Великосветские хлыщи

Кто такой денди?

Расцвет дендизма приходится на конец XVIII начало XIX века. Родиной этого культурного течения считается Англия. Денди – это не просто модник, умеющий красиво одеваться, это нечто таинственное, непонятное, неразгаданное. Это игра, в которую вовлечены были многие светлые умы того времени:

  • Джордж Браммелл – законодатель дендизма и персонаж произведений, художественных фильмов, пьес и трактатов.
  • Оскар Уайльд – лондонский философ, писатель, эстет и поэт.
  • Джордж Гордон Байрон или просто лорд Байрон – английский поэт, воспевавший безрадостный эгоизм.
  • Обри Винсент Бердсли – британский художник, поэт и эстет.
  • Пушкин Александр Сергеевич – основоположник литературного русского языка, поэт, историк, критик и публицист.
  • Лермонтов Михаил Юрьевич – русский драматург, поэт и художник.
  • Шарль Бодлер – французский основоположник декаданса, поэт, эссеист, критик.
  • Сергей Павлович Дягилев – балетный продюсер и театральный деятель.

Но именно Джордж Браммел считается арбитром, законодателем, полководцем, названным «премьер-министром изящности», на которого равнялись все последователи этого явления.

Великосветские хлыщи

Дендизм сам разрабатывает свои особые пренебрежительные правила поведения в обществе, жизненную позицию превосходства над окружающими и неповторимый стиль в одежде, сочетающий безупречный вкус и несколько спонтанный вид.

Первый денди в истории

Исследователи сходятся на том, что первым денди в истории был англичанин Джордж Брайан Браммелл (1778 — 1840). Он не мог похвастаться аристократически происхождением (его дед был лакеем, а отец секретарем), но пробился в круги высшей знати благодаря отличному образованию, которое смог дать ему разбогатевший отец, и связям. Браммел окончил Итон, несколько лет провел на военной службе, но после знакомства с принцем Уэльским, будущим королем Георгом IV, который стал его другом и покровителем, полностью посвятил себя любимому делу — карьере денди.

Этот англичанин прославился тем, что ежедневно тратил несколько часов на уход за собой, умел виртуозно одеваться и завязывать шейный платок самыми причудливыми способами, главное — всегда выглядел безупречно, хотя на первый взгляд очень скромно. В те времена, когда мужчины из высшего света носили расшитые камзолы, пряжки с драгоценными камнями, кружевные рубашки, шляпы с металлическими блестками и т.п., Браммелл предпочитал фрак из простого сукна, который, однако, был идеально посажен по фигуре. К нему основатель нового стиля тщательно подбирал немногочисленные аксессуары: шейный платок, золотое кольцо, золотую цепочку карманных часов и изящную табакерку.

Великосветские хлыщиОснователь стиля денди не только вошел в историю, но и удостоился памятника в Лондоне

Постепенно этот элегантный образ стали копировать другие британские модники того времени, задав новое стилевое направление, основными чертами которого стали сдержанность, изящество, непринужденность. Отсутствие излишней вычурности, простой костюм высокого качества с белоснежной рубашкой, яркий жилет и шейный платок, немногочисленные, но дорогие аксессуары, а также идеальная ухоженность кожи, усов и причёски. Несложно заметить, что по сути подобный образ, за исключением отдельных деталей и кроя, не утратил своей универсальной элегантности вплоть до наших дней.

Но образ истинного денди не ограничивался безупречным внешним видом. Известно, что тот же Браммелл задал новую манеру светского общения, которая сочетала непринуждённость в с остроумным цинизмом и умением сохранять бесстрастие в любой ситуации

Он нередко шокировал свет своими заявлениями: например, считается, что однажды на вопрос о том, как ему удается пользоваться таким вниманием женского пола, он ответил что секрет в том, чтобы «со служанкой говорить как с дамой из высшего света, а с дамой из высшего света — как со служанкой». Также Браммелл мог отпустить нелестные, но меткие замечания о внешнем виде собеседника

Но все это он делал с неизменной непринужденностью и изяществом.

Battle City

Эту игру в России помнят, знают и любят под именем «Танчики». С ней связана интересная история — экшен с видом сверху официально вышел только в Японии, так что ни Северная Америка, ни Европа о нём толком не узнали. В России широкое распространение получила не оригинальная Battle City, а её модифицированная версия Tank 1990 от пиратов-бракоделов Yanshan Soft, которую отличал ряд улучшений геймплея и расширенные возможности редактора карт. Это не отменяет того, что запомнили именно пиратский «хак», который был практически на всех картриджах-многоигровках.

Издавшая игру Namco не смогла грамотно развивать бренд. Да, проект перенесли на Game Boy, Wii и Wii U, но только для Японии. Для японского рынка был сделан прямой сиквел Tank Force, не снискавший особой популярности, а затем серию переосмыслили и перезагрузили в виде кооперативного экшена Tank! Tank! Tank!. Последняя вышла на Wii U в 2012 году во всём мире, однако сейчас о ней вспомнят единицы, в отличие от Battle City, которая по-прежнему жива благодаря планшетам и смартфонам. Сложно поверить, но в России игра вновь всплыла в 2011 году в виде пиратской версии для телефонов под управлением iOS и Android, которая умело наживается на ностальгии.

Contra

В феврале сериал Contra празднует тридцатилетие — юбилей по меркам видеоигр весьма серьёзный. При одном только взгляде на скриншот из игры у геймера из девяностых сразу же звучит в голове знакомая «титульная» мелодия, а геймпад так и просится в руки — нет времени объяснять, надо крошить безликих солдат и пришельцев! Боевик-платформер вышел не менее удачным, чем Super Mario Bros. 2, и в итоге получил массу переизданий и аж тринадцать консольных игр, входящих в официальную хронологию.

Для первой части создатели игры взяли три популярных символа — Арнольда Шварценеггера из фильма «Хищник», Сильвестра Сталлоне из «Рэмбо» и инопланетных монстров, явно вдохновлённых фильмом «Чужие». Дуэт из двух мускулистых ребят прошёл испытание временем — война против террористического синдиката «Красный сокол» остаётся до сих пор актуальной. Konami перевела серию на мобильные платформы и слот-машины патинко, поэтому её лучшие времена, конечно, позади, хотя японских игроков даже такое положение вещей вполне устраивает.

Ninja Gaiden

https://youtube.com/watch?v=eUNTSP9PBuA

Серия Ninja Gaiden входит во все топы самых хардкорных игр в истории. Фактически это двухмерная Dark Souls с видом сбоку и столь же нетолерантным отношением к игроку. В 80-е название трилогии Ninja Gaiden стало нарицательным для запредельно сложных игр, которые давали прикурить даже таким хитам, как Contra. На «Денди» были все три части, но из-за пиратской обработки в первой же части был критический баг, не позволявший задействовать важный бонус. И оттого для отечественных игроков этот выпуск стал особенно сложным.

В 2004 году серию возродили под тем же названием, выпустив Ninja Gaiden нового поколения. В итоге вышло две трилогии — классическая времён Nintendo Entertainment System и современная, заглянувшая на консоли семейств Xbox и PlayStation. Высочайшая сложность, заданная ещё в 1988 году, из новых выпусков никуда не исчезла.

Disney’s Aladdin

Нельзя пройти мимо платформера про Аладдина, который долгое время был объектом зависти всех тех детей, у которых были восьмибитные приставки. Так получилось, что Disney’s Aladdin официально вышла только на «16-битках» — Super Nintendo и Sega Mega Drive. Тем не менее, как и в случае с игрой The Lion King по другому популярному мультику Disney, ушлые пираты портировали проект на «Денди», и русские дети могли наслаждаться почти той же самой игрой, как владельцы более мощных консолей. Это один из немногих примеров так называемого даунгрейда — случая, когда игру заведомо ухудшают, чтобы портировать на старую и более слабую приставку.

Приключения босяка Аладдина стали популярными не только в мире анимации, но и видеоигр. Всего серия насчитывает семь игр, последняя из которых, Disney’s Aladdin in Nasira’s Revenge, вышла в 2000 году. Сейчас многие считают серию Prince of Persia современным переосмыслением старого платформера, но это ошибочное мнение: «Принц Персии» появился за 4 года до первой игры с участием Аладдина. Такая вот путаница.

Yie Ar Kung-Fu

Компанию Konami у нас в 90-е лучше всего знали по двум проектам — беспощадному и до боли жестокому боевику Contra, а также по файтингу Yie Ar Kung-Fu. Эти проекты прославились своей чрезмерной сложностью и ярко выраженной «мужиковостью». Файтинг Yie Ar Kung-Fu был создан в эпоху, когда игры про Брюса Ли уже стали трендом, а боевые искусства были в расцвете своей популярности. В Konami объединили эти вещи, назвали главного героя Ли (Lee) и отправили покорять аркадные автоматы.

В итоге игра вышла на ПК и ряде консолей, получила чуть менее успешный сиквел в 1986-м и стала главной причиной, побудившей японцев из Capcom на создание собственного файтинга — Street Fighter. Как вы наверняка знаете, Street Fighter уже разменял пять номерных частей и получил большое количество ответвлений в виде комиксов, книг и вспомогательных игр.

Дендистский устав

Что образует утонченного модника? Каков устав и что значит денди?

  1. Во-первых, материальная независимость. Любой денди презрительно относится к профессионалам, взращивая в своем характере любительское отношение ко всякому занятию. Все что делает денди должно приносить удовольствие лично ему – коллекционирование, изучение истории или экзотических языков, разноплановые хобби. На все это нужны деньги, но считать и думать о них не мог позволить себе ни один истинный денди.
  2. Во-вторых, кодекс чести. Слово, данное таким модником, не подвергалось сомнению. Порукой в иных случаях служило покровительство высокопоставленных особ. Что характерно именно для дендизма, так это то, что требования чести применялись только по отношению к людям равного сословия. Невыполнение взятых на себя обязательств по отношению к лавочнику не считалось чем-то недозволительным, а даже приветствовалось и расценивалось как бравада.
  3. В-третьих, способность терпеть телесные неудобства, которую истинные денди приобретали путем постоянной закалки организма, живя в едва отапливаемых помещениях и часами тренируя физическую выносливость тела специальными упражнениями. Кодекс подразумевал, что денди – это человек, который не чувствует холод или жару, не испытывает жажду и голод, никогда не устает и не утомляется.
  4. В-четвертых, удовольствие как высшая цель жизни. Поэтому зачастую денди в жизни – это игроки, которые склонны нарушать правила, развлекаясь за счет ближнего.
  5. В-пятых, умение изысканно, подчеркнуто элегантно одеваться. Костюм должен быть идеального кроя, а галстук завязан с такой небрежностью, которая часами репетировалась у зеркала.

Chip and Dale: Rescue Rangers

Стоит только произнести волшебную фразу «Чип и Дейл спешат на помощь», как в памяти всплывает целый ряд ассоциативно-ностальгических вещей — мультфильмы Disney по первому каналу в «Дисней-клубе», мышь Рокфор с его возгласом «Сы-ы-ы-ыр!» и две части замечательного платформера от Capcom, которые были в коллекции чуть ли не каждого владельца NES. Точнее, простите, конечно же, «Денди». Мультсериал обеспечил игре широкую популярность, и особенно в России запомнили вторую часть — ту, где можно было взять напарника на руки и жёстко швырнуть во врага.

После релиза двух частей Chip and Dale Rescue Rangers её авторы переключились на другие платформеры — Capcom сделала их превеликое множество, но поддержали серию, как в случае с Tank 1990, пираты. Тайваньская компания Gametec выпустила без всяких лицензий игру со знакомыми персонажами Squirrel King, считающуюся неофициальным (и незаконным!) сиквелом к дилогии с «Денди». Вторую жизнь серия про двух бурундуков обрела уже в 2010 году с релизом одноимённой мобильной игры. Об одном мечтаем — чтобы ретроплатформер однажды получил такое же переиздание, которого удостоилась Duck Tales.

Дендизм – причина финансового краха

Если проследить историю жизни самых знаменитых денди начала XIX века, можно увидеть некую закономерность. Многие модники, подпадающие под значение слова денди, закончили жизнь в нищете и болезнях.

  • Джордж Брайан Браммел – умер в психиатрической лечебнице будучи нищим.
  • Оскар Уайльд – скончался в изгнании, унизительной нищете, больной менингитом, потеряв дар речи.
  • Шарль-Пьер Бодлер – скончался в клинике для умалишенных, с диагнозом сифилис.
  • Джордж Гордон Байрон – умер от лихорадки в Греции.

Великосветские хлыщи

Вполне возможно, что равнодушное отношение к достатку, предписываемое дендистским кодексом, явилось причиной банкротства многих прославленных денди.

Социальная и культурная характеристика

Денди воспроизводит манеры аристократа, хотя по происхождению чаще всего принадлежит к среднему классу. Тем самым он демонстративно и парадоксально, даже саморазрушительно противостоит принципу уравнительности, диктатуре буржуазной «середины» и посредственности. Именно такое социально-критическое, протестное понимание дендизма развил в своей эссеистике Шарль Бодлер.

Дендизм возник в Англии в XVIII — начале XIX века как реакция на возросшую роль в общественной и культурной жизни сословия богатых буржуа и распространился по всей Европе. Дендизм ответил на изменившиеся условия культом личности, которая раскрывает своё превосходство над обществом через моду.

Одним из самых ярких представителей дендизма стал Джордж Браммел, которого называли «премьер-министром элегантности». Обладавший, по всеобщему признанию, безупречным вкусом, Браммел стал влиятельным человеком, другом и консультантом в вопросах моды будущего короля Георга IV

Он резко отличался от щёголей высшего общества, привлекавших всеобщее внимание экстравагантностью. Принципом Браммела была «заметная незаметность» (conspicuous inconspicuousness), — он носил безупречно сшитую одежду без аффектации и вёл себя со всей возможной естественностью

Его костюм был выражением крайнего аристократизма натуры. Низко оценивая общество, не владеющее формой культуры, олицетворением которой он являлся, Браммел тем не менее не нарушал его законов. Но он не скрывал своего презрения, подвергая насмешкам людей гораздо более знатных или способных. Противостояние свету знаменитого денди импонировало Байрону, которому приписывают высказывание, что лучше быть Браммелом, чем Наполеоном.

Литература

  • Дендизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 218—219 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Baudelaire Ch. Le Dandy//Baudelaire Ch.Oeuvres complètes. Paris: Robert Laffont, 1999, p. 806—808
  • Raynaud E. Baudelaire et la religion du dandysme. Paris: Mercure de France, 1918
  • Moers E. The Dandy: Brummell to Beerbohm. London: Secker and Warburg, 1960
  • Carnassus E. Le Mythe du dandy. Paris: A. Colin, 1971
  • Kempf R. Dandies. Baudelaire et compagnie. Paris: Seuil, 1977
  • Scaraffia G. Dizionario del dandy. Roma: Laterza, 1981
  • Villena L.A. de. Corsarios de guante amarillo: sobre el dandysmo. Barcelona: Tusquets, 1983
  • Delbourg-Delphis M. Masculin singulier. Le dandysme et son histoire. Paris: Hachette, 1985
  • Coblence F. Le Dandysme, obligation d’incertitude. Paris: PUF, 1988
  • Adams J.E. Dandies and Desert Saints: Styles of Victorian Manhood. Ithaca: Cornell UP, 1995
  • Блок А. А. Русские дэнди // Он же. Собр. соч. в 8 тт. Т.6. М.-Л.: Госиздат, 1962, с.53-57
  • Барбе д’Оревильи Ж.-А. О дендизме и Джордже Браммелле. М.: Издательство «Независимая газета», 2000
  • Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: НЛО, 2006
  • Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1988.

Игровые картриджи

Приставка способна работать с лицензионными картриджами Famicom, однако, так как Nintendo не выпускала саму приставку в странах СНГ, лицензионные игры для неё не были доступны. Подавляющая часть игр для Dendy была скопирована пиратами с оригинальных, причём встречались не только игры, лицензированные для Famicom/NES, но и игры с других приставок, которые на Famicom вообще никогда не выходили. Также было выпущено несколько десятков игр, разработанных на Востоке, под марками Idea Tek и Micro Genius. В России выпускались игры с переводом на русский язык, а также несколько оригинальных игр (один из известных авторов — Александр Чудов).

Не известно ни одного картриджа для Dendy с дополнительным аппаратным обеспечением наподобие ОЗУ с батарейкой для сохранения. Игры, полагающиеся на сохранение, не продавались. Однако «пираты» быстро взяли на вооружение технологию переключения банков и записывали на один картридж до четырёх «крупных» игр и до десятка мелких. Существовали картриджи «100 в 1» или даже «9999 в 1», на которых несколько игр повторялись много раз с вариациями раскраски персонажей, количества жизней и оружия, возможностью старта с разных уровней, включая скрытые. Пиратские картриджи для Famicom, подходящие и для её клонов, а также сами клоны консоли Famicom, производятся и находятся в продаже до сих пор.

Основы стиля денди

Итак, подведем итог. Что создает образ настоящего денди? Во-первых, общая ухоженность, красивая стрижка, аккуратные усы и борода, подтянутая фигура.

Одежда должна быть неброской, но из качественных материалов и отлично сидеть как влитая. Это может быть как классический костюм, так и пиджак с джинсами для менее строго образа

Можно также вспомнить, что родина образа денди — Великобритания, и обратить внимание на элементы, ассоциирующиеся с английским стилем: твидовые костюмы, пальто из шерсти, тренчи

Великосветские хлыщиМода меняется – основы элегантности истинного денди остаются прежними

Следующий важный момент — аксессуары. Если в XVIII веке Джордж Браммелл упражнялся в завязывании шейных платков, то современные денди имеют в своем арсенале галстуки и шарфы. Искусно завязывать их умеет не каждый, но при желании этот навык вполне реально освоить используя наши статьи: как завязать галстук и как завязать шарф мужчине.

Ну и конечно, основа образа денди идет изнутри: непринужденность, уверенность в себе, чувство юмора и некоторая отстраненность стороннего наблюдателя — вот главные черты представителей этого стиля.

Дендистский портрет

Кто такой денди? Как он дожжен выглядеть? Британский критик и эссеист Уильям Хэзлитт в своей работе 1821 года On the look of a gentleman дает довольно исчерпывающее определение физической наружности денди, подразумевающее, что тело джентльмена – это его инструмент, владение которым должно быть непринужденным и виртуозным. Все движения отточены, но свободны, и полностью подчинены воле модника, который управляет им с бесстрастным видом. По мнению Хэзлитта денди – это более утонченная версия джентльмена, которому свойственна четкость движений и блеск эффектных манер

Для истинного денди важно не только изысканно одеваться, но и уметь галантно и с воодушевлением подавать себя

Darkwing Duck

Платформер о приключениях Чёрного Плаща в целом повторяет успех других игр, созданных по мультфильмам Disney — игр про Аладдина, Короля Льва, Чипа и Дейла. Опять-таки, как в случае с большинством проектов нашей подборки, Darkwing Duck оказалась куда более популярной в России, нежели в Штатах или Европе. Как следствие — никаких сиквелов, приквелов и спин-оффов не выпускалось. Если, конечно, не причислять к таковым фанатскую работу русского программиста Серджи, выпустившего в 2016 году бета-версию сиквела. Сейчас автор продолжает приводить свою игру в порядок для горстки энтузиастов.

К сожалению, ныне Darkwing Duck оказалась всеми забыта, и во многом это вина её издателя Capcom. Компания предпочла развивать другие серии платформеров — Mega Man и Ghosts ‘n’ Goblins, а старина ЧП оказался не у дел. 

Mortal Kombat 2 Special

На сладкое — необычный случай популярной пиратки от Steepler. Официально драки из серии Mortal Kombat не выходили на NES. Но «Денди» не NES, и поэтому в России активно продавалось особое издание игры под названием Mortal Kombat 2 Special. У него было несколько особенностей: упрощённая графика и скудные анимации персонажей, доступ к боссам со старта (Шао Кану и Кинтаро под именем Горо), ограниченное количество упрощённых мелодий. Картридж был оформлен в стиле лицензии, поэтому игроки в те стародавние времена даже не подозревали, что используют контрафакт. Такой вот парадокс — фирменная пиратская версия, хит продаж во всех магазинах «Денди».

Сегодня серия Mortal Kombat продолжает своё активное развитие и скоро отметит 25-летие. Файтинги Mortal Kombat 9 и Mortal Kombat X пользуются в России заслуженным успехом и становятся хитами любой игровой вечеринки

Если хочется приобщиться к игре, то лучше всего обратить внимание на Mortal Kombat XL — самое полное издание с бонусными бойцами из двух дополнительных сезонов

****

Денди в моде

Поль Гаварни. Денди.

Тон в моде денди задавали уже в последние десятилетия XVIII века. Известен случай, произошедший с одним из денди — лордом Спенсером

Однажды в клубе по неосторожности он сжёг фалды фрака в огне камина. Спенсер срезал их, дав жизнь новому виду верхней одежды — узкому пальто без пол «спенсер»

Одно время светлый спенсер надевался мужчинами к синему фраку, но вскоре это пальто стало частью женского гардероба.

В первых десятилетиях XIX века начал формироваться образ мужчины, одетого на первый взгляд скромно, но подчёркнуто элегантно. Безупречный костюм не должен был стеснять своего владельца, который отличался непринуждённой грацией движений, итальянцы называли её la Sprezzatura.

Умеренность и кажущаяся простота облика денди была плодом многочисленных, но тщательно скрываемых, ухищрений и больших денежных затрат.

Карикатура на денди 1845 года из «Fliegende Blätter«

Из мужской моды ушли роскошные материалы ярких расцветок и броские эксцентричные украшения

Всё внимание переносится на крой, который должен быть безупречен. Для главного предмета и повседневного, и праздничного гардероба того времени — фрака использовалось сукно высокого качества

Выбор цвета обуславливался обстоятельствами: тёмный (чаще всего синий) предназначался для вечера, светлый (серый) — для дневных выходов. Широко употреблялись для мужского костюма ткани чёрного, коричневого, зелёного цветов. Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — разрешено было быть яркими. Жилет придирчиво выбирался по цвету, узору, фактуре. В эпоху бидермейер не существовало различий между материей для женского платья и жилета. В течение всего XIX века этот предмет мужского костюма пользовался популярностью. Он оставался в гардеробе и романтиков, и декадентов. Известно, что в молодые годы Оскар Уайльд, большой любитель жилетов, составил впечатляющую коллекцию из экземпляров самых неожиданных расцветок. Завершал костюм живописно повязанный шейный платок из белой материи, в более поздние годы — галстук. Владение искусством завязывания галстука отличало настоящего денди от обычного человека. Слишком старательно завязанный он — атрибут неофита, лёгкая небрежность в узле галстука денди производила впечатление импровизации, хотя на неё, как правило, тратилось немало времени. В первой половине XIX века создавались специальные учебники для тех, кто желал во всех тонкостях освоить этот сложный процесс. Галстукам уделил внимание в своём «Трактате об элегантной жизни» (1830) Бальзак. А «Учебник о галстуках» (1828, Илменау) восхвалял галстук а ля Байрон: свободный узел в 4 дюйма, коралловый цвет (scabiosa) и отсутствие всякого сдавливания шеи были призваны выразить поэтическую натуру хозяина. В 1804—1825 годах модным был высокий, туго накрахмаленный воротник с острыми концами фатермордер.

Для настоящего денди считалось дурным тоном быть одетым в костюм, новизна которого бросалась в глаза. Чтобы придать ткани фрака вид слегка потёртой, его отдавали носить слуге или обрабатывали абразивными материалами (наждачной шкуркой, стеклом).

Большое внимание уделялось личной гигиене. Чистота рубашек и перчаток должна была быть идеальной

По мнению одного из современников, элегантный мужчина должен менять в течение недели «двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжину жилетов и носков».

«Стиплер» и «Тензор»

Андрей Андреев, председатель совета директоров и совладелец завода «Тензор», в интервью Журналу БОСС в 2005 году говорил:

… На «Тензор» я вместе с командой своих друзей и единомышленников пришёл десять лет назад в связи с реализацией проекта «Денди». … Проект «Денди», по сути, сформировал рынок видеоигр в России. Первоначально игровые приставки «Денди» и картриджи к ним делали на Тайване. В начале 1994 года было принято решение перенести их выпуск в Россию. В «Стиплере» по инициативе Андрея Валерьевича Чеглакова было создано производственное направление, которое я курировал как вице-президент этой компании. … Мы подсчитали, проанализировали затраты и возможности реализации проекта, необходимые сроки производства на заводе в Дубне и пришли к выводу, что «Тензор» — оптимальный вариант для выпуска игровых видеоприставок в России.
С этим проектом «Стиплер» и принял участие в организованном Госкомимуществом России инвестиционном конкурсе, победитель которого получал контрольный пакет недавно созданного ОАО «Приборный завод „Тензор“». Конкурс мы выиграли. Я был избран членом совета директоров «Тензора», а с 1998 года по настоящее время являюсь его председателем.

Фигуры денди в истории и литературе

В 20-х годах XIX века дендизм породил особый литературный жанр — «модный роман» (англ. fashionable novel), где главным героем был «светский лев». Читатель, который в реальной жизни никогда не попал бы в круг аристократов, купив книгу, мог удовлетворить своё любопытство, приобщившись к «избранным». Издатель и совладелец литературных журналов Генри Коулберн (Henry Coulburn), верно прочувствовав ситуацию, дал возможность буржуа проникнуть в закрытые аристократические клубы той эпохи. Первым «модным романом», на долю которого выпал успех (он получил благосклонные отзывы и писателей — Генри Макензи, Роберта Саути), стал «Тремэн» (1825) Р. П. Уорда, опубликованный под псевдонимом. Это был первый литературный портрет денди, а прототипом главного героя стал Джордж Браммел. Успеху романа способствовала также умело проведённая Коулберном рекламная кампания. С другой книгой, изданной Коулберном также анонимно, романом Дизраэли «Вивиан Грей» (1826), был связан скандал. Издатель организовал в связанных с ним журналах и газетах анонсы новой «очень острой» книги из светской жизни, «Дон Жуана в прозе». Публика приняла «Вивиана Грея» более чем благосклонно, однако, когда имя автора было раскрыто, свет возмутился. Молодому человеку, не связанному с аристократическим обществом, не могли простить его карикатурного изображения. Высказывалось предположение, что Дизраэли написал книгу по украденным дневникам Уорда. Во многом «Вивиан Грей» автобиографичен — через несколько лет Дизраэли, взяв, как и главный герой его романа, на вооружение гиперболизированный вариант дендизма, завоюет признание лондонского света. После «Тремэна» и «Вивиана Грея» Коулберн опубликовал «Пелэм» Бульвера-Литтона. Книга, соединившая заповеди дендизма и детективный сюжет пережила все другие «модные романы». В образе мистера Раслтона Бульвер-Литтон изобразил Браммела. Сам Браммел, прочитав «Пелэм» уже на склоне лет, посчитал, что автор нарисовал его слишком карикатурно. Роман Бульвер-Литтона произвёл впечатление на Пушкина, который с конца 20-х годов строил планы произведений из современной жизни. В одном незавершённом прозаическом наброске середины 30-х годов действует герой, названный Пушкиным «русским Пеламом».

К денди были причислены:

  • Евгений Онегин
  • Габриеле д’Аннунцио
  • Байрон
  • Барбе д’Оревильи
  • Обри Бердслей
  • Макс Бирбом
  • Бодлер
  • Джордж Браммел
  • Гюисманс
  • Михаил Кузмин
  • Антонио де Ойос-и-Винент
  • Робер де Монтескью
  • Уолтер Патер
  • Анатолий Мариенгоф
  • Оскар Уайльд
  • Джеймс Уистлер

Автопортрет Луи Леопольда Буайи в образе денди 1800-х годов, ок.

Одним из ярких образов денди в литературе признают сэра Максиджазза, героя драмы и романа английской писательницы венгерского происхождения Эммушки Орци Алый первоцвет (пьеса — , роман — , см.: ).

История

Спрос на продукцию оказался очень высоким, и в апреле 1993 года Steepler располагал уже четырьмя региональными дилерами и оборотом в 500 млн рублей ($722 тыс).
Steepler заняла практически незанятую нишу, а мировым производителям компьютерных игр и приставок Россия в то время была неинтересна. Пришлось бороться не за спрос — основным конкурентом был «серый» импорт аналогичной продукции китайского производства. На территории России с августа 1993 года выходил журнал «Видео-Асс Dendy», который до появления на российском рынке консоли Sega Mega Drive концентрировался почти исключительно на описании игр для Dendy. После выхода двухтомного 18-го номера в апреле 1995 года, журнал разделился на две ветви — «Dendy — Новая реальность» и «Видео-Асс Великий Dракон» (с 26 номера просто «Великий Dракон», последний номер вышел в декабре 2003 года).

В начале 1994 года Steepler выполняет реорганизацию, в результате которой розничная торговая сеть Steepler Trade выделяется в отдельную компанию Lamport.

К середине 1994 года Steepler продала уже около миллиона приставок Dendy, выйдя на уровень продаж в 100—125 тысяч приставок в месяц и месячный оборот в $5 млн. Цена приставки в то время составляла $30-35.

В конце 1994 года у «Денди» появляются два конкурента, работающие по той же схеме — продажа в России продукции приставок тайваньского производства — Kenmaster (торговая марка Kenga, распространяется через Lamport) и Bitman (использует для распространения торговую сеть R-Style). Конкурентом для Dendy также стали приставки Sega Mega Drive, поставляемые компаниями Nisho Iwai и «Форрус». В ноябре 1994 года фирма «Денди» заключает с Nintendo соглашение, по которому отказывается от продвижения продукции Sega и получает эксклюзивные права на распространение в России и СНГ приставки Super Nintendo.

Начиная с октября 1994 года на канале 2×2 раз в неделю показывается телепередача «Денди — Новая реальность», второй сезон (1995—1996) выходит на канале ОРТ. С 27 марта по 7 апреля 1996 года в Москве проводился турнир по игре Killer Instinct, финал которого был показан в передаче «Мир Dendy».

В апреле 1995 года фирма «Денди» заключила с китайской компанией «Subor» договор об эксклюзивных правах на продажу 8-разрядных приставок «Subor» в России и других странах СНГ. Первые такие приставки появились в продаже в июле 1995 года.

Компания «Steepler» свернула свою деятельность в 1996 году.
Современные игровые приставки с надписью «Dendy», которые можно найти на многочисленных рынках, на прилавках с китайской продукцией, не имеют отношения к компании Steepler.