Ступа (сооружение)

Архитектура

Уже ранние ступы (Большая ступа в Санчи, III—II вв. до н. э.) имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения ступы — облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре ступы часто применяются раскраска и позолота.

В ступах тибетского типа на вершину устанавливают соёмбо — символ огня, солнца и луны.

Символизм сооружений

Значение ступы в буддизме священно. Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели. Особое сакральное значение придается обходу строения в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала. Таким образом можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.

Более действенным считается ритуал, выполняемый в виде простираний на земле. Выглядит это следующим образом. Сначала человек, совершающий обряд, укладывается на землю, затем встает и становится ногами туда, где только что было его лицо. И так до тех пор, пока не будет совершен круг. Желательно выполнить 3, 7, 11, 21 или 108 обходов. Магическое воздействие будет усилено, если при этом будет произноситься мантра «Ом Мани Падме Хум». Подробнее про символ Аум.

Ступа (сооружение)Ступа буддизма в Непале

Разновидности буддийских ступ

По мере того, как эти культовые сооружения буддистов стали распространяться по разным странам, постройки начали приобретать различные архитектурные особенности, необычные формы.

Так, в Тибете ступы строились по строгим архитектурным канонам с соблюдением всех пропорций. Тринадцать колец шпиля олицетворяют путь к Просветлению. Наиболее популярной тибетской ступой можно назвать Ступу Калачакры в Индии, относящейся к Тантре. Согласно ваджраянским источникам, здесь свершились поучения Будды и церемония Калачакры.

В Китае ступы имеют форму пагоды. Они прекрасно вписываются в пейзаж, так как их сооружали в горах и на берегах рек. Такое сочетание природы и архитектурного искусства стали объектами созерцания. По примеру китайских построек стали сооружать такие же пагоды в Японии, Вьетнаме, Корее.

В таких странах Юго-Восточной Азии, как Бирма и Таиланд, получили широкое распространение ступы в виде храма-пагоды. Их формы – преимущественно конусообразные со скошенными углами. Часто их украшают таким образом, чтобы они выглядели сверкающими, поэтому выкрашивают золотым цветом или выкладывают блестящей плиткой.

На острове Ява в Индонезии в период между 750 и 850 годами была построена поразительно огромная ступа Боробудур в форме мандалы. Его считают самым большим памятником буддийской культуры. Квадратный фундамент и длина одной стороны в 118 метров – её особенности. Из восьми ярусов пять являются также квадратными, а три – круглыми. На верхнем ярусе находятся 72 малые ступы, расположенные вокруг большой Ступы, выполненные в форме колоколов. Постройка мандалы символизирует буддийские представления Абхидхармы о схеме мироздания.

Разнообразие ступ в наше время

Ступа (сооружение)

В настоящее время реликвариями являются далеко не все ступы, так как не во всех из них помещены телесные останки. В ступу часто кладется только частичка останков, что едва ли можно назвать захоронением. В нее могут помещаться также священные тексты или предметы, одежда просветленного учителя. Кроме того, в ступе могут вообще отсутствовать реликвии. В этом случае она служит лишь обозначением памятного места, создается в память о важных событиях, которыми был отмечен буддизм. Кратко рассказать о ступах непросто. Существует множество их видов

Построенные в честь важного события ступы называют мемориальными. Также их можно возвести, следуя обету

В рамках этой статьи мы рассмотрим важнейшие ступы, которые были созданы в честь Будды. Они относятся к реликварным.

Напольные ступы

Ступа (сооружение)

Ступы из Мордовии

Во многих странах мира, в том числе и России, индустриализация свела на нет массовое использование наземных ступ, однако там, где сохраняются элементы традиционного быта, ими продолжают пользоваться до сих пор. В ступах не только обрушивают и измельчают зёрна, но и готовят тесто: африканское фуфу, японское моти и тесто для корейского блюда тток.

Россия

В больших деревянных мельничных ступах (высотой до 80 см), сделанных из выдолбленной осины или берёзы (толстого и короткого отрезка ствола дерева), отделяли оболочку (обрушивали) и перемалывали зёрна пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Полученную массу могли просеивать в ситах — например, так делали овсяную муку толокно. Толчение было одним из этапов приготовления льняного и конопляного масла.

Ещё одним назначением ступы было мятьё тресты — вымоченных и высушенных стеблей конопли и льна (в некоторых случаях, как правило лён мяли на мялке) в процессе получения растительных волокон из этих растений (пеньки, кудели, пакли).

Рабочая часть деревянного песта (толкача, пехталя) могла быть окована железом (с чугунным наконечником) — с целью защиты рабочей части песта от растрескивания и для улучшения его раздавливающей способности (например при толчении конопляных стеблей и льняного семени). Песты чаще всего двухсторонние: с двумя рабочими концами и ручкой посередине. Корпус (тулово) ступы может быть опоясан укрепляющими кольцами.

строительство

Чтобы построить ступу, необходимы передача Дхармы и церемонии, известные буддийскому учителю . Тип ступы, которую следует построить на определенной территории, определяется вместе с учителем, помогающим в строительстве. Иногда выбирают тип, напрямую связанный с событиями, происходящими на территории.

Обмен мощами Будды. Греко-буддийское искусство из Гандхара , 2-3 — го века нашей эры. Храмовый музей ZenYouMitsu , Токио.

Реликвии Будды из ступы Канишки в Пешаваре , Пакистан. Эти сохранившиеся реликвии сейчас находятся в Мандалае , Мьянма.

Казначейство

Все ступы содержат сокровищницу, наполненную различными предметами. Небольшие глиняные подношения по обету, называемые по-тибетски цатса, заполняют большую часть сокровищницы. Создание различных видов цатса — это сама церемония. Написанные на бумаге мантры скручивают в тонкие рулоны и складывают в небольшие глиняные ступы. Один слой цатса кладется в сокровищницу, а пустое пространство между ними заполняется сухим песком. На созданной таким образом новой поверхности делается еще один слой цатса, и так до тех пор, пока все пространство сокровищницы не заполнится.

Количество цатса, необходимое для полного наполнения сокровищницы, зависит от ее размера и размера цатса. Например, ступа Калачакры на юге Испании содержит около 14 000 цатса.

Ювелирные изделия и другие «драгоценные» предметы также помещаются в сокровищницу. Необязательно, чтобы они были дорогими, поскольку важна символическая стоимость, а не рыночная цена. Считается, что чем больше предметов помещено в ступу, тем сильнее энергия ступы.

Древо жизни

Важным элементом каждой ступы является «Древо жизни». Это деревянный шест, покрытый драгоценными камнями и тысячами мантр; он находится в центральном канале ступы. Он устанавливается во время церемонии или посвящения, где участники держат красочные ленты, связанные с Древом Жизни. Вместе участники загадывают свои самые положительные и сильные желания, которые хранятся в Древе жизни. Таким образом ступа заряжается и начинает функционировать.

Преимущества

Строительство ступы считается чрезвычайно полезным, поскольку оставляет в уме очень положительные кармические отпечатки. Будущие выгоды от этого действия приведут к удачному перерождению. Результатом станут счастливые мирские блага, такие как рождение в богатой семье, красивое тело, приятный голос, привлекательность, доставляющая радость другим и долгая и счастливая жизнь, в которой все желания быстро исполняются. На абсолютном уровне человек также сможет быстро достичь просветления , цели буддизма.

С другой стороны, разрушение ступы считается крайне негативным поступком, похожим на убийство. Считается, что такое действие создает массивные негативные кармические отпечатки, ведущие к серьезным проблемам в будущем. Говорят, что это действие оставляет разум в состоянии паранойи после наступления смерти, что приводит к совершенно неудачным перерождениям.

Различные списки и места нахождения ступ

Ступа (сооружение)

Следует отметить, что описанные выше места паломничества, а также возникшие в них ступы только частично пересекаются с реликварными ступами, о которых говорится в Махапаринирвана-сутре. В тибетских источниках имеются разные списки тех из них, которые связаны с жизнью Будды. Кроме того, места их нахождения также варьируются. Скорее всего, данные списки были составлены на основании устной традиции. Они связаны с существовавшим обычаем паломничеств к памятным местам. В разное время в этих местах было создано множество ступ. К примеру, в Сарнатхе в наши дни сохранились руины нескольких из них. Ученые не могут решить, какая из двух – Дхамекх или Дхармараджика – была возведена на месте, где когда-то Будда дал первые поучения.

Тибетские ступы

Восемь великих ступ

Белая ступа в храме Мяоин , Китай

Ступы в Тибете и Бутане обычно называют чортен на английском языке, что отражает этот термин на тибетском языке . В тибетском буддизме существует восемь различных видов ступ , каждая из которых относится к основным событиям в жизни Будды .

Ступа цветения лотоса

Эта ступа, также известная как «Ступа горящих лотосов» или «Рождение ступы Сугата», относится к рождению Гаутамы Будды . «При рождении Будда сделал семь шагов в каждом из четырех направлений» (восток, юг, запад и север). В каждом направлении выросли лотосы, символизирующие брахмавихары : любовь, сострадание, радость и невозмутимость. Основание этой ступы круглое, с четырьмя ступенями и украшено орнаментом из лепестков лотоса. Иногда строятся семь ступеней лотоса с горкой. Они относятся к семи первым шагам Будды.

Ступа Просветления

Ступа Просветления на острове Огой , Россия

Также известная как «Ступа покорения Мары », эта ступа символизирует достижение 35-летним Буддой просветления под деревом бодхи в Бодх-Гайе , где он победил мирские соблазны и нападения, проявившись в образе Мары. .

Ступа Многих Дверей

Эта ступа также известна как «Ступа многих ворот». Достигнув просветления, Будда обучал своих первых учеников в оленьем парке недалеко от Сарнатха . Ряд дверей с каждой стороны ступеней представляет первые учения: Четыре Благородные Истины , Шесть Парамит , Благородный Восьмеричный Путь и Двенадцать Нидан .

Ступа спуска из царства богов

В возрасте 42 лет Будда провел летний ретрит на Небесах Тугита, где его мать переродилась . Чтобы отплатить ей за доброту, он обучил дхарме ее перерождению. В ознаменование этого события местные жители построили в Санкассе ступу . Этот тип ступы характеризуется наличием центрального выступа с каждой стороны, содержащего тройную лестницу или ступеньки.

Ступа великих чудес

Также известная как «Ступа завоевания тиртчиков », эта ступа относится к различным чудесам, совершенным Буддой, когда ему было 50 лет. Легенда утверждает, что он победил маров и еретиков, вовлекая их в интеллектуальные споры, а также совершая чудеса. Эта ступа была воздвигнута королевством Лихави в ознаменование этого события.

Ступа примирения

Эта ступа знаменует разрешение Буддой спора между сангхой . Ступа такого дизайна была построена в королевстве Магадха , где и произошло примирение. Он имеет четыре восьмиугольных ступеньки с равными сторонами.

Ступа Нирваны

Эта ступа относится к смерти Будды, когда ему было 80 лет. Это символизирует его полное погружение в высшее состояние ума. Он имеет форму колокола и обычно не украшен.

Известные ступы

Колоколообразные ступы Боробудур .

Самые ранние археологические свидетельства наличия буддийских ступ относятся к концу 4 века до нашей эры. В Индии Санчи , Сарнатх , Амаравати и Бхархут являются одними из старейших известных ступ. Самая высокая из них — Ступа Джетаванарамая, расположенная в древнем городе Анурадхапура , Шри-Ланка, высотой 120 м (400 футов). В долине Сват находится хорошо сохранившаяся ступа в Шингардаре, недалеко от Галегая ; другая ступа находится недалеко от Барикота и Дхармараджика-Таксилы в Пакистане . В Шри-Ланке древний город Анурадхапура включает одни из самых высоких, самых древних и лучше всего сохранившихся ступ в мире, такие как Руванвелисая .

Самая сложная ступа — памятник Боробудур 8-го века на Яве , Индонезия . На верхней округлой террасе с рядами колоколообразных ступ располагались изображения Будды, символизирующие Арупаджхану , сферу бесформенности. Сама главная ступа пуста, что символизирует полное совершенство просветления. Основная ступа представляет собой коронную часть памятника, а основание представляет собой пирамидальную структуру, украшенную галереями, украшенными барельефными сценами из буддийских текстов и изображающими жизнь Гаутамы Будды . Уникальная и значительная архитектура Боробудура была признана ЮНЕСКО крупнейшим буддийским памятником в мире. Это также самый большой буддийский храм в мире. а также один из величайших буддийских памятников в мире.

Jain ступа , Матхура , первый CE века.

Jain ступа была выкопана в Матхура в 19 веке.

Шведагон в Янгоне , Мьянма является одним из крупнейших и самых священных ступ.

Европейские ступы

Бенальмадена Ступой является самой высокой ступой в Европе. Его высота составляет 33 метра (108 футов), и он был открыт 5 октября 2003 года, это последний проект буддийского мастера Лопона Цечу Ринпоче . Ринпоче построил свою первую ступу в недалеко от Малаги в 1994 году, что стало символом мира и процветания для Испании. Ринпоче построил еще 16 ступ в Европе перед своей смертью в 2003 году.

Ступа была построена на территории центра Калачакры Калапа на юго-западе Штирии , Австрия , между 2000 и 2002 годами.

Ступа, основанная на ступе в форме колокола в Бороподуре , Центральная Ява, расположена в буддийском монастыре Амаравати недалеко от Хемел-Хемпстеда в Соединенном Королевстве.

Виды ступ

Ступа Бодханатх , Катманду , Непал

Буддийские ступы, построенные по разным причинам, делятся на пять типов по форме и функциям:

  • Реликтовая ступа , в которой захоронены реликвии или останки Будды, его учеников и мирских святых.
  • Ступа с предметами, в которой захоронены предметы, принадлежавшие Будде или его ученикам, такие как чаша для подаяний или одеяние, или важные буддийские писания.
  • Памятная ступа , построенная в память о событиях из жизни Будды или его учеников.
  • Символическая ступа , символизирующая аспекты буддийской теологии; например, Боробудур считается символом «Трех Миров ( дхату ) и духовных стадий ( бхуми ) в характере бодхисаттвы Махаяны .
  • Вотивные ступы , построенные в память о посещениях или для получения духовных благ, обычно на месте известных ступ, которые регулярно посещаются.

Разновидности ступ

Ступа Лотоса в Лумбини, Непал

В процессе создания ступ, связанных с разными этапами жизни Будды Шакьямуни, в традиции тибетского и индийского буддизма сложилось восемь типов, отличающихся друг от друга определёнными архитектурными деталями. У всех восьми ступ нижняя часть, включая «Львиный трон», и верхняя часть, от «Тре» и 13 колец, одинаковы. Средняя часть может иметь различные формы. Для строительства каждой ступы существуют особые каноны. Названия и символика восьми классических форм тибетских ступ связаны с жизнью Будды:

1) Ступа Лотоса. Первая ступа данного вида построена ещё при жизни Будды Шакьямуни и стояла в Лумбини. Главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.

Ступа Примирения в Элисте, Калмыкия

2) Ступа Просветления или Ступа Победы над всеми препятствиями. Впервые построена Дхарма-королём Бимбисарой в Бодхгайе после Просветления Будды. Важнейшая форма из всех восьми. Символизирует цель буддийского пути — полное Просветление. Это означает освобождение от всех мешающих чувств, как и от тенденции их иметь и раскрытие всех способностей ума, особенно совершенной мудрости Будды. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий, всех завес.

3) Ступа Мудрости или Ступа 16 ворот. Была построена в связи с первыми поучениями Будды, которые он дал в Сарнатхе — о Четырёх благородных истинах.

4) Ступа Чудес. Будда переубедил последователей неправильных взглядов с помощью чудес. Эта форма была построена человеком по имени Лисаби в Шравасти.

5) Ступа Схождения с небес Тушита. Будда дал поучения своей матери в мире богов на небесах Тушита. Схождение из этого мира символизируется многими ступенями этой ступы, которая возникла в Шанкасе.

6) Ступа Примирения или Ступа Единства. Девадатта, двоюродный брат Будды, создавал трудности внутри сообщества практикующих. В связи с примирением была сооружена эта ступа в Раджгире.

7) Ступа Совершенной победы. Незадолго до своей смерти Будда продлил свою жизнь по просьбе учеников на 3 месяца. Это произошло в Вайшали.

8) Ступа Паринирваны. Эта форма символизирует вхождение в паринирвану в Кушинагаре. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды.

У всех восьми ступ нижняя часть до Львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы. В случае Ступы Лотоса, например, она состоит из лотосов.

Помимо приведённой выше, наиболее распространённой классификации, с развитием буддизма стали выделяться и другие виды ступ. Так, выделяют мемориальные (уддешика) и реликварные ступы.

Мемориальные ступы возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, его последним рождением на земле, жизнью последующих буддийских учителей, важными вехами истории Сангхи, трагическими событиями, а также могут быть посвящены уважаемым людям.

Реликварные ступы бывают двух видов:

  • Шарирака — ступы, построенные над телесными останками,
  • Парибходжика — те, где реликвиями служат предметы, которыми просветлённые пользовались при жизни.

К числу реликварных относятся практически все ступы, построенные по тибетским традициям, поскольку реликвии реализованных учителей выступают необходимой частью содержимого ступы.

Символизм

Вид на комплекс Ват Пхра Кео с северо-востока, храмовый комплекс Изумрудного Будды со ступами.

«Форма ступы представляет Будду, коронованного и сидящего в позе медитации на львином троне. Его корона — вершина шпиля; его голова — квадрат у основания шпиля; его тело — форма вазы; его ноги — четыре ступени нижней террасы, а основание — его престол ».

Пять очищенных элементов

Хотя ступа не описана ни в одном тибетском тексте о символике ступ, она может представлять пять очищенных элементов:

  • Квадратное основание представляет землю
  • Полусферический купол / ваза представляет воду
  • Конический шпиль представляет собой огонь
  • Верхний зонтик из лотоса и полумесяц символизируют воздух.
  • Солнце и точка растворения олицетворяют мудрость

История

Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей. Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, было возможным лишь сохранить пепел или несгоревшие останки. В ступы помещалось то, что осталось после кремации. Так, постепенно, они превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей.

Первые ступы в буддийском предании

Одна из известнейших сутр Палийского канона — Махапаринирвана-сутра (пали Махапариниббана сутта), посвященная последним дням жизни Будды Шакьямуни, его смерти и событиям вскоре после его кончины, так описывает обстоятельства постройки первых буддийских ступ:

После смерти (махапаринирваны) Будды в Кушинагаре, его тело было кремировано с царскими почестями. После этого, восемь сторон, представлявших разные области Индии, потребовали отдать им священный прах Будды для воздвижения ступы:

  • Царь Магадхи Аджаташатру,
  • Семейство Личчхави из Вайшали,
  • Семейство Шакьев из Капилавасту (семейство, из которого происходил сам Будда),
  • Семейство Булы из Аллакапа,
  • Семейство Колии из Рамаграма,
  • Брахман из Ведхадипа,
  • Семейство Маллы из Павы,
  • Семейство Маллы из Кушинагара, объявившее остальным сторонам, что, поскольку Будда скончался в их области, они не уступят «ни одной частицы из останков Благословенного».

Спор рассудил брахман Дона, предложив сторонам разделить прах Будды на восемь равных частей, с чем все согласились. По просьбе сторон, Дона произвёл указанное деление. Для построения собственной ступы, он попросил даровать ему сосуд, в котором был кремирован Будда. Его просьбу удовлетворили. После этого, ещё одна сторона — Мории Пиппхаливанские — тоже попросили себе часть праха Будды для возведения ступы. Получив ответ, что «не осталось более частиц святых останков Благословенного», они взяли себе золы из погребального костра.

Таким образом, согласно сутре, было воздвигнуто 10 первых ступ, из них 8 — священным останкам Будды, одна — сосуду в котором кремирован Будда, и одна — золе из погребального костра Будды.

Об этих первых ступах в текущее время мало что известно, в частности, из-за того, что среди остатков древних архитектурных сооружений Индии до сих пор не удалось определить что-либо относящееся к этим ступам.

Дальнейшая история

С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.

Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму и обретали свои особые архитектурные черты.

Ступа Боробудур, Индонезия

Ступа на фоне дворца Потала в Лхасе, Тибет

Строгие каноны строительства ступ сложились в Тибете, где учёными ламами были письменно зафиксированы чёткие пропорции и формы ступ.

Пагода Шести Гармоний в Ханчжоу, Китай

В Китае роль ступ выполняли постройки особой формы — пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не точно придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Пагоды, возведенные на вершинах гор и на берегах рек, не только символизировали учение Будды, но и становились украшением окружающего ландшафта, объектами созерцания.

Ступа Шведагон в Янгоне, Мьянма

В Таиланде, Бирме и других странах Юго-Восточной Азии, где распространён буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде: храм—пагода. В некоторых странах Юго-Восточной Азии понятия пагоды и ступы означают храм, в других — пагоды и ступы отличают друг от друга. Обычно формы тайских и бирманских ступ — конусообразные, с более скошенными углами. Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма.

В Тибете, Бутане и некоторых других местах также получили распространение «упрощённые» ступы, в архитектуре которых не видно чётких пропорций и всех элементов восьми традиционных ступ. Эти сооружения больше походят на небольшие домики без двери, на крыше которых расположен ещё один «домик» с Будда-аспектом. Иногда сверху добавляется традиционный шпиль с тринадцатью кольцами.

Исторические корни буддийских ступ

Еще с незапамятных времен существовала традиция на местах захоронения человека возводить курган. Это делалось для того, чтобы потомки помнили своих предков. В Индии ступы появились еще в те времена, когда буддизм не был сформирован как философия и религия. Изначально такие могилы создавали вокруг деревьев, помещая в них останки кремированного тела. Со временем в ступы стали помещать останки людей, в некотором плане выдающихся. Более подробно про философию буддизма можно прочитать в .

Слово «ступа» с санскрита имеет несколько значений: «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли». В таких сооружениях могут храниться священные останки, одежда просветленного учителя, тексты. В некоторых случаях буддийская ступа возведена в честь какого-то памятного события и в ней не хранятся реликвии.

Сам Будда желал, чтобы над его останками была возведена ступа (получила название Махапаринирвана-сутра), ставшая объектом подношения не лично ему, а его уму – олицетворению мудрости и просветления.

Ступа (сооружение)Буддйская ступа в Санчи. Индия

После смерти тело Будды было кремировано со всеми почестями. В буддизме утвердилось поверье, что после сожжения тела Будды останки были разделены на восемь частей. Для каждой из этих частей были построены соответствующие постройки в разных местах Индии. Они получили название «Великие реликварные ступы». Еще две ступы воздвигли для захоронения сосуда, в котором был Будда кремирован, а также для золы из его погребального костра.

Ступы в Индии и за ее пределами

Ступа (сооружение)

Все указанные выше места паломничества, а также великие реликварные ступы находятся в Северной Индии. Именно здесь жил и распространял свое учение Будда. После того как в 3 в. до н. э. эти места посетил император Ашока, паломничества сюда приобрели большое общественное значение. Позднее Ашока построил множество ступ по всей территории Индии. Наиболее древние из тех, которые сохранились поныне, находятся в Бхархуте и Санчи (Индия), а также в Непале и Патане. Кроме того, они возводились в Гандхаре (территория современных Афганистана и Пакистана).

Ступа (сооружение)

Ступа в Санчи, фото которой представлено выше, находится в нескольких километрах от г. Бхопал. Она считается самым древним из архитектурных сооружений Индии, сохранившихся в наше время и относящихся к буддизму. Ступа в Санчи имеет полусферическую форму. У нее нет внутреннего помещения. Эта ступа находится на круглом цоколе, диаметр которого составляет 31 м. Кроме того, имеется терраса, на которой раньше проводились церемонии.

Ступа (сооружение)

Интересна также ступа Боробудур. Боробудур – это древнейший храм буддизма, созданный около 7-9 вв. (фото его представлено выше). Он находится на о. Ява, в 50 км от г. Джокьякарта (Индонезия). Боробудур – самая посещаемая достопримечательность этой страны. Этот храм, в отличие от других, возведенных на плоской поверхности, построили на холме. Согласно одной из версий, он находился в центре озера. Существует теория, согласно которой Боробудур, отражаясь в его зеркальной глади, символизировал цветок лотоса. Практически в каждом произведении искусства, относящемся к буддизму, видны цветы лотоса. Будда часто восседает на троне, который имеет вид распустившегося цветка. На ступах Боробудура, а также многих других храмов видны лепестки этого растения.

Как вы видите, не только в Индии были построены ступы. Неудивительно, ведь культура буддизма распространена повсеместно. В нашей стране, кстати, тоже можно их найти. Одна из них – ступа Лонгсал. Она была построена совсем недавно, в октябре 2012 года. Эта буддийская ступа находится в центре Ижевска, недалеко от Карлутской площади.

Литература

  • Бежкович А.С, Жегалова С.К. и др. Хозяйство и быт русских крестьян : Памятники материальной культуры. — М.: Советская Россия, 1959. — С. 72, 77—78, 102, 166, 194 (илл. 39, 155, 156). — 257 с.
  • Болонев Ф.Ф. Ручные жернова и ступы в хозяйстве русских крестьян Забайкалья. — Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий : Материалы Итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. — Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2010. — Т. XVI. — С. 372–377. — 616 с.
  • Шангина И.И. Ступа с пестом // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 235—237. — 688 с.
  • Топорков А.Л. Ступа и пест // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общ. ред. Н.И. Толстого. — М.: Международные отношения, 2012. — Т. 5 (Сказка—Ящерица). — С. 188—192. — 736 с.
  • Воскресенский П.И. Глава 9. Измельчение и смешивание // Техника лабораторных работ. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Химия, 1969. — С. 343—347. — 719 с.
  • Ступка // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. Том 2. — М.: Большая советская энциклопедия, 1959. — С. 607. — 772 с.