Драма (жанр)

Драма в России

Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века

До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни,русской литературы и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.

В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.

Островский дал ряд замечательных исторических хроник и бытовых комедий. После него русская драма стала на прочную почву; наиболее выдающиеся драматурги в русской литературе: А. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев, А. Потехин, А. Пальм, В. Дьяченко, И. Чернышев, В. Крылов, Н. Я. Соловьев, Н. Чаев, гр. А. Толстой, гр. Л. Толстой, Д. Аверкиев, П. Боборыкин, князь Сумбатов, Новежин, Н. Гнедич, Шпажинский, Евт. Карпов, В. Тихонов, И. Щеглов, Вл. Немирович-Данченко, А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев и другие.

Драма в России

Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И

Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни,русской литературы и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.

В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.

Островский дал ряд замечательных исторических хроник и бытовых комедий. После него русская драма стала на прочную почву; наиболее выдающиеся драматурги в русской литературе: А. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев, А. Потехин, А. Пальм, В. Дьяченко, И. Чернышев, В. Крылов, Н. Я. Соловьев, Н. Чаев, гр. А. Толстой, гр. Л. Толстой, Д. Аверкиев, П. Боборыкин, князь Сумбатов, Новежин, Н. Гнедич, Шпажинский, Евт. Карпов, В. Тихонов, И. Щеглов, Вл. Немирович-Данченко, А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев и другие.

Драма: книга со сложным характером

В переводе с греческого слово «драма» означает «действовать». Драма (определение в литературе) — это произведение, обличающее конфликт между героями. Характер персонажей раскрывается через поступки, а душа — через диалоги. Произведения этого жанра имеют динамический сюжет, составлены через диалоги действующих лиц, реже — монологов или полилогов.

Язык автора присутствует только в качестве ремарок. Они несут техническую функцию, характеризируя персонажей и описывая сцену.

Драма как род литературы сочиняется по классическим правилам.

Драма (жанр)

Она состоит из нескольких частей, делясь на акты. В ней несколько героев, одна развитая сюжетная линия, задающая ось произведению. За все произведение происходит небольшое количество событий. Если работа создается для сценизации, то ее объем не должен превышает 80 страниц. Такой сценарий или пьеса равняются 3-4-часовому действию на сцене.

Противостояние классики и самобытности

Критик П. А. Катенин пытался отстоять классическую форму жанра, отчего перевел Корнеля и Расина. В начале XIX столетия драма в литературе — это была копия французских пьес. Появляется понятие «ложноклассическая трагедия», под удар попадают произведения Коцебу. Ядром критических нападок становится «Драматический Вестник», выпускаемый Языковым с 1808 года. Одним из самых плодовитых драматургов того времени был Шаховский. Из-под его пера вышло более 100 пьес. Он славился комедиями, в которых внутренняя слабость пьесы, по критическим замечаниям экспертов, перекрывалась блеском обстановки и бутафорскими эффектами.

Драма (жанр)

История драмы

Основная статья: Происхождение драмы

Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.

Дионисийские танцы

Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные светские сюжеты (мистерии, школьные драмы и интермедии, фастнахтшпили, sottises).

Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определённых положений, которые считались неизменными для эстетического достоинства драмы, таковыми являются: единство времени и места; продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; действие должно происходить на одном и том же месте; драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества (короли, королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-наперсники, которые вводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик. Таковы главные черты французской классической драмы (Корнель, Расин).

Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм: Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст, Граббе.

Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм (Дюма-сын, Ожье, Сарду, Пальерон, Ибсен, Зудерман, Шницлер, Гауптман, Бейерлейн).

В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман, Пшибышевский, Бар, Д’Аннунцио, Гофмансталь).

Русский Шекспир

Драма в русской литературе не существовала бы в своем виде без имени Островского. Этот автор сумел не только заслужить народную любовь, за 40 лет Островским поставлено около 50 пьес, но и привить вкус аудитории на хорошие и сложные произведения. Добролюбов нарек работы Александра Николаевича «пьесами жизни». Все тексты выдержаны, как классическая драма. Определение в литературе пьес Островского — это общечеловеческие драмы. Автор пытается не только показать ситуацию, но еще и ищет корни проблемы в характерах персонажей, окружающей среде.

Ему удалось представить публике не просто героев, а психологические типажи, в которых так просто увидеть самих себя. Даровитый драматург писал искрометные комедии («Женитьба Бальзаминова»), леденящие душу трагедии («Гроза»), заставлял зрителей плакать, изумляться, сопереживать. Его работы — сокровищница русской речи.

Драма как род литературы в России, как самобытная школа последователей Островского возникает уже во время жизни мастера. Яркими подражателями его таланта были Потехин, Дьяченко, Крылов, Соловьев, Чернышев, Владыкин, Чаев, Львов и Антропов. Все они были выдающимися драматургами второй половины XIX века. Это были мастера театральной техники, сценичности действия.

Следующим этапом в развитии драматического письма становится индустриальный сюжет. Наиболее интересными представителями новейшей драматургии становятся Потехин, Шпажинский, Тарновский, Сумбатов, А. Суворин, Карпов.

Л. Толстой использовал драму как орудие информирования масс, выпустив в свет «Власть тьмы» и «Плоды просвещения».

Драма (жанр)
жанр исторических

Развитие драмы на примере трагедии

В буквальном смысле слово «трагедия» означает «козлиная песнь». Она ассоциировалась с осеней грустью, когда бог виноделия отправлялся в спячку, или метафорически умирал. Эсхил считается основоположником трагедии, он усовершенствовал форму и включил в действие второго актера. Софокл добавил третьего персонажа. Эмоциональные ходы выражены через оплакивание, выражение соболезнования, ужаса, гнева. Хор с помощью дифирамбов задавал нужный тон.

Трагедия в Древней Греции состояла из шести классических компонентов: миф, раскрытие характеров, уместное и существенное мнение, прозаический и метрический язык, музыка и зрелище. Трагедия захватывает душу и дает познать страдание.

В неизменном виде трагедия доходит до эпохи Ренессанса, где снова становится популярной. Шекспировские герои переживают фатум по-новому. Теперь социальные условия играют большее значение, чем игры богов. Знаменитые «Король Лир», «Отелло», «Гамлет» по сей день являют собой хрестоматию для юных драматургов и актеров.

В эпоху Просвещения действующие лица борются за идеи. Знаменитые трагедии Шиллера «Разбойники» и «Коварство и любовь» не уступали по популярности работам Гете «Эгмонт» и «Гец фон Берлихинген».

Романтизм выявляет конфликт, но уже между внутренним и внешним мирами героев. Байрон, Гюго работают в жанре трагедии.

Драма в России

Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И

Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни,русской литературы и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.

В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.

Островский дал ряд замечательных исторических хроник и бытовых комедий. После него русская драма стала на прочную почву; наиболее выдающиеся драматурги в русской литературе: А. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев, А. Потехин, А. Пальм, В. Дьяченко, И. Чернышев, В. Крылов, Н. Я. Соловьев, Н. Чаев, гр. А. Толстой, гр. Л. Толстой, Д. Аверкиев, П. Боборыкин, князь Сумбатов, Новежин, Н. Гнедич, Шпажинский, Евт. Карпов, В. Тихонов, И. Щеглов, Вл. Немирович-Данченко, А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев и другие.

↑ Роди литературы: драма. Определение. Особенности драмы

Драма (от греч. drama — действие) — род литературы, в котором текст разыгрывается въявь или в воображении реципиента.
особенности

  • ограниченность во времени и вытекающие из этого чёткость замысла, 
  • строгий отбор событий и героев, 
  • напряженность конфликта и острота сюжета. 

Драма близка эпосу событийностью, сюжетом, а лирике — непосредственностью воспроизведения чувств героев. 

Драма связана с музыкой, которая почти всегда сопровождает спектакли и помогает в раскрытии смысла произведения; с живописью, так как постановка пьесы требует соответствующей обстановки (декорации)

Важнейшую роль в драме играет конфликт, так как необходимость за небольшой отрезок времени раскрыть события, характеры, требует их особого построения, напряженности. Острый конфликт необходим и для того, чтобы поддерживать интерес зрителей, заставить их сопереживать.

Непосредственное воздействие драматического произведения на зрителя определяет воспитательное значение драматического рода, что подчеркивал Аристотель и использовала греческая рабовладельческая аристократия. 

Оформление драматического произведения

В отличие от других прозаических и стихотворных произведений, драматические произведения имеют жёстко заданную структуру. Драматическое произведение состоит из чередующихся блоков текста, имеющих каждый своё назначение, и выделенных средствами типографики для того, чтобы их можно было проще отличить друг от друга. Драматический текст может включать в себя следующие блоки:

  • Список действующих лиц, располагается обычно перед основным текстом произведения. В нём при необходимости даётся краткая характеристика героя (возраст, особенности внешности и т. д.)
  • Внешние ремарки — описание действия, обстановки, появление и уход действующих лиц. Часто набирается либо уменьшенным кеглем, либо тем же шрифтом что и реплики, но на больший формат. Во внешней ремарке могут приводиться имена героев, причём если герой появляется в первый раз — его имя дополнительно выделяется. Пример:

Наиболее распространены два способа оформления драматических произведений: книжный и кинематографический. Если в книжном формате для отделения частей драматического произведения могут использоваться разные начертания шрифта, разные кегли и т. д., то в кинематографических сценариях принято использовать только моноширинный шрифт печатной машинки, а для отделения частей произведения использовать отбивку, набор на разный формат, набор всеми заглавными, разрядку и т. д. — то есть только те средства, которые доступны на пишущей машинке. Это позволяло многократно вносить изменения в сценарии по мере производства, сохраняя удобочитаемость.

История драмы

Основная статья: Происхождение драмы

Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.

Дионисийские танцы

Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные светские сюжеты (мистерии, школьные драмы и интермедии, фастнахтшпили, sottises).

Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определённых положений, которые считались неизменными для эстетического достоинства драмы, таковыми являются: единство времени и места; продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; действие должно происходить на одном и том же месте; драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества (короли, королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-наперсники, которые вводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик. Таковы главные черты французской классической драмы (Корнель, Расин).

Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм: Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст, Граббе.

Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм (Дюма-сын, Ожье, Сарду, Пальерон, Ибсен, Зудерман, Шницлер, Гауптман, Бейерлейн).

В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман, Пшибышевский, Бар, Д’Аннунцио, Гофмансталь).

История драмы

Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.

Дионисийские танцы

Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные светские сюжеты (мистерии, школьные драмы и интермедии, фастнахтшпили, sottises).

Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определённых положений, которые считались неизменными для эстетического достоинства драмы, таковыми являются: единство времени и места; продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; действие должно происходить на одном и том же месте; драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества (короли, королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-наперсники, которые вводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик. Таковы главные черты французской классической драмы (Корнель, Расин).

Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм: Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст, Граббе.

Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм (Дюма-сын, Ожье, Сарду, Пальерон, Ибсен, Зудерман, Шницлер, Гауптман, Бейерлейн).

В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман, Пшибышевский, Бар, Д’Аннунцио, Гофмансталь).

Оформление драматического произведения

В отличие от других прозаических и стихотворных произведений, драматические произведения имеют жёстко заданную структуру. Драматическое произведение состоит из чередующихся блоков текста, имеющих каждый своё назначение, и выделенных средствами типографики для того, чтобы их можно было проще отличить друг от друга. Драматический текст может включать в себя следующие блоки:

  • Список действующих лиц, располагается обычно перед основным текстом произведения. В нём при необходимости даётся краткая характеристика героя (возраст, особенности внешности и т. д.)
  • Внешние ремарки — описание действия, обстановки, появление и уход действующих лиц. Часто набирается либо уменьшенным кеглем, либо тем же шрифтом что и реплики, но на больший формат. Во внешней ремарке могут приводиться имена героев, причём если герой появляется в первый раз — его имя дополнительно выделяется. Пример:

Наиболее распространены два способа оформления драматических произведений: книжный и кинематографический. Если в книжном формате для отделения частей драматического произведения могут использоваться разные начертания шрифта, разные кегли и т. д., то в кинематографических сценариях принято использовать только моноширинный шрифт печатной машинки, а для отделения частей произведения использовать отбивку, набор на разный формат, набор всеми заглавными, разрядку и т. д. — то есть только те средства, которые доступны на пишущей машинке. Это позволяло многократно вносить изменения в сценарии по мере производства, сохраняя удобочитаемость.

Новые жанры драмы в литературе

Водевиль для русского менталитета впервые сочинил Хмельницкий. Он в первую очередь был талантливым переводчиком. Так, стали знамениты его откровенные подражания французской драме: «Воздушные замки», «Говорун», «Нерешительный».

Комедия Грибоедова «Горе от ума» — это первая русская книга нравов, которая была блестяще сделана по стилю и образцу французских пьес. Это произведение, вышедшее в 1831 году, и сегодня идет с большим успехом.

Английская литература тоже имела большое влияние на формирование российской драмы. Например, еще Белинский заметил, что у Пушкина получился шекспировский Борис Годунов. Пушкин словно вольно перекраивает портреты героев короля трагедии. Но российские персонажи действуют не под знаменем страсти, а под гнетом рока драмы.

Примеры произведений Лермонтова, несостоятельные в художественном смысле, но интересные как материал о мироощущении поэта, позволяют проникнуть во внутренний мир гениального стилиста. Гоголевский «Ревизор» — это драма-бомба, которая вынесла на всеобщее посмешище проблемы бюрократизма. После успеха Гоголя в России появляется мода на русского персонажа, а не на переводную копирку с европейской литературы.

Драма (жанр)

Все более натуральный вид приобретают герои в произведениях середины XIX столетия. Например, персонаж Писемского из «Горькой Судьбины» — это деревенский мужик в полную величину и без прикрас. Комедии автора «Ваал», «Просвещенное время», «Финансовый гений» недолго продержались на сцене.

↑ Пьеса как форма драматического произведения

Основная форма драматических действий — пьесы — небольшие драматические произведения, предназначенные для постановки в театре в течение 2-3-х часов. Пьеса обычно она начинается с перечисления действующих лиц с короткой их характеристикой, с указанием профессии, возраста, внешности.

Текст пьес в основном состоит из диалогов и монологов.

Монолог в пьесе играет различную роль:

  • он может стоять в начале пьесы и знакомить зрителя с той средой, в которой будет происходить действие (Лука. Нехорошо, барыня… Губите вы себя только… Горничная и кухарка пошли по ягоды, всякое дыхание радуется, даже кошка, и та свое удовольствие понимает и по двору гуляет, пташек ловит, а вы цельный день сидите в комнате, словно в монастыре, и никакого удовольствия. Да право! Почитай, уж год прошёл, как вы из дому не выходите!..);
  • он может подготовить появление на сцене одного из главных лиц, сообщая об этом лице некоторые сведения (Лука. Я ему говорил, но… леший какой-то… ругается и прямо в комнаты прёт… уж в столовой стоит…);
  • он может выразить переживания и мысли главного лица пьесы в особенно важный момент и раскрыть его характер (Смирнов. <…> Для меня легче сидеть на бочке с порохом, чем говорить с женщиной. Брр!.. Даже мороз по коже дерёт — до такой степени разозлил меня этот шлейф! Стоит мне хотя бы издали увидеть поэтическое создание, как у меня от злости в икрах начинаются судороги. Просто хоть караул кричи.).

Автор от своего лица даёт в драме лишь краткие указания на обстановку действия и замечания о жестах, действиях и интонации героев пьесы. Такие указания называются ремарками.

Текст драматического произведения делится на несколько больших частей, называемых действиями или актами. В зависимости от размеров пьеса может быть одноактной, двухактной и так далее до пятиактной.

Каждый акт пьесы подразделяется на ряд явлений. Явление образуется появлением или уходом со сцены одного из действующих лиц пьесы.

Отдельные короткие фразы действующих лиц или последние слова их речи, требующие ответа другого лица, называются репликами.

Борьба между двумя группами лиц, отдельными лицами или одним лицом и целой общественной группой называется интригой пьесы, социальный конфликт — коллизия

Кроме того, деление драматургии на виды и жанры часто связано с пафосом произведения: трагическим в трагедии, сатирическим или юмористическим в комедии, драматическим в драме. Пафос в свою очередь определяется особенностями конфликта. 

Оформление драматического произведения

В отличие от других прозаических и стихотворных произведений, драматические произведения имеют жёстко заданную структуру. Драматическое произведение состоит из чередующихся блоков текста, имеющих каждый своё назначение, и выделенных средствами типографики для того, чтобы их можно было проще отличить друг от друга. Драматический текст может включать в себя следующие блоки:

  • Список действующих лиц, располагается обычно перед основным текстом произведения. В нём при необходимости даётся краткая характеристика героя (возраст, особенности внешности и т. д.)
  • Внешние ремарки — описание действия, обстановки, появление и уход действующих лиц. Часто набирается либо уменьшенным кеглем, либо тем же шрифтом что и реплики, но на больший формат. Во внешней ремарке могут приводиться имена героев, причём если герой появляется в первый раз — его имя дополнительно выделяется. Пример:

Наиболее распространены два способа оформления драматических произведений: книжный и кинематографический. Если в книжном формате для отделения частей драматического произведения могут использоваться разные начертания шрифта, разные кегли и т. д., то в кинематографических сценариях принято использовать только моноширинный шрифт печатной машинки, а для отделения частей произведения использовать отбивку, набор на разный формат, набор всеми заглавными, разрядку и т. д. — то есть только те средства, которые доступны на пишущей машинке. Это позволяло многократно вносить изменения в сценарии по мере производства, сохраняя удобочитаемость.

В словаре Словарь иностранных слов

ы, ж.

1. мн. нет. Один из трех основных родов словесного искусства (наряду с лирикой и эпосом).

2. собир. Литературные произведения, написанные в диалогической форме и предназначенные для исполнения актерами на сцене. Русская д. 19 века.

3. Литературное произведение в диалогической форме с серьезным (в отличие от комедии1) сюже-том для исполнения на сцене. Д. Лермонтова «Маскарад».||Ср. МЕЛОДРАМА» title=’МЕЛОДРАМА, МЕЛОДРАМА это, что такое МЕЛОДРАМА, МЕЛОДРАМА толкование’>МЕЛОДРАМА, МИСТЕРИЯ» title=’МИСТЕРИЯ, МИСТЕРИЯ это, что такое МИСТЕРИЯ, МИСТЕРИЯ толкование’>МИСТЕРИЯ, ТРАГЕДИЯ» title=’ТРАГЕДИЯ, ТРАГЕДИЯ это, что такое ТРАГЕДИЯ, ТРАГЕДИЯ толкование’>ТРАГЕДИЯ, ТРАГИКОМЕДИЯ» title=’ТРАГИКОМЕДИЯ, ТРАГИКОМЕДИЯ это, что такое ТРАГИКОМЕДИЯ, ТРАГИКОМЕДИЯ толкование’>ТРАГИКОМЕДИЯ, ФАРС» title=’ФАРС, ФАРС это, что такое ФАРС, ФАРС толкование’>ФАРС.

4. перен. Тяжелое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания. Семейная д.||Ср. ТРАГЕДИЯ» title=’ТРАГЕДИЯ, ТРАГЕДИЯ это, что такое ТРАГЕДИЯ, ТРАГЕДИЯ толкование’>ТРАГЕДИЯ.

История драмы

Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.

Дионисийские танцы

Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные светские сюжеты (мистерии, школьные драмы и интермедии, фастнахтшпили, sottises).

Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определённых положений, которые считались неизменными для эстетического достоинства драмы, таковыми являются: единство времени и места; продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; действие должно происходить на одном и том же месте; драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества (короли, королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-наперсники, которые вводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик. Таковы главные черты французской классической драмы (Корнель, Расин).

Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм: Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст, Граббе.

Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм (Дюма-сын, Ожье, Сарду, Пальерон, Ибсен, Зудерман, Шницлер, Гауптман, Бейерлейн).

В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман, Пшибышевский, Бар, Д’Аннунцио, Гофмансталь).

Драма в России

Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И

Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни,русской литературы и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.

В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.

Островский дал ряд замечательных исторических хроник и бытовых комедий. После него русская драма стала на прочную почву; наиболее выдающиеся драматурги в русской литературе: А. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев, А. Потехин, А. Пальм, В. Дьяченко, И. Чернышев, В. Крылов, Н. Я. Соловьев, Н. Чаев, гр. А. Толстой, гр. Л. Толстой, Д. Аверкиев, П. Боборыкин, князь Сумбатов, Новежин, Н. Гнедич, Шпажинский, Евт. Карпов, В. Тихонов, И. Щеглов, Вл. Немирович-Данченко, А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев и другие.

Примечания

  1. ↑ Драма (в литературе) / Хализев В. E. //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. ↑ Драма // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия (под редакцией проф. Горкина А. П.). — М.: Росмэн, 2006.
  3. Аникст А. А. Драма // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 2.
  4. Внешняя ремарка // Издательский словарь-справочник: / А. Э. Мильчин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
  5. Ольга Смирнова. Формат разметки сценария.
  6. Драматический текст // Издательский словарь-справочник: / А. Э. Мильчин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

Оформление драматического произведения

В отличие от других прозаических и стихотворных произведений, драматические произведения имеют жёстко заданную структуру. Драматическое произведение состоит из чередующихся блоков текста, имеющих каждый своё назначение, и выделенных средствами типографики для того, чтобы их можно было проще отличить друг от друга. Драматический текст может включать в себя следующие блоки:

  • Список действующих лиц, располагается обычно перед основным текстом произведения. В нём при необходимости даётся краткая характеристика героя (возраст, особенности внешности и т. д.)
  • Внешние ремарки — описание действия, обстановки, появление и уход действующих лиц. Часто набирается либо уменьшенным кеглем, либо тем же шрифтом что и реплики, но на больший формат. Во внешней ремарке могут приводиться имена героев, причём если герой появляется в первый раз — его имя дополнительно выделяется. Пример:

Наиболее распространены два способа оформления драматических произведений: книжный и кинематографический. Если в книжном формате для отделения частей драматического произведения могут использоваться разные начертания шрифта, разные кегли и т. д., то в кинематографических сценариях принято использовать только моноширинный шрифт печатной машинки, а для отделения частей произведения использовать отбивку, набор на разный формат, набор всеми заглавными, разрядку и т. д. — то есть только те средства, которые доступны на пишущей машинке. Это позволяло многократно вносить изменения в сценарии по мере производства, сохраняя удобочитаемость.

История драмы как литературного жанра

Жанр драмы, то есть серьёзной пьесы, содержание которой связано с изображением обыденной жизни (в противоположность трагедии, в которой герой находится в исключительных обстоятельствах) ведёт свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер) создают т. н. мещанскую драму. Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был тесно связан с внутрисемейными противоречиями.

В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма. Драмы из современной жизни создавали О. де Бальзак, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Г. Ибсен, Г. Гауптман, Г. Зудерман. В то же время переживает расцвет мелодрама, сосредоточивающаяся преимущественно на сфере человеческих чувств (А. Дюма-сын и др.)

Первооткрывателем символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя.

В XX веке жанр драмы обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда — Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M. Волохов, В. Гавел.