Биография
Кристобаль родился в городке Гетария. В 12-летнем возрасте был отдан в подмастерья портному.
В 1919 году с помощью маркизы де Каса-Торрес открыл своё собственное ателье в городе Сан-Себастьяне. В следующем, 1920 году, открыл дом моды в Мадриде. В 1933 совместно с Педро Родригесом открывает там же дом моды Eisa.
В 1930-х годах переехал в Париж, где в 1937 году открыл дом высокой моды Balenciaga. Среди его клиенток были королева Испании Виктория, королева Бельгии Фабиола, княгиня Монако Грейс, герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон.
Конец 1940-х и 1950-е годы историки моды иногда называют «эрой Баленсиаги». В этот период он создал то, что впоследствии многократно использовалось в модном дизайне: узкий прямой силуэт в форме буквы I, платья-бочки, пальто-каре, свободные жакеты с огромными капюшонами, платья-трапеции, шляпы-коробочки, разнообразные полупальто без пуговиц и воротника. В 1945 году ввёл в женскую одежду квадратные плечи, а в 1951 году — одежду с открытыми шеей и плечами. В 1960 году придумал платье-мешок, которое впоследствии было скопировано многими другими дизайнерами.
Коко Шанель утверждала, что Баленсиага — единственный кутюрье, который способен самостоятельно моделировать, кроить, резать и шить. Он предпочитал работать с плотной, жёсткой тканью, которая придавала его творениям сходство со скульптурами.
Баленсиага за всю жизнь дал всего несколько интервью. В 1968 году он решил завершить карьеру и закрыть дома моды в Париже, Сан-Себастьяне и Мадриде, при этом не сообщил об этом своим сотрудникам лично и не попрощался с ними.
Производство духов продолжилось по лицензии, которую выкупил Жан Конкье; также он начал производство одежды прет-а-порте под этой маркой.
Развивать идеи Баленсиаги продолжили его ученики — Андре Курреж и Эмануэль Унгаро.
История
Кристобаль Баленсиага основал собственный лейбл одежды в 1914 году, а первый бутик открыл в 1918 году в Сан-Себастьяне (Испания). Позже торговля была расширена путем открытия бутиков в Мадриде и Барселоне. Одежду дизайнера уже тогда носили члены Испанской Королевской семьи, однако гражданская война в Испании вынудила Баленсиага закрыть магазины и переехать в Париж.
В августе 1937 года Кристобаль Баленсиага открыл свой собственный Модный дом в Париже, на Авеню Георга V. Его коллекция, показанная вскоре после открытия, охарактеризовалась дизайнами, вдохновленными эпохой Возрождения в Испании. Успех модельера в Париже был почти мгновенным. Через два года после дебюта во французской прессе Кристобаля называли революционером моды, а все его проекты были невероятно востребованы. Одной из самых частых клиенток Модного дома Balenciaga была Кармел Сноу – главный редактор Harper’s Bazaar.
Что касается остальных покупателей и поклонников бренда, они шли на огромный риск, в период Второй Мировой Войны совершая путешествия по Европе, целью которых было увидеть наряды от Balenciaga. Этот отрезок времени охарактеризовался знаменитым «квадратным пальто» с соединенными рукавами и нарядами из розовой ткани, покрытой черным или черно-коричневым кружевом.
Тем не менее, полные масштабы оригинальности и изобретательности дизайнера проявились после войны. Крой его произведений стал более линейным и гладким, отличающимся от популяризованного Кристианом Диором фасона «песочные часы». «Текучесть» его силуэтов позволила дизайнеру манипулировать взаимоотношениями одежды с женским телом. В 1951 году Баленсиага полностью изменил силуэт, расширив плечи и избавившись от линии талии. В 1955 году он изобрел платье-тунику, которая затем превратилась в платье-рубашку (1958 год).
Кроме этого, в послевоенные годы дизайнер создал объемные жакеты сферической формы (1953), платье бэби-долл с завышенной талией (1957), пальто-кокон (1957), юбка-шар (1957) и мешковатое платье (1957). В 1959 году Баленсиага выпустил коллекцию «Empire line», где были представлены платья с высокой линией талии и пальто, напоминающие кимоно. Манипуляции модельера с линиями талии стали, как писали в прессе, «одним из самых больших его вкладов в мир моды: он изобрел новый женский силуэт».
В 1960 году Баленсиага стал новатором в использовании тяжелых тканей, замысловатой вышивки и довольно смелых материалов. Его фирменным знаком стали воротники-стойки, создававшие эффект длинной, почти лебединой, шеи, и укороченные рукава-браслеты. Его свободные, скульптурные творения (включая платья-воронки из жесткого атласа, которые носили Полин де Ротшильд, Банни Мелон, Марелла Агнелли, Глория Гиннесс и Мона вон Бисмарк) рассматривались как шедевры Высокой Моды 1950-х и 1960-х годов.
В 1960 году Кристобаль Баленсиага разработал дизайн платья для Королевы Бельгии Фабиолы. Наряд был сшит из королевского сатина цвета слоновой кости и отделан норкой на воротнике и бедрах.
Джеки Кеннеди так часто покупала вещи от Кристобаля Баленсиага, что Джон Ф. Кеннеди беспокоился о том, что его примут за транжиру, который покупает слишком дорогую одежду.
Борьба против прессы
В 1957 году Кристобаль Баленсиага решил показать модной прессе свою новую коллекцию за день до ее поступления в продажу — а не за четыре недели, как это принято среди дизайнеров и брендов. Держа СМИ в неведении по поводу его новой коллекции и ее особенностей, Баленсиага надеялся сократить количество подделок, которые могли появиться до того, как вещи поступят в продажу.
По словам представителей массмедиа, не существовало никакой возможности опубликовать информацию о коллекции за один день, однако Баленсиага и Живанши имели огромное влияние на прессу того времени. Их сторонники утверждали, что главный конкурент дизайнера, Кристиан Диор, получал овации зрителей, показывая на подиуме дизайны Баленсиага и выдавая их за свои, в то время как публика даже не догадывалась об этом. А поскольку Кристобаль Баленсиага не был заинтересован в освещении своей работы в прессе, СМИ и покупатели тоже не могли об этом знать.
В 1967 году оба дизайнера (Баленсиага и Живанши) изменили свое решение и присоединились к традиционному графику презентации коллекций.
В популярной культуре
- Романы Ремарка «Жизнь взаймы» и «Тени в раю»;
- По словам кинорежиссёра Пола Томаса Андерсона, при создании сценария и съёмках фильма Призрачная нить он вдохновлялся некоторыми фактами из жизни Баленсиаги;
- В III сезоне американского телесериала «Американская история ужасов»: последними словами Миртл Сноу были «Баленсиага» (роль исполнила Фрэнсис Конрой);
- В песне New Americana певицы Холзи (англ. Just what you’d expect inside her new Balenciaga — «как раз то, что ты ожидал увидеть внутри её новой „Баленсиаги“»).
- Испанский мини-сериал «Что скрывалось в их глазах?» (Lo que escondían sus ojos)
- В песне Tunnel Vision американского рэпера Kodak Black