Мурал или пропал: словарь стрит-арта

Мексиканский мурализм

Те древние образцы, что мы видели выше, да и те, что не видели, но такие же древние — по большей части украшали внутренние интерьеры храмов, вилл, усыпальниц, соборов. Наверно действительно новым словом в жанре монументальная живопись можно считать художественное движение, появившееся в первой половине 20-го века в Мексике. Там группа молодых художников- революционеров (революционеров как в социальном устройстве, так и в искусстве) начала выполнять масштабные росписи на внутренних и наружных стенах общественных зданий. Некоторые эти росписи выглядят по-революционному яростно и даже иногда агрессивно. «Настенная роспись» по-испански звучит «pintura mural». Вот это-то «mural» — муралы, и дало название движению — муралисты. Среди тех первых, мексиканских муралистов, наиболее для нас (ну, или лично для меня) известны имена: Диего Ривера и Давид Альфаро Сикейрос.

Сикейрос

Диего Ривера

Что такое муралы?

Муралы – одно из направлений уличной настенной живописи. Это художественные (или не очень) росписи со впечатляющей масштабностью, обычно занимающие всю стену или фасад здания. Наносятся картины баллонами с аэрозольной краской или кистями.

В Киеве муралы вошли в моду в последние два года: в разных районах появилось несколько десятков уличных картин. Среди них — профессиональные и не очень, удачные и не слишком. Многие муралы нарисованы приглашенными художниками из разных стран: Испании, Аргентины, Бразилии, Австралии, Португалии, Великобритании, Германии и других.

Отношение к настенной живописи неоднозначное: от восторгов местных хипстеров до категоричного «хватит уродовать Киев». Но как бы там ни было, гигантские картины уже стали частью лица города, особенно в некоторых районах.

Недавно появилась интерактивная карта муралов Киева. На ней пока отмечено не все, но задумка удобная.

Чего мы хотим

Мы провели большую предварительную работу — опросили как художников, работающих на улице, так и искусствоведов. На основе этих данных и был сформирован круг вопросов для симпозиума. На финальной сессии мы собрали экспертов, прекрасно понимая, что они представляют лишь часть сообщества, и «за бортом» осталось множество специалистов, каждый из которых имеет собственное аргументированное мнение. Однако наша задача не состоит в символическом «захвате власти», потому что нет и не может быть никакого «финального решения». Скорее это попытка определить характерные черты явления и обозначить спорные точки. Результат дискуссии предлагает некоторые важные позиции, которые были нащупаны в процессе диалога. В критическом споре с этими позициями любой участник может предложить собственную версию насыщения термина, подтвердив ее аргументами.

Что такое мурал-арт

В современном мире создание таких изображений становится предметом усилий художников различных специализаций, но чаще всего привлекаются мастера уличного искусства. Конечно, те из них, кто имеет соответствующий опыт. Умения работать в стиле обычного граффити тут может быть недостаточно. Нужно обладать способность создавать очень большие произведения, а обрести соответствующие навыки не так уж и просто. Во-первых, нужно отыскать огромную стену, на которой можно было бы потренироваться. Во-вторых, не все могут достать специальное снаряжение и арендовать технику. И отметим, что работать придётся на высоте. Если заказ будет официальным, то потребуются соответствующие допуски, поэтому здоровье художника должно быть не хуже, чем у монтажников-высотников. В-третьих, муралы на домах должны быть по-настоящему красивыми и выразительными. Уровня «бомбинга», когда уличный художник пишет что-то второпях, тут явно недостаточно.

Мурал или пропал: словарь стрит-арта

Все виды, на которые делится мурал-арт, можно классифицировать таким образом:

  • эстетические, создаваемые исключительно для улучшения визуального восприятия участка городской среды;
  • с претензией на шедевральность, что-то великое, монументальное, философское;
  • более политические, такие иногда заказывают представители муниципалитетов различных городов;
  • религиозной тематики.

Последнее обычно требуется представителям духовенства. Однако, учитывая то, что религиозная тема в современном мире слишком часто тянет за собой политические мотивы, такое происходит всё реже и реже. Примером использования таланта уличного художника в создании муралов на темы темы, близкие к религиозным, является роспись стены церкви Сан-Антонио в Италии американским художником Китом Харингом.

Муралы в Украине

И вот, спустя сто лет, муралы стремительно завоевали популярность в крупных украинских городах. Вероятно же — не только украинских… На этот счет есть такое соображение: мне частенько встречаются сообщения, что настенную роспись в Одессе, например, или в Киеве приезжают делать зарубежные художники. Была удивлена: что их привлекает? Потом где-то прочитала: в Западной Европе «мураловый бум» уже прошел и, надо полагать, у себя они все, что можно, уже расписали. С другой стороны — я бывала во многих европейских городах и муралов что-то нигде не видала… С третьей, опять же, стороны — я же бываю в старых исторических центрах, а там не то, что роспись на всю стену, там цвет двери нельзя самостоятельно поменять! В общем, примем на веру такую гипотезу: художники, призванием которых являются муралы, дома не всегда могут найти объект для своего творчества. Вот они  и устремились в города Восточной Европы.

Так или иначе, но в украинских городах появились эти современные работы: как зарубежных авторов, так и своих родных-отечественных. Они гораздо более позитивны по сюжету, чем росписи муралистов-мексиканцев. Если тема вас интересует, вы без труда найдете немало картинок в сети. Я же сейчас для иллюстрации сказанного выложу парочку. Любуйтесь…

Влияние муралов на стоимость недвижимости

Увеличение стоимости недвижимости, которое происходит из-за того, что на стене дома появляется mural, вполне реально. На него указывают публикации во многих изданиях, относящихся к рынку или культурной жизни. Но касается это исключительно Запада. У нас изображения на стенах ни на что не влияют, да и сама традиция их появления несколько иная. К примеру, в Москве муралы возникают в рамках каких-то фестивалей в среде уличных художников или проектов городского благоустройства.

В силу проведения фестиваля «Лучший город Земли», на стенах московских домов появилось несколько достойных работ. Это был поп-арт группы «310», портрет с Майей Плисецкой бразильца Эдуарда Кобры и многие другие работы. Но радовали они не долго, а в настоящее время уже закрашены. Сейчас на стенах домов красуется в основном то, что получилось в результате реализации проектов «Новатек Арт». Нельзя сказать, что это плохо. Некоторые работы вполне достойные, включая вызвавший столько споров мурал с белокурой девушкой, которой оказалась жена гендиректора компании, выступавшей в роли подрядчика. Иным является к ним отношение. Для нашего человека мурал остаётся чем-то более близким к плакату, временным явлением, которое может исчезнуть в любой момент по воле чиновников из соответствующего департамента. При этом сама стоимость работы может не иметь серьёзных отличий от той, что утвердилась в странах Европы и США.

Уличное искусство / Стрит-арт

Эксперты сошлись на том, что понятия «уличное искусство» и «стрит-арт» дублируют друг друга, но все же существуют разночтения.

«Стрит-арт» как широко распространенное в прессе понятие включает в себя все виды активности на улице, производимые «художником». Из-за такого формального использования для многих специалистов этот термин был дискредитирован, и теперь они стараются его не употреблять.

Понятие «уличное искусство» шире и включает в себя любые формы уличной активности — в том числе политический активизм, коммерческую рекламу и народный ЖЭК-арт. Таким образом, оно соединяет все возникающие дополнительные элементы, связанные с основным значением.

С точки зрения художника, «уличное искусство» — это художественная практика, включающая в себя различные формы творческой активности в городском и общественном пространстве (граффити, стрит-арт, городские интервенции и пр.). Основные ее черты: нелегальность производства, яркий социально-критический посыл и партизанинг (популяризация идеи свободного высказывания или действия, направленного на переосмысление и перестройку городской среды и общества в целом), а также низовые гражданские инициативы с максимально широким спектром используемых изобразительных и медийных средств.

Эксперты отметили, что в западных источниках также используется термин Urban Art, но в России он практически не употребляется — разве что как название различных городских фестивалей, связанных с уличным искусством.

Также в рамках дискуссии эксперты обсудили термин «паблик-арт», который обычно употребляется в значении «искусство в общественном пространстве». Однако выяснилось, что для многих это понятие слишком тесно связано с местом и периодом его рождения — Америкой времен Великой депрессии, где искусство регулировалось муниципальными органами власти

Важно отметить, что в России большинство попыток сотрудничества художников с государством потерпели фиаско. Возможно, поэтому у экспертов возникло негативное отношение к этому термину

Монументальная живопись и мурал

Формат непременно накладывает отпечаток на природу творчества. Изображать на стене что-то авангардное и спорное очень трудно и не всегда мудро. Уже по той причине, что масштабная работа должна быть согласована, иначе её вряд ли позволят выполнить. Поэтому отпечаток накладывают все художественные традиции создания мегаформатных произведений, начиная от росписи храмов гигантской величины, фрески и мозаика времён античности, что-то такое, что вселяло бы уверенность в том, что это настоящее искусство.

Самый большой мурал в мире в Рио-де-Жанейро символизирует одновременно мир, гуманизм, гармоничное существование на Земле основных этнических групп и посвящён Олимпийским играм. Его автором является Эдуардо Кобра. Вообще искусство мурала в Латинской Америке имеет более глубокие корни, чем в США или Европе. Относительно современные творение создавались ещё в первой половине 20-го столетия в Мексике и были посвящены прогрессу и борьбе народа за свои права.

Мурал / Монументальная живопись

Термин «мурал» нередко используется в России для обозначения крупных настенных росписей. Однако корнями он уходит в мексиканскую монументальную живопись 1920-1960-х. Поэтому экспертам показалось принципиально важным разделить понятия, касающиеся монументальных росписей и настенных изображений, сделанных в других техниках в городском пространстве.

Например, мозаики, рельефы и сграффито, созданные в советское время, все же следует отнести к монументальному искусству. Оно поддерживалось, сохранялось и реставрировалось за государственный счет наравне с городской скульптурой. Родовая черта таких изображений — стремление к долгосрочному существованию. Коренным отличием современных росписей является относительная краткосрочность их жизни, хотя некоторые живут довольно долго и даже реставрируются.

В результате эксперты пришли к выводу, что в сегодняшнем контексте некорректно использовать понятия «мурал» и «монументальная живопись», если мы говорим о больших плоскостных работах, созданных современными художниками на фасадах или брандмауэрах домов. Возможно, для таких произведений наиболее подходящим будет определение «настенная роспись». Она может быть создана как нелегально, так и при поддержке различных институций. Главное, что такая роспись всегда претендует на взаимодействие с архитектурной плоскостью здания. Так как настенные росписи существуют уже довольно давно, для них также существует понятие «неомурализм».

Уличная волна / Урбан контемпорари

Термин «уличная волна» вызвал наибольшее количество споров. Под вопросом была сама возможность его включения в список базовых терминов, так как некоторые услышали о таком явлении в первый раз.

Под «уличной волной» подразумеваются художники, которые либо совмещают работу на улице с выставками в художественных галереях, либо окончательно переместились в институциональное пространство, но продолжают использовать наработки и эстетику уличного искусства (граффити, постграффити, настенные росписи и т. д.). Сам факт такой миграции до сих пор многими воспринимается неоднозначно. Однако нельзя отрицать, что эта практика распространена как в России, так и за рубежом. Эксперты отметили, что популярность этого термина связана с маркетинговой стратегией, позволяющей успешно коммерциализировать искусство художников «уличной волны». Кроме того, понятие имеет непосредственное отношение к самопозиционированию авторов этого круга.

Термин Urban contemporary, по мнению участников дискуссии, в российском публичном пространстве практически не используется.

Эксперты:

Игорь Поносов, художник, основатель и редактор онлайн-проекта «Партизанинг», автор книги «Искусство и Город» (Москва)Дмитрий Аске, художник, основатель и редактор сайта Vltramarine.ru (Москва)Сабина Чагина, куратор, основатель биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (Москва)Константин Богданов, филолог, фольклорист, историк культуры, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (Санкт-Петербург)Станислав Скворцов, художник, редактор петербургского граффити журнала PetroGraff (Санкт-Петербург)Константин Ставров, художник, куратор (Санкт-Петербург)Антон Польский, художник, преподаватель урбанистики в РГГУ, редактор онлайн-проекта «Партизанинг» (Москва)Альбина Мотор, продюсер и куратор программ искусства в городской среде, сооснователь Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург)Михаил Астахов, историк, куратор, сооснователь Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург)

Модераторы:

Дмитрий Пиликин, куратор, историк искусства (Санкт-Петербург)Мария Удовыдченко, куратор научно-исследовательских программ Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург)

Материал подготовлен Институтом исследования и развития стрит-арта. 

Граффити

Само понятие graffiti возникло в исторической науке еще до осознания уличного искусства как самостоятельного культурного феномена. Оно относится к любым текстовым или графическим изображениям — от наскальной живописи до надписей, сделанных римлянами и викингами. В исторической науке разделяют понятия graffiti, то есть изображения, сделанные в технике процарапывания поверхности (от итальянского глагола graffiare — «царапать»), и dipinti — надписи, нанесенные краской. Эти примеры нередко называют протограффити. Стилистически между ними действительно можно выстроить визуальные параллели с сегодняшним уличным искусством, но надо четко понимать, что «граффити» в современном значении слова — это продукт урбанистической культуры (Urban Culture), осознание феномена которой произошло только в 1960-е годы.

Мы ведем отсчет нового прочтения термина «граффити» от явления, возникшего в Америке в 1960-е, а именно от теггинга (tagging) и рисования с помощью аэрозольного баллончика с краской (spraying). В таком случае правильно произносить слово «граффити» следует с ударением на второй слог — «граффИти». В бытовой речевой практике используются оба варианта, однако мы предлагаем избрать именно этот как «профессиональный» по аналогии со словом «кОмпас» (общеупотребительное) и «компАс» (профессиональное).

Граффити на сегодняшний день — это глобальная молодежная субкультура, а также способ коммуникации внутри сообщества, цель которой — тиражирование своего имени или названия команды, маркирование урбанистического пространства и утверждение своего присутствия.

Художник или граффити-райтер (от англ. write — «писать») не ограничен в выборе инструментов. Он может использовать весь имеющийся в его распоряжении или еще неизвестный технический материал (краска, аэрозольный баллончик, маркер и др).

Понятие «граффити» в английском языке передается целым спектром определений (nick name style writing, spray art, graffiti art), что демонстрирует расширение значений термина путем концентрации внимания на отдельных его ипостасях.

На сегодняшний день нет никакой жесткой установки в отношении использования языка, на котором делаются граффити: в российском пространстве художник волен использовать как латиницу, так и кириллицу. Или любой другой язык, который ему нравится.

В современной практике также существует термин post graffiti, который рассматривает базовое понятие через призму эстетики 1960-1970-х — в ее развитии и понимании в современности. При этом, если классический граффити-теггинг обращен к внутренней субкультуре, то post graffiti — это система знаков, открытая широкому зрителю.

Мурал или пропал: словарь стрит-арта

Игорь Поносов. Двойная игра. Прага, 2017. Фото: Mathieu Tremblin. Предоставлено художником

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий