Анархия — это форма правления? анархия — это хорошо или плохо? что такое анархия?

Виды анархии

Отдельные виды имеет анархия в обществе:

  1. Анархо-индивидуализм – проповедует право каждого человека распоряжаться собой, которое есть у каждого человека с рождения и не зависит от половых и социальных характеристик. Основоположник этого направления — нигилист Макс Штирнер.
  2. Христианская (православная) анархия – развивает заложенные в учениях Иисуса Христа философские идеи о необходимости стремиться к духовному и социальному освобождению человека от каких-либо основанных на насилии и угнетении отношений.
  3. Анархо-коммунизм – проповедует установление такого порядка, который будет основываться на взаимопомощи и солидарности всех людей. Среди идей данного направления – свобода, децентрализация, равенство и взаимопомощь.

Петр Кропоткин

Пожалуй, самым известным представителем политической теории анархизма является Петр Кропоткин. Он был князем, представителем российской интеллигенции, ученым и философом. Хоть его политические взгляды были утопичны, он вложил немалый вклад в развитие идей социализма и коммунизма, основанных на анархизме. Он писал, что анархизм – это альтернатива социализму, или следующая за ним ступень. Анархическая утопия вдохновляла князя Кропоткина, но в то же время он всегда оставался реалистом, полагая, что до такого уровня сознания необходимо «дорасти». Философ и ученый был против любого террора, даже осуществляемого ради коммунизма.

Петр Алексеевич Кропоткин считал, что каждый может ради великих целей пожертвовать своей жизнью, но играть судьбами миллионов непозволительно никому.

Кропоткин всегда оставался борцом за безвластие и свободу, выступал против любой диктатуры. Духовные ценности, за которые боролся князь, имеют всечеловеческое значение.

Коллективистский анархизм

Основная статья: Коллективистский анархизм

Михаил Бакунин

Коллективистский анархизм, также называется революционным социализмом или одной из его форм, является революционным типом анархизма, обычно связываемым с Михаилом Бакуниным и Иоганном Мостом. Это вполне специфическая тенденция, её не следует путать с более широким понятием коллективизма или общинным анархизмом. В отличие от мютюэлистов, анархо-коллективисты выступают против всех форм частной собственности на средства производства, противопоставляя им понятие коллективизированной собственности.

Они считали, что их цели могут быть достигнуты только в результате насильственной революции, которая должна начаться благодаря актам насилия небольших сплоченных групп, которые они называют «пропагандой действием», что должно вдохновить рабочих на революционное восстание и решительную коллективизацию средств производства. Однако, такая коллективизация не должна по мысли анархистов-коллективистов распространяться на распределение доходов, а рабочие должны будут получать заработную плату в зависимости от количества отработанного времени, а не продукцию «по потребностям», как то подразумевает анархо-коммунистическая концепция. Данное положение было раскритиковано позднее анархо-коммунистами как система, сохраняющая наёмный труд в новом обществе.

При этом стоит отметить, что анархо-коммунистические и анархо-коллективистские концепции не были взаимоисключающими: хотя коллективисты отстаивали необходимость платы за конкретный трудовой вклад, часть из них рассматривали возможность послереволюционного перехода впоследствии к анархо-коммунистической системе распределения по потребностям. Коллективистский анархизм возник тогда же когда и марксизм, но при этом противостоял марксистской идее диктатуры пролетариата, несмотря на провозглашенную марксистами цель коллективистского безгосударственного общества.

Анархо-коммунист Петр Кропоткин, считавший, что при анархизме рабочие самоорганизуются для производства всех необходимых продуктов для всего общества.

Понятие анархии в марксизме

Большевистская и социал-демократическая литература внесла ряд уточнений в понимание анархизма. Марксисты относились резко негативно к самой идее анархии.

Анархия - это форма правления? анархия - это хорошо или плохо? что такое анархия?

В. И. Ленин в своих работах уделил достаточно много внимания анархизму. Его интерпретация данного понятия весьма любопытна и дает нам возможность увидеть отношение к анархии и самому анархизму революционеров того времени.

В понимании Ленина понятия анархии и порядка не имеют ничего общего. Анархией, говорил он, можно называть отрицание любой государственной власти, а Совет солдатских и рабочих депутатов — это государственная власть.

Так что же такое анархия?

Хотя под анархизмом обычно понимают какое-либо антигосударственное движение, на самом деле анархизм — намного более тонкое и полное своих нюансов понятие. Это целая философия, которой посвятили свои жизни ряд мыслителей. Это сложнее, чем просто оппозиция государственной власти. Анархисты противостоят идее о том, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо них предлагают анти-иерархические формы политической, общественной и экономической организации.

Анархизм — политическая идея, которая основывается на свободе. Главная его цель — уничтожить все типы принуждения и подавления. Он предлагает заменить сотрудничеством личностей власть, которая существует за счёт подавления одних людей другими, а также благодаря привилегиям одних по отношению к другим.

Таким образом, по убеждению анархистов, власть должна быть ликвидирована во всех её проявлениях.

Анархия – это такой образ жизни. Анархизм – это политический строй.

Получается, что свобода и анархия — это схожие понятия.

Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин и Махно

Русский анархизм в первую очередь ассоциируется с именами Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921).

Михаил Бакунин создал и распространил идеи так называемого коллективистского анархизма. По Бакунину, все юридические законы, в отличие от законов природы и «заурядного правила общежития», – внешне навязанные и потому деспотические. Политическое законодательство враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам.

Анархия - это форма правления? анархия - это хорошо или плохо? что такое анархия?Михаил Бакунин

Социальная революция, как ее определял Бакунин, – это разрушение всех учреждений неравенства и насилия, в первую очередь – государства. Социальная революция, в отличие от политической, совершается с помощью не одной только революционной власти, а народной силы.

Петр Кропоткин – создатель анархокоммунизма, основной принцип которого – социальная кооперация и взаимопомощь. В его учении идея взаимопомощи между людьми, которая занимает главенствующее место, тесно переплетена с идеями философии природы. Этика анархокоммунизма строится на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.

Анархия - это форма правления? анархия - это хорошо или плохо? что такое анархия?Петр Кропоткин

Другое базовое положение Кропоткина – необходимо стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей (утилитаризм). Как считал Кропоткин, это возможно на основе всеобщего равенства, из которого вытекают солидарность и взаимопомощь.

Право и закон должны быть обособлены друг от друга, считал Кропоткин. Он отмечал, что существуют естественные основы права – инстинкты, естественные права, в том числе право на минимум социальных благ, и естественное право, основанное на обычае.

Нестор Махно (1888-1934) – украинский революционер-анархист. Во время гражданской войны 1917-1922 годов командовал крестьянской повстанческой армией Украины. В родном городе Гуляйполе он объединил вокруг себя местных жителей, у которых пользовался большим авторитетом.

Махно возмущался тем, что в результате «позорного» Брестского мира Украину оккупировали немцы и австро-венгры. Его последователи нападали на имения и хутора немцев, убивали их и офицеров армии номинального правителя Украины гетмана Скоропадского.

Анархия - это форма правления? анархия - это хорошо или плохо? что такое анархия?Нестор Махно. РИА «Новости»

С осени 1918 по июль 1919 года в Гуляйполе строилось анархистское сообщество, которое позже назвали Вольной территорией. Она простиралась от современного Днепропетровска до Бердянска и Мариуполя. Там проживало примерно семь миллионов человек.

Экономика Вольной территории представляла собой свободный обмен между сельскими и городскими общинами. Махновцы сопротивлялись продразверстке (политике обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов). Необходимые ресурсы они получали посредством набегов. В Гуляйполе можно было расплачиваться трофейным золотом и советскими деньгами.

История этого анархистского государства внутри государства закончилась уничтожением махновцев. При этом сам Махно бежал в Париж, где провел остаток своей жизни. Там он активно пропагандировал идеи анархизма и издавал брошюры.

Анархия и антропология

См. также: Анархо-примитивизм, Антропология и Первобытный коммунизм

Анархистские антропологи, такие как Дэвид Гребер и Пьер Кластр, считают некоторые общества, среди которых бушмены, тив, , анархическими, так как они явно отвергают идею централизованной политической власти.

Другие антропологи, такие как Маршалл Салинс и Ричард Боршей Ли, отвергают идею обществ охотников и собирателей, которые образовались в результате скудности ресурсов и одичания, охарактеризовав их как «состоятельные сообщества».

Эволюционный психолог Стивен Пинкер отмечает, что утверждение того, что анархия отсутствия правительства ведёт к анархии насильственного хаоса, является банальным, так как, с одной стороны, в догосударственных обществах совершалось большое количество убийств (до 60 % среди мужчин), но, с другой стороны, появление сильной культуры чести почти в любой точке мира находится вне досягаемости закона.

Некоторые анархо-примитивисты полагают, что данное понятие используется для оправдания ценности современного индустриального общества и люди перемещаются дальше от естественных среды обитания и потребностей.

Теоретики анархизма указывают на примеры, когда при отсутствии государственной власти возникали общественные механизмы, противостоящие «войне всех против всех». Например, пиратские корабли были «плавающими обществами», в которых существовали механизмы самоуправления. Перспектива получения взаимных выгод от пиратства стимулировала пиратов к налаживанию сотрудничества и поддержанию порядка. Перед выходом в море пираты договаривались о правилах поведения, иногда эти правила фиксировались письменно.

Американский антрополог Джеймс Скотт в книге «Искусство не быть управляемым: Анархистская история нагорий Юго-Восточной Азии» рассматривает жизнь горцев этого региона (также называемого Зомией) как пример того, как люди защищают свой, «примитивный», образ жизни, сопротивляясь всяческим попыткам государств установить контроль над ними. Эти горцы строго хранят равенство в своих сообществах.

Исследователи Бенджамин Пауэлл Райан Форд и Алекс Наурастел пришли к выводу, что в Сомали после 1991 года по сравнению с другими странами Африки были достигнуты определённые успехи в развитии, несмотря на фактическое отсутствие в этой стране государственной власти. Из 41 стран к югу от Сахары по уровню развития стационарной телефонной связи Сомали за период анархии переместилось с 20-го на 8-е место, по уровню обеспеченностью сотовой связью Сомали находится на 16-м месте, а по уровню интернет-обеспеченности — на 11. Во многих африканских странах телекоммуникации находятся в ведении государственных монополий, что замедляет развитие. Установка телефонной линии занимает в Сомали три дня, а в соседней Кении этого приходится ждать несколько лет. Более того, по уровню детской смертности Сомали за период анархии переместилось с 37-го места на 17-е. После краха сомалийского государства возросла роль старейшин сомалийских кланов, которые выполняют судебные функции. Судебные функции также осуществляет местное исламское духовенство, основываясь на шариате.

Почему БТ тратит на анархистов столько слов

На ТВ их называли «проверенными кулаками» оппозиции, потом сравнивали с нацистами и недвусмысленно намекали на роль, которую анархисты сыграли в украинской революции.

Собеседники TUT.BY не отрицают, что их единомышленники были на Майдане, но эффект от их присутствия там считают незначительным.

— Анархисты, насколько мне известно, принимали участие в украинской революции, но их влияние и участие там было крайне малым, и я бы не сказал, что результативным. Одно время они пытались создать свою сотню самообороны для защиты протестующих от «Беркута», но столкнулись с противодействием ультраправых и в итоге потерпели неудачу. В принципе относительно разных правых групп, участвовавших в тех событиях, анархисты не играли почти никакой роли на Майдане, — считает Вадим.

Анархия - это форма правления? анархия - это хорошо или плохо? что такое анархия?Анархисты на «Марше нетунеядцев» в Бресте. Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Анархисты уверены, что госканалы избрали их в качестве мишени по нескольким причинам.

— Во-первых, анархисты способны на радикальные меры, с ними нельзя договориться, сесть за круглый стол за спинами народа. Анархистов нельзя купить. Во-вторых, все эти нападения, как в СМИ, так и на улицах, — это попытка запугать, чтобы никогда не выходили и не высовывались больше. В-третьих, народ начинает позитивно воспринимать наши лозунги, — рассуждает Николай Дедок.

Итальянский ученый Ломброзо и его работы

До недавнего времени работы итальянского ученого не воспринимались всерьез российскими мыслителями и философами. Однако его работы внесли значительный вклад в развитие теории анархизма. Он рассматривал анархизм как возвращение назад, к первобытному, но уточнял, что так как развитие общества происходит по спирали, возвращение – это не всегда регресс.

Анархия - это форма правления? анархия - это хорошо или плохо? что такое анархия?

Ломброзо видел в идее анархии как положительные качества, так и отрицательные. Он считал, что все анархисты – это ярые фанатики, готовые далеко пойти ради своей цели. В своих работах он рассматривал отдельные пласты населения и говорил, что к анархизму более склонны молодые люди, чем зрелые и состоявшиеся. В то же время в неблагополучных районах анархии подвержена большая часть населения, так как людям нечего терять и они борются за свободу и безвластие.

На что готовы анархисты

Что же такого радикального во взглядах анархистов, кроме самой идеи отказа от любой власти? Представители анархистского движения не скрывают, что готовы пойти на силовой протест.

— Если люди будут готовы к решительным шагам, то и анархисты не останутся в стороне. Но все зависит от конкретной ситуации, настроения и решительности простых людей, — говорит сторонница анархистского движения Анастасия.

Из ответа Николая Дедка на вопрос, как далеко анархисты готовы зайти в силовом протесте, становится ясно: в случае чего потасовкой в троллейбусе дело не ограничится.

— Анархисты не одобряют насилие ради насилия, но мы готовы поддержать восставший народ в самых радикальных действиях, — объясняет Иван. Он считает, что народ «имеет право защищаться».

При этом Иван замечает, что белорусские анархисты понимают под революцией не смену Лукашенко на одного из лидеров оппозиции, а полную перестройку общественных отношений согласно своим принципам.

— Нам нужен переход власти от государственных институтов к органам общественного самоуправления, советам трудящихся. Ликвидация любой иерархии в обществе. Социализация средств производства. Вот это в нашем понимании — революция. И именно к этому мы будем стремиться.

Примечания

  1. Aeschylus. // Ischyli et Sophoclis tragdi ̆et fragmenta. — A. Firmin Didot, 1842. — С. 264.
  2. Herodotus. // Historia. T. 3. — Ek tēs typ. A. Koromēla, 1836. — С. 67.
  3. Плутарх. Сочинения / Сост. Аверинцева С.. — М.: Изд-во «Худ. литература», 1983. — С. 250, 554.
  4. Ярхо В.Н. Софокл // История всемирной литературы / Отв. ред. Брагинский И.С.. — М.: Изд-во «Наука», 1983. — Т. 1. — С. 358.
  5. Ксенофонт. Греческая история // Анабасис. Греческая история. — М.: АСТ — Астрель, 2011. — С. 282. — ISBN 978-5170738632.
  6. ἀναρχία / Сост. И.Х. Дворецкий; под. ред. С.И. Соболевского. — М.: Гос. изд-во иностран. и нац. словарей, 1958. — Т. I «Α-Λ». — С. 131.
  7. Прудон П.Ж. Что такое собственность? / Подгот. текста и коммент. В.В. Сапова. — М.: Республика, 1998. — С. 194, 197. — (Б-ка этической мысли). — ISBN 5250026079.
  8. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Собрание сочинений в восьми томах / Под общ. ред. А.В. Гулыги. — М.: Чоро, 1994. — Т. 7. — С. 373. — ISBN 5849700072.
  9. Кант И. К вечному миру. Философский проект // Собрание сочинений в восьми томах. — М.: Чоро, 1994. — Т. 7. — С. 34, 41.
  10. Nettlau M. // A Short History of Anarchism. — London: Freedom Press, 1996. — P. 66-68.
  11. Курчинский М.А. Апостол эгоизма: Макс Штирнер и его философия анархии. Критический очерк. — 2-е, испр. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — С. 121.
  12. Штирнер М. Единственный и его собственность. — Харьков: Основа, 1994. — С. 98, 135. — ISBN 5776802652.
  13. Реклэр Р. Предисловие к «Единственному и его собственности» // Единственный и его собственность / М. Штирнер. — Харьков, 1994. — С. 431.
  14. Бакунин М.А. Наука и насущное революционное дело // Избранные труды. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — С. 282-283. — ISBN 9785824311136.
  15. Бакунин М.А. Воззвание к славянам русского патриота Михаила Бакунина, члена Славянского съезда в Праге // Избранные труды. — М., 2010. — С. 117.
  16. Бакунин М.А. Постановка революционных вопросов: Статья первая. Наука и народ (Статьи из журнала «Народное дело = La cause du peuple») // Избранные труды. — М., 2010. — С. 238.
  17. Бакунин М.А. Всестороннее образование // Избранные труды. — М., 2010. — С. 327-328.
  18. Бакунин М.А. Избранные труды. — Петербург: Голос Труда, 1919. — Т. 1. Государственность и анархия. — С. 296.
  19. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Хлеб и воля. Современная наука и анархия. — М.: Правда, 1990. — С. 359. — (Приложение к журналу «Вопросы философии»).
  20. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Хлеб и воля. Современная наука и анархия. — М., 1990. — С. 280.
  21. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Хлеб и воля. Современная наука и анархия. — М., 1990. — С. 288.
  22. Василик М. А., Вершинин М. Анархия // Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики, 2000. — 328 с. — ISBN 5-8297-0014-X.
  23. ↑ Анархия // Новейший политологический словарь / Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С. 20. — ISBN 978-5-222-16671-0.
  24. Хейвуд Э. Анархия (Словарь политических терминов) // Политология: учебник для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 509. — (Зарубежный учебник). — ISBN 5-238-00814-7.
  25. Хейвуд Э. Ч. 2 Нации и глобализация. Реализм // Политология: учебник для студентов вузов. — М., 2005. — С. 160.
  26. Graeber D. Fragments of an Anarchist Anthropology. — 2 ed. — Chicago: rickly Paradigm Press, 2004. — 105 p. — ISBN 978-0972819640.
  27. Sahlins M. D. Stone Age Economics. — Routledge, 2004. — 348 p. — ISBN 978-0415320108.
  28. Pinker S. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — Viking, 2002. — P. 330-331. — ISBN 978-0670031511.

Анархия

Что такое анархия простыми словами? Под анархией сегодня понимают несколько значений.

  1. Разговорное. Беспорядок, беззаконие, насилие – утверждение, неверное в корне.
  2. Общественное. Хаос, неразбериха, произвол, который возникает в организованной структуре в период отсутствия централизованного управления или бездействия власть имущих.
  3. На государственном уровне. Отсутствие политического лидера, дисфункция государственной власти.
  4. Ситуационное. Гипотетическое стечение обстоятельств, при котором народ упразднил власть, а общество не подчиняется никаким законам.

Все вышеперечисленные утверждения не верны.

Теория анархии включает ряд основополагающих принципов.

  1. Отсутствие принудительной власти. Все члены анархического общества уважают право на собственное мнение и не навязывают его другим. Особенно в части организации иерархического строя общества, демократии, авторитарного или тоталитарного правления. Каждый человек является личностью, любые проблемы и потребности людей решаются индивидуальным подходом.
  2. Свобода от принуждения. Участие в любых проектах, делах, решение задач возможно только при личной заинтересованности конкретного индивидуума. Никакого давления.
  3. Свобода ассоциаций. Любой член общества вправе вступить в любую группу и принимать равное участие в определении целей, методов и стратегии развития сообщества.
  4. Коллективное взаимодействие. Инициатива по решению вопросов любого уровня может исходить от любого члена общества. Эффективность в решении вопросов зависит от взаимодействия и готовности людей к сотрудничеству в достижении выбранной цели.
  5. Разнообразие. Любые общественные организации, направленные на достижение интересов всех ее членов, строятся на естественном взаимодействии, где каждый не ставит свои интересы выше других. Всем даются одинаковые возможности в любых сферах: одинаковый доступ к общественным благам, достижениям науки и техники, самореализации через искусство и творчество.

Интернациональный флаг анархистов, символизирующий лозунг «Анархия – мать порядка».

Анархия: примеры в мире

Шинмин

Китайская провинция Шинмин в 1929 году отделилась от Китая, установив близкий к анархии режим. Вопросы по финансовой, хозяйственной, социальной части решались на многоуровневых советах путем съездов и обсуждений через добровольное сотрудничество между собой. В 1931 году партия прекратила самоуправство, провинция была упразднена, а ее территория поделена между другими регионами.

Зомия

Территория, в которую входит северный Индокитай, Вьетнам, Лаос, Таиланд, горы Шан, Мьянма, юго-запад Китая, Тибет, север Индии, Пакистан и Афганистан. Общая численность народа составляет более 100 млн человек. Историческая Зомия – симбиоз государств и народов, основанный на взаимной выгоде и доверии, жители местности сохраняют свободу и независимость. Любые попытки государственной власти подчинить их себе неизменно вызывают постоянные восстания против попыток подчинения. Этнические меньшинства сохраняют аутентичный уклад жизни, а в сообществах народностей сохраняется равноправие.

Швейцария

В государстве реализована мощная система местного самоуправления, а жители позиционируют себя сначала как граждане своей коммуна (сообщества), затем граждане кантона (региона), и в последнюю очередь – как граждане своей страны.

Израиль

Здесь есть местности, где процветает библейский анархизм. Небольшие города и поселения не имеют государственного управления. В каждом городе есть составленные и общепринятые законы, ценности и правила, которые приняты путем участия всех членов общества в их создании. Любой вправе выбрать комфортную для себя политическую систему.

Рассмотрев многообразие проявления анархии как политического и философского движения, ответим на главный вопрос статьи, кто такие анархисты и что они делают? Анархисты – приверженцы анархии или одного из ее течений, которые считают свое направление единственной наилучшей формой взаимодействия с окружающими.

Анархия и политическая философия

Немецкий философ Иммануил Кант рассматривал анархию в «Антропологии с прагматической точки зрения» как «закон и свобода без власти». Таким образом, по мнению Канта, анархия не дотягивает до настоящего гражданского состояния, так как закон без власти будет лишь «пустой рекомендацией». В труде «К вечному миру» он писал, что анархия является крайней негативной формой существования государства после деспотии, когда искореняются «зачатки добра», когда любое малое правомерное устройство лучше, чем никакое, подразумевая под этим безвластие.

Пьер-Жозеф Прудон пишет, что анархия подразумевает собой отсутствие суверена, господина, давая им обозначение в лице правительства. Анархия у Прудона является мерой свободы, признающей лишь власть закона, или «необходимости». В «Решении социального вопроса» 1848 года указывает, что для республики идеальна положительная анархия, а свобода является матерью порядка. Ансельм Бельжарри, анархист из окружения Прудона, несколькими годами позже опубликовал брошюру «Анархия, журнал порядка» (фр. L’Anarchie, Journal de l’ordre).

Макс Штирнер в труде 1844 года «Единственный и его собственность» анализирует понятие либерализма, показывая, что некоторые трактовки этого понятия идут вразрез соответствующим ему представлениям анархии и беззакония, заменяя их суррогатом из «разумного порядка» и «ограниченной свободы». Действительный политический либерализм порождает анархию, уничтожая господство и стирая различия между классами. Реклэр отмечает, что анархия Штирнера прежде всего беспорядок, побуждаемый войной всех против всех на остове разрушенного государства.

Михаил Бакунин полагал, что анархия являет собой единственное условие нравственности индивида наряду с равенством. Он отмечает первоначальную анархию, подразумевая под ней хаос и замешательство, и преступную анархию — рабство добродетели, выражаемое в противоборстве материи и духа. Первоначальная анархия ведёт к разрушению государства в результате его порабощения другим государством. Преступная анархия ассоциируется со свободой воли, которая разрушает всякую людскую солидарность, так как группа людей с наличием свободы воли у каждого стремилась бы «уничтожить друг друга». Бакунин отождествлял анархию со свободой, подчёркивая, что анархия является тем аналогом «вольной организации рабочих масс снизу вверх», провозглашая доктрину анархо-коммунизма.

Вордсворт Донисторп отвергал социализм и трактовал анархию как свободу индивидуальности от моральных стереотипов и устаревших положений современного ему законодательства, пытался разработать новые способы и механизмы общения между людьми (в частности кинематограф и новый язык Uropa, созданный им), воплощением его идей стали Liberty and Property Defence League (англ.)русск. и Legitimation League (англ.)русск..

Пётр Кропоткин рассматривал понятие анархии в аспекте естественных наук, конкретно используя индуктивно-дедуктивный метод для оценки обобщений, выясняя, каковыми будут пути человечества для достижения свободы, равенства и братства, если оно будет действовать в рамках анархии. Для Кропоткина анархия является миросозерцанием, в основе которого лежит механическое восприятие и которое является «идеалом масс».

В современном изложении анархия, в первую очередь, представляет собой отсутствие власти или государственности в обществе, являясь идеалом непосредственного состояния общества. Данная трактовка получила распространение в конце XX века благодаря сдвигам в понимании самого понятия, которое определялось как упорядоченное и конституционное. В уничижительном или обыденном представлении анархия олицетворяет хаос и беспорядок, в некоторых случаях вышесказанное является вторым значением данного понятия. В рамках политического реализма международная анархия подразумевает баланс сил между конфликтом и сотрудничеством между государствами.