Танец

Определения

Определение того, что такое танец, сильно зависит от исторического и культурного контекстов. Хэвлок Эллис определял танец как виртуозное развитие сексуального импульса.

Американский хореограф Марта Грэм определяла танец как подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Антрополог даёт следующее определение: «танец — это преходящий, мимолётный способ экспрессии, происходящей в заданной форме и стиле посредством движений тела».

Жюли Шарлотта ван Кэмп (Julie Charlotte Van Camp) в своей диссертации собрала основные положения, из которых состоят определения танца: танец — это человеческое движение, которое формализовано, то есть выполняется в определённом стиле или по определённым шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками, имеет целью рассказ сюжета, коммуникацию или выражение чувств, тем, идей, которому могут содействовать пантомима, костюм, декорации, сценический свет и пр. Также она отмечает, что различные определения понятия «танец» единодушны только в первом пункте — то, что танец — это человеческое движение.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства. У некоторых птиц танец сопровождает брачные песни.

Танец (народный и современный) является одной из номинаций Дельфийских Игр.

С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.

Происхождение и история танца

Танец является одним из древнейших выражений чувств, используемых человеком. В палеолитический период можно найти картины танцующих людей. Есть также несколько доисторических наскальных рисунков, на которых проявляются танцы в колесах и рядах.

В древние времена в Библии упоминаются различные священные или светские танцы, такие как царь Давид (2 Царств 6:14) и пророки Ваала (3 Царств 18:26). В Египте были похоронные танцы, танцы урожая и поклонение (например, поклонение Осирису).

Христианство пыталось бороться с танцем как ритуал идолопоклонства. Несмотря на это, Церковь не запрещала все виды танцев, и некоторые танцы, сделанные в процессиях, были разрешены.

В эпоху Ренессанса многие популярные танцы стали более стилизованными, а в 15 веке появились художественные танцевальные школы.

Восточные танцы

Танец

О направлении: что такое танцы Востока? Это ритмы сдержанной чувственности. Разновидности: бэлэди, саиди, эскандарани, ракс шарки (классика). К восточным также относятся ливанский стиль, халиджи и ираки. Бэлэди — это плавные движения руками, бедрами и тряски. Саиди танцуют с тростью, ливанская дабка — групповой танец с подскоками. В халиджи и ираки основными считаются движения волосами, которые в танце напоминают струящиеся волны. Подходят такие танцы для любого возраста. Профессиональному исполнению можно научиться за год-два. Музыка: Hakim, Amr Diab, музыка этнических инструментов (дарбука).

Примечания

  1. ↑ Танец // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000.
  2. ↑ Танец //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. ↑ Танец / Т. С. Кюрегян. // Симон — Хейлер. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1981. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия :  / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 5).
  4. Julie Charlotte Van Camp.  (недоступная ссылка). PhD dissertation (1981). Дата обращения 27 сентября 2009.
  5. Пантомима //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. Танец // Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка (рус.). — 1990.. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990
  7. Лейтмотив //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  8. Бальный танец / С. П. Панкратов и Л. С. Школьников. // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия :  / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).
  9. Народное творчество //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  10. Буксикова О. Б. «Ритуальные танцы народов восточной Сибири»//Журнал «Вопросы культурологии». — 2009.№ 9.С.49-52
  11. ЭСБЕ/Балет — Викитека
  12. Балет — статья из Большой советской энциклопедии. 
  13. Балет мировой // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000.
  14. ↑ Бальный танец //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  15. Эстрадный танец //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Примечания

  1. ↑ Танец //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. ↑ Танец / Т. С. Кюрегян. // Симон — Хейлер. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1981. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия :  / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 5).
  3. Пантомима //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Лейтмотив //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Бальный танец / С. П. Панкратов и Л. С. Школьников. // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия :  / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).
  6. Народное творчество //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  7. Буксикова О. Б. «Ритуальные танцы народов восточной Сибири»//Журнал «Вопросы культурологии». — 2009.№ 9.С.49-52
  8. ЭСБЕ/Балет — Викитека
  9. Балет — статья из Большой советской энциклопедии. 
  10. ↑ Бальный танец //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  11. Эстрадный танец //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

История развития

Кадриль 1805

Основная статья: История танца

Возникли танцы в глубокой древности, тогда они были выражением сильных эмоций (охваченный ликованием человек пускается в пляс). Совместный танец усиливает переживаемое чувство как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни используя слаженные движения. Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па происходят от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, поворотов и раскачиваний. Их сочетания со временем преобразовались в па традиционных танцев. У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. В народных танцах появилось различие между теми, которые исполняют для себя (бытовыми), и теми, которые исполняют напоказ (сценические и культовые). У бытовых танцев с течением времени обозначились различия между крестьянским и городским. Со временем из городских танцев выделились придворные, бальные и салонные. Эти танцы явились основой развития европейского балета.

Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра. Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться В Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры. Пантомима — «вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика». В средние века в Европе, несмотря на неблагоприятную религиозную обстановку, происходила дальнейшая театрализация танца, появились жонглёры, шпильманы, скоморохи. В 15—16 веках создавались посвящённые танцам трактаты и учебники, исполнялись морески — сюжетные танцевальные сцены, в начале 17 века появился балет. В этот период Французская королевская Академия танца, основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем.

Появившийся в австрийской области Ландль парный круговой трёхдольный танец ландлер постепенно превратился во всем известный и всеми любимый вальс. На рубеже XVIII и XIX веков, завоевав Вену, вальс быстро распространился по многим странам.

Во второй половине XIX века в сценическом танце возникает танцевальный лейтмотив. Лейтмотив — «музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения»

Большое внимание уделяется согласованности солистов танца и кордебалета и других участников. В это время появились пуанты — «специальная обувь, дававшая возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах», что дало возможность разрабатывать новый виртуозный стиль

В конце XIX века появился танец «модерн» — свободный, пластический или ритмопластический танец.

В XIX — начале XX вв. появляются специальные помещения и площадки для танцев (кафе-шантаны, танцевальные бары, залы, садовые площадки).

История развития

Кадриль 1805

Возникли танцы в глубокой древности, тогда они были выражением сильных эмоций (охваченный ликованием человек пускается в пляс). Совместный танец усиливает переживаемое чувство как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни используя слаженные движения. Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па происходят от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, поворотов и раскачиваний. Их сочетания со временем преобразовались в па традиционных танцев. У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. В народных танцах появилось различие между теми, которые исполняют для себя (бытовыми), и теми, которые исполняют напоказ (сценические и культовые). У бытовых танцев с течением времени обозначились различия между крестьянским и городским. Со временем из городских танцев выделились придворные, бальные и салонные. Эти танцы явились основой развития европейского балета.

Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра. Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться В Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры. Пантомима — «вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика». В средние века в Европе, несмотря на неблагоприятную религиозную обстановку, происходила дальнейшая театрализация танца, появились жонглёры, шпильманы, скоморохи. В 15—16 веках создавались посвящённые танцам трактаты и учебники, исполнялись морески — сюжетные танцевальные сцены, в начале 17 века появился балет. В этот период Французская королевская Академия танца, основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем.

Появившийся в австрийской области Ландль парный круговой трёхдольный танец ландлер постепенно превратился во всем известный и всеми любимый вальс. На рубеже XVIII и XIX веков, завоевав Вену, вальс быстро распространился по многим странам.

Во второй половине XIX века в сценическом танце возникает танцевальный лейтмотив. Лейтмотив — «музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения»

Большое внимание уделяется согласованности солистов танца и кордебалета и других участников. В это время появились пуанты — «специальная обувь, дававшая возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах», что дало возможность разрабатывать новый виртуозный стиль

В конце XIX века появился танец «модерн» — свободный, пластический или ритмопластический танец.

В XIX — начале XX вв. появляются специальные помещения и площадки для танцев (кафе-шантаны, танцевальные бары, залы, садовые площадки).

Определения

Определение того, что такое танец, сильно зависит от исторического и культурного контекстов. Хэвлок Эллис определял танец как виртуозное развитие сексуального импульса.

Американский хореограф Марта Грэм определяла танец как подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Антрополог даёт следующее определение: «танец — это преходящий, мимолётный способ экспрессии, происходящей в заданной форме и стиле посредством движений тела».

Жюли Шарлотта ван Кэмп (Julie Charlotte Van Camp) в своей диссертации собрала основные положения, из которых состоят определения танца: танец — это человеческое движение, которое формализовано, то есть выполняется в определённом стиле или по определённым шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками, имеет целью рассказ сюжета, коммуникацию или выражение чувств, тем, идей, которому могут содействовать пантомима, костюм, декорации, сценический свет и пр. Также она отмечает, что различные определения понятия «танец» единодушны только в первом пункте — то, что танец — это человеческое движение.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства. У некоторых птиц танец сопровождает брачные песни.

Танец (народный и современный) является одной из номинаций Дельфийских Игр.

С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.

Что такое танец:

Танец — это искусство выразительного движения тела с помощью ритмичных движений, обычно под звуки музыки.

Первобытные люди начинали танцевальное искусство и практиковали его по-разному: в период сбора урожая, в ритуалах богам, во время охоты, на свадьбах, в моменты радости или грусти или даже в почтении к Матери Природе. Он считается наиболее полным из искусств, потому что он включает в себя такие художественные элементы, как музыка, театр, живопись и скульптура, способные выражать как самые простые, так и самые сильные эмоции.

Смысл танца выходит за рамки художественного выражения и может рассматриваться как средство приобретения знаний, как вариант отдыха, источник удовольствия, развитие творчества и важная форма общения. Через танец человек может выразить свое состояние души. Танец может сопровождаться ударными или мелодическими инструментами или чтением разных текстов.

Танец оказал сильное влияние на общество на протяжении веков. Как способ социализации и распространения культуры, она дала миру знания о культурном разнообразии разных народов во всем мире, особенно посредством народных танцев.

В школах танец является частью области физического воспитания. Как академическая дисциплина, танец объединяет различные университетские курсы, связанные с искусством и гуманитарными науками. Это также широко распространенный метод в спортивных залах и клубах для поддержания физического и психического здоровья.

Танец живота первоначально практиковался женщинами из Северной Африки, Западной и Южной Азии. Этот тип танца имеет в качестве основной характеристики ритмичное движение бедер и мышц матки. Первоначально этот танец был неотъемлемой частью ритуала плодородия, однако в настоящее время связь с плодородием не столь распространена, поскольку рассматривается как художественное, культурное и профессиональное выражение.

Существуют различные виды танцев, такие как уличные танцы, фанк, кудуро, которые являются типами народных танцев. Народные танцы — это специфические танцы конкретной страны и культуры. Здесь так много народных танцев, что сложно получить полный список их всех.

Программа » Celebrity Dance » — это программа, в которой участники соревнований являются знаменитостями и должны готовить выступления в различных видах танца, которые оцениваются жюри и зрителями.

« Вступление в танец » — это популярный термин, означающий участие в каком-либо предмете, являющемся частью рискованного бизнеса.

Джаз-модерн

О направлении: что такое танцы в стиле джаз-модерн? В них приветствуется свобода и отказ от общепринятых хореографических норм и традиций. В таком танце соединяются несколько стилей и добавляется что-либо свое. К направлению относят контемпорари, R’n’B, trance, тектоник, DnB step, джампстайл, strip-dance, Go-Go. В этом направлении каждый может найти что-то для себя. Свободно выражать эмоции и владеть своим телом в совершенстве вы научитесь в любом случае! Музыка: Madonna, Beyonce, Shakira и другие.

Выбирайте любое направление, но смотрите, чтобы оно было вам по душе. Если вы хотите обрести гибкость и обворожительную пластику — отдайте предпочтение «востоку», вы эмоциональны и раскованы — подойдет латина. Для общительных и компанейских идеальны будут уличные танцы и джаз-модерн. Любимому понравятся восточные или стрип-дэнс. Выбор за вами!

Методы и компоненты танца

По-настоящему универсальное определение танца должно подчеркивать основополагающий принцип, что танец является формой искусства или видом деятельности, которая использует тело и диапазон движений, на который способен организм. В отличие от движений, которые исполняются в повседневной жизни, танцевальные движения не связаны непосредственно с работой, путешествиями или выживанием.

Танец, конечно, может состоять из движений, связанных с подобной деятельностью (к примеру, танцы, связанные с работой, являются общими для многих культур), и даже может сопровождать такие мероприятия. Но даже в самых практичных танцах, движения, которые составляют его, не сводятся к отражению простой мускульной силы; скорее, они отображают некоторые дополнительные качества, такие как самовыражение, эстетическое удовольствие и развлечение. В данной статье рассматриваются методы и компоненты танца, а также эстетические принципы, лежащие в его оценке в качестве вида искусства.

Эстетика танца и основные мотивы: самовыражение и физическое освобождение

Одним из самых основных мотивов танца является самовыражение и передача эмоций. Люди, и даже некоторые высокоразвитые животные, часто танцуют для того, чтобы «дать волю» сильным чувствам, таким как внезапные приступы приподнятого настроения, радость, нетерпение или гнев. Эти «движущие силы» можно увидеть не только в спонтанных танцах, но и в более формализованных «наборах» танцев, таких как племенные военные танцы или праздничные народные танцы. В данном случае танец помогает генерировать эмоции, а также высвобождать их.

Люди также танцуют для удовольствия, как бы испытывая тело и окружающую среду все новыми и разнообразными способами. Танец часто включает в себя движения, которые иначе, как гимнастикой или йогой не назовешь. Танцевальные движения , как правило, организованы в некий пространственный или ритмический рисунок и следуют определенному порядку шагов.

История развития

Кадриль 1805

Возникли танцы в глубокой древности, тогда они были выражением сильных эмоций (охваченный ликованием человек пускается в пляс). Совместный танец усиливает переживаемое чувство как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни используя слаженные движения. Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па происходят от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, поворотов и раскачиваний. Их сочетания со временем преобразовались в па традиционных танцев. У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. В народных танцах появилось различие между теми, которые исполняют для себя (бытовыми), и теми, которые исполняют напоказ (сценические и культовые). У бытовых танцев с течением времени обозначились различия между крестьянским и городским. Со временем из городских танцев выделились придворные, бальные и салонные. Эти танцы явились основой развития европейского балета.

Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра. Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться В Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры. Пантомима — «вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика». В средние века в Европе, несмотря на неблагоприятную религиозную обстановку, происходила дальнейшая театрализация танца, появились жонглёры, шпильманы, скоморохи. В 15—16 веках создавались посвящённые танцам трактаты и учебники, исполнялись морески — сюжетные танцевальные сцены, в начале 17 века появился балет. В этот период Французская королевская Академия танца, основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем.

Появившийся в австрийской области Ландль парный круговой трёхдольный танец ландлер постепенно превратился во всем известный и всеми любимый вальс. На рубеже XVIII и XIX веков, завоевав Вену, вальс быстро распространился по многим странам.

Во второй половине XIX века в сценическом танце возникает танцевальный лейтмотив. Лейтмотив — «музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения»

Большое внимание уделяется согласованности солистов танца и кордебалета и других участников. В это время появились пуанты — «специальная обувь, дававшая возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах», что дало возможность разрабатывать новый виртуозный стиль

В конце XIX века появился танец «модерн» — свободный, пластический или ритмопластический танец.

В XIX — начале XX вв. появляются специальные помещения и площадки для танцев (кафе-шантаны, танцевальные бары, залы, садовые площадки).