Определение слова «Дивертисмент» по БСЭ:
Дивертисмент (от франц. divertissement — увеселение, развлечение)в театре, в 17-18 вв. вставная или заключительная часть драматического спектакля (иногда оперного или балетного), состоящая из пения, танцев, комических сценок, пародий и др. номеров увеселительного характера, обычно не связанных с сюжетом представления. В 70-х гг. 19 в. Д. становится самостоятельной концертной программой эстрадных театров и балаганов. Значительное распространение Д. получил в русском балете после Отечественной войны 1812, превратившись в особый вид балетного спектакля на патриотические и народные темы.Д. в музыке, род бытовой музыки, обозначение инструментальных произведений, служивших главным образом развлекательным целям. Д. состояли из нескольких частей (обычно 4-10) и предназначались для различных инструментальных составов (от одного инструмента до камерного ансамбля и оркестра). Соединяли в себе черты сонаты и сюиты. по широкому применению танцевальных жанров сближались с серенадой, родственны также кассации и Ноктюрну. Д. встречаются в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта и др. В 19 в., за немногими исключениями(«Венгерский дивертисмент» Шуберта для фортепиано в 4 руки), превращаются в жанр салонной музыки, аналогичный Попурри. В 20 в. термин «Д.» применяется как обозначение сюиты, составленной из номеров балета (Д. из балета «Поцелуй феи» Стравинского).изредка создаются произведения, представляющие собой стилизацию Д. 18 в. (Д. для струнного оркестра Бартока).
Интересные факты
Вместо завершения хотелось бы привести несколько интересных фактов о дивертисменте.
- Изначально существовали дивертисменты не только инструментальные, но и вокальные.
- В зарубежной теории музыки, например, во Франции дивертисментом также называется эпизод в фуге, во время которого нет проведения темы. Но нам эти эпизоды известны как интермедии.
- В 2000 году в Испании был снят фильм «Дивертисмент».
- Существует книга «Дивертисмент» В. Барановского со снимками этого фотографа, который показывает сценическую и закулисную жизнь театра и его актеров.
- Дивертисментом нередко называют танцевальные коллективы, театры балета. Существует даже инструментальный ансамбль «Дивертисмент».
Дивертисмент как часть более крупных произведений
Самостоятельным театральным жанром дивертисмент так и не стал. Его изначальный более легкий, развлекательный смысл не мог вместить в себя глубокие философские идеи, не мог во всей полноте показывать конфликт, раскрывать личности действующих лиц. Для этого гораздо лучше подходил такой жанр, как опера. Тем не менее дивертисмент не перестал существовать. Он стал использоваться как эпизод в операх.
Например, в балете Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» можно увидеть образец дивертисмента. Такие эпизоды чаще всего никак не связаны с развитием сюжета.
Подобные эпизоды можно увидеть в лирических трагедиях Жана-Батиста Люлли, например «Кадмусе и Термине». В «Фаусте» Шарля Гуно, в «Самсоне и Далиле» Камиля Сен-Санса.
Характерные признаки жанра
Камерный оркестр обычно исполнял дивертисмент. Ансамбль из десяти или более человек в эпоху венского классицизма часто называли оркестром. Обычно в составе такого коллектива были несколько скрипок и виол, две или три флейты, гобой, кларнет и арфа. Если пьеса имела яркий и веселый характер, композитор добавлял в оркестр литавры.
Дивертисмент – это типичный продукт классической эпохи. Гомофонное произведение с четко выраженной функциональной гармонией и танцевальным ритмом. Гибкая, пластичная мелодия нередко напоминала певческую кантилену. Иногда в этих пьесах композитор решал творческие задачи, например, осваивал модуляции или новый музыкальный инструмент.
Иногда дивертисментом называли композицию из нескольких контрастных по характеру произведений. Позже так стали именовать балетный танец, основанный на музыкальной сюите из контрастных номеров.
Дивертисмент в XIX-XX веке
Еще больше в сторону значения легкой музыки для развлечений дивертисмент склоняется в XIX веке. Он становится одним из жанров салонной музыки. К этому времени соната сформирована, она является самостоятельным жанром. Дивертисмент — это жанр, который больше напоминает попурри. Нередко темы для этого произведения заимствованы. По сути, в XIX столетии наступил закат дивертисмента как жанра.
Новой надеждой дивертисмента стал XX век. В музыке XX столетие по-настоящему уникально, оно сочетает в себе самые разные грани. С одной стороны, появляются новые направления, господствует авангард, экспрессионизм. С другой — некоторые процессы полностью противоположны: происходит возрождение многих классических традиций. Возникает такое направление, как «неоклассицизм».
Ведь что происходило в XIX веке? В музыке шли масштабные «реформы», эпоха Романтизма с ее культом чувства и мимолетности была полностью противоположна объективности и масштабам Венского классицизма. А в XX веке огромных потрясений вновь возникла необходимость твердой опоры, которую музыканты и нашли в традициях классиков.
Итак, жанр дивертисмента был возрожден, он вновь приобрел некоторую, если не серьезность, но содержательность. Одним из музыкантов, который прибегал к жанру, был Игорь Стравинский.
Дивертисмент для струнных написал Бела Барток.
Индивидуальное, яркое произведение никак нельзя отнести к салонным или просто развлекательным.
Быть может, эти произведения и не могут похвастаться изящностью, легкостью дивертисментов Гайдна или Моцарта, все же время было уже совсем иное, но факт обращения композиторов к дивертисменту приятен.
Поменялись и инструменты для дивертисмента, например композитор Нино Рота написал концертный дивертисмент… для контрабаса. Это довольно необычный солирующий инструмент.