Разные значения и сферы употребления
Несмотря на то что каждый философ или источник определял значение этого слова по-своему, его смысл всегда сводился к тому,
Чуть-чуть могут отличаться оттенки смысла, но ключевое содержание термина везде остается неизменным:
в эзотерике – маги и колдуны под сущностью подразумевают своеобразную субстанцию, которую образует любое астральное тело (не важно – с положительной или отрицательной энергетикой).
В этом случае речь идет о неуправляемых простым смертным сгустках энергии, которые обладают собственным сознанием и которые своими действиями могут нанести человеку вред или, наоборот, помочь в затруднениях;
в логике сущность – это особое свойство реальности (явления, вещи), утратив которое эта реальность перестанет существовать.Речь идет о характерной для реальности форме, неразрывно связанной именно с этим явлением или вещью, и без этой формы реальность полностью утрачивает свою определенность;
в философии, когда говорят о сущности, имеют в виду некое внутреннее содержание, заключенное в предмете, явлении – то, что отражает его бытие (существование).Даже изменившаяся внешняя форма не способна менять внутренние свойства действительного. Суть остается, поскольку представляет собой основную идею явления, главное назначение вещи, ключевые характеристики человека или предмета;
в религии сущность – внутреннее состояние живого организма, отражающее его глубинные качества
Под воздействием высших сил (Бога или дьявола) это состояние может меняться как в положительном отношении, так и в негативном плане.Нередко это слово применяется в устойчивом обороте «божественная сущность», когда речь идет об исконной природе (естестве) Бога, не зависимой от его действий или помыслов;
в экономике под сущностью подразумевают особые финансовые условия договора, которые регламентируются действующими на момент его заключения нормами закона. Это так называемые существенные условия.
Как правило, указав на сущность того или иного предмета и при этом не назвав его, человек понимает, о чем идет речь.
История термина
История понятия сущности начинается с трактатов Аристотеля, где он определяет первое (формальное) начало движения как «то, что». Средневековые последователи Аристотеля (Фома Аквинский) отождествили это начало с формой (как противоположностью материи) и сущностью (как противоположностью существования). Сущность (наряду с существованием) стала подразделом бытия.
Первые, определяя субстанцию известными атрибутами, естественно находили их в таких свойствах вещей, которые (свойства) представлялись им необходимо-сущими, то есть понятие о которых, с их точки зрения, предполагало бытие. Первое положение «Этики» Спинозы в самопричине сущности предполагает существование, то есть природа сущности может быть постигнута лишь как существующая. Таким образом выходит, что существо вещей создаёт их субстанциальность, то есть что мы должны признавать субстанциальное бытие за такими свойствами, из понятия которых оно следует с необходимостью (иначе — противоположное которым невозможно). Это, так сказать, материальное, то есть основанное на изучении свойств вещей, установление их бытия составляет убеждение и эмпиризм. Баумгартен определяет сущность как внутреннюю возможность.
Для Иммануила Канта бытие есть не признак вещи, а её положение, (вещь сущая имеет те же признаки, что и не сущая), и потому от мыслимых признаков вещи нельзя заключать к её бытию: тем самым отвергается догматизм. Вместе с тем отвергается и эмпиризм, так как (опытное) бытие вещей есть категория рассудка, а не непосредственное внушение чувств; следовательно, один чувственный значок сам по себе ещё не тождествен бытию и тем более субстанции (права которой в опытной области Кант также восстановляет). Таким образом, возможность превращения сущности в субстанцию или вообще свойства в сущее раз навсегда пресекается.
Артур Шопенгауэр в духе Канта признаёт невозможным какое-либо заключение от сущности (лат. essentia) к существованию (лат. existentia), хотя, с другой стороны, утверждает, что существование без сущности есть пустое слово.
У Гербарта и Гегеля влияние произведённой Кантом реформы проявляется в том, что в противоположность докантовской философии, заключавшей от сущности к сущему, они стремятся сущность, как и субстанцию, вывести из понятия бытия. Из определения бытия как простого положения у Гербарта следует ряд заключений и о качестве (природе) сущего.
У Гегеля категория «сущность» составляет содержание второй книги «Логики» и сущность определяется как основание (нем. Hintergrund) или самоуглубление бытия, достигаемое его же собственным развитием.
В экзистенциализме Сартра принято противопоставлять сущность экзистенции, причем под сущностью понимается определяющее начало. В современной философии термин сущность встречается редко.
Сущность в разговорной речи
Однако в обычной, разговорной речи это слово «в чистом виде» применяется довольно редко – гораздо чаще мы просто заменяем его синонимами в зависимости от тематического контекста:
- суть, идея, смысл;
- главное, квинтэссенция (что это такое?), основа;
- глубинность, сердцевина, содержание, синопсис (что это такое?);
- экстракт, субстанция, ядро;
- ипостась, зерно, существенность;
- естество, дух, натура, природа, душа.
Не нравится, как оно звучит?
К примеру, можно сказать так: «Высокомерный человек – это в принципе тот же гордец». В данном случае определение не меняет истинных качеств человека, характерных именно для него и отражающих именно его суть.
В литературе (особенно в художественной) нередко встречаются фразы наподобие «вся ее женская сущность требовала рождения ребенка», и мы понимаем, что автор таким образом отражает предназначение женщины как продолжательницы рода.
Так поступил, в частности, Л.Толстой в произведении «Война и мир»: он использовал такое определение, чтобы обозначить истинную природу женщины, все естество которой – материнская любовь, забота и защита.
Часто можно услышать словосочетание «хочу понять его (ее) сущность». В данном случае человек хочет сказать, что стремится понять истинные качества человека – свойства личности, характер, предпочтения, внутреннее содержание.
В этом контексте термин более всего актуален у психоаналитиков – чтобы помочь человеку, они должны четко понимать его сущность.
И запомните, пожалуйста: «сущность» употребляется только в настоящем времени! Хотите узнать больше о сущности человека? Посмотрите ролик:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Ссылки
- Дебольский Н. Г. Сущность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сорокин А. А. Категория сущности в диалектике К. Маркса (на материале «Капитала») / Автореферат дис. канд. филос. наук. — М.: ИФ АН СССР, 1970.
- Сущность и явление / Сорокин А. А. // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
- Сорокин А. А. // Философская энциклопедия. В 5-х т / Под ред. Ф. В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 5. Сигнальные системы — Яшты. — С. 168-170. — 740 с. — 60 500 экз.
- Сущность и явление / Сорокин А. А. // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
- Сорокин А. А. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 665-666. — 840 с. — 150 000 экз.
- // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
Значение слова Сущность по словарю Ушакова:
СУЩНОСТЬ сущности, мн. нет, ж. Внутреннее свойства кого-чего-н., открываемые, познаваемые в явлениях. Советское государство, по самой своей сущности, направлено к подавлению сопротивления эксплуататоров… Программа ВКП(б). Чтобы овладеть марксистско-ленинской теорией, нужно, прежде всего, научиться различать между ее буквой и сущностью. История ВКП(б). Маркс говорит, что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. Революционная сущность марксизма-ленинизма. Сущность учения. Сущность дела. В сущности или в сущности говоря (вводное слово) — то же, что по существу (см. существо). Это его, в сущности, не удивляло. Тургенев .
Сущность — это…
Самое простое и доступное для понимания значение этого термина дается в популярных толковых словарях любого из именитых энциклопедистов – Д.Ушакова, В.Даля, С.Кузнецова, С.Ожегова. Там, в частности, объясняют, что такое сущность, при помощи элементарных понятийных ассоциаций:
Впервые обозначить понятие попытался один из основоположников афинской перипатетической школы и «праотец» формальной логики Аристотель.
В своих трактатах, посвященных систематизированию всех ответвлений философии, под сущностью он подразумевал одну или несколько материальных характеристик, свойственных какому-либо предмету или явлению.
Много позже последователи великого мыслителя начали отождествлять его трактовку с формой или отличительным содержанием вещей, дающим начало движению:
С древнегреческого языка, давшего термину «oysia» два основных смысловых оттенка – «einai» (быть, бытие) и «hypostasis» (существенный, личный),
В позднелатинском языке тоже есть такое понятие, но смысл его базируется на основе слова «essentia» – «отличительная черта любой действительности», «неизменное свойство», «главная определенность вещи или явления».
Все эти оттенки смысла хорошо прослеживаются на термине, который употреблялся еще в Древней Руси.
В письменных литературных и религиозных источниках конца VIII – начала IX вв. для обозначения понятия сущности использовали слово «естество» или «суть» – то есть нечто естественное, свойственное, характерное для того или иного явления или вещи.
Примечательно, что в русском Синодальном переводе Библии также применяется это определение, но исключительно по отношению к человеку (женщине) либо к дьяволу, бесу – здесь оно тоже обозначено как «естество».