Гуро

Биография

Гуро и Матюшин

Элеонора Гуро родилась в 1877 г. в Петербурге.

Отец Элеоноры, Генрих Гельмут (Генрих Степанович) Гуро был высокопоставленным военным, секретарём штаба Петербургского ВО и войск гвардии при в. кн. Владимире Александровиче, генерал-лейтенантом. Род Gouraud происходит от онемеченных французов-гугенотов. Мать, Анна Михайловна — урожденная Чистякова. Дед по матери — педагог и детский литератор М. Б. Чистяков, издатель журнала «Детское чтение».

Cестра, Екатерина Низен, участвовала в публикациях футуристов. В 1880-е г. семья поселяется недалеко от Пскова, имение Почины, где проводит каждое лето, половина года и только на зиму семейство приезжает в Петербург.
Получила домашнее художественное образование.

Занималась живописью в мастерской Я. Ф. Ционглинского, где познакомилась с будущим мужем, музыкантом и художником-авангардистом М. В. Матюшиным, одним из ключевых деятелей русского футуризма. В 1904 г. (или в 1906 г.) вышла замуж за М. В. Матюшина.

В 1906—1907 брала уроки живописи у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского.

В 1909 издала первую книгу рассказов, стихов и пьес «Шарманка»; тираж при жизни Гуро остался нераспроданным, и оставшиеся экземпляры поступили повторно в продажу после её смерти. К книге сочувственно отнеслись Вячеслав Иванов, Лев Шестов, Алексей Ремизов и Александр Блок, с которым Гуро была знакома лично (Гуро иллюстрировала его стихи в альманахе «Прибой») и который проявлял к её творчеству и личности постоянный интерес.

Дом Матюшина

В 1908—1910 Гуро и Матюшин входят в складывающийся круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречаются в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона), там основывается издательство «Журавль», в выходит первый сборник кубофутуристов «Садок судей», где участвует и Гуро. В 1910—1913 она активно выступает и как художник, на выставках левого «Союза молодёжи» и т. п.

В 1912 Елена Гуро выпускает второй сборник «Осенний сон» (положительная рецензия Вяч. Иванова), включающий одноименную пьесу, ряд фрагментов и иллюстрации автора. Наиболее известная её книга, состоящая в основном из стихотворений, но включающая дневниковые фрагменты — «Небесные верблюжата» (1914) — вышла посмертно. Творчество Гуро вызывало сочувственный отклик самых разных критиков, в том числе отрицательно настроенных к футуризму (так, Владислав Ходасевич противопоставлял её остальным футуристам).

Елена Гуро умерла в 1913 г. от лейкемии на своей даче в местечке Уусикиркко на Карельском перешейке (ныне поселок Поляны Выборгского района Ленинградской области). Похоронили её там же, на финском кладбище, могила её не сохранилась. Её памяти футуристы посвятили сборник «Трое» (1913; в книгу вошли стихи Хлебникова и Алексея Кручёных, а также посмертные публикации самой Гуро). Среди молодых петроградских поэтов в 1910-е поддерживался культ Гуро, существовало посвящённое ей издательство «Дом на Песочной» (продолжавшее «Журавль»).

Библиография

Публикации Елены Гуро

Книги

  • Гуро Е. Шарманка / Илл. автора. — СПб.: Сириус, 1909.
  • Гуро Е. Осенний сон / Илл. автора и М. Матюшина. — СПб.: Сириус, 1912.
  • Гуро Елена, Кручёных Алексей, Хлебников Велимир. Трое / Обложка и рисунки Казимира Малевича. — СПб.: Журавль, 1913. — 96 с. — 500 экз.
  • Гуро Е. Небесные верблюжата / Илл. автора. — СПб.: Журавль, 1914.
  • Гуро Е. Небесные верблюжата. Бедный рыцарь: Стихи и проза. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного университета, 1993. — 286 с.
  • Гуро Е. Жил на свете рыцарь бедный. — СПб.: Фонд русской поэзии, 1999. — 104 с. — 1000 экз.
  • Гуро Е. Небесные верблюжата: Избранное. — СПб.: Лимбус Пресс, 2002. — 244 с.
  • Харджиев Н. Маяковский и Елена Гуро // Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. — М., 1970. — С. 193—195.
  • Ковтун Е. Елена Гуро: Поэт и художник // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1976. — М., 1977.
  • Эндер Б. Влияние Е. Гуро на её современников // Europa Orientalis. — 1994. — Т. XIII, № 1.
  • Гурьянова Н. Толстой и Ницше в «творчестве духа» Елены Гуро // Europa Orientalis. — 1994. — № 1. — С. 63—76.
  • Елена Гуро — поэт и художник, 1877—1913: Живопись, графика, рукописи, книги: Каталог выставки / Автор-составитель и автор вступительной статьи А. В. Повелихина; Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Рукописный отдел Института русской литературы, Российский государственный архив литературы и искусства. — СПб.: Мифрил, 1994. — 113 с. — ISBN 5-86457-007-9.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491,  с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Лощилов И. Елена Гуро и Николай Заболоцкий: К постановке проблемы // Школа органического искусства в русском модернизме: Сборник статей (Studia Slavica Findlandesia). — Helsinki, 1999. — Т. 16, № 2.
  • Бобринская Е. А. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Кручёных // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 309—322. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Никольская Т. Л. О рецепции творчества Елены Гуро в русской поэзии 1910—1920-х годов // Никольская Т. Л. Авангард и окрестности. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2002. — С. 173—180.
  • Иньшакова Е. Ю. «До конца я тоже избегаю быть женщиной…» Неизвестные материалы о творчестве Елены Гуро // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — М.: Наука, 2004. — С. 98—104. — ISBN 5-02-010251-2.
  • Ичин Корнелия, Йованович Миливое. «Финляндия» Елены Гуро: попытка интерпретации сюжета // Ичин Корнелия, Йованович Миливое. Элегические раскопки. — Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2005. — С. 5—23. — ISBN 86-80267-84-8.

Примеры[править]

Общееправить

  • В хентае гуро используется так часто, что уже стало отдельным поджанром.
  • В «мясных» шутерах (Doom, Quake и иже с ними) гуро — обязательный элемент. Одно время слэнговым обозначением разлетающихся ошмётков было gibs.

Литератураправить

  • «Похождения бравого солдата Швейка» — есть тут и такое. Правда, с поименованными персонажами (кроме Бертшнейдера, которого собаки загрызли) ничего страшного не происходит.
  • «Повесть о Ходже Насреддине» — «И теперь уж мы сочиним про эмира такую песню, что он лопнет от злости на своём троне, и его вонючие кишки прилипнут к разукрашенным стенам дворца!» Насреддин выдаёт желаемое за действительное: эмира ему так и не удалось свести в могилу, тем более таким явно колдунским способом.

Киноправить

  • «Человек с бульвара Капуцинов» — внутримировой пример: такие фильмы показывает мистер Секонд.
  • Короткометражка «Шестизарядный» — куски мяса самоподорвавшейся коровы, сыплющиеся на зрителей, вполне подходят под сабж.
  • Серия фильмов «Faces of Death» — стала чуть ли не кодификатором подобных фильмов.
  • Серия фильмов «Traces of Death» — тоже любит этот троп, часто путают с предыдущим примером.
  • Серия фильмов «Шокирующая Азия» — для любителей тропа есть что посмотреть.
  • Внезапно «Приключения Шаркбоя и девочки-Лавы», там, где главный герой вызывает: «Brainstorm!», в результате чего с неба сыпятся… мозги. Возможно, с прикрученным фитильком, поскольку это — вроде бы добрый детский фильм… а возможно, и нет.

Мультсериалыправить

  • «Супертюрьма» же!
  • Три слова: Happy Tree Friends. Серии, где история не оборачивается кровавой трагедией или хотя бы обходится без смертей, можно пересчитать по пальцам одной руки. Что характерно, этот сериал очень понравился японцам, которые сами те ещё специалисты в плане «жестоких мультиков» (см. раздел ).
  • «Первобытный» — много такого. Особенно впечатляют конец пятого эпизода первого сезона и весь шестой эпизод «Чума Безумия».

Комиксыправить

  • «Перечёркнутые» — вообще-то это комикс в жанре ужасов. Но львиная часть творимого заболевшими вирусом ненависти не ужасает, а только слегка щекочет нервы. Особенно пару сотен страниц спустя, когда читатель насмотрится всякого и попривыкнет.
  • Рыцарь-вампир Реквием — трешово-угарный французский комикс о похождениях бывшего офицера Вермахта на том свете, где грешники перерождаются в разных чудовищ в зависимости от своего греха. Кровища льётся рекой, кости и мясо лихо рубятся на части, а головы летят направо и налево — но показано это чуть ли не до комичности гротескно.

Аниме и мангаправить

  • Franken Fran использует троп часто и удачно. То, что творит девушка-гомункул Фран Мадараки и, за кадром, её создатель, в других условиях пошло бы как топливо ночного кошмара и переход морального горизонта — но в самой манге воспринимается когда смешным, а когда и справедливым деянием. Впрочем, на фоне обычного угара иногда проскакивают и по-настоящему страшные вещи. А кое-что милое на вид становится страшным потом, после раздумий.
  • «Берсерк» не был бы собой без разлетающихся голов монстров. И людей, особенно невинных.
  • Кото Хирано тожже так умеет. Что в «Хеллсинге», что в «Скитальцах» крови много, и прорисована она со вкусом.
  • «Убийца Гоблинов» тоже любит разлетающиеся головы заглавных монстров. А разносят их самыми разными способами.
  • Hokuto no Ken.
  • Dorohedoro.
  • Devilman.
  • Elfen Lied.
  • Made in Abyss (о, ужас, а мы поначалу думали, что этот мультик детский!!!).

Видеоигрыправить

  • Mortal Kombat — вся об этом.
  • Doom – как же весело убивать демонов бензопилой!
  • Return of the Obra Dinn — судьба . Некоторые смерти, не показанные так графично, имеют крайне неприятное звуковое сопровождение.
  • Neverending Nightmares — многие смерти Томаса выглядят до тошноты кровавыми и жестокими.
  • Античная часть эпопеи God of War

    В перезапуске 2018 года разработчики смягчили насилие. Немного. Видали, как Кратос рвёт пасти оборотням?

    .

Визуальные романыправить

  • «Наблюдатель» — текстового описания сабжа здесь достаточно.
  • Cartagra/Kara no Shoujo/Uro no Shoujo — Innocent Grey знает толк в гуро.

Прочееправить

Board James — один из гэгов в последней серии. Джеймс играет с Майком в «операцию» — засунул в разные части тела Майка предметы и теперь их достаёт. А ещё он играет с Бутси в «Висельника наоборот» — отрубает по конечности повешенному Бутси (и при этом он жив).