Аутодафе — что это такое?

История

Считается, что аутодафе появилось с началом инквизиции (XIII века), распространение получило с конца XV века, приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Однако ещё в 296 году был издан эдикт императоров Диоклетиана и Максимина о необходимости сожжения манихеев. В 1022 году несколько еретиков были сожжены во Франции, включая бывшего духовника королевы Констанции Этьена. Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде» сожжение на костре богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

Собственно, аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» — общая проповедь). Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.

Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века, первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в году. Инквизиция действовала и в испанских колониях Америки. Позже эта практика приняла огромные размеры в течение XVI века, и просуществовала до конца XVIII века, когда аутодафе стали реже.

В Португалии, где инквизиция была учреждена в году, она не имела столь широкого масштаба. Её влияние сильно упало при Помбале, во второй половине XVIII века. Ауто да фе имели место в Мексике, Бразилии и Перу.

Они также проводились в португальских колониях — в Гоа, Индия после установления там инквизиции в период — годов.

В году инквизиция была отменена королём Жозефом Бонапартом. Фердинанд VII в году восстановил её, конституция кортесов года вновь её отменила, а реставрация снова ввела; окончательно упразднена в году.

Последнее ауто-да-фе состоялось в году в Валенсии через повешение (сожжения не было).

По Льоренте в 1481—1808 годах в Испании сожжено живыми 31912 человек, а 29145 наказаны замурованием, галерами, конфискацией имущества.

Церковь оправдывала правомерность применения казни еретиков через сожжение на костре словами из Евангелия: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4.6).

Российской практикой аутодафе подразумевалось сожжение человека не на столбе, но в деревянной клетке — в срубе, смотрите первую из Двенадцати статей царевны Софьи. Сообщения о казнях на костре встречаются, к примеру, в списках Национальной Летописи: так в Софийской второй летописи под 1480 годом говорится о том, что Иван III Васильевич Великий сжёг своих советников за неудачное «волшество» (то есть волхование, волшебство).

Другие значения слова

Аутодафе - что это такое?

Иногда это понятие употребляют и в других значениях. Так, например, в общеупотребительном смысле слово «аутодафе» обозначает еще и сам процесс приведения в действие сурового приговора. В основном это было проводимое на глазах у заинтересованной публики сожжение несчастных осужденных в пламени костра. Но как мы увидим ниже, строго говоря, это не соответствует действительности, так как казнь проходила за рамками аутодафе.

Не следует путать эту церемонию и с так называемым костром тщеславия, представлявшим собой сожжение на площадях Флоренции различных предметов по указанию религиозного деятеля Савонаролы в XV веке. Такими предметами являлись «орудия светской тщеты», к которым относили книги мирского содержания, зеркала, наряды, парфюмерию и картины, конфискованные у флорентийских граждан.

Как происходило аутодафе?

Аутодафе - что это такое?

Процедура аутодафе, как правило, устраивалась на главной городской площади при большом скоплении людей. При этом действе обязательно присутствовала знать как духовная, так и светская. В некоторых случаях на площади находился и король со своей семьей, приближенными, городскими чиновниками, представителями ремеслянных корпораций.

Для проведения аутодафе назначали конкретный день, в который объявляли приговоры по нескольким делам одновременно. С осужденных еретиков и ведьм снимали обувь, облачали их в «позорную» одежду, давали в руки свечи и выводили на торжественную процессию.

Затем проводилась католическая месса, во время которой читалась проповедь и молитва, а после нее все присутствующие приносили клятву в том, что они будут подчиняться и оказывать помощь инквизиторам.

После этого происходило оглашение приговоров. Сначала зачитывались легкие, а за ними тяжелые проступки тех еретиков и преступников, которые раскаялись. Тот, кто не раскаялся, передавался в распоряжение светских властей, что являлось равносильным приговору о сожжении.

Таким образом, никаких костров непосредственно во время аутодафе не разжигалось. На смерть инквизицией никто не осуждался. Вынесение приговоров и приведение их в исполнение было исключительно прерогативой светской власти.

Самым тяжелым из приговоров инквизиции было отлучение от церкви и передача светским судебным органам. В соответствии с законодательством тех времен, упорство в ереси и отречение от веры приравнивалось к государственной измене — самому тяжкому из преступлений.

Происхождение и синонимы

Аутодафе - что это такое?

Разобраться в том, что такое аутодафе, поможет знакомство с этимологией термина и словами, близкими ему по смыслу.

Изучаемая лексема уходит своими корнями в португальский и испанский языки. В первом из них есть словосочетание auto da fé, а во втором – очень похожее на него auto de fe. Из одного из этих языков «аутодафе» и попало в русский язык. Оба словосочетания берут начало в латинском языке, где имеется выражение actus fidei. Буквально оно обозначает «акт веры».

Среди синонимов имеются такие, как:

  • экзекуция;
  • оглашение;
  • сожжение;
  • исполнение;
  • церемония;
  • провозглашение.

Для лучшего понимания, что такое аутодафе, следует обратиться к историческим фактам, касающимся этой церемонии.

Другие значения

Рассматривая вопрос о том, что это аутодафе, нужно упомянуть и о его отражении в современном нам мире. Естественно, что такая известная в истории церемония не канула в Лету бесследно. Она неоднократно была запечатлена в произведениях литературы, кино и в музыке.

Среди книг в жанре фэнтези можно отметить роман Алексея Пехова «Аутодафе». Это известный в России писатель, в основном работающий в этом жанре. Он имеет награды, полученные на отечественных и международных фестивалях, а также является сценаристом компьютерных игр. Книга Алексея Пехова «Аутодафе», конечно же, не о средневековом ритуале. Но поклонники фэнтези оценили ее высоко.

Существует еще песня группы Unreal «Аутодафе». Это московская рок-группа, которая придерживается в основном стиля индастриал, что значит «промышленный». Темы песен этого коллектива весьма разнообразны – апокалипсис, второе пришествие Христа, космическая и средневековая тематики.

Значение слова Аутодафе по словарю Брокгауза и Ефрона:

Аутодафе (исп. Auto de F &eacute.. пopт. Auto da F &eacute.. лат. actus fidei) — так называлась в Испании и Португалии процессия, сопровождавшая казнь осужденных инквизицией. Такая процессия происходила, обыкновенно, в одно из воскресений между Троицей и Филипповым постом, очень часто также в день Всех святых. На рассвете раздавался глухой удар большего соборного колокола, означавший начало ужасного зрелища, и народ толпами собирался на место, думая совершить доброе дело уже одним только созерцанием казни. Самые знатные люди считали для себя честью оказывать услуги святому суду при подобных процессиях. Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции. Прежде всего следовали кающиеся грешники, на которых была наложена только епитимия. За ними шли отделенные большим крестом, носимым перед ними, осужденные на смерть, босые, в санбенито, т. е. одеждах с изображением чертей и адского огня, в остроконечных шапках на голове. Затем несли изображения скрывшихся и наконец, кости умерших подсудимых в черных гробах, на которых были нарисованы картины адского пламени и другие символические изображения. Ряд священников и монахов замыкал шествие. По главным улицам процессия направлялась к церкви, где после проповеди объявлялся приговор обвиняемым, стоявшим перед распятием с потухшей свечой в руке. По прочтении им приговора, служитель инквизиции ударял каждого из осужденных рукой в грудь в знак того, что инквизиция передает их светскому суду. Тогда осужденных принимал гражданский чиновник, который приказывал связать их и заключить в темницу. Несколько часов спустя их вели на место казни. Тех, которые обращались в католичество, сперва удавливали, а потом сжигали, прочих же сжигали живьем, а вместе с ними также изображения и останки скрывшихся и умерших еретиков. Король со всем своим двором обыкновенно присутствовал на этих процессиях. Самое блестящее аутодафе было в Мадриде в 1680, при Карле II. впоследствии число аутодафе стало уменьшаться, заменившись казнью в стенах инквизиции. последние аутодафе происходили в конце XVIII столетия. Однако еще в 1826 г. был казнен в Валенсии школьный учитель Риполль по обвинению в деизме, причем были соблюдены обрядовые стороны аутодафе. В одной Испании с 1481—1808 гг. было сожжено 34658 человек. Ср. Льоренте, «Kritische Geschichte der span. Inquisition» (нем. перев. Гека, 4 т., Гмюнден, 1820—22). См. Инквизиция.

Возникновение церемонии

Аутодафе - что это такое?

Существует мнение, что аутодафе возникло тогда, когда появилась инквизиция, то есть в XIII веке. А широкое его распространение произошло уже в конце XV века. Именно тогда оно приобрело характер массового ритуального действа, при этом обставляемого весьма театрально.

Но нужно отметить, что Анна Комнина (дочь византийского императора Алексея I и одна из первых историков-женщин, жившая в XI-XII веках) описывала произошедшее в 1025 году сожжение представителя секты богомилов Василия.

В Испании практика проведения аутодафе установилась тогда, когда инквизиция усилила там свои позиции в конце XV века. Впервые в Севилье были сожжены 6 человек в 1481 году. Нередко механизм аутодафе использовался для того, чтобы обогатить королевскую казну.

История

Аутодафе - что это такое?

Аутодафе появляется с введением в 13-м веке самой инквизиции, а широкое распространение получает в конце 15-го. Со временем оно приобрело характер ритуального массового театрализованного действа. Под ним подразумевалось любое торжество, которое устраивала инквизиция для объявления приговора еретикам.

В Испании первое аутодафе было проведено в 1481 году в Севилье. По его окончании было сожжено шесть человек. Впоследствии такие казни стали массовыми. Проведение этой церемонии поддерживалось Торквемадой, великим инквизитором Испании. По некоторым сведениям, в период 1483-1498 годов было сожжено более восьми тысяч человек.

Действие инквизиции распространялось также и на испанские колонии в Америке. Практика аутодафе существовала вплоть до конца 18-го века, после чего пошла на спад. В Португалии она не имела столь впечатляющих масштабов. Церемонии проводились в Перу, Мексике, Бразилии, в колониях Португалии на Гоа и в Индии.

Отмена инквизиции была провозглашена в 1808 году королем Испании Жозефом Бонапартом. Однако в 1814-м ее восстановил Фердинанд VII. В 1820-м ее отменила конституция кортесов и вновь ввела реставрация. Окончательное упразднение произошло в 1834 году. Последнее аутодафе состоялось в Валенсии в 1826 году.

История возникновения

Аутодафе (ударение на последний слог) буквально означает «акт веры» (лат. actus fidei). Появилась эта торжественная церемония практически тогда же, когда и святая инквизиция, в XIII столетии. Однако распространение получила несколько позже – в конце XV в.

В Испании старт аутодафе был задан буллой Сикста IV в 1480 году, в Португалии – аналогичным указом Климента VII в 1531 году. Первое массовое сожжение относится к 1481 году, оно состоялось в испанской Севилье. На протяжении нескольких столетий сожжение еретиков успешно практиковалось в Испании и Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Перу), Италии, Португалии и ее колониях (Индия, Гоа). В частности, наибольшие опустошения были в Испании – почти 32 тысячи заживо сожженных.

Любопытен и тот факт об аутодафе, что это явление не минуло и Россию. Так, в Софийской летописи от 1480 года говорится о сожжении советников Ивана III Васильевича, которые осмелились прогневить царя неудавшимся «волшебством».

Происхождение термина

Аутодафе - что это такое?

Каково происхождение этого слова? В испанском языке есть выражение auto de fe, которое означает «акт веры». Подобное словосочетание есть также и в португальском, и в латинском языке. А на русском, что это аутодафе?

Во времена Средневековья в Испании и Португалии существовала религиозная церемония, обставленная с большой торжественностью. Она состояла из нескольких частей, среди которых были такие, как:

  • Прохождение процессии.
  • Совершение богослужения.
  • Выступление с речами проповедников.
  • Принесение публичного покаяния осужденными еретиками.
  • Оглашение им приговора.

Эта религиозная церемония и называется «аутодафе».