Значение слова «чуб»

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

Сказочная горная усадьба

Значение слова «чуб»

Супруги Виктор Атаманюк и Евгения Юрьева со своими тремя детьми переехали в глухую тайгу из Хабаровска еще в 2003 году. Сбежали из города по собственному желанию: хотелось побыть наедине с природой, отвлечься от офисных будней и попробовать «бизнес с нуля».

Здесь, на горном хребте Мяо-Чан, в 8 км от ближайшего поселка по практически бездорожью, они обустроили ]]>настоящую базу отдыха]]> без интернета, с удобствами на улице. Зато есть четыре гостевых домика с печками, настоящая русская банька на дровах и восемь северных ездовых собак, аляскинских маламутов и сибирских хаски, чтобы кататься на санях по заснеженной тайге. Дальневосточная Аляска — так Евгения называет свои владения.

«Сначала мы в течение 13 лет просто арендовали эти земли, а когда появился “Дальневосточный гектар”, оформили их по программе», — рассказывает Евгения.

Значение слова «чуб»

За сезон к ним приезжает около тысячи человек, и места всем желающим уже становится мало. Здесь проходят и семейные экскурсии, и веселые девичники, и деловые семинары.

«Мы хотели бы построить такой гостевой дом, который мог бы принимать больше гостей одновременно и был бы проще в обслуживании, чем те, которые отапливаются печками, — говорит хозяйка. — Под этот проект мы хотели взять кредит, однако банки нам отказали, посчитав наши доходы недостаточными».

Пока что вся прибыль идет на содержание хозяйства, а это в северных условиях дикой тайги без инфраструктуры очень емко. «Мы за свой счет сделали скважину, у нас автономный бензиновый генератор, а ездим мы по заросшей дороге, оставшейся от советских геологов. Зимой возможно добраться до нас от поселка только на снегоходах, лыжах… или пешком», — говорит Евгения.

Значение слова «чуб»

До 2020 года финансировались «дальневосточные гектары, которые реализуют сельскохозяйственные проекты, но на будущий год обещают помочь и туристической отрасли, и Евгения надеется, что скоро красоты Мяо-Чана смогут увидеть больше гостей.

Биография

Владимир Фёдорович Чуб родился в городе Пинске Брестской области в семье военнослужащего.

Окончил Ленинградский институт водного транспорта () и заочно Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР () по специализации «Управление народным хозяйством».

  • С  — мастер цеха ремонтно-эксплуатационной базы флота «Красный флот» в городе Ростове-на-Дону, начальник корпусно-обстроечного цеха, начальник производственно-диспетчерского отдела, главный инженер.
  • С по  — служба в Советской армии (Северный флот).
  • С ноября по сентябрь — второй секретарь Пролетарского районного комитета КПСС Ростова-на-Дону.
  • С сентября 1983 по октябрь 1985 — главный инженер Волго-Донского речного пароходства.
  • С октября по октябрь  — первый секретарь Пролетарского районного комитета КПСС Ростова-на-Дону.
  • В октябре на альтернативной основе избран председателем Ростовского горисполкома.
  • В  — избран председателем Ростовского городского совета народных депутатов.
  • В октябре по представлению сессии областного совета народных депутатов указом президента России назначен главой администрации Ростовской области.
  • В избран в Совет Федерации.
  • В сентябре на первых в истории Дона всеобщих прямых выборах избран главой администрации (губернатором) Ростовской области, в переизбран на второй срок.
  • С  — академик транспорта Российской Федерации, почётный член Академии транспорта Российской Федерации.
  • В июне президентом России наделён полномочиями губернатора сроком на 5 лет.
  • С июня  — председатель совета директоров ОАО «Азово-Донское пароходство».
  • С 24 декабря 2011 по октябрь 2016 — представитель от Мурманской областной думы в Совете Федерации.
  • Член Высшего совета партии «Единая Россия».

Обычаи казаков, связанные с волосами

Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.

У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.

Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.

Далее немного расскажем о том, как казаки следили за своим внешним видом.

Оселедец

Чуб «оселедец», или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом — Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.

Значение слова «чуб»

Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками «под горшок».

Значение слова «чуб»

Что думают по этому поводу сами казаки

Значение слова «чуб»

Идеологические последователи казачества считали, что чуб могут носить те, кто побывал в бою / Фото: yandex.by

Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.

Значение слова «чуб»

Чупрына выступал знаком отличия и показатель статусности казака / Фото: ii.yakuji.moe

Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».

Значение слова «чуб»

Существуют и мистические версии причин, для чего казакам оселедец / Фото: zp.vgorode.ua

Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…

Значение слова «чуб»

Репин на своей картине изобразил казака-банкомета с чубом, свисающим на правую сторону / Фото: fb.ru

С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.

Значение слова «чуб»

Существует и версия, что казаки брили головы в целях поддержания гигиены / Фото: armyinform.com.ua

Традиции, связанные с внешностью и одеждой

Особое отношение у казаков было к шапкам. Потерять ее означало потерять голову. В нее зашивали иконы, а за отворот клали важные документы. Сбить шапку с головы, так же как и снять платок с женщины, — кровная обида, за которую мстили.

Казаки носили несколько видов головных уборов: папаху (шапку) или фуражку. На первую нашивались награды.

Когда казаки собирались в круг (на совет), то голосовали шапками. Шапку также закидывали во двор девушке, к которой собирались засылать сватов. Называли таких «хваленками». Девушка должна была взять папаху и положить на стол перед отцом. Если она клала ее дном вниз, то это означало, что она согласна на замужество, а если вверх, то нет.

Если казак погибал на войне, его папаху или фуражку приносили в дом и клали на божницу. Если воин решил взять в жены вдову с детьми, то он приходил к реке и кидал в нее папаху погибшего с клятвой беречь и любить его жену и защищать детишек.

По уставу, казак обязан был тщательно следить за своей внешностью. Это должно было войти в твердую привычку, поскольку на войне несоблюдение гигиенических норм могло привести к заражению и гибели.

Старший по званию мог прямо на улице остановить казака и попросить показать, насколько чисты ноги или белье бойца. Делалось это также с целью предотвращения болезней, которые в полевых условиях разносились очень быстро и могли стать причиной смерти целого полка.

Награды

Благодарная мореходка Российским меценатам

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (24 июля 2003 года) — за большой вклад в укрепление российской государственности и многолетнюю добросовестную работу
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1 июля 1998 года) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в осуществление социально-экономических преобразований в области
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (17 июля 2008 года) — за большой вклад в социально-экономическое развитие области и многолетнюю добросовестную работу
  • Орден Почёта (7 мая 1996 года) — за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд
  • Орден Дружбы (13 мая 2010 года) — за большой вклад в социально-экономическое развитие области и многолетнюю добросовестную работу
  • Орден «Честь и слава» 2-й степени (Абхазия, 2003 год)
  • Орден имени Ахмата Кадырова (Чеченская Республика)
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (24 июля 2008 года) — за большой личный вклад в социально-экономическое развитие Ростовской области и многолетний добросовестный труд
  • Памятный знак «За службу на Кавказе» (знак воинского отличия, учреждённый в Южном федеральном округе, )
  • Нагрудный знак «200 лет МВД России» (МВД России, 2003 год)
  • Памятная медаль «100 лет со дня рождения великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии М. А. Шолохова» (Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, 9 июня 2005 года) — за активное участие в подготовке и проведении ряда мероприятий, посвящённых празднованию 100-летия со дня рождения М. А. Шолохова
  • Почётный гражданин Ростовской области (2016 год).

Как у запорожских казаков появилась традиция носить чуб?

Знак зрелости

Сейчас среди современных молодых запорожцев и украинской молодёжи модно щеголять с чубом, особенно в среде националистов. А ещё лет 150 назад такую причёску надо было заслужить!

Вопреки устоявшемуся мнению, не все запорожские казаки раньше имели право носить чуб.

Юноши и молодые воины, не успевшие «понюхать порох», обычно были пострижены «под горшок» или просто побриты налысо.

Символ знатности

Сейчас остелец носят все казаки. Вне зависимости от тяжести кошелька и социального положения. Но вполне вероятно, что в очень далёкие времена это была прерогатива избранных людей.

Большой клок волос на выбритой голове оставляли многие народы мира: гунны, готы, поляки, печенеги и даже древние египтяне.

Праобраз чуба имели воины и князья Древней Руси. Например, такая причёска была у знаменитого древнерусского князя Святослава Игоревича.

Памятник Святославу в селе Холки. По воспоминаниям современников, легендарный древнерусский воитель носил на голове длинную прядь волос. www.topwar.ru

Возможно, русичи позаимствовали эту причёску у тюркских народов, которые активно обменивались культурой с Русью.

Правда такая причёска не была прерогативой знатных казаков. Обычаи и порядки запорожцев отличались демократичностью. Поэтому носить остелец дозволялось всем казакам.

Средство спасения из Ада

В массовой культуре сформировался положительный образ запорожского казака. В книгах и фильмах перед нами предстаёт удалой воин, пылкий поборник правды, защитник Родины и православной веры. Однако благородный портрет не совсем стыкуется с историческим образом. Казаки часто занимались такими неблагопристойными занятиями, как грабёж и работорговля. Причём часто грабили и уводили в полон своих же единоверцев.

Поэтому запорожцы справедливо полагали, что гореть им за эти грехи в аду.

Вряд ли современные казаки совершают смертные грехи, чтобы бояться Ада. Но традиция отпускать остелец осталась.

У казаков

У польско-литовской шляхты XVI — XVII веках чуб волос на выстриженной голове был проявлением сарматской моды. Для запорожских казаков (черкас) такой чуб являлся своего рода отличительной чертой зрелого воина, ибо молодым бойцам (джу́рам) его носить не позволялось. Казачий отрощенный клок волос называют также: айдар, ардар , оселедец, чупрун, чуприна, хохол.

Характерные черты причесок

Основной прической был казачий чуб. По одной из легенд являлся частью выбритой головы, характерной стрижки каторжников. Подобный вариант состригания волос связывают с происхождением казаков, формировавшихся из бежавших заключенных. Эту версию опровергают старинные фрески, на которых воины запечатлены с характерным взбитым чубом еще в V веке. Волосам приписывалась особое значение, считалось, что в них заключена сила воина.

С персидского «казак» означает «хохолок», по характерной прическе побратимы могли узнать друга в любой стороне.

Подобными легендами овеян и символ запорожских казаков — оселедець. Мужчины оставляли часть волос на макушке, остальные пряди сбривали. Такую прическу носили еще во времена Киевской Руси, стрижки носили мужчины княжьего рода. Встречался характерный длинный чуб также у норманнов. Была наделена сакральным значением, являлась посвящением богу Одину.

В бою развеивающийся чуб казака устрашал противника, имели право носить только опытные воины. По обычаю закладывали за левое ухо, считалось, что на правом плече сидит ангел, на левом черт, таким образом отгоняли нечистую силу. Казаки тщательно следили за внешностью, лицо гладко брили, оставляя лишь длинные усы.

Характерные черты причесок казаков:

  • волосы коротко стригли или сбривали;
  • оставляли одну прядь, чубчик;
  • прическу носили с усами или бородой.

Казачки до замужества плели одну косу, могли ходить с непокрытой головой. После замужества женщины завязывали две косы, покрывали голову головным убором. В каждой местности существовали свои традиции, техники повязывания платка — зануздалка, шлычка, каук. Украинские прически мало чем отличались от донских, девушки также вплетали отрезы ткани, ленты для увеличения длины и объема. Мелко сплетенные косички характерны для центральной Украины, в других регионах была популярна коса вокруг головы, украшенная живыми цветами.

Девичьи головные уборы отличались разнообразием, убранством. Сложные конструкции украшались лентами, окрашенными перьями, сусальным золотом. Как красиво вплести ленту в косу, вы можете прочесть на нашем сайте.

Что говорит история

Значение слова «чуб»

Великий полководец князь Святослав Игоревич был очень похож на казаков / Фото: militaryexp.com

Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.

Значение слова «чуб»

Согласно описанию, сделанному Львом Диаконом, князь Святослав носил чуб-оселедец / Фото: novosti333.ru

Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.

То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.

Значение слова «чуб»

По другой версии, чупрына — это сарматская прическа / Фото: kozaku.in.ua

Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».

В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.

Значение слова «чуб»

В Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль, выраженный не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах / Фото: pinterest.ru

Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.

В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.

Значение слова «чуб»

Чуб у казаков выступал символом их принадлежности к роду сарматов / Фото: ru.ign.com

Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.

Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.

Труды

  • Старец Силуан // ЖМП. 1956, № 1.
  • Из поучений старца Силуана // ЖМП. 1956, № 2, № 3.
  • Четвероевангелие 891 года // ЖМП. 1956, № 4.
  • Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958, № 8.
  • Значение восстановления Патриаршества в РПЦ // ЖМП. 1958. № 6. С. 73-79
  • Епископ Игнатий (Брянчанинов) // ЖМП. 1967, № 5, № 6.
  • Преподобный Герман Аляскинский чудотворец // ЖМП. 1970, № 11.
  • Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве // ЖМП. 1971, № 10.
  • Христологические проблемы в западном богословии // «Богословские труды», сб. 4.
  • Святой священномученик Мефодий и его богословие (Магистерская диссертация) // «Богословские труды», сб. 10, 11.
  • Духовность Православия в выдающихся его представителях. «Богословские труды» // сб. 10.
  • Предание Церкви в богословии св. Мефодия. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // «Богословские труды», сб. 14.

Пчелиный кемпинг

Значение слова «чуб»

Провести выходные на пасеке и даже переночевать в доме с пчелами — такой необычный формат отдыха появился в Приморье благодаря Александру Юркину. В поселке Тигровое у его семьи сначала была дача, а в 2016 году он взял 10 гектаров земли, где они построили ферму.

«Пока что принимаем на отдых друзей и их друзей, которые узнают о нас по сарафанному радио», — рассказывает Александр. Живут гости как в хозяйском доме, так и в палатках, а кроме того, могут переночевать в «Апитории», доме с пчелами.

«На первом этаже стоит большой кедровый лежак, где живут 4 пчелосемьи, а на втором этаже — гостевая комната с панорамным видом на пасеку, — говорит пчеловод. — Здесь могут останавливаться люди, которые хотят полежать на лежаке с пчелами, окрепнуть и набраться сил, послушать их жужжание, побыть с ними на одной энергетической волне, поприсутствовать в их биополе, почувствовать запах смолы маньчжурского кедра и меда. Можно ночевать или приходить просто на пару часов».

Значение слова «чуб»

Александр о пчелах знает все: его отец с детства брал с собой в тайгу на пасеку, и у него до сих пор хранятся полувековые улья, доставшиеся от дедушки жены. Когда у него появилась своя семья, он начал задумываться о продуктах питания и об отношениях с окружающей средой.

На хуторе он с женой и тремя детьми и мамой постоянно живет с апреля по ноябрь, а на зиму уезжает во Владивосток — дети ходят «в общество», как он говорит, а сам занимается ремонтом ульев, стройкой, а также продает мед через ]]>Инстаграм]]>, пару дней в неделю выезжая в город к семье.

Несмотря на то, что до города всего 160 км, добраться сложно из-за горного рельефа, особенно после тайфунов, которые бывают не так уж редко. В советские годы здесь была база для лыжников и ходил туристический поезд «Снежинка», а в самом поселке жило более тысячи человек. Сейчас на хуторе заселены лишь пять домов, включая дом Александра.

Значение слова «чуб»

«Вокруг нас были земли без документов, и когда появилась программа “Дальневосточный гектар”, то мы решили их оформить. Взяли место вдоль реки, где были жилые дома лет сто назад. Там планируем расчистить все заросли и разместить дома для отдыха».

Александр говорит, что эта программа позволила людям, которые боялись бюрократической волокиты с оформлением земель в собственность, сделать все просто и бесплатно. «Массового притока людей из других регионов я здесь не вижу, хотя есть и серьезные предприниматели, которые берут по 50 гектар и пытаются развивать туризм, сельское хозяйство».

Трудности в освоении гектаров не только из-за дорог, но и с электричеством. В гости заходят и таежные жители — тигры, изюбры, кабаны, медведи.

«В том году 33 ночи ходил медведь за ульями, я стрелять в него не хотел, все равно они каждый год возвращаются. В итоге решил поставить ему стеклянную банку с медом. Он ее вылизал, не разбил даже, очень культурным оказался и больше не приходил».

Впрочем, Александр надеется, что все это временные трудности, и жители городов снова будут приезжать в Тигровое, чтобы почувствовать единение с природой.

«Я хочу простора, — говорит он. — Хочу, чтобы у нас люди чувствовали себя свободно, пусть даже без электричества и интернета. И чтобы пчелы жужжали».

В словаре Даля

м. чубок, чубец, чубчик, чубишка, чубища; чубак, чупак арх.
чупрына ж. южн. зап. чупрун м. хохол, вихор, взбитый или отрощенный клок
волос, косма на темени, оселедец, или на лбу, тупей. Ныне чубов не
носят. Поймай мальчишка за чупрун. Ой вы, чубы! хохлы, малороссы. Бары
дерутся, а у холопов чубы болят. Ахвицер молодый, на ем чуб золотый,
песня. Чуб заворочен (щеголяет), а оброк не плачен. Коса густая (у
бабы), а чуба (ума) нет! | Такой же хохол у животных, особ. у птиц. Лев
с гривой и с чубом. Курица, пигалица с чубом. | Чупрун, см. Чубовая
помада. Чубатая курица, удод, южн. хохлатая. Чубастый дикобраз, с
большим чубом. Чубатая могила, южн. двойная, уступом, малая насыпь на
большой. Чубить, почубить кого, зап. подрать за чуб. Чубатик м. чубатка
ж. кто с чубом. Колпик чубатик. Жаворонок чубатик. Пигалка, курица
чубатка. Чупрунный шест, стар. шест с флагом или со значком. Чупа и чупа
ж. арх. у мережи, вентера и прутяной верши: хвост, кут, кутец, задний
глухой конец.

Стрижка «под чуб» или «чуприну»

Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».

Прическа «под чуприну» создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:

  • реестровые казаки;
  • свободные крестьяне;
  • помещики;
  • городские жители.

Была также разновидность этой стрижки, которая имела название «под чуб по-польски». Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.

Все же «под чуб» чаще всего стриглась знать. Такую «прическу казака» носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.

Стрижка «под чуприну» также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их «под чуприну».

Зачем казаки носили серьгу в ухе

Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.

Значение слова «чуб»Бывали случаи, что и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Такие вояки были единственными детьми в своей семье. Все остальные в общине относились к ним с особым уважением. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.

В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.

Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.

Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.

Грибы шиитаке и вьетнамские свиньи

Значение слова «чуб»

До недавнего времени Андрей Попов жил во Владивостоке и занимался видеорекламой, а затем бросил город и уехал в тайгу, в село Тимофеевка в 45 км от города, чтобы воплотить в жизнь давнюю мечту. «Я всегда хотел свой дом, сад, но возможности не было. И когда появилась программа “Дальневосточный гектар”, то решил, что пора действовать, — говорит Андрей. — Взял 9 гектаров, организовал здесь небольшую ферму».

Значение слова «чуб»

Сначала все было как у всех: курочки, козы, перепелки. «Земледелие здесь не пройдет, вся земля в огромных валунах, — говорит он. — Я хотел пару гектаров картошки посадить и даже купил трактор. Но когда сошел снег, я увидел поле в камнях и заплакал».

Тогда Андрей решил завести себе черных вьетнамских свиней. Потом освоил выращивание японских лесных грибов шиитаке, которые ценятся не только на кухне, но и в медицине. «Если шиитаке удачно пойдут, отведу для них больше места», — говорит фермер.

С инфраструктурой, можно сказать, повезло: есть и сотовая связь, и дороги, и даже электричество. Учился премудростям ведения хозяйства по интернету и общаясь с более опытными фермерами. Строить дом и ухаживать за владениями ему помогает сын, который приезжает из города на каникулах.

Значение слова «чуб»

Но и свой опыт в рекламе тоже не забывает — Андрей ведет популярный блог на ]]>YouTube]]> и в ]]>Инстаграм]]>, где рассказывает о своем перевоплощении из офисного работника в работника топора и лопаты, а также делится советами, как грамотно составить документы и открыть свою ферму. 

«Важно правильно выбрать и оформить земли, на которых можно заниматься сельским хозяйством, особенно если человек до этого не был связан с этим», — говорит он