Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

О технике росписи

Техника батика отличается многообразием. Это:

  • горячий батик;
  • холодный батик;
  • свободная роспись;
  • узелковый батик;
  • шибори;
  • штамповка.

Первые две техники основываются на использование особых составов, которые называют резервирующими. Они препятствуют растеканию краски по всей плоскости полотна. Только вот в холодном батике состав наносят в виде замкнутого круга и в его пределах наносят краски. В итоге рисунок выходит более четким и графичным. Резервирующие составы для холодной техники, они же ограничители, бывают двух типов:

  • на водной основе;
  • на бензине.

В холодном батике можно использовать столько цветов, сколько душа пожелает.

Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Чтобы нанести контур рисунка на полотно, понадобятся трубочки из стекла с очень тонким носиком. Сам же рисунок заливается красками с использованием не только кистей, но и ватных тампонов.

В горячем батике наносить контур совсем необязательно. За счет этого можно создавать мягкие переходы и тона. Для нанесения рисунка понадобится шаблон, кисти, ножи, воронки или каталки с разогретым резервирующим составом. К слову ограничивающий состав в горячей технике – это воск, предварительно растопленный на пароводяной бане. Именно поэтому эту технику и называют горячей. Воск можно использовать натуральный, но подойдет и обычный парафин.

Что касается свободной росписи, то здесь нет необходимости в использовании каких-либо ограничивающих средств. Ткань просто раскрашивается красками и кистями в произвольном порядке. Вот только финальная отделка рисунка иногда подразумевает использование холодного резерва.
Если говорить об узелковом батике, то здесь все очень просто. Чтобы получить необычный узор, понадобятся камешки разного размера. Их завязывают в ткань и после этого окрашивают ее.

Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Шибори имеет определенную схожесть с узелковым батиком. Только в этом случае полотно складывают в определенном порядке, закрепляют его, а затем окрашивают. Результат получается очень необычным и красивым.

Техника штамповки позволяет существенно сэкономить время. Таким методом можно создавать невероятно изысканные вещи. Только вначале необходимо до мелочей продумать будущую цветовую гамму.

Виды красок

За покупкой краски для ткани вы можете отправиться в магазин бытовой химии или отдел для рукоделия и творчества. В продаже вы встретите большое разнообразие веществ, которые отличаются друг от друга характеристиками и свойствами, способом применения и конечным результатом.

Акриловые красители и их преимущества

Особенность вещества заключается в том, что оно не впитывается в волокна ткани, а оседает на них, создавая специальную оболочку. Обычно для одежды используется краситель на водно-дисперсионной основе. Для полного окрашивания такой вид красок не подходит, так как после нанесения ткань становится грубой. Акриловая краска обычно используется для создания рисунков и надписей. Виды акриловых красок:

  • в тюбиках;
  • в баллончиках;
  • в виде спрея, при этом краска наносится не под давлением, а капельным путем.

Сама техника нанесения идентична обычному рисованию гуашью или акварелью.

Натуральные красители

До разработки химических веществ люди пользовались натуральными красками, однако идеальный результат получается нечасто. Из недостатков можно отметить слабую цепкость, быстрое выгорание и сложный подбор средств для создания цвета. Для достижения желаемого цвета нужно соединять определенные элементы в правильных пропорциях. Также после покраски одежду следует обработать раствором с содержанием олова или калия.

Из достоинств можно отметить отсутствие химикатов, что хорошо для аллергиков и астматиков.

Анилиновые красители

Применяются только для окрашивания натуральных тканей. Если их использовать на материалах, в составе которых содержится более 60% синтетики, то одежда окрасится некорректно. Анилиновая краска может быть жидкой или порошковой. С ее помощью можно самостоятельно менять оттенки и создавать размытости на ткани.

Пластизольные краски

Пластизол создает эффект свечения в темноте. С помощью вещества на одежду наносятся логотипы и полосы со светоотражающим эффектом. Также можно выбрать цвет, который будет светиться при ультрафиолете.

Штемпельные краски

Обычно подобные красители применяют для маркировки материалов. Достоинство окраса – универсальное применение. Виды штемпельных красок:

  • глицериновая – стойкая к высоким температурам при стирке, но имеет только темные цвета;
  • бесцветная – видна только при ультрафиолетовом свете;
  • спиртовая – стойкая к отбеливателю, но быстро линяет;
  • масляная – долго сохнет, но не линяет и отталкивает воду.

У каждого вида краски есть плюсы и минусы, поэтому выбирать нужно в зависимости от конечной цели окрашивания.

Краски с эффектом свечения

В составе таких красок есть люминофор, который и создает эффект свечения. Обычно применятся для нанесения узоров и надписей. Также для крепости при окрашивании добавляется бесцветный лак, а для украшения – блестки.

Красители в аэрозольной упаковке

Вещество в баллончике позволяет удобно красить ткань, однако рекомендуется применять для окрашивания больших участков материала. В качестве альтернативы можно использовать трафарет или рамки.

Перманентные маркеры

Используются для декорирования тканей. В составе маркера находится спирт, краска и смола. Такой вид окрашивания применяется не только на одежде. Главная отличительная черта маркера – возможность создавать узоры удобным способом, без применения трафарета и шаблона. К минусам можно отнести слабую стойкость. После нескольких стирок узор побледнеет.

Технология

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани () (например, узелковый способ).

Горячий батик

В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик

Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и хлопка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.

Техника сибори

«Сибори» — так называемый складной батик. Строго говоря, сибори, как и все разновидности , к батику не относится. Это другой вариант . Результат в нём достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

Техника «бандан»

Техника узелкового батика («бандан») — индийский вариант «тай-дай». Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

Двухцветная окраска футболки

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.

Инструменты и вспомогательный состав

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Батик: что это такое, история и виды росписи по тканиБатик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Батик: что это такое, история и виды росписи по тканиБатик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Что такое чеканка. Чеканка

Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Чеканка  — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа . Один из видов декоративно-прикладного искусства .

Является одним из вариантов художественной обработки металла.

Техника чеканки применяется при создании посуды, декоративных панно, различных ювелирных украшений.

Рельеф на листовом металле создают с помощью специально изготовленных инструментов — чеканов и выколоточных молотков, которые изготовляют как из металла так и древесины.

Для чеканных работ применяют такие металлы как латунь, медь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 мм, в некоторых случаях золото и серебро.

Рельеф или рисунок можно чеканить, положив лист металла на торец березового или липового кряжа, на войлок, толстую резину, брезентовый мешок с речным песком, слой пластилина или смолы. В некоторых случаях более удобна свинцовая плита.

Чеканка монет характеризуется созданием рельефа на поверхности металла зачастую большей толщины, чем при художественной чеканке (больше 1 мм). Осуществляется путём сильных ударов штемпелем  — пуансоном , имеющим углубленные изображения и надписи. Для точности и достаточной силы удара используются специальные станки.

Процесс художественной чеканки завершает декоративная отделка .

СПб., 1890—1907.

Инструменты и материалы

Начать стоит с ткани. Батик всегда максимально раскрывает свои возможности, если работать приходится на натуральной ткани. Если вы новичок, то начинайте с батиста, крепдешина, бязи. Когда рука уже набита, можно попробовать свои силы на креп-жоржете, туали, а также креп-шифоне. Если очень хочется прикоснуться к искусству росписи по шелку, то с натуральными материалами работать хоть и ответственнее, но приятнее, тогда как искусственный шелк очень неудобен.

Что нужно знать о подрамниках.

  • Подрамник – это каркас, на который натягивают ткань для упрощения работы с ней. Если предполагается маленького размера роспись, можно заменить подрамник пяльцами.
  • Работы средние и большие по размеру предпочтительнее выполнять на подрамниках из мягких пород дерева, при этом кнопки для закрепления материала должны легко в них входить.
  • Более удобен раздвижной подрамник, он не занимает много места и является универсальным приспособлением. Конструкция состоит из четырех реек, соединенных между собой, а габариты подрамника могут подгоняться по размерам работы.
  • Перед натяжкой имеет смысл заклеить подрамник малярным скотчем – это убережет его от растекающейся краски.

Батик: что это такое, история и виды росписи по тканиБатик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Основной инструмент – стеклянная трубочка, служащая для нанесения резерва. Состоит она из трех частей: длинной части, шаровидной и изогнутого носика. Трубочка очень хрупкая, ее нужно беречь и промывать после каждой работы любым растворителем. Если внутри образовалась пробка из засохшего резервирующего состава, нужно очень деликатно прочистить проволокой изогнутый носик.

Краски для батика бывают двух видов: термозакрепляемые и парозакрепляемые. Многие профессионалы предпочитают работать с красками, которые требуют именно термической обработки, то есть проглаживания горячим утюгом. Контуры и краски для батика сегодня выпускаются под брендами «Декола», «Гамма», «Гутта» – это достойные материалы для батика.

Резерв – это адгезивный полужидкий компонент, отграничивающий окрашенные области на ткани. Есть прозрачный резерв, который далее смывается теплой водой, а есть резерв, смывать который не нужно: он фиксируется на ткани и становится частью работы.

Сама роспись выполняется кистями, которые могут быть сделаны из синтетических волокон или натурального волоса белки, пони, колонка. После работы непременно промывайте их в мыльной теплой воде. Применять губки тоже можно.

Что такое батик

Батиком называют роспись ткани вручную специальными красками с применением закрепляющих составов.  Обычные люди считают батиком яркую, покрытую ручным рисунком материю, но, когда специалисты говорят «батик», они имеют в виду саму технологию раскраски. Главная особенность метода заключается в предварительной пропитке тканей специальными смесями, не дающими краскам растечься.

Виды батика

Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Расписать ткань можно множеством способов. Широко известны три техники:

  •         холодная;
  •         горячая;
  •         без границ.

Техника холодной росписи начинается с нанесения на ткань резервирующей смесью замкнутых контуров. Затем заливают красители. Контур делает рисунок графичным, четким. После покраски он не удаляется. Все применяемые составы простые и нетоксичные, поэтому холодный батик – самый популярный способ росписи. В такой технике окрашивают шелк, тонкий хлопок. Краски наносят кисточками, кусочками ваты или поролона и закрепляют на ткани проглаживанием горячим утюгом с изнанки.

Горячий батик выполняется так же, как холодный, но окрашенную ткань для закрепления пигмента обрабатывают в паровых устройствах.

Техника неограниченной росписи позволяет художнику обходиться без пропитки ткани составами, не дающими красителям расползаться по полотну. Рисунок делается как картина – свободными мазками. Для окончательной отделки используется техника холодного батика.

Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Придать рисунку интересную фактуру можно с помощью соли. Ее кристаллы поглощают влагу. Если их рассыпать по мокрой, только что прокрашенной ткани, соль будет втягивать воду, а на полотне появится рябь и абстрактные узоры

Когда изделие высохнет, кристаллы соли осторожно снимают

Сейчас нет необходимости делать пропитки и краски самостоятельно. Все приобретается в художественном салоне. Самый популярный вариант – составы фирмы Гамма. Они имеют оптимальное соотношение цена/качество.

По составу краски делятся на:

  •         водные;
  •         акриловые.

По способу закрепления бывают:

  •         паровые;
  •         закрепляемые утюгом.

Виды резервирующего состава:

  •         для горячей технологии – воск, наносится специальным приспособлением (чантингом);
  •         для холодной технологии – смесь бензина и латекса, наносится стеклянной трубочкой.

Что касается тканей, начинающим рекомендуется брать для тренировки недорогое хлопковое полотно. Затем можно перейти на природный шелк. Лучше всего для батика подходит креп-шифон – краска хорошо на него ложится и равномерно растекается.

Самодельные батиковые изделия

Для того чтобы изготовить самостоятельно красивую поделку, лучше использовать холодную технику, так как она куда проще. Чтобы сделать все правильно, новичку нужно ознакомиться с пошаговой инструкцией по батику.

Материалы и инструменты

Для работы лучше выбрать хорошо проветриваемое помещение, ведь пары резервирующей жидкости могут быть вредны для здоровья и самочувствия. А также подобрать старую одежду для работы, так как краску по ткани будет довольно сложно отстирать.

Для работы понадобится:

  1. Материя, на которой будет выполняться рисунок. Подойдут тонкие лёгкие ткани, такие как шелк или батист. Плотные материалы нежелательны, так как резерв может не полностью пропитать ткань и оставить нежелательные разводы.
  2. Подрамник, пяльцы или рамка для закрепления ткани. Для работы с краской материя должна быть равномерно натянута и закреплена на поверхности.
  3. Краски по ткани. Они продаются в специальных магазинах для творчества. Можно приобрести целый набор для батика, в который также будет входить резервная жидкость и стеклянная трубочка для ее нанесения.
  4. Кисточки. Лучше использовать мягкие: беличьи или синтетические.

Изготовление шаг за шагом

Батик: что это такое, история и виды росписи по тканиПервый этап — разработка эскиза. Для этого нарисуйте или распечатайте эскиз предполагаемого рисунка на листе бумаги, сохраняя все размеры. Он должен быть максимально простым и содержать как можно меньше мелких деталей. Обведите контуры жирным фломастером.

Перенесите рисунок на материю. Для этого подложите эскиз под ткань и обведите карандашом. Следующий шаг — заполнение контура резервной жидкостью. Для этого используйте стеклянную трубочку, если резерв не в специальной тубе.

После нанесения и высыхания резерва, проверьте его целостность, смочив отдельные детали водой. Если резерв хорошо сохраняет влагу, можно приступать к окрашиванию. Прокрашивайте детали тщательно, хорошо промывая кисть при смене цвета.

Теперь один из самых ответственных этапов — закрепление краски.

Есть несколько способов ее закрепления:

  1. Запекание в духовке. Изделие оборачивается в хлопчатобумажную ткань и ставится в холодную духовку, постепенно разогревающуюся до 150 градусов, на 15−20 минут. После чего духовку нужно выключить, а изделие вынимать не раньше чем через час.
  2. Запаривание на водяной бане. Этот вид обработки изделия более сложный, так как поделка не должна контактировать с водой или паром. Для этого не нужно несколько раз обернуть в бумагу или ткань.
  3. Если нет возможности применить ни первый, ни второй способ, то можно просто прогладить изделие утюгом с обратной стороны. Режим глажки должен соответствовать типу ткани. На каждые 10 сантиметров ткани нужно уделять 3−5 минут интенсивного проглаживания.

Несмотря на то что краска была закреплена, стирать такую самоделку можно только при температуре не выше 30 градусов, желательно руками.

Так что же такое ткань батик?

Так называют материал, окрашенный по одной из технологий, описанных выше. В его основе могут быть различные волокна и натуральные хлопковые или шелковые, и искусственные, полиэфирные, поэтому состав интересующего изделия, а также рекомендации по уходу нужно обязательно уточнять у продавца или на этикетке.

Также распространено и домашнее нанесение росписи батик на ткань. Если вы решили попробовать такое хобби, то советуют выбирать материал с полотняным переплетением, ведь исходное полотно должно быть гладким и ровным на ощупь. Именно поэтому ткань с саржевым переплетением брать не рекомендуют.

Техника выполнения

Роспись по ткани, как правило, проводится в несколько этапов, причем значительная часть из них является подготовительной. Первым делом происходит разработка эскизов. Многочисленные работы представлены в интернете, поэтому с выбором рисунков обычно не возникает никаких проблем. Некоторые простые узоры эскиза не требуют, вообще, к примеру, если речь идет о «горохе» или простых геометрических фигурах. В это же время продумывается и цветовая гамма.

Так как однослойный горячий батик подразумевает плавное «перетекание» цветов, необходимо подбирать их так, чтобы они гармонично сочетались.

При создании многослойного батика цвета подбираются таким образом, чтобы их наложение один на другой не выглядело некрасиво. В идеале перед началом работы выбранные цвета тестируются на отдельном тканевом фрагменте.

Само полотно перед покраской проходит процедуру обезжиривания. Достаточно будет просто постирать ткань, что также предотвратит возможную усадку. Есть еще более сложный способ, подразумевающий вымачивание полотна в содовом растворе. Применяется именно сода, так как она способна вымыть все химические растворы, которые производитель мог добавить на этапе производства. Раствор готовится из обычной соды и чистой воды, а ткань в нем отмачивается около 30 минут.

Готовый материал закрепляется на подрамнике, а иногда и смачивается. Стол, на котором будет происходить окрашивание, лучше дополнительно защитить, например, затянув прозрачной пленкой. Рамка устанавливается горизонтально, причем необходимость применения козел определяется в зависимости от ее размера.

На ткани прорисовывается эскиз при помощи специального устраняемого карандаша или маркера

Важно делать это аккуратно, чтобы не продавливать поверхность. В том случае, когда планируется работа в теплых и светлых оттенках, ни в коем случае не следует использовать ручку для прорисовки

Суть использования резервирующего вещества заключается в том, что оно защищает естественный оттенок полотна от попадания краски. Сначала используются светлые цвета, а затем уже боле темные. Воск фиксирует цвет на окрашенных участках, а последующий распределяется уже по свободным местам.

Воск можно наносить разными инструментами в зависимости от формирующегося узора. Сухая ткань обрабатывается кистью, валиком из поролона или штампом.

Профессионалы же просто выливают воск на ткань из удобной емкости, формируя линии, пятна, капли и иные абстрактные узоры. Перед работой воск прогревается на водяной бане или электрической плите, так как он далее должен полностью пропитать тканевый кусок.

Качества прогрева можно определить по внешнему виду воска. Если материал хорошо прогрет, то воск пройдет насквозь, а полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным, если посмотреть на просвет. Когда воск остается белым на поверхности, значит, он недостаточно разогрет. Непосредственное окрашивание осуществляется с использованием кисти из поролона, обычной кисти или ватки. Работа обязательно качественно просушивается.

Некоторые специалисты предпочитают на последнем этапе использовать эффект кракле, который создается при помощи наиболее темного оттенка. В этом случае все полотно покрывается воском, а затем деформируется созданием заломов. Получившиеся трещины окрашиваются смесью мыльного раствора и красителя. В результате на работе образуются эффектные трещинки «под старину».

Удалить резерв особых сложностей не представляет. Хорошенько просушенное произведение снимается с подрамника, после чего полотно активно разминается. В результате воск разламывается и в виде крошек спадает с рисунка. Чтобы убрать остатки резервирующего вещества, потребуются бумага и утюг. Выстелив ткань, к примеру, обычными газетами и бумажными полотенцами, ее необходимо прогладить горячим утюгом. Процедуру придется повторять какое-то время, заменяя бумагу, пока весь воск не выйдет.

Подробнее о технике горячего батика вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Что такое батик

Если заглянуть в историю, то можно увидеть подтверждение — в начале веков нашей эры в Африке, на ближнем востоке и в некоторых местах в Азии такая техника была широко используема.

Что за материал

Популярность ремесла можно объяснить тем, что он предлагает огромные возможности для художественной свободы. На ткани можно выводить несметное количество рисунков, а не ограничиваться тем, что может выдать ткацкий станок. Также, батик очень стоек, цвета несмываемы, в отличие от набивных рисунков.

Батик — древнее текстильное ремесло, происхождение которого связано с Африкой (Египет), Китаем, Японией и Центральной Азией, более распространен сегодня в Малайзии и Индонезии.

Батик: что это такое, история и виды росписи по тканиПроисхождение ремесла

Слово батик означает «роспись воском». Самые лучшие работы выполняют на ткани с высокой плотностью нитей и ровную поверхность, такую ​​как хлопок или шелк.

Ткань для батика заготавливают заблаговременно. Простирать, растянуть на поверхности, чтобы резиста лучше проник в волокна. В качестве резиста используют пчелиный воск, смола или парафин.

Воск наносится на участки ткани, а не на всю ткань. Для получения красителей с помощью специального инструмента, который называется «пение» (инструмент из медной чаши с тонкой струей и деревянной ручкой).

Нанесение воска на обозначенные участки всего куска может занять месяцы. Затем наносится краситель на ткань щеткой или маканием определенных участков.

Батик: что это такое, история и виды росписи по тканиНанесение на волокно пигмента

Важно! Ткани дают высохнуть в течение до двадцати четырех часов для отверждения, затем гладят. Затем ткань промывают в холодной / кипящей воде до прозрачности

Ткань затем высушивается медленно, вдали от тепла и солнечного света, так что цвета хорошо закрепляются и становятся постоянными, не исчезают.

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

  • Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
  • Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
  • Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
  • Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  1. нарисуйте три овала разного размера;
  2. в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  3. нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  4. изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  5. сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  6. нарисуйте листья и вокруг цветков;
  7. в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

Поэтапное выполнение рисунка

Пятна от краски вывести очень сложно, поэтому для работы лучше надеть рабочий халат. Для нанесения рисунка вам понадобятся тонкие и широкие кисти. Лучше выбирать беличьи. Пошаговое описание нанесение рисунка:

  • Материал натягивают на подрамник так, чтобы он не провисал. Удобнее всего закреплять влажную ткань — высохнув, она становится более упругой.
  • На бумаге рисуют эскиз. Для рисования используют карандаш — им сильно нажимают на бумагу, чтобы хорошо был виден контур.
  • Эскиз переводят на ткань, для чего бумагу подкладывают под материю и закрепляют. Рисунок переводят на ткань с мягким карандашом.
  • Резерв набирают в стеклянную трубочку, для чего ее вставляют во флакон. В верхний конец трубочки вставляют спринцовку — с ее помощью набирают резерв. Предварительно его можно окрасить подходящим пигментом.
  • Трубочкой с резервом аккуратно обводят рисунок. Рисунку дают просохнуть.
  • Плотность контура нужно проверить. Для этого после высыхания резерва кистью, смоченной в воде, нужно пройтись по одну сторону контура и посмотреть, нет ли где протекания. Если вода прошла за линию резерва, нужно найти место, где контур оказался слабым. После высыхания его необходимо подправить.
  • Батик окрашивают выбранными пигментами. Если нанести на влажную ткань крупную соль, то получится интересный эффект. Соль впитывает в себя краску, и на ткани остаются разводы. Таким образом можно создавать интересные композиции даже без использования резерва.
  • Готовый рисунок снимают с рамы и закрепляют одним из способов: запеканием, запариванием или проглаживанием утюгом. Готовые изделия можно дополнить гелем с блестками, пайетками или стразами.
  • После окончания работы нужно продуть трубочку для того, чтобы удалить остатки резерва, затем промыть в бензине. Если этого не сделать, то резерв засохнет, и трубочку в дальнейшем нельзя будет использовать.

Техники холодного батика

Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше. 

Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе. 

Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики. 

Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры. 

Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.