Как определить тему текста? алгоритм выполнения упражнений. примеры

Учимся находить

Для примера можно привести небольшую историю и попробовать найти ее основную тему и идею:

Осенний ливень не сулил ничего хорошего, особенно поздней ночью. Об этом знали все жители маленького городка, поэтому в домах уже давно погас свет. Во всех, кроме одного. Это был старинный особняк на холме за чертой города, который использовался как детский дом. В этот жуткий ливень на пороге здания воспитательница нашла младенца, потому в доме стояла жуткая суматоха: накормить, искупать, переодеть и, конечно же, рассказать сказку – ведь это основная традиция старого детского дома. И если бы кто-то из жителей города знал, насколько благодарным окажется ребенок, которого нашли на пороге, они бы ответили на негромкий стук в дверь, что прозвучал в каждом доме, в тот ужасный дождливый вечер.

Как определить тему текста? алгоритм выполнения упражнений. примеры

Сравнение

Образно говоря, темой можно считать любой повод, побудивший писателя взяться за перо и перенести на чистый лист бумаги отраженное в художественных образах восприятие окружающей действительности. Писать можно о чем угодно; другой вопрос: с какой целью, какую задачу ставить перед собой?

Как определить тему текста? алгоритм выполнения упражнений. примеры

Цель и задача определяют идею, раскрытие  которой и составляет  сущность эстетически ценного и общественно значимого литературного труда.

Среди многообразия литературных тем можно выделить несколько основных направлений, которые служат ориентирами для полета творческого воображения писателя. Это исторические, социально-бытовые, приключенческие, детективные, психологические, морально-этические, лирические, философские темы. Список можно продолжить. В него войдут и оригинальные авторские заметки, и литературные дневники, и стилистически отточенные выписки из архивных документов.

Тема, прочувствованная писателем, обретает духовное содержание, идею, без которой книжная страница останется просто связным текстом. Идея может быть отражена в историческом анализе важных для социума проблем, в изображении сложных психологических моментов, от которых зависит человеческая судьба, или просто в создании лирической зарисовки, пробуждающей у читателя чувство прекрасного.

Идея – глубинное содержание произведения. Тема – мотив, позволяющий реализовать творческий замысел в рамках конкретного, точно обозначенного контекста.

Объяснение и примеры

Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.

Тема

В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.

Пример

Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.

При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных

Пример

Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).

И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.

Проблематика

Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.

Пример

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.

Проблематика может быть:

  • нравственной;
  • психологической;
  • социальной;
  • философской.

Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения

Пример

Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:

  • анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
  • психологическая (выбор человеком своего пути);
  • всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
  • философская (добро и зло, вера и отрицание).

При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.

Идея

Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.

Пример

Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).

Авторская позиция

Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.

При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.

  • Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
  • Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
    • нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.); 
    • психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад); 
    •  социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком); 
    • философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни). 

    Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику. 

  • Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.
  • Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным? 

Темы произведений Островского

Почему А. Н. Островского влекла к себе именно купеческая среда? Да прежде всего потому, что именно здесь еще в молодые годы были накоплены им богатейшие наблюдения. Об этой среде он располагал таким знанием реальности и такой широтой представлений, с которыми не мог соперничать никто ни в литературе 40-х годов (в ту пору, когда формировался его талант драматурга), ни в литературе прошлого. И конечно же, Островский не мог не осознавать, что перед ним открылся новый и необжитый материк русской действительности, с особыми нравами и обычаями, со своеобразным укладом и строем бытия. Островскому казалось, что в глубине этого уклада бьет свежая струя русского мира, что традиционные устои его здесь прочнее, что здесь они уходят корнями в народную почву. Но, может быть, важнее всего, что устои эти (так казалось Островскому) сопряжены у купечества не с расслабляющей созерцательностью и российскою ленью, а с деятельным началом русской души.
Ранние «купеческие» пьесы Островского — первый шаг в постижении этого мира, и не славянофильской идеализацией объясняется здесь художественное обаяние этой среды, а сосредоточенностью на тех ее устоях, с которыми были связаны ожидания художника. Ожидания не сбывались, и чем глубже в дальнейшем взгляд Островского проникал в социально-психологическую природу русского купечества, тем чаще ему бросались в глаза его хищные инстинкты, культ чистогана, беспощадность ко всему, что отмечено печатью бескорыстия и благородства. Хотя и то правда, что надежды, возлагаемые на русское купечество, не развеялись совсем и даже вспыхнули с новой силой в поздней драматургии Островского. С другой стороны, выбор купеческой темы означал выбор своеобразной художественной призмы, сквозь которую художник рассматривал весь мир русской реальности. С этой точки зрения «Гроза» Островского, конечно же, не купеческая пьеса в том смысле, в каком этим определением можно обозначить горизонты ранней комедии Островского «Свои люди — сочтемся». «Гроза» именно «всероссийская пьеса» в том же значении, в каком это выражение применимо к «Горю от ума» Грибоедова и к гоголевскому «Ревизору».

Тема «лишнего человека»

Кажется, определение темы, запечатленной в произведении, исключает всякий аналитический акт мысли, кажется, здесь имеешь дело с очевидностью, тотчас же бросающейся в глаза. Но это не более чем иллюзия. И определение темы часто попадало в плен к узким идеологическим пристрастиям критики. В итоге появлялись на свет фикции, иногда обретавшие навязчивую незыблемость, перерастающие к литературно-критический миф. Так родилась на свет, например, фикция «лишнего человека». Произвольно истолкованное выражение Тургенева, почерпнутое из названия его повести «Дневник лишнего человека» и уместное лишь в контексте этого произведения, стараниями критики стало употребляться столь широко, что превратилось в своего рода «вселенскую смазь». Это понятие — до сих нор один из излюбленных шаблонов в понятийном арсенале школьной словесности: всюду ей видятся в XIX веке «лишние люди». Изъян этого определения не только в том, что его искусственно раздвинутой рамой охватываются совершенно разные явления. Но прежде всего в том, что понятие «лишний человек» навязывает нам оценку, и оценку, унифицирующую противоречиво сложные формы авторского отношения к персонажу: Онегин это или Печорин, Обломов, или тургеневский Рудин, или герценовский Бельтов. Все эти столь разные персонажи с помощью одной формулы вписываются в единый тематический ряд, у Добролюбова схваченный единым стержнем: все это, с точки зрения демократической (а затем марксистской) критики, варианты «обломовщины». Отсюда и негативный акцент, поставленный на слове «лишний».

Проблематика

Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.

Как определить тему текста? алгоритм выполнения упражнений. примеры

Виды проблематики:

  • социально — политическая (отражение общественных проблем эпохи в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в произведении А. И. Куприна «Ленин»)
  • нравственно — этическая (нравственные проблемы, религиозные темы (проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»))
  • национально — историческая (проблема национальной судьбы, изображение национального характера; произведения: «Клеветникам России» А. С. Пушкина, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского).
  • философская ( проблема жизни и смерти, поиска смысла жизни, поиск истины; произведения: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»  и «Пир во время чумы» А. С. Пушкина, «Изречение Мельхиседека» К. Н. Батюшкова, «Природа — сфинкс…» Ф. И. Тютчева)

Темы произведений писателей натуральной школы

Созданная натуральной школой поэтика «физиологической» очерковости, сосредоточенная на типах, а не на характерах, на описании, а не на действии, подталкивала «натуралистов» прежде всего к изображению социально-сословных структур большого города (различные варианты «физиологий» Москвы и Петербурга у Григоровича, Даля, Панаева, Соллогуба, Буткова, Белинского, Кокорева, Башуцкого). И понятно почему: здесь пестрее, разнообразнее, экзотичнее были социальные напластования реальности, не обжитые прежней прозой. Мир русской деревни оставался за пределами тематического кругозора «натуральной школы». Григорович с его «Деревней» и «Антоном Горемыкой» осуществил лишь художественную разведку этой жизненной сферы, и его усилия не были закреплены его литературными собратьями. Этот мир во всем его разнообразии, полноте и внутренней значительности был освоен лишь «Записками охотника» Тургенева, но освоен уже иными способами, нежели те, которые культивировала поэтика натуральной школы. Не случайно, что реальность эта раскрылась навстречу остро индивидуальному художественному зрению свежего таланта, не заслоненному стереотипами школы.

Что такое идея?

Если у текста есть тема, значит должна быть и идея. Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю.

Образно говоря, тема произведения – это то, что заставило творца создать работу. Так сказать, техническая составляющая. В свою очередь идея – это «душа» произведения, она отвечает на вопрос, почему было создано то или иное творение.

Когда автор полностью погружается в тему своего текста, по-настоящему чувствует его и проникается проблемами героев, тогда рождается идея – духовное содержание, без которого страница книги всего лишь набор черточек и кружочков.

Как определить тему текста? алгоритм выполнения упражнений. примеры

Учимся находить

Для примера можно привести небольшую историю и попробовать найти ее основную тему и идею:

Осенний ливень не сулил ничего хорошего, особенно поздней ночью. Об этом знали все жители маленького городка, поэтому в домах уже давно погас свет. Во всех, кроме одного. Это был старинный особняк на холме за чертой города, который использовался как детский дом. В этот жуткий ливень на пороге здания воспитательница нашла младенца, потому в доме стояла жуткая суматоха: накормить, искупать, переодеть и, конечно же, рассказать сказку — ведь это основная традиция старого детского дома. И если бы кто-то из жителей города знал, насколько благодарным окажется ребенок, которого нашли на пороге, они бы ответили на негромкий стук в дверь, что прозвучал в каждом доме, в тот ужасный дождливый вечер.

Что такое тема произведения?

Если поднимать вопрос темы произведения, то интуитивно каждый человек понимает, что это такое. Вот только объясняет со своей точки зрения.

Тема произведения — это то, что лежит в основе того или иного текста. Вот с этой основой и возникает больше всего трудностей, ведь невозможно определить ее однозначно. Кто-то считает, что тема произведения — которые там описаны, так называемый жизненный материал. Например, тема любовных отношений, войны или смерти.

Также темой можно назвать проблемы человеческого естества. То есть, проблема становления личности, моральных принципов или конфликт хороших и плохих поступков.

Еще темой может выступать словесная основа. Конечно, редко можно встретить произведения о словах, но речь здесь не об этом. Существуют тексты, в которых игра слов выходит на передний план. Достаточно вспомнить работу В. Хлебникова «Перевертень». Его стих имеет одну особенность — слова в строке читаются одинаково в обоих направлениях. Но если спросить читателя о чем, собственно был стих, он вряд ли ответит что-то вразумительное. Так как основная изюминка этой работы это строки, которые можно читать как слева направо, так и справа налево.

Тема произведения — это многоаспектная составляющая, и ученые относительно нее выдвигают то одну, то другую гипотезу. Если говорить о чем-то универсальном, то тема литературного произведения — это «фундамент» текста. То есть, как сказал когда-то Борис Томашевский: «Тема — это обобщение основных, значимых элементов».

Идея

Идея — мысль, определяющая содержание произведения. Она неотделима от образной системы и от формы.

Как определить тему текста? алгоритм выполнения упражнений. примеры

Идея может заключать мысль о необходимости переустройства общества (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), о притягательности и одновременно бренности человеческой власти («Царь Эдип» Софокл).

Идея может быть выражена писателем в его авторской позиции, а может и вовсе не прозвучать. В контексте этого, В . Белинский отметил, что «поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило, это – живая страсть, это – пафос». Идею можно толковать по разному, в этом и состоит ее главная особенность.