьей кожей. Неумолимо сжимаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Уже через день человек терял рассудок. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто из пленных. Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута.
7. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта — раба, не помнящего своего прошлого.
8. Шкуры одного верблюда хватало на пять-шесть шири.

Подвешивание

Применялся и другой вариант дыбы: она состояла из двух столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам верёвку. Иногда к его связанным ногам привязывали дополнительный груз. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осуждённый или пытаемый висел на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. В Российской империи поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами. Этот вариант дыбы с подвешиванием (известный как strappado) применялся и в Западной Европе.

Пытка святого Яна Саркандера, рельеф в часовне Яна Саркандера, Оломоуц.

В середине XVII века Григорий Котошихин описывал русскую дыбу следующим образом:

Пытки в кинематографе

До наших дней дошли только описания и изображения, как мог выглядеть человек на дыбе. Реконструкцию пытки можно увидеть в музеях стран Европы, а также в кинематографе.

Дыба

Фильмы, в которых показана пытка с помощью дыбы:

  • «Тюдоры» — телевизионный сериал, выходивший в 2008-2010 году. Исторический проект был снят Майклом Херстом. Он повествует о событиях в Англии в шестнадцатом веке при правлении Генриха Восьмого. Именно в это время дыба являлась популярным орудием для допросов.
  • «Царь» — кинокартина 2009 года. В историческом фильме Павла Лунгина представлено много пыток и казней, которые приписывают эпохе Ивана Грозного. Картина описывает два года из жизни царя в момент его борьбы с оппозицией.

Конечно искусство не может передать того ужаса, который происходил с людьми, подверженными истязанию на дыбе. Сама конструкция сохранилась в Лондонском Тауэре. Ее можно увидеть, посетив экскурсию.

Английский вариант орудия

На остров дыба как орудие пыток (фото представлено ниже) попала в 1447 году. По преданию ее стал использовать Джон Холланд, герцог Эксетерский, занимая высшую должность в Лондонском Тауэре. Инструмент стали называть «дочерью герцога».

Дыба

По описанию английская дыба имела следующие характеристики:

  • материал для основы – дуб;
  • рама большая, установленная горизонтально;
  • рама поднята на высоту 3 фута над полом;
  • цилиндрические ворота установлены по краям рамы;
  • веревки привязывались к запястьям и лодыжкам.

Вращение рычагов затягивало веревки, тело жертвы растягивалось и подымалось на высоту рамы. В это время человеку задавались вопросы. Если ответов не было либо они не удовлетворяли тюремщиков, пытку продолжали пока суставы не выскакивали из своих мест. Жертва слышала, как рвутся сухожилия в ее теле.

Немецкий вариант

Дыба

Немецким палачам так же приглянулась пытка дыбой. Наибольшую известность получила конструкция, которую применяли в городе Нюрнберге. Она была усовершенствована по сравнению с ранними вариантами.

Описание:

  • дыба сделана из дерева;
  • имела длину десять футов;
  • с одной стороны была приспособлена мощная лебедка;
  • лебедку вращали рычаги
  • мог применяться «заяц с шипами».

Перед пыткой жертву раздевали догола, укладывали лицом вниз, руки крепили к перекладине, ноги привязывали к лебедке. Палачи начинали крутить лебедку в полной тишине. Вскоре тело жертвы растягивалось, и тишину прерывал стон. С растягиванием первых сухожилий жертва начинала кричать. После этого палачи вращали лебедку медленно, поскольку малейшее движение приносило нестерпимую боль. Чиновник время от времени прекращал процедуру, задавая свои вопросы. Не получив на них ответ он продолжал пытку.

Если чиновник не получал ответа, по телу жертвы прокатывали цилиндр с дюймовыми шипами. Чтобы убить человека, палач мог поместить «зайца с шипами» под живот и продолжать крутить лебедку, пока тело не разорвется от проколов.

Дыба

Для причинения еще больших мучений человека на дыбе пытали водой, затягивали на его теле шнур, который натягивали так, что он глубоко впивался в тело. Иногда человек признавался во всем только от вида конструкции.

Распространение в Европе

Дыба

Дыба как орудие пыток очень быстро распространилась по всей Европе. Существовало два основных вида описываемого инструмента:

  • Ложе – конструкция состояла из досок и валиков. На валики наматывались веревки, которые удерживали человека за запястья и лодыжки. Валики вращались и натягивали веревки в противоположных направлениях. Тело жертвы тянулась, причиняя сильную боль.
  • Подвешивание – конструкция состояла из двух столбов, соединенных перекладиной. Человеку связывали за спиной руки и подвешивали на веревке. К ногам могли дополнительно подвесить груз. Руки жертвы выворачивались, выходили из суставов. Жертва висела на сломанных руках долгое время.

Оба варианта применялись в разных странах до семнадцатого, местами восемнадцатого века.

Известные люди, которые «познакомились» с дыбой

Дыба как орудие для наказания применялась чаще на рабах и преступниках. Через пытки прошло множество людей, о большей части которых ничего не известно.

Список известных жертв дыбы:

  • Святая Джульетта – о женщине известно, что она была христианкой. За это ее вместе с ребенком привели к Александру, который правил городом Таре. Она призналась ему, что состоит в секте христиан и а это была приговорена к пытке. В конце истязаний ей вылили на ноги горячую смолу и изуродовали плоть железными крюками. В конце жертву лишили головы. Ребенка женщины правитель убил за то, что тот все время повторял, что он христианин. Он расшиб мальчику голову о каменный пол. Через время Джульетту назвали святой.
  • Ян Саркандера – был католическим священником, провозглашен мучеником. Жил в шестнадцатом-семнадцатом веке. Его обвинили в лояльности к Польше и подвергли пыткам. Он должен был нарушить тайну исповеди, но не сделал этого и умер в заточении в 1620 году.
  • Вильям Лигтоу – был арестован в Малаге за шпионаж в 1620 году. Он был протестантом и отказался перейти в католицизм. Он прошел пытки инквизиции и остался жив. На то время разрешалось использовать истязания, если вина арестанта была доказана на половину. При этом нельзя было применять один и тот же способ для одного человека, поэтому мучение растягивали на продолжительное время. Для начала человека запугивали информацией о предстоящем допросе, затем показывали инвентарь. Если человек не хотел сознаваться его начинали готовить к допросу. Пытка дыбой продолжалась в течение многих часов. У жертвы рвались сухожилия, ломались кости, конечности выпадали из суставов. Лигтоу провел в тюрьме несколько месяцев, его одиннадцать раз подвергали пыткам. Спасся он благодаря слуге, который рассказал о пленном английскому послу.
  • Гай Фокс – английский дворянин, который стал католиком. Жил в конце шестандацотого-начале семнадцатого века. Известен участием в заговоре против Якова Первого 1605 года. Из-за продолжительных пыток на дыбе он выдал своих собратьев. Мужчин приговорили к повешению с последующим потрошением и четвертованием. Фокс смог спрыгнуть с эшафота так, чтобы сломать себе шею и не допустить продолжения казни.

Дыба

Благодаря спавшимся узникам и их свидетельства миру стало известно о методах испанской инквизиции не только по отношению к своим подданным, но и к гостям. Многие допросы представители инквизиции записывали самостоятельно. Они доказывают о бесчеловечности со стороны некоторых служителей церкви. Не менее жестокими были и правители, которые ради своих интересов готовы были подвергнуть дыбе даже своих близких людей.

Расспрос под дыбой «по-русски»

По описанию Григория Котошихина (написал сочинение по истории России) в семнадцатом веке наказание применялось для воров.

С человека снимали рубаху, руки связывали сзади на кистях, ноги скрепляли ремнем. Конструкция напоминала виселицу. На нее подвешивали жертву. Один палач наступал на ремень, а второй поднимал человека, так что тот оставался висеть на дыбе с вывихнутыми руками.

Наказание иногда дополнялось ударами кнутом по спине. На месте каждого удара оставался глубокий след. Удары наносились с промежутками во времени, чтобы продлить пытку как можно дольше. При необходимости жертву приводили в чувство. Если виновник не признавался, его подвешивали еще раз и пытали повторно, но уже с применением огня. Палач раскаливал железные клещи и ломал ребра. Также разжигали костер под жертвой и привязывали к его ногам бревно. Пыткам подвергались не только мужчины, но и женщины.

Батоги

Вторая по популярности пытка на Руси. Это когда заключенного избивали толстыми прутьями, на которых был обрезан конец. Они и назывались батогами. Данное телесное наказания было особо популярно при Иване Грозном. Прибегали к нему за разные нарушения: за неправильно обращение к хозяину, царю или за мелкое воровство (курицы, например).

Жертву клали лицом вниз на землю. На шею садился один человек, а другой на ноги, чтобы приговоренный был полностью обездвижен. Палач брал два кнута в руки и начинал бить человека по спине до тех пор, пока не услышит правду. Пытка также могла быть продолжена, пока узник не выдержит все назначенные удары.

При Иване Грозном таким образом наказывали за пьянство. Также выпивох могли заковать в кандалы и окунуть головой в ледяную воду или посадить голыми на муравейник.

Пытки в кинематографе

До наших дней дошли только описания и изображения, как мог выглядеть человек на дыбе. Реконструкцию пытки можно увидеть в музеях стран Европы, а также в кинематографе.

Дыба

Фильмы, в которых показана пытка с помощью дыбы:

  • «Тюдоры» — телевизионный сериал, выходивший в 2008-2010 году. Исторический проект был снят Майклом Херстом. Он повествует о событиях в Англии в шестнадцатом веке при правлении Генриха Восьмого. Именно в это время дыба являлась популярным орудием для допросов.
  • «Царь» — кинокартина 2009 года. В историческом фильме Павла Лунгина представлено много пыток и казней, которые приписывают эпохе Ивана Грозного. Картина описывает два года из жизни царя в момент его борьбы с оппозицией.

Конечно искусство не может передать того ужаса, который происходил с людьми, подверженными истязанию на дыбе. Сама конструкция сохранилась в Лондонском Тауэре. Ее можно увидеть, посетив экскурсию.

Висение на дыбе

Поднятие на дыбу – пытка на Руси, которая применялась с особой жесткостью. По-другому такое телесное наказание называлось «Русской виской». Дыба – это орудие пыток, которое применялось для растягивания тела человека.

Вследствие этого мягкие ткани разрывались, конечности выпадали из суставов. Узник испытывал невыносимую боль, поэтому часто жертва признавалась во всех преступлениях, даже которые не совершала.

На Руси данный вид казни появился в 13 веке. Узника привязывали за ноги и за руки к двум столбам, которые были соединены перекладиной. Постепенно тело начинали растягивать до тех пор, пока не вывернутся руки.

Время висения определялось каждый раз по-разному, и человек мог подвергаться такой пытке от нескольких минут до пары часов. Все зависело от того, признавался он в содеянном или нет.

Крайне распространено такое телесное наказание было при правлении династии Романовых. Когда на троне был Петр 1, на дыбе вешали взбунтовавшихся в 1698 году стрельцов. Причем им не просто выворачивали суставы, но также били кнутом.

Разрывы сухожилий были частым явлением. В результате наступал болевой шок, и узник падал без сознания. Пока он не приходил в себя, пытку прекращали. После этой экзекуции человеку вновь вправляли все суставы, и он продолжал жить и работать.

Значение

Обычно поведение, выражающее сопротивление, так или иначе связано с самообороной. С ним и соотносят часто фразу: «Встаёт на дыбы!».

Дыба

Однако само слово «дыба» – это термин, который обозначал орудие наказания и пыток. Его применяли на Руси и в Европе с XIV по XVIII век. Это страшное орудие. Оно было предназначено для растягивания тела наказуемого человека. При этом, как правило, его связки разрывались. В Европе бывало, что дыбу оснащали дополнительно шипами. На Руси слово означало колоду. Говорили так: «Посадить обвиняемого в дыбу».

В наше время употребляют выражение «встать на дыбы». Это значит — резко сопротивляться, протестовать, рыпаться, не соглашаться. Вздыбиться — значит возражать, воспротивиться, ополчиться, выразить резкое раздражение, вести себя вызывающе, при этом выпрямившись, стоя на ногах. А тогда, когда в XIV-XVIII веках говорили «поставить на дыбу», что значит — наказать с помощью соответствующего орудия пыток.

Дыба

Протест у лошадей

Среди людей, занимающихся разведением лошадей, их объездкой, конным спортом, часто можно встретить выражение «лошадь встала на дуба». Это то же самое, что на дыбы или на свечу. Причинами такого поведения лошади могут быть разные обстоятельства. Если конь встал на дыбы, а всадник сидит на нем, то, скорее всего, это ответ на грубое обращение. Возможно, всадник неопытен и неумело обращается с поводьями. Тогда лошадь, желая избавиться от ощущений боли, не повинуется и отказывается двигаться вперед. При этом она резко встаёт на задние ноги и разворачивается в удобную для неё сторону.

Дыба

Бывает, что конь просто играет от переизбытка энергии. Такое поведение свойственно молодым необъезженным особям. Поведение лошади, вставшей на свечу, показывает несоответствие между сильным возбуждением нервной системы коня и сдерживающими его действиями наездника.

Бывает, что лошадь встает на дыбы, пребывая на пастбище, в леваде, на корде. Тогда это говорит об агрессии, желании напасть, нанести удар копытом. Но не только. Часто кони так играют, выражают хорошее настроение, выливают переизбыток энергии. Чтобы различить эти состояния, смотрят на ноги и копыта. Если ноги выпрямлены, а копыта открыты и направлены кромкой вперёд – это готовность к удару. Если копыта направлены внутрь, а ноги согнуты – это игра. Но даже в такой момент подходить к лошади не стоит. Как выглядит лошадь на дыбах (фото можно видеть чуть ниже), знает практически каждый.

Дыба