Майолика

История

Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии на Иберийский полуостров (см. мудехар, азулежу).

Украшенный поливной глазурью наличник (Россия, XVII век)

В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Во Флоренции эпохи Возрождения Лука делла Роббиа и его племянник Андреа стали применять технику майолики к скульптурным рельефам и круглой пластике.

Помимо флорентийского («роббианского») стиля, по всей Европе славились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне, Кастельдуранте и Деруты. Несколько позднее майолика получает развитие в Германии, Франции и других европейских странах.

Что такое майолика?

Расписная или однотонная плитка майолика с рельефной глазурованной поверхностью является дорогим элементом декора. Изначально это название использовалось для любых изделий, изготовленных из обожженной глины.

Для изготовления этого вида керамики применяется красная глина, которая покрывается белой эмалью. Первый слой глазури наносится под рисунок, а вторым покрывается изделие после росписи.

Обжиг изделия проводят 2 раза. Сначала закрепляют форму, а потом рисунок. Краска, которую используют для росписи, изготовляется из глазури с добавлением окиси олова. Блестящая поверхность изделия за счет рельефа создает блики. На изломе плитка имеет красный цвет.

История создания

Mayolica — разновидность керамики, история которой начинается в период неолита. Восточные изразцы с пестрой росписью проникли в Европу через испанский остров Майорка, которому обязана названием майолика.

На остров, игравший важную роль в торговых отношениях с другими странами, арабские купцы привозили блюда, кувшины, вазы, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Дорогостоящие украшения парадных залов и домов, принадлежавшие работе гончаров Египта, Ирана, Азии, высоко ценились и пользовались популярностью.

Собственные изделия у европейцев появились позже. В начале 16 в. всемирную известность приобрела итальянская майолика. Она отличалась чистыми цветами, для достижения которых рисунок наносился красками желтого и коричневого оттенков и цвета морской волны.

В это же время появились мастерские по изготовлению майолики в Испании, Германии, Франции. В Древней Руси технология изготовления применялась уже в 11 в., но расцвет архитектурная майолика получила спустя 6 столетий. Работе русских мастеров того времени принадлежат фризы, порталы, печные изразцы.

Свойства, характеристики, особенности и состав

Среди ценителей керамики, выполненной с использованием техники майолики, пользуется популярностью однотонная плитка. В этом случае глазурью и красками покрывается вся поверхность. При обжиге изделия компоненты сплавляются, создавая рельеф и цветовую гамму.

Преимуществом такого покрытия является оригинальная раскраска каждой плитки. Изделия имеют форму квадрата со стороной размером от 5 до 20 см. Майолика изготовляется из экологически чистого материала, отличается прочностью.

Кафель характеризуется высокой теплопроводностью, хорошо сохраняет тепло, поэтому часто практикуется его применение для печей, облицовки каминов.

Немного истории

Уже само возникновение керамики необыкновенно интересно. Изготавливать глиняную посуду начали несколько тысяч лет назад. Гончарное ремесло было одним из основных видов деятельности в любой древней цивилизации. Позднее появились более совершенные материалы (фарфор и фаянс), но каждый из них имеет и свои недостатки. Профессия гончара была уважаемой, однако и требования к занятым в ней людям оказывались весьма строги.

Майолика

Считается, что раньше всего появилась такая разновидность посуды, как горшок. Ее проще всего получить на ручном гончарном круге. В течение многих веков именно такой вариант посуды доминировал в самых разных уголках мира.

Появление крупного индустриального производства керамики в XIX столетии расширило ее ассортимент и позволило делать глиняную продукцию практически неограниченно.

Майолика

Но заслуга древних мастеров остается неоценимой по своему значению. Предполагают, что делать керамику начали на стыке среднего и нового каменного века. В нашей стране уже в период раннего Средневековья сотни и тысячи людей занимались гончарным ремеслом. Из мастерских тогда выходили преимущественно овальные горшки и котлы. Их форма не была случайной – посуду делали так, чтобы она помещалась в русскую печь.

Майолика

Формы и размеры могли сильно различаться. Каждый мастер имел свои производственные секреты и бережно хранил их в тайне. Глиняные кухонные горшки стоили из-за кустарного изготовления весьма дорого, и потому к ним относились с уважением. Такая посуда наделялась целым рядом культурных смыслов.

Майолика

Даже теперь, когда без проблем крупные партии кухонной утвари делают на заводах, довольно многие люди занимаются ее изготовлением в домашних мастерских.

Как и в старые времена, опытные керамисты добывают сырье для производства самостоятельно и сами же доводят его до нужных кондиций. Как из красной, так и из белой глины можно сделать что-то хорошее только в том случае, когда она:

  • жирная;
  • не содержит посторонних включений и мелких камней;
  • хранится при строго определенной влажности.

Майолика

Белую глину используют чаще всего. В природном виде она окрашена в сероватый тон. Когда такое сырье обожгут, оно получает окрас слоновой кости. Красная глина включает оксид железа, характерный цвет она получает после обжига. Лепить такую породу легко, она не склонна к крошению.

МайоликаМайолика

Фарфоровая глина в виде сырца имеет серый окрас, а при обжиге белеет. Наиболее твердый сорт имеет изначально черный или темно-коричневый оттенок. В обожженном виде он окрашивается под слоновую кость. Гончары различают глину также по температуре плавления. Как в крупном, так и в кустарном производстве готовые изделия стараются покрывать глазурью либо эмалью, другими составами, помогающими добиться необходимых свойств.

Майолика

Есть и посуда без примесей: ее обычно делают из терракоты (красной глины), либо из черной керамики.

Толстые стенки прогреваются медленно, и это их свойство оценили уже в глубокой древности. Обварную посуду из дымленой керамики делали и делают для запекания различных блюд.

Майолика

За долгую историю гончарного ремесла было создано множество типов глиняной посуды. Но вся она создается по примерно одинаковой технологии (за редким исключением). Глину обязательно увлажняют, потому что сжать ее должным образом в сухом виде невозможно. Потом ее разминают и превращают в жгуты. Этот способ получения заготовок практичнее, чем использование цельных кусков. Дальше, как и в древние времена, любые заготовки сушат и обжигают.

Майолика

Русская майолика

Стараниями князя Меньшикова в Стрельне, в 18 веке была основана керамическая фабрика. В основном продукцию использовали для декорирования храмов и светских зданий: подобный декор считался признаком роскоши, богатства. Большим спросом пользовалась сделанная способом майолики посуда.

Изразцы (русская майолика предполагает и их тоже), а также мелкая пластика и посуда прославили московскую фабрику Гребенщикова. В мастерских Гжели делали керамические изделия, способные конкурировать с московской продукцией. О том, что такое представляла майолика в то время, ярко говорит тот факт, что Васнецов, Врубель и Головин и другие известнейшие живописцы эпохи, выполняли изображения для русской керамики 19-20 веков.

Примеры русской майолики смотрите в этом видео:

Итальянская майолика

Даже ребенок знает, что такое Эпоха Возрождения, и что ее ассоциируют с великим искусством Италии. Без майолики невозможно представить итальянское Возрождение. Изделия из белой или серой глины, покрытые сразу двумя слоями глазури (белой и прозрачной) стали одним из художественных символом славной эпохи.

Помимо классического вида Италия породила меццо-майолику и полуфаянс (фаянс – это слово, возникшее вследствие географической привязки, крупного центра производства керамики Фаэнца).

В 16 столетии расписная керамика стала художественным новаторством в Италии: утилитарный смысл плавно перетек в декоративный. Роспись усложнялась, стала называться «прекрасным стилем», в каждом регионе Италии образовывалась своя школа. Популярной была роспись тарелок в рафаэлевском стиле. И хоть сам классик этим видом творчества не занимался, итальянскую майолику долго еще так и называли – рафаэлевской.

Определение слова «Майолика» по БСЭ:

Майолика (итальянское maiolica, от Majolica — старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики)1) в узком смысле — итальянские керамические изделия 15 — 17 веков с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кастельдуранте), а иногда и с нанесённым сверху Люстром (Дерута, Губбио). Итальянская майоликовая живопись (портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках, панно. работы Никколо Пеллипарио и других) и скульптура (работы семьи делла Рообиа и других) носят самостоятельный характер, что сближает их со станковым и монументальным искусством. 2) В широком смысле М. — изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов.Большое развитие М. получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии. М. производилась также в 14 — 18 веках в странах Европы (Испании, Германии, Франции). В Древней Руси М. была известна уже в 11 веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной — мастерские Гжели (см. Гжельская керамика). В декоративной М. на рубеже 19 — 20 веков работали М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие русские художники, в 1930-х годах — советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов и другие. С 1950-х годов к М. обращаются многие советские и зарубежные художники-керамисты (в том числе Ф. Леже, П. Пикассо). Для современной М. характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В современной художественной практике М. также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.Лит.: Rackham В., Italian maiolica, L., 1952, см. также литературу при ст. Керамика.Л. Горка (Польша). Ваза и блюдо. Майолика. 1962.П. Пикассо (Франция). Блюдо. Майолика. 1962.А. Т. Матвеев. «Девушка, отжимающая волосы». Майолика. Гжель. 1959. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.М. А. Врубель. «Львица» Маскарон с фасада дома С. И. Мамонтова в Москве. Майолика. 1891. Исторический музей. Москва.Суповая миска. Майолика. Завод Гребенщиковых в Москве. Середина 18 в. Исторический музей. Москва.Чернильница «Суд Париса». Майолика. Италия. Начало 16 вв. Международный музей керамики. Фаэнца.В. С. и Н. Е. Проторьевы. «Бык» (слева). М. И. Денисенко. «Баранчик чёрный» (справа). Оба — 1967, Васильковский майоликовый завод (УССР).М. А. Врубель. Голова египтянки. Конец 19 в. Русский музей. Ленинград.Кувшин из Монтелупо (Италия). 16 в. Международный музей керамики. Фаэнца.Н. Пеллипарио. Чаша (из серии «Прекрасная дама»). Кастельдуранте (Италия). Ок. 1525. Музей Виктории и Альберта. Лондон.Лука делла Роббиа. «Мадонна с ангелами». 15 в. Деталь Люнеты Палаццо деи Капитани ди Парте Гуэльфа во Флоренции.Испанское блюдо. 2-четв. 14 в. Городской музей Манреса.Альбарелло (аптекарский сосуд). Фаэнца. 15 в. Международный музей керамики. Фаэнца.Кувшин. Фаэнца (Италия). 14 в. Международный музей керамики. Фаэнца.И. Табакович. (Югославия). «Астронавт». 20 в.

Майолика – краткая история “взлета и падения”

Первые майоликовые плитки были изготовлены еще несколько тысячелетий назад, свидетельством тому являются огромные панно с изображениями фараонов. Так что они радовали глаз и в Древнем Египте, и в Вавилоне, да и прочие развитые древние цивилизации от них не отставали. Такие изделия прекрасно выдерживают высокие температуры, поэтому пользовались большой популярностью в жарких странах. А вот позже техника подглазурной росписи появилась вместе с арабами (маврами) на Иберийском полуострове. Нужно сказать, что название «майолика» произошло от «Майорка», откуда итальянцы и начали в Средние Века привозить искусно расписанные мавританские сосуды. А вот в Португалии такие плитки называют «азулежуш», а в Испании – «асулехос».

После итальянцы научились самостоятельно изготавливать майолику и даже значительно ее усовершенствовали. В Италии она была популярна в XIV-XVII вв., наиболее известным итальянским специалистом в этой области был Лука дела Роббиа, живший в эпоху Ренессанса. Он придумал способ наносить белю и цветную глазурь на плитку так,  чтобы она крепко держалась и не теряла яркость красок. Майолика из Италии начала свое шествие по Европе как украшение интерьера и экстерьера богатых домов. Подобные керамические изделия вошли в моду во Франции, Нидерландах, Германии, России, Швейцарии и Австрии. Однако в начале XVIII в. началась эпоха фарфора и фаянса, явных конкурентов изделий в технике подглазурной росписи.

Майоликовые плитки часто можно было встретить в XVIII в., в богатых домах российского дворянства. Были мастерские и заводы близ Москвы, выпускавшие изделия в монохромной (завод Гребенщикова в Москве) и полихромной (Гжель) росписи. А вот в Ярославле тоже производили подобную плитку, но уже поливную, а не подглазурную. До сих пор одним из основных признаков интерьера в стиле русской усадьбы XIX в. является печь с изразцами.

Майолика в интерьере легко превращалась из отделочного материала в настоящий шедевр изобразительного искусства, особенно когда росписью занимались такие известные художники, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Пабло Пикассо или Мауриц Эшер. Даже поклонники хай-тека не отказались бы от такого драгоценного украшения интерьера. Хотя майолика лучше всего подходит для средиземноморского, мавританского и русского стилей, но в качестве панно она вписывается даже в современные стили. Причем контраст старинной техники рядом с новейшими отделочными материалами и бытовой техникой выглядит просто потрясающе.

Роль в интерьере

Использование изразцов при отделке квартиры является стильным вариантом оформления помещения. Этот вид декоративной керамики применяется в дизайне ванной, прихожей. Цветовая гамма майолики позволяет создать уютную атмосферу в средиземноморском или другом стиле в кухне и столовой комнате.

Отлично сочетается майолика в интерьере с природными материалами, такими как камень, дерево, ткань, необработанная штукатурка. Коллекция керамической плитки Виченца майолика отражает стиль, созданный архитектором Палладио.

Материал позволяет воплотить дизайнерские решения благодаря наличию деталей, необходимых для воссоздания классического интерьера в римском стиле. Декоративное квадратное панно или напольная плитка является отличным решением для осуществления художественных проектов.

Фасадная майолика позволяет украсить дом с наружной стороны. Керамогранит является одним из видов плиток, который производится методом прессования смеси из глины и силикатных материалов (кварц) под высоким давлением. В состав вводятся красящие пигменты.

После обжига образуется монолит, по прочности превышающий природный материал. Керамогранит отличается устойчивостью к износу, воздействию агрессивной среды, характеризуется низким показателем поглощения влаги. Поверхность материала бывает полированной, может иметь рельеф и структуру.

В центре народного гончарства в течение нескольких веков изготовляется гжельская майолика. Технология декора изделий предусматривает роспись по белой эмалированной поверхности.

Изделия из глины, покрытые специальной глазурью, можно встретить среди бижутерии. Бусины, изготовленные по технике майолика, иногда по внешнему виду путают с жемчугом, добытым из морских раковин.

История

Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии на Иберийский полуостров (см. мудехар, азулежу).

Украшенный поливной глазурью наличник (Россия, XVII век)

В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Во Флоренции эпохи Возрождения Лука делла Роббиа и его племянник Андреа стали применять технику майолики к скульптурным рельефам и круглой пластике.

Помимо флорентийского («роббианского») стиля, по всей Европе славились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне, Кастельдуранте и Деруты. Несколько позднее майолика получает развитие в Германии, Франции и других европейских странах.

Второе рождение майолики

В XI-XII веках испанские путешественники, возвращаясь из Азии, привозили чудесную керамику, не похожую на ту, что производили дома. Яркие краски, глянцевая поверхность притягивали взгляд. Однако свой расцвет майолика получила только в руках итальянских мастеров, к которым попала в XI веке.

Итальянцы назвали этот вид керамики в честь испано-мавританского острова Мальорка, с которым торговали и воевали генуэзцы.

Испано-мавританская керамика совсем не походила на ту майолику, которую мы знаем сегодня. Она была грубовата, выполнена из плотной глины, расписана небрежными мазками щелочной глазурью низкого качества. Именно Италия стала настоящей родиной изысканных майоликовых изделий.

Майолика в интерьере квартиры, майоликовая посуда

Что такое сегодня майолика – посуда, декор, расписная плитка. Последний вариант самый трендовый.

Используется майолика для:

  • облицовки камина;
  • декорирования стены душевой;
  • фрагментов украшения экстерьера прихожей;
  • оформления откосов и наличников;
  • декорирования ступеней;
  • оформления изразцов для кухни;
  • предметного дизайна – к примеру, декорирования столешницы журнального столика.

Справка. Майолика – это еще и самодостаточный арт-объект. Емкость (не то ваза, не то тарелка), панно в раме и другие декоративные вещи не требуют привязки к помещению и функциональной зоне. Примеры на фото доказывают это!

Итальянские изделия

Итальянцы не сразу поняли, что это такое — майолика.

Сначала они делали так:

  • обливали глиняное изделие целиком жидкой белой глиной, добавляя в нее оксид олова;
  • обжигали;
  • покрывали красочным узором, используя простые орнаменты из крестов или звезд.

Такую технологию впоследствии назовут полумайоликой. Краска на выполненных таким методом изделиях была непрочной, да и сама керамика выглядела грубовато.

Но уже в XIII-XIV веках итальянская майолика становится утонченной и изящной, достигнув расцвета в XVII веке и распространившись с Апеннинского полуострова на всю Европу. В Италии керамику такого типа производили в более чем ста городах, в том числе в Деруте, Сиене, Кальтаджире, Урбино, Фаэнце, Кафаджоло, Кастельдуранте. Кстати, именно Фаэнца подарил новое слово – фаянс.

Майолика – что это такое в Италии эпохи Возрождения? Изделия славились изяществом и тонкостью работы.

Для керамики использовали только мягкую цветную глину. Готовое изделие покрывали непрозрачной белой глазурью, в состав которой входило олово.

Узор наносили синим кобальтом, поэтому майолика эпохи Возрождения выдержана в сине-зеленой гамме.

Все мастера старались найти свой стиль, придумывали свои технологии нанесения изображения. В рисунках использовали орнаменты из геральдических символов, рисовали портреты и фигурки зверей, часто воссоздавали восточные орнаменты.

Готовое керамическое изделие покрывали бесцветной прозрачной глазурью, содержащей щелочь, и обжигали. Благодаря этому краски становились мягче, теплее, а само изделие более прочным.

Положительные и отрицательные стороны использования

Экологически чистый материал изготовляется из натуральной глины. При облицовке поверхности плитка хорошо клеится с помощью специального состава. За счет пористой структуры материал сохраняет тепло.

Технология изготовления плитки предусматривает обжиг изделия, поэтому они невосприимчивы к огню. Материал отличается:

  • прочностью, его можно использовать для пола;
  • длительным сроком эксплуатации;
  • устойчивостью к истиранию;
  • благородным внешним видом.

Уход за изделиями отличается простотой, не занимает много времени. К отрицательным качествам относится высокая цена и хрупкость материала. Поэтому установку нужно проводить аккуратно. Плитку легко разбить, если стукнуть по ней или уронить с высоты.

Русская майолика

Майолика Санкт-Петербургской соборной мечети

В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.

Второй пик интереса к майолике пришёлся на «серебряный век» и тесно связан со знаменитым кружком Мамонтова в Абрамцево. Майоликой занимались известнейшие русские живописцы того времени: М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и С. В. Малютин, а также западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо, М. К. Эшер.

Особенности изготовления русской майолики

На отечественных просторах майолика появилась во времена Петра I, когда голландцы и итальянцы привезли образцы поливных керамических изделий.

Переняв иностранное умение, майолику быстро научились делать в Москве, Гжели и Ярославле, этому способствовало наличие в окрестностях города больших залежей красной глины.

Русским мастерам приходилось экспериментировать, добиваясь прочности и красоты керамических образцов. Технологический процесс проходил в 2 этапа:

  1. Из глины лепится изделие, расписывается, покрывается первым слоем глазури с добавлением олова.
  2. Затем изделие обжигается еще раз, перед этим его покрывают глазурью со свинцом, чтобы придать керамике блеск.

Уже в XVIII веке мода на майолику выходит за пределы Ярославля, достигая Петербурга. Майоликовыми изразцами украшают фасады домов, облицовывают печи и дверные проемы. Обливную керамику используют даже при украшении церквей. Практически в каждом доме появляется красивая керамическая посуда, вазы и статуэтки.

В XIX веке стиль модерн немыслим без изысканных оттенков глянцевой майолики. В технике майолики работали такие выдающиеся русские живописцы, как В.М. Васнецов, М.А. Врубель, С.В. Малютин, создавшие уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. В Санкт-Петербурге сохранилось немало зданий, орнаментированных изразцами из майолики, в том числе Соборная мечеть.

Что такое майолика?

Это технология (или способ) изготовления керамики. Изначально под этим словом подразумевались любые глиняные изделия с обжигом, которые покрывались красками и глазурью. Сегодня активен спрос на плитку, изготовленную в технике maiolika (встречаются и такие варианты названий как mayolica, majolica). Ее уникальность в рельефной поверхности и особенных цветовых переходах.

Основной общий признак технологии – высокая молекулярная пористость, это значит, что материал достаточно гигроскопичен. Майоликовый продукт покрывается белой эмалью. Практически вся керамика, которую глазурируют (кроме «фаянса» и «каменной» керамики) – майолика.

Черепки могут быть сделаны из фаянсовой и полуфаянсовой, из терракотовой глины. Нередко майолику путают с изразцом. Последним называют плитку с румпой, объемным элементом с обратной стороны. Эта плитка может быть изготовлена способом майолики, но не обязательно им. Майолика – понятие более объемное. У нее много применений в художественном мире! Изразец – только один из видов архитектурной керамики.

Предлагаем вам посмотреть выпуск передачи «Галилео» о майолике: