Жатва

Сюжет

Кэтрин Уинтер была ревностной христианкой, посвящённой в сан, однако личная трагедия свела её религиозные воззрения на нет. Несколько лет назад по просьбе священника, отца Костигана, Кэтрин с мужем и дочерью отправилась в Африку, чтобы проповедовать там христианство. Но в стране началась страшная засуха, люди и животные гибли, и местные жители тут же связали бедствие с приездом белых людей. Колдун убил мужа и дочь Кэтрин, чтобы принести их в жертву. Бессмысленная и безвинная гибель близких подорвала веру Кэтрин; женщина стала ярой атеисткой и сделала своей профессией разоблачение религиозных «чудес». С помощью достижений науки Кэтрин начала открывать истинные причины событий, принимаемых за чудеса. Продолжительная и плодотворная работа принесла результаты и славу: Кэтрин стала профессором одного из университетов, на её счету разоблачение 48 псевдочудес, она читает курс лекций на эту тему для студентов и издала о своей работе книгу.

Основная история фильма начинается с того, что Кэтрин приглашают расследовать странные события в небольшом, захолустном американском городке Хэйвэн. Дак Блэкуэл, учитель из Хэйвэна, рассказывает, что река, протекающая рядом с городом, вдруг окрасилась в красный цвет; местные жители считают, что это кровь и связывают случившееся с библейской легендой о десяти казнях египетских. Они обвиняют во всём семью МакКоннелл, которая якобы отправляла языческие обряды, и второго ребёнка из этой семьи — двенадцатилетнюю Лорен МакКонелл. Помимо прочего, Лорен обвиняют в убийстве её старшего брата, которого нашли в реке без признаков насильственной смерти. Кэтрин не особенно интересуется этим случаем, но Дак уговаривает её, упирая на то, что Лорен грозит опасность — испуганные жители могут устроить над девочкой самосуд. Кэтрин, помнящая, как чужие религиозные предрассудки стоили жизни её дочери, соглашается. Она и её напарник Бен (в отличие от Кэтрин — верующий) отправляются в Хэйвэн и приступают к работе.

Пока исследователи пытаются что-то понять, на город обрушивается дождь из жаб, затем нашествие мух, безумство зверей и внезапный массовый мор здорового скота — всё согласно Библии. Обстановка накаляется, пришедшие результаты анализа проб воды из реки поражают — это действительно кровь, а не микроорганизмы, как предполагала Кэтрин. В какой-то момент Кэтрин понимает, что происходящее уже невозможно объяснить естественными причинами. Отец Костиган сообщает Кэтрин по телефону, что события точно укладываются в описание, имеющееся в некоем древнем пророчестве. Согласно пророчеству, секта сатанистов будет приносить в жертву вторых детей до тех пор, пока не явится посланный Богом Ангел и не уничтожит их. Вроде бы, всё указывает на то, что Лорен — посланник дьявола, а значит её необходимо убить. Кэтрин почти уверяется в правоте этого толкования и очень страдает, так как ассоциирует Лорен со своей погибшей дочерью.

Гибнет напарник Кэтрин, причём очень похоже, что в его смерти тоже виновата Лорен. Лишь в последний момент, отчасти благодаря случаю, Кэтрин открывает страшную правду: всё население Хэйвэна — одна сатанинская секта. Лорен — второй ребёнок, её не смогли убить при жертвоприношении, она оказалась неуязвима для сектантов, поднявший на неё руку старший брат умер сам. Лорен и есть предсказанный пророчеством ангел. Казни египетские — предвестник уничтожения секты. Дак, потомственный глава секты, специально пригласил Кэтрин в город, чтобы обманом заставить её убить Лорен (поскольку Кэтрин была посвящена в сан, она, в отличие от жителей города, может убить ангела). Обман не удаётся, десятая казнь убивает всех жителей города, ведь все они — первенцы. Кэтрин и Лорен вдвоём уезжают. Но история на этом не заканчивается. Лорен говорит Кэтрин, что та несёт в своём чреве ребёнка. Этот ребёнок — от Дака, с которым Кэтрин успела провести ночь. Согласно тому же пророчеству, достигнув зрелости, этот ребёнок станет посланцем Сатаны.

Жатва в Библии

Жатва в Палестине (Быт. ) обыкновенно начиналась около начала апреля и оканчивалась в июне, но в некоторых частях нагорной страны и позднее. Жатва ячменя предшествовала жатве пшеницы. Для срезания колосьев обыкновенно употреблялся серп, а молотьба и просеяние хлеба производились часто под открытым небом. Собирание отдельных колосьев, даже отдельных снопов, забытых на поле, после уборки предоставлялось беднякам и делалось их собственностью. Сезон жатвы, несомненно, считался очень трудным, но в то же время и самым весёлым среди полевых занятий. Поэтому выражение «как веселятся во время жатвы» (Ис. ) обратилось даже в поговорку. Пшеница собиралась в житницу, а плевелы, собранные в связки, сжигались (Мф. ). Обыкновенной пищей для жнецов, по крайней мере во времена Руфи, служили только хлеб и поджаренные колосья; питьём же — уксус (вид кислого, слабого вина), отличавшийся вероятно прохлаждающим свойством, особенно приятным в странах жаркого климата (Руф. ). Обычным приветствием между жнецами и проходящими мимо, как видно из было следующее: «и сказал (Вооз) жнецам: Господь с вами! И они сказали ему: да благословит тебя Господь

Жатва в славянской традиции

Подробнее по этой теме см. Жатва в славянской традиции.

Жа́тва (процесс уборки злаковых культур) являлась одним из наиболее ответственных периодов в хозяйственном цикле славян, относившихся к хлебу как к высшей ценности; в обрядовом комплексе, сопровождавшем жатву, особенно выделялись ритуалы, отмечающие её начало (зажинки) и конец (обжинки, дожинки).

«Пейзаж со жницами» ( художник Михаил Эрасси )

Лицевой летописный свод «Та зима была очень теплой, и весь снег стаял еще во вторник до последнего воскресения перед Великим Постом, не осталось снега нигде. А осенью много хлеба ушло под снег, и жали люди хлеб в Великий Пост, когда сошел снег, в тех местах, где не побывало литовское войско, а весь снег стаял во вторник на Феодоровой неделе»

Хотя время уборки урожая определялось в каждой местности климатическими и погодными условиями, тем не менее во многих местах её стремились приурочить к календарным праздникам, близким по срокам к жатве. Например, у русских начинали уборку (зажинали) яровых со дня Прокопия-жатвенника 8 (21) июля или после Ильина дня 20 июля (2 августа) (ср.: «Илья лето кончает, жито зажинает»).

Начало жатвы (зажин, зажинки) было обставлено целым рядом ритуалов и магических действий, из которых главным считался правильный выбор зажинщицы», т.е. такой жницы, которая славилась надёжным здоровьем, силой, ловкостью, «лёгкой рукой».

В период жатвы соблюдались особые правила поведения и запреты. Чтобы не навлечь грозы и пожаров на собранный в поле хлеб, прекращали работы в те календарные праздники, которые приходились на время страды (например, дни Бориса и Глеба, Пантелеймона-Зажимного, св. Павла и др.); в эти дни старались не зажигать в домах огня и даже не топили печи (см. Ильин день, Огненная Мария, Пантелеймон Целитель).

Во многих славянских традициях сохранились представления о том, что в несжатых колосьях скрываются обитающие в злаках полевые духи или души умерших родственников.

Съёмки

Съёмки фильма проходили в период с 15 августа по 17 ноября 2005 в большей части своей на территории штата Луизиана. В период нашествия урагана Катрина съёмки фильма были приостановлены на одну неделю, кроме того продюсеры подумывали о переносе съёмочной площадки в иное место. Однако всё-таки было решено доснять фильм в этой местности. В самом начале фильма можно видеть чилийский город Консепсьон, который показан очень скупо: как очень бедный и провинциальный городок. На самом же деле город имеет богатую историю и культуру. Этот факт вызвал недовольство мэра и жителей города. Также в фильме был искажён ещё один факт: чилийцы в фильме говорят по-испански с ярко выраженным мексиканским акцентом, это обстоятельство также не соответствует действительности.