Заповедные лета. что это и почему они появились?

Упоминание о периоде заповедных лет

Считается, что заповедные лета возникли в период царствования Ивана IV Грозного. Именно этим царем был издан указ от 1581 г., в котором вводился запрет на переход крестьян между помещиками в Юрьев день. Период охватывал две недели: до 26 ноября после него. Этот запрет был временной мерой, но по сути означал дальнейший процесс закрепощения крестьянского населения, который возник еще в Судебнике 1497 г. Ивана III.

Заповедные лета относятся к периоду 1581-1582 гг. Наиболее ранним упоминанием является запись от 12.06.1585 г., относящаяся к поместью Б.Сомова в Холовском погосте в Деревской пятине, приписанной к Новгородской земле. Период введения заповедных лет совпал с этапом составления писцовых книг 1580-х гг. Их целью было обеспечение условий для наиболее достоверного учета численности крестьян. В тех районах, где происходила перепись, правительство вводило запрет на выход крестьян из тягловой зависимости.

Однако у историков нет фактического текста закона, в котором говорилось бы о заповедных летах. По этой причине и возникли споры специалистов относительно территориального распространения его действия. Одни историки, например Р. Г. Скрынников, В. И. Корецкий, А. А. Зимин, утверждают, что этот принцип действовал только в отдельных местах и носил локальный характер. Другие же специалисты, представленные Б. Д. Грековым, Г. Н. Анпилоговым, утверждали о распространении действия закона на все государство.

Нет однозначного понимания и того, каким было изначальное содержание данного термина. Р. Г. Скрынников и Б. Н. Флори утверждают, что режим заповедных лет являлся целой системой ограничительных временных мероприятий, предотвращающих возможность выхода из тягла не только крестьянского люда, но и черных посадских людей. А вот другие историки убеждены, что закрепощение крестьян началось во времена введения режима сыска беглых людей. Поэтому и возник термин заповедных лет. В частности, В.А. Аракчеев убежден, что заповедные лета можно рассматривать только применительно к частновладельческим землям.

Этот термин указывал не на введение запрета на переход крестьян, а на обеспечение мер по розыску беглых крестьян или вывезенных людей. Розыск проводился по распоряжению самих помещиков или по судебным решениям. При этом срок давности для таких дел не был установлен, а потому властями принимались челобитные по крестьянам, которые бежали с 1581-1582 гг. Со временем появилась потребность в конкретизации сроков. Появление «урочных лет» и связано с необходимостью уменьшить число конфликтных ситуаций среди землевладельцев. В результате был введен режим розыска беглого крестьянства, т.е. заповедные лета.

Известное последнее упоминание об этом термине датируется 14.04.1592 г. Оно присутствует в тексте грамоты двинскому судейке. В. И. Корецкий был убежден, что в 1591-1592 гг. был издан указ об отмене заповедных лет, однако его текст не сохранился до наших времен.

Срок давности преступления

Однако даже с установлением заповедных лет для людей, находившихся в крепостной зависимости, все равно оставался путь к свободе. Путь незаконный, но практиковался довольно часто. Он заключался в побеге от хозяина, который был слишком жестоким со своими крестьянами.

Заповедные лета. что это и почему они появились?

На смену упраздненному понятию заповедных лет приходит новое явление — урочные годы. Так назывался срок давности преступления для крепостных крестьян, совершивших побег от своего хозяина-помещика.

Этот отрезок времени первоначально исчислялся десятью годами, затем был сокращен до пяти, а в середине 17 века и вовсе отменен. Это привело к полному завершению процесса закрепощения крестьян в России.

Первый этап. Конец XV – конец XVI вв

Первым документом, в котором ограничивался уход владельческого крестьянина к другому хозяину, стал Судебник $1497$ года. Переход ограничивался неделей до и после Юрьева дня осеннего ($26$ ноября). Также крестьянин был обязан выплатить «пожилое». Причиной стало развитие поместной системы, по которой земли давались в награду за службу, в том числе, военную. Нормы Судебника $1497$ года соблюдались еще достаточно слабо, так как это был первый кодекс юридических норм для всего государства.

В $1550$ году был издан следующий Судебник. Его статьи подтверждали право перехода и запрещали удержание крестьян после необходимых выплат.

В $1581$ году в условиях истощения страны был издан указ о «заповедных летах». Поначалу он запрещал выход крестьян только в самых пострадавших регионах и считался временным.

Краткие известия о «заповедных летах»

В распоряжении историков указа о «заповедных летах», имеющего масштаб государственного значения не существует. Лишь краткие сведения об этом содержаться в грамотах конца 16 века. А масштаб общегосударственного сей документ принял после указа царя Федора Ивановича, примерно в 1552 году или чуть позже в 1553 году. Указ носил запретный характер и не разрешал свободно уходить крестьянину от владельца, а так же наряду с этим указом были ведены и писцовые книги, определяющие принадлежность крестьянина одному господину. Теперь указ имел юридическую силу и основания лишать свободы крестьянина, «закрепощать» его. Тем не менее сказать определенно как были все-таки введены «заповедные лета» и был ли на это единый указ или ряд указов, шедших один за другим в течение нескольких лет. Дошедшие до нас исторические документы, а вернее сказать их фрагменты с большой долей вероятности имеют подтверждение лишь тому, что введенные Государством указы означали лишь временные меры по так называемому «закрепощению» крестьян.

Крепостное право наряду с указами о «заповедных летах» давали возможность землевладельцам возвращать беглых крестьян, а так же крестьян, насильно увезенных.

Четко прописанными нормами «заповедных лет» может похвастаться лишь один документ. Это грамота, пожалованная царем городу Торопцу в 1590 году. Грамота позволяла возвращать беглых людей своему владельцу. Правда, к сельскому люду применять данный документ вообще не планировалось. В нем говорилось о городских жителях. А значит можно чисто формально свести отмену Юрьева дня к указу о «заповедных летах»

Уже на протяжении двух столетий историки всего мира бьются над решением проблемы, которая носит название «заповедные лета». Но с тех пор подтверждены лишь две теории. Первая — закрепощение крестьян происходило по указу Государства. Вторая – закрепощение крестьян было предпринято без всякого царского указа, а просто производилось, как самоуправство владельцами земельных наделов.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Такая народная пословица появилась примерно в это же время. Так о чем же гласил этот указ царя Бориса? До момента его принятия Юрьев день был той датой, когда крестьяне, работавшие на помещика, могли перейти к другому хозяину. Вправе это сделать они были в течение недели до и после этого дня. Но получали они такой шанс только при условии, если к этому моменту получалось рассчитаться со всеми податями, платившимися помещику и государству.

Таким образом, с отменой этого права люди, занимавшиеся сельским хозяйством, приобретали невольничье положение, сравнимое с жизнью рабов.

Заповедные лета продолжались в России вплоть до самой отмены крепостного права. Это событие, как известно, произошло в 1861 году при Александре II.

Заповедные лета. что это и почему они появились?

Вот потому-то и появилась в народе поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Говоря так, люди, как правило, подразумевают, что случилось что-то, не вполне приятное для них.

Закрепощение крестьян

Понятие «заповедные годы» тесно связано с таким явлением, как крепостное право. В чем же заключается сущность этого феномена, где впервые он возник?

Известно, что положение крестьян напрямую связано с экономическим строем государства. А поскольку на Западе все подобные процессы происходили быстрее, чем на Руси, и начинались гораздо раньше, то неудивительным является тот факт, что большинство стран Европы ввели для своих крестьян крепостное право в раннем Средневековье, а к началу Нового времени уже пережили этот мрачный период своей истории.

Однако в таких государствах, как Германия, Польша и Австро-Венгрия, это явление возникло в 16-17 веках, а было упразднено окончательно лишь в девятнадцатом столетии. Таким образом, пройдя почти одновременно с Россией этап крепостничества, эти страны оказались на новом витке экономического развития.

Предпосылки и причины закрепощения крестьян

Закрепощение крестьянства было длительным процессом, растянувшимся практически на всю историю Руси: еще в Древней Руси некоторая часть населения становилась зависимой, попадая по собственной воле или без нее в холопство. В период раздробленности крестьяне были более свободны, так как могли свободно менять место жительства.

В историографии вопросам закрепощения посвящено множество исследований. Но до сих пор нет однозначного мнения о закрепощении. Ранее вопрос концентрировался на направлении закрепощения: часть исследователей считала, что закрепощение происходило «по указке» от правителя, часть – что это был «безуказной» самоорганизующийся процесс.

Замечание 1

На современном этапе зачастую считается, что закрепощение явилось прямым следствием разрушения экономики после опричнины и неудачной Ливонской войны.

Выделим основные предпосылки закрепощения. Природная среда на большей части Русского государства для земледелия была весьма суровой. Изъятие прибавочного продукта для развития государства и общества на обширных территориях страны требовало создание отлаженной системы принуждения.

Рост поместного столкновения сталкивался с представлением, по которому крестьянин сам был хозяином земли, потому что он на ней работал. В целом же, вся земля в сознании крестьянства принадлежала Богу и власти – верховному правителю. Стремление дворянства развивать «барскую запашку», таким образом, встречало сопротивление.

Необходимость сбора налогов вынудила государство переложить это на помещиков; чтобы собрать налоги с крестьян, необходимо было сначала их прикрепить к владельцу.

Наконец, обезлюдивание земель вследствие войны и опричнины подрывало экономику. Необходимо было удержать народ.

Как развивалось на Руси крепостное право

Государственная собственность на земли постепенно переходила в форму собственности индивидуального господства. И в тесной связи со сменой земельной формы собственности на Руси стало развиваться крепостное право. Земельные фонды, в конец 16 века находились в состоянии упадка и разорения. Огромные наделы земли, были попросту брошены и поросли сорняком и бурьяном. И что бы их восстановить требовались немалые усилия и большое количество крестьян, умевших вести сельскохозяйственные работы. Государство, разоренное в то время войнами и природными бедствиями, было не способно поднять сельское хозяйство своими силами, да и казенные денежки не хотелось тратить на непосильное для Государства дело.

Казенный фонд земель пришел в упадок, что и привело к вынужденным мерам со стороны Государства и к жесткой смене жизненного уклада крестьян на Руси. Законы крепостнического характера стали исключительной мерой, некой поддерживающей опоры для пользования государственной собственностью

Государство принимает изначально введение указа о «заповедных летах», как временную и исключительно финансовую меру, не имеющую важного и особого подтверждения со стороны закона. Но сословие мелкого и среднего дворянства быстро разобрались в выгоде этого указа для себя и добилось от Государства перевода указа из временного документа в постоянный, с неукоснительным соблюдением его требований и распоряжений

Временные меры превратились в постоянный порядок. Все события, что были описаны выше, с исторической точки зрения происходили во времена царствования Ивана Грозного, но более поздние факты, развеяли миф о том, что именно этот царь отменил на Руси Юрьев день. Единственно, что доподлинно известно, что он закрывал житницы, принадлежавшие государству, когда на земле случались неурожайные годы и наступал голод. И только спустя некоторое время, когда на царский трон занял Борис Годунов, в России стал формироваться крепостной порядок.

Это интересно: 2051,Удельная политика Василия III (кратко)

Отмена урочных лет

Новый век сменил предыдущий. Стране требовалось огромное количество налогов, которые могло дать, по сути, почти единственное что-то производившее многочисленное сословие – крестьяне. Ввод урочных лет в этих условиях был уже не нужен. В 1649 году был принято Соборное Уложение, полностью отменившее урочные лета. Общество отнеслось к появлению документа по-разному: дворяне остались удовлетворены, поскольку теперь крестьяне становились их полной собственностью, которой можно было распоряжаться как угодно. У крестьян же пропала последняя надежда на освобождение от кабалы. Это было уже настоящее крепостное право, последствия введения которого со временем отбросили Россию за рамки развитого государства. Произошло то, с чем справиться удалось только в 1861 году: огромный пласт населения России был обращен в рабство. На первых этапах это дало плоды: дворяне получили поддержку государства и сами стали мощной опорой трона, а государственная казна исправно пополнялась. Однако со временем этот средневековый уклад начал сильно тормозить развитие России. И отмена его в 1861 году далась обществу непросто.

Две теории происхождения крепостничества в России

В XIX веке сформировались две теории происхождения крепостного права — указная и безуказная. Согласно указной теории, автором которой был русский историк Сергей Михайлович Соловьёв, крепостное право стало результатом деятельности государства. По его мнению, последовательная политика Московского царства, а позднее Российской империи, закрепила крестьян исходя из потребности страны. Делалось это для того, чтобы обеспечить материальную базу служилому сословию, несущему тяжёлое бремя государевой службы. Таким образом закреплялись не только крестьяне, но и сами служилые люди.

Другой российский историк, Василий Осипович Ключевский, выдвигал другую, безуказную теорию. По его мнению, законодательные акты не формировали, а всего лишь подтверждали фактически сложившееся положение вещей. На первое место он ставил экономический фактор и частноправовые отношения, позволявший одному классу эксплуатировать другой.

Это интересно: 2055,Указ о вольных хлебопашцах: кратко

Таблицы: Форма закрепощения крестьян

Исторический период

Форма закрепощения

Описание

Раннефеодальное государство (IX-XI вв.)

 

Смерды – зависимые от князя пахари.

Феодальная раздробленность (XII-XIII вв.)

 

Серебряники (те, то брал в долг деньги – «серебро» — с обязательством их отработать своим трудом), половники или исполовники (те, кто работал на земле, как правило, «исполу» — за половину урожая).

Формирование централизованного государства

Пожилое XV век

Компенсация за опустевший двор и трудовые потери помещику при уходе крестьянина. Судебник 1550 г. – в два раза увеличивалось «пожилое».

 

Юрьев день

Исторически сложившийся срок перехода. Крестьяне-старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», тогда как новоприходцы платили «часть двора». В Судебнике 1497г. Правило Юрьева дня стало обязательным для всего крестьянства.

 

Заповедные лета

1581-1592гг. – Бегство крестьян из родных мест из-за опричнины → временное запрещение перехода (отмена Юрьева дня).

 

Урочные лета

1597г. – Розыск беглых крестьян и возвращение их феодалам. Пятилетний срок сыска беглых крестьян (попытка удержать крестьянство на месте).

1614г. – как и при введении Юрьева дня, первым льготные права получил в Троице-Сергиев монастырь, которому в качестве награды за оборону в годы интервенции было разрешено сыскивать своих крестьян в течение 9 лет.

1637г. – в ответ на коллективное челобитье дворян об отмене «урочных лет» правительство распространило действие частного указа на всех феодалов и продлило сыск беглых крестьян с 5 до 9 лет.

1641г. – после нового коллективного челобитья дворян срок сыска беглых крестьян был увеличен до 10 лет.

Соборное Уложение 1649г. – провозглашение «сыскивать беглых крестьян бессрочно», утверждалась вечная и бессрочная потомственная крестьянская крепость.

 

Барщина

Работы, выполнявшиеся крестьянами на их господ. Создание основанного на крестьянском труде барщинного хозяйства было для землевладельца необходимостью, если он хотел повысить качество продукции увеличить доходы своего хозяйства.

 

Рента

Отработочная

Продуктовая

денежная

Работа на владельческой пашне и сенокосе, в огородах и садах, по возведению и ремонту усадебных строений, мельниц, плотин и т.д.

Включающая в себя как продукты земледелия и скотоводства, так и изделия домашней промышленности, как никакая другая, способствовала консервации натурального характера экономики.

Денежный оброк в XVII веке за редким исключением еще не играл самостоятельной роли и чаще всего сочетался с барщинными повинностями и натуральными платежами.

Литература:

  1. Литвинов М. А. История крепостного права в России.

Ограничение свободного выхода крестьян

В 1497 году появился Судебник Ивана III, содержавший первые ограничения передвижения крестьян. Отныне крестьянин мог поменять хозяина только за неделю до и в течение 7 дней после Юрьева дня. Это самое начало закрепощения крестьян на Руси. Далее события развивались по сценарию, означавшему конец свободе крестьянского сословия.

В 1581 году (это период правления Ивана IV) был принят указ о церковной реформе. В нем говорилось, что земли, ранее принадлежавшие монастырям, отныне являются государственными. Крестьяне стали в итоге намного реже пользоваться все еще остававшимся у них правом Юрьева дня, поскольку они старались уйти от помещиков на монастырские земли, где налоговый гнет был намного более слабым. Таким образом, Иван Грозный сделал очередной шаг к полному закабалению самого многочисленного и бесправного сословия на Руси.

В 1597 году (правление Федора Ивановича, находившегося под влиянием Бориса Годунова) вводится понятие «заповедные лета». Оно означало, что в определенные годы, когда шла перепись российских земель, крестьяне не могли переходить к другому владельцу. Причиной введения заповедных лет явилась необходимость учета государственного имущества. Для крестьян же это означало фактически конец всякой свободе. Временная приостановка действия Юрьева дня оказалась постоянной.

Принятые позже документы установили незыблемое правило: отныне Юрьев день был окончательно отменен, крестьянам запрещалось покидать помещика. Возможность крестьянских переходов с введением в действие нового закона осталась в прошлом. Второе нововведение было таким: определялись урочные лета (так именовались годы, в течение которых прежний помещик мог подать челобитную о бегстве от него крестьянина). В течение 5 лет после побега крестьянина надлежало искать и в случае успешного поиска вернуть старому владельцу.

Если же проходило 5 лет, сбежавший считался свободным либо принадлежащим другому помещику, у которого он решил остаться. Правило урочных лет распространялось на все семейство крестьянина, включая супругу и детей. Согласно закону, если помещик успевал подать челобитную за пять лет после побега, но крестьянина пока не могли найти, пятилетний срок продлевался и действовал не с момента побега, а со времени подачи челобитной.

Продолжительность урочных лет со временем изменялась. При Михаиле Романове действовал 5-летний срок, затем был установлен 15-летний. Увеличение срока поиска беглых до 9 и до 15 лет превращало возможность крестьянского перехода в утопию.

Начало сыска крестьян и установление больших сроков для их поимки фактически означало полную потерю ими свободы, даже столь условной, как возможность поменять хозяина в Юрьев день.

Жизнь крестьян до крепостного права

Таким образом, в 1592 году заповедные лета начали действовать и продолжались, как уже было сказано, до указа об отмене крепостного права, принятого в 1861 году.

А что же было до этого? Как жили крестьяне до заповедных лет (годы их действия — 1592 по 1861)?

Можно сказать, что их положение было значительно лучше. По крайней мере, у значительной части тогдашнего крестьянства. Поскольку наряду с несвободными землепашцами существовали также и люди, которые занимались сельским хозяйством на собственных землях, будучи абсолютно свободными.

Такие хлеборобы назывались тогда простым словом «крестьяне». Они были абсолютно независимыми, могли иметь частную собственность, в состав которой иногда входили и рабы.

Несвободная часть населения Древней Руси делилась, в свою очередь, на следующие подгруппы:

  • Холопы.
  • Закупы.
  • Челядь.
  • Смерды.

Каждая из этих групп людей была практически полностью бесправной.

Наилучшее положение из представленных выше 4 разновидностей крестьянства занимали смерды. Они, в отличие от всех остальных, имели право на частную собственность. Однако, владея куском пашни, они сами принадлежали помещикам. И в случае их смерти имущество переходило к их хозяевам.

Заповедные лета. что это и почему они появились?

Закупами назывались такие крестьяне, которые становились рабами в обмен на землю и другое имущество. Такие люди работали на хозяина не всю жизнь, а в течение определенного срока, пока они не погасят всю стоимость выделенного им участка пашни.

Самым бедственным положение было у холопов. Они не имели права на частную собственность. Их жизнь приравнивалась к существованию неодушевленных предметов, находившихся во владении у хозяев.

Таким образом, введение заповедных лет (годы с 1592 по 1861) ознаменовало собой начало процесса закрепощения русских крестьян, многократно ухудшив их и без того нелегкую жизнь.