Фантасмагория — это человеческих страх, ограненный искусством

Фантасмагория в живописи

Если брать в расчет тот факт, что фантасмагория – это, прежде всего, выход за рамки привычного, некая доля сумасшествия, душевного помешательства, то самым большим почитателем данного явления, без сомнения, можно назвать Иеронима Босха. Сложно найти работы более фантасмагорические, странные, удивляющие и пугающие одновременно. Конечно, этот пример далеко не единственный. Фантасмагория – это и Дали, и Родни Мэттьюз, и, бесспорно, Гойя, для которого данное направление стало завершающим. Явление фантасмагории довольно сложно соотносится с тем или иным временным периодом, конкретной эпохой. Конечно, в эпоху классицизма обращение к такого рода образной системе было несвойственно, зато барочные архитектура и живопись могут представить бесчисленное множество примеров фантасмагорий. Обращение к такого рода искусству, прежде всего, попытка передавать, транслировать ранимость, хрупкость человеческой натуры, ее место в контексте необъятности души, сознания, мира. Это попытка акцента внимания на том, сколь пугающим и одновременно прекрасным может быть мир, пропущенный через призму человеческого восприятия.

дальнейшее чтение

  • Замок, Терри (1995). Женский термометр: культура XVIII века и изобретение сверхъестественного . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-508097-1.
  • Грау, Оливер (2007). «Помните Фантасмагорию! Политика иллюзий восемнадцатого века и ее мультимедийная загробная жизнь», Оливер Грау (ред.): Истории искусства СМИ , MIT Press / Leonardo Books, 2007.
  • Гайо, Эдм-Жиль (1755). Nouvelles Recréations Physiques et Mathématiques, переведенная доктором В. Хупером в Лондоне (1-е изд. 1755 г.)
  • «Робертсон» ( Роберт, Этьен-Гаспар ) (1830–1834). Mémoires récréatifs, scientifiques et anecdotiques d’un Physicien-aéronaute .
  • Дэвид Дж. Джонс (2011). ‘Gothic Machine: Textualities, Pre-Cinematic Media and Film in Popular Visual Culture, 1670-1910’, Cardiff: University of Wales Press ISBN  978-0708324073
  • Дэвид Дж. Джонс (2014). «Сексуальность и готический волшебный фонарь, желание, эротизм и литературные возможности от Байрона до Брэма Стокера», Пэлгрейв Макмиллан, ISBN   .
  • Дуглас, Эвелин. Фантасмагория . 1-е изд. Vol. 1. Chelmsford: JH Clarke, 1887. Print.
  • Парикмахер, Теодор. Phantasmagorical Wonders: The Magic Lantern Ghost Show в Америке девятнадцатого века . 2-е изд. Vol. 3. Np: Indiana UP, 1989. Print.

Тарсем Сингха

Детство режиссера индийского происхождения прошло в Иране, а затем в Гималаях. Когда его отец узнал о том, что сын решил вместо Гарварда заняться кино, он сказал, что тот ему больше не сын. «В Индии я увидел книгу под названием “Путеводитель по киношколам Америки” и просто обалдел от неё. Она изменила мою жизнь, потому что до этого я думал, что идти в колледж нужно для того, чтобы изучать что-то, что любит твой отец, а ты сам ненавидишь. Я сказал отцу, что хочу изучать кино, а он ответил, что никогда не допустит, чтобы я занимался этим. Но я поехал в Лос-Анджелес и снял фильм, благодаря которому получил стипендию в колледже искусств», – рассказывает режиссер. Теперь режиссер живет попеременно в Лондоне и Лос-Анджелесе. А вот для его фильмов нет никаких географических границ, например съёмки «Запределья» проводились в 18 странах мира.

Особенностью стиля Тарсема Сингха является балансирование на грани сна и реальности. Очень сильно на стиль Сингха повлияли русские режиссеры – Тарковский и Параджанов. Как и Гондри, свою кинокарьеру Тарсем Сингх начинал в рекламе. Он снял десятки рекламных роликов, прежде чем состоялся его дебют в большом кино – фильм «Клетка».

«Запределье»

Фантасмагория - это человеческих страх, ограненный искусством

Над сценарием «Запределья» Тарсем Сингх работал 17 лет. Он сам выступил в роли автора сценария, постановщика и продюсера фильма. Он посмотрел болгарский фильм Зако Хеския 1981 года «Йо-хо-хо» об актёре, который лежит в больнице из-за травмы. Травма серьезная, возможно, актер больше не сможет ходить. Он рассказывает мальчику-соседу по палате сказочные истории. Этот сюжет и лёг в основу «Запределья». Фантастические кадры и миры, которые мы видим в фильме, по заверениям режиссёра, созданы вообще без применения спецэффектов. Для этого были использованы 26 различных частей планеты в 18 странах мира.

Маленькая актриса Катинка Уантару, исполнительница роли девочки Александрии, которая по аналогии с болгарским первоисточником слушает истории покалеченного каскадёра, была уверена, что он и вправду получил травму и его ноги парализованы. Её не стали переубеждать. Жестоко, но в данном случае искусство требует таких жертв – девочка не играла, а проживала свою роль.

Уэс Андерсон

Когда маленькому Андерсону, росшему в Техасе, было 8 лет, его родители развелись

Позже он скажет об этом как о «самом важном событии в моей жизни и жизни моих братьев», и этот развод ляжет в основу его фильма «Семейка Тененбаум»

На первый взгляд кажется, что его фильмы вовсе не фантасмагории. Это вполне правдоподобные реалистичные истории, трагикомедии, мелодрамы, пусть и немного эксцентричные. Но мир, который Уэс Андерсон выстраивает в своих картинах, будоражит воображение и радует глаз больше любой сказки. Cтиль Уэса Андерсона – идеальная симметрия во всех картинах, герой или центральная фигура всегда находится в центре кадра. Очень большое количество подробных деталей. Он работает над фильмами самостоятельно на всех этапах производства. Всё это образует то, что называется «стилистика Уэса Андерсона». Его ни с кем не перепутать.

«Когда я задумываю очередной фильм, то воображаю мир, в котором будет происходить действие. Все эти дизайнерские детали – это мои попытки создать этот мир, возможно, не похожий на реальность и, надеюсь, не похожий на те места, где вы уже бывали», – рассказывает сам режиссер.

Отель “Гранд Будапешт”

Этот оскароносный фильм снят в трех различных соотношениях сторон: 1,33, 1,85 и 2,35:1. Они выбраны неслучайно и соответствуют трём разным отрезкам времени – разные пропорции кадра обозначают, какой временной период длится на экране.

Заранее, до начала производства фильма, Уэс Андерсон сделал анимированную кукольную версию фильма, своеобразный путеводитель по сюжету, который был использован съёмочной группой в дальнейшем как подспорье в работе и был показан актёрам. Реальные же съёмки несуществующего отеля проходили на границе Германии, Чехии и Польши – в саксонском городе Герлиц и частично в Дрездене.

Кроме работы с композицией кадра в фильме есть множество шуток. Например, практически все мужские персонажи в картине носят усы. В финальных титрах говорится, что фильм создан по мотивам рассказа Стефана Цвейга, хотя создатели картины в дальнейшем называли сразу несколько произведений: «Нетерпение сердца», «Записки европейца», «24 часа из жизни женщины».

«Королевство полной луны»

В одной из сцен этого фильма девочка Сьюзи находит дома брошюру «Борьба с непослушным ребенком». Этот момент автобиографичен для Андерсона, у него был аналогичный случай в его детстве: «В этом не было ничего страшного. Только в тот момент, когда я нашел ее, я был сильно удивлен». Другая сцена фильма – часть биографии сценариста Романа Копполы (друга Андерсона). Его мать, как и героиня фильма Лаура Бишоп, кричала на членов семьи через мегафон.

Так кусочек за кусочком, как мозаика, и выстраиваются сюжеты фантасмагорий Уэса Андерсона. Да и сам процесс съёмок зачастую проходит необычно. Например, во время работы над «Королевством полной луны» Уэс Андерсон снял старый особняк, чтобы он, оператор и редактор картины могли там работать. Актёров поселили в отеле по соседству, но в итоге и Эдвард Нортон, и Билл Мюррей, и Джейсон Шварцман перебрались в старый дом.

Немного о белом кролике

Во всем мире не найдется ни единого человека, который не слышал бы об «Алисе в стране чудес» Л. Кэрролла. Персонажи данной книги уже давно и прочно укрепились в сознании человечества, а ведь автор произведения — едва ли не первый и самый яркий пример писателя, обратившегося к фантасмагории.

Фантасмагория - это человеческих страх, ограненный искусством

Фантасмагория Льюиса Кэрролла увлекательна, таинственна, порой до абсурда красочна. На его страницах в прямом смысле волшебство переходит в мир реальности, становится самой реальностью. Именно поэтому стали его персонажи и герои давно привычными человеку.

Помимо знаментой «Алисы», из-под пера Кэролла вышел и сборник стихов «Фантасмагория», включивший и одноименную поэму.

В целом, в литературе чаще всего используется именно фантасмагория препарированной души, когда невероятность бытия, огромный мир, полный гиперболизаций и каламбуров, становится неотъемлемой частью человеческого бытия.

Этимология

От французского phantasmagorie , от древнегреческого φάντασμα ( phántasma , «призрак») + возможно либо αγορά ( агора , «собрание, собрание») + суффикс -ia, либо ἀγορεύω ( agoreúō , «говорить публично»).

Поль Филидор объявил о своем шоу призрачных явлений и воскрешении теней известных людей как Phantasmagorie в парижском периодическом издании Affiches, annonces et avis divers от 16 декабря 1792 года. Примерно двумя неделями ранее этот термин был названием письма некоего «ALM», опубликовано в Magazin Encyclopédique . Письмо также рекламировало шоу Филидора. Филидор ранее рекламировал свое шоу как Phantasmorasi в Вене в марте 1790 года.

Английская вариация Phantasmagoria была представлена ​​как название выставки оптических иллюзий и механических произведений искусства М. Де Филипсталя в Лондоне в 1801 году. Считается, что де Филипсталь и Филидор были одним и тем же человеком.

Фантастика и фантасмагория

Фантасмагория - это человеческих страх, ограненный искусством

Для человека, не слишком посвященного в тонкости, слова кажутся почти идентичными, но мы не попадемся на удочку их похожести. Представляется, что фантастика – это когда происходит нечто совершенно чудесное, но вполне нормальное. К примеру, человек покоряет Эверест. Понятно, что это штамп, но в каждом конкретном случае это фантастика. Напрашивается вопрос: фантасмагория – это что такое? Когда фантастика мешается с бредом, то возникает объект исследования. Оставаясь в пространстве литературных примеров, легче всего объяснить разницу между одним и другим. Например, мы знаем классические образцы научной фантастики – это произведения Жюля Верна, Герберта Уэллса. А теперь сравните «Человека-невидимку» и «Превращение» Франца Кафки, чувствуете разницу? Хотя и там, и там читателю предлагаются не самые реалистичные события на свете.

Мишель Гондри

Оскароносный режиссер в детстве хотел стать художником или изобретателем, как его дедушка Констан Мартин, который создал один из первых синтезаторов. Пока Мишель учился в художественной школе, он организовал панк-рок-группу, но востребованность и успех пришли к нему, когда он стал заниматься режиссурой музыкальных клипов и рекламных роликов. Он снимал клипы для Бьорк, Пола Маккартни и Radiohead. Ролики Adidas, Coca-Cola, Polaroid, Nescafe с Джорджем Клуни, а реклама джинсов Levis режиссуры Гондри попала в Книгу рекордов Гиннесса как клип, собравший самое большое число наград в истории этого жанра. Он был одним из первых, кто стал использовать в рекламе технику замедленных съёмок Bullet time, ставшую знаменитой после выхода фильма «Матрица».

«Наука сна»

Фантасмагория - это человеческих страх, ограненный искусством

В этом фильме Мишель Гондри решил окончательно стереть границы между сном и реальностью и перемешать их. Он признавался, что «Наука сна» автобиографичная картина: «Мы снимали фильм в доме, где я жил со своим сыном и его матерью. Мне хотелось исследовать ту историю, которая приключилась со мной 25 лет назад в 1983 году, когда я был в Париже, и ту, которая была со мной в Нью-Йорке два года назад, так что я соединил их в одну…»

Огромные руки героя Берналя, которые вырастают у него во время сна, – это тоже реальный кошмар, который Мишель Гондри видел в детстве. Ожерелье из обрезков ногтей – тоже часть биографии режиссера. Гондри рассказал о своей бывшей девушке: «Она была недовольна моими длинными ногтями. Поэтому я соединил их цепочкой и превратил в ювелирное украшение». Герои «Науки сна» говорят на английском, французском и испанском. Это было незапланированно: Гондри просил актера-испанца Габриеля Гарсия Берналя выучить французский к началу съёмок, но тот не успел это сделать.

«Пена дней»

Фантасмагория - это человеческих страх, ограненный искусством

Этот фильм – экранизация романа Бориса Виана. И мир, который является местом действия истории, даст фору любому сну: в квартире, где живёт настоящее солнце, мыши-домоправители беседуют с кошками, влюбленные проводят свидание, летая на тучах, великий философ Жан-Соль Партр (пародия на Сартра) читает лекции, а цветы могут прорастать в лёгких человека, и эта болезнь смертельна и неизлечима. Несмотря на иронию над Сартром, сам философ высоко отзывался о творчестве Виана.

Пример использования слова фантасмагория

Со мной случилась сплошная фантасмагория.

Череда событий напоминала мне какую-то фантасмагорию.

Некоторые выражения арго, относящиеся к обеим стадиям его развития, имеющие характер варварский и метафорический, походят на фантасмагории.

И еще удивительно — нет естественного отвращения к фантастике, которое должно бы возникннуть, словно оскома, у народа моего, столько положившего ради фантасмагории.

С этими словами я покинул в полном смятении чувств этот кабинет, больше чувствуя, чем сознавая, что произошло что-то очень важное, какой-то коренной перелом, что в фантасмагорию ворвался здравый смысл. Призрачный образ Николая Григорьева, худощавого, невысокого роста, с беспокойным, спешащим взглядом, фанатично преданного шахматному делу, создавшего красивейшие этюдные произведения останется в памяти многих людей, сталкивавшихся с ним, и, когда закончится фантасмагория однопартийной тирании, они напишут о нем в своих воспоминаниях

Призрачный образ Николая Григорьева, худощавого, невысокого роста, с беспокойным, спешащим взглядом, фанатично преданного шахматному делу, создавшего красивейшие этюдные произведения останется в памяти многих людей, сталкивавшихся с ним, и, когда закончится фантасмагория однопартийной тирании, они напишут о нем в своих воспоминаниях.

В последнее время такие фантасмагории возникали в его голове слишком часто, но вамп был рад им.

Однако бессмысленная фантасмагория объясняется закулисной борьбой Дианы Верной и Рэшли.

Или вот: Можно ли допустить, чтобы разумное с виду человеческое существо, да еще одаренное яркою божьей искрою, могло до такой степени утратить чувство реальной действительности, до того отуманить свое понимание всяческими фикциями и фантасмагориями, чтобы завалящую тряпочку, привязанную к шесту, искренно считать победным стягом человечества.

Его знания, поставившие его во главе братства розенкрейцеров, не были подобны жалкой фантасмагории тех некрепких умом и почти всегда невежественных искателей философского камня, алхимиков, кабалистов, магнетизеров, которых столько расплодилось в то время в Европе.

Наряду с классическими нравоописательными сюжетами и зарисовками у него немало фарсов и фантасмагорий, которые поначалу озадачивают.

В этом красочном мифе наряду с глубокими идеями о Разуме, который творит гармонический мир, о последовательности творения мы находим веру в изначальность Хаоса и грубый политеизм, обнаруживаем представления о мировом процессе как о результате зависти и соперничества существ довольно непривлекательных, и в общем вместо картины космогонии перед нами скорее странная фантасмагория.

А нынче получается мистика, фантасмагория какая-то, в которую рациональный реалист Раф никак поверить не мог.

Такого рода психическую травестию, материализовавшуюся фантасмагорию современный зритель хорошо знает по фильмам Ингмара Бергмана и Андрея Тарковского.

Советские беспечность и невежество в вопросах религиозно-нравственных и культурно-исторических способствовали тому, что фантасмагория, соединившая сатиру с мистикой и имморализмом, была воспринята как романтически-возвышенная.

Уточнить словоДобавить слово

Популярные факты

Самые известные сигаретыСамые знаменитые политикиСамые известные предателиСамые известные женщины-пиратыСамые известные игроки в казино

Популярные советы

100 вещей, которые нужно сделать в жизниКак развить уверенность в себеКак сохранить брак (мужчинам)Как забеременетьПсихологические приемы, которые работают

Фантасмагория и искусство

Вся прелесть данного слова и явления заключается, пожалуй, в его универсальности. Фантасмагория применима к практически любому виду искусства. Музыка, как наиболее насыщенная психологизмом его область, восприимчива к данному явлению особенно. Тем не менее, фантасмагорические элементы можно в бесчисленном множестве найти в литературе, кинематографе, живописи или скульптуре. Особенно много такого рода элементов в архитектуре, скульптуре и литературе, приближенных к готическому стилю. Наш же век цивилизации добавил к этому перечню еще и компьютерные игры, во многие из которых фантасмагория вошла как неотъемлемая часть.

В других СМИ

До появления фантасмагории интерес к фантастике проявлялся в историях о привидениях. Это можно увидеть во многих примерах историй о привидениях, напечатанных в 18 веке, включая призрак адмирала Вернона; являясь полностью правдивым и конкретным Повествованием о том, как на прошлой неделе воинственное привидение явилось Автору, одетое во все алое, и рассуждало ему о нынешнем положении дел (1758 г.). В этой сказке реакция автора на привидение, которого он видит, очень похожа на реакцию зрителей на представлениях фантасмагории. Он говорит, что он «поражен громом», и что «меня охватило изумление. Мои кости дрожали внутри меня. Моя плоть дрожала надо мной. Мои губы дрожали. Мой рот открылся. Мои руки расширились. Мои колени сбились. Моя кровь стала холодной, и я замер от ужаса «.

Французские художники того времени, в том числе Энгр и Жироде , черпали идеи для картин из фантасмагории, и ее влияние распространилось до Дж . М. У. Тернера .

Вальтер Бенджамин был очарован фантасмагорией и использовал ее как термин для описания аркад в Париже . В своих эссе он связывал фантасмагорию с товарной культурой и ее опытом материальных и интеллектуальных продуктов. Таким образом, Беньямин расширил утверждение Маркса о фантасмагорических силах товара.

Ранние фильмы-трюки, разработанные Жоржем Мельесом, наиболее явно соответствуют ранним формам фантасмагории. Трюковые фильмы включают трансформации, наложения, исчезновения, обратные проекции, а также частое появление призраков и очевидное обезглавливание. В современных фильмах ужасов часто используются многие приемы и мотивы фильмов с ограниченными трюками, и считается, что фантасмагория сохранилась в этой новой форме.

Мария Джейн Джудсбери выпустила том под названием « Фантасмагория, или« Очерки жизни и литературы » , опубликованный Hurst Robinson & Co в 1825 году. Он состоит из ряда эссе на различные темы, а также поэзии. Все посвящено Уильяму Вордсворту.

«Фантасмагория» — это также название стихотворения из семи песен Льюиса Кэрролла , опубликованного Macmillan & Sons в Лондоне в 1869 году, о котором Кэрролл много говорил. Он предпочел, чтобы название тома было на обратной стороне, сказав в переписке с Макмилланом: «Это живописно и фантастично — но это единственное, что мне нравится…» Он также пожелал, чтобы том стоил меньше, думая что 6 шиллингов — это примерно на 1 шиллинг слишком много для взимания платы.

Влияние Phantasmagoria на Дисней можно найти в бесчисленных эффектах на тематических землях и аттракционах в тематических парках, но, вероятно, больше всего запомнились практические и проекционные эффекты Дома с привидениями (в Диснейленде , Уолт Диснейленд и Токийский Диснейленд) и Призраке. Manor (в парижском Диснейленде), а также живые выступления, такие как Fantasmic (в Диснейленде и голливудских студиях Диснея ), в которых представлены фильмы / видеопроекции на водных экранах.

Серия фотографий, сделанных с 1977 по 1987 год фотографом и моделью Синди Шерман , описывается как изображающая фантасмагорию женского тела. В ее фотографиях она изображена в качестве модели, а развитие серии в целом представляет фантасмагорическое пространство, проецируемое как на женское тело, так и на него.

Видеоигра Phantasmagoria в жанре хоррор-выживание 1995 года частично основана на этих представлениях. В игре показано несколько ретроспективных кадров вымышленных фантасмагорий в исполнении фокусника «Карно». Однако, в отличие от настоящих шоу, его характер гораздо более наглядный и жестокий.

Матч Франция – Россия и проза Бориса Виана

Фантасмагория - это человеческих страх, ограненный искусством

Если тех, кто видел эту игру, сейчас разбудить и спросить счет, они без запинки скажут: «3:2 в пользу России!» Дело было во Франции, на стадионе «Стад де Франс». Когда наши футболисты забили французам третий гол, тогдашний комментатор матча, Виктор Гусев, произнес слово «фантасмагория», и это что-то было незабываемое. Никто не мог поверить в происходящее на поле. Россия играла неподражаемо, или Франция недооценила соперника? Так или иначе, звезды сошлись, и мы увидели чудо, которое для противоположной стороны казалось кошмаром и бредом. Да и российским болельщикам тоже, все-таки Франция была действующим чемпионом мира на тот момент времени. Игра нашей сборной доказывает: фантасмагория – это что-то возможное, а главное, не всегда страшное и ужасное. Да, социальная реальность России зачастую причудлива и абсурдна, но даже у нас случаются настоящие праздники.

Тем, кому футбол не близок, можно порекомендовать почитать прозу Бориса Виана («Пена дней» или «Красная трава»). Фантастичной ее не назовешь, реалистичной тоже. Она как нельзя более полно иллюстрирует объект нашего исследования. А главное, сочинения Виана – это отличная литература.

Итак, мы рассмотрели значение слова «фантасмагория». Надеемся, было не скучно, ибо предмет разговора такого не предполагает.