Дао — это что такое? определение и значение

Нет начала и конца

Дао – это уникальный порядок, из которого рождается взаимодействие и противопоставление черного и белого, мужского и женского, Инь и Янь. Дао включает в себя противоположности как основное явление нашего мира, его фундамент. Даосизм утверждает: без противопоставлений, противоположностей жизнь была бы невозможна. Белое может существовать только тогда, когда есть черное – и это верно в обратном направлении.

Уникальность явления Дао – одновременное объединение в этом термине конкретного порядка вещей и всего нашего мира в целом. Нельзя разделить Дао на части — это цельное и неделимое отражение сути мира. Оно одновременно представляет собой все события, происходящие вокруг, но также является их отсутствием.

Дао и конфуцианство[править]

Удержаться на пике славы Лао Цзы помешал Кун Цзы, прозванный западными варварами за церемонность Конфуцием. Конфуций заявил, что главное — почтительность, а всё остальное, включая Дао — фигня. Теорию Конфуция подтвердил император, прозванный южными варварами за мощность наездов Сыном Неба: он потребовал массовой почтительности к себе и ввёл государственные экзамены на почтительность для кандидатов на любые должности. Ученики Лао Цзы в порядке почтительности записались на сдачу госэкзаменов и подготовительные курсы к ним, открытые Конфуцием, оставив учителя без средств к существования. Лао Цзы попытался воззвать к их Дао, заявив, что лишь ничего не делающий всё совершает, однако добился лишь частичного успеха: ученики, в порядке следования Дао и почтительности к Лао Цзы труды Конфуция не читали, однако в порядке почтительности к Конфуцию и, опять-таки следованию Дао, за подготовительные курсы платили.

2 Тело — единая семья

Во время выполнения всех упражнений, необходимо стремиться к целостности тела. Большое значение данному аспекту уделяют в боевых искусствах, где все движения должны быть взаимосвязаны и движения всех частей тела синхронизированы друг с другом. При этом необходимо иметь хорошую связь с землей для устойчивости и уравновешенности. В Дао Инь также используется этот принцип. Что же такое целостность тела?

Как вы знаете из физики, сила действия равна силе противодействия. Когда вы стоите, то земля давит на ваши стопы с такой же силой, с которой вы давите на землю благодаря силе тяжести. Ваша задача выстроить все части тела так, чтобы усилие из земли беспрепятственно проходило через стопы, позвоночник, плечи и руки до самых кончиков пальцев. Что это дает?

В случае боевых искусств, можно гасить удары и толчки не своим телом, а направлять физическое воздействие в землю. Когда вы наносите удар, то используете массу всего своего тела (вы давите на землю, а она давит в ответ) и сила всей вашей массы направляется в руку или ногу, которой вы наносите удар или толчок.

В случае Дао Инь — целостность тела позволяет двигаться максимально экономно с точки зрения затрат усилий, что совершенствует ваше тело и вашу осознанность на физическом уровне. Кроме этого, выстраивая структуру тела, вы улучшаете проходимость энергетических каналов, устраняете зажимы в теле и тренируете мышцы, связки и суставы более гармонично, без перекосов и перенапряжения. Также целостность структуры тела минимизирует возможность травмы суставов, так как вы никогда не закрываете их полностью.

С практической точки зрения, если ваше тело работает как единая семья, в каждом положении вы можете находится намного дольше, чем обычный человек, затрачивая при этом значительно меньше энергии. Любые передвижения, при должной тренировке, будут сохранять ваши силы, а значит возрастет общая мощность вашего тела. В конечном счете, вы будете более медленно растрачивать ресурс вашего организма, а значит сможете оставаться подвижными и здоровыми более долгий период жизни. В случае регулярных тренировок, вы будете одними из тех стариков, которые остаются подвижными и гибкими до самой смерти.

Дао - это что такое? определение и значение

Даосизм философия | Даосизм кратко | Религия даосизм

Название: ДаосизмВремя возникновения:Основатель: Лао ЦзыСвященные тексты: Дао дэ Цзин

Некогда в чжоуском Китае наравне с мощными религиями (конфуцианством и буддизмом) возникла уникальная философская доктрина, у истоков которой  стоял мудрец Лао Цзы (Старый младенец), написавший даосский трактат «Дао дэ Цзин», где изложены основные положения даосизма.

Центральное место в религиозной доктрине даосизма занимает Учение о Дао (которое также называют неоконфуцианством). Дао —»нерожденное, порождающее всё сущее», всеобщий Закон, господствующий вечно и всюду, Первооснова бытия. Непостижимое для органов чувств, неисчерпаемое и постоянное, без имени и формы, Дао дает имя и форму всему. Цель практикующего даосизм — стать единым с Дао, слиться с Ним.

Все в мире происходит спонтанно, естественно, по воле Неба, считают даосы, благодаря механизму, называемому «небесной пружиной». Пытаясь влиять на ход событий, человек нарушает гармонию, поэтому одним из даосских принципов является недеяние (кит. У-вэй). У-вэй — не есть бездействие, это действие вне ума, вне рассуждений, действия в медитативном состоянии тишины ума, когда поступки текут естественным образом, без предположений о ходе событий, без трактовки их, без объяснений…В состоянии У-вэй можно рубить дрова, рисовать картины, возделывать сад — делать что угодно, если ваш ум при этом молчит. Адепт занимает наблюдательную позицию ко всему, особенно по отношению к себе. Он невозмутим и анализирует посредством интуитивного мышления, но не дискурсивного.
Мир по своей сути не содержит противоречий, но в нем происходит вечная трансформация. Практикующий Дао должен покорно следовать Его потоку, пребывая в естественности и природной простоте; принимать всё, что предлагает жизнь, внутренне спокойно и естественно, не противореча своей истинной природе, не ведя войны с самим собой. Успокоиться и принимать мир таким, каков он есть здесь и сейчас. Следуя таким путем, находясь в естественной гармонии с миром, в гармонии с природой, возможно обретение долголетия и процветания духа.

Лао Цзы писал, что существуют три сокровища, которые являются высшими наставниками человека — это любовь, умеренность и смирение.
Доктрина даосов опирается на постулат о Восьми Столпах, которые являются ветвями даосских практик и философии. Основной акцент в них делается на здоровье и долголетие, на лечебно-оздоровительные системы упражнений и гармоничные отношения с окружающим миром.

  • Дао (путь) философии. Человек     должен стремиться постичь значение и цель жизни, свое предназначение,     законы природы и общества.
  • Дао обновления. Путем упражнений     и медитаций практикующий должен достичь здоровья и долголетия.
  • Дао правильного питания. Питание даоса основано  на вегетарианской кухне.
  • Дао забытой пищи. Необходимо помнить и о лечебном питании, включающем посты, диеты и травную медицину для обеспечения определенного пищевого режима.
  • Дао излечения. Требуется регуляция и правильное использование жизненной энергии,  данной нам в этом воплощении. Применяется методика вправления выпадающих органов путем массажа, акупунктуры и иных форм мануальной терапии.
  • Дао сексуальной мудрости. Секс и зачатие ребенка  должны быть действиями осознанными и контролируемыми.
  • Дао совершенства. Необходимо добиваться достижения совершенства в какой-либо сфере для себя и других, в том числе с помощью систем предсказаний (астрологии, гадания по отпечаткам пальцев, нумерологии, составления гороскопов и прогнозов на будущее).
  • Дао успеха. Необходимо выработать стратегию, которая позволит адепту гармонизировать законы природы и общества. Эта стратегия подразумевает неустанное овладение науками, психологией и философией, в том числе и на практике.

Даосы полагают, что человек — это вечная субстанция, а его тело — своеобразный микрокосм, скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия Инь и Ян, мужского и женского начал. Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков Ци, которая аналогична Универсальной жизненной силе, присущей всему в этом мире и наполняющей жизнью все органы тела человека. Потоки энергии Ци в теле соотносятся с потоками энергией Ци в окружающей среде и могут меняться. Даосизм определяет тесную связь между телом, разумом и окружающей средой. Из этого даосского постулата берут свое начало многие принципы китайской медицины и различных психофизических практик.

Даосизм прошел многовековой путь и для современности является традиционной китайской религией. В наши дни возрождение интереса к даосизму в большей степени обязано особой популярностью техники Цигун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии.

Что нужно ценить?

Учение о Дао особенное внимание уделяет пониманию того, что действительно стоит вкладываемых усилий. Дао не требует от человека сидеть без дела всю жизнь

Трудности повседневности окружают людей, и жизненная философия должна отражать течение мысли. Философы древних времен сформулировали три основные ценности – смирение, умеренность, любовь. Любовь позволяла им быть храбрыми, умеренность давала обеспеченность, а смирение становилось методом управления властью имущими.

Считается, что осознавший Дао может увидеть его в окружающем – в цивилизации, во Вселенной, в каждом существе. Такой человек осознает свое благополучие как добро для окружающих. Работает это и в обратном направлении. В давние времена это называли «быть в состоянии любви». Постигнув Дао, можно начать творить добро для всех и сделать своей платой любовь вне зависимости от отношения к тебе. А вот иной ответ на ненависть, даже справедливый, не принесет положительного эффекта – зло возвращается злом, а результат разочаровывает. Любовь – состояние, дающее смелость. Постигнув Дао, можно без оглядки доверять миру и ощущать его доверие к себе.

Следуя Дао, человек получает способность контролировать, сдерживать мысли, действия. Удовлетворение невозможно при наличии излишества, и следующий Дао не может заранее сказать, как и когда он поступит. Решать заранее, как вести себя – это противоречит пути Дао. Придерживающейся его человек должен тщательно следовать наиболее простому пути. Лишь это позволяет увериться в совершении правильных действий.

Дао Дэ Цзин[править]

После злополучного цитирования Гаутамой Лао Цзы стало в Поднебесной неуютно, тем более, что для того, дабы добраться до Лао Цзы, Сыну Неба перебираться через Гималаи не требовалось. Последние колебания императора, у которого возникли какие-то непонятные соображения о почтительности к мудрости Лао Цзы, рассеял главный эксперт по почтительности Конфуций: на вопрос Сына Неба, постиг ли таки Лао Цзы истину, последний с намёком ответил: Утром познав истину, вечером можно умереть.

Опечаленный, Лао Цзы осознал, что три мудреца на один континент в одно время — это, мягко говоря, перебор, притворяться же свиньёй, чтобы одолеть тигра — не захотел, и, возгласив: Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор, отправился на Запад.

О чём книга «Дао Дэ Цзин»?

В дословном переводе название означает «Книга о Дао». Автор взял на себя смелость описать то, что управляет всем миром. Этот трактат представляет собой отдельные изречения и небольшие описания. Он написан с помощью очень древних китайских иероглифов, которые современные жители почти забыли. Основной темой трактата, если так можно выразиться, выступает описание того, как нужно вести себя, жить и чувствовать в этом мире, чтобы человеку открылось истинное просветление.

По описанию Лао Цзы, Дао — это нечто безликое, которое, однако, может обрести форму во всём сущем. Любые попытки вписания этого понятия в конкретные рамки натыкаются на противоречия. Явление имеет форму, но на него смотришь и не видишь. О Дао пишется, что его слышишь, но не можешь услышать, ловишь, но не можешь поймать.

Такие противоречия красной нитью проходят в текстах. Основным фактором этого положения является стремление автора описать то, что находится за рамками понимания обычного человека, которым он себя и считал. Если попытаться определить понятие, то оно неизбежно ускользает, принимая другой облик или проявление. Вследствие этого в текстах есть попытки дать описание Дао как чего-то смутного и тусклого.

Даосизм и другие учения

Даосизм и конфуцианство

Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — в то время как его оппонент, Микеле Руджиери, утверждал сходство между понятиями Дао и логос.

Об интеграции элементов даосизма в конфуцианство см. неоконфуцианство.

Даосизм и буддизм

Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Её основатель Гэ Чаофу перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали понятие бессмертия, отказавшись от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и введя для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных и т. д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

Историческая панорама

Стоит отметить, что базовая работа даосизма родилась не случайно. Написанная Лао Цзы «Дао Дэ Дзин» была создана в необычной обстановке относительной изолированности страны от окружающего мира. Древний Китай был довольно обособленным, до начала прошлого столетия он имел минимум тесных контактов с другими цивилизациями. Именно этим объясняется столь самобытная система философии, религии, медицины, общественного устройства.

Самые новые научные, философские, образовательные достижения европейских держав сюда практически не доходили, а те, что дошли, не находили отклика в умах людей – слишком уж далеки они были от привычного жизненного уклада.

Лао Цзы, живший много веков назад, вырос именно в этой специфической среде, и его философский талант был взращен окружающим обществом. Он верил сам в развитие вселенной в соответствии с предначертанием, и именно этому он учил других. Лао Цзы призывал искать счастье, мудрость в приспособлении к порядку происходящего вокруг. Он учил воссоздавать путь Дао внутри себя, не пытаясь изменить движение мира.

Дао - это что такое? определение и значение

Размышления Лао Цзы о Дао оказались исключительно востребованными и популярными в обществе. Они сильно воздействовали на жизнь китайского народа и на развитие великой цивилизации.

Сегодня ученые говорят, что без учения Дао мир был бы намного беднее. Работы Лао Цзы стали фундаментом для важнейшего философского направления. Правда, современное изучение древней китайской истории позволяет лишь в общих чертах представить себе, каким был автор пути Дао. Неясные сведения позволяют представить его как человека мудрого, спокойного, склонного к философии, обладавшего хорошим чувством юмора.

Впрочем, образ более легендарный, нежели реалистичный, хотя многие готовы доказывать, приводя обилие документов, что он жил на самом деле. Известна, к примеру, история о посещении его Конфуцием. Философы немало времени провели в разговорах. Есть упоминания о Лао Цзы в различных трудах будущих поколений.

Литература[править]

  1. Хоу Вай-лу и мн. др., Чжунго сы-сян тунши, в трёх томах, Пекин, 1957 год
  2. Ли Чжан-чжи. Кун-цзыды гуши, Шанхай, 1957 год
  3. Шакьямуни — Мудрейшим из Шакья — Гаутама был прозван восхищёнными современниками после того, как царским указом объявил себя бодхисатвой. Им и в голову не приходило, что просветления можно достичь таким простым путём; вскоре количество бодхисатв в Тибете достигло, а затем и превысило численность лам. Восточные же варвары попросту не врубились, в чём фишка.
  4. Ходят слухи, что это высказывание каким-то образом затесалось в Русскую Правду Ярослава Мудрого в виде Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт, но было вычеркнуто из неё Даниилом Галицким в ходе двухсотлетней войны правок
  5. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки). М., Восточная литература, 2002
  6. Кун Цзы. Лунь юй. // Переломов Л. С. Конфуций. Лунь юй. Исследование, перевод с китайского, комментарии. М., 1998
  7. Лу Синь. Старые легенды о главном в новой редакции. М. Художественная Литература, 1981

Религиозные обряды и божества

После канонизации Лао Цзы в основу даосской философии легла сложная иерархия добрых богов и злых демонов. Перечень основных богов, признанных разными школами даосизма, примерно совпадает. Главную роль в пантеоне занимают Три чистых божества, сменявшие друг друга и правившие миром несколько временных циклов. Следом за ними располагается Нефритовый император — властитель людских судеб. Почти равнозначна ему Владычица Запада. Она открывает врата жизни, выпуская души на землю и впуская их на Небо после смерти.

Дао - это что такое? определение и значение

Нефритовому императору подчиняются Семь владык звезд Северного ковша и Шесть владык звезд Южного ковша. Далее, следуют стражи сторон света и хранители стихий. У них в подчинении тысячи божеств, в том числе и тех, кто присоединился к пантеону после земной жизни.

Религиозные обряды в доасизме носят условный характер. Они призваны объединить людей, выразить почтение божествам и получить их благословение. Самые популярные ритуалы проводятся накануне Нового года и после него. Подготовка к празднику начинается в январе. Люди делают генеральную уборку в своих домах, развешивают украшения красного цвета, дарят друг другу подарки и ходят в гости. Празднование Нового года длится несколько дней подряд. В это время устраиваются массовые народные гуляния. Главный герой праздника — китайский дракон, символ проявления Ян.

Современные писатели и даосизм

Многие тренеры по личностному росту и успеху переняли принципы даосизма в свою практику. В своей книге «Дао жизни» Хакамада Ирина описывает принципы, которые взяты из этой религии. По её словам, она сделала некую выжимку из всего текста. Не все положения одинаково подходят к применению для российского человека и китайца. Поэтому таких урезанных руководств сейчас имеется великое множество. «Дао жизни» является книгой – путеводителем. В ней максимально конкретно описаны древние принципы, которыми нужно руководствоваться для гармоничной жизни.

Дао - это что такое? определение и значение

Кроме того, каждый год выходит по меньшей мере один полноценный перевод трактата из древнего языка на современный. Все они представляют собой ещё одну интерпретацию истин, которые написаны уже больше двух с половиной тысяч лет назад.

Свою же книгу «Дао жизни» Хакамада Ирина преподносит тоже как один из переводов, но он сделан в большей мере для российского человека.

Концепция даосизма

Как у любого
философского учения и религии, концепция даосизма отображает следование
определенным доктринам. В основе религии лежит следование основным законам Дао,
что позволяет достичь гармонии. Если сформировать основные идеи концепции
учения, то можно выделить следующие аспекты:

  • Принцип
    ненасилия.
  • Недеяние.
  • Следование
    принципа старшинства в социуме.
  • Стремление к
    старым устоям, как примеру социального идеала.
  • Спонтанность.

Приверженцы
даосизма проповедовали теорию о том, что абсолют не может быть единым и
застывшим. Он представлялся скорее в форме изменчивого начала. Именно поэтому в
основу религии довольно прочно вошел принцип непостоянства. Согласно принципам
даосизма, единым и неизменчивым может быть только закон, который управляет всем
процессом перемен. Даосы также считали, что попытки изменить мир являются
прямым посягательством на совершенство, увидеть и осознать которое мог только
человек, который постоянно находится в состоянии покоя. Именно это побуждало
многочисленных приверженцев уединяться на многие годы или до самой смерти, ведя
отшельнический образ жизни.

Способствовало
уединению в даосизме и представление о вечной жизни. Для даосов это означало и
даже заменяло стандартное представление о Рае у других верований и религий.
Многие приверженцы учения считали, что благодаря уединению человек способен
прожить не меньше, чем тысячу лет, придерживаясь правильного пути и образа
жизни.

Дао - это что такое? определение и значение

В основе
верования прочно закрепился принцип созерцательности, который соответствовал
общим основам религии. Он трактовался как нерушимая связь между разумом, телом
и природой. Его невозможно было объяснить или постичь обычными органами чувств,
так как он не имел формы. Если выделить саму суть того, в чем выражалась
созерцательность даосизма, то в основе лежало познание природы деятельности, в
которой скрывалась великая истина.

Даосизм в наши дни

Изначально,
в отличие от других религий, даосизм отличался отсутствием обрядов и ритуалов.
Любые подобные внешние признаки, как проведение каких-либо церемоний или
создание храмов скорее относилось к конфуцианству, в то время как даосы
проповедовали поиск пути и его воплощение в природе. Описывая кратко даосизм и егоосновные
идеи, можно было выделить следование общему незримому закону. Тем не менее в
процессе правления различных династий он эволюционировал, а сами верования и
концепции сильно изменялись. Особо сильное влияние на социальную сферу Китая даосизм
оказал в VII-X веках, во
время правления династии Тан. Именно тогда учение стало основной частью
культуры страны, проникнув в различные сферы.

Даосизм
нашел отображение в литературе, поэзии, изобразительном искусстве. Тем не менее
на протяжении всего времени религия переживала как значительные подъемы, так и
массовые ущемления. Последователи даосизма подвергались гонениям, а само
верование ложилось в основу тайных братств, которые выступали против правящей
династии и общественного строя.

Видео о концепции даосизма

https://youtube.com/watch?v=zkx9xFYx_pE

Революция в
1949 году также сыграла против даосизма. Во время «культурной революции»,
правление КНР пропагандировало активную борьбу против даосизма и тайных общин,
использовавших верование как основу. Лишь после реформ Дэн Сяопина в 1978 году
общее положение начало улучшаться. Даосизм и те, кто придерживаются его основ,
перестали подвергаться гонениям и могли более открыто проявлять свою позицию и
верования. Сегодня значительно изменилось и само определение, что такое даосизм,
если сравнивать нынешние концепции с истоками возникновения учения. В
современном обществе регулярно открываются новые даосские монастыри и храмы.
Такой популяризации учение обязано технике ци-гун. Она имеет много общего с
«внутренней алхимией» даосизма.

Также
современный даосизм характеризуется многочисленными внешними проявлениями.
Всевозможные обряды и ритуалы, а также техники, позволяющие совершенствовать
тело, дух и разум, в значительной мере повлияли и на основы учения, адаптировав
его к современному обществу.

Как Вы относитесь к религии под названием даосизм? Поделитесь своим мнением в .

Значение даосизма

Благодаря своей популярности даосские школы проникли на другие континенты и внедрились в разные общества. Некоторые критики необоснованно отвергают это учение как неподходящее другим людям. По их мнению, оно создано для китайцев и не имеет существенной пользы для представителей других национальностей. Тем не менее, многие люди по всему миру практикуют принципы даосизма и достигают исключительных результатов в области возможностей тела, разума и духовного развития.

Как оказалось, это учение можно использовать как китайцам, так и всем другим национальностям. Его принципы универсальны и при изучении помогают улучшить качество жизни каждого человека. Именно эту цель и преследовал Лао Цзы, когда писал свои трактаты для будущих поколений.

Для самого Китая это вылилось в целую религию, которая на протяжении многих веков остаётся все такой же загадочной и многогранной. Для её постижения может потребоваться целая жизнь.

Для русского человека сделаны отдельные сокращённые варианты древнего писания, которые максимально адаптированы к этой культуре. В основном такие руководства имеют много практических рекомендаций по психологии и самосовершенствованию.

Как все началось?

Работа «Дао Де Дзин» задала классическое течение даосизма. Именно в ней указано, что явление это проникает во все области и сферы жизни, является основой всего сущего. Дао – это и разум, и надлежащий для следования путь, а также благодать и правда. Перевести и определить Дао словами невозможно. Еще в первичных учениях было сказано: «Дао есть пустота без пределов, но наполненная неисчислимым объемом информации, знаний».

Как следует из «Дао Де Дзин», придерживающиеся даосизма философы обязаны идти по пути Дао, а значит, следовать естественному развитию событий, учитывая природу вещей. Необходимо стремиться добиться стабильного и гармоничного бытия с космосом, вселенной. Задача человека – постичь единение между природой и цивилизацией.

Суть даосизма в стремлении к естественности, под чем принято понимать случайное, неконтролируемое воплощение в жизнь истинной природы. Дополнение этой идеи реализовано через «недеяние», то есть предупреждение нарушения естественных законов своей активностью

В даосизме особенное внимание уделено способностям человека контролировать и регулировать свои психические реакции

Литература

  • Флуг К.К. Очерк истории даосского канона (Дао цзана) // Известия Академии Наук СССР. Отдел гуманитарных наук. М., 1930. № 4. С. 239-249.
  • Кобзев А.И., Торчинов Е.А., Морозова Н.В. Московская «Сокровищница дао» // Народы Азии и Африки. 1986. № 6.
  • Филонов С.В. О концепции Даосского Канона // Образование, язык, культура на рубеже XX–XXI веков: Материалы международной научной конференции (22-25 сентября 1998 г.). Ч.2. Уфа: Восточный университет, 1998. С. 145-146.
  • Филонов С.В. О влиянии взаимных контактов буддизма и даосизма на формирование структуры Даосского Канона (предварительный анализ) // Религиозный мир Китая. Альманах. 2005 / Труды Ин-та восточных культур и античности РГГУ. Вып. IX. М.: Изд. РГГУ, 2006. С. 31-40.

Раннее Дао[править]

Конфуций почтительнейше объявляет Лао Цзы, что всё, кроме почтительности — фигня. В том числе и Дао.

Дао было придумано великим китайским философом Лао Цзы — собственно, свой статус великого философа он и получил за изобретение Дао. Поскольку патентное законодательство в древнем Китае отсутствовало, то Лао Цзы из опасений массового плагиата так и не объяснил никому из своих коллег, что такое это самое Дао, заявляя, что Дао, могущее быть названным, не есть истинное Дао: вследствие этого его слава росла и ряды учеников, привлечённых изяществом концепции и невозможностью проверки её усвоения, множились.

Даосизм и любовь

Понятие «Дао» неразрывно связано с любовью. Через отношения двух людей противоположного пола произрастает дерево жизни и наполняет обоих энергией. Даосцы считали занятие сексом чем-то настолько естественным и необходимым, что писали для этого практические пособия. При этом в текстах с откровенными иллюстрациями нет ни тени похоти и извращения. В соответствии с трактатом «Дао любви», мужчина должен полностью начать контролировать своё чувство удовольствия и эффективно управлять им. Это нужно в первую очередь для удовлетворения женщины, которая нуждается в особенном участии.

Дао - это что такое? определение и значение

Учение о любви имеет три основных понятия:

  • Мужчина получает огромную силу и мудрость, если правильно подберёт режим своей эякуляции и влечения. Ему будут открываться новые возможности, когда будет практиковаться воздержание. Благодаря этому он сможет удовлетворять женщину в полной мере.
  • У древних китайцев считалось, что неконтролируемое удовольствие мужчины не является самым приятным моментом в сексе. Есть более глубокое переживание, описанное в «Дао любви», которое доставляет истинное наслаждение. Чтобы достичь этого мастерства, нужно долгое время практиковаться.
  • Центральной идеей выступает обязательное удовлетворение женщины. Она считается источником удовольствия для обоих партнёров и поэтому так важна.

Мужское и женское проявление Дао

В основе мироздания лежит две противоположные силы: женская Инь и мужская Ян. Инь пассивная, мягкая, она замедляет процессы и удерживает в состоянии покоя. Ян агрессивная и яркая, способствует увеличению активности. Силы наполняются энергией Ци, дающей жизнь всем вещам и явлениям. Всеми жизненными процессами в природе руководит взаимодействие этих трех начал.

Дао - это что такое? определение и значение

Все медитативные практики основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии находятся в балансе — человек здоров. Если одна из энергии непропорционально возрастает — изменяется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и безразличным. Женщина, скопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои поступки. Лечебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женского и мужского начала и насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства — фен-шуй также строится на взаимодействии трех начал.

Литература

  • Головачёва Л. И. К текстологическому анализу 38-го чжана «Даодэцзина» // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока: тез. 12-й науч. конф. М., 1986. Ч.1. С.73-81.
  • Головачёва Л. И. О реконструкции структуры «Даодэцзина» // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1988. Ч.1.- С.67-73.
  • Карапетянц А. М., Крушинский А. А. Современные достижения в формальном анализе «Дао дэ цзина» // От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998.
  • Кожин П. М. Значение альтернатив в аналитическом методе «Даодэцзина» // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т.11. №10. С.151-155.
  • Ксензов П. В. Цитаты из Лао-Цзы в трактате «Хань Фэй-Цзы» и их соотношение с полными версиями «Дао-дэ цзина» // Вестник Московского университета: Сер.13: Востоковедение . 07/2003. №3. С.95-102.
  • Кычанов Е. И. Тангутский апокриф о встрече Конфуция и Лао-цзы // XIX научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. СПб.,1997. С.82-84.
  • Мартыненко Н. П. Изучение семантики древних форм начертания текста «Дао дэ цзин» как необходимая компонента изучения истории даосизма // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 3. 1999. С.31-50.
  • Лукьянов А. Е. Дао дэ цзин: предфилософия и философия // Философские науки. 1989. №2. С.46-54.
  • Лукьянов А. Е.  Первый философ Китая // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 1989. №5. С.43-54.
  • Лукьянов А. Е. Лаоцзы: философия раннего даосизма. М., 1991.
  • Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001. 384 с.
  • Лукьянов А. Е. Рациональные характеристики Дао в системе ‘Дао дэ цзин’ // Рационалистическая традиция и современность. Китай. М., 1993. С. 24-48.
  • Маслов А. А. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». М., 1996.
  • Маслов А. А. Загадки, тайны и коды «Дао дэ цзина». Ростов-на-Дону, 2005. 272 с.
  • Мялль Л. К пониманию ‘Дао дэ цзина’ // Учёные записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1981. Вып.558. С.115-126.
  • Панфилов В. С. О парадоксах «Дао дэ цзина» // Петербургское востоковедение: Альманах. СПб., 1997. Вып.9. С.435-446.
  • Поташов Ф. И. Социально-этические характеристики человека в «Дао дэ цзин» // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986.
  • Саврухин А. П. Понятие Дао и стилистика «Дао дэ цзина» // XIX научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. I. М., 1988. С.106-108.
  • Саврухин А. П. «Дао дэ цзин» о первоначалах // XX научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.I. М., 1989. С.58-60.
  • Спирин В. С. Гармония лука и лиры глазами Лао-цзы // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIV. М., 1981. Ч.1.
  • Спирин В. С. Строй, семантика, контекст 14-го параграфа «Дао дэ цзина» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XX. М., 1986. Ч.1.
  • Спирин В. С. «Слава» и «позор» в §28 «Дао дэ цзина» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXII. М., 1989. Ч.1.
  • Юркевич А. Г. Раннедаосская концепция Дао-«Пути» и подходы российских синологов к интерпретации «Дао дэ цзина» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2012. № 4. С. 77-88.
  • Юркевич А. Г. Интерпретации «Дао дэ цзина» в советском/российском китаеведении: проблема произвола переводчиков // Синология, японоведение и тибетология в России и Франции: история и перспективы / Сост.: А. Г. Юркевич; под общ. ред.: А. А. Маслова. М., 2013. С.188-226.
  • Ян Хиншун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М.-Л., 1950.