Триумфальная арка

Герой анекдотов

С годами образ Чапаева потерял свое величие. Зрители уже не плакали, когда смотрели сцену с его гибелью.

Триумфальная арка

Игра «Петька и Василий Иванович 2: Судный день». SKIF, 1999

Тем не менее, он прочно закрепился в народном фольклоре: Василий Иванович стал героем многочисленных анекдотов, в которых он постоянно оказывался в комических ситуациях со своим верным порученцем Петькой и Анкой-пулеметчицей. В этом смешливом амплуа он перекочевал и в десяток компьютерных игр.

Образ народного героя использовался и в куда более серьезном виде. Комдив является одним из главных персонажей культового в современной России философского романа Виктора Пелевина — «Чапаев и пустота».

Адреса и авторы триумфов

Войдя под своды Триумфальной арки, мы первым делом подойдем к Вечному огню на могиле Неизвестного солдата, погибшего в одном из сражений Первой мировой войны. Могила, расположенная прямо на уровне мостовой, появилась здесь в 1921 году (на снимке внизу). А когда вы поднимете взгляд, то увидите два огромных полотнища, укрепленных под аркой, – государственный триколор Франции и звездный флаг Евросоюза.

Ну а теперь можно полюбоваться шестью барельефами и четырьмя горельефами, повествующими об «этапах большого пути» наполеоновской армии. Что такое барельеф, мы с вами знаем с детства, а вот горельеф (haut-relief) попадается реже – это скульптуры, как бы выходящие из стены.

Самый знаменитый из четырех горельефов – «Марсельеза» работы Франсуа Рюда (François Rude). О чем скульптор пытается нам рассказать?

Когда в 1792 году прусская армия вторглась в Лотарингию (споры за эту провинцию между Францией и Германией не утихали столетиями), в бой отправились волонтеры, охваченные революционным энтузиазмом. В том числе Марсельский добровольческий батальон. Для него за одну только ночь военный инженер Жозеф Руже де Лиль (Joseph Rouget de Lisle) написал свой марш, вскоре ставший страшно популярным и получивший название «Марсельеза», то бишь песня из Марселя.

Спустя всего полтора года «Марсельеза» по решению Конвента стала гимном Франции и остается им до сих пор. Вы не поверите: между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года она была еще и гимном России!

На другом горельефе – «Триумф 1810 года» работы Жан-Пьера Корто – мы с вами видим самого Наполеона, увенчанного славой побед над Австрией и Пруссией.

Еще один называется «Сопротивление 1814 года», скульптор Антуан Этекс. Сопротивлялся Бонапарт, как вы понимаете, антифранцузской коалиции во главе с Россией.

Ну и, наконец, композиция «Мир 1815 года» (на фото внизу) того же автора: император уже отрекся, война окончена, поэтому на горельефе воин вкладывает меч в ножны, крестьянин ладит плуг, мать ласкает ребенка, мальчик «тычет в книжку пальчик», место боевого коня занял тучный телец – символ если не богатства, то достатка. И над всем этим покоем — Афина, богиня и войны, и мудрости.

На четырех пилонах — опорах арки вырезаны имена 558 генералов и маршалов Великой армии, а рядом – названия 128 мест ее победоносных сражений. На восточном пилоне арки можно отыскать и наши, русские города и села. Те, где Наполеон, по его мнению, одержал победы: Могилев, Смоленск, Валутина гора (с правописанием наших географических названий у завоевателей было не очень, поэтому на арке значится некая «Valontina»), Полоцк, Красное (если честно, там начертано «Krasnoï» – как у русских слышим, так по-французски пишем). А вот Бородина на восточном пилоне нет. Выходит, даже верноподданные Бонапарта, не говоря уже о просто подданных, не признали виктории своего императора в Бородинском сражении.

Новый большой триумф французского оружия арка увидела лишь спустя век после поражения Наполеона. В честь Дня взятия Бастилии 14 июля 1919 года впервые после окончания мировой войны 1914–1918 годов под Триумфальной аркой промаршировал военный парад: пехотинцы, кавалерия, авто и даже танки. А вот авиаторов на парад не позвали. И тогда летчик Шарль Годфруа решил взять реванш за всех своих товарищей. Он лихо пролетел 9 августа на своем самолете под сводами арки, а журналисты сумели заснять его подвиг. Взгляните на фото. Ох, какой же был скандал!..

Ну и, конечно, невозможно забыть о параде на Елисейских полях в честь освобождения Парижа от гитлеровцев, который 26 августа 1944 года принимал руководитель «Сражающейся Франции» генерал де Голль.

И сейчас здесь, на Елисейских полях и на площади Звезды, проходят военные парады – 14 июля, в День взятия Бастилии, в годовщину Великой французской революции. А 8 мая, в День Победы, и 11 ноября, в День окончания Первой мировой войны, к могиле Неизвестного солдата руководители государства возлагают венки.

История Триумфальной арки в Москве

Считается, что традиция возведения триумфальных ворот зародилась еще в Древнем Риме, на российскую почву ее перенес Петр I. По его приказу их возводили в честь крупных военных побед, в большинстве случаев они были деревянными, часть из них изначально были временными и их разбирали после торжеств, другие уничтожали пожары. Первой каменной постройкой такого типа были Красные ворота, возведенные на месте деревянной арки в период правления дочери Петра Елизаветы. Их разрушили в 1920-е годы в связи с расширением Садового кольца.

Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне также первоначально были деревянными, место для их возведения на Тверской Заставе было выбрано неслучайно — именно здесь обычно встречали императора местные власти и почетные представители высших сословий города. К слову, это не единственная арка, установленная в честь этой военной победы, в Санкт-Петербурге возвели Нарвские ворота, в Новочеркасске также построили две арки.

Деревянные ворота в Москве соорудили в 1814 году, позднее в связи с обветшанием их разобрали. Став императором, Николай I высказал идею возрождения памятника в более долговечной форме по примеру Нарвских ворот в Петербурге, которые были выстроены заново в камне. Работы возглавил известный архитектор того времени Осип Бове, подготовивший проект сооружения, возведение которого началось в 1829 году, строительство затянулось из-за нехватки средств и незаинтересованности местных властей, открытие ворот состоялось только в 1834 году.

Игорь Новиков

Пилоны арки изготовили из кирпича, чугунные скульптуры отливали в Тульской губернии на Мышечском заводе, для облицовки стен использовался белый камень, его добывали в селе Татарово, находившемся под Москвой. Монументальное сооружение изобиловало деталями, имеющими символическое значение и отдающими дань благодарности храбрости русских воинов. На фронтоне с обеих сторон (на русском и латинском языках) была установлена надпись в честь освободителя народа — Александра I. Справа и слева от ворот возвели кордегардии (помещения для караула).

В 1870-е годы под аркой запустили линию конки, в конце XIX века на смену ей пришел электрический трамвай. В канун празднования 100-летнего юбилея окончания Отечественной войны проводился косметический ремонт Триумфальной арки, уже при советской власти осуществлялись более масштабные работы по обновлению сооружения. В 1936 году в связи с реконструкцией Тверской Заставы ворота разбирают, перед этим сооружение измерили, создали подробные чертежи и сделали фотографии, ведь арку планировали отреставрировать и вернуть на прежнее место. Большая часть элементов хранилась в филиале музея архитектуры имени А. В. Щусева, который находился на территории Донского монастыря.

Ворота так и не установили — началась Великая Отечественная война, во время которой 11 из 12 чугунных колонн арки переплавили для военных нужд. На длительное время о Триумфальной арке забыли и только в 1965 году приняли решение о восстановлении этого значимого памятника. Так как многие элементы к тому времени пришли в негодность, ворота практически полностью воссоздали, среди подлинных деталей, установленных на сооружении — колесница Победы, фигуры воинов (символизирующие Твердость и Храбрость), летящие славы.

Были внесены и некоторые изменения — кирпичные пилоны заменили железобетонные, белый облицовочный камень — гранитом и серым крымским известняком. Надписи на фронтонах также подверглись корректировке, в них нет больше упоминания об императоре, что вполне объясняется советской идеологией, акцент в них сместился на похвалу народу, совершившему подвиг. Часть сохранившихся оригинальных элементов ворот можно увидеть в экспозиции Музея архитектуры, в Скульптурном дворике.

Сергей Архипкин

Установить арку на прежнем месте не получилось — она уже не вписывалась в изменившийся ансамбль площади, тогда выбрали место на Кутузовском проспекте. Почему именно это место? Рядом находилась панорама «Бородинская битва», тематически связанная с сооружением. Открытие воссозданной арки проходило в 1968 году. К площадке у ворот ведут подземные переходы. Со временем сооружению потребовалась реставрация, которую провели перед празднованием 200-летия окончания войны 1812 года. Помимо работ на самой арке были организованы меры по благоустройству прилегающей территории — появились новые цветники, изменения коснулись и системы художественной подсветки.

Главные герои романа Ремарка «Триумфальная арка»

Для того чтобы вам было проще воспринимать краткое содержание романа Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка», предлагаю сначала познакомиться с его основными героями.

    • Равик (Равич) – главный герой произведения, хирург, бежавший из Германии, не имеющий французского гражданства (настоящее имя героя – Людвиг Фрезенбург);
    • Жоан Маду – объект любви главного героя. Она актриса и певица. Наполовину румынка, наполовину англичанка;
    • Хааке – гестаповец, который пытал Равика, когда тот еще был в Германии, и довел до самоубийства Сибиллу – девушку, которую Равик тогда любил;
    • Дюран – именитый врач, владеющий клиникой. Хорош в качестве диагноста, но плох в роли хирурга, из-за чего вынужден привлекать к операциям других врачей. Одним из таких докторов и становится Равик;
    • Вебер – врач, по профессии гинеколог, работает в клинике Дюрана, товарищ Равича. Является хорошим семьянином. Садоводство является его главным хобби.
    • Эжени – сотрудница клиники Дюрана, медицинская сестра;
    • Кэте Хегстрем – американка, больная раком. Она стала первой пациентка Равича;
    • Борис Морозов – эмигрант из России; работающий портье в «Шахерезаде»;
    • Аарон Гольдберг – проживал вместе с Равиком в гостинице «Интернасьональ», повесился на окне;
    • Рут Гольдберг – супруга Аарона Гольдберга. После самоубийства мужа продала его документы нелегальному эмигранту;
    • Эрнст Зейденбаум – нелегальный мигрант, имеет докторскую степень по философии и филологии, в течение 6 лет был постояльцем гостиницы «Интернасьональ»;
    • Розенфельд – эмигрант, для выживания вынужден продавать полотна Ван Гога, Сезанна, Гогена, Сислея, Ренуара, Делакруа;
    • Жанно – мальчик 13 лет, попал в ДТП, из-за чего Равику пришлось ампутировать ему ногу;
    • Люсьенна – пациентка Равича, он оперировал ее после неудачно сделанного аборта, позже она пошла на панель;
    • Роланда – распорядительница в публичном доме «Озирис». После получения наследства открывает кофейню.

Обратите внимание, что в разных переводах имя главного героя может звучать по-разному: Равик или Равич. Главные герои романа Ремарка «Триумфальная арка» (кадр из одноименного фильма)

Триумфальная аркаГлавные герои романа Ремарка «Триумфальная арка» (кадр из одноименного фильма)

Смысл книги Триумфальная арка

Символические образы подчёркивают смысл произведения два символа, это ночь и дождь. Сильный ливень, который обрушивается на людей во время праздника, символизирует жизнь. Она зародилась в воде, без благодатной небесной влаги жизнь невозможна. Дождь, всё очищающий, способен возродить человека к новой жизни.

Другой символический образ книги — ночь. Она связана с двумя постоянными. Ночь в книге — это и любовь, и война. Под покровом ночи совершаются самые ужасные преступления. А война и есть самое тяжёлое, самое кошмарное преступление. Но в темноте ночи и влюблённые находят свой временный приют. И две константы яснее и глубже показывают всю несовместимость любви и войны.

Сила сочувствия

Смысл романа заключается и в сочувствии к беззащитным людям, несчастным, гонимым, униженным. Сострадание отражено в каждой строчке произведения. Ради этого прекрасного качества можно пойти на ложь, преступление, вытерпеть жестокие муки, как физические, так и духовные.

Важно помочь другому человеку пережить самый страшный период в жизни, поддержать, успокоить, утешить. И тогда собственная жизнь тоже наполнится такой нужной частью тепла другого человека

Любовь и дружба

Эти два родственных чувства способны родиться под влиянием истинного духовного родства.

Люди одинокие, лишённые корней, затерянные в пучине жизни, остро чувствуют бессмысленность собственного существования. Их движения доведены до автоматизма, жизнь разъедает душу. Но приходит истинное чувство, и всё меняется.

Любовь становится жизнью, она поглощает всю душу, занимает все мысли, наполняет существование особым смыслом. Любовь и дружба способны воскресить человека.

Добро и зло

Важно разделять эти два понятия. Но в некоторых случаях добро и зло сливаются, соединяются, и уже невозможным становится существование одного без другого

Убийство — несомненное зло, но для главного героя это необходимый, естественный поступок. Он отнял жизнь у человека, он дал её сотням людей

Это очень тонкая грань, важно не перейти через неё

Ничего нельзя исправить

Автор пытается показать читателям, что ошибки, совершённые человеком в жизни, уже нельзя исправить. О них можно только забыть.

Но ошибки, которые совершены, можно закрыть. Сделать это можно большим количеством добрых дел, бескорыстной помощью людям, а также настоящей любовью.

Смысл финала

Конец произведения показывает, как тонет во мраке небытия главный герой. Он исчезает в кромешной тьме, и даже символ победы невозможно разглядеть. Человек многое может выдержать, а потом спокойно уйти туда, где нет волнений.

Гибель

Триумфальная арка

Василий Чапаев (в центре), 1918 г. Sputnik

Самым таинственным эпизодом биографии Чапаева остаются обстоятельства его гибели. До сих пор неизвестно, как на самом деле погиб легендарный комдив.

5 сентября 1919 года тысяча белых казаков совершили дерзкий рейд по тылам Красной Армии и внезапно атаковали штаб дивизии Чапаева в городе Лбищенск (современное село Чапаев в Казахстане). «Перед рассветом противник подошел к Лбищенску с трех сторон. С четвертой, восточной, протекает Урал.

Телефонные и телеграфные линии связи с войсками и с Уральском были перерезаны. Некоторая часть местных казаков пробралась задворками в Лбищенск, чтобы стрелять с тыла, сеять панику и смерть», — сказано в книге «Чапаев. Очерк жизни, революционной и боевой деятельности», написанной детьми комдива: Александром и Клавдией.

Триумфальная арка

Кадр из фильма «Чапаев». Георгий и Сергей Васильевы/Ленфильм, 1934

Силы красных претерпели страшный разгром: в самом городе погибло 1500 человек, еще 1000 были зарублены в степи или утонули в реке Урал при попытке спастись. Согласно официальной версии, именно так и погиб знаменитый командир — на середине реки его настигла вражеская пуля. Согласно другой версии, раненого Чапаева перевезли на лодке на другой берег, где он и скончался. Есть также мнение, что его взяли в плен и расстреляли. В любом случае, останки Василия Ивановича так и не нашли.

Сюжет

Действие происходит во Франции в 1938—1939 годах. Равик, участник Первой мировой войны, немецкий хирург, не имеющий гражданства, живёт в Париже и оперирует пациентов вместо менее квалифицированных французских хирургов. Он один из множества эмигрантов без паспортов или каких-либо иных документов, постоянно находящихся под угрозой ареста и высылки из страны. На родине Равик помог бежать двум невиновным, пережив после этого пытки в гестапо и гибель своей девушки в застенках. Затем он перебрался во Францию, так как там эмигрантам легче всего жить.

Равик случайно знакомится с итальянской актрисой Жоан Маду и завязывает с ней роман. Влюблённые то ссорятся, то мирятся. Равику удаётся заманить в лес и убить своего главного мучителя — гестаповца Хааке, пообещав ему визит в элитный бордель.

В конце романа начинается война, Жоан получает смертельное ранение от пули ревнивого актёра, Равик отказывается скрыться под личиной русского эмигранта и спокойно отдаётся в руки полиции, устроившей облаву в отеле, где он живёт.

После этого, Равик эмигрирует в США. И работает там хирургом под настоящим именем(Людвиг). Об этом можно узнать из романа Тени в раю (роман)

Архитектурные особенности

Сооружение представляет собой однопролетную арку, опорой которой служат 2 пилона, вокруг них располагается 12 чугунных колонн. Благодаря этому арка имеет величественный и фундаментальный вид. В нишах между колоннами можно увидеть фигуры воинов в доспехах, на карнизе размещены гербы губерний, принимавших участие в войне с французами. На вершине Триумфальных ворот располагается крылатая богиня победы Ника, управляющая колесницей, в которую запряжено 6 лошадей.

Внимания также заслуживают горельефы с точной проработкой деталей. Один из них называется «Изгнание французов», он изображает бой между русскими и французскими воинами на фоне кремлевской стены. Русские воины ожесточенно сражаются с врагом, обращая его в бегство, композиция символизирует силу отечественной армии, одержавшей победу над завоевателями. Композиция впечатляет своей выразительностью, тем, как застывшая форма передает динамику и накал борьбы. Другой горельеф «Освобожденная Москва» изображает полулежащую женщину, которая опирается на щит с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Она олицетворяет Москву, ее окружают мифологические боги и простые люди. Правая рука ее тянется к Александру I, это знак благодарности ему за освобождение города.

Галина Еремина

Архитектура

Триумфальная арка в Лиссабоне построена в стиле эклектики, включающей элементы ренессанса, барокко и мануэлино. Арка состоит из шести колонн (высотой около 11 метров каждая), украшенных статуями различных исторических личностей. Достаточно внушительная высота от вершины арки до ее основания (около 30 метров) придает конструкции тяжесть. Центральное пространство заполнено гербом Португалии.

Фасад, выходящий на Торговую площадь, увенчан аллегорической скульптурой работы Селестина Анатоля Кальмеля: Триумф (или Слава) высотой 7 метров, стоит на трехступенчатом троне и держит две короны, награждая ими Гениальность (олицетворяемую статуей Юпитера) и Достоинство (или Доблесть — в виде амазонки, частично покрытой хламидами, в высоком шлеме с драконьими узорами, которые были символами Дома Браганса). Доблесть держит в левой руке паразониум (древнеримский острый короткий меч), за которым стоит трофей с флагами. С левой стороны находятся атрибуты письма и искусства.

Внутренний фасад Триумфальной арки, Анна Кудрявцева

В нижней части арки находятся четыре статуи Витора Бастоса, изображающие видных деятелей государства, среди которых: вождь племени лузитанов Вириата, местный политик маркиз Себастьян Помбал, монах ордена кармелитов Нуну Алвареш Перейра, мореплаватель Васко да Гама. С двух торцов величественного строения на волнах из мрамора видны статуи главных рек страны — Дору (в правой части) и Тежу (в левой) — ограничивающих область, где когда-то жили лузитаны. Фасад, выходящий на Аугушту, украшают старинные механические часы, циферблат которых обрамлен роскошной резьбой по камню.

Текст, написанный в верхней части арки, говорит о величии Португальской империи и почитании разных народов и культур: «Virtvtibvs Maiorvm Vt Sit Omnibvs Docvmento. P(ecunia) P(ublica) D(edicatus).« — «Величайшим добродетелям предков, служащих учением для всех, посвящается. Построено за государственный счет».

Триумфальная арка Лиссабона была упомянута в произведениях Лемуэля Гулливера в серии путешествий Гулливера, в той части, где лилипуты катили главного героя через данную арку.

История

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из сохранившихся римских триумфальных арок наиболее известны арка Тита (81 г.), арка Септимия Севера (205 г.; обе в Риме) и арка Траяна (то же, что «Золотые ворота»; Беневент, 114-117 гг.); из более поздних самая известная — арка Константина (Рим, 315 г.). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.

Популярные арки

Из триумфальных арок нового времени знаменита арка в Париже на площади Шарля де Голля .

В России триумфальные арки впервые устраивал Пётр Великий. Они назначались для торжественных въездов полководцев и возводились при входах в столицы. Первые ворота устроены были в 1696 году по возвращении из-под Азова и в 1703 году, когда Пётр I чествовал Шереметева, Репнина и Брюса, своих сподвижников по завоеванию Ингерманландии, а также праздновал закладку новой столицы. Тогда в Москве было устроено трое ворот:

  • у Заиконоспасского монастыря,
  • у Ильинских ворот и
  • у Мясницких ворот.

Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями, с надлежащими надписями. Во второй раз, в честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных ворот. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 года по 17 января 1710 года. В третий раз триумфальные ворота воздвигнуты были в новой столице, в Санкт-Петербурге, 9 сентября 1714 года, по случаю празднования морских побед Петра; в триумфе участвовали и корабли. Ворота были украшены разными символическими изображениями, а главная картина изображала слона, поражённого орлом, с надписью: «Орёл не мух ловит», что должно было напоминать взятие самим государем шведского фрегата «Элефант». По случаю заключения мира со Швецией в конце 1721 года, в Москве также были устроены триумфальные ворота, причём целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфальных ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в Санкт-Петербург в начале 1732 года, после коронации:

  • против церкви на Троицкой пристани,
  • Адмиралтейские (сломаны в 1742 году) и
  • Аничковы ворота (см. Аничков мост).

По случаю въезда в Санкт-Петербург императрицы Елизаветы Петровны, после коронации, Адмиралтейские и Аничковы ворота были возобновлены, а в 1751 году вновь разобраны. Екатерина II также повелела соорудить триумфальные ворота из мрамора позади Калинкина моста, при въезде из Петергофа в Петербург. Из постоянных триумфальных Ворот к началу XX века в Москве сохранились — Красные ворота, в Петербурге двое постоянных ворот: у Нарвской и Московской застав, а в Москве — у Петровской заставы. Нарвские ворота были сначала временными и воздвигнуты были по случаю возвращения в столицу гвардии из похода 1815 года, по рисунку знаменитого Кваренги. Вследствие спешности работы ворота были выстроены из дерева, оштукатурены и украшены атрибутами победы. В 1830 году, по желанию императора Николая Павловича, деревянные Нарвские ворота были заменены бронзовыми. Ворота открыты в 1833 году; одна металлическая работа их обошлась около 800 000 руб.

Посвящённые Победе в Великой Отечественной войне

Традиция возведения триумфальных арок была продолжена и в Ленинграде. После грандиозного празднования 9 мая 1945 года Дня Победы и проведения 24 июня Парада Победы на Красной площади в Москве, в Ленинграде началась подготовка к исторической встрече Гвардейского Ленинградского корпуса с жителями города, которая состоялась 8 июля. Для торжественного прохода подразделений Красной армии были установлены три триумфальных арки: в Автове, на Средней Рогатке и у завода «Большевик» на проспекте Обуховской Обороны. В декоре всех арок использовали барельефы, лепные гирлянды и надписи, прославляющие героев-победителей.

Эти арки считались временными и были разобраны через три года после установки.

В 2007 году Международный фонд имени Лихачёва в лице председателя Даниила Гранина обратился к губернатору города Валентине Матвиенко с предложением восстановить одну из них, построенную по проекту архитектора А. И. Гегелло.
Возможное место установки ворот — Комсомольская площадь.

История

Возведение этой величественной триумфальной арки, обращенной благородными воротами во внутреннюю часть центра города, было запланировано в 1759 году во времена маркиза де Помбала, чтобы закончить северную сторону Площади Коммерции. Первоначально спроектированное как колокольня, сооружение было, в конечном итоге, преобразовано в сложную арку спустя много лет.

Проект арки был выполнен известными архитекторами Эугенио душ Сантуш и Вериссимо Хосе да Коста. Строительство было только начато в 1862 году, а закончено лишь в 1873. Официальное открытие Триумфальной арки Лиссабона состоялось в 1875 году.

Aleks Sandra