Объяснение разницы
Итак, назначение перечисленных предметов понятно. Но почему они все называются по-разному, ведь речь идёт об одинаковой функции? Поясняем: во-первых, речь идёт о предметах из различных эпох и государств; во-вторых, жирандоль, канделябр, шандал и прочие подсвечники имеют внешние отличия. В-третьих, кое-что из перечисленного, а именно – меноры, имели ранее и имеют сейчас не только утилитарное, но еще и культовое значение.
Канделябр – в обывательском понимании это собирательное название любых свечных подставок. Если подойти к вопросу строже, то, в отличие от жирандолей, отводы канделябров направлены в одну плоскости, а не по кругу.
Жирандоль – это подсвечник для нескольких свечей, расположенных по окружности. Представьте себе вертикальную стойку-держатель, к которой прикреплены 3-9 отводов-подставок, укрепляемых по кругу. Как правило, такие жирандоли часто использовали в европейских странах во время трапез и карточных игр.
Менора – религиозный подсвечник иудеев, в котором семь отводов образуют ровную горизонтальную линию. Кстати, в православном христианстве также применяются семисвечники, но в этих подставках отводы образуют не ровную, а две нисходящих линии (напоминает перевёрнутую V).
Шандал – синоним канделябра, с той разницей, что в данном случае речь идёт о массивном (многосвечном) подсвечнике.
Торшер – разновидность канделябра, устанавливаемого на полу. Чаще всего такие подсвечники размещали стационарно, лишь изредка переставляя их с место на место.
Антикварные жирандоли и их сородичи
До массового распространения электричества подсвечники наряду с люстрами были чуть ли не единственными источниками света
Разумеется, эти «осветительные приборы» были всегда на виду и вызывали повышенное внимание; поэтому, стремясь продемонстрировать собственное благополучие и высокий достаток, владельцы домов усиленно заботились о внешнем виде жирандолей и канделябров. Можно сказать, что в массовом сознании бытовало правило пропорциональности: чем богаче дом – тем красивее светильники, и наоборот
Доказательства налицо: до наших дней сохранились подсвечники, сложность орнамента и изготовления которых побуждает идентифицировать данные аксессуары как предметы художественно-прикладного искусства.
Несмотря на массовую распространённость в минувших веках, до наших дней сохранилось не так уж много антикварных жирандолей и канделябров, представляющих культурно-историческую ценность. Разумеется, подобные экземпляры всегда вызывают повышенный интерес антикваров. Если в вашем распоряжении оказался старинный подсвечник, позвоните нам: мы поможем вам с экспертной оценкой и, если пожелаете, с продажей антикварного изделия.
Не совсем подсвечники
Если вы были внимательны, наверняка на главной странице «Русских сезонов» вы заметили пару канделябров, украшающих верхнюю часть сайта. К теме данной статьи эти предметы имеют прямое отношение, поскольку и жирандоль, и шандал, и менора, и канделябр – всё это по сути своей есть ни что иное, как подставки для источников света. Подсвечник – не совсем верное определение, поскольку некоторые из вышеперечисленных предметов появились задолго до изобретения свечей. Например, в менорах использовали (нередко используют и сейчас) оливковое масло; в скандинавских канделябрах и французских жирандолях также жгли разного рода жировые или маслянистые смеси. Свечи в традиционном понимании (в форме продолговатого цилиндра с фитилём в средине) начали производить лишь в XV веке, но жирандоли и прочие «осветительные приборы» существовали задолго до этого времени. Подтверждением сказанному может служить тот факт, что первое упоминание канделябра (нечто вроде инструкции по изготовлению меноры) содержится в Библии: на горе Синай Бог рассказывал Моисею о том, как должен выглядеть светильник, из чего его следует изготавливать и когда использовать. Дабы не порождать путаницу и не изобретать новых слов, предлагаем именовать все перечисленные предметы не какими-то там «подмасленниками», а привычно и просто – подсвечники.