Жанр

Жанр в литературе: содержание

В настоящее время в книжных магазинах и библиотеках именно по этому критерию разделяется литература, так как читатели чаще всего выбирают не объем литературы, а непосредственно содержание в комедийном, драматичном или ином жанре.

Содержание жанров в литературе:

  • Комедия — жанр в литературе, который остается на лидирующих позициях многие годы. В произведении может быть как открытая сатира и юмор, так и завуалированная под определенные жизненные события. Также комедия подразделяется на фарс (легкость содержания, комические сцены и непринужденные герои), водевиль (любимый жанр аристократии, в котором легкое содержание сопровождалось песнями с танцами и веселыми куплетами). Интермедия — короткий комедийный жанр, в котором проходит комичный диалог среди нескольких героев. Часто жанр был презентован в театрах во время антрактов. Пародия — комичный жанр литературы, который получил широкое распространение в России благодаря Жванецкому, Задорнову и другим медийным персонам. Еще есть подразделение на комедию положения и комедию характеров. Замечательным примером комедийного литературного жанра является произведение «Радио Мураками» от золотого пера Харуки Мураками;
  • Трагедия — жанр в литературе, в сюжете которого разворачиваются трагические события. Или же сюжет в котором события приводят к трагическому концу. Трагедия отличается суровым реализмом и множеством эксцентричных сцен. Весьма популярный жанр для пьес. Один из самых великолепных романов в этом жанре, неподражаемая «Анна Каренина» Льва Толстого;
  • Драма — жанр в литературе, который получил величайшее распространение в середине прошлого столетия и на сегодняшний день практически вытеснил своего собрата — трагедию. В содержании драмы много конфликтов, описания жизни, будней и некой жизненности. В этих произведениях поднимается тема однообразности жизни, достижения одних целей и упущения других. В общем, все несовершенство нашего мира собрано на страницах драм. Примером драмы можно привести роман «Мастер и Маргарита» Булгакова, но не стоит забывать, что этот роман собрал в себе множество концепций, и драматический сюжет лишь одна составляющая уникального по сюжету произведения;

Жанр
Драма «Мастер и Маргарита» Булгакова — одно из самых неоднозначных произведений русской литературы

  • Ужасы — жанр в литературе способный поднять волосы на голове дыбом, и даже надолго отнять сон. Именно этот жанр является самым продаваемым в настоящее время. Основное содержание произведений — сюжет, окутывающий ужасающие события, в которых может присутствовать как нереальные события и герои, так и описание реальных жизненных ситуаций. Роскошный пример данного жанра — романы Стивена Кинга;
  • Фантастика и фентези — современные жанры литературы, которые возымели огромный отклик аудитории. В этих произведениях есть как добрые волшебники и эльфы, так и кланы ведьм, стаи оборотней и фамильная борьба вампиров. Многие произведения весьма реалистичны и, кажется, что описываются реальные события, но среди них переплетены фантастические герои и события. Максимальную знаменитость приобрела серия книг Джоан Роулинг » Гарри Поттер»;
  • Любовный роман — жанр литературы, появившийся в восемнадцатом веке и получивший огромнейшее распространение и признание практически сразу. В содержании произведения всегда кипят страсти на почве любви, но сюжет не обязан закончиться счастливо, иногда повествуется в любовных романах и о несчастной любви. Романтическим духом наполнен роман «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, но стоит заметить, что в нем находят и драму, и исторические детали;
  • Детективы — жанр литературы, корни которого уходят в древность, но свое признание он получил благодаря Артуру Конан Дойлу и его Шерлоку Холмсу. В основе сюжета всегда есть расследование, но не всегда наличие преступления. Именно поэтому произведения данного жанра относили то к одному, то к другому жанру, не выделяя отдельный подвид. В сюжете детектива автор ведет читателя по тропе расследования, описывая параллельно образы и жизнь героев. Чаще всего такие произведения динамичны и читаются взахлеб.

На этом основные критерии жанра литературы по содержанию исчерпаны и можно переходить к последнему критерию — родам жанров.

Литература по родам и видам

Самая популярная классификация разбивает произведения «по родам» (все ее составляющие показаны в третьей колонке на рисунке, приведенном в начале этой публикации).

Чтобы разобраться в этой жанровой классификации, необходимо запомнить, что литература, как и музыка, стоит на «трёх китах». Эти киты, называемые родами, в свою очередь, делятся на виды. Для наглядности представим эту структуру в виде схемы:

Жанр

  1. Самым древним «китом» считается эпос. Его прародителем стал миф (что это такое?), который распался на легенду и сказание.
  2. Лирика появилась, когда человечество перешагнуло этап коллективного мышления и обратилось к индивидуальным переживаниям каждого члена сообщества. Природа лирики – личный опыт автора.
  3. Драма старше эпоса и лирики. Её появление связывают с эпохой античности и появлением религиозных культов – мистерий. Драма стала искусством улиц, средством высвобождения коллективной энергии и воздействия на массы людей.

Жанр в Энциклопедическом словаре:

Жанр — (франц. genre) (в искусстве) — исторически сложившееся внутреннееподразделение во всех видах искусства. тип художественного произведения вединстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие «жанр»обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либоэпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусствасистема жанров слагается по-своему. В литературе жанр определяется наоснове принадлежности произведения к роду литературному, преобладающегоэстетического качества (идейно-оценочного настроения — сатирического,патетического, трагического), объема произведения и способа построенияобраза (символика, аллегория, документальность): эпический жанр(героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия,стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия). более дробноеделение исходит из преобладающей тематики (роман бытовой,психологический). В изобразительном искусстве — на основе предметаизображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальнаякартина), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж). В музыкежанры различаются по способу исполнения (вокальные — сольные, ансамблевые,хоровые. вокально-инструментальные. инструментальные — сольные,ансамблевые и оркестровые), по назначению (прикладные жанры — марш, танец,колыбельная песня и др.), по содержанию (лирические, эпические идраматические), по месту и условиям исполнения (театральные, концертные,камерные, киномузыка и др.). В 20 в. происходит интенсивный процессвзаимодействия и модификации жанров.

Как определить жанр

Как определить жанр произведения? Если речь идет о романе или оде, то мы не запутаемся, а вот нечто более сложное – скетч или стансы – могут вызвать затруднения.

Итак, перед нами раскрытая книга. Сразу можно верно назвать известные литературные формы, в определении которых мы даже не нуждаемся. К примеру, мы видим объемное творение, описывающее большой промежуток времени, в котором фигурирует много персонажей.

Сюжетных линий несколько – одна главная и неограниченное число (по усмотрению автора) второстепенных. Если все эти требования соблюдены, то каждый школьник-старшеклассник с уверенностью скажет, что перед нами роман.

ЖанрЕсли это небольшое повествование, ограничивающееся описанием какого-либо события, при этом отношение автора к тому, о чем он говорит, явственно видно, – то это рассказ.

Сложнее, например, с опусом.

Толкование понятия неоднозначно: чаще всего так обозначают нечто вызывающее насмешку, то есть эссе, повесть или рассказ, достоинства которого сомнительны.

В принципе, многие литературные произведения могут быть отнесены к понятию «опус», если не отличаются ясностью слога, богатством мысли, проще говоря – бесталанны.

А что такое стансы? Это своеобразное стихотворение-воспоминание, стихотворение-размышление. Вспомните, например, пушкинские «Стансы», написанные им в долгой зимней дороге.

Попробуем свести литературные жанры воедино, а для этого соберем известные нам виды произведений в таблицу. Конечно, охватить все нам не удастся – наиболее полно литературные направления представлены в серьезных филологических трудах. Но небольшой список можно составить.

Жанр

Таблица будет выглядеть следующим образом:

Определение жанра (в общепринятом значении) Характерные признаки
Рассказ Точный сюжет, описание одного яркого события
Очерк Разновидность рассказа, задача очерка – раскрыть духовный мир героев
Повесть Описание не столько события, сколько его последствий для душевного мира персонажей. В повести раскрывается внутренний мир героев
Скетч Короткая пьеса (чаще всего состоящая из одного акта). Действующих лиц минимальное количество. Рассчитана на постановку на сцене
Эссе Небольшой рассказ, где немалое место отводится личным впечатлениям автора
Ода Торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию

Значение слова Жанр по словарю Ушакова:

ЖАНР, жанра, м. (фр. genre). 1. Род произведений в пределах какого-н. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.). На выставке были представлены разнообразные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая Живопись. Основными жанрами литературы являются эпос, лирика и драма. Авантюрный жанр. 2. Живопись на бытовые сюжеты (живой.). На выставке господствовали жанр и пейзаж. || Натуралистическое воспроизведение быта в литературе (устар.). 3. Манера, стиль (разг.). Она любит пестро одеваться — это ее жанр. Пьеса поставлена в совершенно новом жанре.

Примеры

ЖанрЛюбое понятие стоит рассматривать с примерами, и виды литературных форм – не исключение. Ознакомимся с примерами на практике.

Начнем с самого простого – с рассказа. Наверняка все помнят со школы чеховское произведение «Спать хочется».

Это страшная история, написанная нарочито простым, будничным слогом, в основе ее – преступление, совершенное тринадцатилетней девочкой в состоянии аффекта, когда ее сознание затуманилось от усталости и безысходности.

Мы видим, что Чеховым соблюдены все законы жанра:

  • описание практически не выходит за рамки одного события,
  • автор «присутствует», мы чувствуем его отношение к происходящему,
  • в рассказе – одна главная героиня,
  • по объему сочинение небольшое, можно прочесть за несколько минут.

В качестве примера повести можно взять «Вешние воды» Тургенева. Автор здесь больше рассуждает, словно помогая читателю сделать выводы, ненавязчиво подталкивая его к этим выводам

В повести важное место отводится вопросам морали, этичности, внутреннему миру героев – все эти проблемы выходят на первый план

Жанр

Эссе – тоже вещь достаточно конкретная. Это своеобразная зарисовка, где автор высказывает собственные мысли по конкретному поводу.

Для эссе характерны яркая образность, оригинальность, откровенность. Если вы читали когда-нибудь Андре Моруа и Бернарда Шоу, то поймете, о чем идет речь.

Романы и их характерные черты – протяженность событий во времени, множественные сюжетные линии, хронологическая цепочка, периодические отступления автора от заданной темы – не позволяют спутать жанр с каким-либо другим. 

В романе автор затрагивает множество проблем: от личных до остросоциальных. При упоминании о романах на ум сразу приходят «Война и мир» Л. Толстого, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Грозовой перевал» Э. Бронте.

Литература

  • Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Под ред. Н. Д. Тамарченко. — М.: Академия, 2011. — 256 с. — (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). — ISBN 978-5-7695-6936-4.
  • Жанр как инструмент прочтения / Под ред. В. И. Козлова. — Ростов-на-Дону: Инновационные гуманитарные проекты, 2012. — 234 с. — ISBN 978-5-4376-0073-3.
  • Лозинская Е. В. Жанр // Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / Идея, сост., науч. ред., справ. библиогр., тезаурус Е. А. Цургановой. — ИНИОН РАН: Intrada, 2004. — С. 145—148. — 560 с. — ISBN 5-87604-064-9.
  • Смирнов И. П. Олитературенное время. (Гипо) теория литературных жанров. — М.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2008. — 264 с. — ISBN 978-5-88812-256-3.
  • Тамарченко Н. Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. А. Н. Николюкин. — ИНИОН РАН: Интелвак, 2001. — С. 263—265. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 144 с. — ISBN 5-7333-0435-9.
  • Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. — М.: Лабиринт, 1997. — 450 с. — ISBN 5-8760-4108-4.
  • Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр?. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — ISBN 9785354013241.
  • Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). — М.: Издательство МГУ, 1982.
  • Черняк В. Д., Черняк М. А. . Жанры массовой литературы. Формульность массовой литературы // Массовая литература в понятиях и терминах. — Наука, Флинта, 2015. — С. 50, 173—174. — 193 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5.
  • Эльсберг Я. Е., Гачев Г. Д., Кожинов В. В., Мелетинский Е. М., Сквозников В. Д., Кургинян М. С., Борев Ю. Б. Роды и жанры литературы / Редакторы Г. Л. Абрамович, Н. К. Гей, В. В. Ермилов, М. С. Кургинян, Я. Е. Эльсберг. — М. : Наука, 1964. — 488 с. — (Теория литературы : в 3 т. ; 1962—1965, т. 2).
  • Narrative and Genre / , . — Routledge, 1997. — 2002 с. — ISBN 0-415-15198-8.
  • Genre in the New Rhetoric / , Medway P.. — Taylor & Francis, 2005. — 200 с. — (Critical Perspectives on Literacy and Education). — ISBN 0-7484-0256-X.
  • Genre. — Routledge, 2005. — 171 с. — (The New Critical Idiom). — ISBN 9780415280631.

Значение слова Жанр по словарю Брокгауза и Ефрона:

Жанр (франц. Genre) — Ж., бытовая живопись, занимается изображением сцен из общественной и частной жизни. Древние греки и римляне не знали этого рода живописи, который, как самостоятельный, возник только в ближайшие к нам времена, после эпохи Возрождения. У фламандцев и голландцев он (вместе с пейзажем) сделался преобладающим и национальным. но, занимаясь изображением рынков, народных гуляний, охот, попоек, простых домашних сцен, однообразного большей частью содержания, он далеко не исчерпывал всей общественной жизни этих народов. Больной или больная и врач, урок музыки, вестник с письмом, любовные предложения и еще немного др. подобных сюжетов составляют почти все, относящееся к мирной домашней жизни. Ссоры и драки в кабаках, пляска — составляли единственную специальность многих живописцев. кузнецы, странствующие музыканты, деревенские зубные врачи могут служить прибавкой к этому перечню, который, однако, в самом полном виде все-таки довольно скуден по внутреннему содержанию. Испанские живописцы старого времени писали иногда отдельные фигуры (например, Мурильо) не исторического значения, но не имели в виду изображения собственно бытовой жизни. то же можно сказать о художественных произведениях итальянских школ. Французы ранее других (после фламандцев) обнаружили стремление к изображению жизни народа и отдельных его слоев. Теперь же бытовая живопись усвоена всеми школами живописи и соответствует потребности современных обществ. Бытовая живопись захватывает огромную область разнообразнейших отношений между людьми со всеми их страстями, как они проявляются в действительности, а не в вымысле. Художественное значение этого рода произведений получило большое значение, и крупные таланты имеют полную возможность выказаться во всей силе в бытовой живописи. С давних пор установился обычай не изображать действующих лиц бытовых событий в их натуральную величину. Прежде руководились той мыслью, что лишь события, получившие историческую известность или значение, достойны воспроизведения на больших холстах или стенах, с фигурами в натуральный рост. Впоследствии художники от времени до времени протестовали против такого умаления текущей действительности, изображая фигуры обыденного значения во весь рост. так поступал француз Курбе в наше время, изображая французских крестьян. так пробуют поступать иногда и русские живописцы. В некоторых случаях такое увеличение фигур не беспокоит эстетического чувства, в других — большая картина ничего не выигрывает перед малой того же содержания, и, наконец, иногда малые размеры явно выгоднее для бытового сюжета. В этом отношении не могут быть установлены общие, для всех обязательные правила. Ф. Петрушевский.

Литературные жанры

ЖанрЖанр — это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.

Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное — вид. Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) — жанрами.

Пример: род — эпический, вид — рассказ, жанр — святочный рассказ.

Роды литературы и их жанры, таблица.

Эпос Лирика Драма
Народный Авторский Народный Авторский Народный Авторский
Эпическая поэма:
  • Героическая;
  • Воинская;
  • Сказочно-легендарная;
  • Историческая.

Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:

  • пословицы;
  • поговорки;
  • загадки и потешки.
Эпический роман:
  • исторический;
  • фантастический;
  • авантюрный;
  • роман-притча;
  • утопический;
  • социальный и т. д.

Малые жанры:

  • повесть;
  • рассказ;
  • новелла;
  • басня;
  • притча;
  • баллада;
  • литературная сказка.
Песня. Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. Игра, обряд, вертеп, раек. Трагедия и комедия:
  • положений;
  • характеров;
  • масок;

Драма:

  • философская;
  • социальная;
  • историческая.

Водевиль Фарс

Современные литературоведы выделяют 4 род литературы — лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой — описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.

Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.

К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора.

Род произведений литературы. Определение.

Очевидно, что литература неоднородна: между всеми литературными текстами можно обнаружить нечто общее, но это не означает, что все литературные тексты одинаковы. Поэтому возникает вопрос о классификации, типологизации литературных произведений. Результатом этой классификации стало выделение литературных родов и жанров. 

Литературные роды отличаются друг от друга способами пространственно-временной организации произведений; своеобразием показа в них человека; формами присутствия автора; характером обращённости текста к читателю. При этом деление литературы на роды не совпадает с её членением на поэзию и прозу.

Роды дают самую общую классификацию литературных текстов, то есть являются максимально общими категориями; жанры находятся на менее высоком уровне обобщения, а потому обычно рассматриваются как разновидности внутри родов.

  • эпос
  • драму
  • лирику

были выделены Аристотелем

Жанр в литературе: по родам

В жанрах литературы выделяются три основных рода и один гибридный, вобравший в себя два рода одновременно. Для удобства рассмотрим их в таблице.

Эпические произведения Лирические произведения
Басня Ода
Аполог Послание
Былина Элегия
Баллада Эпиграмма
Миф Лирико-эпические произведения
Новелла Стансы
Повесть Баллада
Рассказ Поэма
Роман Драматические произведения
Роман-эпопея Трагедия
Сказка Комедия
Эпопея Драма

На этом основанная классификация жанров литературы исчерпывается, но не забывайте, что это лишь вершина айсберга и в литературном мире кроется еще много дополнительных направлений, которые стремятся дополнить основную классификацию.

Жанры литературы и их определения

Список литературных жанров можно найти в любом учебнике для студентов-филологов

Кому важно знать, по каким направлениям выделяются литературные формы?. Эта информация нужна следующим специалистам:

Эта информация нужна следующим специалистам:

  • писателям,
  • журналистам,
  • педагогам,
  • филологам.

При создании художественного произведения автор подчиняет свое творение определенным канонам, и их рамки – условные границы – позволяют отнести созданное к группе «романы», «эссе» или «ода».

Жанр

Это понятие имеет отношение не только к творениям литературы, но и к другим видам искусства. Википедия объясняет: этот термин можно употреблять также по отношению к:

  • живописи,
  • фотографии,
  • кино,
  • ораторскому искусству,
  • музыке.

Однако это очень большие отдельные темы. Нас же сейчас интересует, какие жанры есть в литературе.

История

Если на фольклорной стадии жанр определялся из внелитературной (культовой) ситуации, то в литературе жанр получает характеристику своей сущности из собственных литературных норм, кодифицируемых риторикой. Вся номенклатура античных жанров, сложившаяся до этого поворота, была затем энергично переосмыслена под его воздействием.

Со времён Аристотеля, давшего в своей «Поэтике» первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры представляют собой закономерную, раз и навсегда закреплённую систему, а задачей автора является всего лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам избранного жанра. Понимание жанра как предлежащей автору готовой структуры привело к появлению целого ряда нормативных поэтик, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия. Вершиной такого типа сочинений является поэма-трактат Буало «Поэтическое искусство» (). Это не означает, разумеется, что система жанров в целом и особенности отдельных жанров действительно оставались неизменными на протяжении двух тысяч лет, — однако перемены (и очень существенные) либо не замечались теоретиками, либо осмыслялись ими как порча, отклонение от необходимых образцов. И лишь к концу XVIII века разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами литературной эволюции, как с внутрилитературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность.

В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализироваться, другие, напротив, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. И если, к примеру, взлёт баллады на рубеже XVIII—XIX веков, связанный в России с именем Жуковского, оказался довольно кратковременным (хотя в русской поэзии и дал затем неожиданный новый всплеск в первой половине XX века — например, у Багрицкого и Николая Тихонова, — а затем и в начале XXI века у Марии Степановой, Фёдора Сваровского и Андрея Родионова), то гегемония романа — жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, — затянулась в европейских литературах по меньшей мере на столетие. Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределённой жанровой природы: пьесы, о которых затруднительно сказать, комедия это или трагедия, стихотворения, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение ясных жанровых идентификаций проявилось и в умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий: от обрывающегося на полуслове романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» до «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя, где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок поэма вряд ли может вполне подготовить читателя к тому, что из достаточно привычной колеи плутовского романа его то и дело будут выбивать лирическими (а порой — и эпическими) отступлениями.

Что такое виды художественной литературы?

Каждый из родов литературы включает в себя виды художественных произведений, обладающее общими характеристиками. Процесс выделения общих формальных характеристик очень сложен, учеными-литературоведами предлагается масса вариантов типологизации литературы. Однако чтобы не углубляться в частности, мы просто примем как данное, что художественные произведения одного вида – это произведения, объединенные общей структурной закономерностью, то есть скорее формой, а не идеей.

Почему рассказ и роман, например, типологически разные виды эпической литературы? В том, что они относятся к эпосу, мы не сомневаемся, ведь и рассказ и роман построены на сюжете. А почему их разграничивают в разные виды, где эта разница в структуре? Ну, основной критерий здесь – это, конечно, размер. Однако учитывается еще и количество сюжетных линий, героев, охват времени, задействованного в сюжете (один день или десять лет?), количество локаций (мест). В романе всего будет больше, даже если по количеству страниц он не намного больше среднего рассказа.

Таким же образом и былину можно отличить от сказки. В былине будут указаны реальные места (Новгород, Киев), а в сказке традиционные формулы «в некотором царстве…», в былине есть установка на правдивость, хоть сюжет и по-сказочному фантастический, а сказка на правдивость не претендует «сказка ложь, да в ней намек…».

В основе видового определения лирического произведения лежит, напротив, основная тематика произведения. Так выделяется гражданская, философская, любовная и т.п. лирика.

Драма в плане распределения произведений на виды проще и последовательнее всего. Есть только три вида: комедия (счастливый конец), драма (противоречия есть, но финал относительно счастливый для героя или хотя бы есть возможность все исправить) и трагедия (все умерли, а кто не умер, тот несчастен до скончания дней).

Жанр произведения – это тематические частности, отделяющие одну группу определенного вида литературы от другой, однако эти частности достаточно частотны и значительны, чтобы можно было выделить их в отдельную группу. Почти все виды литературы делятся на жанры.