Что такое знамена? красное знамя. знамя победы. чем флаг отличается от знамени

Знамя

Военное знамя

Все знают, что боевое знамя — это святыня и реликвия, которую положено беречь даже ценой собственной жизни. При потере знамени воинская часть расформировывается.

Но откуда появилась традиция ходить в бой с развёрнутым знаменем и так самоотверженно защищать этот кусок материи?

Дело в том, что когда-то боевое знамя имело не просто символическое, но и очень практическое значение. Изначально оно служило ориентиром во время хаоса реального боя, в котором рушился боевой порядок, «мешались в кучу кони, люди».

Неизвестный художник, «Сражение за штандарт (Битва при Ангиари), по мотивам Леонардо», XVI векФото: artchive.ru

Невоенные знамёна

В Советском Союзе в некоторых сферах гражданской жизни присутствовали военизированные элементы. В частности, подобно военным частям, собственные знамёна имели партийные, комсомольские и пионерские организации всех уровней, а также предприятия промышленности, торговли и др.

Внешний вид знамён

На Руси первые знамёна представляли собой большой шест с пучком конских волос или некой фигуркой на конце. Такое знамя называлось «стяг» (то есть «шест»). Позже шесты стали венчать треугольным куском яркой ткани.

В XIV в. на стяги стали наносить лик Христа, а через некоторое время — также лик Богородицы или других святых. Стяг со святым ликом назвали словом «знамение», которое позднее превратилось в «знамя».

При Иване Грозном полки имели знамёна с государственным символом — двуглавым орлом.

В Российской империи и других странах боевые знамёна различных воинских полков могли быть разными как по цветам, так и по рисунку, могли иметь надписи любого размера и расположения.

Гербовое знамя 1696 г.Фото: ru.wikipedia.org

В СССР военные и все остальные знамёна имели фон, как правило, близкий к тёмно-малиновому и содержали коммунистическую и советскую символику (пятиконечную звезду, серп и молот, герб СССР, портрет Ленина, лозунги и т. п.). Всего на знамени могло быть несколько цветов, но вторым всегда был жёлтый («золотой»).

Переходящие знамёна и вымпелы

Переходящие знамёна и вымпелы в Советском Союзе вручались отличившимся трудовым коллективам или воинским подразделениям и находились у победителя до проведения следующего соревнования. Если победу одерживало другое предприятие, то награда уходила к новому победителю.

Вымпелы были небольшого размера, не имели древка и обычно располагались вертикально.

Чем флаг отличается от знамени?

Для стороннего человека не имеет никакого значения, о флаге мы говорим или о знамени, но специалист приведет вам не менее пяти отличий между этими полотнищами. В первую очередь они касаются их формы. Думаем, понятно, что флаг и знамя отшиваются из ткани. Причем во многих случаях она может быть даже идентичной. Однако флаг всегда имеет строго прямоугольную форму. Знамя же может быть прямоугольным, квадратным или даже ромбовидным.

Причем обе стороны полотнища имеют надписи, эмблемы и знаки. А вот флаг – это односторонний символ. Изображения на него наносятся только с одной стороны.

Чаще всего флаг не имеет постоянного крепления, он поднимается и опускается с помощью специального шнура. Тогда как знамя всегда крепится на деревянное основание. Именно это позволяет брать его в бой с собой и поднимать над полем битвы.

Знамена являются уникальными и штучными предметами, их никогда не пускают в массовое производство. Чаще всего они имеют богатую вышивку, отшиваются из дорогих материалов и украшаются бахромой. К флагам же отношение всегда было более простое. Наши предки нередко шили их из разных кусочков ткани, сейчас же они производятся с помощью обычной печати.

Наши предки всегда использовали знамена в самых торжественных случаях

Зачастую их делали к какому-либо важному для государства торжеству. Таким поводом могли стать коронация, погребение особы королевских кровей, победа над врагом или формирование нового полка

В последнем случае речь шла о знамени полка, которое бережно хранили и чтили все солдаты, служащие в нем, даже спустя столетия после образования.

Знамённый комплекс

Знамённый комплекс — совокупность полотнища знамени, его конструктивных и декоративных элементов.

В состав знамённого комплекса входят:

  • Полотнище — основная часть знамени. Обычно полотнище знамени изготавливается из двух отрезов ткани, сшиваемых по периметру.
  • Бахрома — декоративный, дополнительный (необязательный) элемент или аксессуар полотнища.
  • Древко — мачта для крепления полотнища, как правило, изготовленная из дерева.
  • Знамённые гвозди — специальные гвозди, служащие для закрепления полотнища на древке.
  • Запас — часть полотнища, обёрнутая вокруг древка и предназначенная для крепления к последнему.
  • Люверс — металлическое колечко, закреплённое на ткани флага, которое используется для его крепления к тросу, карабинам и др.
  • Навершие (гротик, острожек, острожок) — фигурное украшение из металла (копьё, шар), крепящееся на вершине древка. В литературе 1918—1919 годов иногда применялся термин «навершинье».
  • Навершие крепится к древку с помощью трубки, в ней же крепятся шнуры с кистями и ленты (с памятными надписями или орденские).
  • Скоба — это металлическое кольцо, крепящееся на древке ниже полотнища, на котором традиционно гравируют памятные надписи (в ВС России — краткую биографию воинской части).
  • Темляк — сложенный в виде петли ремень с кистью, предназначенный для фиксации знамённых чехлов. При снятом чехле повязывался на древко по скобе.
  • Внизу к древку прикреплён подток — это опора для знамени, выполненная из твёрдого материала в форме конического стакана.

В состав знамённого комплекса входит также предохранительный чехол знамени и панталер — перевязь через плечо знаменосца, предназначенная для ношения знамени.

Стяг, хоругвь, вымпел, штандарт и прапор

Зная, что такое знамя, нелишним будет ознакомиться и со значением таких родственных слов, как стяг, хоругвь, штандарт, вымпел и прапор.

Стяг – это древнее название знамени. Большинство стягов были столь длинны, что их приходилось отдельно везти на телеге, вслед за войском.

Хоругвь – это вид знамени, на котором обычно изображали Иисуса Христа или святых, покровительствующих войску. Этот вид знамен вывешивался вертикально.

Вымпел – крохотного размера флажок треугольной формы (иногда прямоугольной), которым украшали вершину копья рыцари в Средневековье.

Штандарт – прикрепленный к древку военный символ, сродни знамени, но меньший. Использовался в Средневековье. Чаще всего на штандартах изображали львов, грифонов и других геральдических животных.Что такое знамена? красное знамя. знамя победы. чем флаг отличается от знамени

Прапор – небольших размеров знамя с длинными хвостиками. Персональный знак дворянина. В Европе назывался штандартом.

Происхождение слов «знамя» и «флаг», а также их синонимов

Разобравшись с тем, что такое знамя и чем оно отличается от флага, интересно будет узнать, откуда взялись эти слова.

Слово «знамя» произошло от древнерусского глагола «знать» (в значении «отличать, замечать»). Однокоренными к нему были также возникшие в тот же период слова «знаменье» и «признак». Само название говорит о том, что знамя означает отличительный знак.

А вот слово «флаг» пришло в русский язык благодаря Петру I, страсть как любившему все заморское. В конце XVII века по его велению слово «флаг» (от латинского flagrum — «плеть») стало активно использоваться военными и моряками.

Небезызвестное слово «стяг» возникло от стягиваться (к кому-то). А вот «прапор» произошло от старославянского слова «поропоръ», обозначающего что-то легкое, невесомое. Кстати, от лексемы «поропоръ» также произошли слова «перо» и «парить». Примечательно, что поначалу прапорщиками именовали носителей прапоров, и лишь намного позже слово стало названием офицерского чина.

Символ революции

Во время революции 1848 года французские коммунисты попытались сделать красное знамя государственным флагом республики, провозглашённой 25 февраля. Но временное правительство во главе с Альфонсом де Ламартином убедило народ в необходимости сохранить трёхцветное знамя, ставшее символом французской нации. Компромиссным решением, отвечающим требованию радикалов, стала красная розетка — её добавили на флаг как знак революции. Эти события увековечил художник Филиппото, изобразивший на своей картине защищающего трёхцветный флаг Ламартина на ступенях парижского муниципалитета.

  • «Альфонс де Ламартин у Отеля-Де-Вилль отвергает красный флаг 25 февраля 1848 года»

С марта по май 1871 года в Париже действовало революционное правительство. Столица Франции после массового недовольства поражением в войне с Пруссией стала оплотом наиболее радикальных сил: большинство депутатов созданного революционерами правительства — коммуны — были социалистами и анархистами. И разумеется, они подняли красный флаг, под которым сражались против войск правительства Франции, сформированного национальным собранием. Но коммуна была подавлена, и алое знамя снова оказалось вне закона.

Зато красный флаг всё чаще можно было увидеть во время рабочих забастовок и митингов. Так он «дошёл» и до Российской империи, появившись на первой политической демонстрации у Казанского собора в 1876 году. Вскоре красный цвет стали использовать левые и либеральные российские оппозиционеры. Представители конституционных демократов шли под красным знаменем не менее охотно, чем социалисты.

  • Первая демонстрация на Знаменской площади в Петрограде перед памятником Александру III
  • Gettyimages.ru

После образования РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) красный флаг приняли и социал-демократы — как большевики, так и меньшевики. Красное знамя поднималось в дни революции 1905-го, а после февральской революции 1917 года стало главным символом радикальных перемен, в то время как государственный триколор постепенно отходил на второй план.

Однако у пришедших к власти большевиков монополии на красный флаг не было. Если белое движение выбрало в качестве своего знамени отвергнутый коммунистами триколор, то представители левого антибольшевизма сохраняли верность красному цвету. В июне 1918 года в Самаре собрался комитет членов Учредительного собрания, разогнанного большевиками. Эсеры, захватившие в нём лидерство, выступили против своих недавних союзников большевиков под красными знамёнами.

Ижевско-Воткинское рабочее восстание против большевистской диктатуры тоже проходило под красными флагами. А сформированные восставшими Ижевская и Воткинская дивизии прошли всю Гражданскую войну в войсках адмирала Колчака. Они приняли символику белых армий, но до конца войны уходили в бой под звуки «Интернационала».

Значение знамени

Значение этого куска материи, как его называют непосвященные люди, на протяжении веков было и остается очень велико. Изначально знамя указывало воинам то место, где они должны были строиться перед битвой. Оно символизировало собой целостность войска и его непобедимость. Во время боя колышущееся на ветру знамя означало, что дружине есть за что сражаться и она еще не побеждена врагом.

Ведь потеря стяга означала позор и бесчестие для всех воинов. Если врагам удавалось вырвать знамя из рук охраняющего его человека, данный факт расценивался фактически как поражение целой армии и подрывал боевой дух воинов.

Сегодня для людей, служащих в армии, знамя имеет не менее важное значение, чем для их предков. Ведь даже присягу Родине солдаты приносят, целуя знамя

Этот факт говорит о том, что данное полотнище несет в себе тот самый глубокий смысл, заложенный еще в древние времена.

Отзвук Победы

Вопрос об утверждении в Псковской области даты празднования водружения Знамени Победы над Рейхстагом поднимался неоднократно. И в этом году он нашёл поддержку в региональном парламенте. С законодательной инициативой вышла депутат Дарья Козьякова. Изначально она предлагала установить к этому событию «Праздник Знамени Победы», но из-за противоречия созвучному по названию федеральному закону «О Знамени Победы» было решено дополнить региональный закон «О копии Знамени Победы». В него внесли упоминание о дне празднования в Идрице водружения штурмового флага Идрицкой дивизии на здании Рейхстага. Этот день жителями посёлка ежегодно отмечается 30 апреля.

На заседании организационного комитета «Победа», проходившего 5 апреля в администрации Псковской области, обсуждался план празднования на территории региона 74 и 75-летий Победы в Великой Отечественной войне

Не обошли вниманием и Идрицу. Губернатор Псковской области Михаил Ведерников инициировал включение посёлка в план празднования 75-летней годовщины Победы

Глава региона отметил, что к памятной дате Идрицу необходимо привести в порядок. Администрация региона окажет поддержку в решении этого вопроса.

Не стоит забывать, что в этом году в Идрице отметят другую крупную дату — 75-летие со дня освобождения посёлка от немецко-фашистских захватчиков. Международное празднование подвига 150-й Идрицкой дивизии начнется с установки флагштока Знамени Победы в Идрице.

Кстати, министерство культуры одобрило съёмки документального фильма о подвиге 150-й Идрицкой дивизии. По словам главы Себежского района Леонида Курсенкова, сейчас Военно-историческое общество подбирает съемочную группу, которая смогла бы снять такой фильм. Обсуждается также вопрос и о возможности установления стелы в Идрице. Как она будет выглядеть, пока не ясно, конкурс эскизов объявлен.

Для Псковской области утверждение дня водружения флага Идрицкой дивизии над Рейхстагом — дополнительная возможность показать значение региона в жизни страны, в её истории. В сознании многих россиян Изборск и Псков утвердились как символы древней Руси; село Михайловское — как один из центров золотого века русской литературы, связанного с именем Александра Пушкина; бывшая деревня Чернушки в Локнянском районе ассоциируется с легендарным подвигом Александра Матросова. А небольшой посёлок Идрица в Себежском районе увековечен в названии знамени Победы, водруженном над Рейхстагом.

Леонид Шепталин

Главный символ победы

Под знаменем Победы сегодня мы понимаем вполне определенный символ. Он довольно широко растиражирован средствами массовой информации, к тому же его можно встретить во многих музейных экспозициях мира. Кроме этого, знамя Победы брали с собой на МКС, Северный полюс и даже закрепили его на Эльбрусе. На уровне российского законодательства это полотнище признано официальным символом победы советского народа над фашистской Германией.

Интересно, что этот стяг представляет собой весьма простое полотнище, которое, как гласит история, было изготовлено в полевых условиях. На нем изображен серп, молот и пятиконечная звезда. Надпись на красном фоне гласит, что знамя относится к 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, и именно оно было водружено над рейхстагом памятным майским днем сорок пятого года.

Однако те, кто немного разбирается в истории, утверждают, что на самом деле в Германии Егоров и Кантария поднимали совсем иное знамя. Этот факт очень долго отрицали, но все же если сравнить фото из газет того времени, то сразу бросается в глаза отсутствие каких-либо надписей на полотнище. Причем это можно увидеть в нескольких публикациях.

Специалисты считают, что привычный для нас вид красное полотнище приобрело совершенно случайно. На параде выносить его честь пала как раз на представителей той самой 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, не слишком отличившейся подвигами за прошедшие пять лет боевых действий. Вдохновившись оказанной честью, бойцы нанесли надписи и в таком виде гордо вынесли полотнище.

В дальнейшем менять его было уже поздно, поэтому в анналы истории страны знамя Победы вошло именно в таком виде.

Другие флаги

В настоящее время флаг является очень распространённым символическим атрибутом: свои флаги имеют едва ли не все более-менее значительные человеческие сообщества и мероприятия.

Это регионы и населённые пункты, государственные органы, военные округа, виды вооружённых сил и рода войск, коммерческие компании, спортивные команды, общественные, государственные и международные организации, учебные учреждения, спортивные, научные, развлекательные мероприятия и т. д.

Рассмотрим разные названия флагов и их отличия.

Знамя

Существует в единственном экземпляре и имеет высшую ценность как материальный предмет. Символ воинского или военизированного подразделения, иногда гражданской организации. Слово «знамя» практически всегда имеет военную или военизированную коннотацию, часто используется в образном значении (иногда как поэтическое и возвышенное).

Максим Сергеевич Кузнецов, «Боевое Знамя»Фото: artchive.ru

Флаг

Слово заимствовано в петровскую эпоху из голландского языка, где означало «знамя», или «флюгер». Сегодня является символом любого организованного человеческого сообщества (в том числе государства) или мероприятия. Тиражируется в необходимом количестве.

Хоругвь

Религиозный флаг с христианской символикой. Часто представляет собой вертикальное полотнище с тремя лепестками внизу. В Польше слово также обозначало воинское подразделение.

Ян Матейко, «Собески добывает хоругвь», 1880 г.Фото: artchive.ru

Прапор

Личное знамя небольшого размера с двумя или тремя длинными клиньями, символ знатного рода. На Руси появилось в XVI веке и использовалось в конных походных и боевых порядках.

Вымпел

Флаг на мачте военного корабля. Внешне похож на прапор: прямоугольный военно-морской флаг с двумя длинными горизонтальными клиньями.

Сегодня вымпелами также называют горизонтальные и вертикальные клиновидные флажки различных организаций, органов, спортивных команд и т. д. Существуют наградные вымпелы в виде вертикально расположенных клиновидных и пятиугольных флажков со шнурком-подвесом.

Штандарт

Происходит от голландского слова. То же, что и прапор, а также знамя кавалерийского полка.

В Римской империи были отличительными знаками воинских формирований и представляли собой шесты с объёмными фигурами на вершине.

Парад Победы. Советские солдаты с поверженными штандартами гитлеровских войск

Во время Великой Отечественной войны в Красной армии существовали штандарты фронтов, выполненные в виде вертикального шеста с горизонтальной перекладиной, на которой крепилось красное полотно с золотистыми надписью, бахромой и кистями.

Штандартом также называют флаг главы государства. Обычно представляет собой государственный флаг с изображённым на нём государственным гербом.

Итак, небольшой итог нашего экскурса таков…

Любое знамя — это уникальное полотнище, которое ценно как конкретный объект. Как правило, является святыней крупного военного подразделения.

Флаг — это отличительный знак какого-либо сообщества. Флаг может быть изготовлен и использован в любом количестве. Флаг может быть не только в виде полотнища: его изображение также может наноситься на твёрдые поверхности или одежду и т. п.

Вымпел — это военно-морской флаг или небольшой флажок (как правило, треугольный), который может быть как уникальным предметом (подобно знамени), так и иметь значение маленького флага — чьего-либо символа.

Знаменный комплекс: краткая характеристика

Любое знамя на сегодняшний день состоит не просто из древка и полотнища, а из целого комплекса предметов, которые дополняют его. Если, к примеру, речь ведется о воинском знамени, то в комплекте к нему идет еще чехол, перевязь для ношения и навершие. Оно представляет собой металлический шар, копье или может иметь любую другую форму. На него допустимо крепить ленты, кисти и бахрому.

Кроме этого, знаменный комплекс включает в себя пластину из металла, размещающуюся на древке около полотнища, и отрез ткани без символики и изображений, называемый «запас».

Интересно, что в старину существовало целое подразделение воинов, которые постоянно находились подле знамени. Чаще всего они были из рядов пехотинцев и должны были защищать боевое знамя во время сражения. На сегодняшний день подобных подразделений не существует, однако наши предки относились к этой категории воинов с большим уважением.

В словаре Д.Н. Ушакова

ЗНА́МЯ, род. и дат. знамени, знаменем, знамени. мн. знамёна, знамён, ср. (·книж. ).1. Флаг, как торжественная эмблема организации общественной, военной или государства. Профсоюзное знамя. Знамя дивизии. Знамя пролетарского государства.2. Лозунг, руководящая идея, как воплощение единства борющейся за что-нибудь группы (·ритор. ). Знамя коммунизма.• Поднимать знамя чего (·книж. ·ритор.) — став во главе, начинать борьбу за что-нибудь. «Восстаньте, час пришел! я поднимаю знамя возмущенья.» Лермонтов. Высоко держать знамя чего (·книж., ·газет.) — хранить свято, незапятнанными высшие идеалы, заветы чего-нибудь. Под знаменем чего (·книж. ·ритор.) — Под каким-нибудь лозунгом, во имя чего-нибудь. Под знаменем науки. Под знаменами (воевать, сражаться, служить и т.п.) чьими или какими (·торж.) — в чьей-нибудь или в какой-нибудь армии. «Мы дрались тогда со шведом Под знаменами Петра.» ·песня. Под французскими знаменами.

Значение слова Знамя по словарю Брокгауза и Ефрона:

Знамя (древнерусское — стяг, хоругвь, прапор) — кусок материи, прикрепленный к древку, имеющему наверху какое-нибудь эмблематическое изображение. З. были у всех народов с древнейших времен и ныне одинаково имеются как у народов цивилизованных, так и у диких. Первоначально, надо думать, З. в войсках имело целью служить указанием места сбора в бою, но такое значение З. давно уже утратилось, осталось значение внутреннее, как символа, выражающего идею единства, связывающего воинов в одно целое. Отсюда развитие и сохранение до настоящего времени взгляда на З., как на святыню, под которой соединяются верные своему долгу воины, с которой они идут в бой и за которую умирают. Отсюда же — постепенная замена одного общего войскового З. отдельными знаменами тактических войсковых единиц. З. воинской части есть ее честь и слава. Потеря З. есть потеря чести. приобретение З. неприятельского составляет для победителя величайшую славу. Вместе с тем З. имело и имеет значение условного знака — господства над страной, овладения крепостью или городом, ставки полководца и проч. У евреев времен Моисея каждое колено, кроме левитова, имело свое особое З. У египтян вместо З. были насаженные на пики разные аллегорические фигуры. У китайцев и индусов З. состояли из трех основных частей современного З. — полотна, древка и наконечника. У римлян сперва были пики, с насаженными на них изображениями зверей или человеческой руки. затем явилось изображение орла, над которым иногда прикреплялась поперечина, с куском драгоценной ткани. С принятием христианства орел был заменен крестом и начальными буквами имени Иисуса Христа. В средние века, у германцев, З. получили еще большее распространение. В XII и XIII стол. стали различать З. имперское, государственные, областные, отрядные, народные и проч. У восточных народов, современ Магомета, З. всегда особенно почитались. У аравитян З. пророка было величайшей святыней и охранялось отборной дружиной. З. у них имели изображение полумесяца на верхушке или на полотне. Этот отличительный знак сохранился и до сих пор у всех мусульман. После учреждения постоянных войск появились З. отдельных войсковых частей. В самых старых строевых и иных войсковых уставах имеются подробные указания о почестях, которые должны быть отдаваемы З., о приведении к присяге под знаменами и др. С XVII и XVIII ст. на З. начинают появляться разнообразные девизы. В Англии до сих пор каждый полк имеет на З. свой девиз и свою эмблему. В России до принятия христианства стягам воздавались божеские почести. С принятием христианства, на стягах стали вышивать крест и тексты из св. Писания, а затем на них появились образа Спасителя и Святых. В позднейшее время начали различаться З. большого полка, сторожевого, ертаульного. В коннице введены были З. меньшего размера — прапоры. Петр Великий определил в каждой роте иметь по З. Состоявшее в первой роте считалось полковым и было белого цвета. в прочих ротах З. были разных цветов. Особенно возвысил значение З. имп. Павел I. До него они полагались на определенные сроки. Павел I повелел, чтобы З. и штандарты оставались в войсках бессрочно, и начал жаловать их собственноручно или при особых грамотах. По действующему закону (ст. 123-147 Св. В. П., кн. VIII), З. считается знаком отличия. Каждый полк, а равно каждый батальон, который в военное время образует из себя полк, получают при сформировании одно знамя или (в кавалерии) один штандарт. но имеющиеся у большинства полков прежде пожалованные З. по числу батальонов сохраняются и в торжественных случаях выносятся в строй. Прочим отдельным войсковым частям З. жалуются лишь за военное отличие, или когда со времени сформирования их исполнится сто лет. Потерянные в бою З. или штандарты не могут быть иначе возвращены, как особенным отличием. В 1883 г. установлен, для жалования на будущее время, новый образец З., но до сих пор таких З. пожаловано еще немного. К.-К.

Флаг государства

Сегодня государственный флаг является обязательным элементом государственной символики страны. Свои флаги также имеют субъекты федераций, регионы и города.

Флаги государств появились с развитием военного и гражданского мореплавания с целью идентификации судов.

Современный российский «триколор» появился во второй половине XVII века как морской флаг. Но только на рубеже XIX—XX веков он получил однозначный статус официального флага российского государства.

Евгений Алексеевич Корнеев, «Рождение Флага Российского», 2007 г.Фото: artchive.ru

Кроме государственного флага многие страны имеют отличные от него военно-морской флаг и флаг торгового флота.

История

Основана социал-демократами Калуги на первой губернской конференции в июле 1917 года под названием «Рассвет». В состав редакционной коллегии вошли Н. В. Борисов, П. Я. Витолин и П. Ф. Шелковский. Главным редактором был избран известный революционер Пётр Витолин.

Первый номер газеты вышел 6 (19) августа 1917 года. Изначально Калужским губернским комитетом РСДРП(б) также издавались газеты «Калужская правда» и «Революция и коммуна», однако в сентябре их выпуск был прекращён, а единственным печатным органом калужских большевиков стал «Рассвет».

До октябрьской революции 1917 года печаталась в виде бюллетеня небольшого формата на 6—8 страницах. Первоначально издавалась в типографии «Доверие», располагавшейся на Никитском переулке (в настоящее время — улица Карпова, д. 25).

В следующем году (22 мая), решением бюро губернского комитета РКП(б) переименована в газету «Коммуна».

Являясь официальным органом губернского бюро и Калужского комитета РСДРП(б), газета выполняла функции по печатной пропаганде проводившейся политики. Так, после посещения Калуги Демьяном Бедным 11 и 12 ноября 1921 года на страницах Коммуны были опубликованы его фельетоны «Вольная торговля» и «В Калуге», направленные против спекуляции и частной торговли.

Издание помогало решать наиболее значимые проблемы Калужской губернии, в частности ликвидации безграмотности: из-за нехватки букварей «Коммуна» издавала специальное еженедельное приложение, которое использовалось как учебное пособие в школах грамоты.

1930-е годы стали одними из самых трагичных в истории газеты: многие редакторы, журналисты и сотрудники были репрессированы. Вместе с тем, сама «Коммуна» следовала «линии партии», публикуя материалы с «разоблачениями врагов народа». Заметно снизился уровень её статей.

Единственный перерыв в издании газеты случился в период оккупации Калуги немецко-фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны. Последний перед вторжением фашистских войск в город номер вышел 4 октября 1941 года. Однако, уже 3 января 1942 года, то есть всего лишь через три дня после освобождения Калуги советскими войсками, газета «Комммуна» вышла вновь.

С 13 августа 1944 года издаётся под названием «Знамя».

Именно в издательстве «Знамя», в газете «Молодой ленинец» начинал свой творческий путь Булат Окуджава. В 1952—1953 годах он преподаёт в школе № 5 города Калуги. Здесь Окуджава подрабатывает корреспондентом и литературным сотрудником калужских областных газет «Знамя» и «Молодой ленинец». На страницах этих газет регулярно появляются его стихи. Первый поэтический сборник Окуджавы: «Лирика» был издан в издательстве газеты «Знамя» в 1956 году.

С 1958 по 1985 года (то есть в течение 27 лет — больше, чем кто-либо ещё) главным редактором был Александр Петрович Бекасов

Под его руководством особое внимание уделялось письмам читателей, на основании которых готовились журналистские материалы «с места событий». В рубрике «Литературные страницы», кроме Окуджавы, также публиковались Александр Николаевич Авдонин, Валентин Алексеевич Волков, Алексей Петрович Золотин, Анатолий Николаевич Кухтинов, Рудольф Васильевич Панфёров, Николай Васильевич Панченко, Сергей Фёдорович Питиримов

Тираж газеты достигает максимального в её истории — 90 тысяч экземпляров.

В период реформ конца 1980-х годов редакция не меняет своего курса и остаётся официальным печатным органом Калужского обкома КПСС. Создание решением депутатов Калужским областным советом народных депутатов новой не партийной или ведомственной, а «народной» газеты «Весть», первый номер которой вышел 5 января 1991 года, привело к массовому уходу журналистов из редакции «Знамя».

Однако, трагическим ударом по газете «Знамя» стало, совершённое в её редакции 11 января 1991 года, политическое убийство: антикоммунист Владимир Воронцов застрелил главного редактора Ивана Фомина и ранил фотокорреспондента Геннадия Головкова. Свои действия Воронцов объяснил политико-идеологическими мотивами. В 1992 году он был приговорён к смертной казни и через несколько лет расстрелян.

В память об Иване Ивановиче Фомине в Калужской области с 1997 года вручается ежегодная премия в области журналистики, названная его именем.

С 2003 года в качестве главного редактора газету возглавляет выпускник КГПУ имени К. Э. Циолковского Алексей Слабов.

Слово «знамя»: история происхождения

Историки много спорят на данный счет, однако приходят к мнению, что данное слово было образовано от древнерусского глагола. Так как знамя несло в себе смысл отличительного знака, то свои корни оно берет от известного всем глагола «знать». Он использовался в смысле «замечать».

Если продолжать сравнивать знамя и флаг, то второе слово прочно вошло в обиход только во времена Петра I. В семнадцатом веке оно было позаимствовано из иностранного языка и дословно в переводе означало «плеть». Именно царь и приказал использовать новый термин в армии и на флоте. С течением времени слово закрепилось и стало применяться повсеместно.