Дискурс

[править] См. также

  • Вау-импульс
  • Постмодернизм

Дискурс имеет отношение к писанине, но ты же ниасилил?

Писательская среда  Авторы • Аудиокнига • Журнализд • Литературный негр • Машинный перевод • Надмозг • Начинающий писатель
Писательские приемы  Catch phrase • One-liner • Дискурс • Рерайтинг • Рояль в кустах • Синдром Поиска Глубинного Смысла • Спойлер • Стёб • Хэппи-энд
Жанры  X for Dummies • Детектив • Пирожки • Постмодернизм • Слеш • Фантастика (Зомби-трэш • Киберпанк • Космическая опера • Попаданство • Постапокалипсис • Стимпанк • Фэнтези) • Фанфик • Хроники • Шиппинг
Произведения  • 9600 бод и все-все-все • DOOM: Repercussions of Evil • Raildex • SICP • The Road (Маккарти) • Американский психопат • Божественная комедия • Война миров • Волшебник Изумрудного города • Гарри Поттер • Голодные игры • Дети демократии • Дети против волшебников • Дракула • Другие действия • Жестокая Голактика • Жук-антисемит • Загробные колыбельные • Земля Санникова • Как поддержать беседу с мозгоёбом • Книга Велеса • Красные дьяволята • Меланхолия Харухи Судзумии • Мир-Кольцо • Мятеж на «Баунти» • Незнайка на Луне • Песни Гипериона • Песнь Льда и Пламени • Поваренная книга анархиста • Повелитель мух • Полный root • Призрак Оперы • Приключения Буратино • Приключения Чиполлино • Простоквашино • Реквием по мечте • Роза мира • Россия в 1839 году • Священный Ахредуптусъ • Семь красных линий • Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца • Солярис • Сумерки • Страх и ненависть в Лас-Вегасе • Тёмная башня • Трактат о любви • Три мушкетёра • Худеющий • Чарли и шоколадная фабрика • Человек-невидимка • Шулхан Арух
Персонажи  Алиса Селезнёва • Бармаглот • Благородный дикарь • Винни-Пух • Гамлет • Ганнибал Лектер • Карлсон • Козьма Прутков • Колобок • Крапивинский мальчик • Красная Шапочка • Ктулху • Лука Мудищев • Мэри Сью • Остап Бендер • Пеппи Длинныйчулок • Поручик Ржевский • Семецкий • Снарк • Ходжа Насреддин • Шариков • Шерлок Холмс и доктор Ватсон • Штирлиц • Эдип
Литературные мемы  • Уловка 22 • А был ли мальчик? • Банановая республика • Бессмысленный и беспощадный • Благородные доны • Вау-импульс • Закон Мерфи • И животноводство! • И немедленно выпил • Извините за неровный почерк • Клоун у пидарасов • Конные арбалетчики • На деревню дедушке • Наше всё • Пикейные жилеты • Пирдуха • Пушечное мясо • Святой Грааль • Сумрачный тевтонский гений • Такие дела • Человек и пароход • Шелезяка
Места в интернете  bo • Либрусек • Литпром • Литрес • Стульчик.нет
Критика  Где и в какой книге Кастанеда пишет об этом? • Книга лучше • Не читал, но осуждаю • Чукча не читатель
Очепятки и обшибки  Абанамат • Донки-хот • Кузинатра • Одномуд • Она металась, как стрелка осциллографа • У ней внутре неонка

[править] С точки зрения Пелевина

Понятие впервые появляется в произведении Empire V (2006). Неразрывно связано с понятием «гламур».

Человеческий ум сегодня подвергается трем главным воздействиям. Это гламур, дискурс и так называемые новости.

Там же:

Дискурс — это мерцающая игра бессодержательных смыслов, которые получаются из гламура при его долгом томлении на огне черной зависти…
А гламур… — это переливающаяся игра беспредметных образов, которые получаются из дискурса при его выпаривании на огне сексуального возбуждения”;

Если гламур — это секс, выраженный через деньги, то дискурс — это секс, которого не хватает, выраженный через деньги, которых нет;

Дискурс обрамляет гламур и служит для него чем-то вроде изысканного футляра…
А гламур вдыхает в дискурс жизненную силу и не дает ему усохнуть…

Проще говоря гламур это клевер для скота, а дискурс — оградка для него.

Для лучшего понимания взаимозависимости между гламуром и дискурсом рекомендуется почитать про Сепульки

Литература

  • Бабаян В. Н. Диалог в триаде с молчащим наблюдателем. — Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2008. — 290 с.
  • Ван Дейк, Теун А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. / Сост. В. В. Петрова; Под ред. В. И. Герасимова; Вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. — М.: Прогресс, 1989. — 312 с.
  • Йоргенсен, Марианне В., Филлипс, Луиза Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ.. — 2-е изд., испр. — Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008. — 352 с. — ISBN 966-8324-06-4.
  • Ильин В. И. Потребление как дискурс: учебное пособие. — СПб.: Интерсоцис, 2008. — 446 с. — ISBN 978-5-94348-049-2.
  • Гутнер Г. Б., Огурцов А. П. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Серио П. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. — Москва: Прогресс, 1999. — С. 194. — ISBN 978-5-9710-0917-7.
  • Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. — Москва: Флинта: Наука, 2013. — С. 414. — ISBN 5-01-004414-5.
  • Чернявская В. Е. Дискурс / под ред. М. Н. Кожиной // Стилистический энциклопедический словарь русского языка.. — Москва : Флинта : Наука, 2003. — С. 53—55.

[править] Дискурс кого-то/чего-то

На бордах

Дискурс — это иногда набор понятий, которые постоянно и назойливо использует определенная социальная группа. Хотя в этом случае сабж правильнее было бы обозначить как «жаргон» или «слэнг» (а использование здесь слова «дискурс» указывает на желание говорящего выглядеть умнее аудитории).

Это «дискурсы» политических идеологий, вымышленных сеттингов, луркоёбов и т. п.

То есть, отдельные понятия понимаются по-особенному и помогают сообществу «структурировать», подстроить мир под себя. По смыслу похоже на код в программировании — хуй поймёшь, пока не выучишь значения и правила употребления символов.

По такому «дискурсу» представители сообщества узнают единомышленников.

Примеры хрестоматийные

  • ПЖиВа — вертикаль власти, суверенная демократия, Bosco, мочилово в сортире, трагедия распада СССР, духовные скрепы, шакалить у посольств и т. д.
  • Оппозиция — ПЖиВ, банда Путина (под суд), эта страна, «гражданское общество», «креативный класс», «дотянулся проклятый Сталин» и т. п.
  • Двач: нигра, анонимус, СХБ и битард
  • Кащенизм: ФГМ и взаимоисключающие параграфы
  • ЖЖ: комменты, козёл Фрэнк, озалупливание и манул
  • Педивикия: «нет значимости», нет АИ, админский скайпочат, улыбка Джоконды Джимбо Уэллса, педофильское лобби и т. д. и т. п.

[править] Социологически

Дискурс — система взаимосвязанных между собой символов, где каждый символ есть ссылка на опыт. Иными словами, дискурс — это общественные практики, выраженные посредством символов, где язык (в его Соссюровском понимании) — всего лишь часть этого явления. А так как любой общественный опыт имеет тенденцию производить отнюдь не иллюзорный объект, который можно почувствовать на собственной шкуре, и этот объект потом становится ссылкой на этот опыт, то как говорит Деррида — «всё дискурс».

Дискурс — не более, чем система понятий, терминов и мемов, чотко и определенно характеризующих то или иное явление, а также правила и стиль взаимоотношений лиц, причастных к этому явлению. Какими бы ни были различия в определении дискурса рядом ученых, их мнения сходятся в одном: дискурс есть речевое общение в конкретной системе понятий.

Дискурсивное поле

Дискурсивное поле — смесь интеллектуального и социального полей, где социальное взаимодействие переходит в определённый тип практики.

Основателем такого понимания дискурсивности можно считать Карла Маркса[источник не указан 260 дней]. Впоследствии в подобном плане стали рассматривать идеи Зигмунда Фрейда[источник не указан 260 дней].

Процессы, обеспечивающие дискурсивные поля

  1. Воспроизводство общего категориального аппарата — язык общения.
  2. Поддержание границы дискурсивного поля — где границы являются зонами ограниченного понимания или полного непонимания.
  3. Наличие общего теоретического каркаса, представляющего собой единый интеллектуальный поток.
  4. Силовой характер дискурсивного поля.
  5. Тенденция к институализации.
  6. На основе дискурсивного поля формируется дискурсивное сообщество.

Иерархия дискурсивного поля

  • Основоположники — основатели (в каждом поле свои).
  • Лидеры-толкователи — последователи-наследники, которые развивают и адаптируют идею к конкретному периоду времени и месту.
  • Активисты — энергичные деятели дискурсивного поля.
  • Приверженцы — следуют правилам, рассуждают в категориях, часто просто потребители.
  • Попутчики — «случайные прохожие».

При этом предполагается, что максимальный интерес к обсуждаемым темам находится в центре полей дискурса, а чем ближе к границам, тем больше ослабевают интерес и интенсивность общения.

[править] Филологически

Ложкин в теме

Дискурс — это сферическое черт-знает-что.

По делу же филолог может сообщить только то, что ди́ску́рс — настолько непонятное фееричное ояебу, что не известно даже, как правильно это слово хотя бы произносить. Из работы в работу, от автора к автору робко кочуют рассуждения разной степени пространности о влиянии языка-источника на ударение. Сам же автор ударяет так, как это принято в его среде. Собственно, связано это главным образом с тем, что лингвистические школы и так сильно различаются во взглядах, некоторые споры не утихают уже не первое столетие, и разводить срач из-за такой ерунды никому особо не упёрлось: даже о том же самом дискурсе и без того есть о чём поговорить. Появление же того или иного варианта в словаре зависит от упрямства составителя.