Что такое Табу
Табу – это запрет на определенную деятельность, базирующийся на культурных или моральных убеждениях.
Что такое ТАБУ — значение, определение, понятие простыми словами.
Простыми словами, Табу — это действия которые в большинстве случаев не запрещены законом, но их нельзя совершать, так как, это не принято, неприлично или аморально. Данные запреты работают только в конкретной общине или социальной группе.
Во многих культурах существуют свои виды запретов, даже если не используется такой термин как – табу.
В большинстве случаев табу относится к вещам, которые считаются священными и требуют специального особо трепетного обращения. Например, католики принимающие причастие, следят, что бы хлеб (Тело Христово), ни в коем случае, не упал на землю, так как его считают священным.
Иногда запреты рассматривались как взаимодействие с чем-то нечистым. В некоторых культурах, девушек во время менструального цикла отстраняли от общества, запирали в отдельных помещениях, так как считали их нечистыми.
У многих запретов есть и более земные происхождения. Это относится к древним практическим советам по ведению жизненного быта.
Пример: нельзя есть свинину, нужно мыть ноги перед входом в помещение и так далее…
Подобные запреты имели практическую подоплеку в определенный период времени, когда медицина и гигиена была не на высоте. В современном мире, данных правил уже можно и не придерживаться, но они перекочевали в религию и стали определенным видом табу.
Что нужно знать о табу?
Влияние сакральных запретов в мире очень велико. Людям, которые планируют каким-то образом взаимодействовать с людьми из другой культурной группы, желательно ознакомится с культурой этих людей. Так как невинным на ваш взгляд действием, вы можете нарушить какой-то запрет и оскорбить представителей данного народа.
Не высмеивайте его хобби
Женщины должны понять: когда они выбирают мужчину, должны принять и его хобби. Даже если это какая-нибудь ерунда, с вашей точки зрения, не нужно «сыпать» насмешками. Вряд ли он перестанет заниматься любимым делом, но уже не захочет делиться с вами успехами и найдет более заинтересованного слушателя.
Не прививайте избраннику чувство вины за то, что он занимается «недостойным делом»
Запреты и насмешки — не лучшая тактика, чтобы привлечь внимание. Пустите в ход женские уловки: проявите ласку, заботу, придумайте более интересное совместное занятие
Не давите на мужчину и мягко корректируйте — тогда хобби не будет влиять на его обязанности и ваши отношения. Используйте фразы: «Мне нужна твоя помощь, это можешь сделать только ты», «Пожалуйста…», «Прошу тебя».
Чтобы отношения с мужчиной складывались гармонично, женщина должна дать ему возможность иметь свое личное пространство. Тогда он расслабится и не будет защищать территорию
Истина проста: когда мужчина заинтересован в женщине, он будет проявлять внимание к ней, звонить, писать смс и помогать в решении бытовых вопросов. Основа отношений — доверие, уважение и искренние чувства, поэтому учитесь взаимодействовать с партнером без давления и осуждения.
Нужны ли нам табу
Нужны ли строгие запреты сегодня? Скорее, да. Конечно, старые моральные ограничения относились к обществу, которого сегодня уже не существует. Нужны другие. Те, что направленны на сохранение жизни, например. При воспитании маленького ребенка родители строго запрещают ему приближаться к розеткам или кипящим кастрюлям. Детям совсем не обязательно знать законы движения электронов, чтобы понять: пальцы в розетку совать нельзя. Для взрослых людей – это правила дорожного движения, кодекс законов.
Социологи утверждают: чем больше у человека внутренних культурных запретов, тем качественней он вписывается в общественную среду. Хотя иногда неразумные запреты провоцируют многочисленные нарушения (амбивалентность чувств). Так, во время сухого закона, количество пьющих людей резко увеличивается.
Сосуществовать было бы намного проще, если бы все придерживались внутренних ограничений. Практикующие психологи отмечают в своих работах, что взрослым людям стоит также поучиться уважать чужие внутренние запреты. А попросту – не лезть в чужую жизнь с добровольными советами или бестактными вопросами. Даже если вам кажется, что ограничения другого человека смешны и бессмысленны, не стоит учить их жизни, давая советы вроде:
- Та не должен из-за этого огорчаться…
- Не бойся, лучше быть смельчаком…
- Необходимо себя заставить…
- Почему тебе в голову приходят такие глупые мысли…
- Глупо волноваться по такому незначительному поводу…
А фазу «я на твоем месте…» вообще следовало предать анафеме, вычеркнуть из памяти человечества. Единственное, что можно сделать – поделиться собственным опытом. И то, в форме диалога.
Не критикуйте умение мужчины зарабатывать
Говорят, что идеальные отношения — это муж-добытчик и жена, которая занимается домом и саморазвитием. Так, к сожалению, бывает не всегда. Далеко не каждый мужчина может в полной мере обеспечить семью. Но ваша жесткая критика не приведет к успеху — избранник будет обороняться или нападать в ответ. Обвинения в финансовой несостоятельности — еще одна больная тема для мужчин.
Если вы считаете, что ваш мужчина может зарабатывать больше, поддерживайте его, вдохновляйте. Ваша вера в него — отличная мотивация для достижения новых вершин. Отношения, построенные на взаимопомощи и поддержке — крепкий союз.
Исследования табу
Джеймс Фрэзер первым свёл воедино все факты, относящиеся к табу, и ввёл этот термин в социологию. Однако, он не указал, чем собственно табу отличается от религиозных запретов вообще, и в чём заключается психический генезис этой системы. После Фрэзера много внимания табу уделил Джевонс (англ. F. Β. Jevons), но он, как и Фрэзер, придаёт этому институту слишком широкое значение, утверждая, что табу было творцом морали. Хотя табу на определённой ступени развития часто являлось синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались, объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых инстинктов и представлений. Спенсер относит табу к обрядовым учреждениям и сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне, как и предыдущие мнения. Профессор Той (англ. С. Η. Toy) думает, что «табу было формой, в которой часть нравственного закона нашла своё выражение». Во всяком случае, для прогресса табу имело обоюдоострое значение: в основе его лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем «слова»), обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений жрецов и светской власти.
Не рассказывай о своих прежних мужчинах
Рассказывать своему любимому о том, сколько мужчин у тебя было до него, верх непредусмотрительности и высокая вероятность больше не увидеть его никогда! Возможно, ты настолько наивна, что считаешь, будто он будет благодарить тебя за откровенность, но на мужчину такая информация произведет не лучшее впечатление.
Любой мужчина желает быть у своей возлюбленной первым, единственным и самым лучшим. Ему совершенно не хочется, быть третьим, седьмым или десятым, не хочется осознавать, что до него любимая женщина была в объятиях другого и делила с ним постель. Это серьезный удар по мужскому самолюбию, особенно если до него у женщины было несколько мужчин.
Если самодостаточный и уверенный в себе мужчина сможет ужиться с этой информацией, то сомневающийся в себе партнер будет очень уязвлен таким откровением. Поверь, после признания он начнет подозревать тебя в тайном общении с бывшим. И даже если не скажет об этом открыто, запомнит, и при случае обязательно припомнит тебе былые похождения.
К слову, тебе тоже не стоит интересоваться, сколько женщин было у любимого до тебя. Верно говорят: «Меньше знаешь – крепче спишь!».
Сексуальный шантаж
К этому способу, как правило, прибегает слабый пол, чтобы манипулировать мужчинами. Для того, чтоб наказать, мотивировать или использовать партнера, женщина лишает его секса или выдвигает условия. На самом деле, кому она делает хуже? Себе, оставшись злой и неудовлетворенной, или ему, который, в конце концов, просто пойдет «на лево» для удовлетворения своих естественных, природных потребностей?
Будьте тактичны и уважительны с любимыми в сексе, и это вернется вам двойной порцией удовольствия. Если не допускать в постели описанных ошибок, можно рассчитывать на здоровые и долговечные интимные отношения. А это – уже , согласитесь, не мало.
Табу в наше время
Современное общество не производит таких категорических табу. Ученые утверждают, что количество моральных запретов зависит от уровня развития цивилизации. Одно дело – невозможность взглянуть на верховного правителя, другое – табу на убийство. Хотя многое также зависит и от самого человека. Если для одного утверждение «Не укради» находит отклик в душе, то для другого это, скорее, вызов. Все же человеку свойственно делать то, что идет ему на пользу и вредит окружающим. И останавливает его от активных действий совсем не мораль, а боязнь общественного осуждения и уголовный кодекс.
Юридические ограничения прописывает государство, которое способно наказать не хуже верховного жреца. Раньше все табу были прописаны в религиозных книгах, но сегодня многие не следуют строгим религиозным нравоучениям. Внутренние запреты продиктованы этикой и родительским воспитанием, а внешние – юридическим законом. Когда человек неосознанно или намеренно нарушает порядок, причиняет вред окружению, окружение говорит «Нам это не нравится, это ущемляет наши интересы» и создает определенные законы.
Во многих странах существуют культурные или поведенческие запреты. За их нарушение никого не посадят в тюрьму, но для окружающих нарушитель становится изгоем. То есть сам попадает под влияние табу. Например, в Японии нельзя заходить в дом в уличной обуви, жалеть плачущего человека или обращаться к вышестоящему начальнику без его разрешения. В буддийских странах запрещено прикасаться к голове ребенка, а в Швеции нельзя дарить гвоздики, которые считаются траурными цветами. И это только некоторые из большого числа ограничений. Но чтобы избежать неприятных ситуаций, их стоит придерживаться.
Растабуирование и эвфемизмы
Все упомянутые запреты могут быть нарушены и, как правило, нарушаются. Есть два способа это сделать. Первый — прямое нарушение. Нельзя говорить, а я скажу! В этом случае человек, нарушивший запрет, воспринимается как агрессор. Но бывают времена ослабления общества и нестабильности, когда бунтари процветают: так было в 1990-х.
Второй способ — эвфемизмы. Они особенно хороши в отношении лексических табу. Когда людям нужно говорить о чем-то запрещенном, они придумывают ненастоящие имена. В русском существовал запрет на произнесение исконного слова и корня «арк» для обозначения медведя, потому что он был древним тотемом. Это слово исчезло, но нашим предкам приходилось все-таки говорить об этом звере, и остался эвфемизм — медведь (значит «поедатель меда»).
Так возникает вполне регулярный языковой механизм подмены. В русском языке мы с этим сталкиваемся, когда видим табуированность матерных слов, связанных с сексом и телесным низом. Для действия, обозначающего соитие, возникает огромное количество слов разной степени грубости. В результате нейтрального слова у нас, по существу, нет: есть либо очень грубые, либо различные эвфемизмы. Часто эвфемизм, поработав некоторое время в качестве замены, смещается в область табуированной лексики и сам становится табу. Например, раньше слово «туалет» значило совсем другое, но оно вытеснило слово «уборная». «Уборная» вытеснила «отхожее место» и т. д.
В рубрике «Конспект» мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.
Не предъявляй бесконечные претензии
Многие мужчины не хотят заводить серьезных отношений, потому что в быту дама сердца начинает «пилить» своего избранника. Под этим понятием кроется ворох претензий, которые женщина предъявляет мужчине. Претензии могут быть самыми разными, от нежелания помогать по хозяйству и нехватки денег, до частых встреч с друзьями и нежелании принимать участие в воспитании детей.
Безусловно, многие твои претензии вполне обоснованы, и их, конечно, нужно доносить до партнера. Но если у тебя есть претензия, выскажи ее один раз, четко и внятно, без крика и брани. Просто выбери время, когда любимый находится в хорошем расположении духа и расскажи ему о том, что тебя волнует. Но не терзай его постоянными претензиями!
Придираясь к мужчине по каждой мелочи, постоянно предъявляя ему претензии, ты рискуешь в один «прекрасный» день услышать: «С меня хватит!», и больше никогда не увидеть любимого.
Табу для креативного класса
Для разговора о табу можно использовать конструкцию, где наш мир будет представлен в трех плоскостях. Одна плоскость — человеческая, в которой мы существуем, вторая — высших сил, третья — низших сил. Табуируются, как правило, последние два уровня или отдельные явления в них. В древности часто запрещали имена бога и дьявола. Есть культуры, где скрывается имя самого человека. Эти табу могут сводиться к простой человеческой эмоции — страху. На срединном уровне, в котором мы существуем, табуируются вещи, которые удобно обозначить словом «интимный» — в смысле близкого, частного пространства. Но табу в отношении одного и того же явления может проявляться на трех уровнях одновременно. Например, смерть можно рассматривать и как высшую силу, и как что-то низшее, неприятное, угрожающее благополучию человека, и как нечто интимное, касающееся внутреннего мира.
Лекция: Священные запреты, или как правильно убегать от тещи
Табу могут распространяться на тему в целом. Например, на секс, осуществление естественных человеческих потребностей, отчасти смерть. Запрещаются темы, о которых не очень приятно говорить, или сами слова. Такие табу могут быть слабыми: когда мы понимаем, что не стоит говорить это слово, но произносим его. А бывают строгими и страшными, за нарушение которых следует наказание — реальное или мистическое. Тогда табу подавляет говорящих, и запрещенное слово исчезает из языка совсем. Запреты могут касаться этикета. Например, в нашей культуре не принято слишком близко приближаться к человеку или пристально смотреть на него.
Табу производит культура — религия, идеология, суеверия, политкорректность и просто вежливость. С точки зрения общественной иерархии табу, как правило, работают для среднего класса — среди людей религиозных, образованных, культурных. А разрушаются или отсутствуют в низших и высших слоях общества. Среди необразованных людей — крестьян, рабочих. И на верхушке, которую сегодня называют креативным классом. Например, музыканты и интеллектуалы с удовольствием шокируют общество.
Не критикуй его секcуальные способности
Интимная жизнь, одна из тех сфер, за которую мужчина переживает больше чем нужно. Оно и понятно, ведь секcуальная сила – предмет гордости мужчины, тогда как ее отсутствие – настоящее унижение для представителя сильного пола. Особое значение отводится здесь величине мужского достоинства. Чем оно больше, тем увереннее чувствует себя мужчина в постели. А вот обладатели небольшого достоинства слишком уязвимы и очень болезненно воспринимают насмешки и критику.
Для своей любимой и единственной мужчина хочет быть лучшим любовником. Ты должна это понимать и всячески хвалить своего возлюбленного во время интимной близости. А если уж затрагиваешь тему мужского достоинства, то только для восхищения. Сомнений, а тем более насмешек в свой адрес мужчина попросту не потерпит. Этим ты нанесешь ему сильнейшую обиду, которую он запомнит на всю жизнь. А что еще вероятнее, перестанет искать близости с тобой и сделает все, чтобы вы расстались.
Нанесенная обида бывает настолько сильной, что оскорбленный мужчина начинает ненавидеть всех женщин, и у него появляются проблемы с эрекцией. Некоторым таким мужчинам приходится лечиться от психологической импотенции.
Не признавайся в измене
Откровенные признания между партнерами, безусловный плюс для отношений. Но если ты в порыве страсти изменила своему любимому, ни за что не признавайся в этом! Такие откровения точно не для мужских ушей.
Отпирайся даже тогда, когда тебя застали с поличным. Говори, что это произошло случайно, что мужчина вскружил голову, а ты всегда любила только его одного. Любая твоя ложь в такой ситуации будет лучше горькой правды. Если же откровенно расскажешь любимому, что тебе не хватало мужского тепла и внимания с его стороны, или ты безумно влюбилась в другого мужчину, вашим отношениям придет конец. Даже если любимый простит тебя, он не забудет обиду, которую ты нанесла ему, и в будущем эта ситуация еще не раз всплывет в ваших конфликтах.
К слову, если ты желаешь жить со своим любимым в мире и радости, не старайся контролировать его и ловить на измене. Вполне возможно тебе действительно удастся отыскать факты измены, которые поставят тебя перед сложным выбором – простить любимого за его проступок или расстаться с ним навсегда. Прежде чем играть в Пинкертона, задумайся, готова ли ты к такому выбору.
Как распознать табу
Государство способно табуировать далеко не все процессы в нашей жизни. Но то, что не делается на уровне общества, добровольно осуществляется на уровне личности. Мы сами себе устанавливаем внутренние барьеры, способные сильно отяготить наше существование. Мы делаем это неосознанно, но своими «психологическими руками». При этом не осознаем, что именно они являются препятствием к достижению успеха. Мы запрещаем себе:
- Отношения с большой разницей в возрасте.
- Счастье в повторном браке.
- Незапланированные поступки.
- Карьерный рост (особенно женщины).
- Смену нелюбимой работы или уход в «свободное плавание».
- Эксперименты и раскрепощенность в сексе.
- Откровенный разговор с детьми, родителями.
И это только начало. Чем больше внутренних ограничений, которые мы сами себе не в состоянии объяснить, тем меньше места остается для счастья. Запреты в одной сфере жизни отражаются на остальных, а желание их нарушить ведет к рассогласованности с самим собой. Яркий пример – наш лишний вес. Мы часто едим не потому, что любим это блюдо. Мы заедаем внутренние запреты на красоту, сексуальность, отношения, материальное благополучие. И чем больше мы себе запрещаем, тем больше хочется есть. А если в это время садимся на диету, и запрещаем себе еще и любимые продукты, пиши пропало. Набор десятка лишних килограммов обеспечен.
Наши внутренние ограничения могут причинять боль близким. Например, у некоторых есть табу на извинения. Человек просто не может выговорить простые слова, способные уменьшить боль другого. Есть и такие, что мы переносим на своих детей, мужа или жену, также усложняя им жизнь. Мало того, что мы сами страдали, пусть теперь и они страдают. А ведь ответа на вопрос «Почему?» у нас просто нет. В лучшем случае мы вспомним, что нам это кто-то сказал. Так что если табуировать что-то в личной жизни, так это невмешательство в пространство близких людей.
Наши бессознательные табу похожи, скорее, на микрочипы, вживленные в голову в детском или подростковом возрасте. Но люди чаще называют их тараканами. Справиться ментальными «тараканами» в голове помогают психотерапевты. Они раскручивают проблемы, как клубок ниток, докапываются до первопричины бессмысленного барьера. Психологи способны не только выслушать. Они снабжают клиентов инструментами, которые помогают им жить и справляться со своими запретами самостоятельно. Но и психотерапевты попадают под запрет. Ведь считается, что на сеансы психотерапии ходят психопаты, слабаки или полные неудачники. Так что перед тем, как отправиться на сеанс психотерапии, придется нарушить по крайней мере одно внутреннее табу, чтобы справиться с остальными.
Выводы:
- Табу – это религиозное понятие, которое сегодня перешло в плоскость этической и психологической морали.
- Сексопатологи сформулировали основное правило запретов в сексе: если ваше поведение не вредит окружающим, нет причин для его осуждения.
- Амбивалентность – противоречивое желание следовать запрету и одновременно его нарушить.
- Чем больше необоснованных запретов, тем больше желания их нарушить.
- Наши ограничения нас защищают, но забирают счастье.
История табу
Табу — это определение многих запретов. Первая совокупность предписаний возникла и сформировалась в период первобытного общества на основе различных религиозных верований. Эта совокупность предписаний по-другому называется «табу». Нарушение одного из них влекло за собой негативные последствия для нарушителя. Многочисленные табу распространялись на различные сферы человеческой жизни: общение, сексуальность, брак, приемы пищи, а также на животных и растения.
Этот феномен на протяжении долгого времени являлся средством поддержания порядка в обществе и урегулирования конфликтов. Главной причиной возникновения табу стало стремление людей найти решение проблемы вымирания. Именно с возникновения запретов, которые являлись ядром нормативных установок, можно вести отсчет начала человеческой цивилизации.
Роль табу была велика не только в первобытном обществе. В XVII – середине XIX в. табу тесно переплеталось с существующими религиями, наблюдалась взаимосвязь между заповедями и рядом табу. Но уже в конце XIX – начале XX века, с распространением атеизма, актуальность табу ставится под сомнение, а также изменяется значение слова «табу».
Фрейд в своих работах также освещал данную тему. По его мнению, у системы запретов есть две стороны, с которых можно давать оценку этому явлению. С одной стороны, именно табу стали регулятором отношений межу людьми и задатком для появления цивилизации. С другой стороны, запреты подавляют инстинктивную природу человека, результатом чего стали психические заболевания.
Что такое табу
Табу — это абсолютная невозможность совершения определенного действия. Это как проклятие навсегда. Оно непоколебимо и не допускает возможности преступить ту черту, которую запрещено преступать. Значение его несколько двойственное: с одной стороны – это нечто священное, недоступное для простого человека, с другой – жуткое, страшное и жестокое. Изначально понятие было сводом религиозных запретов, сегодня оно перенесено в плоскость внутренних моральных ограничений. Другое, обыденное значение этого понятия – священный.
Само слово «табу» имеет полинезийское происхождение, где оно означает запрет сакрального значения. Жесткие ограничения, которые транслируют служители культа, зачастую не обоснованы, но являются чем-то естественным для всех, кто находится в их власти.
Собственно, религия – это и есть кодекс запретов для всех людей вне зависимости от происхождения, социального статуса материального положения. Но за нарушение одних можно было получить словесное нравоучение, а за попирание других моментально следовало жестокое наказание высших сил. Почему такая разница? Потому что табу и моральные нравоучения – разные вещи. Моральные нравоучения можно обойти, схитрить, купить индульгенцию. Табу – нет.
Табу в религии
Табу вводились религиозными служителями по нескольким причинам. Первое – это проведение границы между людьми и сакральными предметами, которые способны отделить священное от обыденного и обыденное от священного. Второе – это возможность поддержать порядок в общине. Так, например, под строжайшим запретом были сексуальные связи между близкими родственниками. Без знания генетики объяснить воспрещение было сложно, поэтому табу описывалось кратко: «Нельзя. И точка. Иначе кара небесная». Причем служители культа часто выполняли наказание задолго до высших сил, чтобы другим было неповадно.
Сегодня религиозные запреты сохранились, прежде всего, в отношении пищи. Собственно, Библейское повествование начинается именно с запрета съесть плод с дерева добра и зла. С его нарушения и случилось грехопадение человечества, за которое мы расплачиваемся до сих пор. Пищевые религиозные ограничения – это строгие понятия поста в христианстве, кошерная пища в иудейской религии, халяльная в мусульманстве. Другие ограничения касаются поведения вообще или в определенные дни, одежды, изображения живых существ и другие.
Первые научные исследования
Первым исследователем, который классифицировал тему табуирования был шотландский этнограф, антрополог и религиовед Джеймс Джон Фрейзер (01.01.1854-07.05.1941). Он первым описал табу с точки зрения двух противоположных понятий – магических ритуалов и здравого смысла. В своей книге многочисленные запреты разных народов он разделил по сферам жизни:
- На запретные действия – общение с представителями других племен, принятие пищи и еды, обнажение лица, выход за границы определенной территории.
- На людей или занятия – для правителей и представителей королевских династий, для носящих траур, беременных женщин, воинов, убийц, охотников и рыболовов.
- На предметы или части человеческого тела – острые предметы, волосы (ритуалы во время стрижки) или кровь, голову как вместилище души человеческой, узлы и кольца.
- На имена покойников, правителей, божеств.
Вывод из этого исследования был интересным: людям всегда нужен был образец, к которому они стремились. Люди видели безупречную модель жизни и мечтали жить так же. Но для того, чтобы достичь заоблачных высот им приходилось подчиняться тому самому идеалу.
Удивительно, но многие запреты, описанные в книге, мы помним и сегодня. Причем следуем им даже не задумываясь о происхождении. Так, например, многие не выбрасывают срезанные ногти и волосы, не дарят острые предметы, не завязывают узлы.
Табу — суть и предназначение
Так, в одной из работ британского культуролога и историка религии Джеймса Дж.Фрэзера был представлен анализ пищевых табу тихоокеанских островитян. Автор отмечает, что большинство из них тесно связано с частными семейными преданиями.
Например, в одном племени кто-то из предков перед кончиной рассказывал, что ему было видение, как он после смерти перевоплощается в манговое дерево, а его потомки затем наложили табу на поедание плодов манго.
Примерно такая же картина вырисовывается и в психологии. Зигмунд Фрейд, считавший, что изучать психику современного человека можно и нужно на примере аборигенов и диких племен, написал целый труд, посвященный тотемам и табу.
В одной из глав он заявлял, что возникновение табу чаще всего обусловлено наличием амбивалентности чувств (двойственности отношений).
Особенно это касается внутриплеменных отношений между полами, и яркий пример появления подобных запретов – табуирование инцеста. А в целях полного исключения инцестуозного соблазна в некоторых кланах табуировали даже связь между некровными родственниками (зять и теща, невестка и тесть и т.д.).
Один из основоположников социологии Эмиль Дюркгейм, работая над «Элементарными формами религиозной жизни», детально изучил тотемистическую систему диких народов Австралии и на ее основе создал своеобразный каркас, которым затем начали пользоваться все исследователи этой темы.
Табу у аборигенов Океании
Впервые слово «табу» записал английский капитан Джеймс Кук на островах Тонга в 1771 году. У жителей Полинезии — от Гавайских островов до Новой Зеландии — система запретов-табу регламентировала важнейшие стороны жизни человека, заменяя одновременно религиозные, моральные и юридические нормы. Например, табу запрещали браки между близкими родственниками, употребление определенной пищи, покушение на чужую собственность.
Соблюдение табу отчасти охранялось репрессивными мерами — вплоть до смертной казни — или страхом перед высшими силами. «Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастие нарушить табу, умирали скоропостижно от одного страха перед неминуемой карой небесной», — утверждалось в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
С одной стороны, табу — это нечто священное. Так, тело, жилище и имущество правителя считались преприкосновенными, а его имя нельзя было называть. В противоположном смысле табу — что-то нечистивое, запрещенное. Все, что связано со смертью, становилось табу — человек, побывавший на похоронах, сам на несколько дней становился табу.
Европейцам порой сложно было понять разницу между двумя видами табу. К примеру, и вождь, и отверженный человек, попавший под табу, не могли есть из собственных рук — их кормил кто-то из близких.
Тохунга, соблюдающий табу. Готфрид Линдауэр, картина конца XIX века
Многие табу были иррациональны — не имели логики и смысла даже с с точки зрения самих полинезийцев. Тем не менее, сила табу настолько велика, что эти запреты все равно соблюдались.
Сегодня в этнографии термином «табу» обозначают любые религиозные запреты.
Обществознание рассматривает табу как простейшую форму социальной регламентации в первобытной культуре. По мере развития общества на смену табу приходят нормы морали, религии, права. Отмечается, что христианское понятие грех или мусульманское харам — тоже в определенное степени продолжения табу.
Фрейд, табу и амбивалентность
Зигмунд Фрейд (06.05.1856-23.09.1939) в своей книге «Тотем и табу» рассматривает табу порождение амбивалентности. Амбивалентность – это двойственность чувств по отношению к чему либо. Получив жесткий запрет, человек с одной стороны испытывает священный трепет, с другой – неудержимое желание его нарушить.
Фрейд привязывает понятие табу к теме психоанализа, исследования бессознательной части душевной жизни персональной и коллективной психики. В своих работах он описывает людей, что сами создали себе жесткие табу и следуют им не хуже полинезийских дикарей. Фрейд даже ввел понятие «болезнь табу» – ничем не обоснованную болезненную навязчивость, которая приводит к бесконечным спорам с самим собой, нервозности и навязчивым ритуалам.
Причем необоснованные запреты в определенной степени заразны, они могут передаваться от человека к человеку и захватывать большие группы людей. Самым частым проявлением этой болезни является табу на прикосновения, и как следствие – навязчивый ритуал бесконечных омовений.
В современном психоанализе понятие табу больше исследуется в сексуальной сфере. Но есть и другие проявления внутренних запретов. Например, многие из нас неосознанно запрещают себе те или иные действия, мысли, эмоции, поступки и даже не догадываются, что продиктованы они внутренними табу.
Черная метка табу
В целом и общем понятно, что речь идет о термине, обозначающим священный запрет или иное ограничение, накладываемое на определенное действие, предмет, место или занятие.
Верования первобытных людей мало чем отличаются от современных, допускающих существование злых сил (антихристов, демонов, божеств и т.д.). Кроме того, эти божества/темные силы, несущие беды, горе, болезни и смерть, могли наделять людей или предметы страшными свойствами, которые оказывались порой гораздо хуже, чем болезни и смерть.
И если умирал кто-то, кого «пометили» эти злые силы, то абсолютно все, с чем был связан умерший – начиная с дома, где он жил, и заканчивая повозкой, на которой его везли к месту захоронения, – считалось нечистым, проклятым.
Это было нечто безусловно отверженное и неприкосновенное в силу своей крайней опасности и губительности.
Пойманного на нарушении запрета могли покарать не только изгнанием, но и смертью – чтобы он не навлекал бедствия на соплеменников и не «заражал» их своим проклятьем.
Табуированный человек вызывал у окружающих не сочувствие или жалость, а лишь животный страх и отвращение, поскольку очиститься от этого проклятия ни при жизни, ни после перехода в иной мир было невозможно. Просто не придумали способ…
Табу — что это такое в прямом смысле
Табу – одно из ключевых понятий в религиоведении, хотя попало оно туда относительно недавно. Джеймс Кук, в 1777 году впервые опубликовавший некоторые истории из дневников своих открытий, упоминал о строгих нравах аборигенов южной части Полинезии, куда входил ряд мелких островов архипелага Тонга.
Описывая необычное для бесписьменных народов поведение островитян, мореплаватель обозначил «табу» как специфическое явление полинезийской религиозности.
Интересно, что сами аборигены в те времена произносили это слово как «тапу», и для них оно означало «нечто выделенное, помеченное особым образом», а в религии – строгое предписание, запрещающее какое-либо действие, объект или место.
Нарушение такого предписания влекло за собой самые жестокие санкции, причем как со стороны сверхъестественных сил, так и со стороны своих же сородичей.
Таким образом, термин «табу» впервые появился в английском языке, неся в себе сугубо религиозный смысл, непосредственно связанный с определенным запретом.
Распространившись по европейским религиозным системам, определение «табу» постепенно обретало более широкий смысл и сейчас характеризуется как минимум тремя контекстами употребления:
К концу XIX века, после окончательного формирования колониальной системы, как антропологи, так и классики религиоведения сходились во мнении, что у любого религиозного явления непременно имеется своя естественная причина (то, что сейчас мы называем научным объяснением).
А раз эта причина естественного происхождения, то ее влияние не может ограничиваться одной только религией.
Табу в разных культурах
Тема о распространенных в обществе запретах тесно связана с темой этики и морали. Табу подвержены постоянным изменениям. Наряду с происходящими переменами в обществе, меняется и система запретов. Ограничения существуют не только на общем уровне, но и на индивидуальном. Каждый человек может определить для себя целесообразность тех или иных запретов, или же создать собственную систему табу.
В разных странах и культурах существуют свои табу. Так, например, в мусульманских странах они определяются не обществом, как в большинстве стран современного мира, а системой верований.
Примером табу, обусловленного обществом, является запрет на курение. Так, сегодня в большинстве стран оно не разрешено в общественных местах, пренебрежение же этим влечет за собой денежный штраф. А в Объеденных Арабских Эмиратах за нарушение данного запрета предусмотрен тюремный срок.