Бразильское джиу-джитсу

Бросковая техника в Джиу Джитсу

Подсечки в Джиу Джитсу

  • Сосаэ Тсури Коми Аши — передняя подсечка;
  • Де Аши Барай — боковая подсечка;
  • Окури Аши Барай — боковая подсечка в темп шагом;
  • Ко Учи Барай — подсечка изнутри по кругу;
  • Ко Сото Гари — подсечка под пятку снаружи;
  • Ко Учи Гари — подсечка под пятку изнутри;
  • Хитза Гурума — подсечка в колено.

Зацепы в Джиу Джитсу

  • О Учи Гари — разноименный зацеп голенью изнутри;
  • Ко Сото Гаке — зацеп под пятку снаружи;
  • Ко Учи Гаке — зацеп под пятку изнутри, с падением;
  • О Сото Отоши — зацеп голенью снаружи, нависанием;
  • Йоко Гаке — боковой зацеп под пятку снаружи с падением;
  • О Сото Гари — одноименный зацеп голенью снаружи;
  • Ко Учи Маки Коми — одноименный зацеп голенью изнутри;
  • Кибицу Гаеши — зацеп под пятку рукой;
  • Ко Сото Гама — зацеп под пятку снаружи;
  • Хитза Казуши — выведение из равновесия захватом под пятку.

Подножки в Джиу Джитсу

  • Уки Отоши — выведение из равновесия рывком;
  • Суми Отоши — выведение из равновесия скручиванием;
  • Тай Отоши — передняя подножка;
  • Тани Отоши — задняя подножка на пятке садясь;
  • Уки Ваза — передняя подножка на пятке садясь;
  • Йоко Вакарэ — бросок в сторону, падая перед соперником;
  • Йоко Отоши — боковая подножка на пятке садясь.

Подхваты в Джиу Джитсу

  • Учи Мата — подхват под одну ногу;
  • Ханэ Гоши — подбив бедром вперед;
  • О Сото Гурума – обхват;
  • Ханэ Маки Коми — подхват под одну ногу захват руки подмышкой;
  • Хараи Госи — подхват под две ноги;
  • О Гурума — переворот через ногу;
  • Коши Гурума — подхват бедром;
  • Аши Гурума — боковой подхват.

Подсады в Джиу Джитсу

  • Иппон Сеои Наге — бросок через плечо захватом руки на плечо;
  • Мороте Сеои Наге — бросок через плечо, двусторонний захват;
  • Сеои Отоши — плечи с колен;
  • Гьяку Сеои — обратные плечи;
  • Дзюдзи Гатаме Наге — через спину перекрестным захватом рук;
  • Сото Маки Коми — «сбивание массой»;
  • Томоэ Наге — бросок стопой;
  • Суми Гаеши — подсад голенью;
  • Уде Гаеши — подсад через прямую руку соперника;
  • Хикикоми Гаеши — подсад голенью замком на локтевой сустав;
  • Тавара Гаеши — подсад голенью обратным захватом шеи;
  • Куби Нагэ — бросок через бедро захватом шеи;
  • Ката Гурума — «мельница»;
  • О Гоши — бросок через бедро подсадом;
  • Уки Гоши — бросок через бедро скручиванием;
  • Уширо Гоши — обратный бросок через бедро;
  • Уцури Гоши — бросок, вскидывая на бедро;
  • Цури Коми Гоши — бросок через бедро с подъемом;
  • Соде Цури Коми Гоши — бросок через бедро захватом рукавов;
  • Йоко Гурума — переворот вбок;
  • Ура Наге — бросок через грудь;
  • Даки Вакаре — бросок через грудь захватом туловища;
  • Тэ Гурума — переворот руками;
  • Сури Наге — боковой переворот;
  • Сукуи Наге — бросок «зачерпыванием»;
  • Кани Базами — «ножницы»;
  • Моротэ Гари — бросок захватом двух ног;
  • Кутики Таоси — выхват одной ноги по пятку;
  • Оби Отоси — переворот вперед захватом пояса.

Броски с болевым воздействием в Джиу Джитсу

  • Котэ Гаэши — бросок скручиванием запястья;
  • Удэ Гатамэ Наге — бросок через прямую руку;
  • Удэ Гатамэ Гоши Наге — то же через бедро;
  • Удэ Гарами Наге — бросок через согнутую руку;
  • Удэ Кими Наге — бросок ударом в локоть;
  • Кайтен Наге — бросок со сломом оси;
  • Шихо Наге — «бросок на четыре стороны»;
  • Юби Наге — бросок воздействием на пальцы;
  • Юби Отоси — сваливание воздействием на пальцы;
  • Юби Гарами — узел рук с воздействием на пальцы;
  • Ката Гатаме Наге — бросок через плечо обр. захватом руки;
  • Ирими Наге — бросок встречным ходом;
  • Тенчи Наге — бросок «небо – земля»;
  • Кокю Наге — бросок «на одном дыхании»;
  • Гьяку Удэ Хишиги Наге — толчком в локоть ч/з скрещенные руки;
  • Дзюдзи Гарами Наге — бросок скрещиванием рук соперника.

История

О том, как возникло единоборство, и кто был его родоначальником можно только догадываться. Несколько легенд помогают объяснить происхождение джиу-джитсу. Первая рассказывает о некоем Акаяма Широбеи – японском враче, который проживал в IХ веке и изучал в Китае медицину, а также боевые искусства. Тренируясь как-то зимой под сакурой, Акаяма заметил, как тонкая ветка вначале прогнулась под весом снега, а затем его сбросила, в то время как толстые ветви ломались. Тогда-то лекаря осенило: «Поддаться ради победы!» — воскликнул он. Этот принцип стал девизом созданной им школы.

Вторая версия повествует о китайских мастерах искусства цин-на. Приехав в Японию, они нашли приют в монастырях. Всем, кто желал, мастера раскрывали секреты боевого искусства, которым владели в совершенстве. Некоторые исследователи древних единоборств полагают, что дзю-дзюцу появилось в результате объединения японского сумо и приёмов китайского цин-на.

С тех пор прошло немало времени. Многие прикладные техники борьбы джиу-джитсу, которую использовали самураи, как говорится, канули в лету, ибо основывались на тяжёлых боевых доспехах воинов тех лет, но нынешнее джиу-джитсу продолжает идти в ногу со временем.

Лекарь и единоборец Акаяма сумел разработать около 300 приёмов, положенных в основу боевого искусства, но принцип «ветки, не сломленной снегом», стал не только одним из вариантов названия джиу-джитсу, но и его основополагающим принципом.

Буквально до XIX столетия дзю-дзюцу было уделом немногих и самых избранных, коих называли самураями. Однако после буржуазной революции в Японии в 1868 году эти гордые люди лишились своих привилегий. Определённое количество их покинуло страну. Таким образом дзю-дзюцу стало известно во всём мире, а эмигранты не только популяризировали технику боевого искусства в разных частях света, но и обогащали его арсенал новыми приёмами. Кстати, ещё два века назад школы классического джиу-джитсу преподавали приёмы боя против огнестрельного оружия и обучали специальным тактическим приёмам, применяемым в современных войнах. Недаром впоследствии джиу-джитсу стало основой для выучки секретных спецслужб.

Стойки в Джиу Джитсу (Дачи)

  • Иой Дачи — стойка готовности;
  • Шизен-Хантай — фронтальная обычная стойка: ноги на ширине плеч, носки врозь;
  • Миги-Шизентай — правая фронтальная обычная стойка;
  • Хидари-Шизентай — левая фронтальная обычная стойка;
  • Дзиго Хо Тай — оборонительная позиция;
  • Дзиго-Хантай — фронтальная низкая стойка;
  • Миги-Дзиготай — правая фронтальная низкая стойка;
  • Хидари-Дзиготай — левая фронтальная низкая стойка;
  • Мусуби Дачи — стойка внимания: пятки вместе, носки врозь. Из этой стойки выполняется поклон;
  • Ханми Дачи — треугольная стойка;
  • Ай-Ханми — позиция, когда оба соперника стоят друг против друга в односторонних стойках -Ханми Дачи;
  • Гьяку-Ханми — позиция, когда оба противника стоят друг против друга в разносторонних стойках Ханми Дачи;
  • Зенкутсу Дачи — передняя фронтальная атакующая стойка;
  • Каке Дачи — боевая стойка, разновидность Некоаши Дачи, с перекрещенными ногами;
  • Киба Дачи (Текки, Найханчи Дачи) — стойка «всадника» название боевой стойки. Используется при выполнении боевой техники в сторону;
  • Маетэ Камае — боевая стойка с выставленной вперед рукой;
  • Неко Аши Дачи — «кошачья» стойка;
  • Шико Дачи — стойка борцов Сумо;
  • Санчин Дачи — стойка «песочные часы».

Что такое джиу-джитсу

Бразильское джиу-джитсу

Само название этого единоборства звучит в переводе как «мягкий стиль». В оригинале его название произносится дзю-дзютсу, так как в японском языке отсутствуют шипящие звуки. Весь принцип этого боевого искусства построен на том, чтобы в ответ на грубую силу противопоставить мягкость и податливость, но когда возникнет необходимость, нужно уметь проявить и жесткость. В результате чего сила будет направлена в нужное русло и просто уничтожит сама себя. Этот боевой стиль состоит из бросков, захватов, болевых приемов и воздействия на различные болевые точки на теле человека. Также в джиу-джитсу присутствуют и элементы ударной техники.

Ударные части тела в Джиу Джитсу

  • Атама Мэн – лоб;
  • Сэй Кен – кулак;
  • Кентос — косточки (головки) второго и третьего пальцев сжатого кулака, являющиеся основной ударной поверхностью прямого удара (Цуки);
  • Хира Кен — кулак с выдвинутыми фалангами пальцев;
  • Тэтсуи — мышечная часть кулака;
  • Ура Тэтсуи — обратная мышечная часть кулака;
  • Шуто — ребро ладони;
  • Хайто — внутреннее ребро ладони;
  • Ванто (Удэ) – предплечье;
  • Нуки Тэ — рука — «копье»;
  • Иппон Кен — выдвинутая фаланга указательного пальца;
  • Накадака Кен — выдвинутая фаланга среднего пальца;
  • Ойя Юби Иппон Кен — выдвинутая фаланга большого пальца;
  • Ура Кен — обратная часть кулака;
  • Тэй Шо — основание ладони;
  • Кума Дэ — «медвежья лапа»;
  • Тора Дэ — «тигриная лапа»;
  • Ваши Дэ — «орлиный клюв»;
  • Кокуто — согнутое запястье;
  • Хай Шу — тыльная часть открытой ладони;
  • Сэй Рю То — нижняя часть ладони;
  • Эмпи (Хиджи) – локоть;
  • Коши (Чусоку) — подушечка ступни;
  • Сокуто — ребро ступни;
  • Сокутэй — внутреннее ребро ступни;
  • Какато – пятка;
  • Хитсуи (Хитза) – колено;
  • Цумасаки — пальцы ноги;
  • Хайсоку (Аши Куби) — подъем ступни;
  • Сунэ – голень.

Основы техники борьбы

Бразильское джиу-джитсуРазвитие методик джиу-джитсу происходило в окружении самураев как способ сразить вооруженного пешего недруга, не используя оружие. Это болевые приемы на кости тела, сустав и опрокидывания.

Важнейшим пунктом является применение техники ударом, предназначающейся для остановки конкурента, который пребывает в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и совершить болевой либо удушающий маневр.

Правила

У всякого вида боевого искусства имеются собственные правила. Для единоборств используют площадки, покрытые татами либо прочими материалами, самые маленькие габариты которой не менее 8х8 м. Эту территорию разделяют на две зоны: рабочую (6х6 м) и опасную (не менее 2 м). Разных цветов площадки. Сражение в 3 минуты, проходит в рабочей области. Дозволено правилами наносить удары руками, так и ногами по телу, а также в голову конкурента. Разрешено использование болевых и удушающих методов только в партере и стойке.

Приемы

Бразильское джиу-джитсуУдары не так красивы, как в карате или тхэквондо, нет зрелищных ударов ногами в прыжках и с разворота. Разрешено нанесение ударов в партере, и локтями. Способов захвата и болевого воздействия на кисть руки имеется 32 вида. А еще заломы пальцев, суставов рук и ног, действие на позвоночник и на акупунктурные точки, а еще множество удушающих приемов. Бросковая техника изобилует массой приемов. Она избрана как основа у таких видов борьбы, как самбо, айкидо, рукопашный бой.

Степень мастерства

Требования стандартов для аттестации на степень мастерства пояса различаются между всеми школами, но в основном применяют способы установления опыта спортсмена и его уровня:

  • обладание методикой, которое они обязаны продемонстрировать;
  • уровень мастерства в спарринге и на состязании.

Обладание приемами и техниками оценивается с числа приёмов, которые спортсмен способен исполнить, а также степени опыта, с которым он исполняет их на поединке. Обучающиеся награждаются за адаптацию приёмов к различным факторам. Решающая мера это способность осуществить приём благополучно, а не в строгом техническом соответствии. Поединки, конечно, исполняют существенную роль в разделении обучающихся бразильскому виду. Разрешают учителю установить степень мастерства спортсмена против соперника из другой школы. Выступление на пояс может быть выполнено следом за победой на состязании.

Бразильское джиу-джитсуВысокий уровень состязаний среди школ его значимость для получения пояса считаются основным фактором, который мешает уменьшению стандартов и способности просто купить пояс. Педагоги могут учесть поведение потенциального обладателя пояса вне стен школы и отказать ему в выдаче, если он выражает противоречащие наклонности.

У отдельных школ может быть типовое анкетирование, тестирование. Могут включать устную или письменную сдачу экзаменов. Допустимо применение прочей системы многоцветных поясов до синего цвета, но на состязаниях применяется единственный стандарт разделения поясов. Имеются наименьшие требования к возрасту . К примеру, синий пояс не выдадут человеку, младше шестнадцатилетнего возраста.

Для получения черного пояса, ученик обязан быть не младше 19 лет, соответственно регламентирующей документации Федерации бразильского джиу-джитсу. Полосы на синем поясе Отдельные заведения применяют систему полос, чтобы установить повышения мастерства ученика в границах пояса. По усмотрению педагога, полосы могут выдаваться какому угодно поясу меньше чёрного цвета. Занимающиеся с чёрным поясом могут обретать мастерство — дан.

Какие пояса есть в джиу-джитсу?

Как и карате, джиу-джитсу имеет свою градацию и рейтинг поясов, которые выдаются последователям за их мастерство во владении стилем.

Белый пояс выдаётся ученику, который только начал обучаться джиу-джитсу. Белый цвет символизирует чистый лист, на который, путём тренировок, будут накладываться навыки и умения.

Жёлтый пояс означает, что ученик уже заучил некоторые приёмы джиу-джитсу и техник самообороны. Подчеркнём использованное слова «заучил», так как это понятие отличается от «овладел».

Красный пояс говорит о том, что ученик овладел скоростными и сильными ударами, а также познал опасность, которая исходит от оружия.

Зелёный пояс выдаётся ученику, который уверено стал на путь познания, понимает джиу-джитсу — что это такое и какова его цель, а также владеет большинством базовых приёмов.

Синий пояс означает, что ученик овладел методами психологического давления джиу-джитсу и может их применять, осознавая их опасность.

Коричневый пояс выдаётся ученику, который решил полностью связать свою жизнь с этим боевым искусством.

Черный пояс символизирует уровень ученика, который открыл своё сердце и поселил в нём искусство джиу-джитсу.

Хотелось бы сказать, что в джиу-джитсу пояса являются отличительным знаком мастерства учеников и характеризуют их реальные умения, так как просто так их получить нельзя.

Степень мастерства (разряд)

Существует 7 младших степеней (кю) и 10 старших степеней (данов), каждому разряду соответствует определенный цвет пояса. Чем ниже номер кю, тем выше степень, ранг спортсмена. Юные бойцы до 17 лет могут получить 7 младших разрядов (кю) и 1 старший разряд (дан).

Соответствие классификационных разрядных требований

Спортивный разряд, звание в соответствии с ЕВСК Степень Цвет пояса
Кандидат в мастера спорта России 1 Дан Черный
I разряд 1 Кю Коричневый
1 юношеский, II разряд 2 Кю Фиолетовый
2 юношеский, III разряд 3 Кю Синий
2 юношеский, III разряд 4 Кю Зеленый
Новичок 5 Кю Оранжевый
Новичок 6 Кю Желтый
Новичок 7 Кю Белый

Виды поясов

В джиу-джитсу существует 2 вида поясов: ученические и мастерские. Ученические пояса соответствуют степеням «кю», начинаются от белого и заканчиваются коричневым, а степень «дан» отмечается черным поясом. Чтобы повысить свой уровень и получить следующий пояс, ученики проходят аттестацию в соответствии с требованиями программы в каждой секции.

Удушающие приемы в Джиу Джитсу (Дзиме Ваза)

  • Хадака Дзиме — удушение предплечьем сзади;
  • Уширо Дзиме — удушение предплечьями сзади;
  • Окури Эри Дзиме — удушение отворотами;
  • Катаха Дзиме — удушение отворотом с подъемом руки;
  • Ката Тэ Дзиме — удушение предплечьем сверху;
  • Цуккоми Дзиме — удушение посредством толчка;
  • Ретэ Дзиме — прямое удушение кистями рук;
  • Ката Дзюдзи Дзиме — перекрестное удушение кистями рук;
  • Гьяку Дзюдзи Дзиме — перекрестное удушение кистями рук (аналог);
  • Нами Дзюдзи Дзиме — перекрестное удушение кистями рук (аналог);
  • Гьяку Окури Эри Дзиме — удушение обратным захватом за отвороты;
  • Гаеши Дзиме — обратным захватом шеи;
  • Содэ Гурума Дзиме — удушение вращением рук, сзади;
  • Томоэ Дзиме — удушение спереди, накидывая отворот;
  • Ками Щихо Дзиме — удушение из положения «Ками Сихо»;
  • Хидари Аши Дзиме — зажиманием снизу ногой и рукой;
  • Санкаку Дзиме — треугольное удушение;
  • Хасами Дзиме — удушение сбоку, затягиванием;
  • Когато Дзиме — удушение отворотом и голенью;
  • Симе Гарами — удушение скручиванием ног снизу;
  • Рётэ Аси Дзиме — удушение скручиванием ног сбоку;
  • До Дзиме (Дожиме) — сдавливание корпуса ногами;
  • Кенсуй Дзиме — удушение кулаками;
  • Тохо Дзиме — удушение пальцами (за кадык);
  • Юби Эри Дзиме — пальцами затягивая;
  • Юбисаки Дзиме — прямое удушение пальцами.

Ударная техника в Джиу Джитсу

Удары руками в Джиу Джитсу

  • Зуки (Цуки, Цки) — удар рукой;
  • Аге Зуки — восходящий удар, удар снизу вверх;
  • Атеми (Aтe удар, Ми корпус) — удар, нанесенный с использованием возможностей и усилий корпуса (инерции перемещения, устойчивого равновесия, использования силы ХАРА (мышечного брюшного корсета), вращения тазобедренного сустава), а не только усилий разгибаемой конечности (руки, ноги);
  • Атеми Ваза — техника нанесения ударов с использованием возможностей корпуса;
  • Ате-Хиджи — удар, толчок локтем;
  • Гьяку Зуки — удар (одноименная с ударяющей рукой нога сзади), удар с шагом (одноименная с ударяющей рукой нога сзади);
  • Йама Зуки — одновременные удары двумя руками по разным уровням с наклоном корпуса и поворотом бедер;
  • Йокомен Уракен Учи — удар, наносимый изнутри-наружу по широкой амплитуде;
  • Йокомен Шуто Учи — удар изнутри-наружу по широкой амплитуде;
  • Йоко Эмпи Учи — удар локтем в сторону;
  • Кати Зуки — боковой горизонтальный удар рукой, применяемый в ближнем бою;
  • Какуто Учи — удар внешней частью согнутого вниз запястья. Осуществляется, как правило, снизу вверх или изнутри-наружу;
  • Кентсуи Учи — удар основанием кулака со стороны мизинца;
  • Кизами Зуки — удар вперед передней рукой с вращением бедер и поворотом корпуса в направлении удара;
  • Кумаде — кулак «Медвежья лапа» ладонь с плотно прижатыми и согнутыми во второй фаланге пальцами;
  • Кумаде Учи — непрямой удар кулаком «Медвежья лапа»;
  • Кумаде Зуки — прямой удар кулаком «Медвежья лапа»;
  • Мае Тэ — передняя рука;
  • Маваши Зуки — удар с проносом вглубь — обычный боковой, с фиксированным локтем;
  • Маваши Учи — секущий поверхностный удар — удар на дальней дистанции, за счет сгибания в локтевом суставе из прямого положения;
  • Маетэ Зуки (Мае Атэ) — прямой удар вперед передней рукой с шагом вперед передней ногой и последующим подшагиванием задней ногой;
  • Моротэ Зуки — удар двумя руками одновременно;
  • Нагаши Зуки — удар передней рукой с одновременным отшагиванием назад в сторону задней ногой, уходя таким образом с траектории атаки соперника; перекрестный удар;
  • Нихон Зуки — двойной удар (первый рукой одноименной с сзади стоящей ногой);
  • Ой Цки — удар-выпад, одноименной с ногой рукой;
  • Татэ Цки — удар вертикально расположенным кулаком;
  • Тсуккаке — близкий удар в живот;
  • Тсукоми — близкий проникающий удар;
  • Тэ Тсуи Кен — удар «молот»;
  • Эмпи Учи — удар локтем;
  • Ура Цки — удар снизу перевернутым вверх кулаком;
  • Учи (Мае Хиджи Атэ) — горизонтальный удар вперед локтем по дуге снаружи — внутрь. Кулак в конечной фазе находится у груди пальцами вниз.

Удары ногами в Джиу Джитсу

  • Аши Aтe — удар ногой, стопой;
  • Гери (Кери) Ваза — техника выполнения ударов ногами;
  • Тоби Гери — техника ударов ногой в прыжке;
  • Йоко Гери Кеаге — удар в сторону внешним ребром стопы по восходящей прямолинейной траектории (может исполняться также вперед с поворотом корпуса на опорной ноге);
  • Йоко Гери Кекоми — останавливающий удар внешним ребром стопы по прямолинейной траектории в сторону или вперед с поворотом корпуса на опорной ноге;
  • Йоко Тоби Гери — удар внешним ребром стопы по прямолинейной траектории в сторону в прыжке;
  • Кери (Гери) – нога;
  • Кайтенгари — подсечка «хвост дракона». Проводится тыльной стороной голени в процессе вращения на 180° на одной ноге вприсядку;
  • Кеттеджун Зуки — удар ногой и удар рукой вдогонку;
  • Кин Гери — удар в пах по восходящей траектории;
  • Кизами Гери — удар впереди стоящей ногой;
  • Куби Маваши Гери — круговой горизонтальный или восходящий удар по дуге снаружи-внутрь подъемом стопы;
  • Ко Маваши Гери — короткий круговой удар ногой по дуге снаружи-внутрь;
  • Маваши Гери — удар ногой по горизонтальной или восходящей дуге снаружи-внутрь;
  • Мае Аши — передняя нога (в исходной позиции);
  • Мае Аши Гери (Кизами Гери) — удар передней ногой;
  • Мае Аши Гери Ваза — техника нанесения ударов передней ногой;
  • Мае Гери Кеаге — прямой удар ногой вперед по восходящей вертикальной траектории;
  • Мае Гери Кекоми — прямой останавливающий удар ногой вперед (как правило, на уровне Чудан);
  • Мае Какато Гери — прямой удар пяткой;
  • Мае Сокуто Гери — прямой удар внешним ребром стопы;
  • Миказуки Гери — удар подошвой стопы по короткой горизонтальной или восходящей дуге снаружи-внутрь;
  • Хитза Гери — удар коленом;
  • Сокутей Маваши Уке — проводящий блок стопой по восходящей дуге снаружи-внутрь;
  • Фумикоми Гери — «раздавливающий удар», под углом вниз;
  • Ура Маваши Гери — круговой обратный удар ногой изнутри-наружу;
  • Уширо Гери — удар стопой ноги назад;
  • Уширо Кеаге Гери — удар «мула», восходящий удар назад подошвой стопы или пяткой;
  • Уширо Маваши Гери — удар стопой назад снаружи-внутрь.

Команды, ритуал в Джиу Джитсу (Рэй Хо)

Додзё Ни Рей — поклон залу;

Отогай Ни Рэй — поклон друг другу;

Аригато — спасибо, благодарю;

Домо Аригато Годзаймас — большое спасибо;

Домо Аригато Годзаймасита — большое спасибо всем;

Саёнара — до свидания;

Наранде — команда к построению;

Дзадзэн — команда для перехода к позиции сидя — положение сидя на пятках, поза для медитации;

Зарэй — ритуальный поклон, выполненный сидя из положения Дзадзэн;

Дзингу Рэй — поклон на одном колене;

Шомен Ни Рэй — поклон вперед;

Сэнсэй Ни Рэй — поклон учителю;

Гассо Рэй — поклон со сложенными руками;

Дзизен — опуститесь (упор лежа);

Кирицуи – поднимитесь;

Хаширу – побежали;

Хай Дозо — команда «начинайте тренироваться»;

Катэ – встаньте;

Кокю — команда «Восстановить дыхание»;

Ки Но Нагаре — поток энергии, истечение энергии;

Котай – смена;

Курикай — команда «поменяться местами»;

Хантай — сменить сторону позиции;

Кири-Гаеши (Каеши) — смена ног на месте в прыжке;

Мокусо — медитация, размышление; команда «приступить к медитации»;

Мокусо Ямэ — команда «закончить медитацию»;

Йой — команда «внимание» — принятие готовности в естественном положении;

Камаетэ — команда для принятия боевой позиции; положение рук в боевой стойке;

Заншин Камае — возврат в боевую стойку после проведения технических действий;

Маватэ (Маварэ) — команда «повернуться на 180°»; поворот; смена позиции на противоположную;

Хаджи Мэ — команда «начинайте!»;

Дзоку (Йоши) – продолжайте;

Им А Итидо — команда «еще раз»;

Матэ – заканчивайте;

Ямэ – стоп;

Ясумэ — можно расслабиться

Боевое джиу-джитсу или Реальное джиу-джитсу

Очень часто мне приходиться слышать вопрос: ”А у вас боевое джиу-джитсу?”. Причем, когда я спрашиваю, что человек понимает под этим термином, то узнаю, что он имеет в виду микс-файт или бои без правил. Кроме таких интересных вопросов, также часто встречается реклама тех или иных школ единоборств, в которой утверждается, что именно они «боевые» или «реальные» и именно они смогут научить Вас защищать себя.

Вероятно, я огорчу Вас, но джиу-джитсу не может быть, ни боевым и, ни реальным. Точнее это может относиться к технике того или иного адепта. Это – то же самое, что обсуждать автомат Калашников — он боевой или нет. Рассмотрим разные направления джиу-джитсу, а также мастеров прошлого и посмотрим, было ли их боевое искусство реальным.

Начнем описание с создателя школы Йошинрю Ориемона Шигетоши Такагаки. Его отец был убит в ночной схватке группой нападавших. Используя слова отца, что гибкая ветвь ивы может быть сильнее чем, крепкое и высокое дерево, которое не гнется, а ломается, Ориемон отомстил убийцам отца, уничтожив их.

Мастер школы Дайторю Сокаку Такеда однажды вступил в схватку с 100 дорожными рабочими (в то время большинство из них были бывшие уголовники), убил около 40 из них, а других обратил в бегство. После этой схватки он, по его словам, понял необходимость ударов по точкам.

Из далеких времен вернемся к нашим современникам. Мастер Брайан Чик многократный чемпион Англии по дзюдо и создатель стиля Джукошин-рю, принял участия в эксперименте, целью которого было выяснить какую скорость броска может развить мастер джиу-джитсу. Под татами были установлены специальные датчики и Брайан Чик провел 5 бросков постепенно увеличивая скорость, на 5 броске датчики зафиксировали скорость 135 миль в час. На своем семинаре в Киеве мастер с легкостью бросал и проводил болевые на телохранителях первых лиц государства, отмечу, что хилых и не подготовленных людей там нет.

Мастер бразильского джиу-джитсу Карлсон Грейси любил приходить на пляж и предлагал любому желающему атаковать себя любыми техниками, а он проводил только борцовские техники, не делая болевые или удушающие приемы, и схватка продолжалась до сдачи нападавшего. Также Карлсон Грейси был известен своей схваткой с В. Сантаной (ему было 19 лет, и он был на 20 кг легче своего противника, отцу пришлось подделать документы для получения разрешения на бой). Как вы думаете, их джиу-джитсу реально или нет?

Список мастеров из разных школ можно было бы продолжить, но я думаю, что остановимся на данных примерах. Практически любая техника, которая используется в современных стилях джиу-джитсу была проверена в реальных схватках не на жизнь, а на смерть, где не было судей и очки никто не давал. Любой «не реальный» прием погибал вместе с исполнителем, а успешный, наоборот, входил в программу школы.

Теперь перейдем к смешанным боям, несмотря на жесткие схватки, правила все же присутствуют: один противник, примерно одинаковый вес, наличие судьи, который в случае угрозы жизни спортсмена остановит схватку.

А теперь представим улицу, группа нападающих зачастую крупнее Вас, и к тому же вооруженных. Конечно, Вы можете сказать им, что не честно нападать толпой на одного, они засмущаются, извинятся и уйдут… (к моему сожалению такого не будет)

Никто не обратит внимание на вашу сдачу, и Вы окажетесь перед выбором: либо сохранить свое здоровье и жизнь, либо сдаться на милость победителя и надеяться, что Вас не убьют или покалечат. Вот именно такую ситуацию можно назвать «боевой» или «реальной».
Перечисленные мною мастера не называли свои стили боевыми или реальными они доказывали и доказывают это на деле

Так что название «боевое или реальное джиу-джитсу» не более чем маркетинговый ход различных организаций.

  • < Назад
  • Вперёд >

Арсенал традиционного стиля Джиу-джитсу

Броски.

Основным методом борьбы с противником в традиционном джиу-джитсу являются броски. Броски бывают следующих типов: взваливание атакующего на себя, броски с помощью нижней части туловища, с помощью верхней части туловища, броски с падением, броски с переходом на болевые приемы. 

Болевые приемы.

Не менее важными приемами являются болевые, используемые в целях нанесения травмы атакующему. Чаще всего это:

  • Болевый приемы на конечности тела.
  • Удушающие приемы.
  • Удержания.

Болевые приемы осуществляются конечностями и направляются на наиболее уязвимые части тела противника, такие как: локти, плечи, шея, колени и т.д. 

Бразильское джиу-джитсу

Удушающие приемы.

Такой боевой прием, как удушение проводится с использованием рук или ног. Действие заключается в перекрытии кислорода к мозгу человека.

Поражение уязвимых точек.

Длительное время подобная техника держалась в строгом секрете и заключалась в остром и точном ударе пальцем руки, ногой, головой или самой рукой. Ученики обучались технике как обездвиживания и убийству противника, так и умению быстро его реанимировать.

Приемы маневрирования и самострахования — также являются неотъемлемой частью школы традиционного джиу-джитсу.

Если рассматривать все приемы традиционной техники в целом, можно проследить, что арсенал состоит на 60% из захватов, болевых приемов, удушающих, подножек, подсечек и, конечно же, бросков. На 40% из ударов пальцами, ладонями, локтями, кулаками, стопами и коленями. Проще говоря, джиу-джитсу своей техникой относится к комбинированным видам рукопашного боя. Джиу-джитсу допускает, и даже поощряет использование в качестве оружия различные предметы, такие как: палки, веревки, посохи и ножи.

Техника большинства школ может несущественно отличаться друг от друга, однако в целом общая картина практически неизменна.

Этапы спортивной подготовки

В спортивных школах все дети проходят определенные этапы подготовки. На начальном этапе дети изучают основы джиу-джитсу, укрепляют физические данные, со стороны тренеров им прививается интерес к единоборству.Спортсмены на следующем этапе  повышают физическую подготовку, технику и тактику. На двух последних этапах — достигают результатов в спорте и продолжают совершенствоваться.

Этапы спортивной подготовки

Этапы спортивной подготовки Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек)
Этап начальной подготовки

2

10

14

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

4

12

12

Этап совершенствования спортивного мастерства

Без ограничений

15

4

Этап высшего спортивного мастерства

Без ограничений

18

2

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта джиу-джитсу определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Инвентарь, экипировка, используемое оружие

Обычно японскими видами единоборств занимаются в специальной одежде. Кимоно здесь называют «ги», «доги» или «кейкоги», где «кейко» – тренировка. Доги – это куртка, штаны и пояс. Униформа для занятий джиу-джитсу, с одной стороны, должна быть достаточно прочной, так как обязана выдерживать мощные рывки, захваты, броски, с другой – быть свободной, дабы не сковывать движений бойца во время проведения ударов. Правила предписывают использования мягкого шлема (надевается с 18 лет по желанию), шингертов (перчатки с открытыми пальцами), мягкой защиты на голень (по желанию), а вот надевать капу и применять защиту паха (ракушка) нужно обязательно. Обычно спортсмены выходят на бой босиком в кимоно белого или синего цвета.

Раздел джиу-джитсу «кобудо» посвящён работе с палкой и холодным оружием. Так как дзю-дзюцу предполагает, прежде всего, самооборону без каких-либо специальных средств, имеется много предметов, не являющихся оружием, но выступающих в его роли. В частности в качестве оружия могут широко применяться явара (палочка длиной 12-30,5 см), дзё (дубинка), бо (шест или посох), нож и веревка (или пояс). Среди наиболее характерных видов подручных средств – нунчаку (две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой), кама (серп), тонфа (палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью), сай (металлический трезубец), кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло), тимбэй (щит) и другие.

Традиционные и современные школы

Несмотря на многие различия, общих черт в школах дзю-дзюцу было больше, что дало возможность создать в дальнейшем на его основе такие универсальные системы единоборств, как дзю-до и айки-до.

Дзю-дзюцу легло в основу Кодокан дзюдо (мастер Дзигоро Кано).

В основу айкидо (О-сэнсэй Морихэй Уэсиба) легла техника одной из школ дзю-дзюцу — Дайто-рю Айки-дзюдзюцу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу.[источник не указан 2870 дней]

В IX в. японский придворный врач Акаяма Сиробэй, побывав в Китае и изучив значительный опыт китайского ушу, систематизировал все известные ему приемы борьбы для создания единой системы со своими принципами и методами. После демонстрации императору, были отобраны базовые приёмы и создана первая школа по изучению джиу-джитсу.[источник не указан 2870 дней]

Традиционными (классическими) школами считаются те школы, которые в течение нескольких поколений мастеров существенно не изменялись и признаны культурно-историческим наследием в Японии. Обучение базируется на комплексе формальных упражнений (ката) и различных формах их реализации (рандори). Изучается как борьба без оружия, так и против вооруженного противника, фехтование в доспехах и без них, борьба в доспехах.

Современные школы создавались на базе традиционных.
Цели изменений:

  • создание специализированных направлений (например, для полицейских);
  • приспособление для современных ситуаций самообороны;
  • создание спортивных направлений.

Сегодня в дзю-дзюцу изучаются самые разнообразные техники в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике. Приемы дзю-дзюцу состоят на вооружении спецслужб многих стран мира, призванных защищать человечество «от сил зла».

Философские основы джиу-джитсу

Отточенная техника джиу-джитсу является мощным оружием, которое, находясь в арсенале морально неподготовленного бойца, может натворить много бед. Поэтому истинные сэнсэи этого искусства никогда не форсируют обучение, постепенно приводя ученика к овладению методами борьбы через развитие и укрепление его духа.

С начала семнадцатого века, когда в доспехах самурая отпала необходимость, поскольку сегун Токугава жестко запретил любые военные действия, джиу-джитсу переходит в стиль самообороны. Неоконфуцианство и буддизм, исподволь распространяющиеся в Японии китайскими проповедниками, ратовали за гармоничное развитие человека. Проникла такая философия и в систему ближнего боя джиу-джитсу. 

С раннего детства последователи боевого искусства занимались построением надежного фундамента, по кирпичику выстраивая стены, которыми считались:

здоровье;

духовность;

социальная адаптация;

учение и труд.

Без кропотливого и бережного формирования личности, крушение или отсутствие одной из стен отрицательно сказывается на жизни человека, ломает его судьбу. Поэтому нравственные постулаты джиу-джитсу, иначе называющиеся правилами додзе-додзе кун, очень важная составляющая процесса обучения.

История возникновения

В своей жизни человек создает и закрепляет четыре стены каркаса крепости, это:

  • здоровье;
  • духовность;
  • познания;
  • деятельность.

В результате краха одной из четырех стен жизнь сможет обвалиться, подобно карточному дому. Этим стоит заниматься с детского возраста. Необходимо, чтобы повзрослевший ребенок владел надежной опорой и «крепостью» с крепким фундаментом. Такие приемы должны вырабатывать выносливый, смелый характер, улучшать наилучшие качества человека.

Бразильское джиу-джитсуОсновы джиу-джитсу берут свое начало с середины 16 века. Хисамори Такэноути, правитель провинции Мимасака, соединил разные боевые искусства, какие применялись в сложных обстоятельствах, когда оружие было неэффективно. Он стал основателем и истории тактики ведения боя. В отличие от китайских и корейских боевых единоборств, где все сосредоточено на технике удара, технике рукопашного боя основывались на бросках, блокировании и удушье, потому что эта техника не работает против снаряжений.

Отдельные приемы борьбы хорошо применяли сворачивание и атаки большому оружию мечу и копью, с помощью кинжалов и прочего оружия. В 17 веке оружие и снаряжения превращались в домашние декорации, таким образом, рукопашные бои преуспевали как приемы самозащиты, и были сформированы новейшие техники с учетом не вооружённости врага. Послы из Китая привезли в Японию свое боевое искусство ушу, и разные техники удара были введены в джиу-джитсу.

Постепенно число техник удара сокращалось, потому что такие методики стали менее результативны и расходовали максимум энергии, интенсивные удары ногами и руками. Эти действия были нацелены в жизненно необходимые точки акупунктуры и жизненно необходимые области выше плеча, раскрытые в методике джиу-джитсу. В практику вошли свободные единоборства рандори.