Школьная энциклопедия

Художники супрематисты

Казимир Малевич, Любовь Попова, Ольга Розанова, Эль Лисицкий

Позже, Малевич умышленно исправлял даты на своих произведениях, так как знал, что подобные композиции еще в 1892 г. создавал бельгиец А. Ван де Велде.

Абстрактное искусство в России возникло в результате распространения нигилизма и атеизма , кризиса гуманистических идеалов. Малевич находился в партии анархистов и принял большевистскую диктатуру в надежде на реализацию собственных идей «на всемирном масштабе». В Витебске в 1920 г. Малевич организовал УНОВИС (группа «Утвердителей нового искусства»). В 1923 году в Петрограде возглавлял ГИНХУК, но из-за конфликта с другими членами авангардного творчества вынужден был уйти. В 1923 году Малевич занимался «супрематическим объемостроением» и поиском «супрематического ордера».

Согласно теории Малевича, черный квадрат являет собой «новое живописное пространство», которое вобрало в себя все предшествующее «пространство живописи», но одновременно отрицало его своей пустотой. Из «нуля форм» супрематисты пробовали проектировать новый геометрический мир цепочкой комбинаторных упражнений.

А. В. Луначарский определил Малевича «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА» (отдел изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения), но уже в 1930 году в Киеве выставку Малевича (художник родился возле Киева в польской семье) запрещают. Государственная власть сменила политику от поддержания «левого искусства» к его воспрещению и поощряет «правого» как «наиболее близкого народной массе». В 1935 году Малевич умер от рака в Ленинграде. В последние годы он жалел о своем нигилизме и отрекался от супрематизма.

Однако, как показывает время, новые измерения продолжают показывать классическая графика, архитектура, живопись…

В 1915 году А. Н. Бенуа назвал «черный квадрат в белом окладе» знаком, своеобразной «новой иконой», которая символизирует отказ «от чудесной религии искусства». Согласно закону минимализма, чем меньше отображено, тем более многозначительным оно кажется. Человек глядит в пустоту, и, поскольку ничего там не обнаруживает, ему кажется, что он видит там себя, некоторую глубину своей мысли. Отсюда самообман, слишком напоминающий старинную сказку про голого короля, что, впрочем, не мешает исследователям творчества сочинять на данную тему глубокомысленные произведения.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Супрематизм в живописи
5 (100%) 1 голос(ов)

Социальный контекст

Малевич, Автопортрет , 1933 г.

Это развитие художественного самовыражения произошло, когда Россия была в революционном состоянии, когда идеи бродили, а старые порядки сметались. Когда установился новый порядок и с 1924 года воцарился сталинизм , государство начало ограничивать свободу художников. С конца 1920-х годов русский авангард подвергался прямой и резкой критике со стороны властей, а в 1934 году доктрина социалистического реализма стала официальной политикой и запретила абстракцию и расхождение в художественном выражении. Тем не менее Малевич сохранил свою основную концепцию. В своем автопортрете 1933 года он изобразил себя традиционным способом — единственным способом, разрешенным сталинской культурной политикой — но подписал фотографию крошечным черным квадратом над белым.

Супрематизм: откуда взялось название? И как менялся смысл?

Изобретённый Казимиром Малевичем термин «супрематизм» восходил к латинскому Supremus, означавшему превосходную степень чего-либо. Этот корень прижился во многих языках: в родном для Малевича польском, например,есть слово «супрематия» для обозначения доминирования, главенства, превосходства.

На начальном этапе термин «супрематизм» и означал первенство цвета перед всеми остальными элементами живописи.

Идея Малевича была вполне революционна: до «Черного квадрата» цвет в искусстве всегда был привязан к какому-либо мотиву, зависел от формы. А в супрематизме цвет становится доминантным: он теряет связь с природными формами и начинает играть самостоятельную роль, выступает, так сказать, соло. Цвет в супрематизме перестаёт ассоциироваться с предметами. «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение», — писал Малевич.

«Это оказалось началом нового художественного алфавита, — объясняет искусствовед Паола Волкова. — Прежний художественный алфавит был создан Джотто: искусство как театр, искусство как действие, искусство как описывающее неким образом художественный мир. А здесь никто ничего не описывает. Это энергетика цветоформ, это другой художественный язык!»

Супрематизм

Подробности
Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности
Опубликовано 10.08.2015 18:34
Просмотров: 7059

«Плоскость, образовавшая квадрат, явилась родоначалом супрематизма, нового цветового реализма как беспредметного творчества» (Казимир Малевич).

«Потребность достижения динамики живописной пластики указывает на желание выхода живописных масс из вещи к самоцели краски, к господину чисто самоцельных живописных форм над содержанием и вещами, к беспредметному Супрематизму – к новому живописному реализму, абсолютному творчеству», – так оценивал супрематизм его основатель Казимир Малевич.

Супрематизм, или как Малевич изобрёл беспредметное искусство

Откуда есть пошел супрематизм?

Рождение супрематизм произошло 17 декабря 1915 года на выставке 0,10 в бюро Надежды Добычиной. Там Казимир Малевича выставил 39 своих работ в жанре супрематизм, а чтобы никто не спутал — еще и табличка собственноручно сделанную поставил. Именно от этого момента принято отсчитывать историю супрематизма.

Фотография угла Малевича с той самой выставки 0,10

Хотя предпосылки к появлению были и раньше — в 1913 году Казимира Малевича пригласили к оформлению футуристической оперы «Победа над солнцем». Для этой авангардной постановки он придумал костюмы и изготовил декорации. На одной из декораций был размещен квадрат, наполовину черный, наполовину белый — разделенный косой чертой. Он символизировал победу над солнцем.

За свою недолгую жизнь супрематизм успел произвести фурор и привнести в художественный мир главную свою идею — в искусстве беспредметного возможно добиться превосходства одним лишь цветом и формой.

Отличительные черты супрематизма

Супрематизм является одним из самых узнаваемых направлений в исскустве — его сложно спутать с чем-либо ещё. Но до того, как перечислять основные отличия супрематизма от прочих абстрактных течений, давайте я очень коротко скажу, что в нём особенного.

Чтобы не ругаться на безобразие, которое вы увидите далее, давайте договоримся, что мы уважаем не только классическую живопись, но и стараемся понять, каким образом она трансформировалась в то искусство, что творят и сейчас.

Супрематизм был первым из абстрактных направлений в истории искусства. В его логику вписывались следующие тезисы: примат цвета над содержанием, примат простых форм над предметностью. А теперь к тому, как отличить супрематизм от прочих абстрактных течений.

Супрематизм за свою недолгую жизнь успел пройти 3 этапа:

  • Первый период характеризуется наличием лишь простых форм и базовых цветов;
  • Второй период добавил сложные геометрические фигуры, большее разнообразие цвета и многоступенчатые композиции;
  • Третий период — белое на белом, простые фигуры.

Чтобы отличить супрематизм от работ Мондрианна — вы никогда не встретите решеток в работах супрематистов — это всегда именно композиции с геометрическими формами.

В чём смысл (секрет) Чёрного Квадрата

Супрематизм (от лат. supremus – наивысший, Супрематия – превосходство, доминирование (одного цвета над другими свойствами живописи)) — направление в абстрактной живописи. Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах. В этом стиле обычные формы, геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, линия и др.) служат прототипом всех форм, которые есть в реальном мире. Однако, Малевич и другие абстракционисты ни в коем случае не хотели изображать реальный мир, более того — они были и остаются ярыми противниками классического искусства и такие направления, как кубизм, абстракционизм, супрематизм и др. только подтверждают это.

Супрематизм явился новой вехой в развитии беспредметной живописи. В отличие от кубизма, где на составляющие геометрические формы разложены реальные вещи (примером кубизма может быть человек, который изображён при помощи нескольких треугольников или квадратов), в супрематизме нет не только реальных вещей, но даже понятий верха, низа, лева, права, притяжения земли и т.д. Пространство произведения теперь не подвластно ни земному тяготению, ни другим естественным физическим явлениям. Это уже, что называется, полностью самостоятельный мир, даже замкнутый сам в себе и от этого продолжающий быть в гармонии.

Многие задают вопрос: В чем смысл черного квадрата? В чем секрет черного квадрата? И в чем заключается его предназначение? Действительно, не зная истории супрематизма, развития абстрактного искусства, апофеозом которого он стал, очень сложно разобраться, зачем Малевич нарисовал черную геометрическую плоскость на белом фоне. А точнее сказать невозможно. Так что разберём всё по полочкам.

История авангарда сводилась к тому, чтобы как можно более сильно отразить мир так, как не делали этого другие или точнее сказать классицисты и академисты, как можно больше сделать картину независимой от окружающего мира. Отсюда и произошёл стиль Супрематизм, гениальное изобретение полной беспредметности, в частности – Чёрный Квадрат, который мало кто понимает. Сейчас это кажется элементарным —  изобразить нечто полностью абстрактное, но ведь всё когда-то начиналось… Когда-то и одежду придумали, а сейчас одежда – это элементарная вещь, но в те далёкие времена, когда её придумали — это считалось гениальным изобретением, первым в своём роде, так что не нужно недооценивать роль Малевича и его Чёрного Квадрата в истории искусства.

Черный квадрат был написан в 1915 году, на самой заре зарождения супрематизма, он стал логическим объяснением этого стиля, наглядным пособием и даже иконой стиля. То, к чему шли все авангардисты мира на протяжении нескольких столетий, было воплощено в одной картине и стало апогеем, вершиной авангарда, его нерушимым идеалом и идеальным символом, выше которого ещё никто не поднялся и вряд ли поднимется. Практически сразу после этого Малевич издал книгу. В  этой книге заключалось логическое обоснование нового беспредметного стиля, который также назывался – Новый Выразительный Реализм – и черного квадрата в частности. Кроме того, супрематизм также называют Чистым творчеством, так как здесь есть только цвет и акт (идея, действо). В этом и есть смысл и секрет супрематизма, как разновидности абстракционизма. От абстракционизма же супрематизм отличается тем, что здесь используются геометрические фигуры — квадраты, прямоугольники, треугольники, прямые и кривые линии и т.д.

Супрематизм развивался не только как стиль изобразительного искусства отдельных художников особо приближённых к теории Малевича. Он оказал большое влияние к на всю художественную культуру мира. Черный квадрат, как первый и главный символ этого направления, стал иконой для многих последователей и любителей абстрактного искусства. Супрематизм развивался не только в живописи, но и в дизайне, полиграфии, текстиле, фарфоре. После некоторого забытья, вследствие резкого упадка прогрессивной живописи, (в частности, в связи с политическими проблемами и неприятием нового социалистическим реализмом), в 1960-х годах интерес к супрематизму стал возрастать.

Кроме Казимира Малевича, картины в стиле супрематизм создавали и такие художники, как: Ольга Розанова, Иван Клюн, Александра Экстер, Николай Суетин, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко и др.Школьная энциклопедия

Школьная энциклопедия

Школьная энциклопедия

Школьная энциклопедия

Эль Лисицкий: мост на запад

Самым важным художником, который принял форму искусства и идеи, развитые Малевичем, и популяризировал их за рубежом, был художник Эль Лисицкий . Лисицкий интенсивно работал с супрематизмом, особенно в период с 1919 по 1923 год. Он был глубоко впечатлен супрематическими работами Малевича, поскольку видел в них теоретический и визуальный эквивалент социальных потрясений, происходивших в то время в России. Супрематизм с его радикализмом был для него творческим эквивалентом совершенно новой формы общества. Лисицкий перенес подход Малевича в свои проунские конструкции, которые он сам называл «станцией перехода от живописи к архитектуре». Однако проекты Проуна также были художественным отходом от супрематизма; «Черный квадрат» Малевича стал конечной точкой строгого мыслительного процесса, который потребовал разработки новых структурных решений. Лисицкий увидел это новое начало в своих конструкциях Проуна, где термин «Проун» (Pro Unovis ) символизировал его супрематистское происхождение.

Лисицкий выставлялся в Берлине в 1923 году в выставочных залах беспредметного искусства Ганновера и Дрездена. Во время этой поездки на Запад Эль Лисицкий находился в тесном контакте с Тео ван Дусбургом, образуя мост между супрематизмом и Де Стейлом и Баухаусом .

Ампир в интерьере — впечатляющее величие и роскошь

Supremus журнал

Группа Supremus , в которую помимо Малевича входили Александра Экстер , Ольга Розанова , Надежда Удальцова , Иван Клюн , Любовь Попова , Лазарь Хидекель , Николай Суетин , Илья Чашник , Нина Генке-Меллер , Иван Пуни и Ксения Богуславская , встречались с 1915 года. обсудить философию супрематизма и ее развитие в других областях интеллектуальной жизни. Результаты этих обсуждений должны были быть задокументированы в ежемесячном издании под названием Supremus , озаглавленном, чтобы отразить движение в искусстве, которое он отстаивал, включая живопись, музыку, декоративное искусство и литературу. Малевич задумал журнал как контекстную основу, на которой он мог бы основывать свое искусство, и первоначально планировал назвать журнал Nul . В письме к коллеге он объяснил:

Малевич задумывал журнал как пространство для экспериментов, проверяющих его теорию необъективного искусства. Группа художников написала несколько статей для первичного издания, в том числе очерки «Уста земли и художник» (Малевич), «О старом и новом в музыке» (Матюшин), «Кубизм, футуризм, супрематизм». (Розанова), «Архитектура как пощечина железобетону» (Малевич), «Декларация слова как такового» (Крученых). Однако, несмотря на год, потраченный на планирование и написание статей для журнала, первый номер Supremus так и не был опубликован.

Эль Лисицкий , А Проун , 1925 г.

В отличие от конструктивизма

Супрематизм Малевича в корне противоположен постреволюционным позициям конструктивизма и материализма. Конструктивизм с его культом объекта занимается утилитарными стратегиями адаптации искусства к принципам функциональной организации. Под конструктивизмом традиционный станковый художник превращается в художника-инженера, отвечающего за организацию жизни во всех ее аспектах.

Супрематизм, в отличие от конструктивизма, воплощает глубоко антиматериалистическую, антиутилитарную философию. В «Супрематизме» (часть II «Беспредметного мира» ) Малевич пишет:

Жан-Клод Маркаде заметил, что «несмотря на внешнее сходство между конструктивизмом и супрематизмом, эти два движения, тем не менее, являются антагонистами, и очень важно различать их». По словам Маркаде, путаница возникла из-за того, что некоторые художники — либо непосредственно связанные с супрематизмом, такие как Эль Лисицкий, либо работавшие под супрематическим влиянием, как Родченко и Любовь Попова, — позже отказались от супрематизма в пользу культуры материалов.. Супрематизм не охватывает гуманистической философии, которая ставит человека в центр вселенной

Скорее, супрематизм рассматривает человека — художника — как создателя и носителя того, что для Малевича является единственной истинной реальностью мира, — реальности абсолютной необъективности.

Супрематизм не охватывает гуманистической философии, которая ставит человека в центр вселенной. Скорее, супрематизм рассматривает человека — художника — как создателя и носителя того, что для Малевича является единственной истинной реальностью мира, — реальности абсолютной необъективности.

По мнению Малевича, именно на основе абсолютной необъективности будет построено будущее Вселенной — будущее, в котором внешний вид, объекты, комфорт и удобство больше не доминируют.

дальнейшее чтение

  • Жан-Клод Маркаде, «Малевич, живопись и письмо: о развитии супрематической философии», Казимир Малевич: супрематизм , Музей Гуггенхайма, 17 апреля 2012 г.
  • Жан-Клод Маркаде, «Некоторые замечания о супрематизме»; и Эммануэль Мартино, «Философия супрематизма », из каталога выставки « Супрематизм» , Галерея Жана Шовлена, Париж, 1977 г.
  • Мирослав Ламак и Юри Падрта, «Идея супрематизма», из каталога выставки, Kasimir Malewitsch zum 100. Geburtstag , Galerie Gmurzynska , Кельн, 1978
  • Лазарь Хидекель и супрематизм. Регина Хидекель, Шарлотта Дуглас, Магдолена Дабровски, Алла Розенфельд, Татьяна Гориатчева, Константин Бойм . Престел Паблишинг, 2014.
  • С.О. Хан-Магомедов. Лазарь Хидекель (Создатели цикла «Русский классический авангард»), М., 2008.
  • Алла Ефимова. Выживший супрематизм: Лазарь Хидекель. Музей Джуды Л. Магнеса, Беркли, Калифорния, 2004.
  • С.О. Хан-Магомедов. Пионеры советского дизайна. Галарт, Москва, 1995.
  • Селим Хан-Магомедов, Регина Хидекель. Лазарь Маркович Хидекель. Супрематизм и архитектура. Галерея Леонарда Хаттона, Нью-Йорк, 1995.
  • Александра Щацких. Юновис: Эпицентр Нового Света. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932 гг. — Музей Соломона Гуггенхайма, 1992, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Schirn Kunsthalle, Франкфурт.
  • Марк Хидекель. Супрематизм и архитектурные проекты Лазаря Хидекеля. Архитектурное проектирование 59, № 7-8, 1989 г.
  • Марк Хидекель. Супрематизм в архитектуре . Л’Арка, Италия, # 27, 1989 г.
  • Селим О. Чан-Магомедов. Pioniere der sowjetischen Architectur, VEB Verlag der Kunst, Дрезден, 1983.
  • Лариса Анатольевна Жадова. Малевич: супрематизм и революция в русском искусстве 1910–1930 , Темза и Гудзон, Лондон, 1982.
  • Лариса Анатольевна Жадова. Suche und Experiment. Russische und sowjetische Kunst 1910 — 1930, VEB Verlag der Kunst, Дрезден, 1978

Художники-супрематисты

Как мы уже сказали, у Малевича были последователи. Но никто из них не проник так глубоко в идею супрематизма, как он. В основном, сходство заключалось лишь в форме. Давайте посмотрим другие работы супрематистов.

О. Розанова «Автопортрет» (1911)Ольга Владимировна Розанова (1886-1916) – художник русского авангарда. Супрематизм был отрезком в её творческой жизни: в 1916 г. она присоединилась к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. Её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуально и взаимосвязью цветов. В том же году Розанова вместе с другими художниками-супрематистами работала в артелях деревень Вербовка и Скопцы.В 1917 г. она создала один из шедевров беспредметной живописи ХХ в. – картину «Зелёная полоса».

О. Розанова «Зелёная полоса» (1917). Холст, масло. 71,2 х 49 см. Ростовский кремль (Ростов)Считается, что значение «Зелёной полосы» для мирового авангарда сопоставимо со значением «Чёрного квадрата» Малевича. Розанова начала разрабатывать собственную теорию цвета, в которой отталкивалась от супрематизма Казимира Малевича. Эта художественная и теоретическая работа привела её к открытию цветописи, которую она также называла «преображённым колоритом».В «Зелёной полосе» Розанова добивается феноменальной «светоносной прозрачности» (определение Нины Гурьяновой). Эту светоносность Розанова получает путём наложения прозрачных световых лессировок на белила грунта, резко отражающего свет. В отличие от работ Малевича того же периода, она уходит от чётко очерченных на плоскости холста супрем; контур размывается и растворяется в свете.

О. Розанова «Супрематизм» (1916-1917)Супрематизм Розановой противоположен супрематизму Малевича, который строит свои работы на композиции квадратных форм, в то время как Розанова – на цвете.

И. Клюн «Автопортрет»Иван Васильевич Клюн (1873-1943) – русский художник и теоретик искусства. В 1900-е годы, подобно Малевичу, работает в традициях символизма и модерна, а в 1915 г. уже является последователем малевичского супрематизма.

И. Клюн. Супрематический рисунок (1920-е годы)С конца 1930-х годов Клюн неожиданно начал писать натюрморты и пейзажи реалистического характера.

Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий (1890-1941) – один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Способствовал выходу супрематизма в архитектуру.

Эль Лисицкий «Новый человек»В 193-1932 гг. по проекту Эля Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк». Типография Лисицкого отличается удивительным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон.

Здание типографии журнала «Огонёк» (проект Эля Лисицкого)Его последней работой был плакат «Давайте побольше танков».

  • < Назад
  • Вперёд >

Архитектура

Лазар Хидекель (1904–1986), супрематический художник и дальновидный архитектор, был единственным супрематическим архитектором, вышедшим из круга Малевича. Хидекель начал изучать архитектуру в Витебском художественном училище у Эль Лисицкого в 1919–20. Он сыграл важную роль в переходе от планарного супрематизма к объемному супрематизму, создав аксонометрические проекции (Аэроклуб: Горизонтальный архитектор, 1922–23), создав трехмерные модели, такие как архитектоны, проектируя объекты (модель «Пепельницы»). , 1922–23) и создание первого супрематического архитектурного проекта («Рабочий клуб», 1926). В середине 1920-х он начал свой путь в царство мечтательной архитектуры . Вдохновленный супрематизмом и его представлением об органическом континууме создания форм, он исследовал новые философские, научные и технологические футуристические подходы и предложил инновационные решения для создания новой городской среды, в которой люди будут жить в гармонии с природой и будут защищены. от техногенных и стихийных бедствий (актуальное его предложение по защите от наводнений — Город на воде, 1925).

Николай Суетин использовал супрематические мотивы в своих произведениях на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, где работали Малевич и Чашник, а Малевич разработал супрематический чайник. Супрематисты также создали архитектурные модели в 1920-х годах, которые предложили концепцию социалистических зданий, отличную от концепций конструктивистской архитектуры .

Архитектурные проекты Малевича были известны после 1922 года « Архитектоники» . Дизайн подчеркивал прямой угол , схожий с Де Стиджем и Ле Корбюзье , и был оправдан идеологической связью с коммунистическим управлением и равенством для всех. Другая часть формализма заключалась в низком отношении к треугольникам, которые «считались древними , языческими или христианскими ».

Первый супрематический архитектурный проект был создан Лазаром Хидекелем в 1926 году. В период с середины 1920-х до 1932 года Лазар Хидекель также создал серию футуристических проектов, таких как Аэро-Сити, Город-сад и Город над водой.

В 21 веке архитектор Заха Хадид стремилась воплотить творчество Малевича и продвинуть супрематизм, построив полностью абстрактное здание.

Философия супрематизма

Супрематизм понимался Малевичем как высшая форма искусства, сущность которого — беспредметность, осмысленная через ощущения. Концепция новаторского направления заключалась в отказе художников от рационального, разумного восприятия мира, что давало им возможность шагнуть в «четвертое измерение», а открывшиеся перед ними картины запечатлеть с помощью супрематических знаков.

Школьная энциклопедия

Идея о том, что материальные образы не имеют ничего общего с сущностью мироздания, сама по себе была далеко не новой. Во многом представления Малевича о параллельном пространстве были схожи с индийским верованием в Абсолют — безликую эманацию, сотворившую некий феноменальный мир, на слияние с которым были направлены духовные практики брахманов. Адепты восточной религии искали путь туда через медитацию, супрематисты — через искусство.

Школьная энциклопедия

Идея основывалась на том, что внешняя оболочка предмета — это скорлупа, скрывающая его суть, а цель художника — увидеть эту суть и донести ее до зрителя. Прежний подход к живописи объявлялся устаревшим, а картины с материальными образами — не соответствующими требованиям современности. Предметное искусство вторично, поскольку содержит лишь образы ощущений, тогда как супрематизм передает сами ощущения в их чистом виде.