Четверостишье

Четверостишие

Итак, что такое четверостишие? Можно с уверенностью сказать, что это самая популярная форма строфы. Четверостишие – это вполне солидное и самостоятельное стихотворение.

Четверостишие отличается разнообразием рифмовок. Автор может рифмовать первую строку со второй, а третью — с четвертой. Это называется смежная рифма. Но это не два двустишия, а цельное произведение из четырех строк.

Четверостишье

Также первая строфа может рифмоваться с третьей, а вторая — с четвертой. Это будет перекрестная рифма. Еще автор может рифмовать первую строку с последней, вторую — с третьей. Это называется опоясывающей рифмой.

Это классические рифмы, которые применяются чаще всего. Хотя никто не говорит, что этому правилу обязательно нужно следовать. Автор с чистой совестью может зарифмовать только две или три строки, оставив остальные без рифмы. Также четверостишие может состоять из двух двустиший, между которыми есть отступ.

Виды строф в лирике

Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости

В надежде славы и добраГляжу вперед я без боязни:Начало славных дней ПетраМрачили мятежи и казни.

(Пушкин А.С. «Стансы»)

Пятистишие

Собрались люди мудрыеВокруг постели Гостомысловой.Смерть над ним летает коршуном!Но, махнувши слабою рукою,Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм.

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…»)

Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Двустишие

Прежде чем приступить к изучению того, что такое четверостишие, нужно предварительно исследовать двустишие. Ведь любое четверостишие состоит из двух двустиший. Можно сказать, что двустишие – это визитная карточка любой поэзии. Как и любые строки, двустишия могут быть нерифмованными, но чаще всего автор пытается соблюдать классику жанра и вводит рифму.

Четверостишье

Двустишия могут быть строфами больших стихотворений, а могут играть самостоятельную роль. В античности такие поэтические придания назывались дистихами. Этот жанр хорош для начинающего поэта. Во-первых, его можно быстро сочинить, во-вторых, на нем можно опробовать все возможные стихотворные размеры.

Двустишиям свойственно поражать воображение читателей неожиданными переходами. Так как строки всего две, нет ничего удивительного в том, что они могут вступать в естественное противодействие, создавать парадоксы и контраст. Чаще всего обе строки имеют одинаковый размер, но интереснее всего экспериментировать со схемой ударений и длиной строк.

Основные понятия системы стихосложения

Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.

Стих Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности.
Ритмика стиха

Подчиняется трем основным схемам:

  1. Тоническая – тоника – рисунок определяют ударные слоги. Их количество в каждой строке одинаково, а безударные слоги в учет не берут.
  2. Силлабическая – силлабика – учитывают только общее количество слогов, не подразделяя на ударные и безударные.
  3. Силлабо-тоническая – силлабо-тоника – ритмический рисунок стиха определяют количество слогов и сочетание ударных/безударных одновременно.

Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника.

Дольник

— (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — — Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — / Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — — Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /

Акцентный стих тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов.